Jump to content

Влияние и прием Фридриха Ницше

Ницше в 1869 году

Влияние и восприятие Фридриха Ницше широко варьировались, и их можно грубо разделить на различные хронологические периоды. Реакция была неоднозначной, и сторонники различных идеологий довольно рано попытались присвоить себе его работы.

Начиная с того времени, когда Ницше был еще жив, хотя и был недееспособен из-за психического заболевания , многие немцы обнаружили его призывы к большему героическому индивидуализму и развитию личности в «Так говорил Заратустра» , но ответили на эти призывы по-разному. В 1890-х годах у него были последователи среди левых немцев. Анархическое влияние Ницше было особенно сильным во Франции и США. [1]

экземпляры «Так говорил Заратустра» . К началу Первой мировой войны немецкие солдаты даже получили в подарок [2] [3] Дело Дрейфуса представляет собой еще один пример его приема: французские антисемитские правые назвали еврейских и левых интеллектуалов, защищавших Альфреда Дрейфуса , «ницшеанцами». [4] Такое, казалось бы, парадоксальное признание диаметрально противоположными лагерями типично для истории восприятия мысли Ницше. В контексте подъема французского фашизма один исследователь отмечает: «Хотя, как подчеркивалось во многих недавних работах, Ницше оказал важное влияние на «левую» французскую идеологию и теорию, это не должно затмевать тот факт, что его работа также имела решающее значение. вправо и влево, ни в правые, ни в левые слияния развивающегося французского фашизма. [5]

Действительно, как Эрнст Нольте предположил , моррасская идеология «аристократического восстания против эгалитарно-утопической «трансцендентности»» (трансцендентность — это термин Нольте, обозначающий онтологическое отсутствие теодического центра, оправдывающего современную «культуру эмансипации») и взаимосвязь между ницшеанской идеологией и протофашизмом. предлагают обширное пространство для критики, и ницшеанская атмосфера, пронизывающая французское идеологическое брожение экстремизма, со временем порождающая формальный фашизм, неизбежна.

Многие политические лидеры XX века были хотя бы поверхностно знакомы с идеями Ницше. Однако не всегда можно определить, читали ли они на самом деле его произведения. По поводу Гитлера, например, ведутся споры. Некоторые авторы утверждают, что он, вероятно, никогда не читал Ницше, а если и читал, то его чтение не было обширным. [6] Гитлер, скорее всего, познакомился с цитатами Ницше во время своего пребывания в Вене, когда цитаты Ницше часто публиковались в пангерманских газетах. [7] Тем не менее, другие указывают на цитату из « Застольного разговора» Гитлера , где диктатор упомянул Ницше, когда говорил о тех, кого он называл «великими людьми», как указание на то, что Гитлер, возможно, был знаком с работами Ницше. [8] Другие авторы, такие как Мелендес (2001), указывают на параллели между титаническим антиэгалитаризмом Гитлера и Ницше . [9] и идея « сверхчеловека », [10] термин, который часто использовался Гитлером и Муссолини для обозначения так называемой « арийской расы », или, скорее, ее прогнозируемого будущего после фашистской инженерии. [11] Альфред Розенберг , влиятельный нацистский идеолог, также произнес речь, в которой связал нацизм с идеологией Ницше. [11] [12] Вообще говоря, несмотря на враждебность Ницше к антисемитизму и национализму, нацисты выборочно использовали философию Ницше, и в конечном итоге эта ассоциация привела к ухудшению репутации Ницше после Второй мировой войны . [13]

С другой стороны, известно, что Муссолини рано слушал лекции о Ницше, Вильфредо Парето и других идеологически формирующих фашизме. Подруга Муссолини Маргарита Сарфатти . [14] который был евреем, рассказывает, что Ницше фактически был преобразующим фактором в «переходе» Муссолини от жесткого социализма к спиритуалистическому, аскетическому фашизму: [15] «В 1908 году он представил свою концепцию роли сверхчеловека в современном обществе в работе о Ницше, озаглавленной «Философия силы».

Влияние Ницше на континентальную философию резко возросло после Второй мировой войны.

Ницше и анархизм

[ редактировать ]

В XIX веке Ницше часто ассоциировался с анархистскими движениями, несмотря на то, что в своих трудах он определенно придерживался негативного взгляда на эгалитарных анархистов. [16] Тем не менее, идеи Ницше вызвали большой интерес со стороны ключевых фигур исторического анархистского движения, зародившегося в 1890-х годах. Согласно недавнему исследованию, « Густав Ландауэр , Эмма Гольдман и другие размышляли о шансах, предлагаемых этими идеями, и об опасностях, которые эти идеи представляют для их собственной политики. Жаркие дебаты по поводу значения, например, о воле к власти или о статусе Женщины в произведениях Ницше предоставили даже самым яростным критикам, таким как Петр Кропоткин , продуктивные сигналы для разработки своих собственных теорий. В последнее время новое направление, называемое постанархизмом, обратилось к идеям Ницше, игнорируя при этом исторические варианты ницшеанского анархизма. Это ставит под вопрос инновационный потенциал постанархизма». [17]

