~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 4ED30015845397944E6699737C134627__1716891060 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Nihilism - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Нигилизм — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Nihilism ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/27/4ed30015845397944e6699737c134627.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/27/4ed30015845397944e6699737c134627__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 10.06.2024 23:04:42 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 28 May 2024, at 13:11 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Нигилизм — Википедия Jump to content

Нигилизм

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Нигилизм ( / ˈ n ( h ) ɪ l ɪ z əm , ˈ n - / ; от латинского nihil «ничто») — семейство взглядов внутри философии , отвергающее общепринятые или фундаментальные аспекты человеческого существования, [1] [2] такие как знание , мораль или смысл . [3] [4] Этот термин был популяризирован Иваном Тургеневым и, в частности, его персонажем Базаровым в романе « Отцы и дети» .

Были разные нигилистические позиции, в том числе о том, что человеческие ценности необоснованны, что жизнь бессмысленна, что знание невозможно или что некоторый набор сущностей не существует или является бессмысленным или бессмысленным. [5] [6]

Исследователи нигилизма могут рассматривать его как просто ярлык, наложенный на различные отдельные философии. [7] или как отдельная историческая концепция, возникающая из номинализма , скептицизма и философского пессимизма , а также, возможно, из самого христианства . [8] Современное понимание этой идеи во многом проистекает из ницшеанского «кризиса нигилизма», из которого вытекают две центральные концепции: разрушение высших ценностей и противодействие утверждению жизни . [9] [5] Однако более ранние формы нигилизма могут быть более избирательными в отрицании определенных гегемоний социальной, моральной, политической и эстетической мысли. [10]

Этот термин иногда используется в сочетании с аномией, чтобы объяснить общее настроение отчаяния по поводу воспринимаемой бессмысленности существования или произвольности человеческих принципов и социальных институтов . Нигилизм также описывался как заметный или составляющий определенные исторические периоды . Например, [11] Жан Бодрийяр [12] [13] и другие охарактеризовали постмодерн как нигилистическую эпоху. [14] или образ мышления. [15] Аналогичным образом, некоторые теологи и религиозные деятели заявили, что постмодерн [16] и многие аспекты современности [17] представляют нигилизм путем отрицания религиозных принципов. Однако нигилизм широко приписывают как религиозным, так и нерелигиозным точкам зрения. [8]

В популярном использовании этот термин обычно относится к формам экзистенциального нигилизма , согласно которым жизнь не имеет внутренней ценности , смысла или цели. [18] Другие видные позиции в рамках нигилизма включают отказ от всех нормативных и этических взглядов ( § Моральный нигилизм ), отказ от всех социальных и политических институтов ( § Политический нигилизм ), позицию о том, что никакое знание не может или не существует ( § Эпистемологический нигилизм ) и ряд метафизических позиций, которые утверждают, что неабстрактные объекты не существуют ( § Метафизический нигилизм ), что составные объекты не существуют ( § Мереологический нигилизм ) или даже что не существует самой жизни.

Этимология, терминология и определение [ править ]

Этимологическим источником нигилизма является латинский корень слова nihil , означающий «ничто», который аналогичным образом встречается в родственных терминах annihilate , означающих «свести к нулю». [5] и ничтожество , что означает « ничто ». [19] Термин «нигилизм» появился в нескольких местах Европы в XVIII веке. [7] особенно в немецкой форме Nihilismus , [20] хотя оно также использовалось в средние века для обозначения определенных форм ереси . [21] Сама концепция впервые оформилась в русской и немецкой философии , которые соответственно представляли два основных течения дискурса о нигилизме до 20 века. [20] Этот термин, вероятно, вошел в английский язык либо из немецкого Nihilismus , либо из позднелатинского nihilismus , либо из французского nihilisme . [22]

Ранние примеры использования этого термина можно найти в немецких публикациях. В 1733 году немецкий писатель Фридрих Леберехт Гетц использовал его как литературный термин в сочетании с нойизмом ( нем . Neinismus ). [23] В период Французской революции этот термин также был уничижительным для некоторых деструктивных тенденций современности , а именно отрицания христианства и европейской традиции в целом. [7] Нигилизм впервые вошел в философское исследование в рамках дискурса, окружающего кантианскую и посткантианскую философию, особенно появившись в трудах швейцарского эзотерика Якоба Германа Оберайта в 1787 году и немецкого философа Фридриха Генриха Якоби в 1799 году. [24] Еще в 1824 году этот термин начал приобретать социальный оттенок, когда немецкий журналист Йозеф фон Гёррес объяснил его отрицанием существующих социальных и политических институтов. [25] Русская Николай форма слова нигилизм ( рус . нигилизм ) вошла в публикацию в 1829 году, когда Надеждин использовал ее как синоним скептицизма . В российской журналистике это слово продолжало иметь значительный социальный подтекст. [26]

Со времен Якоби этот термин почти полностью вышел из употребления во всей Европе, пока он не был возрожден русским писателем Иваном Тургеневым , который ввел это слово в широкое употребление в своем романе 1862 года « Отцы и дети» , что заставило многих ученых поверить, что он придумал этот термин. . [27] Нигилистические персонажи романа определяют себя как тех, кто «отрицает все », кто «не принимает на веру ни одного принципа, в каком бы почитании этот принцип ни был закреплен» и кто считает «в настоящее время отрицание самым полезным из всех". [28] Несмотря на собственные антинигилистические взгляды Тургенева, многие из его читателей также взяли на себя имя нигилиста , присвоив таким образом русскому нигилистическому движению . название [29] Нигилизм далее обсуждался немецким философом Фридрихом Ницше , который использовал этот термин для описания западном мире . распада традиционной морали в [30] Для Ницше нигилизм применялся как к современным тенденциям разрушения ценностей, выраженным в « смерти Бога », так и к тому, что он считал жизнеотрицающей моралью христианства . [31] [32] Под глубоким влиянием Ницше этот термин затем стал трактоваться во французской философии и континентальной философии в более широком смысле, в то время как влияние нигилизма в России, возможно, продолжалось и в советскую эпоху . [33]

Религиоведы, такие как Альтизер, заявляли, что нигилизм обязательно следует понимать в отношении религии и что изучение основных элементов его характера требует фундаментально теологического рассмотрения. [34]

История [ править ]

Буддизм [ править ]

Концепция нигилизма обсуждалась Буддой (с 563 г. до н.э. по 483 г. до н.э.), как записано в Тхераваде и Махаяне Трипитаке . [35] « Трипитака » , первоначально написанная на пали , называет нигилизм наттикавадой , а нигилистические взгляды — мичхадититхи . [36] Различные сутры в нем описывают множество взглядов, которых придерживались разные секты аскетов при жизни Будды, некоторые из которых он считал морально нигилистическими. В «Доктрине нигилизма» Апаннака -сутты Будда описывает моральных нигилистов как придерживающихся следующих взглядов: [37]

  • Акт даяния не приносит никаких полезных результатов;
  • Хорошие и плохие действия не приносят результатов;
  • После смерти существа не перерождаются ни в настоящем мире, ни в другом мире;
  • Нет в мире никого, кто посредством непосредственного познания мог бы подтвердить, что существа перерождаются в этот мир или в мир иной.

Будда далее утверждает, что те, кто придерживается этих взглядов, не смогут увидеть добродетель в хорошем умственном, речевом и телесном поведении и соответствующие опасности в неправильном поведении и поэтому будут склоняться к последнему. [37]

Нирвана и нигилизм [ править ]

Кульминацией пути, которому учил Будда, была нирвана , «место небытия необладания и… непривязанности … [что есть] полный конец смерти и распада». [38] Аджан Амаро , рукоположенный буддийский монах с более чем 40-летним стажем, отмечает, что по-английски «ничто» может звучать как нигилизм. Однако это слово можно было бы подчеркнуть по-другому, чтобы оно стало невещностью , указывая на то, что нирвана — это не вещь, которую вы можете найти, а скорее состояние, в котором вы испытываете реальность отсутствия цепляний. [38]

В Алагаддупама-сутте Будда описывает, как некоторые люди боялись его учения, потому что считали, что их «я» будет уничтожено, если они будут следовать ему. Он описывает это как тревогу, вызванную ложной верой в неизменное, вечное «я» . Все вещи подвержены изменениям, и принятие любых непостоянных явлений за свою сущность приводит к страданиям. Тем не менее, его критики называли его нигилистом, проповедующим уничтожение и истребление существующего существа. Ответ Будды заключался в том, что он учит только прекращению страданий. Когда человек отказался от жажды и тщеславия «Я есть», его ум освобождается, он больше не вступает ни в какое состояние « бытия » и больше не рождается заново. [39]

В Агги-Ваччаготта-сутте записан разговор между Буддой и человеком по имени Вачча, в котором эта тема более подробно рассматривается. В сутте Вачча просит Будду подтвердить одно из следующих утверждений относительно существования Будды после смерти: [40]

  • После смерти Будда снова появляется где-то еще;
  • После смерти Будда не появляется снова;
  • После смерти Будда либо появляется, либо не появляется снова;
  • После смерти Будда не исчезает и не появляется снова.

