Jump to content

Казненный Ренессанс

Mykola Khvylovy
(1893–1933)
Valerian Pidmohylny
(1901–1937)
Mykola Kulish
(1892–1937)
Mykhaylo Semenko
(1892–1937)
Лес Курбас
(1887–1937)
Mykola Zerov
(1890–1937)
Клим Полищук
(1891–1937)
Людмила Старитская-Чернякивская
(1868–1941)
Mykhailo Yalový
(1895–1937)
Майк Йохансен
(1895–1937)
Борис Антоненко-Давыдович
(1899–1984)
Mykhailo Boychuk
(1882–1937)
Евгений Плужник
(1898–1936)
Hryhorii Epik
(1901–1937)
Mykola Voronyi
(1871–1938)
Василий Седляр
(1899–1937)
Mykhailo Yalový
(1895–1937)
Аркады Казка
(1890–1929)
Hryhorii Kosynka
(1899–1934)
Dmytro Tas
(1901–1938)
Veronika Cherniakhivska
(1900–1938)
Mykhailo Draj-Khmara
(1889–1939)
Владимир Свидзинский
(1885–1941)
Василий Бобинский
(1898–1938)
Кость Буревый
(1888–1934)
Dmytro Buzko
(1891–1937)
Sergiy Pylypenko
(1891–1934)
Филипп Каперлгородский
(1882–1938)
Oleksa Slisarenko
(1891–1937)
Василь Вражливый
(1903–1937)
Володимир Ярощенко
(1898–1937)

The Executed Renaissance (или "Red Renaissance", Russian : Расстрелянное возрождение, Красный ренессанс , romanized : Rozstriliane vidrodzhennia, Chervonyi renesans ) [1] — термин, используемый для описания поколения украиноязычных поэтов, писателей и художников 1920-х — начала 1930-х годов, живших в Украинской ССР и убитых советской властью.

После большевистской революции 1917 года национальная ленинская политика Коренизации (букв. « Коренизация ») способствовала возрождению языков меньшинств и традиционных языков , поощряя их преподавание в школах и публикации, а также обеспечивая им материальную поддержку и наглядность. Поэты и писатели поколения украинизации часто проживали в доме «Слово» в Харькове , который тогда был столицей Советской Украины. или «Великого прорыва» 1929 года После Великого поворота новоназначенный советский премьер и генеральный секретарь КПСС Иосиф Сталин изменил эту политику в пользу государственной централизации , социалистического реализма и русификации . Будучи внешне просоветскими, учителя украинских языковых школ, поэты и писатели отказались подчиниться сталинской реставрации царской политики языкового империализма . В отместку школьные учителя украинского языка, а также поэты, писатели и драматурги, писавшие на этом же языке, были массово арестованы, депортированы в ГУЛАГ, заключены в тюрьму или казнены. . Эти жертвы также были частью более масштабной сталинской « Большой чистки» 1937-1938 годов , самое печально известное место которой было убито в лесу Сандармох , месте массового захоронения в Карелии , где около 6000 политических заключенных из концлагеря Соловки были тайно казнены и похоронены сотрудниками НКВД. .

Термин «Казненный Ренессанс» впервые был предложен в 1959 году в Париже. [2] антикоммунистический журнала « польский издатель -эмигрант Ежи Гедройц из влиятельного Культура» . Он писал украинскому эмигранту и литературному критику Юрию Лавриненко, чтобы порекомендовать название антологии года . лучшей украинской литературы поколения украинизации 1959 [3]

В статье The Guardian в 2023 году уничтожение Иосифом Сталиным «Расстрелянного Возрождения» сравнивалось со вторым предполагаемым истреблением украинских интеллектуалов российскими военными во время вторжения Владимира Путина в Украину , с предполагаемыми убийствами на фронтах , в окопах , а также в удары по гражданским районам . [2]

Распад Российской империи во время Первой мировой войны , отмена имперской цензуры, создание независимого украинского государства и культурная снисходительность советского режима в 1920-х годах вместе привели к удивительному возрождению литературной и культурной деятельности в Украине. . [4] Появились десятки новых писателей и поэтов, образовавших десятки литературных коллективов, изменивших облик украинской литературы. [5] Эти процессы поддерживались политикой нативизации ( в Украине это называлось украинизацией ), новой экономической политикой государственного капитализма (1921–1927) и стремлением к ликвидации неграмотности .