Некоторые на определенных основаниях предполагают, что жестокая позиция Ницше против анархизма может (по крайней мере частично) быть результатом популярной в этот период ассоциации между его идеями и идеями Макса Штирнера . [18] До сих пор никакого плагиата не обнаружено, но, вероятно, скрыто влияние в годы его становления. [19]

Спенсер Саншайн пишет: «Было много вещей, которые привлекали анархистов к Ницше: его ненависть к государству; его отвращение к бессмысленному социальному поведению «стад»; его антихристианство; его недоверие к влиянию как рынка, так и государства. о культурном производстве; его стремление к «сверхчеловеку», то есть к новому человеку, который не должен был быть ни господином, ни рабом, его восхваление экстатического и творческого «я», с художником в качестве его прототипа, который мог бы сказать: «Да»; «к самосозданию нового мира на основе ничего; и к выдвижению « переоценки ценностей » как источника перемен, в отличие от марксистской концепции классовой борьбы и диалектики линейной истории». [20] Ницше не хватает анархистской утопически-эгалитарной веры в то, что каждая душа способна на эпическое величие: аристократический элитизм Ницше является похоронным звоном для любого ницшеанского традиционного анархизма. [ нужна ссылка ]

лекций о Ницше и назвала его почетным анархистом По словам Саншайн: « Список . такими как Эмма Гольдман, которая прочитала десятки не ограничивается анархистами, ориентированными на культуру , как Сальвадор Сеги и анархо-феминистка Федерика Монтсени ; анархо-синдикалистские активисты, такие как Рудольф Рокер и даже младший Мюррей Букчин , который цитировал концепцию Ницше о «переоценке ценностей» в поддержку испанского анархистского проекта». Также в европейских индивидуалистических анархистских кругах его влияние очевидно среди мыслителей/активистов, таких как Эмиль Арманд. [21] и Ренцо Новаторе [22] среди других. Также в последнее время в пост-левой анархии Ницше присутствует в мыслях Хакима Бея и Вольфи Ландстрейхера.

Ницше и фашизм

[ редактировать ]

Итальянский и немецкий фашистские режимы стремились претендовать на идеи Ницше и позиционировать себя как вдохновленных ими. В 1932 году сестра Ницше, Элизабет Фёрстер-Ницше , получила букет роз от Адольфа Гитлера во время немецкой премьеры Бенито Муссолини » « 100 дней , а в 1934 году Гитлер лично подарил ей венок на могилу Ницше с надписью «К Великий боец». Также в 1934 году Элизабет подарила Гитлеру любимую трость Ницше, и Гитлер был сфотографирован смотрящим в глаза беломраморному бюсту Ницше. [23] Генриха Гофмана В популярной биографии «Гитлер, как его никто не знает» (которая к 1938 году было продано тиражом около полумиллиона экземпляров) была представлена ​​эта фотография с подписью: «Фюрер перед бюстом немецкого философа, чьи идеи послужили плодотворной почвой для двух великих народных движений: национал-социалист Германии и фашист Италии». [24]

Ницше был не менее популярен среди французских фашистов, возможно, с большей доктринальной правдивостью, как Роберт С. Вистрих. отметил

«Фашист» Ницше прежде всего считался героическим противником некротической «рациональности» Просвещения и своего рода духовным виталистом, который прославлял войну и насилие в эпоху владельцев магазинов, стадных леммингов, вдохновляя антимарксистские революции межвоенный период. По мнению французского фашиста Пьера Дриё Ла-Рошеля , именно ницшеанский акцент на автотелической силе Воли вдохновил мистический волюнтаризм и политическую активность его товарищей. Такие политизированные прочтения были яростно отвергнуты другим французским писателем, анархистом-социал-коммунистом Жоржем Батаем , который в 1930-х годах пытался установить (с неоднозначным успехом) «радикальную несовместимость» между Ницше (как мыслителем, ненавидевшим массовую политику) и « фашистские реакционеры». Он утверждал, что нет ничего более чуждого Ницше, чем пангерманизм, расизм, милитаризм и антисемитизм нацистов, на службу которым был поставлен немецкий философ. [25] Батай здесь был остроумен, но сочетал полуправду без свойственной ему диалектической утонченности.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер , активный член нацистской партии, отмечал, что все в его время были либо «за», либо «против» Ницше, при этом утверждая, что этот мыслитель услышал «приказ задуматься о сущности планетарного господства». Алан Д. Шрифт цитирует этот отрывок и пишет: «То, что Хайдеггер видит, как Ницше прислушивается к приказу размышлять и готовиться к земному господству, представляет для меня меньший интерес, чем его замечание о том, что каждый мыслит в терминах позиции за или против Ницше. В частности, жест превращения «Ницше» в поле битвы, на котором можно выступить против идей своих интеллектуальных предшественников или соперников или вступить в соревнование с ними, случался в двадцатом веке довольно часто». [26]