На все четыре вопроса Будда отвечает, что термины «появляется где-то снова», «не появляется снова», «и появляется, и не появляется снова», «ни не появляется, ни не появляется снова» неприменимы. Когда Вачча выражает недоумение, Будда задает Вачче встречный вопрос следующего содержания: если бы огонь погас и кто-то спросил вас, пошел ли огонь на север, юг, восток или запад, как бы вы ответили? Вачча отвечает, что этот вопрос неприменим и что потухший огонь можно классифицировать только как «погасший». [40]

Тханиссаро Бхиккху развивает проблему классификации слов «возвращение» и т. д. в отношении Будды и Нирваны, заявляя, что «Человек, достигший цели [нирваны], неописуем, потому что [они] оставили все вещи, посредством которых [их] можно было бы описать». [41] Сами сутты описывают освобожденный ум как «неотслеживаемый» или как «сознание без особенностей», не делая различия между умом освобожденного существа, которое живо , и умом того, которого уже нет в живых. [39] [42]

Несмотря на противоположные объяснения Будды, практикующие буддизм иногда все же могут относиться к буддизму нигилистически. Аджан Амаро иллюстрирует это, пересказывая историю буддийского монаха Аджана Сумедхо , который в ранние годы придерживался нигилистического подхода к нирване. Отличительной особенностью нирваны в буддизме является то, что достигший ее человек уже не подлежит перерождению. Аджан Сумедхо во время разговора со своим учителем Аджаном Ча комментирует, что он «прежде всего полон решимости полностью реализовать Нирвану в этой жизни… глубоко устал от человеческого состояния и… [полон] решимости не рождаться снова. ." На это Аджан Ча отвечает: «А как насчет остальных из нас, Сумедхо? Неужели тебя не волнуют те, кто останется позади?» Аджан Амаро комментирует, что Аджан Ча мог обнаружить, что у его ученика было нигилистическое отвращение к жизни, а не истинная отстраненность. [43]

Якоби [ править ]

Термин «нигилизм» был впервые введен в философию Фридрихом Генрихом Якоби (1743–1819), который использовал этот термин для характеристики рационализма . [44] и, в частности, детерминизм Спинозы и Aufklärung , чтобы осуществить доведение до абсурда , согласно которому весь рационализм (философия как критика) сводится к нигилизму - и, следовательно, его следует избегать и заменять возвратом к некоторому типу веры и откровения. . Брет В. Дэвис пишет, например: [45]

Первую философскую разработку идеи нигилизма обычно приписывают Фридриху Якоби, который в известном письме критиковал как Фихте идеализм впадение в нигилизм. Согласно Якоби, абсолютизация эго Фихте («абсолютного Я», постулирующего «не-Я»), представляет собой инфляцию субъективности, отрицающую абсолютную трансцендентность Бога.

Родственной, но оппозиционной концепцией является фидеизм , который считает разум враждебным и подчиненным вере.

Кьеркегор [ править ]

Неоконченный набросок около 1840 года . Серена Кьеркегора, сделанный его двоюродным братом Нильсом Кристианом Кьеркегором

Сёрен Кьеркегор (1813–1855) постулировал раннюю форму нигилизма, которую он называл уравниванием . [46] Он рассматривал выравнивание как процесс подавления индивидуальности до такой степени, что уникальность человека перестает существовать и ничто значимое в его существовании не может быть подтверждено:

Максимальное прокачивание похоже на тишину смерти, где можно услышать биение собственного сердца, тишину, подобную смерти, в которую ничто не может проникнуть, в которой все тонет, бессильно. Один человек может возглавить восстание, но один человек не может возглавить процесс выравнивания, поскольку это сделало бы его лидером, и он избежал бы выравнивания. Каждый человек в своем маленьком кругу может участвовать в этом нивелировании, но это абстрактный процесс, а нивелирование — это абстракция, побеждающая индивидуальность.

Нынешний век в переводе Александра Дрю. Предисловие Вальтера Кауфмана , 1962, стр. 51–53.

Кьеркегор, сторонник философии жизни , в целом выступал против уравнивания и его нигилистических последствий, хотя он считал, что было бы «действительно поучительно жить в эпоху уравнивания, [потому что] люди будут вынуждены предстать перед судом [уравнивания] один." [47] Джордж Коткин утверждает, что Кьеркегор был против «стандартизации и нивелирования убеждений, как духовных, так и политических, в девятнадцатом веке», и что Кьеркегор «выступал против тенденций в массовой культуре сводить человека к шифру соответствия и уважения к доминирующему мнению. " [48] В его время таблоиды (например, датский журнал Corsaren ) и отступническое христианство были инструментами уравнивания и способствовали «рефлексивной апатичной эпохе» Европы XIX века. [49] Кьеркегор утверждает, что люди, которые могут преодолеть процесс выравнивания, становятся для него сильнее, и что это представляет собой шаг в правильном направлении к «становлению истинной личностью». [47] [50] Поскольку мы должны преодолеть выравнивание, [51] Хьюберт Дрейфус и Джейн Рубин утверждают, что интерес Кьеркегора «в эпоху все более нигилистического подхода заключается в том, как мы можем восстановить чувство значимости нашей жизни». [52]

Русский нигилизм [ править ]

Portrait of a nihilist student by Ilya Repin

В период 1860–1917 годов русский нигилизм был одновременно зарождающейся формой нигилистической философии и широким культурным движением, которое пересекалось с определенными революционными тенденциями той эпохи. [53] из-за чего его часто ошибочно характеризовали как форму политического терроризма . [54] Русский нигилизм сосредоточился на растворении существующих ценностей и идеалов, включая теории жесткого детерминизма , атеизма , материализма , позитивизма и рационального эгоизма , отвергая при этом метафизику , сентиментализм и эстетизм . [55] Ведущими философами этой школы мысли были Николай Чернышевский и Дмитрий Писарев . [56]

Интеллектуальные истоки русского нигилистического движения можно проследить до 1855 года, а возможно, и раньше. [57] где это была главным образом философия крайнего морального и эпистемологического скептицизма . [58] Однако только в 1862 году название «нигилизм» было впервые популяризировано, когда Иван Тургенев использовал этот термин в своем знаменитом романе « Отцы и дети», чтобы описать разочарование молодого поколения как в прогрессистах , так и в традиционалистах , которые были до них. [59] а также его проявление во взгляде на то, что отрицание и разрушение ценностей наиболее необходимы в нынешних условиях. [60] Движение очень скоро приняло это название, несмотря на первоначальную резкую реакцию романа как среди консерваторов, так и среди молодого поколения. [61]

Хотя с философской точки зрения он одновременно нигилистический и скептический, русский нигилизм не отрицал в одностороннем порядке этику и знание, как можно было бы предположить, и не поддерживал однозначно бессмысленность. [62] Несмотря на это, современные ученые бросили вызов приравниванию русского нигилизма к простому скептицизму, вместо этого идентифицируя его как фундаментально прометеевское движение. [63] Будучи страстными сторонниками отрицания, нигилисты стремились высвободить прометееву мощь русского народа, которую они видели воплощенной в классе прототипических личностей, или, новых типах . по их собственным словам, [64] Эти личности, по мнению Писарева, освобождаясь от всякого авторитета, освобождаются и от нравственного авторитета и выделяются среди черни или простой массы. [65]

Более поздние интерпретации нигилизма находились под сильным влиянием произведений антинигилистической литературы , таких как произведения Федора Достоевского , которые возникли в ответ на русский нигилизм. [66] «В отличие от развращенных нигилистов [реального мира], пытавшихся заглушить свою нигилистическую чувствительность и забыться посредством потакания своим прихотям, персонажи Достоевского добровольно впадают в нигилизм и пытаются быть самими собой в его границах», — пишет современный ученый Нишитани. . «Ничтожество, выраженное в фразах «если нет Бога, все дозволено» или « после моего потопа » , обеспечивает принцип, искренность которого они стараются воплотить в жизнь до конца. Они ищут и экспериментируют с способами достижения себя. оправдать себя после исчезновения Бога». [67]

Ницше [ править ]

Фридрих Вильгельм Ницше

Нигилизм часто связывают с именем немецкого философа Фридриха Ницше , который дал подробный диагноз нигилизма как широко распространенного явления западной культуры. Хотя это понятие часто встречается в творчестве Ницше, он использует этот термин по-разному, с разными значениями и коннотациями.

