Jump to content

Историография Французской революции

Карлайл «Французская революция: история» , издание Chapman & Jones, Лондон, 1895 г.

Историография Французской революции насчитывает более двухсот лет.

Современные труды и сочинения XIX века о революции были в основном разделены по идеологическому признаку: консервативные историки осуждали революцию, либералы восхваляли революцию 1789 года, а радикалы защищали демократические и республиканские ценности 1793 года. К 20 веку революционная история стала стать профессионализированными, причем ученые будут уделять больше внимания критическому анализу первоисточников из государственных архивов.

социальные и экономические интерпретации революции, часто с марксистской С конца 1920-х по 1960-е годы в историографии революции во Франции доминировали точки зрения. Эта тенденция была оспорена историками-ревизионистами в 1960-х годах, которые утверждали, что классовый конфликт не был основным фактором, определяющим ход революции, и что политическая целесообразность и исторические обстоятельства часто играли большую роль, чем социальные факторы.

В XXI веке ни одна объяснительная модель не получила широкой поддержки. Историография революции стала более разнообразной, исследуя такие области, как история культуры, гендерные отношения, региональная история, визуальные представления, транснациональные интерпретации и деколонизация. [1] [2] Тем не менее, по-прежнему широко распространено мнение, что Французская революция стала водоразделом между досовременной и современной эпохами западной истории. [1]

Современные историки и историки XIX века

[ редактировать ]

Первые работы о Французской революции были почти одновременны с событиями и в основном разделены по идеологическим линиям. В их число входили Эдмунда Бёрка консервативная критика «Размышления о революции во Франции» (1790 г.) и Томаса Пейна ответ «Права человека» (1791 г.). [3] [4] С 1815 года преобладали повествовательные истории, часто основанные на непосредственном опыте революционных лет. К середине XIX века появилось больше научных историй, написанных специалистами и основанных на оригинальных документах и ​​более критической оценке современных отчетов. [4]

Дюпюи выделяет три основных направления в историографии революции XIX века. Первая представлена ​​реакционными писателями, которые отвергали революционные идеалы народного суверенитета, гражданского равенства и продвижения рациональности, прогресса и личного счастья выше религиозной веры. Второй поток — это те писатели, которые прославляли демократические республиканские ценности революции. Третий поток — это либеральные писатели, такие как Жермен де Сталь и Гизо , которые признавали необходимость реформ, устанавливающих конституцию и права человека, но отвергали вмешательство государства в частную собственность и права личности, даже если их поддерживает демократическое большинство. [5] Дойл утверждает, что эти три течения можно охарактеризовать как реакционное, радикальное и либеральное или просто правое, левое и центристское. [6]

Берк и Барруэль

[ редактировать ]

В «Размышлениях о революции во Франции » (1790 г.) Берк представил влиятельную консервативную интерпретацию революции, утверждая, что старый режим был стабильным и жизнеспособным и нуждался лишь в умеренных реформах. Революция была заговором философов и литераторов, которые подорвали веру в религию, монархию и установившийся общественный порядок, подстрекая «свинскую массу» к созданию беспорядков. [7] Во Франции теории заговора были распространены в крайне напряженной политической атмосфере: аббат Баррюэль в, возможно, самой влиятельной работе «Мемуары, иллюстрирующие историю якобинизма» (1797–1798), утверждал, что масоны и другие диссиденты несут ответственность за попытку уничтожить монархию и католическую церковь. [8]

Адольф Тьер

[ редактировать ]

» Адольфа Тьера « История французской революции (опубликованная в 1823–1827 годах) была первой крупной работой либеральной традиции французской историографии. Полное собрание сочинений из десяти томов было продано десятью тысячами комплектов и пользовалось особой популярностью в либеральных кругах и среди молодых парижан. Написанная во время Реставрации, книга восхваляла принципы, лидеров и достижения Революции 1789 года. Героями были Мирабо, Лафайет и другие умеренные лидеры. Тьер осудил Марата, Робеспьера и других радикальных лидеров, а также осудил монархию, аристократию и духовенство за их неспособность измениться. Книга сыграла заметную роль в подрыве легитимности режима Бурбонов Карла X и в возникновении Июльской революции 1830 года. [9] История Тьера получила широкое признание во Франции и принесла ему место во Французской академии в 1834 году. [10]

Кидрон описывает историю Тьера как «исторический детерминизм с романтической аурой». [11] Тьер считал, что безличные исторические силы сильнее воли людей и что каждая фаза революции неизбежна. Тем не менее, он различал положительную фазу революции 1789–1791 годов, когда буржуазия вырвала власть у репрессивного и неэффективного старого режима, и прискорбную фазу революции 1793 года, когда насилие и диктатура стали необходимыми из-за войны и других обстоятельств. [11]

Франсуа Минье

[ редактировать ]

Франсуа Минье опубликовал свою «Историю французской революции» в 1824 году. Работая в либеральной традиции, Минье рассматривал революцию 1789 года как результат растущей, более процветающей и более образованной буржуазии, бросившей вызов неравенству старого режима. Либеральные аристократы и средний класс, возглавившие революцию, стремились установить конституцию, представительные институты и равные политические и гражданские права. [12] [13] Взгляды Минье на историческую необходимость были схожи со взглядами Тьера. По словам Кидрона, история Минье примечательна отсутствием моральных суждений и представлением террора как действий военного правительства против своих врагов. [11]

Томас Карлайл

[ редактировать ]

Томаса Карлейля Трехтомник «История Французской революции» (1837) стал ярким примером повествовательной истории романтической школы. Карлейль отверг детерминистический взгляд Тьера на историю, который подчеркивал неумолимые исторические силы выше индивидуальной моральной ответственности. Карлейля больше интересовал жизненный опыт отдельных людей, и он заявил, что Мирабо, Дантон и Наполеон были тремя великими людьми революции. Он отверг идеологические интерпретации революции, настаивая на «фактах, фактах, а не теории». [14] Его исследования сделали его враждебным по отношению к жирондистам и радикалам Революции, но он отказался поддержать политически либеральную интерпретацию. [15] Его позиция в отношении революционного насилия была неоднозначной; он ненавидел это, но находил это понятным в контексте страданий простых людей. [16] Олар похвалил его за использование доступных источников и назвал его «беспристрастным… но не спокойным и не бесчувственным». [17]