В отличие от Батая, Томас Манн , Альбер Камю и другие утверждали, что нацистское движение, несмотря на яростную ненависть Ницше как к народно- популистскому социалисту, так и к национализму («национал-социализму»), действительно в некоторых своих акцентах имело сходство с Идеи Ницше, включая его яростные нападки на демократию , эгалитаризм , коммунистически -социалистическую социальную модель, народное христианство, парламентское правительство и ряд других вещей. В «Воле к власти» Ницше восхвалял – иногда метафорически, иногда и метафорически, и буквально – величие войны и воинов и провозглашал международную правящую расу, которая станет «владыками земли». Здесь Ницше имел в виду панъевропейизм цезаристского типа, положительно охватывающий евреев, [27] [ по мнению кого? ] не германская господствующая раса, а неоимперская элита культурно утонченных «искупителей» человечества, которое иначе считалось жалким, плебейским и уродливым в своем бессмысленном существовании.

Нацисты восприняли или, скорее, получили вдохновение в данном случае от чрезвычайно старомодных и полуфеодальных взглядов Ницше на женщин: Ницше презирал современный феминизм, наряду с демократией и социализмом, как простые эгалитарные движения, уравнивающие нигилизм. Он прямо заявил: «Мужчина должен быть обучен войне, а женщина — воспитанию воина, все остальное — глупость»; и действительно была едина с нацистским мировоззрением, по крайней мере, с точки зрения социальной роли женщин: «Им место на кухне, и их главная роль в жизни — рожать детей для немецких воинов». [28] Вот одна из областей, где Ницше действительно не противоречил нацистам в своей политике «аристократического радикализма».

В межвоенные годы некоторые нацисты использовали крайне избирательное прочтение работ Ницше для продвижения своей идеологии, особенно Альфред Боймлер , который поразительно упускал из виду факт антисоциализма и антинационализма Ницше (для Ницше оба были одинаково презренными массовыми стадными движениями современность) в прочтении « Воли к власти» . В эпоху нацистского правления (1933–1945) сочинения Ницше широко изучались в немецких (а после 1938 года и австрийских) школах и университетах. Несмотря на то, что Ницше выражал свое отвращение к плебейско-народному антисемитизму и немецкому национализму, придерживающемуся превосходства, в самых откровенных выражениях (например, он решил «не иметь ничего общего с кем-либо, вовлеченным в вероломное расовое мошенничество»), такие фразы, как « воля к власти» стала обычным явлением в нацистских кругах. Широкая популярность Ницше среди нацистов частично возникла благодаря усилиям его сестры Элизабет Фёрстер-Ницше , редактора работ Ницше после его краха в 1889 году и в конечном итоге сочувствовавшей нацистам. Маццино Монтинари , редактируя посмертные произведения Ницше в 1960-х годах, обнаружил, что Фёрстер-Ницше, редактируя посмертные фрагменты, составляющие «Волю к власти» , вырезал отрывки, менял их порядок, цитировал его вне контекста и т. д. [29]

Прием Ницше среди наиболее интеллектуально восприимчивых и ревностных фашистов не был всеобщим теплым. Например, один «яростный нацистский писатель, Курт фон Вестернхаген, который объявил в своей книге «Ницше, Юден, Антиюден» (1936), что пришло время разоблачить «неполноценную личность Ницше, чьи чрезмерные дани и поддержка евреев имели заставило его отступить от германских принципов, провозглашенных Мейстером Рихардом Вагнером». [30]

Настоящая проблема с навешиванием ярлыка на Ницше как на фашиста или, что еще хуже, нациста, заключается в том, что при этом игнорируется тот факт, что аристократизм Ницше стремится возродить старую концепцию политики, которую он находит в греческом агоне , который [...] поразительное сходство с философией действия, изложенной в наше время Ханной Арендт . Как только подобная близость оценена по достоинству, абсурдность описания политической мысли Ницше как «фашистской» или нацистской становится очевидной. [31]

Ницше и сионизм

[ редактировать ]

Якоб Голомб заметил: «Идеи Ницше широко распространялись и усваивались первыми еврейскими сионистскими писателями и лидерами». [32] По словам Стивена Ашхайма, «классический сионизм, это по существу светское и модернизирующее движение, остро осознавал кризис еврейской традиции и поддерживающих ее институтов. стремление к нормализации и ее активистскому идеалу самосоздания еврейского Нового Человека». [33]

Фрэнсис Р. Никосия отмечает: «На пике его славы между 1895 и 1902 годами некоторые идеи Ницше, казалось, имели особый резонанс для некоторых сионистов, включая Теодора Герцля ». [34] Под его редакцией Neue Freie Presse посвятила семь выпусков подряд некрологам Ницше, и Голомб отмечает, что двоюродный брат Герцля Рауль Ауэрнхаймер утверждал, что Герцль был знаком с Ницше и «впитал его стиль». [35]