В качестве названия

[ редактировать ]

Термин «Расстрелянный Ренессанс» был впервые предложен в 1959 году Ежи Гедройцем , редактором «Культура» издательства парижского , занимавшегося публикацией писателей-антикоммунистов со всей польской диаспоры . [6] В письме Юрию Лавриненко от 13 августа 1958 года Гедройц сослался на антологию новейшей украинской литературы , которую Лавриненко подготовил по просьбе Гедройца:

«Насчет названия. Не лучше ли дать ему общее название: Расстрелянный Ренессанс. Антология 1917–1933 и т. д. Тогда название звучало бы эффектно. С другой стороны, скромное название «Антология» может лишь способствовать проникновению за « железный занавес» . Что вы думаете?"

«Да будет так», — ответил Лавриненко.

Книга «Расстрелянный Ренессанс. Антология, 1917–1933: Поэзия, проза, драматургия и эссе» , изданная в Париже издательством «Культура» (1959), остается одним из важнейших источников по истории украинской литературы того периода. [7] В него вошли лучшие образцы украинской поэзии, прозы и эссе 1920-х — начала 1930-х годов.

По мнению украинского историка литературы Ярины Цымбал, «Расстрелянное Возрождение» было «хорошим названием для антологии, но неподходящим для целого поколения творческой интеллигенции ». По ее мнению, «Красный Ренессанс» является более подходящей метафорой, поскольку это было самоописание. Последний термин впервые появился в 1925 году, когда вышла книга Александра Лейтеса «Возрождение украинской литературы» и стихотворение Владимира Гадзинского «Зов красного Возрождения». [8] были опубликованы одновременно и независимо. В том же году вышел журнал «Нео-Лиф» с предисловием Гадзинского: [9] «Для нас прошлое — лишь средство познания настоящего и будущего, — писал он, — полезный опыт и важная практика в великой структуре Красного Возрождения».

Новая элита

[ редактировать ]

Лавриненко, однако, рассматривал «Расстрелянный Ренессанс» как нечто большее, чем просто название антологии. Он продвигал его как термин, описывающий мученическую смерть украинских поэтов, их наследие и силу возродить украинскую культуру . [6] Парадигма «Казненного Возрождения» вместе с национально-коммунистической перспективой и в качестве основы для национализации ранних советских интеллектуалов Украины позже возникла как часть усилий по созданию национальной оппозиции коммунистическому режиму с новой интеллектуальной элитой, которая в конечном итоге способствовала борьба за независимую и единую страну. [10]

Основными элементами мировоззрения новых украинских интеллектуалов были бунт, независимая мысль и искренняя вера в свои собственные идеалы. Интеллектуалы делали упор на личность, а не на массы. Как и у многих других сторонников внутренней эмиграции в полицейском государстве , их внешняя «советскость» скрывала глубокие поиски и запросы.

Выросшее из низших классов (слуг, семей священников, промышленных рабочих и крестьян) новое поколение украинской элиты зачастую не имело возможности систематического образования из-за войны, голода и необходимости зарабатывать себе на хлеб насущный. Работая «на грани возможного», используя любую возможность соприкоснуться с мировой культурой и расправить крылья своего творчества, новое поколение украинской художественной элиты проникалось новейшими тенденциями и создавало поистине актуальное искусство.

В это время возникло новое поколение, несущее моральное бремя побед и поражений в борьбе за национальную независимость, с пониманием пути Украины во всемирной истории, независимое в своих суждениях, с разнообразными представлениями о развитии украинской литературы, когда, По словам Соломии Павлычко , [11] литература

«получил гораздо более широкую аудиторию, чем когда-либо прежде. Уровень образования этой аудитории возрос. Впервые в литературе работало большое количество писателей и интеллектуалов. Впервые украинские ученые выступили перед аудиторией национальных университетов. Впервые резко дифференцировались различные художественные направления, группы и школы. Однако тенденция модернизации культурной жизни изначально сосуществовала с параллельной тенденцией ее подчинения идеологии, а затем и полного разрушения».