Жюль Мишле

[ редактировать ]

Жюль Мишле (1798–1874) опубликовал свою многотомную «Историю Французской революции» между 1847 и 1856 годами. Под влиянием Вико Мишле придавал большее значение массам, чем отдельным людям. [18] Он изобразил революцию как стихийное восстание французского народа против бедности и угнетения во имя республиканского равенства. [19] и подчеркнул, что революция привела к объединению и законодательному восстановлению Франции. [18] Мишле критиковал Робеспьера и якобинцев, но обвинял контрреволюционеров в провоцировании террора. [20]

Руде и Дойл относят Мишле к радикальной демократической республиканской традиции. [19] в то время как Кидрон описывает это произведение как романтическое, либеральное и националистическое. [21] Франсуа Фюре сказал, что история Мишле является «краеугольным камнем всей революционной историографии, а также литературным памятником». [22]

Алексис де Токвиль

[ редактировать ]

Алексиса де Токвиля « Работа L'Ancien Régime et la Révolution» ( «Старый режим и революция» , 1856 г.) имела большое влияние в англоязычном мире XIX века. [23] Токвиль был политическим либералом, который утверждал, что Революцию возглавили мыслители без практического опыта, которые слишком много внимания уделяли равенству, а не свободе. Демократическая эгалитарная тенденция революции заложила основу для разрушения свободы Наполеоном. [24] Вклад Токвиля в историографию Революции включал в себя широкое использование недавно открытых французских архивов и подчеркивание того, что у Революции было множество причин, включая попытки короля провести реформы: [25] «Социальный порядок, разрушенный революцией, почти всегда лучше, чем тот, который непосредственно ей предшествовал, и опыт показывает, что наиболее опасным моментом для плохого правительства обычно является момент, когда оно приступает к реформам». [26]

Для Токвиля революция не была результатом нищеты и угнетения: образование и экономика росли, а собственность на землю становилась все более диверсифицированной. [27] Он подчеркнул социальную структуру старого режима, происхождение конкретных экономических и правовых проблем, а также преемственность административной централизации от старого режима до революционных лет. [25]

Ипполит Тэн

[ редактировать ]

Ипполит Тэн (1828–1893) в своей работе «Происхождение современной Франции» (1875–1894) широко использовал архивные источники, и в его интерпретации подчеркивалась роль народных действий. Его интерпретация была консервативной и отмечена враждебностью по отношению к революции и революционным толпам, которые, как он утверждал, в основном состояли из преступных элементов. [28] [29] Он утверждал, что революционеры были в основном мотивированы передачей собственности, и отвергал любое различие между революцией 1789 года и революцией 1793 года. [30] Историки, такие как Шафер, утверждают, что на его интерпретацию повлиял его негативный опыт Парижской Коммуны 1871 года . [28] Он был поклонником Берка, английских консервативных принципов и «научной» истории, основанной на современных документах. [30] Он оказал большое влияние на правых историков двадцатого века, включая Огюстена Кошена и Пьера Гаксота . [31]

Другие историки

[ редактировать ]

Среди других выдающихся историков революции XIX века:

Широкое различие между консервативной, демократически-республиканской и либеральной интерпретациями революции сохранилось и в 20-м веке, хотя историография стала более детальной и стала уделять больше внимания критическому анализу документальных свидетельств. [28] [6] С конца 1920-х по 1960-е годы в историографии революции во Франции доминировал социальный и экономический анализ революции, часто с марксистской точки зрения. Эту историческую тенденцию по-разному называли «марксистской», «классической», «якобинской» или «историей снизу» и связывали с такими историками, как Альберт Матье , Жорж Лефевр и Альберт Собул . [32] [33] С 1960-х годов доминирование социальных и экономических интерпретаций революции, подчеркивающих классовый конфликт, было оспорено историками-ревизионистами, такими как Альфред Коббан и Франсуа Фюре . [34]

Жан Жорес

[ редактировать ]

Жан Жорес (1859–1914) написал трехтомную «Историю социалистической французской революции» (опубликовано в 1901–04). Он проанализировал политические, социальные и экономические аспекты революции с социалистической точки зрения. Его тезис заключался в том, что революция установила буржуазную демократическую республику, создавшую предпосылки для возникновения социалистического движения. [35] Его история также отличалась детальным изучением крестьянства и городской бедноты. [36] Как парламентарий он сыграл важную роль в создании финансируемой государством «Комиссии Жореса», ответственной за публикацию исторических документов и монографий о революции. [28]

Альфонс Олар и академические исследования

[ редактировать ]

Альфонс Олар (1849–1928) был первым профессиональным историком революции; он продвигал аспирантуру, научные издания и научные журналы. [37] [38] Он был назначен на первую национальную кафедру в истории Французской революции в Сорбонне в 1891 году. [39] Он обучал продвинутых студентов, основал Общество истории революции , редактировал научный журнал La Révolution française, а также собрал и опубликовал множество ключевых первоисточников. Его основные работы о Французской революции включают «Политическую историю Французской революции» , 1901 год, «Французская революция и феодализм» , 1919 год и «Христианство и французская революция» («Христианство и французская революция, 1925 год»). [38]

Историография Олара основывалась на позитивизме . Предполагалось, что методология имеет первостепенное значение и обязанность историка состоит в том, чтобы представить в хронологическом порядке должным образом проверенные факты, проанализировать связи между фактами и дать наиболее вероятную интерпретацию. Полная документация, основанная на исследованиях первоисточников, имела важное значение. Книги Олара посвящены институтам, общественному мнению, выборам, партиям, парламентскому большинству и законодательству. [37] Он был ведущим историком радикальной традиции и утверждал, что демократическая республика была логической кульминацией революции. Приостановление действия конституции в 1793 году и последовавший за этим террор были необходимыми средствами, чтобы победить контрреволюцию и провести необходимые реформы социального обеспечения. Олар, однако, критически относился к эксцессам Робеспьера, его героем был Дантон. [35]