Однако Габриэль Шеффер предполагает, что Герцль был слишком буржуазным и слишком стремился быть принятым в основное общество, чтобы быть революционером (даже «аристократическим») и, следовательно, не мог находиться под сильным влиянием Ницше, но отмечает: «Некоторые Восточноевропейские еврейские интеллектуалы, такие как писатели Йосеф Хайим Бреннер и Миха Йозеф Бердычевский , следовали за Герцлем, потому что считали, что сионизм дает шанс на ницшеанскую «переоценку ценностей» внутри еврейства». [36] Ницше также оказал влияние на Теодора Лессинга .

Мартин Бубер был очарован Ницше, которого он восхвалял как героическую фигуру, и стремился привнести «ницшеанскую перспективу в сионистские дела». В 1901 году Бубер, который только что был назначен редактором Die Welt , главного издания Всемирной сионистской организации , опубликовал стихотворение на языке «Заратустрастиль» (стиль, напоминающий «Так говорил Заратустра» Ницше ), призывающее к возвращению еврейской литературы, искусства и стипендия. [37]

Макс Нордау , один из первых сионистских ораторов и противоречивый расовый антрополог, настаивал на том, что Ницше был безумен с рождения, и выступал за «заклеймить своих учеников [...] как истеричных и слабоумных». [38]

Ницше, аналитическая психология и психоанализ

[ редактировать ]

Карл Юнг , психиатр и психоаналитик, основавший аналитическую психологию, рано осознал глубину Ницше. «С того момента, как Юнг впервые увлекся идеями Ницше, будучи студентом в Базеле, и до тех пор, пока он не стал ведущей фигурой психоаналитического движения, Юнг читал и все больше развивал свои собственные мысли в диалоге с работами Ницше. Однако точное влияние Ницше на Юнга - сложный вопрос. Юнг никогда открыто не говорил о точном влиянии, которое Ницше оказал на его собственные концепции, и когда он действительно связывал свои собственные идеи с идеями Ницше, он почти никогда не разъяснял, является ли рассматриваемая идея. был вдохновлен Ницше, или он просто обнаружил параллель на более позднем этапе». [39] Ницше В 1934 году Юнг провел длительный и содержательный семинар по «Заратустре» . [40] В 1936 году Юнг объяснил, что современные немцы были захвачены или одержимы психической силой, известной в германской мифологии как Вотан , «бог бури и безумия, развязывающий страсти и жажду битвы». Ницше» «Дионис , — сказал Юнг. [41] Палка XII века, найденная среди надписей Брюггена в Бергене, Норвегия, несет руническое послание, в котором население обращается к Тору и Вотану за помощью: Тора просят принять чтеца, а Вотана — владеть ими. [42] «Ницше предоставил Юнгу как терминологию («Дионисийство»), так и тематическое исследование («Заратустра как пример действия Диониса в душе»), чтобы помочь ему выразить словами свои мысли о духе своего времени: века, столкнувшегося с всплеск вотанского/дионисийского духа в коллективном бессознательном. Вот, в двух словах, как Юнг пришел к Ницше, и объясняет, почему он был так очарован Ницше как мыслителем». [39]

Ницше оказал также важное влияние на психотерапевта и основателя школы индивидуальной психологии Альфреда Адлера . По словам Эрнеста Джонса , биографа и личного знакомого Зигмунда Фрейда , Фрейд часто называл Ницше «более глубоким знанием самого себя, чем любой человек, который когда-либо жил или мог жить». [43] Однако Джонс также сообщает, что Фрейд категорически отрицал, что сочинения Ницше повлияли на его собственные психологические открытия; В 1890-х годах Фрейд, чье образование в Венском университете в 1870-х годах включало в себя прочные отношения с Францем Брентано , его учителем философии, от которого он перенял энтузиазм по отношению к Аристотелю и Людвигу Фейербаху , остро осознавал возможность сближение своих идей с идеями Ницше и в результате упорно отказывался читать философа. В своей резкой, но в то же время и сочувственной критике психоанализа « Психоаналитическое движение » Эрнест Геллнер изображает Ницше как создателя условий для разработки реалистической психологии, в отличие от эксцентрично неправдоподобной психологии Просвещения Юма и Смита, и оценивает успех Фрейда. и психоаналитическое движение, во многом основанное на успехе в достижении этого «ницшеанского минимума». [44]

Мыслители начала 20 века

[ редактировать ]

Мыслители начала двадцатого века, которые читали Ницше или находились под его влиянием, включают: философов Мартина Хайдеггера , Людвига Витгенштейна , Эрнста Юнгера , Теодора Адорно , Георга Брандеса , Мартина Бубера , Карла Ясперса , Анри Бергсона , Жан-Поля Сартра , Альберта Камю , Лео Штрауса , Мишель Фуко , Юлиус Эвола , Эмиль Чоран , Мигель де Унамуно , Лев Шестов , Айн Рэнд , Хосе Ортега-и-Гассет , Рудольф Штайнер и Мухаммад Икбал ; социологи Фердинанд Тоннис и Макс Вебер ; композиторы Рихард Штраус , Александр Скрябин , Густав Малер и Фредерик Делиус ; историки Освальд Шпенглер , Фернан Бродель [45] и Пол Вейн , теологи Пол Тиллих и Томас Дж. Дж. Альтизер ; оккультисты Алистер Кроули и Эрвин Нойцски-Вульф . Писатели Франц Кафка , Йозеф Конрад , Томас Манн , Герман Гессе , Шарль Буковски , Андре Мальро , Никос Казандзакис , Андре Жид , Кнут Гамсун , Август Стриндберг , Джеймс Джойс , Д.Х. Лоуренс , Владимир Бартол и Пио Бароха ; психологи Зигмунд Фрейд , Отто Гросс , К.Г. Юнг , Альфред Адлер , Абрахам Маслоу , Карл Роджерс , Ролло Мэй и Казимеж Домбровский ; поэты Джон Дэвидсон , Райнер Мария Рильке , Уоллес Стивенс и Уильям Батлер Йейтс ; художники Сальвадор Дали , Василий Кандинский , Пабло Пикассо , Марк Ротко ; драматурги Джордж Бернард Шоу , Антонен Арто , Август Стриндберг и Юджин О'Нил ; и авторы Г. П. Лавкрафт , Олаф Стэплдон , Менно тер Браак , Ричард Райт , Роберт Э. Ховард и Джек Лондон . Американский писатель Х. Л. Менкен жадно читал и переводил произведения Ницше и получил прозвище «Американский Ницше». В своей книге о Ницше Менкен изобразил философа как сторонника антиэгалитарной аристократической революции, что резко контрастирует с левыми интерпретациями Ницше. Ницше был объявлен почетным анархист Эммы Гольдман , и он оказал влияние на других анархистов, таких как Гай Олдред , Рудольф Рокер , Макс Кафар и Джон Мур . [ нужна ссылка ]

Популярный консервативный писатель, философ, поэт, журналист и богословский апологет католицизма Г. К. Честертон выразил презрение к идеям Ницше, считая его философию, по сути, ядом или желанием смерти западной культуры:

Я даже не думаю, что космополитическое презрение к патриотизму является просто вопросом мнения, так же как я не думаю, что ницшеанское презрение к состраданию является просто вопросом мнения. Я думаю, что обе они являются настолько ужасными ересями, что лечение их должно быть не столько психическим, сколько моральным, если оно не является просто медицинским. Люди не всегда умирают от болезни и не всегда страдают от заблуждения; но поскольку оно затрагивает их, они уничтожаются им.

- 31 мая 1919 г. , Illustrated London News.

В эссе Томаса Манна Ницше упоминается с уважением и даже обожанием, хотя одно из его последних эссе, «Философия Ницше в свете новейшей истории», рассматривает его любимого философа через призму нацизма и Второй мировой войны и в конечном итоге помещает Ницше на более критическом расстоянии. Многие идеи Ницше, особенно о художниках и эстетике , включены и исследуются в произведениях Манна. Тему эстетического оправдания существования Ницше выдвинул еще в своих самых ранних произведениях, в «Рождении трагедии», провозгласив возвышенное искусство единственным метафизическим утешением существования; а в контексте фашизма и нацизма ницшеанская эстетизация политики, лишенной морали и упорядоченной кастовой иерархией на службе творческой касты, поставила перед мыслителями современности множество проблем и вопросов. Один из персонажей романа Манна «Доктор Фауст» 1947 года вымышленно представляет Ницше. В 1938 году немецкий экзистенциалист Карл Ясперс писал следующее о влиянии Ницше и Сёрена Кьеркегора :

Современная философская ситуация определяется тем, что значение двух философов, Кьеркегора и Ницше, не имевших значения в свое время и долгое время остававшихся без влияния в истории философии, постоянно возрастало. Философы после Гегеля все чаще возвращались к ним лицом к лицу, и сегодня они бесспорно остаются подлинно великими мыслителями своего времени. [...] Эффект того и другого неизмеримо велик, в общем мышлении даже больше, чем в технической философии.

Ясперс, Разум и существование

Бертран Рассел в своей «Истории западной философии» резко высказался в главе о Ницше, задаваясь вопросом, нельзя ли назвать его работу «простыми фантазиями о власти инвалида», и называя Ницше «страдающим манией величия»:

Очевидно, что в своих мечтах он воин, а не профессор; все мужчины, которыми он восхищается, были военными. Его мнение о женщинах, как и мнение любого мужчины, является объективацией его собственных эмоций по отношению к ним, очевидно, страха. «Не забудь свою кнуту», — но девять женщин из десяти отобрали бы у него кнут, и он это знал, поэтому сторонился женщин и тешил свое уязвленное самолюбие недобрыми замечаниями. [...] [Он] настолько полон страха и ненависти, что спонтанная любовь к человечеству кажется ему невозможной. Он никогда не представлял себе человека, который при всем бесстрашии и упрямой гордости сверхчеловека, тем не менее, не причиняет боли, потому что у него нет желания делать это. Предполагает ли кто-нибудь, что Линкольн действовал так из страха перед адом? Однако для Ницше Линкольн жалок, а Наполеон великолепен. [...] Я не люблю Ницше, потому что ему нравится созерцать боль, потому что он возводит тщеславие в долг, потому что люди, которыми он больше всего восхищается, - это победители, чья слава - это умение заставлять людей умирать. Но я думаю, что главный аргумент против его философии, как и против любой неприятной, но внутренне застенчивой этики, заключается не в апелляции к фактам, а в апелляции к эмоциям. Ницше презирает всеобщую любовь; Я чувствую, что это движущая сила всего, чего я желаю в мире. У его последователей были свои возможности, но мы можем надеяться, что они быстро подходят к концу.

- Рассел, История западной философии.

Точно так же вымышленный камердинер Реджинальд Дживс , созданный автором П.Г. Вудхаузом , является поклонником Баруха Спинозы , рекомендуя его работы своему работодателю Берти Вустеру , а не произведения Фридриха Ницше:

Вам бы не понравился Ницше, сэр. Он в корне несостоятелен.

- Вудхауз, Продолжай, Дживс

Ницше и Первая мировая война

[ редактировать ]

Первую мировую войну в то время называли «Ницше в действии», а также «евро-ницшеанской» или «англо-ницшеанской» войной, где национальные чувства преобладали над христианскими и социалистическими идеалами. [46]

Ницше после Второй мировой войны

[ редактировать ]
Скульптура «Вакханалия Рёккенера» работы Клауса Фридриха Мессершмидта (2000 г.) возле могилы Ницше в Рёккене в Германии.

Присвоение работ Ницше нацистами в сочетании с развитием аналитической философии привело к тому, что британские и американские академические философы почти полностью игнорировали его, по крайней мере, до 1950 года. Даже Джордж Сантаяна , американский философ, чья жизнь и творчество обнаруживают некоторое сходство с работами Ницше. , отверг Ницше в своей книге « Эготизм в немецкой философии» 1916 года как «пророка романтизма». Философы-аналитики, если они вообще упоминали Ницше, характеризовали его скорее как литературного деятеля, чем как философа. Нынешний авторитет Ницше в англоязычном мире во многом обязан экзегетическим трудам и улучшенным переводам Ницше еврейско-немецкого, американского философа Уолтера Кауфмана и британского ученого Р. Дж. Холлингдейла.

Влияние Ницше на континентальную философию резко возросло после Второй мировой войны, особенно среди французских левых интеллектуалов и постструктуралистов .

По мнению философа Рене Жирара , [47] Величайшее политическое наследие Ницше принадлежит его французским переводчикам 20-го века, среди которых Жорж Батай , Пьер Клоссовский , Мишель Фуко , Жиль Делёз Феликс Гваттари ) и Жак Деррида . Это философское движение (берущее начало с работ Батая) получило название французского ницшеанства . [48] В более поздних работах Фуко, например, пересматривается генеалогический метод Ницше, чтобы разработать антифундационалистские теории власти, которые разделяют и фрагментируют, а не объединяют государства (как это проявляется в либеральной традиции политической теории). Делез, возможно, самый выдающийся из левых интерпретаторов Ницше, использовал широко оклеветанный тезис о «воле к власти» в тандеме с марксистскими представлениями о товарном излишке и фрейдистскими идеями о желании сформулировать такие понятия, как ризома и другие «внешние стороны» государственной власти как традиционно задумано.

Жиль Делёз и Пьер Клоссовский написали монографии, привлекшие новое внимание к творчеству Ницше, а конференция 1972 года в Серизи-ла-Саль считается самым важным событием во Франции для восприятия Ницше поколением. В Германии интерес к Ницше возродился с 1980-х годов, особенно благодаря немецкому философу Питеру Слотердайку , который посвятил Ницше несколько эссе. Эрнст Нольте , немецкий историк, в своей литературе, анализирующей фашизм и нацизм, представил Ницше как силу Контр -Просвещения и врага всей современной «политики эмансипации», и суждения Нольте породили страстный диалог.

В последние годы Ницше также оказал влияние на представителей традиции аналитической философии , таких как Бернард Уильямс в его последней законченной книге « Правда и правдивость: эссе по генеалогии» (2002). До этого Артур Данто в своей книге « Ницше как философ» (1965) представил первое полномасштабное исследование Ницше, проведенное философом-аналитиком. Позже Александр Неамас выпустил свою книгу «Ницше: жизнь как литература» (1985).

Список известных защитников

[ редактировать ]
  1. ^ О. Эвальд, «Немецкая философия в 1907 году», в The Philosophical Review, Vol. 17, № 4, июль 1908 г., стр. 400–426; Т. А. Райли, «Антиэтатизм в немецкой литературе на примере творчества Джона Генри Маккея», в PMLA, Vol. 62, № 3, сентябрь 1947 г., стр. 828-843; CE Форт, «Ницше, упадок и возрождение во Франции, 1891-95», в журнале «История идей», Vol. 54, № 1, январь 1993 г., стр. 97-117.
  2. ^ Стивен Э. Ашхайм отмечает, что «около 150 000 копий особенно прочного Заратустры военного времени было роздано войскам» в «Наследии Ницше в Германии, 1890–1990» , Беркли и Лос-Анджелес, 1992, стр. 135
  3. ^ Кауфманн, с. 8
  4. ^ Шрифт, AD (1995). Французское наследие Ницше: генеалогия постструктурализма . Рутледж. ISBN   0-415-91147-8 .
  5. ^ Мэри Энн Фрезе Витт, В поисках современной трагедии , издательство Корнельского университета, 2001, стр. 137
  6. ^ Уивер Сантаниелло, Ницше, Бог и евреи , SUNY Press, 1994, стр. 41: «Гитлер, вероятно, никогда не читал ни слова Ницше»; Берел Ланг , Пост-Холокост: интерпретация, неправильная интерпретация и утверждения истории , Indiana University Press, 2005, стр. 162: «Возможно, сам Гитлер никогда не читал ни слова из Ницше; конечно, если он и читал его, то не слишком подробно»; Джейкоб Голомб, Ницше и еврейская культура , Рутледж, 1997, с. 9: «Конечно, почти наверняка Гитлер либо никогда не читал Ницше напрямую, либо читал очень мало»; Эндрю К. Янош, Центрально-Восточная Европа в современном мире , Stanford University Press, 2002, стр. 184: «По всем признакам Гитлер никогда не читал Ницше. Ни «Майн Кампф» Гитлера , ни «Застольная беседа» ( Tischgesprache ) не упоминают его имя. Справедливости ради можно сказать, что Гитлер действительно читал Ницше в каком-то качестве, но не в научной манере. В этом случае ницшеанские идеи проникли к нему через фильтр «Мифа ХХ века » Альфреда Розенберга , а проще говоря, через то, что называлось кофейней. Кватч в Вене и Мюнхене. По крайней мере, такое впечатление он производит в своих опубликованных беседах с Дитрихом Эккартом».
  7. ^ Бриджит Хаманн, Гитлеровская Вена: обучение диктатора, стр.74
  8. ^ Джейкоб Голомб и Роберт С. Вистрих (2002), « Ницше, крестный отец фашизма? Об использовании и злоупотреблениях философией », Princeton University Press, 2007. Получено 8 июня 2013 г. «В застольной беседе Гитлера » , [Гитлер ] ссылается на Ницше, говоря: « В нашей части света евреи немедленно устранили бы Шопенгауэра , Ницше и Канта . Если бы большевики властвовали над нами 200 лет, какие произведения нашего прошлого были бы переданы потомкам? Наши великие люди были бы преданы забвению, иначе будущим поколениям они были бы представлены как преступники и бандиты. "
  9. ^ Мелендес Херман (2001), Ницше в перспективе , Национальный университет Колумбии , страницы 255-258. Глава «Власть и антиэгалитаризм у Ницше и Гитлера», Эрнст Тугендхат .
  10. ^ Стар Александр, The New York Times , 13 января 2012 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Александр, Джеффри (2011). Современное введение в социологию (2-е изд.). Парадигма. ISBN  978-1-61205-029-4 .
  12. ^ Цитируется Розенберг: « В подлинно историческом смысле движение затмевает остальной мир, так же, как Ницше, индивидуум, затмил силы своего времени » .
  13. ^ Рафаэль Аревало Мартинес (1943), Ницше-завоеватель: (доктрина, породившая Вторую мировую войну) , Типография Санчес и Де Гиз, 170 стр.
  14. ^ Сарфатти (июль 2004 г.). Жизнь Бенито Муссолини . ISBN  1-4179-3962-1 .
  15. ^ Симонетта Фаласка-Зампони, Фашистское зрелище: эстетика власти в Италии Муссолини , University of California Press, 2000, стр. 44
  16. ^ В «За гранью добра и зла» (6.2:126), чтобы процитировать только одну вулканическую атаку на анархистов современности, он обращается к «анархистским собакам».
  17. ^ Митинг, Доминик (2016). Анархистские интерпретации философии Фридриха Ницше. Германия, Великобритания, США (1890-1947) . Баден-Баден: Номос. п. 15 и далее. дои : 10.5771/9783845280127 . ISBN  978-3-8487-3711-6 .
