Jump to content

Отступление Корнуоллиса

Отступление Корнуоллиса
Часть военно-морских операций во время войны Первой коалиции

Cornwallis's Retreat, June 17, 1795 , Thomas Luny
Дата 16–17 июня 1795 г.
Расположение
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания Франция
Командиры и лидеры
Уильям Корнуоллис Вилларе де Жуайез
Сила
5 линейных кораблей
2 фрегата ( ООБ )
12 линейных кораблей
11 фрегатов ( ООБ )
Жертвы и потери
12 раненых 29 убитых и раненых

Отступление Корнуоллиса — военно-морское сражение во время Войн за независимость Франции , в ходе которого эскадра британского Королевского флота из пяти линейных кораблей и двух фрегатов была атакована гораздо более крупным флотом ВМС Франции , состоящим из 12 линейных кораблей и 11 фрегатов. Действие происходило в водах у западного побережья Бретани 16–17 июня 1795 года (28–29 прериаля III французского республиканского календаря ).

Британская военно-морская эскадра под командованием вице-адмирала Уильяма Корнуоллиса начала действовать у Бретани 7 июня; на следующей неделе он атаковал французский торговый конвой и захватил несколько кораблей. В ответ вице-адмирал Вилларе де Жуайез вывел основной французский флот из порта, чтобы атаковать британцев, которые были замечены 16 июня. Имея численное превосходство, Корнуоллис отвернулся от французов и попытался уйти в открытую воду, преследуемый французским флотом. После целого дня погони британская эскадра потеряла скорость из-за плохо загруженных трюмов на двух своих кораблях, и утром 17 июня французский авангард подошел к цели. Не желая покидать свой арьергард, Корнуоллис контратаковал остальной частью своей эскадрильи. Разгорелся ожесточенный бой, кульминацией которого стало то, что Корнуоллис поставил свой флагман HMS Royal Sovereign между британскими и французскими войсками.

Решительное сопротивление Корнуоллиса и сигналы его эскадры группе неизвестных кораблей, замеченных вдалеке, заставили Вилларета де Жуайеза поверить в основного флота Британского Ла-Манша приближение . Поэтому Вилларе вечером 17 июня прервал бой и приказал своим кораблям отойти. Это позволило Корнуоллису сбежать; он вернулся в порт Плимута со своей потрепанной, но целой эскадрой. Вилларе отошел на якорную стоянку у Бель-Иля , недалеко от военно-морской базы в Бресте . Французский флот был обнаружен там основным британским флотом Ла-Манша 22 июня и потерпел поражение в последовавшей битве при Гроа , потеряв три линейных корабля. Современники критиковали Вилларе за то, что он не смог оказать давление на силы Корнуоллиса, в то время как британского адмирала хвалили и награждали за его неповиновение перед лицом подавляющего численного превосходства французов. С тех пор британские историки считают это сражение одним из самых влиятельных примеров «объединенного мужества и хладнокровия, которые можно найти в [британской] военно-морской истории». [ 1 ]

К концу весны 1795 года Великобритания и Франция находились в состоянии войны более двух лет, при этом Британского королевского флота под флот Ла-Маншем , известный в то время как «Западная эскадра», оказывал превосходство в кампании за господство в заливе Ла-Манш. Бискайя и западные подходы . [ 2 ] Британцы, возглавляемые сначала лордом Хоу , а затем лордом Бридпортом, отплывая со своих баз в Плимуте , Портсмуте и Торбее , поддерживали эффективную дистанционную блокаду французских военно-морских баз в Атлантике, особенно большой гавани Бреста в Бретани . [ 3 ] Хотя французские эскадры иногда могли выйти в море без перехвата, основной французский флот за предыдущие два года потерпел ряд неудач, особенно в битве Славного Первого июня 1794 года, в которой флот потерял семь линейных кораблей. а затем во время Круазьер-дю-Гранд-Ивер зимой 1794–1795 годов, когда пять линейных кораблей потерпели крушение во время вылазки в Бискайский залив в разгар зимнего шторма в Атлантике. сезон. [ 2 ]