По словам Олара,

С социальной точки зрения революция заключалась в подавлении так называемого феодального строя, в эмансипации личности, в большем разделе земельной собственности, отмене привилегий дворянского происхождения, установлении равенства, упрощение жизни... Французская революция отличалась от других революций тем, что она была не просто национальной, поскольку она была направлена ​​на благо всего человечества». [40]

Кочин и Гаксотт

[ редактировать ]

Огюстен Кочин (1876–1916) был консервативным критиком революции, на творчество которого повлиял Тэн. Он утверждал, что существует непрерывная традиция, связывающая дореволюционные интеллектуальные группы, масонов и якобинцев. Его основные работы включают его посмертно опубликованные эссе Les Sociétés de Pensée et la Démocratie («Интеллектуальные общества и демократия», опубликованные в 1921 году) и La Révolution et la Libre Pensée («Революция и свободная мысль», опубликованные в 1924 году). Фюре похвалил «строгую концептуализацию» революции Кочином. [41]

Пьер Гаксот (1895–1982) был роялистским критиком революции. В своем исследовании «Французская революция » (1928) он опирался на работу Кочина, чтобы доказать, что революция была заговором, вдохновленным дореволюционными интеллектуальными обществами, и с самого начала была по своей сути жестокой. Работы Кочина и Гаксота стали доминирующей интерпретацией революции в Виши, Франция, но после войны вышли из моды. [31]

Альберт Матье

[ редактировать ]

Альбер Матье (1874–1932) был историком-марксистом, который утверждал, что революция 1789 года была результатом классового конфликта между аристократией и буржуазией, за которым последовал конфликт между буржуазией и санкюлотами , которые были прото- пролетариат. Он защищал Робеспьера, утверждая, что террор был необходим для защиты демократической республиканской революции и что якобинцы были свергнуты, когда попытались провести революцию собственности. Революция закончилась 9 термидора , после чего последовала только реакция. [42]

Матье основал Общество исследований Робеспьера и его журнал « Исторические Анналы французской революции» . Его основные работы включают «Французскую революцию» (3 тома, 1922–1924) и «Жизнь, дорогая и социальное движение под землей» (1927). Матье был ведущей фигурой в так называемой марксистской, якобинской или «классической» школе французской революционной историографии. [32]

Жорж Лефевр

[ редактировать ]

Жорж Лефевр (1874–1959) был историком-марксистом, написавшим подробные исследования французского крестьянства ( «Les paysans du Nord» (1924)), «Великого страха 1789 года» (1932, первый английский перевод 1973 года) и революционных толп, а также всеобщая история революции La Révolution française (опубликовано в 1951–1957 гг.). Он утверждал, что революция представляет собой триумф буржуазии и что террор был реакцией на аристократический заговор. [42] Он представил крестьянство как активных участников революции, придерживавшихся принципиально антикапиталистического мировоззрения. [43]

Лефевр возглавлял кафедру истории Французской революции в Сорбонне с 1939 по 1955 год. Он был наставником поколения историков, которые обычно писали культурные, социальные и экономические интерпретации, защищая достижения революции. Среди этих историков были Альберт Собул, Джордж Руде, Ричард Кобб и Франко Вентури. [32]

Альберт Собул

[ редактировать ]

Альберт Собул (1914–1982) был ведущим историком-марксистом, который возглавлял кафедру истории Французской революции в Сорбонне с 1968 по 1982 год и был президентом Общества исследований Робеспьерристов . [32] Он специализировался на анализе народных движений во время революции и детальных исследованиях санкюлотов. В книге «Парижские санкюлоты в Ан II» (Париж, 1958; английский перевод «Парижские санкюлоты и французская революция», 1793-4, 1964) он утверждал, что санкюлоты отражали народное движение, которое привело к радикализации Революция. В своей «Всеобщей истории революции» ( «История французской революции », опубликованной в 1962 году) он утверждал, что революция представляет собой кульминацию длительной экономической и социальной эволюции, которая сделала буржуазию доминирующим классом. [13]

Альфред Коббан и историки-ревизионисты

[ редактировать ]

Альфред Коббан (1901–1968) бросил вызов марксистским социальным и экономическим объяснениям революции в двух важных работах: «Миф о Французской революции» (1955) и «Социальная интерпретация Французской революции» (1964). Коббан утверждал, что революция была прежде всего политическим конфликтом, а не социальным. Революция была инициирована не растущей капиталистической буржуазией, а скорее убывающим классом юристов и чиновников, а феодализм практически исчез до революции. Победителями революции стали крупные и мелкие консервативные собственники, что замедлило экономическое развитие. [32] [44]

Американский историк Джордж В. Тейлор также бросил вызов интерпретации революции классовым конфликтом. В «Некапиталистическом богатстве и истоках Французской революции» (1967) и других эссе он утверждал, что между дворянством старого режима и капиталистами было мало экономических конфликтов и что доля богатства, представленная капиталистическими предприятиями, была небольшой. Он пришел к выводу, что революция была в первую очередь не социальной, а политической революцией с социальными последствиями. [45]

Роберт Палмер

[ редактировать ]

В «Эпохе демократической революции» (2 тома, 1959–64) Роберт Палмер выступал против «французской исключительности». Он дал глобальную интерпретацию революции, утверждая, что революционные конфликты второй половины 18-го века составили «атлантическую революцию» или «западную революцию». [32] По словам Палмера: «Все революции, начиная с 1800 года, в Европе, Латинской Америке, Азии и Африке извлекли уроки из революции западной цивилизации восемнадцатого века». Дэвид Армитидж комментирует: «Это суждение может показаться виновным почти во всех нынешних научных грехах — европоцентризме, эссенциализме, телеологии, диффузионизме — но оно отражает суть стремления Палмера: понять настоящее через прошлое с точки зрения longue durée». [46]

Тезис Палмера был отвергнут как марксистами, так и французскими националистами. Марвин Р. Кокс заявляет, что историки-марксисты обвинили Палмера в «занятии по обеспечению исторической легитимности НАТО», в то время как французские националисты заявили, что это умалило важность Французской революции как исторического события. [47] [46]

