Jump to content

Лес Курбас

Лес Курбас
Родное имя
Лесь Курбас
Рожденный Александр-Зенон Курбас
( 1887-02-25 ) 25 февраля 1887 г.
Самбор , Галиция , Австро-Венгрия (ныне Украина)
Умер 3 ноября 1937 г. ) ( 1937-11-03 ) ( 50 лет
Сандармох , Карельская АССР , РСФСР СССР (ныне Республика Карелия , Россия)
Занятие театральный режиссер
Национальность Украинский
Альма-матер Венский университет
Львовский университет
Период 1915–1933
Заметные награды Народный артист Украины (1925).

- 24 Александр ( Зенон Степанович Курбас февраля 1887 — 30 ноября 1937) — украинский режиссёр театра и кино. Многие считают его самым важным украинским театральным режиссером ХХ века. Он сформировал вместе со Всеволодом Мейерхольдом , Евгением Вахтанговым и рядом других режиссеров советский театральный авангард 1920-1930-х годов. Он один из самых ярких представителей украинского авангардного искусства. Он считается одной из ведущих фигур казнённого Возрождения . Он был убит советским режимом во время сталинского террора Большого .

Ранние работы

[ редактировать ]

Курбас родился в Самборе (тогда часть Австро-Венгрии ) 25 февраля 1887 года и получил двойное имя Александр-Зенон, сокращенно Лес или Олесь. Его отец, Степан Филиппович Курбас (Янович) (1862–1908), был русинским актером литовского происхождения. Его мать, Ванда Адольфовна (ната Кульчицкая), родившаяся в Старом Скалате , также была актрисой, дочерью австрийца Адольфа Тайхмана. Фамилия его родителей Янович была их псевдонимом, благодаря которому они были более известны, особенно в театре « Руська бесида ». Помимо Леса, который был первым ребенком, было еще трое детей Корнило (ум. 2 июля 1895 г.), Нестор и Надя, однако ни один из них не дожил до подросткового возраста.

Сначала Курбас учился в Тернопольской гимназии. В 1907 году он поступил на философский факультет Венского университета, откуда перевелся в 1908 году из-за смерти отца, поступив позже во Львовский университет (1908–1910). [1] Это было обусловлено необходимостью вывести украинскую культуру из того провинциализма, в который она впала в результате многовековой оккупации Польши и России.

В разгар Первой мировой войны Курбас организовал «Тернопольские театральные вечера» (1915–1916). [1] и Молодой театр (Молодой театр) в Киеве в 1916 году, который был первым ансамблем, экспериментировавшим как с новыми, так и с древними актерскими приемами. Курбас ставил и играл в таких пьесах, как и » Гоголя «Ревизор , что наиболее важно и получивший большое признание, Софокла » «Царь Эдип . Из-за нехватки ресурсов и общего политического хаоса к концу Первой мировой войны ансамбль был расформирован. Одновременно с этим он был профессором Киевского музыкально-драматического института в 1916–1919 годах, а затем Харьковского музыкально-драматического института в 1926–1933 годах. [1] В 1920–21 Лесь Курбас основал Киевский драматический театр «Кийдрамте». [1]

Следующим крупным проектом Курбаса был «Гайдамаки» (несколько постановок с 1920 года), поэма украинского поэта-лауреата Тараса Шевченко об украинском восстании XVIII века против польской оккупации . Спектакль стал самой важной украинской театральной постановкой ХХ века и продолжался даже после смерти Курбаса (правда, без упоминания его имени). Курбас объединил все приемы эпохи Молодых, особенно в обращении с хором.