Литературные группы

[ редактировать ]

По большей части писатели были объединены в литературные организации с разными стилями и позициями. В период с 1925 по 1928 год произошла «литературная дискуссия», инициированная Николаем Хвылевым . Одной из ее задач было определить пути развития новой украинской советской литературы и определить роль писателя в обществе. Хвылевой и его соратники поддерживали ориентацию на западноевропейскую, а не на русскую культуру; они отвергли «красную графоманию», но не отвергли коммунизм как политическую идеологию.

Основными литературными организациями того времени были:

  • Гарт ( укр . Гарт , закалка) существовал с 1923 по 1925 год. Его главной целью было объединение всех видов пролетарских художников с дальнейшим развитием пролетарской культуры. Одним из требований «Харта» было использование украинского языка. Организация прекратила свое существование после смерти ее лидера Василия Эллана-Блакитного . [12]
  • ВАПЛИТЕ ( укр . ВАПЛІТЕ , «Свободная академия пролетарской литературы») была создана в 1926 году Николаем Хвылевым на базе «Гарта». Ее целью было создание новой украинской литературы, переняв лучшие достижения западноевропейской культуры. ВАПЛИТЕ приняла коммунизм как политическую идеологию, но отвергла необходимость идеологического смысла в литературе как главное требование. Среди членов ВАПЛИТЕ были Александр Довженко , Николай Кулиш , Лес Курбас , Майк Йохансен , Павел Тычина , Олекса Слисаренко, Николай Бажан , Юрий Смолич и Юлиан. Шпол . [13]
  • МАРС ( укр . МАРС , «Мастерская революционной литературы») существовала с 1924 по 1929 год (прежде всего под названием «Ланка»). Главным постулатом МАРС было честно и художественно описать ту эпоху. Среди ее членов были Валериан Пидмогильный , Григорий Косинка , Евгений Плужник , Борис Антоненко-Давыдович , Тодос Осьмачка , Иван Багряный и Мария Галич .
  • Аспанфут ( укр . Асппанфут ), позже Комункульт ( укр . Комункульт ) — организация украинских футуристов. Их ценностями были «Коммунизм, Интернационализм, Индустриализм, Рационализация, Изобретения и Качество». [14] Among его members были Mykhayl Semenko , Heo Shkurupiy, Yuriy Yanovsky and Yulian Shpol .
  • Неоклассики Николай ( укр . Неокласики ) — литературное движение модернистов, среди последователей которого были Зеров , Максим Рыльский , Павел Филипович и Михаил Драй-Хмара. Они никогда не создавали официальной организации или программы, но разделяли культурные и эстетические интересы. Неоклассицисты были озабочены созданием высокого искусства и презирали «массовое искусство», дидактическое письмо и пропагандистскую работу. [15]
  • Плуг ( укр . Плуг , плуг), организация сельских писателей. Их основным постулатом была «борьба с собственнической идеологией среди крестьян и пропаганда идеалов пролетарской революции». Среди ее членов были Сергей Пилипенко, Петр Панч , Докия Гуменная и Андрей Головко. [16]
  • Западная Украина ( укр .: Західна Україна ; англ.: West Ukraine ) после апреля 1926 года отделилась от Плуга как самостоятельная литературная организация пятидесяти писателей и художников Западной Украины, базирующаяся в Киеве , Одессе , Днепре и Полтаве. Возглавил сначала Дмитрий Загул, позже Мирослав Ирчан .

Инновации

[ редактировать ]

Писатели Украинского (красного) Возрождения делили прозу на две: сюжетную (повествовательную) прозу и бессюжетную прозу. В бессюжетных произведениях главное было не предложение и не слово, а подтекст, дух, или, как выразился Хвылевой, «запах слова». [17] Стиль сильных чувств и проникновения явлений называется «неоромантизмом» или «экспрессионизмом». Среди многих украиноязычных авторов, работавших в этом стиле, были Николай Хвылевой («Юлия Шполь»), Юрий Яновский, Андрей Головко, Олекса Влыко, Лесь Курбас и Николай Кулиш.

