Jump to content

Французская экспедиция в Ирландию (1796 г.)

Координаты : 51 ° 40'51 ″ с.ш. 9 ° 26'55 ″ з.д.  /  51,68083 ° с.ш. 9,44861 ° з.д.  / 51,68083; -9,44861
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Доставка из Ирландии
Часть войны Первой коалиции

Конец ирландского вторжения; — или — Уничтожение французской армады , Джеймс Гилрэй
Дата декабрь 1796 г.
Расположение 51 ° 40'51 ″ с.ш. 9 ° 26'55 ″ з.д.  /  51,68083 ° с.ш. 9,44861 ° з.д.  / 51,68083; -9,44861
Результат

Британская победа

  • Французский флот частично уничтожен штормом
  • Провал экспедиции
Воюющие стороны
 Великобритания
Ирландия
 Франция
Объединенные ирландцы
Командиры и лидеры
Роберт Кингсмилл
сэр Эдвард Пелью
Лазар Хош
Валлийский Морар
Сила
13 боевых кораблей 15,000–20,000
44 боевых корабля
Жертвы и потери
Свет, если есть 2230 убиты или утонули,
1000 взято в плен,
12 военных кораблей захвачены или разбиты
Французская экспедиция в Ирландию (1796 г.) находится в Европе.
Французская экспедиция в Ирландию (1796 г.)
Расположение в Европе

Французская экспедиция в Ирландию , известная по- французски как Expedition d'Irlande («Экспедиция в Ирландию»), была неудачной попыткой Французской Республики помочь объявленному вне закона Обществу объединенных ирландцев , популярной повстанческой ирландской республиканской группе, в их запланированном восстание против британского правления во время французских революционных войн . Французы намеревались высадить в Ирландии зимой 1796–1797 годов крупный экспедиционный корпус, который должен был присоединиться к Соединенным ирландцам и изгнать британцев из Ирландии. Французы ожидали, что это станет серьезным ударом по моральному духу, престижу и военной эффективности британцев, а также, возможно, станет первым этапом возможного вторжения в саму Великобританию. С этой целью Директория в конце 1796 года силы численностью около 15 000 солдат собрала в Бресте под командованием генерала Лазара Гоша , готовые к крупной высадке в заливе Бантри в декабре.

Операция была начата в одну из самых бурных зим XVIII века, когда французский флот был не готов к таким суровым условиям. Патрулирующие британские фрегаты заметили отход флота и уведомили британский флот под Ла-Маншем , большая часть которого укрывалась в Спитхеде на зиму . Французский флот, покинув порт, был рассредоточен по подступам к Бресту, подчиняясь запутанным приказам: один корабль потерпел крушение с большими человеческими жертвами, а остальные были широко рассредоточены. Отделившись, большая часть французского флота сумела достичь залива Бантри в конце декабря, но его командиры были отбиты от курса, и без них флот не был уверен, какие действия предпринять, а высадка десанта была невозможна из-за погодных условий, которые были невозможны. худший результат с 1708 года. В течение недели флот распался, небольшие эскадры и отдельные корабли возвращались в Брест сквозь штормы, туман и британские патрули.

Британцы были в значительной степени неспособны помешать французскому флоту до, во время или после попытки вторжения. Несколько кораблей, действовавших из Корка, захватили отдельные французские военные корабли и транспорты, но единственный значительный ответ британцев пришел от капитана сэра Эдварда Пелью , который смог вытеснить французский линейный корабль «Права человека» на берег в бою 13 января 1797 года. с потерей более 1000 жизней. В общей сложности французы потеряли захваченными или разбитыми 12 кораблей, а тысячи солдат и матросов утонули, при этом ни один человек не достиг Ирландии, кроме как в качестве военнопленных . Оба флота подверглись критике со стороны своих правительств за свое поведение во время кампании, но французам было предложено предпринять вторую попытку в 1798 году, успешно высадив в августе 2000 человек, но не сумев повлиять на ирландское восстание и снова потеряв значительное количество людей и кораблей.

