Ницшеанское утверждение
Ницшеанское утверждение ( нем . Bejahung ) — это концепция, которая была научно определена в философии Фридриха Ницше . Примером описания этой концепции является фрагмент из книги Ницше « Воля к власти» :
Предположим, что мы сказали «да» одному моменту, тогда мы сказали «да» не только себе, но и всему существованию. Ибо ничто не существует само по себе ни в нас самих, ни в вещах; и если бы наша душа хоть раз завибрировала и зазвучала аккордом счастья, тогда потребовалась бы вся вечность, чтобы породить это единственное событие – и в этот единственный момент, когда мы сказали «да», вся вечность была принята, искуплена, оправдана и утверждена. .
- Ницше, Фридрих, Воля к власти: отрывки из записных книжек 1880-х годов (перевод Р. Кевина Хилла и Майкла А. Скарпитти). Книги Пингвинов, 2017, с. 566 [1]
Оппозиция Шопенгауэру
[ редактировать ]Вальтер Кауфман писал, что Ницше «прославляет греков, которые, столкнувшись с ужасами природы и истории, не искали убежища в « буддийском отрицании воли», как это делал Шопенгауэр , а вместо этого создавали трагедии , в которых жизнь утверждается как прекрасная. несмотря ни на что». [2] [3] Отрицание воли Шопенгауэром было словом «нет» жизни и миру, которые он считал сценой боли и зла . «[D] Непосредственно против места Шопенгауэра как абсолютного отрицателя жизни, Ницше позиционировал себя как абсолютного отрицателя жизни...». [4] Утверждение Ницше жизненной боли и зла, в отличие от Шопенгауэра, возникло в результате избытка жизни. [5] Пропаганда Шопенгауэром самоотречения и отрицания жизни была, по мнению Ницше, очень вредной. [6] Всю свою зрелую жизнь Ницше был обеспокоен ущербом, который, по его мнению, был вызван шопенгауэровским отвращением к жизни и обращением против мира.
Дерридовская интерпретация
[ редактировать ]Жак Деррида интересовался ницшеанским утверждением как признанием отсутствия центра или начала внутри языка и его многих частей, без прочной основы, на которой можно было бы основывать какой-либо Логос или истину. Этот шок допускает две реакции в философии Деррида: более негативную, меланхолическую реакцию, которую он называет руссоистской, или более позитивное ницшеанское утверждение. Точка зрения Руссо сосредоточена на расшифровке истины и происхождения языка и его многочисленных знаков, что часто является исчерпывающим занятием. Однако ответ Деррида Ницше предполагает активное участие в этих знаках и приводит, в философии Деррида, к более решительному ответу на язык.
В книге « Структура, знак и игра » Деррида формулирует точку зрения Ницше следующим образом:
... радостное утверждение игры мира и невинности становления, утверждение мира знаков без ошибок, без истины и без начала, который предлагается активной интерпретации. [7]
Деррида не только способствовал развитию творчества Ницше, но и развил его в сфере языка; при этом он усвоил и использовал оптимизм Ницше в своей концепции «игры» языка – присущей языку – как нечто гораздо большее, чем просто « и существующих замена данных , настоящих частей » . [7] Большая часть этого духа заключается в отказе от всякого рода нового гуманизма ; это принятие неизбежного позволяет добиться значительного облегчения - что проявляется в обозначении потери центра как нецентра - а также дает возможность утвердить и развивать игру, которая позволяет человечеству и гуманитарным наукам «выйти за пределы человека и гуманизма». . [7]
В онтологии Делеза
[ редактировать ]В онтологии Жиля Делёза утверждение определяется как положительная сила самостоятельной дифференциации сил, которая противостоит снятой взаимозависимости противоположностей гегелевской диалектики . [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Оригинал на немецком языке: Если мы говорим «да» одному моменту, мы говорим «да» не только себе, но и всему существующему. Ибо ничто не стоит само по себе, ни в нас самих, ни в вещах: и если душа наша хоть раз трепетала и звенела, как струна счастья, то понадобились все вечности, чтобы обусловить это одно событие, - и вся вечность была одобрена, искуплена, оправдана и подтверждается в этот единственный момент, когда мы говорим «да». ( Воля к власти , фрагмент §1032 .)
- ^ Энциклопедия философии , «Фридрих Ницше», том. 5, Макмиллан, Нью-Йорк, 1967, с. 507.
- ^ Оригинальный немецкий: « Буддийское отрицание воли » (Ницше, Рождение трагедии из духа музыки , § 7 ).
- ^ Товарищ Шопенгауэра , под редакцией Барта Ванденабила, Часть IV, гл. 19, статья Кена Джемса и Кристофера Джанауэя , «Отрицание жизни против жизнеутверждения: Шопенгауэр и Ницше о пессимизме и аскетизме », Блэквелл , Нью-Йорк, 2012, с. 289
- ^ «Я был первым, кто увидел реальный контраст: выродившийся инстинкт, который обращается к жизни с подспудной жаждой мести ( христианство , философия Шопенгауэра, а в некоторых отношениях даже философия Платона – короче говоря, весь идеализм в ее типичные формы), в отличие от формулы высшего «да» жизни, рожденного изобилием и избытком жизни, — «да», свободного от всякой сдержанности, применимого даже к страданию, вине и всему тому, что есть сомнительное и странное существование». (Ницше, Ecce Homo , Рождение трагедии, § 2)
- ^ «Для меня вопросом была ценность морали – и в этом вопросе мне пришлось обсуждать этот вопрос почти наедине с моим великим учителем Шопенгауэром.... Самым конкретным вопросом была ценность «неэгоистического», инстинкта жалости, самоотречение, самопожертвование, то, что сам Шопенгауэр нарисовал золотом, обожествил и спроецировал на тот свет так долго, что это, наконец, осталось для него «ценностью самой по себе» и причиной, по которой он сказал «нет» жизни и даже Но все более фундаментальное подозрение к этим самым инстинктам высказывалось во мне, скептицизм , который всегда копал глубже! Именно здесь я видел великую опасность для человечества, его самое возвышенное искушение и обольщение». (Ницше, Ecce Homo , «Почему я пишу такие хорошие книги», «Рождение трагедии», § 2.)
- ^ Jump up to: а б с Деррида, Жак. «Структура, знак и игра в гуманитарном дискурсе». Письмо и различие . Пер. Алан Басс. Чикаго: Чикагский университет, 1978. 278–293.
- ^ Смит, Дэниел, Джон Протеви и Даниэла Восс. «Жиль Делёз» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 30 апреля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )