Пять тысяч лет китайской цивилизации
Пять тысяч лет китайской цивилизации | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Пять тысяч лет китайской цивилизации | ||
Упрощенный китайский | Пять тысяч лет китайской цивилизации | ||
|
Пять тысяч лет китайской цивилизации (или 5000 лет китайской истории) [ 1 ] ) — это выражение или утверждение, широко распространенное со времен поздней династии Цин , о том, что Китай имеет пятитысячелетнюю историю или цивилизацию. Это выражение , впервые распространенное европейскими миссионерами в 17 веке, к началу 20 века широко распространено, особенно в китайскоязычном мире, чтобы показать, что Китай имеет длительную историю, хотя иногда оно используется правительствами и средствами массовой информации в качестве инструмент китайского национализма . [ 2 ] Несмотря на то, что археологических свидетельств древней истории Китая пока недостаточно, вера в то, что история Китая насчитывает по меньшей мере 5000 лет и что Китай является одной из четырех великих древних цивилизаций , глубоко укоренилась в массовой культуре . [ 3 ]
Основа
[ редактировать ]Династия Ся была первой наследственной династией Китая, правившей Центральными равнинами , как записано в традиционных китайских учебниках истории. Согласно заключению проекта хронологии Ся-Шан-Чжоу, заказанного Китаем, династия Ся началась около 2070 г. до н.э. В то же время большинство древних китайских документов относят начало китайской истории к эпохе Пяти императоров , а Желтый император , как первый из пяти императоров, был почти за тысячу лет до династии Ся. Согласно « Записям об императорах и королях», написанным Хуанфу Ми из династии Цзинь , считается, что до императора Яо было пять императоров , что в общей сложности продлилось 341 год, а первым годом Желтого императора должен быть 2698 год до нашей эры. Согласно этому расчету, китайская цивилизация имеет историю, насчитывающую почти 5000 лет со времен Желтого Императора. Кроме того, некоторые ученые полагают, что до Желтого императора была еще одна эпоха племенного вождя по имени Ян-император , ставшая в китайском общественном сознании началом китайской цивилизации (см. Янь Хуан Цзысун ). Таким образом, независимо от того, началось ли это с Желтого императора или с императора Янь до него, «пять тысяч лет китайской цивилизации» постепенно стали общепринятым повествованием среди китайцев. [ 4 ] подразумевая, что китайскую цивилизацию можно проследить как непрерывную нить на пять тысяч лет в прошлое.
Происхождение и использование
[ редактировать ]
Согласно исследованиям, первыми, кто выдвинул идею о 5000-летней истории китайской цивилизации, были миссионеры-иезуиты времен ранней династии Цин . Примерно в 1650-х годах, во время правления императора Шуньчжи из династии Цин, итальянский миссионер Мартино Мартини был первым человеком, который систематически знакомил Европу с китайской географией, культурой, историей и языком . В своей книге Sinicæ Historiæ Decas Prima он охватил широкий круг китайских тем и был первым человеком, выдвинувшим концепцию пяти тысяч лет китайской истории. [ 5 ]
К концу династии Цин концепция «5000 лет китайской культуры» была официально признана и продвигалась правительством Цин . Например, учебник китайской истории «Китайская история нынешней династии», одобренный Советом по образованию поздней династии Цин, начинался с утверждения: «Китай был основан 5000 лет назад и имеет самую длинную историю в мире. И его культуру является лучшим среди всех восточных стран с древнейших времен...». [ 6 ] [ 7 ] Точно так же в разделе «Китай» трехъязычного учебника « Маньчжурско-монгольско-китайский подстрочный трехъязычный учебник», опубликованного в 1909 году во время поздней династии Цин, на трех языках также говорится: «Наша страна Китай расположена на востоке Азии, с мягким климатом, обширными земля и многочисленный народ. Ее культура сложилась пять тысяч лет назад, и это самая известная древняя страна на земле...».