Что касается развития мысли Ницше, то в исследованиях было отмечено, что, хотя с 1869 года он занимался «нигилистическими» темами («пессимизм, нирвана, небытие и небытие», [68] ), концептуальное использование нигилизма впервые произошло в рукописных заметках в середине 1880-х годов ( КСА 9.127-128). Это было время тогдашнего научно-популярного труда, реконструировавшего так называемый «русский нигилизм» на основе сообщений русских газет о нигилистических происшествиях (Н. Карлович: Die Entwicklung des Nihilismus. Берлин, 1880). Этот сборник материалов, опубликованный в трех изданиях, был не только известен широкой немецкой читательской аудитории, но и можно доказать его влияние на Ницше. [69]

Карен Л. Карр описывает характеристику нигилизма Ницше как «состояние напряжения, как диспропорцию между тем, что мы хотим ценить (или в чем нуждаемся), и тем, как кажется, что мир устроен». [31] : 25  Когда мы обнаруживаем, что мир не обладает той объективной ценностью или смыслом, который мы хотим, чтобы он имел или в который мы давно верили, мы оказываемся в кризисе. [70] Ницше утверждает, что с упадком христианства и ростом физиологического упадка , [ нужны разъяснения ] нигилизм фактически характерен для современной эпохи, [71] хотя он подразумевает, что возникновение нигилизма еще не завершено и что его еще предстоит преодолеть. [72] Хотя проблема нигилизма становится особенно явной в записных книжках Ницше (опубликованных посмертно), она неоднократно упоминается в его опубликованных работах и ​​тесно связана со многими упомянутыми там проблемами.

Ницше характеризовал нигилизм как лишение мира и особенно человеческого существования смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Ницше Это наблюдение частично проистекает из перспективизма или его представления о том, что «знание» всегда принадлежит кому-то о чем-то: оно всегда связано с перспективой и никогда не является простым фактом. [73] Скорее, существуют интерпретации, посредством которых мы понимаем мир и придаем ему смысл. Устный перевод – это то, без чего мы не можем обойтись; на самом деле это состояние субъективности. Одним из способов интерпретации мира является мораль, как один из фундаментальных способов, которыми люди осмысливают мир, особенно в отношении своих собственных мыслей и действий. Ницше отличает сильную или здоровую мораль, означающую, что рассматриваемый человек осознает, что он конструирует ее сам, от слабой морали, где интерпретация проецируется на что-то внешнее.

Ницше подробно обсуждает христианство, одну из главных тем своего творчества, в контексте проблемы нигилизма в своих записных книжках, в главе, озаглавленной «Европейский нигилизм». [74] Здесь он утверждает, что христианская моральная доктрина обеспечивает людям внутреннюю ценность , веру в Бога (которая оправдывает зло в мире) и основу для объективного познания . В этом смысле, создавая мир, в котором возможно объективное знание, христианство является противоядием против первичной формы нигилизма, против отчаяния бессмысленности. Однако именно элемент правдивости христианской доктрины губит ее: в своем стремлении к истине христианство в конечном итоге оказывается конструктом, что ведет к его собственному растворению. Именно поэтому Ницше утверждает, что мы переросли христианство «не потому, что жили слишком далеко от него, а потому, что жили слишком близко». [75] Таким образом, самораспад христианства представляет собой еще одну форму нигилизма. Поскольку христианство было интерпретацией, позиционировавшей себя как интерпретацию , Ницше утверждает, что это растворение ведет за пределы скептицизма к недоверию ко всему смыслу. [76] [31] : 41–2 

Стэнли Розен отождествляет концепцию нигилизма Ницше с ситуацией бессмысленности, в которой «все разрешено». По его мнению, утрата высших метафизических ценностей, существующих в отличие от базовой реальности мира, или просто человеческих идей, порождает идею о том, что все человеческие идеи, следовательно, бесценны. Таким образом, отказ от идеализма приводит к нигилизму, потому что только столь же трансцендентные идеалы соответствуют предыдущим стандартам, которых нигилист все еще неявно придерживается. [77] Неспособность христианства служить источником оценки мира отражена в знаменитом афоризме Ницше о сумасшедшем в «Веселой науке» . [78] Смерть Бога, в частности заявление о том, что «мы убили его», аналогична самораспаду христианского учения: благодаря достижениям наук, которые, по Ницше, показывают, что человек есть продукт эволюции , Земля нет особого места среди звезд и что история не прогрессивна , христианское представление о Боге больше не может служить основой морали.

Одной из таких реакций на потерю смысла является то, что Ницше называет пассивным нигилизмом , который он признает в пессимистической философии Шопенгауэра . Учение Шопенгауэра, которое Ницше также называет западным буддизмом , выступает за отделение себя от воли и желаний, чтобы уменьшить страдания. Ницше характеризует такое отношение как «волю к небытию », при которой жизнь отворачивается от самой себя, поскольку в мире нет ничего ценного. Это выкашивание всех ценностей в мире характерно для нигилиста, хотя в этом нигилист оказывается непоследовательным: эта «воля к небытию» все же является формой оценки или волеизъявления. [79] Он описывает это как «непоследовательность со стороны нигилистов»:

Нигилист — это человек, который судит о мире таким, какой он есть, о том, чего ему не должно быть, и о мире, каким он должен быть, о том, что его не существует. Согласно этой точке зрения, наше существование (действие, страдание, воля, чувство) не имеет смысла: пафос «напрасно» есть пафос нигилистов – в то же время, как и пафос, непоследовательность со стороны нигилистов.

- Фридрих Ницше, KSA 12:9 [60], Воля к власти , раздел 585, перевод Вальтера Кауфмана .

Отношение Ницше к проблеме нигилизма сложное. Он подходит к проблеме нигилизма как к глубоко личной, заявляя, что это затруднительное положение современного мира является проблемой, которая «стала осознанной» в нем. [80] По мнению Ницше, только когда нигилизм преодолен , культура может иметь истинную основу для процветания. Он хотел ускорить его приход только для того, чтобы ускорить и его окончательный уход. [71]

Он утверждает, что после саморастворения христианства существует, по крайней мере, возможность появления нигилиста другого типа, который не остановится после разрушения всех ценностей и смысла и не поддастся следующему небытию. С другой стороны, этот альтернативный, «активный» нигилизм разрушает, выравнивая поле для построения чего-то нового. Эту форму нигилизма Ницше характеризует как «признак силы». [81] умышленное разрушение старых ценностей, чтобы стереть все с лица земли и утвердить свои собственные убеждения и интерпретации, в отличие от пассивного нигилизма, который смиряется с разложением старых ценностей. Это преднамеренное разрушение ценностей и преодоление состояния нигилизма путем создания нового смысла, этот активный нигилизм могут быть связаны с тем, что Ницше в другом месте называет свободным духом. [31] : 43–50  или сверхчеловек из «Так говорил Заратустра» и «Антихрист» , модель сильного человека, который устанавливает свои собственные ценности и живет своей жизнью, как если бы это было его собственное произведение искусства. Однако можно задаться вопросом, действительно ли «активный нигилизм» является правильным термином для этой позиции, и некоторые задаются вопросом, воспринимает ли Ницше проблемы, которые ставит нигилизм, достаточно серьезно. [82]

Ницше Хайдеггеровская интерпретация

Мартином Хайдеггером Интерпретация Ницше повлияла на многих мыслителей постмодерна , исследовавших проблему нигилизма, выдвинутую Ницше. Лишь недавно влияние Хайдеггера на исследования ницшеанского нигилизма ослабло. [83] Еще в 1930-е годы Хайдеггер читал лекции, посвященные идеям Ницше. [84] Учитывая важность вклада Ницше в тему нигилизма, влиятельная интерпретация Ницше Хайдеггером важна для исторического развития термина « нигилизм» .

Метод Хайдеггера в исследовании и обучении Ницше явно принадлежит ему. Он специально не пытается представить Ницше Ницше . Скорее, он пытается включить мысли Ницше в свою собственную философскую систему бытия, времени и присутствия . [85] В своей работе «Нигилизм, определяемый историей бытия» (1944–46) [86] Хайдеггер пытается понять нигилизм Ницше как попытку добиться победы через девальвацию до сих пор высших ценностей. Принципом этой девальвации, по Хайдеггеру, является воля к власти . Воля к власти также является принципом любой предыдущей оценки ценностей. [87] Как происходит эта девальвация и почему она нигилистична? Одна из главных критических замечаний Хайдеггера по философии заключается в том, что философия, а точнее метафизика , забыла различать исследование понятия бытия ( seiende ) и бытия ( Sein ). Согласно Хайдеггеру, историю западной мысли можно рассматривать как историю метафизики. Более того, поскольку метафизика забыла задаться вопросом о понятии Бытия (то, что Хайдеггер называет Seinsvergessenheit ), это история разрушения Бытия. Вот почему Хайдеггер называет метафизику нигилистической. [88] Это делает метафизику Ницше не победой над нигилизмом, а его совершенством. [89]

Хайдеггер в своей интерпретации Ницше вдохновлялся Эрнстом Юнгером . Многие ссылки на Юнгера можно найти в лекциях Хайдеггера о Ницше. Например, в письме ректору Фрайбургского университета от 4 ноября 1945 года Хайдеггер, вдохновленный Юнгером, пытается объяснить понятие « Бог мертв » как «реальность воли к власти». Хайдеггер также хвалит Юнгера за защиту Ницше от слишком биологического или антропологического прочтения в эпоху нацизма . [90]