Армитидж также раскритиковал Палмера за его упущения: «Упущение Гаитянской революции и Иберийской Америки – не говоря уже об отсутствии порабощенных, женщин и значительной части культурной истории – подразумевало, что Палмер боялся признать поистине радикальные элементы эпохи. революции, что он был слеп к ее исключениям и удовлетворен ее невыполненными обещаниями». [46]

Франсуа Фюре

[ редактировать ]

Франсуа Фюре (1927–1997) был ведущим французским критиком «якобинско-марксистской» интерпретации революции. В своей влиятельной «Французской революции» (1965) Фюре и Дени Рише приводили доводы в пользу примата политических решений, противопоставляя реформистский период 1789–1791 годов последующим вмешательствам городских масс, которые привели к радикализации и неуправляемой ситуации. [34] Позже Фюре утверждал, что необходимо провести более четкое различие между анализом политических событий и социальных и экономических изменений, которые обычно происходят в течение гораздо более длительного периода, чем позволяла якобинско-марксистская школа. [48] Он также заявил, что якобинско-марксистские интерпретации революции таят в себе тоталитарную тенденцию и анахронично рассматривают революцию в свете русской революции октября 1917 года. [34] Фюре, однако, признавал, что якобинско-марксистская школа расширила понимание роли крестьян и городских масс в революции. [49] Под влиянием Алексиса де Токвиля и Огюстена Кошена Фюре утверждал, что французы должны перестать рассматривать революцию как ключ ко всем аспектам современной французской истории. [50] Среди других крупных работ Фюре - « Penser la Revolution Française» (1978; переведено как «Интерпретация французской революции 1981 года») и «Критический словарь французской революции» (1989). [51] [52]

Другие историки 20-го века

[ редактировать ]

Некоторые другие влиятельные историки этого периода:

  • Альбер Сорель (1842–1906) – Дипломатический историк: Европа и французская революция (восемь томов, 1895–1904); вводный раздел этой работы переведен как «Европа при старом режиме» (1947).
  • Эрнест Лабрус (1895–1988) – провел обширное экономическое исследование Франции XVIII века.
  • Жорж Руде (1910–1993) - еще один протеже Лефевра, продолжил работу над популярной стороной революции, в том числе: «Толпа во Французской революции» (1959).
  • Ричард Кобб (1917–1996) был ведущим сторонником «истории снизу», который писал подробные исследования как провинциальной, так и городской жизни, избегая дебатов о ревизионизме, «держа нос очень близко к земле». [53] Среди его основных работ - «Революционные армии» (опубликованы в 1961–63 годах, в 1987 году переведены как «Народные армии »).

Современная историография (с 1980-х по настоящее время)

[ редактировать ]

С 1980-х годов западные ученые в значительной степени отказались от марксистских интерпретаций революции с точки зрения классовой борьбы буржуазии и пролетариата как анахроничных. Однако ни одна новая объяснительная модель не получила широкой поддержки. [54] [55] Историография революции стала более разнообразной, исследуя такие области, как история культуры, региональная история, визуальные представления, транснациональные интерпретации и деколонизация. [34]

Культурология

[ редактировать ]

С 1980-х годов наблюдалось распространение интерпретаций, основанных на изучении языка и массовой культуры, в которых революция в основном рассматривалась как симптом более глубоких культурных тенденций. [56] Некоторые из наиболее известных работ включают:

  • Роберт Дарнтон Литературное подполье старого режима (1982)
  • Кейт Майкл Бейкер изобретает французскую революцию (1990)
  • Р. Шартье, Культурные истоки Французской революции (1991).
  • Линн Хант , «Политика, культура и класс во Французской революции» (1984) и «Семейный роман Французской революции» (1992). [57] [58]

Женщины и пол

[ редактировать ]

В исследованиях женщин и революции конца 20-го века подчеркивалась роль женщин как участниц революции, но их исключение из революционных политических институтов и полных гражданских прав. Более поздние исследования сосредоточились на опыте конкретных женских групп, таких как учителя, писатели, проститутки, сельские женщины и те, кто связан с вооруженными силами, и показали, что женщины часто были в состоянии продвигать новые представления о гражданстве и бросать вызов гендерным властным отношениям. [59] Некоторые ключевые работы включают в себя:

  • Джоан Б. Ландес, Женщины и общественная сфера в эпоху Французской революции (1988)
  • Хафтон, Олуэн, Женщины и пределы гражданства во время Французской революции (Торонто, University of Toronto Press, 1992)
  • Мельцер, С.Э. и Л.В. Рабин, ред., «Дочери-бунтовщики: женщины и Французская революция» (Оксфорд, Oxford University Press, 1992).
  • Годино, Доминик, Парижские женщины и их Французская революция (Беркли, Калифорнийский университет Press, 1998).
  • Дженнифер Нгейр Хойер, Семья и нация: гендер и гражданство в революционной Франции, 1789–1830 (Итака, Нью-Йорк, 2005 г.)

Деколонизация

[ редактировать ]

Недавние исследования французских колоний в значительной степени отказались от якобинско-марксистского подхода классических исследований, таких как К.Л.Р. Джеймс « Черные якобинцы» (1938) и «Туссен Лувертюр » Эме Сезера : французская революция и проблема колонии l (1960). Такие ученые, как Мишель-Рольф Трейло и Энтони Херли, подчеркивали культурные традиции колониальных рабов, утверждая, что гаитянская революция не была производной от французской революции. [34]

Трансатлантическая и глобальная истории

[ редактировать ]

Трансатлантическая и глобальная интерпретация Французской революции стала основной областью исследований. Важные недавние исторические публикации включают Сюзанну Десан, Линн Хант и Уильяма Макса Нельсона (редакторы), «Французская революция в глобальной перспективе» (Итака, Нью-Йорк, 2013); Дэвид Армитидж и Санджай Субраманян (редакторы), «Эпоха революций в глобальном контексте» (Бейзингсток, 2010 г.); и Вим Клоостер, «Революции в атлантическом мире»; сравнительная история (Нью-Йорк, 2009). [60]

Другие современные историки

[ редактировать ]
  • «Граждане Саймона Шамы : хроника Французской революции» (1989) — это популярная повествовательная история в ревизионистской традиции Коббана и Фюре. Шама утверждает, что насилие было важным элементом революции 1789 года и что революция закончилась падением Робеспьера в 1794 году. [61]
  • Уильям Дойл , британский историк-ревизионист, написавший «Истоки Французской революции» (1980 г.) и «Оксфордскую историю Французской революции» (2-е издание, 2002 г.). Дойл утверждает, что начало революции было результатом политического просчета, а не социальных конфликтов. [62]
  • Тимоти Тэкетт написал ряд историй революции, в том числе «Когда король бежал» (2004 г.), «Становление революционером» (2006 г.) и «Приход террора во время Французской революции» (2015 г.).