Главные темы Кхвыловой novel Ya (Romantyka) (I am (romance)) [18] Это разочарование в Революции, а также вопиющие противоречия и разделенная природа людей того времени. Главный герой без имени, а значит, без личности и души. Ради революции он убивает свою мать, а затем корит себя: «Стоила ли революция таких жертв?»

В романе Валериана Пидмогильного «Город » впервые в украинской литературе проявились элементы экзистенциализма. В погоне за удовольствиями главный герой переходит от удовлетворения своих физических желаний к высшим религиозным потребностям. Однако даже при такой сложной тематике автор не превращает свой роман в простое повествование о «народной» философии, а творчески схватывает ее в приложении к национальному мировоззрению.

В украиноязычной поэзии того времени наиболее интересным развитием являются поиски символистов Александра Олеся и Павла Тычины. В «Кларнетах Солнца » Тычина отразил широту образованного и тонкого ума, созерцающего богатство своего национального наследия и стремящегося раскрыть его коренные причины.

Когда Коммунистическая партия СССР осознала , что не может контролировать таких писателей [ нужны разъяснения ] , оно начало использовать недопустимые методы репрессий: заставляло их молчать, подвергало их сокрушительной общественной критике, арестовывало или казнило. Писатели оказались перед выбором между самоубийством ( Хвылевой в 1933 году) и концентрационными лагерями (ГУЛАГ) ( Б. Антоненко-Давидович и Остап Вишня ); они могли замолчать ( Иван Багряный и В. Домонтович ), покинуть Украину ( В. Винниченко и Евгений Маланюк ) или написать произведения, прославившие Коммунистическую партию ( П. Тычина и Николай Бажан ). Большинство художников этого короткого Возрождения были арестованы и заключены в тюрьму или расстреляны.

Депортация, аресты, казни (1933–1938).

[ редактировать ]

В 1927 году Сталин отменил новую экономическую политику и обратился к форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства первой пятилетки .

Произошли изменения и в культурной политике. Ранним примером был показательный процесс 1930 года над «Союзом за свободу Украины», на котором 45 интеллектуалов, профессоров высшего образования, писателей, богословов и священников были подвергнуты публичному преследованию в Харькове , тогдашней столице Советской Украины. Пятнадцать обвиняемых были казнены, еще многие, имевшие связи с подсудимыми (248), были отправлены в лагеря. (Это был один из серии современных показательных процессов , проходивших на Северном Кавказе в 1929 году в Шахтах, а также в Москве — Промпартийный процесс 1930 года и Меньшевистский процесс 1931 года .)

Систематическое уничтожение украинской интеллигенции началось в мае 1933 года, когда Михаил Яловой был арестован ; В ответ Николай Хвылевой покончил жизнь самоубийством в здании «Слова» в Харькове . Кампания длилась с 1934 по 1940 год, достигнув пика во время Большого террора 1937–1938 годов. Всего было арестовано, в ряде случаев заключено в тюрьму и расстреляно 223 писателя. Почти триста представителей украинского Возрождения 1920-х и 1930-х годов были расстреляны в период с 27 октября по 4 ноября 1937 года в Сандармохе , массовом поле смерти в Карелии (северо-запад России). [19]

Некоторые важные representatives of this generation survived. Много покоится в Советском Союзе: Александр Довженко , Павло Тыхина , Максим Рыльский , Борыс Антоненко-Давыдовых , Остап Вышни , и Микола Бажан . Больше всего эмигрировали: Улас Самчук , Джордж Шевельов , и Иван Багрияни .