Портрет Вулфа Тона

После Французской революции , начавшейся в 1789 году, дело республиканизма было подхвачено во многих странах, в том числе в Королевстве Ирландия , находившемся в то время под властью Королевства Великобритании . [1] Оппозиция британскому правлению существовала в Ирландии на протяжении веков, но пример Франции в сочетании с введением уголовных законов , дискриминирующих католическое большинство и значительное пресвитерианское меньшинство, побудил к созданию Общества объединенных ирландцев , широкой непартийной организации. сектантская коалиция групп, стремящихся создать Ирландскую республику. [2] Первоначально являвшееся ненасильственным политическим движением, «Объединенные ирландцы» были вынуждены действовать как тайное общество после того, как членство в нем было объявлено незаконным в 1793 году, когда начались Французские революционные войны . Решив, что их единственная надежда на создание Ирландской Республики заключается в вооруженном восстании, Объединенные ирландцы начали тайно организовывать и вооружать свои силы. В поисках внешней помощи двое из их лидеров, лорд Эдвард Фицджеральд и Артур О'Коннор, отправились в Базель, чтобы встретиться с французским генералом Лазаром Ошем . [3] Их усилия поддержал протестантский адвокат из Дублина Теобальд Вулф Тон , который отправился в Париж, чтобы обратиться к Французской Директории . лично [4] В этот период британское правительство отменило некоторые уголовные законы, пытаясь подавить беспорядки. [5]

Первая французская республика давно планировала вторжение на Британские острова , но ее амбициям неоднократно мешали другие факторы, в том числе другие фронты войн за независимость, война в Вандее и тяжелое состояние французского флота . [6] Последняя проблема была основным поводом для беспокойства: флот сильно пострадал из-за вывода офицерского корпуса во время революции, а затем пережил ряд военных неудач, кульминацией которых стало тактическое поражение во время Славного Первого июня 1794 года и катастрофические военные неудачи. Круазьер-дю-Гранд-Ивер в 1795 году. [7] После обеспечения мира на нескольких фронтах в 1795 году новая французская Директория решила, что Великобритания является одним из их самых опасных оставшихся противников, и решила победить ее путем вторжения. [8]

Заявления Тона заинтриговали Директорию, которая понимала, что, напав на Ирландию, они нанесут удар по наименее защищенной части Британских островов . Поддержка британского правительства там была самой слабой, и Объединенные ирландцы оптимистично заявляли, что смогут собрать нерегулярную армию численностью до 250 000 человек, ожидающую соединения с французами после их высадки. [9] с дополнительной привлекательностью, что успешное создание Ирландской Республики станет идеологическим переворотом для Французской Республики. [10] Наконец, что наиболее важно, большой экспедиционный корпус в Ирландии мог бы стать идеальным плацдармом для вторжения в Британию, особенно в сочетании с разрабатывавшимся тогда планом по высадке 2000 преступников в форме в Корнуолле , которые отвлекли бы британскую армию во время вторжения в Ирландию. и потенциально может стать плацдармом для будущих операций. [8]

Подготовка

[ редактировать ]

После окончания Вандейской войны и заключения мира с Испанией значительные французские силы были выделены для операции под руководством генерала Гоша, запланированной на конец октября 1796 года. Гош был успешным военачальником, разгромившим Роялисты Вандеи и впоследствии участвовали в планировании вторжения в Корнуолл. В его распоряжение были переданы отряд солдат-ветеранов и весь французский Атлантический флот, базирующийся в главном атлантическом морском порту Брест . [11] Число солдат, выделенных для вторжения, неизвестно; Французская Директория предположила, что потребуется 25 000 человек, ирландские делегаты настаивали, что 15 000 будет достаточно. [12] По оценкам, количество солдат, в конечном итоге отправленных на борт, колеблется от 13 500 до 20 000 человек. [Примечание А]

К августу план уже отставал от графика: острая нехватка припасов и заработной платы замедлила работу на брестских верфях, а войска, выделенные для вторжения в Корнуолл, оказались ненадежными и массово дезертировали. Учебный рейс корнуэльского флота вторжения закончился полным провалом, поскольку небольшие корабли, предназначенные для операции, оказались неспособными действовать в открытой воде. От этого плана отказались, надежные солдаты подразделения были объединены в Ирландский экспедиционный корпус, а остальные вернулись в тюрьму. [13] Подкрепления со стороны Средиземноморского флота также были задержаны: семь кораблей экспедиции под командованием контрэмираля Жозефа де Ришери были вынуждены укрываться от британской блокадной эскадры в Рошфоре , прибыв в Брест только 8 декабря, а вторая эскадра под командованием контрэмираля Пьера де Ришери была вынуждена укрываться от британской блокадной эскадры в Рошфоре. Шарль Вильнев прибыл только после отбытия экспедиционного корпуса. [12]