Библиография

[ редактировать ]

Упомянутые работы по дате первой публикации:

  • Берк, Эдмунд (1790). Размышления о революции во Франции .
  • Баррюэль, Огюстен (1797). Мемуары для работы в истории якобинства . Косить.
  • Тьер, Адольф (1823–1827). История Французской революции .
  • Минье, Франсуа (1824). История Французской революции .
  • Гизо, Франсуа (1830). История цивилизации во Франции . Париж, Пишон.
  • Карлайл, Томас (1837). Французская революция: история .
  • Мишле, Жюль (1847–1856). История Французской революции .
  • Токвиль, Алексис де (1856). Старый режим и революция . Леви. Обычно переводится как «Старый режим и Французская революция» .
  • Уайт, Луи (1847–1862). История Французской революции .
  • Тэн, Ипполит (1875–1893). Возникновение современной Франции .
  • Сорель, Альберт (19 апреля 1895 г.). Европа и Французская революция . Вступительная часть переведена как Европа при старом режиме (1947).
  • Олар, Франсуа-Альфонс. Французская революция, политическая история, 1789–1804 гг. (4 том, 3-е изд. 1901 г.; английский перевод 1910 г.); том 1 1789–1792 онлайн ; Том 2 1792–95 онлайн
  • Матье, Альберт (1922–27). Французская революция . Пэрис, Колин.
  • Лефевр, Жорж (1924). Крестьяне Севера .
  • Кочин, Огюстен (1925). Мыслительные общества и революция в Бретани .
  • Гаксотт, Пьер (1928). Французская революция .
  • Лефевр, Жорж (1932). Великий страх 1789 года . Переведено как «Великий страх 1789 года» (1973).
  • Лефевр, Жорж (1939). Quatre-Vingt-Neuf . Переводится как «Приход Французской революции» (1947).
  • Герен, Даниэль (1946). Классовая борьба в Первой республике .
  • Лефевр, Жорж (1957). Французская революция . Переведено в двух томах: «Французская революция от ее истоков до 1793 г. (1962 г.)» и «Французская революция с 1793 г. по 1799 г.» (1967 г.).
  • Руде, Джордж (1959). Толпа во Французской революции .
  • Руде, Джордж (1988). Французская революция: ее причины, история и наследие через 200 лет . Гроув Пресс. ISBN  978-1555841508 .
  • Коббан, Альфред (1963). Социальная интерпретация Французской революции . Кембридж.
  • Кобб, Ричард (1968). Революционные армии . Переведено как «Народные армии» (1987).
  • Собул, Альберт (1968). Сан-Кюлоты . Переведено как Сан-Кюлоты (1972).
  • Фюре, Франсуа (1978). Думая о Французской революции . Галлимар. Переведено как «Интерпретация Французской революции» (1981).
  • Дарнтон, Роберт (1982). Литературное подполье старого режима .
  • Хант, Линн (1984). Политика, культура и класс во Французской революции . ISBN  9780520052048 .
  • Дойл, Уильям (1988). Истоки Французской революции . Оксфорд.
  • Дойл, Уильям (1989). Оксфордская история Французской революции . Оксфорд.
  • Фюре, Франсуа; Мона Озуф (1988). Критический словарь Французской революции . Переведено как Критический словарь Французской революции (1989).
  • Гоше, Марсель (1989). Революция прав человека . Галлимар.
  • Шама, Саймон (1989). Граждане: хроника Французской революции . Кнопф.
  • Бейкер, Кейт Майкл (1990). Изобретение Французской революции .
  • Хант, Линн (1992). Семейный роман Великой французской революции .
  • Коннелли, Оуэн (1993). Французская революция и наполеоновская эпоха .
  • Ван Клей, Дейл К. (1996). Религиозные истоки Французской революции .
  • Годино, Доминик (1998). Женщины Парижа и их Французская революция . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  • Хафтон, Олуэн (1999). Женщины и пределы гражданства во Французской революции .
  • Сталь, Марк (2003). Да здравствует революция .
  • Тэкетт, Тимоти (2004). Когда король бежал . ISBN  9780674010543 .
  • Хойер, Дженнифер Нгейр (2005). Семья и нация: гендер и гражданство в революционной Франции, 1789–1830 гг . Нью-Йорк: Итака.
  • Тэкетт, Тимоти (2006). Стать революционером .
  • Хеллер, Генри (2006). Буржуазная революция во Франции: 1789–1815 гг .
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спанг (2003) .
  2. ^ Белл (2004) .
  3. ^ Руде (1988) , стр. 12–14.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дюпюи (2012) , стр. 486–487.
  5. ^ Дюпюи (2012) , стр. 487–488.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дойл (2018) , с. 440.
  7. ^ Руде (1988) , с. 12; Дойл (2018) , с. 440.
  8. ^ Роберт Томбс (1996). «Паранойя». Франция 1814–1914 гг . Лондон: Лонгман . п. 89. ИСБН  0-582-49314-5 .
  9. ^ Де ла Круа де Кастри (1983) , стр. 44–45.
  10. ^ Гуираль (1986) , с. 41.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кедрон (1968) , с. 60.
  12. ^ Руде (1988) , стр. 13.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дойл (2018) , с. 444.
  14. ^ Кидрон (1968) , стр. 134–136.
  15. ^ Кидрон (1968) , стр. 144–145.
  16. ^ Кидрон (1968) , с. 146; Дойл (2018) , с. 444.
  17. ^ Кидрон (1968) , с. 131.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кедрон (1968) , с. 213.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Руде (1988) , стр. 13; Дойл (2018) , стр. 441–442.
  20. ^ Кидрон (1968) , с. 218.
  21. ^ Кидрон (1968) , с. 192.
  22. ^ Франсуа Фюре, Революционная Франция 1770–1880 (1992), с. 571
  23. ^ Кидрон (1968) , стр. 219–221.
  24. ^ Дойл (2018) , с. 445.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кедрон (1968) , с. 219.
  26. ^ Токвиль, цитата из Руде (1968). п. 14
  27. ^ Руде (1988) , стр. 14–15.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дюпюи (2012) , с. 488.