На устранение повреждений, полученных французским Трансатлантическим флотом во время зимней операции, ушли месяцы, и он не был в состоянии снова выйти в море до июня 1795 года, хотя за это время несколько эскадрилий вышли в море. Одна такая эскадра состояла из трех линейных кораблей и нескольких фрегатов под командованием контр-амирала Жана Гаспара Ванса, отправленных в Бордо для сопровождения торгового конвоя вдоль побережья до Бреста. [ 4 ] Британский флот Ла-Манша в феврале ненадолго вышел из Торбея в ответ на Croisière du Grand Hiver и впоследствии удалился в Спитхед , откуда 30 мая была отправлена ​​эскадра из пяти линейных кораблей и двух фрегатов для патрулирования подходов к Бресту и наблюдать за французским флотом. В состав сил входили 100-пушечный линейный корабль HMS Royal Sovereign , 74-пушечные линейные корабли HMS Mars , HMS Triumph , HMS Brunswick и HMS Bellerophon , фрегаты HMS Phaeton и HMS Pallas и небольшой бриг. - шлюп HMS Kingfisher под общим командованием вице-адмирала Уильяма Корнуоллиса в составе Royal Sovereign . [ 5 ] Корнуоллис был очень опытным военно-морским офицером, который служил на флоте с 1755 года и участвовал в Семилетней войне и войне за независимость США , включая значительные морские победы над французами в битве при Киберонском заливе в 1759 году и в битве при заливе Киберон в 1759 году. Сент в 1782 году. [ 6 ]

Операции у Бель-Иля

[ редактировать ]

Корнуоллис повел свою эскадру на юго-запад, обогнув Ушант в ночь с 7 на 8 июня и двигаясь на юг вдоль побережья Бретона мимо скал Пенмарк . [ 5 ] В 10:30 того утра капитан сэр Эразм Гауэр на борту «Триумфа» подал сигнал, что видит шесть парусов на северо-востоке. Корнуоллис направил эскадру для расследования и обнаружил небольшую эскадру под командованием Вэнса, командующую большим торговым конвоем. Первоначально Венс придерживался своего курса, когда появилась эскадра Корнуоллиса, полагая, что они были французами. Когда в 12:00 он осознал свою ошибку, он приказал своим кораблям направить все силы к якорной стоянке под прикрытием укрепленного острова Бель-Иль . [ 7 ] Эскадра Венса быстро продвинулась к якорной стоянке, но Корнуоллис послал вперед свои более быстрые корабли, «Фаэтон» , «Кингфишер» и «Триумф» во главе, в то время как «Брансуик» , который был сильно нагружен, когда стоял на якоре в Спитхеде и поэтому не мог плавно плыть, упал далеко позади. [ 5 ] Ведущие британские корабли смогли обстрелять силы Вэнса на расстоянии и атаковали преследующие их торговые суда и их фрегаты эскорта, вынудив французский фрегат покинуть торговое судно, которое он держал на буксире, но не смогли заставить Вэнса действовать без поддержки. из более медленных судов эскадры Корнуоллиса. [ 8 ] В результате все французские военные корабли и все торговые суда, кроме восьми, благополучно стояли на якоре в Бель-Иль. «Триумф» и «Фаэтон» двинулись на стоящих на якоре кораблях, но попали под шквальный огонь батарей на острове и обнаружили, что вода слишком мелкая, а проход слишком неопределенный, чтобы рисковать своими кораблями. Фаэтон потерял одного человека убитым и семь ранеными, прежде чем Корнуоллис прекратил атаку. [ 9 ]