В конце 1796 года продвижение экспедиции замедлилось. Хош публично обвинил в задержке военно-морское командование и, в частности, вице-амирала Вилларе де Жуайеза , которого он обвинил в том, что он больше заинтересован в планировании предлагаемого вторжения в Индию. В октябре Вилларе был заменен вице-амиралом Мораром де Галлесом , и планы Индии были отменены, а Хошу было поручено непосредственно командовать дисциплиной во флоте. [13] Ко второй неделе декабря флот был готов, состоявший из 17 линейных кораблей, 13 фрегатов и 14 других судов, включая несколько крупных транспортов, созданных путем снятия пушек со старых фрегатов для увеличения грузового пространства. [14] На каждом линейном корабле находилось 600 солдат, на фрегатах — 250, а на транспортах — около 400. В их число входили кавалерийские части, полевая артиллерия и значительные военные запасы, которыми можно было вооружить тысячи ожидаемых ирландских добровольцев. Хош все еще был недоволен, объявив 8 декабря Директории, что он предпочел бы возглавить своих людей в любой другой операции, кроме запланированного нападения на Ирландию. Его поддержал Морар де Галлес, который признал, что его люди настолько неопытны на море, что встреч с противником следует избегать, где это возможно. [13]

Отправление

[ редактировать ]

Несмотря на опасения командиров экспедиции, флот покинул Брест, как и было запланировано, 15 декабря 1796 года, за день до сообщения Директории об отмене всей операции. [15] Де Галлес знал, что британцы будут наблюдать за гаванью Бреста: их фрегаты постоянно находились в составе береговой эскадры блокады. Пытаясь скрыть намерения своих войск, он сначала бросил якорь в заливе Камарет и отдал приказ своим кораблям пройти через Раз-де-Сейн . [16] Раз представлял собой опасный узкий канал, заваленный камнями и песчаными отмелями и подверженный сильному прибою в плохую погоду, но он также скрывал размер, силу и направление французского флота от британской морской эскадры, которая, по утверждению французских разведчиков, состояла из 30 кораблей. [11]

Несмотря на сообщения французов, основная британская блокадная эскадра в ночь на 15 декабря отсутствовала на подступах к Бресту. Большая часть флота отошла в один из портов Британского Ла-Манша, чтобы избежать зимних штормов, а оставшаяся эскадра под командованием контр-адмирала Джона Колпойса была вынуждена отступить на 40 морских миль (74 км) в Атлантику, чтобы избежать риска быть уничтоженным. во время шторма вылетел на скалистый берег Французского Бискайя. [17] Единственными британскими кораблями в пределах видимости Бреста была эскадра фрегатов, состоящая из HMS Indefatigable , HMS Amazon , HMS Phoebe , HMS Révolutionnaire и люггера HMS Duke of York под командованием капитана сэра Эдварда Пелью в Indefatigable . [18] Пелью заметил французские приготовления 11 декабря и немедленно послал Фиби предупредить Колпойса и Амазонку в Фалмут , чтобы предупредить Адмиралтейство . Он остался у Бреста вместе с остальной частью эскадры и заметил основной французский флот в 15:30 15 декабря, выведя свои фрегаты к берегу в сторону залива Камаре, чтобы определить его размер и цель. [19] 16 декабря в 15:30 французы вышли из залива, Пелью внимательно наблюдал и отправил Revolutionnaire для помощи в поисках Колпоя. [20]

Западные подходы . Во время кампании французский флот был рассредоточен по этому району.

Морар де Галлес провел большую часть 16 декабря, готовясь к проходу через Раз-де-Сейн , размещая в канале временные плавучие маяки , чтобы предупреждать об опасностях, и давая инструкции по использованию сигнальных ракет во время перехода. Флот настолько задержался в этой работе, что темнота начала наступать прежде, чем приготовления были завершены, и он отказался от этого плана примерно в 16:00 и дал сигнал флоту выйти по главному каналу из порта, возглавляя путь на своем флагманском корабле фрегат «Фратерните» . [3] К тому времени, когда был подан сигнал, было настолько темно, что большинство кораблей его не заметили, а Fraternité и корвет Atalante пытались уведомить их ракетным сигналом. Эти сигналы сбивали с толку, и многие корабли не понимали их, направляясь к Раз-де-Сейн, а не к основному каналу. Пелью усугубил проблему, пройдя впереди флота, светя синими огнями и запуская ракеты, еще больше сбивая с толку французских капитанов относительно их местонахождения. [16]