  29. ^ Руде (1988) , стр. 95.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кидрон (1968) , стр. 227–229.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дойл (2018) , с. 441.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Дюпюи (2012) , с. 489.
  33. ^ Руде (1988) , стр. 16–19.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Дюпюи (2012) , с. 490.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дойл (2018) , с. 442.
  36. ^ Руде (1988) , стр. 17–18.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фюрет и Озуф (1989) , стр. 881–889.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тендлер (2013) .
  39. ^ Тендлер (2013) , с. 651.
  40. ^ А. Олар в книге «Артур Тилли», изд. (1922). Современная Франция. Компаньон по французским исследованиям . Кембриджский университет. п. 115 .
  41. ^ Дойл (2018) , стр. 441, 447.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дойл (2018) , с. 443.
  43. ^ Джонс, Питер М. (весна 1990 г.). «Жорж Лефевр и крестьянская революция: пятьдесят лет спустя». Французские исторические исследования . 16 (3). Фэрфакс: JSTOR. Джордж Мейсон U. Lib.: 645–663. дои : 10.2307/286492 . JSTOR   286492 .
  44. ^ Руде (1988) , стр. 20.
  45. ^ Дойл (2018) , стр. 445–446.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Палмер, Роберт (2014). Эпоха демократической революции, политическая история Европы и Америки 1760-1800 гг . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. xv – xxii. ISBN  978-0-691-16128-0 (Впервые опубликовано в двух томах в 1959–64 гг.) {{cite book}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  47. ^ «Палмер и Фюре: переоценка эпохи демократической революции», Исторические размышления
  48. ^ Руде (1988) , стр. 22–23.
  49. ^ Руде (1988) , стр. 23.
  50. ^ Джеймс Фригулетти и Барри Ротхаус, «Интерпретация против понимания революции: Франсуа Фюре и Альберт Собул», Консорциум революционной Европы 1750–1850: Труды, 1987, (1987) Vol. 17, стр. 23–36.
  51. ^ Клод Ланглуа, «Революция Фюре», Французские исторические исследования , осень 1990 г., Том. 16 Выпуск 4, стр. 766–76.
  52. ^ Доналс Сазерленд, «Оценка произведений Франсуа Фюре», Французские исторические исследования , осень 1990 г., Том. 16 Выпуск 4, стр. 784–91.
  53. ^ Ханта Дэвид Троянский, обзор «Политики, культуры и класса» . Из «Учителя истории» , 20, 1 (ноябрь 1986 г.), стр. 136–37.
  54. ^ Спан (2003) , стр. 119–147.
  55. ^ Белл (2004) , стр. 323–351.
  56. ^ Дойл (2018) , стр. 448–449.
  57. ^ Уильям Х. Сьюэлл. Обзор политики, культуры и класса во Французской революции Линн Хант. Теория и общество , 15, 6 (ноябрь 1986 г.), стр. 915–17.
  58. ^ Джефф Гудвин. Рецензия на Семейный роман о Французской революции» книгу Линн Хант « . Современная социология , 23, 1 (январь 1994 г.), стр. 71–72; цитата Мэделин Гутвирт. «Святой Отец; Нечестивые сыновья: Французская революция Линн Хант». Французские исторические исследования , 19, 2 (осень 1995 г.), стр. 261–76.
  59. ^ Десан, Сюзанна (2018). «Новейшая историография Французской революции и гендера» . Журнал социальной истории . 52 (3): 567–69.
  60. ^ Андресс, Дэвид, изд. (2015). «Предисловие». Оксфордский справочник Французской революции (онлайн-изд.). Оксфордский академический.
  61. ^ Дойл (2018) , с. 447.
  62. ^ Дойл (2018) , с. 446.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Белл, Дэвид А. (2004). «Класс, сознание и падение буржуазной революции». Критический обзор . 16 (2–3): 323–51. дои : 10.1080/08913810408443613 . S2CID   144241323 .
  • Де ла Круа де Кастри, Рене (1983). Господин Тьерс . Академическая библиотека Перрена. ISBN  2-262-00299-1 .
  • Дойл, Уильям (2018). Оксфордская история Французской революции (3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198804932 .
  • Дюпюи, Паскаль (2012). «Революция в истории, памяти и памяти». В Макфи, Питер (ред.). Спутник Французской революции . Джон Уайли и сыновья. стр. 486–7. ISBN  9781444335644 .
  • Фюре, Франсуа; Озуф, Мона, ред. (1989). Критический словарь Французской революции . Гарвардский университет. ISBN  9780674177284 .
  • Гираль, Пьер (1986). Адольф Тьер, или О необходимости в политике . Париж: Файард. ISBN  2213018251 .
  • Кедрон, Хедва Бен-Исраэль (1968). Английские историки о Французской революции . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  • Руде, Джордж (1988). Французская революция: ее причины, история и наследие через 200 лет . Гроув Пресс. ISBN  978-1555841508 .
  • Спанг, Ребекка Л. (2003). «Парадигмы и паранойя: насколько современна Французская революция?». Американский исторический обзор . 108 (1): 119–47. дои : 10.1086/533047 . JSTOR   10.1086/533047 .
  • Тендлер, Джозеф (2013). «Возвращение к Альфонсу Олару». Европейский обзор истории . 20 (4): 649–69. дои : 10.1080/13507486.2012.763159 . S2CID   143535928 .
  • Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Тьер, Луи Адольф» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андресс, Дэвид (2013). «Полихроникон: интерпретация Французской революции». Преподавание истории (150): 28–29. JSTOR   43260509 .
  • Бейкер, Кейт Майкл; Джозеф Жижек (1998). «Американская историография Французской революции». В Энтони Молхо; Гордон С. Вуд (ред.). Воображаемые истории: американские историки интерпретируют прошлое . Издательство Принстонского университета. стр. 349–92. [ ISBN отсутствует ]