Взяв свои восемь призов с вином и бренди, Корнуоллис удалился на защищенную якорную стоянку на Пале-роуд, недалеко от Бель-Иля, где эскадра оставалась до 9 июня. Вечером Корнуоллис воспользовался свежим бризом, чтобы направить свои корабли в Бискайский залив и вокруг мыса Ушант, достигнув островов Силли 11 июня и отправив «Кингфишер» обратно в Спитхед с французскими призами и двумя захваченными американскими торговыми судами. во французских водах. [ 9 ] Затем Корнуоллис приказал эскадре повернуть обратно к блокаде Бреста в надежде встретиться с Венсом при более благоприятных обстоятельствах. В Брест пришли сообщения с предупреждением о том, что Ванс и конвой «блокированы» на Бель-Иле, и французскому командующему было приказано спасти его. Фактически, как отмечали ряд офицеров французского флота, в том числе вице-мирал Кергелен , якорная стоянка в Бель-Иле никогда не могла быть эффективно блокирована, поскольку она была слишком открыта, чтобы заблокировать все потенциальные подходы, и слишком близка к главному порту Франции. Лорьян , и поэтому спасение было ненужным. [ 10 ] Этот совет был проигнорирован, и 12 июня вице-амирал Вилларе де Жуайез отплыл из Бреста с кораблями, стоявшими на якоре на Брестских рейдах, готовыми к выходу в море. Флот Вилларе состоял из девяти линейных кораблей, девяти фрегатов (в том числе двух линейных кораблей, сравнявшихся с 50-пушечными фрегатами) и четырёх корветов . [ 8 ]

15 июня французский флот столкнулся с эскадрой Ванса, отплывающей у острова Гроа недалеко от Лорьяна , и они оба присоединились, причем Ванс благополучно отправил остаток своего конвоя в Брест, пока Вилларе находился в пути . Повернув на север обратно в сторону Бреста, французский флот находился у мыса Пенмарк в 10:30 16 июня при ветре северо-западного направления, когда на северо-западе были замечены паруса. [ 10 ] Этими силами была эскадра Корнуоллиса, возвращавшаяся в Бель-Иль в поисках Ванса. Заметив своего численно уступающего противника с наветренной стороны, Вилларе немедленно приказал своему флоту наступать на британские войска, в то время как Корнуоллис, ожидая торгового конвоя Венса и не сразу осознав опасность, в которой находилась его эскадра, послал Фаэтона исследовать паруса на горизонте. [ 11 ]

Отступление

[ редактировать ]
Отступление адмирала Корнуоллиса от французского флота , 1802 год, Национальный морской музей.

Капитан Роберт Стопфорд на Фаэтоне подал сигнал Корнуоллису, что французский флот состоит из 30 кораблей, но не вернулся, чтобы присоединиться к Корнуоллису, в результате чего британский адмирал неправильно понял сигнал, означающий, что французские корабли, хотя и более многочисленны, чем его собственные, имеют меньшую силу. . Из-за этого заблуждения Корнуоллис, который мог видеть только паруса корабля, а не его корпус, приказал своей эскадре наступать на французский флот. [ 11 ] Впоследствии Стопфорд сообщил точный состав флота Вилларе в 11:00, и Корнуоллис, осознав свою ошибку, отдал срочный приказ своей эскадре отойти на юго-запад, повернув правый борт, пытаясь уйти от преследования, а Брансуик возглавлял линию, за которой следовал Королевский Соверен , Беллерофонт , Триумф и Марс . [ 12 ] Фаэтон был отправлен на разведку вперед, а Палладе было приказано составить компанию Royal Sovereign , чтобы передавать сигналы Корнуоллиса остальной части эскадрильи. [ 13 ] Вилларе немедленно приказал своему флоту преследовать его, и французы последовали за британцами на юго-запад, в Атлантику, воспользовавшись усиливающимся ветром. [ 7 ]

