Mykola Khvylovy
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2022 г. ) |
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на украинском языке . (Июль 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Mykola Khvylovy | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Mykola Grigorovich Fitilov 1 декабря 1893 г. Trostyanets , Russian Empire |
Умер | 13 мая 1933 г. Kharkiv , Russian SSR , USSR | ( 39 лет
Псевдоним | Mykola Khvylovy, Юлия Umanets, Стефан Кароль, Dyadko Mykola |
Занятие | писатель, поэт, ВЧК сотрудник |
Язык | Украинский |
Национальность | Украинский |
Период | 1921–1933 |
Жанр | рассказ, брошюра |
Подпись | |
![]() |
Николай Хвыловый ( украинский : Микола Хвильовий , латинизированный : Николай Хвыловый [mɪˈkɔlɐ xwɪlʲoˈwɪj] , урожденный Николай Григорович Фитилов ( украинский : Микола Григорович Фітільов ); 13 декабря [ OS 1 декабря] 1893 - 13 мая 1933) был советским украинским романом. ист, поэт , публицист и политический деятель, один из основоположников послереволюционной украинской прозы, один из самых известных представителей украинского Возрождения в литературе 1920–1930-х годов. Хвылевой был одной из главных фигур украинского «национал-коммунизма» и автором лозунга «Прочь от Москвы!»
Биография
[ редактировать ]Николай Фитильев родился в Тростянце в Харьковской губернии семье русского рабочего и матери -украинской учительницы. Его отец, Григорий Алексеевич Фитилёв, имел дворянское происхождение, но был, как писал сам Хвылевой, «весьма беспечным человеком» и пьяницей. Он говорил по-русски, и именно благодаря ему мальчик читал как русскую, так и зарубежную классику. Хвылевой разделял интерес отца к революционному движению 1860-х годов, симпатизировал идеологии народников , бывших русских народников той эпохи, и в равной степени вдохновлялся произведениями Николая Добролюбова , Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева . [ 1 ]
Он учился в начальной школе села Колонтаева, где его мать, Елизавета Ивановна (в девичестве Тарасенко), была учительницей, затем продолжил обучение в Ахтырской мужской гимназии, которую он был вынужден покинуть из-за участия в так - назывался Украинским революционным кружком, а затем в Богодуховской гимназии, из которой был исключен за связи с социалистами во время революционных волнений.
Подростком он путешествовал по Донбассу и югу Украины в поисках заработка. Позже он работал слесарем в ремесленной школе, в канцелярии приходского совета села Рубловки, участвовал в работе местной « Просвиты ».
Призванный в 1914 году, он был отправлен на фронт в 1915 году, где перенес «три года маршей, голода, ужасного ужаса, который я не осмелюсь описать; три года квадратной Голгофы на далеких полях Галичины, Карпат, Румынии и так далее и так далее». [ 2 ]
Когда Февральская революция свергла царя, Хвылевой вступил в Украинскую партию эсеров («УПСР») и с энтузиазмом поддержал причины социальной революции и независимости Украины. Будучи руководителем добровольческого отряда «Вольное казачество», который он организовал в конце 1918 года на Харьковщине , воевал против гетманов , немцев, войск Белой армии под руководством Михаила Дроздовского , армии Украинской Народной Республики. или «УНР», которую он первоначально поддерживал, но которая впоследствии приказала его арестовать. [ 3 ] Гражданская война сделала его убежденным большевиком; по его словам, он «полностью принял большевистскую идеологию» и вступил в Коммунистическую партию в 1919 году. В том же году он женился на учительнице Катерине Гащенко, которая родила ему дочь Ираиду, но брак быстро распался из-за измены Хвылевого.
В начале 1921 года он отправился «покорять» Харьков, тогдашнюю столицу Украины. Он работал слесарем и женился на Юлии Уманцевой, у которой от первого брака была дочь Любовь, которую Хвылевой принял как свою и ласково называл Любисткой.
В том же году он связался с писателями, связанными с Василием Блакитным и газетой «Вести ВУЦВК» (известия ВЦИК). В 1921 году вместе с Владимиром Сосюрой и Майком Йохансеном подписал литературный манифест «Наш указ украинским рабочим и украинским пролетарским художникам» (опубликован в сборнике « Жовтень» ). В том же году были опубликованы его стихотворение «В электрический век» и поэтический сборник « Молодость ».
В 1922 году он начал больше заниматься прозой. Его первые сборники «Синие этюды» («Голубые этюды», 1923) и «Осень» (Осень, 1924) вызвали одобрение таких критиков, как Сергей Ефремов , Александр Билецкий , Владимир Коряк , Евгений Маланюк и Дмитрий Донцов . Его впечатления от работы в качестве офицера ЧК отражены в романе 1924 года «Я (Романс)», герой которого – руководитель местной ЧК – приговорил свою мать к смертной казни во имя идеалов революции.