На рассвете 17 декабря большая часть французского флота была рассредоточена на подступах к Бресту. Самой крупной неповрежденной группой была группа под командованием вице-адмирала Франсуа Жозефа Буве , которая прошла через Раз-де-Сейн с девятью линейными кораблями, шестью фрегатами и одним транспортом. [20] Остальные корабли, включая «Фратерните» , на котором также находился генерал Гош, действовали поодиночке или небольшими группами; капитаны заставили раскрыть свои секретные приказы, чтобы узнать пункт назначения, в отсутствие инструкций от каких-либо командиров. Один корабль был потерян; 74-пушечный линейный корабль «Седуизан» ночью налетел на скалу Гранд-Стивен и затонул, унеся жизни 680 человек. [21] Она тоже выпустила множество ракет и сигнальных орудий, пытаясь привлечь внимание, но лишь усугубила замешательство на флоте. [22] Пелью, не имея возможности теперь повлиять на крупные французские силы, отплыл в Фалмут, чтобы телеграфировать свой отчет в Адмиралтейство и пополнить запасы. [23]

Путешествие в Ирландию

[ редактировать ]

К 19 декабря Буве собрал 33 корабля и взял курс на Мизен-Хед на юге Ирландии, назначенное место встречи, где в запечатанном приказе ему было приказано подождать пять дней дальнейших указаний из Франции. Одним из пропавших без вести кораблей было Fraternité . Несмотря на исчезновение своих командиров, французский флот продолжил путь к заливу Бантри , преодолевая сильный ветер и густой туман, что задержало его прибытие до 21 декабря. [24] Пока Буве плыл в Ирландию, «Фратерните» пересекло Западные подходы в поисках флота в сопровождении Нестора , Ромэна и Кокарда . [24] Невольно пройдя в тумане мимо флота Буве, де Галль отделился от своей небольшой эскадры недалеко от места встречи 21 декабря только для того, чтобы обнаружить прямо впереди британский фрегат. Отступая от угрозы, Fraternité преследовали далеко в Атлантике, прежде чем она смогла уйти от неопознанного преследователя. На обратном пути де Галле обнаружил, что ветер дует против него, и потребовалось восемь дней, чтобы вернуть Мизен-Хед. [25]

Фиби нашла Колпойса только 19 декабря глубоко в Бискайском заливе . На следующий день он заметил задержавшуюся французскую эскадру под командованием Вильнева и бросился в погоню, но Вильнев смог обогнать преследование Колпойса во время шторма, достигнув Лорьяна раньше британцев, чьи корабли были сильно повреждены штормом. Не имея возможности продолжать работу, Колпойс был вынужден отступить в Спитхед для ремонта. [26] Реакция флота Ла-Манша под командованием лорда Бридпорта была столь же неэффективной. Новости об отбытии французов из Бреста не дошли до Плимута , самого западного из портов британского флота, до 20 декабря. Многие корабли Бридпорта, базировавшиеся в Спитхеде, не были готовы к выходу в море, и прошло несколько дней, прежде чем достаточное количество судов было укомплектовано и оборудовано для службы. Приказ покинуть порт был отдан 25 декабря, но флот почти сразу же погрузился в хаос, когда большой второразрядный HMS Prince вышел из-под контроля и столкнулся с 80-пушечным HMS Sans Pareil . Почти в то же время сильный ветер врезался в другой второсортный HMS Formidable в 100-пушечный первоклассный HMS Ville de Paris, а 98-пушечный HMS Atlas приземлился. [27] Все пять кораблей были вынуждены войти в док для капитального ремонта, что лишило Бридпорта его самых сильных судов и еще больше задержало его отход. Когда он в конце концов достиг острова Сент-Хеленс , пункта отправления из Солента , ветер дул с запада, и оставшиеся восемь кораблей остались неподвижными до 3 января. [26]