  18. ^ «Возможное чтение, знание и плагиат Ницше книги Макса Штирнера «Эго и его собственное» (1845) было спорным вопросом и часто обсуждалось вот уже более века». Томас Х. Бробьер, «Philologica: возможное решение вопроса Штирнера-Ницше», в «Журнале исследований Ницше» , выпуск 25, весна 2003 г., стр. 109–114.
  19. ^ Ласка, Бернд А. «Первоначальный кризис Ницше» . Германские заметки и обзоры . 33 (2): 109–33.
  20. ^ Спенсер Саншайн, «Ницше и анархисты»
  21. ^ Анархизм Эмиля Армана Эмиля Армана
  22. К творческому ничто Ренцо Новаторе
  23. ^ Джон Родден, Перекрашивание маленького красного здания школы: история восточногерманского образования, 1945–1995 , Oxford University Press, 2002, стр. 289.
  24. ^ Ханс Д. Слуга, Кризис Хайдеггера: философия и политика в нацистской Германии , издательство Гарвардского университета, 1993, стр. 179.
  25. ^ Джейкоб Голомб, Роберт С. Вистрич, Ницше, крестный отец фашизма?: Об использовании и злоупотреблениях философией , Princeton University Press, 2002, стр. 162.
  26. ^ Алан Д. Шрифт (ред.), Почему еще Ницше? , Калифорнийский университет Press, 2000, стр. 184–185.
  27. «Человеческий, слишком человеческий» [475] и «Рассвет» [68] и [205], Ницше восхваляет добродетели еврейского народа и критикует ошибочность европейского антисемитизма.
  28. ^ Уильям Лоуренс Ширер, Взлет и падение Третьего Рейха: История нацистской Германии , Саймон и Шустер, 1960, стр. 99–101.
  29. ^ Маццино Монтинари , «Воля к власти» не существует , Éditions de l'Éclat , 1996
  30. ^ Джейкоб Голомб, Роберт С. Вистрич, Ницше, крестный отец фашизма?: Об использовании и злоупотреблениях философией , Princeton University Press, 2002, стр. 149
  31. ^ Кейт Анселл-Пирсон, Введение в Ницше как политического мыслителя: идеальный нигилист , Cambridge University Press, 1994, стр. 33–34.
  32. ^ Джейкоб Голомб, Ницше и Сион , издательство Корнельского университета, 2004, стр. 1
  33. ^ Стивен Э. Ашхайм, Наследие Ницше в Германии, 1890-1990 , University of California Press, 1994, стр. 102.
  34. ^ Фрэнсис Р. Никосия, Сионизм и антисемитизм в нацистской Германии , Cambridge University Press, 2008, стр. 36
  35. ^ Джейкоб Голомб, Ницше и Сион , издательство Корнельского университета, 2004, стр. 25–27.
  36. ^ Габриэль Шеффер, Американо-израильские отношения на перепутье , Routledge, 1997, стр. 170.
  37. ^ Джейкоб Голомб (ред.), Ницше и еврейская культура , Routledge, 1997, стр. 235–236.
  38. ^ Роберт С. Вистрич, Лаборатория разрушения мира: немцы и евреи в Центральной Европе , University of Nebraska Press, 2007, стр. 158.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ренсма, Рицке. «Прием Юнга Фридриха Ницше» . Глубинное понимание . Проверено 15 марта 2017 г.
  40. Хронология Юнга . Архивировано 23 мая 2007 г. в Wayback Machine.
  41. ^ Юнг, Карл Густав (1958). Очерки современных событий . Лондон: Классика Рутледж. п. 18. ISBN  0-415-27835-Х .
  42. ^ Маклеод, Человек (2006:30).
  43. ^ Джонс, Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда
  44. ^ Геллнер, Эрнест, Психоаналитическое движение. «Коварство безумия » с предисловием Хосе Бруннера, ориг. 1983, Оксфорд: Блэквелл, 2003, стр. 17 и далее.
  45. ^ См Фернана Броделя . предисловие к книге «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» , где он говорит, что на него в значительной степени повлияло «Второе несвоевременное размышление».
  46. ^ Солтер, Уильям Маккинтайр (1917). «Ницше и война». Международный журнал этики . 27 (3): 357–379. дои : 10.1086/intejethi.27.3.2377396 . JSTOR   2377396 . S2CID   170857115 .
  47. ^ Рене Жирар, «Дионис против Распятого» , MLN , Vol. 99, № 4 (сентябрь 1984 г.), стр. 816–835.
  48. ^ Алан Д. Шрифт, Постструктурализм и второе поколение критической теории , Routledge, 2014, гл. 1: Французское ницшеанство.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 602307cf126b79dff0608e6ea912b4ba__1721561160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/ba/602307cf126b79dff0608e6ea912b4ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Influence and reception of Friedrich Nietzsche - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)