Хвыловий также посвятил себя организации литературных и художественных движений и организаций. За короткое время в качестве члена литературной организации Харт («Закалка») он создал полуофициальную студию «Урбино», которая располагалась в его квартире и была прообразом ВАПЛИТЕ, организации украинского «пролетариата». "писатели. Он также был связан с литературным движением, известным как «Пролитфронт», но разочаровался в нем из-за его враждебности к вопросам украинской идентичности. [ 4 ]
Хвылевой резко критиковал русскую литературу, как прошлую, так и настоящую, и призывал украинских писателей вместо этого обратиться к Западу. Классиков русской литературы XIX века он считал пронизанными «пассивным пессимизмом» и населенными «кадрами «лишних людей», или, говоря просто, паразитами, «мечтателями», людьми «без всякой ответственности», «хныканцами». ', 'серые человечки' 'двадцатого ранга'", а потому бесполезны как образец для украинской литературы ХХ века. Он принял лозунг «Смерть Достоевщине! Долой культурный ренессанс!» [ 5 ]
Столь же критично он относился и к русской пролетарской литературе того времени, которая, по его мнению, заменила подлинное революционное отношение бюрократическими лозунгами и «всесоюзным мещанством». [ 6 ] Хвылевой также пренебрежительно относился к современной украинской литературе, которую он осуждал за отсутствие «фаустовского активистского подхода» «любознательного человеческого духа», характерного для европейской цивилизации, но вместо этого демонстрировал «культурный эпигонизм» и «раболепную психологию», которые порождали «вялых художников». способный только повторять то, что уже было сделано раньше, обезьянничать». [ 7 ]
Эта критика и настаивание на отдельной идентичности Украины поставили под угрозу как Хвылевого, так и его коллег-единомышленников. В 1926 году Иосиф Сталин , к тому времени генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза , писал секретарю Коммунистической партии Украины:
«В то время, когда пролетарии Западной Европы и их коммунистические партии сочувствуют «Москве», этой цитадели международного революционного движения и ленинизма, в то время, когда пролетарии Западной Европы с восхищением смотрят на развевающийся флаг По поводу Москвы украинскому коммунисту Хвилевому нечего сказать в пользу «Москвы», как призвать украинских лидеров уйти от «Москвы» «как можно быстрее». И это называется интернационализмом! других украинских интеллигентов, принадлежащих к некоммунистическому лагерю, если коммунисты начнут говорить, и не только говорить, но даже писать в нашей советской прессе, на языке Хвылевого?» [ 8 ]
Критика Сталина спровоцировала кампанию разоблачения Хвылевого, который был подвергнут критике на июньском 1926 года Пленуме ЦК Коммунистической партии Украины, и Александра Шумского , видного политического поборника украинизации . Однако, хотя Хвылевой принял критику и согласился исправить свои ошибки, он продолжал критически писать о зависимости Украины от России, задаваясь вопросом: "Является ли Украина колонией или нет?" [ 9 ] Его брошюры и романы подвергались более строгой цензуре, а в некоторых случаях и вовсе запрещались. [ 10 ]
В то же время VAPLITE, литературное движение, которое он помог основать, было вынуждено распасться. Вместо него Москва создала Всеукраинский союз пролетарских писателей (ВУСПП), который решительно выступал против украинской культурной автономии и отдавал предпочтение пролетарской литературе, рассчитанной на массовую привлекательность. Хвылевой попытался решить эту проблему, создав другую организацию, Пролитфронт, но она пошла на столько уступок пролетарскому этосу и партийной идеологии, воплощенной ВУСПП, что в конечном итоге потеряла всякое подобие независимости. [ 11 ] Он распался в 1931 году.

Хвылевой также изменил свой стиль, чтобы соответствовать новым стандартам соцреализма, присоединившись к ВУСПП и создавая пропагандистские материалы для советского режима. Но климат для любой формы украинской литературы стал мрачным, поскольку советские власти в разгар Голодомора потребовали безоговорочной лояльности режиму и устранили тех, кто выступал против него в прошлом. В апреле 1933 года охранка арестовала Михаила Ялового – бывшего руководителя ВАПЛИТЕ , ближайшего соратника и соратника Хвылевого. Яловый был расстрелян в Сандармохе вместе с другими корифеями своего поколения, такими как Лесь Курбас , Николай Зеров и Валериан Пидмогильный . 1111 заключенных были расстреляны Советами в ознаменование годовщины большевистской революции. [ 12 ]
Из-за сталинских репрессий против своих друзей из проукраинского коммунистического движения Хвылевой покончил жизнь самоубийством 13 мая 1933 года на глазах у своих друзей в своей квартире в Харькове. В его предсмертной записке говорилось: «Арест Ялового – это убийство целого поколения… За что? Потому что мы были самыми искренними коммунистами? Я не понимаю. Ответственность за действия поколения Ялового лежит на мне, Хвылевой Сегодня прекрасный солнечный день. Я люблю жизнь – ты даже не представляешь, как сегодня 13-е. живи Коммунистической партией».