Масштаб трагедии

[ редактировать ]

Точные данные о количестве украинских интеллектуалов, заключенных в тюрьмы и казненных во время Большого террора, недоступны. Для сравнения, относительно просто определить, сколько писателей было задействовано. Товарищество «Слово» (украинские писатели в эмиграции) направило 20 декабря 1954 г. на Второй Всесоюзный съезд писателей СССР свою оценку: в 1930 г. были напечатаны произведения 259 украинских писателей; после 1938 г. публиковалось всего 36 писателей (13,9% от предыдущего числа). По данным «Слова», из «пропавших без вести» 223 писателей 192 были депортированы, отправлены в ГУЛАГ или казнены; еще 16 исчезли; и восемь писателей покончили жизнь самоубийством. [20]

Эти данные подтверждает мартиролог украинских писателей «Алтарь скорби » (ред. Алексея Мусиенко), насчитывающий 246 писателей-жертв сталинского террора. [21] Другие источники указывают, что 228 из 260 украинских писателей были депортированы, заключены в тюрьму или расстреляны. [22]

Писатели, поэты, художники, драматурги

[ редактировать ]
  • Борис Антоненко-Давыдович (5 августа 1899 г. - 8 мая 1984 г.) - писатель, переводчик и лингвист. (Известный писатель-диссидент. [23] )
  • Иван Бахряный (2 октября 1906 — 25 августа 1963, Западная Германия) — писатель, публицист , прозаик и политик.
  • Василий Бобинский (11 марта 1898 г. - 8 января 1938 г.) - поэт, журналист и переводчик; расстрелян в ГУЛАГе .
  • Михаил Бойчук (30 октября 1882 – 13 июля 1937) – художник, наиболее известный как монументалист; расстрелян в Киеве .
  • Кость Буревый (2 августа 1888 – 15 декабря 1934) – поэт, драматург, театральный и литературный критик, переводчик; расстрелян в Киеве .
  • Дмитрий Бужко (1891 – 14 ноября 1937) – поэт и писатель; расстрелян в Одессе .
  • Вероника Черняховская (25 апреля 1900 - 3 ноября 1938) - поэтесса и переводчица; расстрелян в Киеве .
  • Олесь Досвитный (8 ноября 1891 - 3 марта 1934) - поэт; расстрелян в Харькове .
  • Mykhailo Draj-Khmara (10 October 1889 – 19 January 1939) – poet and translator; died in Gulag .
  • Григорий Эпик (17 января 1901 – 3 ноября 1937) – писатель и журналист; расстрелян в Сандармохе .
  • Дмитрий Фальковский (3 ноября 1898 – 16 декабря 1934) – поэт, прозаик, переводчик, сценарист; расстрелян в Киеве .
  • Павел Филипович (2 октября 1891 – 3 ноября 1937) – поэт и переводчик; расстрелян в Сандармохе .
  • Мирослав Ирчан (14 июля 1897 – 3 ноября 1937) – сказочник и драматург; расстрелян в Сандармохе .
  • Филипп Каперлгородский (26 ноября 1882 – 19 мая 1938) – писатель; расстрелян под Полтавой .
  • Аркадий Казка (23 сентября 1890 – 23 ноября 1929) – поэт-переводчик; покончил жизнь самоубийством .
  • Гнат Хоткевич (31 декабря 1877 — 8 октября 1938) — писатель, этнограф, драматург, композитор, музыковед бандурист и ; казнен .
  • Николай Хвылевой (13 декабря 1893 – 13 мая 1933) – прозаик и поэт; покончил жизнь самоубийством .
  • Hryhoriy Kosynka (29 November 1899 – 15 December 1934) – writer and translator.
  • Николай Кулиш (19 декабря 1892 – 3 ноября 1937) – прозаик и драматург; расстрелян в Сандармохе .
  • Лесь Курбас (25 февраля 1887 – 3 ноября 1937) – режиссер театра и кино; расстрелян в Сандармохе .
  • Михаил Лозинский (30 июля 1880 – 3 ноября 1937) – литературный и театральный критик, журналист; расстрелян в Сандармохе .
  • Василий Липковский (7 сентября 1864 – 27 ноября 1937) – церковный реформатор, проповедник, педагог, публицист, писатель и переводчик; расстрелян в Сандармохе .