Когда Сунь Ятсен вступил в должность временного президента Китайской Республики в начале 1912 года, после революции 1911 года , он разослал делегированные полномочия всем провинциям, «приняв 4609 год Желтого Императора как первый год Республики Китай». Китай », и это был первый случай в истории Китая, когда теория «пятитысячелетней истории» была публично признана главой государства китайского . В этот период в Китае также наблюдалась лихорадка поклонения Желтому императору.
С тех пор концепция «пяти тысяч лет китайской цивилизации» стала более популярной. Подобные выражения, такие как «5000 лет китайской истории», также появились и стали популярными в Китае, включая период Китайской Народной Республики. Например, популярные книги по истории Китая, составленные писателями материкового Китая Линь Ханда и Цао Юйчжаном, были опубликованы под названием « Пять тысяч лет вверх и вниз ».
В своих политических дискуссиях Си Цзиньпин часто подчеркивает пятитысячелетнюю историю китайской цивилизации. [ 8 ] : 33 Си Цзиньпин часто цитирует древние исторические примеры в своих политических выступлениях, призывая китайский народ развивать «историческую уверенность в себе», основанную на его «великолепной цивилизации». [ 8 ] : 32–33
Критика
[ редактировать ]Хотя «пять тысяч лет китайской цивилизации» стали распространенным выражением или повествованием как внутри, так и за пределами Китая, особенно среди китайцев, эта концепция не является общепринятой среди ученых, особенно в западном академическом мире. По мнению большинства западных ученых, зафиксированная история Китая насчитывает менее 4000 лет, вместо того, чтобы считаться 5000-летней. Хотя в традиционной китайской литературе имеется множество записей о династии Ся , поскольку они были написаны относительно поздно и до сих пор не обнаружено признанных прямых свидетельств существования династии Ся, таких как сочинения того же периода династии Ся. Самоочевидно, что многие люди в современном историческом кругу подвергают сомнению существование династии Ся и рассматривают ее как период китайской мифологии, а не как период записанной истории. Если считать от следующей династии Шан , общепризнанной историками, то Китай имеет лишь около 3700 лет письменной истории, что по-прежнему является большим разрывом с 5000 лет.
В то же время некоторые археологи и ученые считают, что китайской цивилизации, возможно, вполне может быть более 5000 лет. Например, около 8000 лет назад в плодородных долинах рек Хуанхэ и Янцзы , существовала определенная степень социальной дифференциации. возникло множество хорошо организованных неолитических земледельческих культур и обществ, а во многих частях Китая, таких как Северный Китай Plain , который породил относительно продвинутые и сложные идеи и системы знаний. В то же время культура большинства районов Китая была интегрирована и связана в зачаточный «ранний культурный круг». Следовательно, 8000 лет назад уже мог быть сделан первый шаг к зарождению китайской цивилизации. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннет Джеймс Хаммонд (2004). От Яо до Мао: 5000 лет истории Китая . Учебная компания Товарищество с ограниченной ответственностью. ISBN 9781565858695 .
- ^ «5000 лет истории» . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Лю и Хэ 2023 , с. в.
- ^ «Почему мы говорим «Пять тысяч лет китайской цивилизации»?» Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «К сожалению, первым, кто ясно высказал предположение о «пятитысячелетней истории китайской цивилизации», не были китайцы. Проверено 2024 20 июня г.
- ^ «Развитие «Китая» как названия страны от традиции к современности во времена династии Цин» Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Учебник по истории Китая (ранее известный как Конспекты лекций по истории династии Бен), страница 1» . Проверено 19 июня 2024 г. .
- ^ Jump up to: а б Шан, Патрик Фулианг (2024). «Чему КПК научилась из прошлого?». В Фанге, Цян; Ли, Сяобин (ред.). Китай при Си Цзиньпине: новая оценка . Издательство Лейденского университета . ISBN 9789087284411 .
- ^ «Происхождение, формирование и долгосрочное выживание китайской цивилизации» . Проверено 19 июня 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Лю, К.; Он, Дж. (2023). История нерасколотой китайской цивилизации в археологической интерпретации . Спрингер Природа Сингапур. ISBN 978-981-19-3946-4 . Проверено 22 июня 2024 г.