После его смерти его работы были запрещены в Советском Союзе и из-за его символической силы в основном не разрешались до самого конца или после распада Советского Союза.
Работает
[ редактировать ]Хвылевой писал как стихи, так и рассказы. Его рассказы наиболее известны своими сложными повествовательными формами и сложными образами.
Роман под названием «Вальдшнепы» ( « Вудснапы ») остался незаконченным и неопубликованным после его смерти. Вторая его часть — первая опубликованная в «Ваплите» в 1927 году — была конфискована.
Он написал ряд брошюр, излагающих свои взгляды на связь между политикой и искусством. Он выступал за ориентацию на культурные тенденции Западной Европы, чтобы ослабить зависимость Украины от русских форм и вдохновения, поскольку считал чрезмерное российское влияние на украинскую литературу чем-то вроде колониализма. Его брошюры вызвали серьезную полемику, разделили представителей зарождающейся украинской литературной сцены и создали напряженность в отношениях с властями. Во второй серии « Думки проты течьи » ( «Мысли против течения »), вышедшей в «Культуре и побут» в ноябре–декабре 1925 года и отдельно в 1926 году, Хвылевой развивает свою аргументацию против «культа эпигонизма». Приняв психоинтеллектуальную ориентацию на Европу, утверждал он, украинцы смогут вступить на свой собственный путь развития.
Оставляя в стороне поэзию, от которой писатель вскоре обратился к прозе , творчество М. Хвылевого вслед за Г. А. Костюком можно разделить на три периода:
1921–1924 годы – время эксперимента и поисков, к которым относятся бессюжетно-романтические, лирические, бытовые сатирические этюды и повести «Жизнь» (Життя), «Кот в сапогах» (Кит у Чоботьях), «На глухой дороге». (На глухой шляпе) принадлежат, «Редактор Кларк», «Синий листопад» (Blue Leaf Fall), «Свинья» (Свинья), «Арабески», рассказ «Я» и другие.
1925–1930 – период творческой зрелости, утверждения стиля, теоретического осмысления искусства и четкой направленности на сюжет: сатирические повести «Иван Иванович» и «Ревизор», социально-психологический роман «Из переменной биографии». (Из Вариной биографии), роман «Мать» (Мати), повесть «Санаторная зона» и роман «Вальдшнепы», полемические брошюры «Камо рядеш?», «Украина или Малороссия? " и так далее.
1931–1933 годы – «период героического терпения», период поражений, отступлений и недавних попыток найти место в новом формирующемся мейнстриме. Ряд критиков считают, что после отказа от своих взглядов в покаянных письмах Хвылевой прекратил свое существование как писатель. Тогда Хвылевой попытался реабилитироваться в глазах партийного руководства и отмежевался от хвылевщины. Писатель запутался в опасной игре и проиграл в борьбе с партийным руководством. Безнадежность привела к трагическому финалу. Донцов считал, что даже если Хвылевый сам нажмет на спусковой крючок револьвера, Москва вложит оружие ему в руку. К последнему этапу его творчества относятся «Охотничьи рассказы» (Мисливский «Оповидания»; писатель был заядлым охотником), «Из лаборатории» (3 чернорабочих), «Будущие шахтеры» (Майбутный шахтер) и др.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:31 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:31 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:32 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:35 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:37 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:38 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:38 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:40 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:41 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:42 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Palko, Olena (2019). "Mykola Khvyl'ovyy и производить Soviet Ukrainian literature" . Connexe . 5:46 . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ УИНП (26 октября 2017). "К годовщине расстрелов украинской интеллигенции в урочище Сандармох" . УИНП (in Russian) . Retrieved 2022-05-08 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1893 рождения
- 1933 самоубийства
- Люди из Сумской области.
- Люди из Харьковской губернии.
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Копать
- Украинские писатели-мужчины
- украинские коммунисты
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия в Советском Союзе
- Казненный Ренессанс
- 1933 смерти
- Украинский авангард
- Писатели из Харькова