Хайдеггеровская интерпретация Ницше оказала влияние на ряд важных мыслителей-постмодернистов. Джанни Ваттимо указывает на поступательное движение в европейской мысли между Ницше и Хайдеггером. В 1960-е годы начался ницшеанский «ренессанс», кульминацией которого стали работы Маццино Монтинари и Джорджио Колли . Они начали работу над новым и полным изданием собрания сочинений Ницше, сделав Ницше более доступным для научных исследований. Ваттимо объясняет, что с этим новым изданием «Колли и Монтинари» начало формироваться критическое восприятие хайдеггеровской интерпретации Ницше. Как и другие современные французские и итальянские философы, Ваттимо не хочет или лишь частично хочет полагаться на Хайдеггера для понимания Ницше. С другой стороны, Ваттимо считает намерения Хайдеггера достаточно достоверными, чтобы продолжать их преследовать. [91] Философами, которых Ваттимо представляет как часть этого движения вперед и назад, являются французские философы Делёз , Фуко и Деррида . Итальянскими философами этого же движения являются Каччари , Северино и он сам. [92] Юрген Хабермас , Жан-Франсуа Лиотар и Ришар Рорти также являются философами, на которых повлияла интерпретация Ницше Хайдеггером. [93]

интерпретация Ницше Делёзовская

Интерпретация Жилем Делёзом концепции нигилизма Ницше отличается — в некотором смысле диаметрально противоположно — от обычного определения (как изложено в остальной части этой статьи). Нигилизм — одна из главных тем ранней книги Делёза «Ницше и философия» (1962). [94] Там Делёз неоднократно интерпретирует нигилизм Ницше как «предприятие отрицания жизни и обесценивания существования». [95] Нигилизм, определяемый таким образом, — это не отрицание высших ценностей или отрицание смысла, а, скорее, обесценивание жизни во имя таких высших ценностей или смысла. Поэтому Делез (вместе, как он утверждает, с Ницше) говорит, что христианство и платонизм , а вместе с ними и вся метафизика, по своей сути являются нигилистическими.

Постмодернизм [ править ]

Постмодернистская и постструктуралистская мысль поставила под сомнение сами основания, на которых западные культуры основывали свои «истины»: абсолютное знание и смысл, «децентрализацию» авторства, накопление позитивного знания, исторический прогресс, а также определенные идеалы и гуманизма и практики Просвещение .

Derrida[editДеррида

Жак Деррида , чью деконструкцию , возможно, чаще всего называют нигилистической, сам не делал того нигилистического шага, о котором заявляли другие. Дерридианские деконструктивисты утверждают, что этот подход скорее освобождает тексты, отдельных лиц или организации от ограничивающей истины и что деконструкция открывает возможность других способов существования. [96] Гаятри Чакраворти Спивак , например, использует деконструкцию для создания этики открытия западной науки голосу подчиненных и философии, выходящей за рамки канона западных текстов. [97] Сам Деррида построил философию, основанную на «ответственности перед другими». [98] Таким образом, деконструкцию можно рассматривать не как отрицание истины, а как отрицание нашей способности познавать истину. Другими словами, он выдвигает эпистемологическое утверждением нигилизма утверждение по сравнению с онтологическим .

Лиотар [ править ]

Лиотар утверждает, что вместо того, чтобы полагаться на объективную истину или метод для доказательства своих утверждений, философы узаконивают свои истины, ссылаясь на историю о мире, которая не может быть отделена от эпохи и системы, к которой принадлежат эти истории, - которую Лиотар называет метанарративы . Затем он определяет состояние постмодерна как характеризующееся отказом как от этих метанарративов, так и от процесса легитимации с помощью метанарративов. Эта концепция нестабильности истины и смысла ведет в направлении нигилизма, хотя Лиотар и не принимает последнего. [ нужна цитата ]

Вместо метанарративов мы создали новые языковые игры , чтобы узаконить наши претензии, основанные на меняющихся отношениях и изменчивых истинах, ни одна из которых не имеет привилегий перед другой, чтобы говорить об абсолютной истине. [ нужна цитата ]

Бодрийяр [ править ]

Теоретик постмодерна Жан Бодрийяр кратко описал нигилизм с точки зрения постмодерна в «Симулякрах и симуляциях» . В основном он придерживался тем интерпретаций реального мира, а не симуляций, из которых он состоит. Использование значения было важной темой в обсуждении нигилизма Бодрийяром:

Апокалипсис . закончился, сегодня это прецессия нейтрального, нейтральных форм и безразличия... все, что осталось, - это увлечение пустынными и безразличными формами, самим действием системы, которая нас уничтожает Но очарование (в отличие от обольщения, которое было связано с видимостью, и диалектического разума, который был связан со значением) есть нигилистическая страсть по преимуществу, это страсть, присущая способу исчезновения. Нас завораживают все формы исчезновения, нашего исчезновения. Меланхоличная и зачарованная, такова наша общая ситуация в эпоху непроизвольной прозрачности.

- Жан Бодрийяр, Симулякры и симуляция, «О нигилизме», пер. 1995. [ нужна страница ]

Должности [ править ]

С XIX века нигилизм охватывает ряд позиций в различных областях философии. Каждый из них, как утверждает Британская энциклопедия , «отрицал существование подлинных моральных истин или ценностей, отвергал возможность знания или общения и утверждал абсолютную бессмысленность или бесцельность жизни или вселенной». [99]

  • Космический нигилизм - это позиция, согласно которой реальность или космос либо полностью, либо в значительной степени непонятны и что они не обеспечивают основы для человеческих целей и принципов. [3] В частности, он может рассматривать космос как явно враждебный или безразличный к человечеству. [100] Это часто связано как с эпистемологическим, так и с экзистенциальным нигилизмом, а также с космизмом .
  • Эпистемологический нигилизм — форма философского скептицизма, согласно которой знание не существует, а если и существует, то недостижимо для человека. Его не следует путать с эпистемологическим фаллибилизмом , согласно которому все знания неопределенны.
  • Экзистенциальный нигилизм – это позиция, согласно которой жизнь не имеет внутреннего смысла или ценности . [3] Что касается вселенной , экзистенциальный нигилизм утверждает, что отдельный человек или даже весь человеческий вид незначителен, не имеет цели и вряд ли изменится в совокупности существования. Бессмысленность жизни во многом исследуется в философской школе экзистенциализма , где человек может создать свой собственный субъективный смысл или цель. В популярном использовании термин «нигилизм» сейчас чаще всего относится к формам экзистенциального нигилизма.
  • Метафизический нигилизм — это позиция, согласно которой конкретные объекты и физические конструкции могут не существовать в возможном мире или что, даже если существуют возможные миры, содержащие некоторые конкретные объекты, существует по крайней мере один, который содержит только абстрактные объекты .
    • Крайний метафизический нигилизм , также иногда называемый онтологическим нигилизмом , — это позиция, согласно которой на самом деле ничего не существует вообще. [101] [102] Медицинский словарь American Heritage определяет одну из форм нигилизма как «крайнюю форму скептицизма , отрицающую всякое существование». [103] Подобный скептицизм в отношении конкретного мира можно найти и в солипсизме . Однако, несмотря на то, что обе точки зрения отрицают уверенность в истинном существовании объектов, нигилист будет отрицать существование самости , тогда как солипсист подтвердит его. [104] Обе эти позиции считаются формами антиреализма .
    • Мереологический нигилизм , также называемый композиционным нигилизмом , — это метафизическая позиция, согласно которой объекты с собственными частями не существуют. Это положение применимо к объектам в пространстве, а также к объектам, существующим во времени, которые, как предполагается, не имеют временных частей. Скорее, существуют только базовые строительные блоки без частей, и поэтому мир, который мы видим и переживаем, полный объектов с частями, является продуктом человеческого неправильного восприятия (т. е., если бы мы могли видеть ясно, мы бы не воспринимали составные объекты). Такая интерпретация существования должна быть основана на решимости: разрешение, с которым люди видят и воспринимают «неправильные части» мира, не является фактом реальности объективным , а скорее неявной чертой, которую можно только качественно исследовать и выразить. Следовательно, не существует бесспорного способа предположить или измерить обоснованность мереологического нигилизма. Например, муравей может заблудиться на большом цилиндрическом объекте, потому что окружность объекта настолько велика по отношению к муравью, что муравей фактически чувствует, будто объект не имеет кривизны. Таким образом, разрешение, с которым муравей рассматривает мир, в котором он существует «внутри», является важным определяющим фактором того, как муравей испытывает это чувство «внутри мира».
  • Моральный нигилизм , также называемый этическим нигилизмом , — это метаэтическая позиция, согласно которой никакой морали или этики не существует вообще; следовательно, ни одно действие не может быть морально предпочтительнее любого другого. Моральный нигилизм отличается как от морального релятивизма , так и от экспрессивизма тем, что он не признает социально сконструированные ценности как личную или культурную мораль. Она также может отличаться от других моральных позиций в рамках нигилизма, которые вместо того, чтобы утверждать, что морали нет, утверждают, что, если она действительно существует, то это человеческая конструкция и, следовательно, искусственная, в которой любое значение относительно для различных возможных результатов. Альтернативная научная точка зрения заключается в том, что моральный нигилизм сам по себе является моралью. Купер пишет: «В самом широком смысле слова «мораль» моральный нигилизм — это мораль». [105]
  • Пассивный и активный нигилизм , первый из которых также приравнивается к философскому пессимизму , относятся к двум подходам к нигилистической мысли; пассивный нигилизм рассматривает нигилизм как самоцель, тогда как активный нигилизм пытается превзойти ее. Для Ницше пассивный нигилизм дополнительно включает в себя «волю ни к чему» и современное состояние смирения или неосознанности в отношении растворения высших ценностей, вызванного XIX веком. [31] [106]
  • Политический нигилизм — это позиция, не преследующая никаких политических целей, за исключением полного разрушения всех существующих политических институтов , а также принципов, ценностей и социальных институтов , которые их поддерживают. [107] Хотя его часто связывают с анархизмом отрицание текущей политической структуры , он может отличаться тем, что не представляет собой метод социальной организации после того, как произошло . Анализ политического нигилизма далее представлен Лео Штраусом . [108]
  • Терапевтический нигилизм , также называемый медицинским нигилизмом , — это позиция, согласно которой эффективность медицинского вмешательства сомнительна или необоснованна. [109] Имея дело с философией науки , связанной с контекстуальным разграничением медицинских исследований , Джейкоб Стегенга применяет теорему Байеса к медицинским исследованиям и утверждает, что «даже когда нам представлены доказательства гипотезы об эффективности медицинского вмешательства, мы должен иметь низкую степень доверия к этой гипотезе». [110] [111]