  • Иван Микитенко (6 сентября 1897 – 4 октября 1937) – писатель и драматург; расстрелян в Харькове .
  • Sofiya Nalepinska-Boychuk (30 July 1884 - 11 December 1937) – артист; shot в Киеве .
  • Иван Падалка (15 ноября 1894 – 13 июля 1937) – художник, профессор искусств и писатель; расстрелян в Киеве .
  • Валериан Пидмогильный (2 февраля 1901 – 3 ноября 1937) – прозаик; расстрелян в Сандармохе .
  • Евгений Плужник (26 декабря 1898 — 2 февраля 1936) — поэт, драматург и переводчик; умер на Соловках.
  • Клим Полищук (25 ноября 1891 – ноябрь 1937) – журналист, поэт и прозаик; расстрелян в Сандармохе .
  • Антон Приходько (1891-29 января 1938) – писатель, государственный деятель.
  • Сергей Пилипенко (22 июля 1891 - 3 декабря 1934) - писатель; казнен .
  • Гео Шкурупий (20 апреля 1903 – 8 декабря 1937) – писатель, сценарист и журналист; казнен в Санкт-Петербурге .
  • Олекса Слисаренко (28 марта 1891 - 3 ноября 1937) - поэт и писатель; расстрелян в Сандармохе .
  • Александр Соколовский (8 сентября 1896 - 22 августа 1938) - писатель; казнен.
  • Myroslava Sopilka (1897-1937) – poet, novelist. Shot in Kyiv .
  • Людмила Старитская-Чернякивская [24] (17 августа 1868 – 1941) – писатель, переводчик и литературный критик; подсудимый на харьковском показательном процессе «Союза за свободу Украины» (1930).
  • Владимир Свидзинский (9 октября 1885 – 18 октября 1941) – поэт и переводчик.
  • Василий Седляр (12 апреля 1899 – 13 июля 1937) – художник, иллюстратор и педагог рисования; казнен в Киеве .
  • Михаил Семенко (19 декабря 1892 — 24 октября 1937) — поэт, яркий представитель футуристической украинской поэзии 1920-х годов; ?выстрелил в Сандармоха.
  • Дмитрий Тас (28 января 1901 – 28 февраля 1938) – писатель, поэт-неосимволист, журналист и переводчик; казнен под Москвой .
  • Олекса Влыжко (17 февраля 1908 - 8 декабря 1934) - поэт, писатель и футурист; казнен в Киеве .
  • Марко Вороный (18 марта 1904 - 3 ноября 1937) - (дети) поэт и переводчик; выстрелил в Сандармоха.
  • Николай Вороний (6 декабря 1871 – 7 июня 1938) – писатель, поэт, актер и режиссер; казнен в Одессе .
  • Василий Вражливый (1903 – 8 декабря 1937) – писатель; расстрелян в Киеве.
  • Юрий Вухнал (5 октября 1906 – 15 июля 1937) – писатель-юморист и сатирик; казнен в Санкт-Петербурге.
  • Mykhailo Yalovyi (5 June 1895 – 3 November 1937) – poet, prosaist and dramatist; shot в Сандармок .
  • Владимир Ярошенко (23 мая 1898 – 13 июля 1937) – поэт, баснописец, писатель и сценарист; расстрелян в Киеве .
  • Майк Йохансен (псевдонимы: Вилли Ветцелиус и М. Крамар ) (16 октября 1895 — 27 октября 1937) — поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик и лингвист; расстрелян в Сандармохе .
  • Николай Зеров (26 апреля 1890 – 3 ноября 1937) – поэт, переводчик, ученый-классик и литературовед, критик; расстрелян в Сандармохе .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Жизнь и смерть Николая Хвылевого. От коммуниста к коммунару" . Историческая правда . Retrieved 2023-02-17 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиггинс, Шарлотта (14 июля 2023 г.). «Сталин стер одно поколение украинских художников. Теперь Путин убивает другое – включая моего друга» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 14 июля 2023 г.
  3. ^ Лушницкий, Андрей Н.; Рябчук, Николай (2009). Украина на своем извилистом пути между Востоком и Западом . Берн: Питер Лэнг. п. 185. ИСБН  978-3-03911-607-2 .