В отсутствие Морара де Галля и Оша Буве и его армейский коллега генерал Эммануэль де Груши 21 декабря отдали приказ флоту встать на якорь для подготовки к высадке на следующий день. Местные морские лоцманы , полагая, что флот принадлежит британцам, подплыли к кораблям и были схвачены, обеспечив французов проводниками к лучшим местам высадки. [24] Ночью 21 декабря погода внезапно и значительно ухудшилась: атлантические штормы принесли метели, которые скрыли береговую линию и вынудили флот встать на якорь или рискнуть потерпеть крушение. Они оставались в заливе четыре дня в самую холодную зиму, зарегистрированную с 1708 года. [28] Неопытные французские моряки, не имея зимней одежды, не могли управлять своими кораблями. На берегу местные силы ополчения были сформированы местным землевладельцем Ричардом Уайтом и заняли позиции в ожидании высадки французов. [29] 24 декабря ветер утих, и среди старших офицеров экспедиции был созван военный совет. Вместе они решили высадиться, несмотря на погоду, определив ближайший ручей как самую безопасную точку и отдав приказ начать операцию с первыми лучами солнца 25 декабря. [30] Ночью погода снова ухудшилась, и к утру волны стали настолько сильными, что разбились о носы многих кораблей. Якоря вытащили, и несколько судов было выброшено прямо из залива в Атлантику, не имея возможности вернуться против ветра. Во время шторма самый большой линейный корабль « Индомптабл » столкнулся с фрегатом «Резолю» , и оба получили серьезные повреждения. [30] HMS Monarch , флагман вице-адмирала сэра Джорджа Эльфинстона , возвращавшийся после успешного вторжения в Капскую колонию , был побит штормом и прошел сквозь французский флот, не осознавая опасности, стоя на якоре в выведенном из строя состоянии в Крухейвене . [29]

Крах экспедиции

[ редактировать ]
Якорь французской экспедиции 1796 года, обнаруженный у северо-востока острова Уидди, залив Бэнтри, 1981 год.

Еще четыре дня корабли Буве терпели сильные ветры, и ни один из них не мог приблизиться к берегу без серьезного риска быть уничтоженным на скалистом берегу. Потеряв якоря из-за разрыва тросов, многие корабли были вынуждены бежать по ветру и разбежаться в западные подходы. [30] Другие были уничтожены: американский корабль « Эллис» , проходивший 29 декабря недалеко от Крухейвена , столкнулся с валяющимся в волнах судном, обезглавленным и с усыпанной телами палубой. Американский капитан Харви сообщил, что он подошел к кораблю, но не смог ему помочь из-за шторма, и на его глазах корабль был выброшен на берег и разрушен. Это был 44-пушечный фрегат « Импатиент» , из которого из 550 членов экипажа и пассажиров в живых осталось только семь человек. [31] Харви также рассказал, что встретил «Революцию» и фрегат «Сцевола» . Капитан Пьер Думануар ле Пелли вывозил команду и пассажиров с корабля «Сцевола» , прежде чем он затонул, поскольку из-за плохой погоды 40-пушечный фрегат «Рази» затонул . [32] «Эллис» был не единственным кораблем, открывшим «Революцию» ; Долго задерживавшееся Братство встретило корабли и наблюдало за разрушением « Сцеволы» , которая сгорела после того, как ее бросили. [25]

Буве был отброшен к берегу на своем флагманском корабле «Бессмертный» во время шторма, и когда 29 декабря ветер утих, он решил отказаться от операции. Подав сигнал кораблям, находившимся в пределах видимости, он приказал оставшейся эскадре плыть на юго-восток в сторону Бреста. Некоторые корабли не получили сообщение и продолжили путь ко второму месту встречи у реки Шеннон , но их было мало и они были разбросаны, а из-за продолжающихся штормов высадка была невозможна. Поскольку продовольствие было на исходе, эти корабли также развернулись и направились в Брест, поскольку погода снова ухудшилась. [28] Когда их экспедиционный корпус отплыл домой, Морар де Галлес и Хош 30 декабря прибыли в залив Бантри, обнаружив, что флот ушел. Поскольку их собственные запасы были почти исчерпаны, Fraternité и Révolution также были вынуждены вернуться во Францию. Британский ответ на попытку вторжения по-прежнему был неадекватным: Колпойс прибыл в Спитхед 31 декабря, и только шесть его кораблей все еще находились в строю. [26] Лишь несколько кораблей, базирующихся в Корке под командованием контр-адмирала Роберта Кингсмилла , в основном HMS Polyphemus под командованием капитана Джорджа Ламсдейна и эскадра фрегатов, помешали французскому флоту: Полифем захватил транспорт «Жюстин» 30 декабря, а HMS Jason захватил транспорт «Сюффрен» вскоре после этого . , хотя позже она была отбита французским фрегатом «Тарту» . [33]

Отступление

[ редактировать ]