  • Белл, Дэвид А. и Яир Минцкер, ред. Переосмысливая эпоху революций: Франция и рождение современного мира (Oxford UP, 2018.
  • Белл, Дэвид А. (зима 2014 г.). «Под сомнение глобальный поворот: случай Французской революции». Французские исторические исследования . 37 (1): 1–24. дои : 10.1215/00161071-2376501 .
  • Бринтон, Крейн (1963). Десятилетие революции: 1789–1799 (2-е изд.). стр. 293–302. [ ISBN отсутствует ]
  • Кавано, Джеральд Дж (1972). «Современное состояние французской революционной историографии: Альфред Коббан и не только». Французские исторические исследования . 7 (4): 587–606. дои : 10.2307/286200 . JSTOR   286200 .
  • Курильница, Джек Р. (2019). «Французская революция еще не окончена: Введение» . Журнал социальной истории . 52 (3): 543–44. дои : 10.1093/jsh/shy081 . S2CID   149714265 .
  • Курильница, Джек Р. (2019). «Интеллектуальная история и причины Французской революции» . Журнал социальной истории . 52 (3): 545–54. дои : 10.1093/jsh/shy082 . S2CID   150297989 .
  • Курильница, Джек (1999). «Социальные повороты и лингвистические повороты: революционная историография через десятилетие после двухсотлетия». Французские исторические исследования . 22 (1): 139–67. дои : 10.2307/286705 . JSTOR   286705 .
  • Курильница, Джек (1987). «Приход новой интерпретации Французской революции». Журнал социальной истории . 21 (2): 295–309. дои : 10.1353/jsh/21.2.295 . JSTOR   3788145 .
  • Чейни, Пол (2019). «Глобальный поворот Французской революции и пространственные исправления капитализма» . Журнал социальной истории . 52 (3): 575–83. дои : 10.1093/jsh/shy074 . S2CID   85505432 .
  • Коббан, Альфред (1999). Социальная интерпретация Французской революции . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521661515 . отвергает марксистские модели
  • Коббан, Альфред (1945). «Исторический пересмотр № CVII. Начало Французской революции». История . 30 (111): 90–98. дои : 10.1111/j.1468-229X.1945.tb00879.x . JSTOR   / 24402690 . охватывает более старые исследования.
  • Коннер, Сьюзен П. (1990). «В тени гильотины и на задворках истории: англоязычные авторы рассматривают женщин во Французской революции». Журнал женской истории . 1 (3): 244–60. дои : 10.1353/jowh.2010.0075 . S2CID   144010907 .
  • Кокс, Марвин Р. (1993). «Буржуазная революция Токвиля». Исторические размышления / Réflexions Historiques . 19 (3): 279–307. JSTOR   41298973 .
  • Кокс, Марвин Р. (2001). «Фюре, Коббан и Маркс: новый пересмотр «православия». Исторические размышления / Réflexions Historiques . 27 (1): 49–77. JSTOR   41299194 .
  • Д'Антуоно, Джузеппина. «Историографическое наследие: Дени Дидро и люди Французской революции». Дичиоттесимо Секоло 6 (2021): 161–168. онлайн
  • Дэвис, Питер (2006). Дебаты о Французской революции . Издательство Манчестерского университета. . Базовый обзор историографии [ ISBN отсутствует ]
  • Десан, Сюзанна (2019). «Новейшая историография Французской революции и гендера» . Журнал социальной истории . 52 (3): 566–74. дои : 10.1093/jsh/shy079 . S2CID   149683075 .
  • Десан, Сюзанна (2000). «Что после политической культуры? Новейшая историография французской революции» . Французские исторические исследования . 23 (1): 163–96. дои : 10.1215/00161071-23-1-163 . S2CID   154870583 .
  • Десан, Сюзанна. «Новейшая историография Французской революции и гендера». Журнал социальной истории 52.3 (2019): 566-574. онлайн
  • Диш, Лиза. «Как могла Ханна Арендт прославлять американскую революцию и поносить французов? Место революции в историографии французской и американской революций». Европейский журнал политической теории 10.3 (2011): 350–71.
  • Даутвейт, Джулия В. «Как увидеть лес сквозь деревья: найти путь через революционную политику, историю и искусство». Исследования восемнадцатого века 43 № 2 2010, стр. 259–63. онлайн
  • Дойл, Уильям. Оксфордская история Французской революции (Oxford UP, 2018).
  • Дойл, Уильям (2001). Истоки Французской революции (3-е изд.). стр. 1–40. ISBN  0198731744 .
  • Данн, Джон. «Пятьдесят лет переписывания Французской революции: основные вехи и текущие направления в историографических дебатах», History Review. (1998), стр. 8 и далее.
  • Эдельштейн, Мелвин. Французская революция и рождение избирательной демократии (Routledge, 2016).
  • Эллис, Джеффри (1978). «Марксистская интерпретация Французской революции». Английский исторический обзор . 93 (367): 353–76. doi : 10.1093/ehr/XCIII.CCCLXVII.353 . JSTOR   567066 .
  • Фермер, Пол. Франция рассматривает свои революционные истоки (1944) [ ISBN отсутствует ]
  • Фригулетти, Джеймс и Барри Ротхаус, «Интерпретация против понимания революции: Франсуа Фюре и Альберт Собул», Консорциум революционной Европы 1750–1850: Труды, 1987 (1987), Vol. 17, стр. 23–36.
  • Фюре, Франсуа и Мона Озуф, ред. Критический словарь Французской революции (1989), 1120 стр.; длинные эссе ученых; силен в истории идей и историографии (особенно стр. 881–1034), отрывках и текстовом поиске ; 17 очерков о ведущих историках, стр. 881–1032.
  • Фюре, Франсуа. Интерпретация Французской революции (1981). [ ISBN отсутствует ]
  • Джермани, Ян и Робин Суэйлс. Символы, мифы и образы Французской революции . Публикации Университета Реджайны. 1998. ISBN   978-0-88977-108-6
  • Гершой, Лев. Французская революция и Наполеон (2-е изд. 1964 г.), научный обзор [ ISBN отсутствует ]