Berezil Theater

[ редактировать ]

Лишь в 1922 году условия на нынешней советской » ( « Украине стали достаточно стабильными, чтобы позволить Курбасу основать « Березиль весну» или «новое начало») в Киеве. В том же году Лесь Курбас пригласил Вадима Меллера к сотрудничеству в качестве главного художника театра «Березиль». В «Березиль» пришел Вадим Меллер, имеющий опыт и станковиста, и сценографа. Выразительно раскованный рисунок, характерный для раннего творчества В.Меллера, станет основой, зародышем в более поздних постановках, выполненных совместно с Лесем Курбасом. С 1922 года Лесь Курбас также работал на Одесской киностудии , где снял такие фильмы, как «Шведская спичка» (1922), «Арсенальцы» (1925) и другие. [1] В 1925 году Вадим Меллер был награжден золотой медалью за сценическое оформление театра «Березиль» ( Международная выставка современности , Париж ). «Березиль» был не просто театром, а учебным и исследовательским учреждением, которое до сих пор не имеет себе равных по своей организации. Каждое театральное отделение имеет свои комитеты и мастерские, а в других городах Украины создано несколько филиалов. «Березиль» привлек не только лучших актеров своего времени: здесь получили образование десятки будущих украинских актеров и режиссеров, пройдя программу, включающую целый комплекс актерских приемов, ритмических упражнений, вокала и ансамблевой игры. Курбас стремился к научному обоснованию каждой разработки в «Березили», что иногда могло привести к бесконечным дискуссиям в одном из комитетов. Он писал: «Сегодня комедия окончена. Актер вышел на сцену, единственную, которой будет жить театр. Театр — трибуна и зрелище, суд и школа, мысль и безумие нового человека».

В первые годы своего существования театр страдал от нехватки подходящих пьес, на основе которых можно было бы ставить спектакли. Курбас был лишь одним из нескольких режиссеров, пусть и самым главным, и выдающимся организатором. Среди его постановок того времени были «Газ» немецкого писателя Георга Кайзера и «Джимми Хиггинс» Эптона Синклера . Курбас в основном использовал экспрессионистские приемы, разработанные им в эпоху «Молодых», но еще больше увеличил ритмическую организацию всей постановки.

В 1927 году Курбас встретил многообещающего драматурга Николая Кулиша в тогдашней украинской столице Харькове , куда в 1926 году переехал «Березиль». Ранние пьесы Кулиша ставились другими театрами в жесткой советской реалистической манере, которая стали стандартом во всем Советском Союзе в 1930-е годы. Сотрудничество Кулиша и Курбаса оказалось для ансамбля одновременно удачным и неудачным. Такие постановки, как «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло» (1929) и «Малена Грасса» (1933) установили новые стандарты ансамблевой игры и драматической строгости, но они также противоречили официальной советской пропагандистской политике.

И все же Курбас был полон решимости продолжать свой курс, несмотря на растущие угрозы. В 1930 году, незадолго до искусственного голода в Украине, Курбас был вынужден поставить «Диктатуру» («Диктатура») украинского драматурга Ивана Микитенко. Пропагандистская пьеса была попыткой оправдать советскую политику, которая в конечном итоге привела к голоду украинского крестьянства и привела к гибели нескольких миллионов человек ( Голодомор ). Курбас перевернул смысл пьесы, прием, который он назвал «перекодированием», и превратил из скучного реалистического сюжета сатирическую и трагическую оперу. В то время как власти рассматривали постановку как последнюю возможность для Курбаса отказаться от своего упрямства и отойти в сторону, Курбас следовал своим собственным политическим инстинктам. Разоблачив режим таким, какой он был, он также нанес смертельный удар театру и себе. Курбас писал: «Мы все знаем, что такое диктатура, но мало кто из нас обращает на нее внимание как на факт интеллектуального характера. Обязанностью каждого актера спектакля было дать понять каждому зрителю, что руль истории — в его руках. своими руками».

академический украинский драматический театр имени Тараса Шевченко Харьковский наследник великолепных творческих традиций Березиля. [2] [3]

Заключение и казнь

[ редактировать ]

В 1933 году Курбаса выгнали из «Березиля». Ему разрешили поехать в Москву, где он, вероятно, был главной движущей силой Соломона Михоэлса знаменитой постановки « Король Лир» (1934). Позже в 1933 году его арестовали и поместили в трудовой лагерь (как и многих других деятелей культуры). Даже в этих условиях Лесь Курбас проявил свою непоколебимую любовь к театру. Как позже сделает его друг и конкурент Всеволод Мейерхольд во время собственного заключения, Курбас организовал лагерный театр и даже контактировал с автором одной из поставленных им пьес для обсуждения драматургических решений.