  4. ^ «Расстрелянный Ренессанс: стирание украинского культурного наследия во времена Советского Союза» . Журнал «Ретроспектива» . 22.11.2020 . Проверено 24 февраля 2022 г.
  5. ^ ГРИНЬ, ГАЛИНА (2004). «Возвращение к исполненной парадигме Возрождения» . Гарвардские украинские исследования . 27 (1/4): 67–96. ISSN   0363-5570 . JSTOR   41036862 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Федор, Юлия (2016). Журнал советской и постсоветской политики и общества: 2015/2: Двойной специальный выпуск: Возвращение из Афганистана: опыт советских ветеранов афганской войны и: Мученичество и память в постсоциалистическом пространстве . Штутгарт, Германия: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-3-8382-6806-4 .
  7. ^ « Расстрелянный Ренессанс»: сегодня 70 лет начала истребления украинской элиты» . ФронтНьюс . Проверено 16 сентября 2019 г.
  8. ^ [ Yaryna Tsymbal: "The psychological novel preceded mass genres" "Ярина Цымбал: "Психологический роман предшествовал массовым жанрам" " ]. ЛитАкцент – мир современной литературы (in Russian). 2016-03-03 . Retrieved 2019-09-16 .
  9. ^ "100 лет украинскому футуризму" [Centennial of Ukrainian Futurism]. www.facebook.com . Retrieved 2019-09-16 .
  10. ^ Палько, Елена (2021). Делая Украину советской: литература и культурная политика при Ленине и Сталине . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 14. ISBN  978-1-7883-1305-6 .
  11. ^ Павлычко С. Дискурс модернизма в украинской литературе: [монография] / С. Павлычко. – К.: Лыбидь, 1997. – C. 170 .
  12. ^ Нагорный К.А. Проблема национального самоутверждения в публицистике лидера литературной группировки "Гарт" В. Голубого
  13. ^ Ю. Луцкий. Источники к истории Ваплите
  14. Цитата из манифеста футуристов в их журнале «Новая генерация» .
  15. ^ «Неоклассики» . www.энциклопедияofukraine.com .
  16. ^ "Плуг" [Plow]. feb-web.ru .
  17. ^ Хоменко, Галина (2018). «Николай Хвылевой и Французская республика литературы: опыт перечитывания» . Студия Польско-Украинские . 5 : 111–122. дои : 10.32612/uw.23535644.2018.стр.111-122 . ISSN   2353-5644 .
  18. ^ Хвыловой, Микола. Я (romance) .
  19. ^ Юрий Лавриненко Расстрелянное возрождение: Антология 1917–1933. Archived December 13, 2010, at the Wayback Machine - Киев: Факел, 2004.
  20. ^ Юрий Лавриненко (2004). "Расстрелянное возрождение: Антология 1917-1933" [Shot Revival: An Anthology 1917-1933]. Киев: Факел publishers. Archived из original на 2010-12-13 . Retrieved 2014-07-02 . "Юрий Лавриненко. РАСТРЕЛЕНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" . Archived из original на 2010-12-13 . Retrieved 2014-07-02 .
  21. ^ Существительное мартиролога украинской письменности // Николай Жулинский . Бездна украинской печали… Archived 2010-10-21 at the Wayback Machine
  22. ^ Красный ренессанс . Фильм третий: Бездна (1930—1934) . - Киностудия "Контакт". 2004. - 47:01/51:33.
  23. ^ «Суд над Валентином Морозом, 17–18 ноября 1970 года» . Хроника текущих событий . 31 декабря 1970 года.
  24. ^ Крысь, Светлана (2016) « Рецензия на книгу: Людмила Старицкая-Черняховская, Живая могила: украинская легенда и Клим Полищук, Сокровище веков: украинские легенды », EWJUS: Восток / Запад: Журнал украинских исследований , Том 3, № 2, стр. 213–215.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 923a61959734538bb57e2ab5710a4254__1718897880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/54/923a61959734538bb57e2ab5710a4254.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Executed Renaissance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)