В культуре, искусстве и средствах массовой информации [ править ]

Сундук [ править ]

Термин дада впервые был использован Рихардом Хюльзенбеком и Тристаном Царой в 1916 году. [112] Движение, продолжавшееся примерно с 1916 по 1923 год, возникло во время Первой мировой войны, события, оказавшего влияние на художников. [113] Движение Дада зародилось в старом городе Цюриха, Швейцария , известном как «Нидердорф» или «Нидердорфли», в кафе «Вольтер» . [114] Дадаисты утверждали, что дадаизм был не художественным движением, а антиискусственным движением, иногда использующим найденные предметы аналогично найденной поэзии .

Эта тенденция к девальвации искусства привела к тому, что многие [ ВОЗ? ] утверждать, что дадаизм был по сути нигилистическим движением. [115] Учитывая, что дадаизм создал свои собственные средства интерпретации своих произведений, его трудно отнести к большинству других выражений современного искусства. Из-за воспринимаемой двусмысленности это было классифицировано как нигилистический образ жизни . [113]

Литература [ править ]

Термин «нигилизм» фактически популяризировал в 1862 году Иван Тургенев в романе « Отцы и дети» , герой которого, Базаров, был нигилистом и привлек к философии несколько последователей. Влюбившись, он обнаружил, что его нигилистический образ жизни бросает вызов. [116]

Антон Чехов изобразил нигилизм, когда писал «Три сестры» . Фраза «какая разница» или ее варианты часто произносятся несколькими персонажами в ответ на события; Значение некоторых из этих событий предполагает приверженность указанных персонажей нигилизму как типу стратегии выживания.

Философские идеи французского автора маркиза де Сада часто отмечаются как ранние примеры нигилистических принципов. [117]

СМИ [ править ]

Часто саморазрушительные и аморальные тенденции нигилистического мировоззрения можно увидеть во многих современных средствах массовой информации, включая фильмы и телешоу.

Патрик Бейтман в Брета Истона Эллиса « романе Американский психопат» 1991 года и экранизации 2000 года демонстрирует как моральный, так и экзистенциальный нигилизм. На протяжении всего фильма Бейтман не уклоняется от убийств и пыток ради достижения своих целей. Осознав зло в своих поступках, он пытается признаться и принять на себя наказание за свои преступления. [118]

Фил Коннорс в комедии 1993 года « День сурка» развивает экзистенциальные нигилистические тенденции ближе к середине фильма. Поскольку он проживает один и тот же день бесчисленное количество раз, он впадает в депрессию и пытается покончить с собой разными способами. Он также прибегнет к похищению Панксатони Фила, сурка, которому он приписывает свои крутые дни, и уедет со скалы, убив их обоих. [119]

Винсент, главный антагонист фильма «Залог» 2004 года , считает, что жизнь не имеет смысла, потому что человеческая природа по своей сути зла и что в глубине души люди заботятся только о себе.

В фильме 2022 года «Все повсюду и сразу» главный антагонист Джобу Тупаки приходит к экзистенциальному нигилистическому выводу о том, что бесконечный хаос мультивселенной означает отсутствие причин продолжать существование. Она проявляет свой нигилизм, создавая черную дыру , подобную « бублику всего », в которой она уничтожит себя и остальную часть мультивселенной. Ее мать Эвелин на короткое время убеждает ее логика, но затем опровергает ее в пользу более позитивного взгляда, основанного на ценности человеческих отношений и выбора. [120]

В видеоигре Honkai: Star Rail 2023 года Нихилити « » — это игровой путь, возглавляемый Эоном IX, по которому идут персонажи, считающие, что окончательная судьба Мультивселенной — ничто и, следовательно, бесполезность.