Первые французские корабли, вернувшиеся в Брест, прибыли 1 января, в том числе флагман Буве Immortalité в сопровождении Indomptable , Redoutable , Patriote , Mucius , Fougueux и нескольких кораблей меньшего размера. Они избегали любого контакта с британскими военными кораблями и смогли развивать хорошую скорость в период относительно спокойной погоды. В последующие дни французские корабли, собравшиеся у «Шеннона», хромали домой, все они были серьезно повреждены из-за все более бурного моря и сильного ветра. [34] Несколько кораблей вообще не вернулись во Францию, в том числе фрегат Surveillante , затопленный в заливе Бантри 2 января; многие из находившихся на борту, в том числе генерал Жюльен Мерме и 600 кавалеристов, были спасены лодками оставшегося французского флота, в то время как другие выбрались на берег и стали военнопленными . [35] [36] 5 января Полифем обогнал и захватил фрегат «Тарту » с 44 орудиями и 625 людьми (включая войска). [37] после четырех часов прерывистого боя. Позже Королевский флот принял его на вооружение как HMS Uranie . Полифем захватил и другой транспорт, но из-за плохой погоды и наступления ночи он не овладел им. Капитан Ламсдейн с «Полифема» сообщил, что транспорт дал течь и подает сигналы бедствия, но не смог помочь. Он подумал, что весьма вероятно, что она затонула. [37] Возможно, это был транспорт Fille-Unique , затонувший в Бискайском заливе 6 января, хотя судьба 300 солдат на борту неизвестна. [35]

7 января британские фрегаты HMS Unicorn под командованием капитана сэра Томаса Уильямса , HMS Doris под командованием капитана Чарльза Джонса и HMS Druid под командованием капитана Ричарда Кинга захватили транспорт «Виль де Лорьян» , сопровождавший приз обратно в Корк. На следующий день Юникорн и Дорис столкнулись с частью отряда, пытавшегося высадиться на «Шенноне». Будучи в меньшинстве, фрегаты отступили на запад и столкнулись с потрепанными Революцией и Братством , которые отступили перед ними. [25] Это помешало Морару де Галлю и Гошу с опозданием присоединиться к их эскадре и увело их с обратного пути во Францию. Когда Юникорн и Дорис снова появились на следующее утро, они действовали в качестве разведчиков флота Бридпорта, который наконец покинул порт в начале нового года и ночью столкнулся с фрегатами. Спасаясь от преследования в тумане, «Революция» и «Фратерните» направились прямо во Францию ​​и 13 января прибыли в Рошфор. [34]

Большинство оставшихся французских кораблей достигли Бреста 11 января, в том числе «Конституция» , «Траян» , «Плутон» , «Ваттиньи» и «Пегас» , последний буксировал лишенный мачты «Резолю» . 13 января большая часть оставшихся вернулась, в том числе Нестор , Турвиль , Эоль и Кассар с сопровождающими их фрегатами, а фрегат « Бравур» прибыл в Лорьян один. [34] Потери продолжались, когда французы приблизились к Бресту: разоруженный «Сюффрен» был отбит HMS Daedalus у Ушанта и сожжен 8 января, а «Аталанте» был отброшен и захвачен HMS Phoebe 10 января. 12 января складское судно «Аллегре» было захвачено бригом HMS Spitfire . [33]

Права человека

[ редактировать ]

К 13 января весь французский флот был подсчитан, за исключением небольшого брига «Мьютин» , который был отнесен ветром до Санта-Крус и был захвачен там в июле. [33] и 74-пушечный «Права человека» . «Право человека» было среди кораблей Буве в заливе Бантри, а затем среди тех, которые направились к «Шеннон», но когда флот распался, он отделился. [28] Поскольку продовольствие было на исходе, а высадка по-прежнему невозможна, капитан Жан-Батист Раймон де Лакросс решил вернуться во Францию ​​​​самостоятельно. Прогресс был медленным, поскольку «Права человека» были перегружены 1300 людьми, в том числе 800 солдатами под командованием генерала Жана Умбера . Ее задержали еще больше, когда она встретила и захватила небольшого британского капера по имени Камберленд . [38] В результате Ла Кросс добрался до Ушана только к 13 января, где столкнулся с тем же туманом, который позволил Революции и Братству достичь безопасного места. [39]

Битва между французским военным кораблем «Право человека» и фрегатами HMS Amazon и Indefatigable, 13 и 14 января 1797 года , Леопольд Ле Гуэн.