Затем Курбаса перевезли на отдаленные Соловецкие острова в Белом море, и он стал одним из «потерянных транспортов» заключенных, отправленных обратно на материк в 1937 году с Соловков. Сейчас известно, что он был расстрелян 3 ноября 1937 года вместе с 289 другими представителями украинской интеллигенции на месте смерти и могильнике Сандармох под Медвежьегорском, в Карелии (северо-запад России). [4] место, открытое в 1997 году членами общества «Мемориал» .

Иосиф Сталин напрямую приказал убить более тысячи художников и интеллектуалов, содержавшихся в Соловецком лагере . друга Курбаса Николая Кулиша Та же участь постигла и .

После смерти Сталина Курбас был реабилитирован в 1957 году. [5]

Потомство

[ редактировать ]
Марка Украины 2007 года с изображением Леся Курбаса

Театр «Березиль» продолжал жить под названием «Театр Шевченко». Один из главных актеров Курбаса, Марьян Куршельницкий, руководил им до 1960-х годов, но ему пришлось пойти на множество художественных компромиссов. О работе Курбаса можно было снова упомянуть только начиная с 1960-х годов, однако назревшие исследования начались только в конце 1980-х годов, в основном в Украине. В украинских исследованиях наблюдается тенденция прославления Курбаса. Некоторые агиографы утверждают, что Курбас был гением (он действительно был разносторонне одаренным), предвосхитившим все развитие театра конца 20-го века (некоторые из которых он и сделал, как, например, в работах итальянского режиссера Эудженио Барбы «Театр Одина»). Еще одна важная фальсификация [ нужна ссылка ] в том, что Курбас не был коммунистом . Правильнее было бы сказать, что у него было совершенно иное видение коммунизма и потенциала нового общества для развития человеческого творчества. Его самой важной целью как артиста было «заставить публику почувствовать себя более живой».

Театральная премия

[ редактировать ]

Премия Леса Курбаса — театральная премия Украины, носящая имя известного режиссёра. [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и «Краткая биография Леся Курбаса на Одесской киностудии» . Архивировано из оригинала 15 мая 2011 года . Проверено 30 марта 2022 г.
  2. ^ «Березил» . www.энциклопедияofukraine.com . Проверено 30 марта 2022 г.
  3. ^ «Харьковский украинский драматический театр» . www.энциклопедияofukraine.com . Проверено 30 марта 2022 г.
  4. ^ "Расстреляны в Сандармосе" . serg-klymenko.narod.ru . Retrieved 30 марта 2022 .
  5. Лесь Курбас: революционер театра // Украинская неделя, 2012.
  6. ^ "О создании Государственного центра театрального искусства имени Леся Курбаса" . rada.gov.ua. ​Верховная Рада Украины – Законодательство Украины . Retrieved 11 марта 2022 .
  • Ирена Р. Макарик: Шекспир в неоткрытом мире: Лес Курбас, украинский модернизм и ранняя советская культурная политика , University of Toronto Press, 2004. ISBN   0-8020-8849-X
  • Последний адрес: Расстрелы соловецких узников украинского происхождения в 1937–1938 годах, Киев, «Сфера», 2003 год. ISBN   966-7841-40-5 (Том 1) ISBN   966-7841-68-5 (на украинском языке)
  • Мэйхилл К. Фаулер, Бомонд на краю империи: государство и сцена в советской Украине Фаулер Мэйхилл К., Бомонд на краю империи: государство и сцена в советской Украине, University of Toronto Press: Торонто, 2017; 304 стр.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e53baf09dc613898114ee98ed0faa83__1719913440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/83/3e53baf09dc613898114ee98ed0faa83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Les Kurbas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)