См. также [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Кросби, Дональд А. (1998). "Нигилизм". Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780415249126-N037-1 . ISBN  9780415250696 . Как следует из названия (от латинского nihil — «ничего»), философский нигилизм — это философия отрицания, неприятия или отрицания некоторых или всех аспектов мысли или жизни.
  2. ^ Делёз, Жиль (1962). Ницше и философия . Перевод Томлинсона, Хью. Лондон: The Athlone Press (опубликовано в 1983 г.). ISBN  978-0-231-13877-2 . Ницше называет стремление отрицать жизнь и обесценивать существование нигилизмом.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Вейт, Уолтер (2018). «Экзистенциальный нигилизм: единственная действительно серьезная философская проблема» . Журнал исследований Камю : 211–236. дои : 10.13140/RG.2.2.26965.24804 .
  4. ^
    • Кросби, Дональд А. (1998). "Нигилизм". Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780415249126-N037-1 . ISBN  9780415250696 . Как следует из названия (от латинского nihil — «ничего»), философский нигилизм — это философия отрицания, неприятия или отрицания некоторых или всех аспектов мысли или жизни.
    • Пратт, Алан . «Нигилизм» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 г. Нигилизм — это вера в то, что все ценности безосновательны и что ничего нельзя узнать или передать. Оно часто ассоциируется с крайним пессимизмом и радикальным скептицизмом, осуждающим существование.
    • «Нигилизм» . Британская энциклопедия . 3 января 2024. В ХХ веке нигилизм охватывал множество философских и эстетических позиций, которые в том или ином смысле отрицали существование подлинных моральных истин или ценностей, отвергали возможность познания или общения и утверждали крайнюю бессмысленность или бессмысленность жизни или вселенной.
    • Харпер, Дуглас. «нигилизм» . Интернет-словарь этимологии .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Пратт, Алан . « Нигилизм ». Интернет-энциклопедия философии . «Нигилизм | Интернет-энциклопедия философии» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 г. Проверено 26 августа 2003 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) .
  6. ^ «Смысл жизни #Нигилизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 3 августа 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с тер Борг, Меертен Б. (1988). «Проблема нигилизма: социологический подход». Социологический анализ . 49 (1): 1–16. дои : 10.2307/3711099 . JSTOR   3711099 .
  8. ^ Перейти обратно: а б
    • Гиллеспи, Майкл Аллен (1996). Нигилизм до Ницше . Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226293486 .
    • Делёз, Жиль (1983) [1962]. Ницше и философия . Перевод Томлинсона, Хью. Лондон: Атлон Пресс. ISBN  978-0-231-13877-2 .
  9. ^ Гиллеспи, Майкл Аллен (1996). Нигилизм до Ницше . Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226293486 .
  10. ^
  11. ^ Цитируется в Вудворде, Эшли. 2002. « Нигилизм и постмодерн в Ницше Ваттимо ». Минерва 6. ISSN   1393-614X . Архивировано из оригинала 5 апреля 2010 г.
  12. ^ Бодрийяр, Жан . 1993. «Игра с остатками». В Baudrillard Live под редакцией М. Гана.
  13. ^ Бодрийяр, Жан . [1981] 1994. «О нигилизме». В «Симулякрах и симуляциях» в переводе С. Ф. Глассера.
  14. ^ См.:
  15. ^ См.: Роуз, Джиллиан . 1984. Диалектика нигилизма ; Карр, Карен Л. 1988. Тривиализация нигилизма ; Папа Иоанн Павел II . 1995. Evangelium vitae: Ценность и неприкосновенность человеческой жизни . Милан: Паолина Редакционная Либри».
  16. ^ Леффель, Джим; Деннис МакКаллум. «Вызов постмодерна: лицом к лицу с духом времени» . Христианский исследовательский институт. Архивировано из оригинала 19 августа 2006 г. ...нигилизм и одиночество постмодернистской культуры...
  17. ^ Филлипс, Роберт (1999). «Деконструкция массы» . Журнал Latin Mass (зима). Архивировано из оригинала 17 апреля 2004 г. Для деконструктивистов не только не существует истины, которую нужно знать, но и нет личности, которая могла бы ее познать, и, следовательно, нет души, которую можно было бы спасти или потерять» и «Следуя Просвещению до его логического конца, деконструкция достигает нигилизма. Смысл человеческой жизни сводится к тому, что происходит и интересует нас в данный момент...
  18. ^ Пратт, Алан . « Экзистенциальный нигилизм | Нигилизм ». Интернет-энциклопедия философии . «Нигилизм | Интернет-энциклопедия философии» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 г. Проверено 26 августа 2003 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) : Экзистенциальный нигилизм — это «представление о том, что жизнь не имеет внутреннего смысла или ценности, и это, без сомнения, наиболее часто используемый и понимаемый смысл этого слова сегодня».
  19. ^ «Нигилитичество» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 4 ноября 2020 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б «Нигилизм» . Enciclopedia Italiana: Интернет-энциклопедия (на итальянском языке). Треккани: Институт итальянской энциклопедии . Проверено 30 октября 2020 г.
  21. ^ «Нигилизм» . Британская энциклопедия . 3 января 2024 г. Этот термин старый и применялся к некоторым еретикам в средние века.
  22. ^ «нигилизм» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . Сентябрь 2003 г. (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  23. ^ Глой, Карен (2014). «Нигилизм-пессимизм». Между счастьем и трагедией (на немецком языке). Вильгельм Финк. стр. 145–200. дои : 10.30965/9783846756454_007 . ISBN  9783846756454 .
  24. ^
    • Клэмп, Хайнер Ф.; Кюн, Манфред, ред. (2010). «Хорошо, Джейкоб Германн». Словарь немецких философов восемнадцатого века . Континуум. ISBN  9780199797097 .
    • ди Джованни, Джордж. «Фридрих Генрих Якоби» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2008 г.). Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 г.
  25. ^ Харпер, Дуглас. «нигилизм» . Интернет-словарь этимологии .
  26. ^ «Нигилизм» . Британская энциклопедия . 3 января 2024 г. В русской литературе нигилизм, вероятно, впервые был использован Н. И. Надеждиным в статье 1829 года в «Вестнике Европы», в которой он применил его к Александру Пушкину. Надеждин, как и В. В. Берви в 1858 г., отождествлял нигилизм со скептицизмом. Михаил Никифорович Катков, известный консервативный журналист, интерпретировавший нигилизм как синоним революции, представил его как социальную угрозу из-за его отрицания всех моральных принципов.
  27. ^ Гиллеспи, Майкл Аллен (1996). Нигилизм до Ницше . Издательство Чикагского университета. п. 110. ИСБН  9780226293486 .
  28. ^
    • Фрэнк, Джозеф (1995). Достоевский: Чудесные годы, 1865–1871 . Издательство Принстонского университета . ISBN  0-691-01587-2 . Ибо именно Базаров первым объявил себя «нигилистом» и объявил, что, «поскольку в настоящее время отрицание есть всего полезнее», то нигилисты «отрицают — все».
    • Тургенев, Иван. «Глава 5». Отцы и дети . Перевод Констанс Гарнетт. Нигилист — это человек, не преклоняющийся ни перед какой властью, не принимающий на веру ни одного принципа, в каком бы почитании этот принцип ни был закреплен.
  29. ^ Петров, Кристиан (2019). « 'Ударь, направо и налево!': концептуально-исторический анализ русского нигилизма 1860-х годов и его понятия отрицания» . Стад Восток Eur Мысль . 71 (2): 73–97. дои : 10.1007/s11212-019-09319-4 . S2CID   150893870 .
  30. ^ «Нигилизм» . Британская энциклопедия . 3 января 2024 г. Этот термин, как известно, использовал Фридрих Ницше для описания распада традиционной морали в западном обществе.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Это Карр, Карен Л. 1992. Банализация нигилизма . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка .
  32. ^ Делёз, Жиль (1983) [1962]. Ницше и философия . Перевод Томлинсона, Хью. Лондон: Атлон Пресс. ISBN  978-0-231-13877-2 .
  33. ^
  34. ^ Альтизер, Томас Джей-Джей (1997). «Обзор: нигилизм до Ницше Майкла Аллена Гиллеспи и метафизика Мишеля Хаара и Майкла Жандра». Журнал религии . 77 (2). Издательство Чикагского университета: 328–330. дои : 10.1086/490005 . JSTOR   1205805 .
  35. ^ «Буддисты празднуют рождение Гаутамы Будды» . ИСТОРИЯ . Архивировано из оригинала 2 сентября 2019 года . Проверено 7 апреля 2020 г.
  36. ^ Бхиккху Бодхи . «Пали-английский словарь» и «Указатель предметов». В «Связных беседах Будды: новый перевод Самьютта Никкая» .
  37. ^ Перейти обратно: а б Бхиккху Нанамоли и Бхиккху Бодхи , пер. «Апаннака Сутта». В «Беседах Будды средней длины» . Примечание 425.
  38. ^ Перейти обратно: а б Пасанно, Аян; Амаро, Аджан (октябрь 2009 г.). «Знание, пустота и сияющий разум» (PDF) . Информационный бюллетень Лесной Сангхи (88): 5. Архивировано (PDF) из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2019 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б Алагаддупама Сутта, Беседы Будды средней длины (PDF) . Перевод Нанамоли, Бикху; Бодхи, Бикху. Архивировано (PDF) из оригинала 2 сентября 2015 г. Получено 2 июня 2019 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Агги-Ваччагота Сутта: Ваччаготта в огне . Перевод Бхиккху Таниссаро . 1997. Архивировано из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 24 июня 2019 г. - через Accesstoinsight.org .
  41. ^ Бхикку, Таниссаро (1999). « Этот огонь, который погас... в каком направлении отсюда он ушел?» " . Разум, как освобожденный огонь (Четвертое изд.) . Проверено 24 июня 2019 г. - через Accesstoinsight.org .
  42. ^ Кеватта (Кеваддха) Сутта: К Кеватте . Перевод Бхиккху Таниссаро . 1997. Архивировано из оригинала 24 марта 2019 года . Проверено 24 июня 2019 г. - через Accesstoinsight.org .
  43. ^ Амаро, Аджан (7 мая 2015 г.) [2008]. «Статья Аджана Амаро о Дхамме - Взгляд из центра» . Буддийский монастырь Амаравати . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2019 г.
  44. ^ Джон, Джордж. «Фридрих Генрих Якоби» . plato.stanford.edu . Проверено 14 июля 2022 г.
  45. ^ Дэвис, Брет В. 2004. «Дзен после Заратустры: проблема воли в противостоянии между Ницше и буддизмом». Журнал исследований Ницше 28:89–138. п. 107.
  46. ^ Дрейфус, Хьюберт (2004). «Кьеркегор в Интернете: анонимность против приверженности в современную эпоху» . Беркли.edu . Архивировано из оригинала 22 декабря 2013 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б Хэнней, Аластер. Кьеркегор , с. 289.
  48. ^ Коткин, Джордж. Экзистенциальная Америка , с. 59.
  49. ^ Кьеркегор, Сёрен. Нынешний век в переводе Александра Дрю. Предисловие Вальтера Кауфмана .
  50. ^ Кьеркегор, Серен. 1849. Смертельная болезнь .
  51. ^ Барнетт, Кристофер. Кьеркегор, Пиетизм и святость , с. 156.
  52. ^ Рэтхолл, Марк и др. Хайдеггер, Аутентичность и современность . п. 107.
  53. ^
    • «Нигилизм» . Британская энциклопедия . 3 января 2024 г. Нигилизм (от латинского nihil — «ничто») — изначально философия морального и эпистемологического скептицизма, возникшая в России XIX века в первые годы правления царя Александра II.
    • Пратт, Алан. «Нигилизм» . Интернет-энциклопедия философии . В России нигилизм стал отождествляться со свободно организованным революционным движением (ок. 1860-1917), отвергавшим власть государства, церкви и семьи.
    • Ловелл, Стивен (1998). «Нигилизм, русский». Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780415249126-E072-1 . ISBN  9780415250696 . Нигилизм был широким социальным и культурным движением, а также доктриной.
  54. ^ «Нигилизм» . Британская энциклопедия . 3 января 2024 г. Тогда философия нигилизма стала ошибочно ассоциироваться с цареубийством Александра II (1881 г.) и политическим террором, который использовался активными в то время участниками подпольных организаций, выступавших против абсолютизма.
  55. ^
  56. ^ Ловелл, Стивен (1998). «Нигилизм, русский». Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780415249126-E072-1 . ISBN  9780415250696 . Основными теоретиками русского нигилизма были Николай Чернышевский и Дмитрий Писарев, хотя их авторитет и влияние простирались далеко за пределы теории.