  • Гейл, Питер. Наполеон за и против (1949), 477 стр; рассматривает позиции крупных историков относительно Наполеона
  • Гийом, Лансеро. «Неуправляемая память и исторический порядок: историография Французской революции между историзмом и презентизмом (1881-1914)». História da Historiografia: Международный журнал теории и истории историографии 14.36 (2021): 225-256 онлайн .
  • Хэнсон, Пол Р. Оспаривание Французской революции (1999), отрывок и текстовый поиск , сочетает в себе аналитическую историю и историографию.
  • Хэнсон, Пол Р. (2019). «Политическая история Французской революции с 1989 года» . Журнал социальной истории . 52 (3): 584–92. дои : 10.1093/jsh/shy075 . S2CID   150289715 .
  • Хеллер, Генри. Буржуазная революция во Франции (1789–1815) (Berghahn Books, 2006) защищает марксистскую модель.
  • Хойер, Дженнифер (2007). «Свобода и смерть: Французская революция». Исторический компас . 5 (1): 175–200. дои : 10.1111/j.1478-0542.2006.00362.x .
  • Хобсбаум, Эрик Дж. Отголоски Марсельезы: два столетия назад, о Французской революции (Rutgers University Press, 1990), английский марксист }
  • Хаттон, Патрик Х. «Роль памяти в историографии французской революции». История и теория 30.1 (1991): 56–69.
  • Израиль, Джонатан . Революционные идеи: интеллектуальная история Французской революции от «Прав человека» до Робеспьера (2014)
  • Джонс, Рис. «Искажения времени во время Французской революции». Прошлое и настоящее 254.1 (2022): 87-125.
  • Кафкер, Фрэнк А. и Джеймс М. Ло, ред. Французская революция: противоречивые интерпретации (5-е изд. 2002 г.)
  • Каплан, Стивен Лоуренс. Прощай, революция: вражда историков, Франция, 1789/1989 (1996), основное внимание уделяется отрывкам историков и текстовому поиску.
  • Каплан, Стивен Лоуренс. Прощай, революция: спорное наследие, Франция, 1789/1989 (1995); сосредоточьтесь на ожесточенных дебатах по поводу отрывка из 200-летия и текстового поиска
  • Кейтс, Гэри , изд. Французская революция: недавние дебаты и новые противоречия (2-е изд. 2005 г.) отрывок и текстовый поиск
  • Ким, Минчул. «Вольни и Французская революция». Журнал истории идей 79.2 (2018): 221–42.
  • Ланглуа, Клод; Тэкет, Тимоти (1990). «Революция Фюре». Французские исторические исследования . 16 (4): 766–76. дои : 10.2307/286319 . JSTOR   286319 .
  • Льюис, Гвинн. Французская революция: переосмысление дебатов (1993) 142 стр.
  • Лайонс, Мартин. Наполеон Бонапарт и наследие Французской революции (Макмиллан, 1994)
  • Макманнерс, Дж. «Историография Французской революции», в книге А. Гудвина, редактора, « Новая Кембриджская современная история: том VIII: Американская и французская революции», 1763–93 (1965) 618–52 онлайн.
  • Макфи, Питер, изд. (2012). Спутник Французской революции . Джон Уайли и сыновья. стр. xv – xxiv. ISBN  9781118316412 .
  • Маза, Сара (1989). «Политика, культура и истоки Французской революции». Журнал современной истории . 61 (4): 704–23. дои : 10.1086/468342 . JSTOR   1881465 . S2CID   144366402 .
  • Паркер, Ноэль. Образы революции: образы, дебаты и модели мышления о Французской революции (1990) [ ISBN отсутствует ]
  • Рут, Хилтон Л. (1989). «Дело против крестьянской революции Жоржа Лефевра». Журнал исторической мастерской . 28 : 88–102. дои : 10.1093/hwj/28.1.88 .
  • Ригни, Энн. «Риторика исторической репрезентации: три повествовательные истории Французской революции» (Cambridge UP, 2002) охватывает Альфонса де Ламартина, Жюля Мишле и Луи Блана. [ ISBN отсутствует ]
  • Розенфельд, София (2019). «Французская революция в истории культуры» . Журнал социальной истории . 52 (3): 555–65. дои : 10.1093/jsh/shy078 . S2CID   149798697 .
  • Скотт, Сэмюэл Ф. и Барри Ротхаус, ред. Исторический словарь Французской революции, 1789–1799 (2 том 1984 г.), краткие очерки ученых
  • Скотт, Майкл; Кристоферсон (1999). «Антитоталитарная история Французской революции: «Французская мысль» Франсуа Фюре в интеллектуальной политике конца 1970-х годов». Французские исторические исследования . 22 (4): 557–611. дои : 10.2307/286759 . JSTOR   286759 . S2CID   154051700 .
  • Скочпол, Теда (1989). «Переосмысление Французской революции в всемирно-исторической перспективе». Социальные исследования . 56 (1): 53–70. JSTOR   40970534 . социологический подход
  • Соле, Жак. «Историография Французской революции», Майкл Бентли, изд. Товарищ по историографии (1997), глава 19, стр. 509–25.
  • Сазерленд, Дональд (1990). «Оценка произведений Франсуа Фюре». Французские исторические исследования . 16 (4): 784–91. дои : 10.2307/286321 . JSTOR   286321 .
  • Тарроу, Сидни. «Красный клыков и когтей: Французская революция и политический процесс – тогда и сейчас». Французская политика, культура и общество 29 № 1 2011, стр. 93–110. онлайн
  • Уолтон, Чарльз. «Почему такое пренебрежение? Социальные права и историография французской революции». История Франции 33.4 (2019): 503–19.
  • Уильямсон, Джордж С. «Прослеживая Sattelzeit: мысли об историографии эпох французской революции и Наполеона». История Центральной Европы 51.1 (2018): 66-74 онлайн .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f92a30bbed1289823e6ab9dd1e868bd__1718335800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/bd/4f92a30bbed1289823e6ab9dd1e868bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Historiography of the French Revolution - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)