В 13:00 из мрака на востоке появились два корабля, и Лакросс отвернулся, чтобы не рисковать своими пассажирами в бессмысленном бою. Корабли упорствовали, и вскоре выяснилось, что это фрегаты «Неутомимый» под командованием капитана сэра Эдварда Пелью и «Амазонка» под командованием капитана Роберта Картью Рейнольдса , которые приняли припасы в Фалмуте, а затем вернулись на свою станцию ​​​​у Бреста. [39] Когда «Право человека» повернуло на юго-запад, ветер снова усилился, и море стало неспокойным, что не позволило Лакроссу открыть орудийные порты на своей нижней палубе без серьезного риска затопления и поломки стеньг, что снизило устойчивость его корабля. [40] Понимая трудности своего противника, Пелью приблизился к более крупному кораблю и начал шквальный огонь. В 18:45 «Амазонка» подошла в пределах досягаемости, и фрегаты объединились, чтобы неоднократно обстрелять французский корабль. Бой продолжался всю ночь, прерываясь короткими перерывами, во время которых более мобильные британские корабли ремонтировали свои боевые повреждения вне досягаемости орудий Лакросса. [41]

14 января в 04:20 наблюдатели на всех трех кораблях заметили волны, набегающие сразу на восток. Отчаявшись спастись от сильного прибоя, «Неутомимый» повернул на север, а «Амазонка» повернула на юг, в то время как потрепанный «Право человека» не смог совершить никакого маневра и выехал прямо на песчаную косу недалеко от города Плозевет , сила волн перекатила его на него. сторона. [42] «Амазонка» тоже потерпела крушение, хотя и находилась в более защищенном месте, что позволяло фрегату оставаться в вертикальном положении. Единственным уцелевшим кораблем был Indefatigable , который смог обойти скалы Пенмарка и выйти на открытую воду. [43] Пока Рейнольдс создавал плоты, чтобы безопасно доставить своих людей на берег, французские офицеры на «Правах человека» не смогли спустить на воду свои лодки, их незащищенное положение в сильном прибое свело на нет все попытки добраться до берега и утопило сотни людей. Потери на борту затонувшего корабля росли по мере того, как шторм продолжался, проломив корму корабля и затопив внутреннюю часть. [44] Утром 15 января группа заключенных из Камберленда достигла берега на небольшой лодке, но последующие попытки не увенчались успехом, и только 17 января море успокоилось настолько, что небольшое военное судно Arrogante смогло приблизиться к месту крушения и вывезти оставшихся 290 выживших. [45]

Последствия

[ редактировать ]

Попытка французов вторгнуться в Ирландию закончилась полным провалом. За исключением горстки военнопленных, ни один французский солдат не смог успешно высадиться в Ирландии, несмотря на то, что некоторые корабли оставались у побережья почти две недели. Двенадцать кораблей были потеряны и утонули более двух тысяч солдат и матросов. [33] Вторжение было прекращено, Гош и его оставшиеся люди были возвращены в армию для службы в Германии, а через девять месяцев генерал умер естественной смертью. [46] Французский флот, хотя и критиковали за неспособность высадить экспедиционный корпус, также хвалили за то, что он успешно достиг Ирландии и вернулся, не встретив основные силы британского флота. Это достижение стимулировало дальнейшие попытки вторжения, включая высадку в Фишгарде в Уэльсе в феврале 1797 года ( Битва при Фишгарде ) и второе вторжение в Ирландию в середине 1798 года. [47]

В Великобритании реакция Королевского флота на французскую кампанию подверглась резкой критике; оба флота, назначенные для перехвата флота вторжения, потерпели неудачу, единственные потери, нанесенные французам, были причинены небольшой эскадрой Корка или независимыми фрегатами Пелью. [48] За службу на берегу Уайт был награжден титулом барона Бэнтри . [29] На море Колпойса сменил командующий блокадой Бреста контр-адмирал сэр Роджер Кертис , а в феврале и марте были проведены обширные развертывания в Бискайском заливе, чтобы предотвратить любые дальнейшие французские операции. [49] Кроме того, подкрепления были также отправлены во флот у Кадиса под командованием вице-адмирала сэра Джона Джервиса , который выиграл битву у мыса Сент-Винсент 14 февраля. Эти расширенные развертывания были непопулярны среди регулярных моряков, и в апреле мятеж в Спитхеде вспыхнул , парализовавший флот Ла-Манша . Французы, все еще оправлявшиеся от потерь в зимней кампании, не смогли ответить. [50]