  57. ^
    • Ловелл, Стивен (1998). «Нигилизм, русский». Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780415249126-E072-1 . ISBN  9780415250696 . Русский нигилизм, пожалуй, лучше всего рассматривать как интеллектуальный пул периода 1855–1866 годов, из которого возникли более поздние радикальные движения.
    • Нишитани, Кейджи (1990). Маккормик, Питер Дж. (ред.). Самопреодоление нигилизма . Перевод Грэма Паркса; с Сэцуко Айхарой. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0791404382 . Нигилизм и анархизм, которые на какое-то время полностью доминировали в интеллигенции и стали важнейшим фактором истории России XIX века, возникли в последние годы правления Александра I.
  58. ^ «Нигилизм» . Британская энциклопедия . 3 января 2024 г. Нигилизм (от латинского nihil — «ничто») — изначально философия морального и эпистемологического скептицизма, возникшая в России XIX века в первые годы правления царя Александра II.
  59. ^
    • Петров, Кристиан (2019). « 'Ударь, направо и налево!': концептуально-исторический анализ русского нигилизма 1860-х годов и его понятия отрицания» . Стад Восток Eur Мысль . 71 (2): 73–97. дои : 10.1007/s11212-019-09319-4 . S2CID   150893870 . Несмотря на это, термин «нигилизм» не стал популярным до тех пор, пока Тургенев не опубликовал F&C в 1862 году. Тургенев, сороковник (человек 1840-х годов), использовал этот термин для описания «детей», нового поколения студентов и интеллектуалов, которые в силу своего по отношению к своим отцам, считались шестидесятниками .
    • «Нигилизм» . Британская энциклопедия . Именно Иван Тургенев в своем знаменитом романе « Отцы и дети» (1862) популяризировал этот термин через образ Базарова-нигилиста.
    • «Отцы и дети» . Британская энциклопедия . «Отцы и дети» касаются неизбежного конфликта между поколениями и между ценностями традиционалистов и интеллектуалов.
    • Эди, Джеймс М.; Сканлан, Джеймс; Зельдин, Мэри-Барбара (1994). Русская философия, том II: Нигилисты, народники, критики религии и культуры . Университет Теннесси Пресс. п. 3. «Отцы» романа полны человеколюбивых, прогрессивных настроений... Но для «сыновей», образцом которых является бесцеремонный, научно мыслящий Базаров, «отцы» слишком озабочены общими, недостаточно конкретными. материальное зло дня.
  60. ^ Фрэнк, Джозеф (1995). Достоевский: Чудесные годы, 1865–1871 . Издательство Принстонского университета . ISBN  0-691-01587-2 . Ибо именно Базаров первым объявил себя «нигилистом» и объявил, что, «поскольку в настоящее время отрицание есть всего полезнее», то нигилисты «отрицают — все».
  61. ^
    • «Отцы и дети» . Британская энциклопедия . При первом появлении романа радикальное молодое поколение резко раскритиковало его как клевету, а консерваторы осудили его как слишком снисходительный.
    • «Отцы и дети» . Романы для студентов . Проверено 11 августа 2020 г. - через Encyclepedia.com. Когда он вернулся в Санкт-Петербург в 1862 году, в тот самый день, когда молодые радикалы, называвшие себя «нигилистами», поджигали здания.
  62. ^
  63. ^ Гиллеспи, Майкл Аллен (1996). Нигилизм до Ницше . Издательство Чикагского университета. п. 139. ИСБН  9780226293486 . Это нигилистическое движение было по сути прометеевским».; «Часто утверждалось, что русский нигилизм - это не что иное, как скептицизм или эмпиризм. Хотя в этом утверждении есть определенная правдоподобность, оно в конечном итоге не отражает милленаристского рвения, характерного для русского нигилизма. Эти нигилисты были не скептиками, а страстными сторонниками отрицания и освобождения.
  64. ^
  65. ^ Фрэнк, Джозеф (1995). Достоевский: Чудесные годы, 1865–1871 . Издательство Принстонского университета . ISBN  0-691-01587-2 .
  66. ^ Петров, Кристиан (2019). « 'Ударь, направо и налево!': концептуально-исторический анализ русского нигилизма 1860-х годов и его понятия отрицания» . Стад Восток Eur Мысль . 71 (2): 73–97. дои : 10.1007/s11212-019-09319-4 . S2CID   150893870 .
  67. ^ Нишитани, Кейджи (1990). Маккормик, Питер Дж. (ред.). Самопреодоление нигилизма . Перевод Грэма Паркса; с Сэцуко Айхарой. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 132. ИСБН  0791404382 .
  68. ^ Элизабет Кун. Философия европейского нигилизма Ницше, Берлин/Нью-Йорк, 1992, с. 10-14 .
  69. ^ Мартин Вальтер, Йорг Хюттнер. Свидетельства Николая Карловича, «Развитие нигилизма» (1880 г.) и «Из-за границы» (1880 г.). В: Исследования Ницше, Том 51. 2022, с. 330–333 .
  70. ^ Ф. Ницше, KSA 12:6 [25].
  71. ^ Перейти обратно: а б Михелс, Стивен. 2004. « Ницше, нигилизм и добродетель природы ». Догма . Архивировано из оригинала 31 октября 2004 г.
  72. ^ Ф. Ницше, KSA 12:10 [142].
  73. ^ Ф. Ницше, KSA 13:14 [22].
  74. ^ Ф. Ницше, KSA 12:5 [71].
  75. ^ Ф. Ницше, KSA 12:2 [200].
  76. ^ Ф. Ницше, KSA 12:2 [127].
  77. ^ Розен, Стэнли . 1969. Нигилизм: философский очерк . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . п. xiii.
  78. ^ Ф. Ницше, Веселая наука : 125.
  79. ^ Ф. Ницше, О генеалогии морали , III:7.
  80. ^ Ф. Ницше, KSA 12:7 [8].
  81. ^ Ф. Ницше, KSA 12:9 [35].
  82. ^ Думен, Дж. 2012. «Последовательный нигилизм». Журнал разума и поведения 33 (1/2): 103–17.
  83. ^ «Дебаты» Хайдеггера с Ницше нашли множество резонансов. Отношения между двумя философами обсуждались с разных позиций. Теперь это уже не является чем-то необычным для Хайдеггера, вопреки его заявлениям об «искажении» метафизики и нигилизм, связанный с ним, относится к тому нигилизму, который Ницше считал его совершенником». Вольфганг Мюллер-Лаутер , Хайдеггер и Ницше. Интерпретации Ницше III , Берлин-Нью-Йорк, 2000, с. 303.
  84. ^ См. Хайдеггер: Том. Я, Ницше I (1936-39). как «Ницше I: Воля к власти как искусство» Переведено Дэвидом Ф. Креллом (Нью-Йорк: Harper & Row, 1979); Том. II, Ницше II (1939-46). Переведено Дэвидом Ф. Креллом как «Вечное повторение того же самого» в книге «Ницше II: Вечное повторение того же самого» (Нью-Йорк, Harper & Row, 1984).
  85. ^ «Поскольку Хайдеггер пытается поднять то, что Ницше не сказал по вопросу бытия, сказанное Ницше помещено в свет, чуждый самому Ницше.», Мюллер-Лаутер, Хайдеггер и Ницше , с. 267.
  86. ^ Оригинал на немецком языке: Die seinsgeschichtliche Bestimmung des Nihilismus . Находится во втором томе его лекций: Vol. II, Ницше II (1939-46). Переведено Дэвидом Ф. Креллом как «Вечное повторение того же самого» в книге «Ницше II: Вечное повторение того же самого» (Нью-Йорк, Harper & Row, 1984).
  87. ^ «Хайдеггер предполагает, что Ницше понимает нигилизм как девальвацию прежних высших ценностей; преодоление его должно происходить через переоценку ценностей. Принципом переоценки, как и всякой предыдущей ценностной установки, является воля к власти». Мюллер-Лаутер , Хайдеггер и Ницше , с. 268.
  88. ^ «То, что остается неоспоримым и забытым в метафизике, - это бытие; и, следовательно, оно нигилистично». UTM.edu. Архивировано 14 июня 2010 г. в Wayback Machine , посещение 24 ноября 2009 г.
  89. ^ Мюллер-Лаутер, Хайдеггер и Ницше , с. 268.
  90. ^ Мюллер-Лаутер, Хайдеггер и Ницше , стр. 272-275.
  91. ^ Мюллер-Лаутер, Хайдеггер и Ницше , стр. 301-303.
  92. ^ «Он (Ваттимо) утверждает, что во многих европейских философиях существует движение вперед и назад между Хайдеггером и Ницше». При этом, как показывают его более поздние высказывания, он думает, например, о Делезе, Фуко и Дерриде с французской стороны, о Каччари, Северино и о себе с итальянской стороны . » 302.
  93. ^ Мюллер-Лаутер, Хайдеггер и Ницше , стр. 303–304.
  94. ^ Делёз, Жиль (1983) [1962]. Ницше и философия . Перевод Томлинсона, Хью. Лондон: Атлон Пресс. ISBN  978-0-231-13877-2 .
  95. ^ Делёз, Ницше и философия , с. 34.
  96. ^ Боржиньо, Хосе. Архивировано 7 января 2010 г. в Wayback Machine, 1999 г.; Нигилизм и утверждение. Проверено 12.05.07.
  97. ^ Спивак, Чакраворти Гаятри; 1988 год; Может ли субалтерн говорить?; в Нельсоне, Кэри и Гроссберге, Лоуренсе (ред.); 1988 год; Марксизм и интерпретация культуры; Macmillan Education, Бейзингсток.
  98. ^ Рейнольдс, Джек; 2001 г.; Другая деконструкция Деррида: Левинас, феноменология и вопрос ответственности. Архивировано 14 июня 2011 г. в Wayback Machine ; Минерва - Философский интернет-журнал 5: 31–62. Проверено 12.05.07.
  99. ^ «Нигилизм» . Британская энциклопедия . 3 января 2024. В ХХ веке нигилизм охватывал множество философских и эстетических позиций, которые в том или ином смысле отрицали существование подлинных моральных истин или ценностей, отвергали возможность познания или общения и утверждали крайнюю бессмысленность или бессмысленность жизни или вселенной.
  100. ^ Кросби, Дональд А. (1998). "Нигилизм". Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780415249126-N037-1 . ISBN  9780415250696 .
  101. ^ Тернер, Джейсон (2011). «Онтологический нигилизм» . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acprof:oso/9780199603039.001.0001 . ISBN  978-0-19-960303-9 . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 г. Проверено 31 декабря 2019 г.
  102. ^ «Спросите Оксфорд: нигилизм» . www.askoxford.com. Архивировано из оригинала 22 ноября 2005 г.
  103. ^ "нигилизм". Медицинский словарь американского наследия . Хоутон Миффлин Харкорт. 2008. с. 363. ИСБН  978-0-618-94725-6 . Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 г. Проверено 27 января 2016 г.
  104. ^ «Солипсизм и проблема других умов — Интернет-энциклопедия философии» . Архивировано из оригинала 31 октября 2015 г. Проверено 3 ноября 2015 г.
  105. ^ Купер, Нил (1973). «Моральный нигилизм». Труды Аристотелевского общества . 74 (1973–1974): 75–90. дои : 10.1093/аристотелиан/74.1.75 . JSTOR   4544850 .
  106. ^ «Фридрих Ницше § Зрелая философия Ницше» . Британская энциклопедия . Он думал о времени, в котором он жил, как об эпохе пассивного нигилизма, то есть как о веке, который еще не осознавал, что религиозные и философские абсолюты растворились с появлением позитивизма XIX века.
  107. ^ Кросби, Дональд А. (1998). "Нигилизм". Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780415249126-N037-1 . ISBN  9780415250696 . Политический нигилизм призывает к полному разрушению существующих политических институтов, а также поддерживающих их взглядов и социальных структур, но не несет позитивного послания о том, что следует поставить на их место.
  108. ^ Штраус, Лео . 1999. «Немецкий нигилизм». Интерпретация 26(3):353–378.
  109. ^ Стегенга, Джейкоб (2018). Медицинский нигилизм . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 1. ISBN  978-0-19-874704-8 .
  110. ^ Смит, Ричард (июнь 2018 г.). «Дело в пользу медицинского нигилизма и «щадящей медицины» » . БМЖ .
  111. ^ Данахер, Джон (12 апреля 2019 г.). «Аргумент в пользу медицинского нигилизма» . Философские рассуждения . Проверено 4 сентября 2019 г.
  112. ^ де Микели, Марио (2006). Художественные авангарды ХХ века. Формирование Альянса. стр. 100-1 135-137.
  113. ^ Перейти обратно: а б Цара, Тристан (декабрь 2005 г.). Пер./ред. Мэри Энн Коуз «Примерный мужчина» и другие произведения . Black Widow Press, с. 3.
  114. ^ де Микели, Марио (2006). Художественные авангарды ХХ века. Форма Альянса, с. 137.
  115. ^ Адамович, Э.; Робертсон, Э. (2012). Дадаизм и не только, Том 2: Дадаизм и его наследие . Амстердам: Брилл.
  116. ^ «Нигилизм» . Университет Теннесси, Мартин. 1 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 19 января 2018 года . Проверено 16 января 2018 г.
  117. ^ «Нигилизм: Философия небытия» . 5 января 2015 г. Проверено 16 января 2018 г.
  118. ^ «Путешествие в царство человеческой деструктивности в «Американском психопате» Брета Истона Эллиса» (PDF) . ЧАЙБ, Ахлем и Ямина ГАЛЕВ. 2017.
  119. ^ « «Проявления нигилизма в избранных современных средствах массовой информации». » (PDF) . Оливье, Марко Рене. 2007.
  120. ^ Рэйвенскрофт, Эрик (22 марта 2022 г.). «Все повсюду и сразу совершенствует оптимистический нигилизм» . Проводной . Проверено 9 ноября 2022 г.

Общие и цитируемые источники [ править ]

Первичные тексты [ править ]

Второстепенные тексты [ править ]

  • Арена, Леонардо Витторио (1997), Чепуха: между Востоком и Западом , Урбино: Quattroventi.
  • Арена, Леонардо Витторио (2012), Ерунда как смысл , электронная книга.
  • Арена, Леонардо Витторио (2015), «О наготе». Введение в ерунду , Mimesis International.
  • Барнетт, Кристофер (2011), Кьеркегор, пиетизм и святость , Ashgate Publishing.
  • Карр, Карен (1992), Банализация нигилизма , State University of New York Press.
  • Каттарини, Л.С. (2018), За пределами Сартра и бесплодия: выживший экзистенциализм (Монреаль: свяжитесь с argobookshop.ca)
  • Каннингем, Конор (2002), Генеалогия нигилизма: философии ничего и разница теологии , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge.
  • Дент Г., Уоллес М. и Центр искусств Диа. (1992). «Черная массовая культура» (Дискуссии в современной культуре; № 8). Сиэтл: Бэй Пресс.
  • Дод, Элмар (2013), Самый страшный гость. Философия нигилизма. Марбург: Тектум 2013.
  • Дрейфус, Хьюберт Л. (2004), Кьеркегор в Интернете: анонимность против обязательств в современную эпоху . Проверено 1 декабря 2009 г.
  • Фрейзер, Джон (2001), « Нигилизм, модернизм и ценности », получено 2 декабря 2009 г.
  • Галимберти, Умберто (2008), Тревожный гость. Нигилизм и молодежь , Милан: Фельтринелли. ISBN   9788807171437 .
  • Гиллеспи, Майкл Аллен (1996), Нигилизм до Ницше , Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
  • Джованни, Джордж ди (2008), « Фридрих Генрих Якоби », Стэнфордская энциклопедия философии , Эдвард Н. Залта (ред.). Проверено 1 декабря 2009 г.
  • Харпер, Дуглас, « Нигилизм », в: Онлайн-словарь этимологии , получено 2 декабря 2009 г.
  • Харрис, Карстен (2010), Между нигилизмом и верой: комментарий к книге «Или/или» , Walter de Gruyter Press.
  • Хиббс, Томас С. (2000), Шоу ни о чем: нигилизм в популярной культуре от «Изгоняющего дьявола» до Сейнфельда , Даллас, Техас: Издательская компания Spence.
  • Копич, Марио (2001), С Ницше о Европе , Загреб: Jesenski i Turk.
  • Кораб-Карпович, WJ (2005), « Мартин Хайдеггер (1889–1976) », в: Интернет-энциклопедия философии , получено 2 декабря 2009 г.
  • Кун, Элизабет (1992), Философия европейского нигилизма Фридриха Ницше , Вальтер де Грюйтер.
  • Ирти, Наталино (2004), Правовой нигилизм , Латерца, Рим-Бари.
  • Лёвит, Карл (1995), Мартин Хайдеггер и европейский нигилизм , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Columbia UP.
  • Мармыш, Джон (2003), Смеяться ни над чем: юмор как ответ на нигилизм , Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press.
  • Мюллер-Лаутер, Вольфганг (2000), Хайдеггер и Ницше. Интерпретации Ницше III , Берлин-Нью-Йорк.
  • Парвез Манзур, С. (2003), « Современность и нигилизм. Светская история и потеря смысла », получено 2 декабря 2009 г.
  • Роуз, Юджин о. Серафим (1995), Нигилизм, Корень революции современности , Форествилл, Калифорния: о. Фонд Серафима Роуза.
  • Розен, Стэнли (2000), Нигилизм: философское эссе , Саут-Бенд, Индиана: St. Augustine's Press (2-е издание).
  • Северино, Эмануэле (1982), Сущность нигилизма , Милан: Адельфи. ISBN   9788845904899 .
  • Слокомб, Уилл (2006), Нигилизм и возвышенный постмодерн: (Привет) История сложных отношений , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж.
  • Тигани, Франческо (2010), Представляя Медею. От мифа к нигилизму , Рим: Арахна. ISBN   978-88-548-3256-5 .
  • Тигани, Франческо (2014), Призрак небытия и тело нигилизма , в «Корабле Тесея». Очерки бытия, мифа и власти , Неаполь: Путеводитель. ISBN   9788868660499 .
  • Вилле, Чарльз (2009), На пути к этическому нигилизму: возможность ницшеанской надежды , Саарбрюккен: Верлаг доктора Мюллера .
  • Уильямс, Питер С. (2005), Хотел бы я поверить в смысл: ответ на нигилизм , Damaris Publishing.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ED30015845397944E6699737C134627__1716891060
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Nihilism
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nihilism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)