В Ирландии неудача французского экспедиционного корпуса стала источником большого разочарования: Вулф Тон, находившийся на борту «Индомптабл» на протяжении всего путешествия, сообщил, что чувствовал, что мог коснуться любой стороны залива обеими руками. [51] Отложив восстание, Тоне продолжил мобилизовать поддержку в Европе, собрав в Нидерландах флот для попытки вторжения, закончившейся разрушениями в битве при Кампердауне . [52] В мае 1798 года британские репрессии арестовали лидеров Объединённых ирландцев в Ирландии и спровоцировали ирландское восстание . К тому времени, когда французам удалось собрать небольшие силы и достичь Ирландии в августе, восстание было почти закончено, и неадекватная французская армия во главе с Жаном Умбертом сдалась в сентябре в битве при Баллинамуке . [53] Последующая попытка вторжения в следующем месяце также закончилась неудачей, когда эскадра вторжения была перехвачена и разбита в битве при острове Тори . [54] Вулф Тон был схвачен во время боя у острова Тори и покончил жизнь самоубийством в тюрьме. Его смерть в сочетании с военным поражением и репрессиями против ирландских повстанцев положила конец как Обществу объединенных ирландцев, так и планам французского вторжения. [55]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Источники различаются в зависимости от точного количества французских войск, которые в конечном итоге участвовали в кампании. Пакенхем дает 12 000, [56] Клоуз , Джеймс , Вудман и Хендерсон предполагают 18 000 (хотя Джеймс приводит оценки от 16 200 до 25 000), [3] [9] [11] [57] тогда как Риган и Коум указывают примерно 20 000, [10] хотя Come отмечает, что они были низкого качества. [15]
  1. ^ Пакенхэм, с. 27
  2. ^ Брукс, с. 605
  3. ^ Jump up to: а б с Вудман, с. 83
  4. ^ Эллиотт, Марианна (2004). «Тон, (Теобальд) Вульф» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/27532 . Проверено 28 марта 2009 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  5. ^ Дэвид А. Уилсон, Объединенные ирландцы, США: радикалы-иммигранты в ранней республике, Cornell University Press, 1998. (гл. 7–8, в частности стр. 171–176)
  6. ^ Приходите, с. 177
  7. ^ Риган, с. 87
  8. ^ Jump up to: а б Приходите, стр. 181
  9. ^ Jump up to: а б Хендерсон, с. 20
  10. ^ Jump up to: а б Риган, с. 88
  11. ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 5
  12. ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 3
  13. ^ Jump up to: а б с Приходите, стр. 184
  14. ^ Клоуз, с. 298
  15. ^ Jump up to: а б Приходите, стр. 185.
  16. ^ Jump up to: а б Хендерсон, с. 21
  17. ^ Лотон, Дж. К. (2004). «Колпойс, сэр Джон» . В Уэрхэме, Том (ред.). Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/5985 . Проверено 1 апреля 2009 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  18. ^ Клоуз, с. 299
  19. ^ Вудман, с. 84
  20. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 300
  21. ^ Грокотт, с. 40
  22. ^ Джеймс, с. 6
  23. ^ Вудман, с. 85
  24. ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 7
  25. ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 9
  26. ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 21
  27. ^ Грокотт, с. 44
  28. ^ Jump up to: а б с Хендерсон, с. 22
  29. ^ Jump up to: а б с Ллойд, с. 17
  30. ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 8
  31. ^ Грокотт, с. 42
  32. ^ Грокотт, с. 43
  33. ^ Jump up to: а б с д Клоуз, с. 304
  34. ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 10
  35. ^ Jump up to: а б Грокотт, с. 45
  36. ^ Брин и Форсайт, стр.42.
  37. ^ Jump up to: а б «№13969» . Лондонская газета . 7 января 1797 г. с. 22.
  38. ^ Вудман, с. 86
  39. ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 11
  40. ^ Гардинер, с. 159
  41. ^ Вудман, с. 88
  42. ^ Джеймс, с. 18
  43. ^ Джеймс, с. 16
  44. ^ Джеймс, с. 19
  45. ^ Пипон в Трейси, с. 170
  46. ^ Чендлер, с. 199
  47. ^ Приходите, с. 186
  48. ^ Джеймс, с. 22
  49. ^ Джеймс, с. 23
  50. ^ Клоуз, с. 305
  51. ^ Пакенхэм, с. 18
  52. ^ Ирландия, с. 147
  53. ^ Смит, с. 141
  54. ^ Гардинер, с. 114
  55. ^ Брукс, с. 626
  56. ^ Пакенхэм, с. 23
  57. ^ Клоуз, с. 297

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Предшественник
Битва при Арколе
Французская революция: Революционные кампании
Французская экспедиция в Ирландию (1796 г.)
Преемник
Действия от 13 января 1797 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd2f2a490200ef70dd30345f20568b63__1721998560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/63/fd2f2a490200ef70dd30345f20568b63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French expedition to Ireland (1796) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)