В 14:00 Вилларе разделил свои силы: одна дивизия двинулась на север, чтобы воспользоваться ветерком, дующим с суши, а другая сохранила проход на юг. Корнуоллис повернул свою эскадру в 06:00 и 17:00, но план Вилларе де Жуайеза сработал хорошо, и изменение ветра в 18:00 позволило северной эскадре выветриться, а южной отстояться, британская эскадра теперь лежала прямо между их примерно в 9 морских милях (17 км) от любой французской дивизии. [ 14 ] Ночью погоня продолжалась в Атлантике, британская эскадра изо всех сил пыталась сохранить строй из-за низкой скорости двух ее членов: « уже были отмечены недостатки в мореплавании «Брансуика», но стало ясно, что Беллерофонт» страдает так же. Стремясь уменьшить вес кораблей и тем самым увеличить их скорость и позволить им идти в ногу с остальной частью эскадры, капитаны лорд Чарльз Фицджеральд и лорд Крэнстоун приказали взять на борт якоря, лодки, большую часть продовольствия и пресной воды. быть выброшенным за борт: «Беллерофон» плыл так медленно, что Кранстоун даже приказал сбросить за борт четыре карронады большим количеством снарядов. [ 14 ]

Ночью Вилларе еще больше разделил свои силы, создав наветренную дивизию из трех линейных кораблей и пяти фрегатов, центральную дивизию из пяти линейных кораблей и четырех фрегатов и подветренную дивизию из четырех линейных кораблей, пяти фрегатов и три судна меньшего размера. [ 12 ] Из этих сил метеорологическая дивизия была ближе всего к эскадре Корнуоллиса, и в 09:00 ведущий французский корабль «Зеле» начал обстреливать британский арьергардный корабль « Марс» под командованием капитана сэра Чарльза Коттона . Коттон открыл ответный огонь из своих охотников за кормой , но не смог помешать 40-пушечному фрегату «Виржини» приблизиться к левому отсеку его корабля и произвести неоднократные бортовые залпы по Марсу . Остальные французские фрегаты стояли с наветренной стороны от британских войск, не приближаясь к ним на расстояние досягаемости. [ 7 ] Обеспокоенный тем, что «Беллерофонт» , который был близок к развивающимся действиям, может потерять парус, потерю, которую Крэнстоун не сможет восполнить, Корнуоллис приказал «Триумфу» и «Ройял Соверен» отступить и позволить «Беллерофону» присоединиться к Брансуику в авангарде. [ 15 ]

Первый этап: две эскадрильи сражаются друг с другом.
Второй этап: французы атакуют HMS Mars.
Последний этап: отход французской эскадры.

После реорганизации вся британская эскадра теперь находилась в пределах досягаемости ведущих французских кораблей, и все они вели огонь по наступающей линии Вилларе. Чтобы облегчить размещение большего количества орудий в корме кораблей, британские капитаны приказали своим людям проделать дыры в кормовых досках: их было прорезано так много, что нескольким кораблям потребовался капитальный ремонт после боя, и особенно у «Триумфа» было много отверстий. ее корма либо порезана, либо отстрелена. [ 16 ] В 13:30 британский огонь добился определенного успеха, когда Зеле отступил с поврежденным такелажем, что позволило второму французскому кораблю занять позицию во главе линии. Этот корабль, который в течение получаса вел дальний огонь по британским силам, открыл сильный огонь по Марсу, как и ряд следующих за ним французских кораблей в последующие часы, включая «Права человека» , «Грозный» и «Тигре» . [ 17 ] В результате этой комбинированной атаки Марс серьезно повредил такелаж и паруса, в результате чего корабль замедлился. Судно Коттона теперь, казалось, подвергалось серьезному риску попасть в гущу французского флота и быть разбитым, в то время как «Триумф» капитана Гауэра также был серьезно поврежден французским выстрелом. [ 15 ] [ 18 ] Видя опасность, в которой находился его арьергард, Корнуоллис предпринял решительные действия, приказав Коттону отвернуться от французов и повернув Royal Soverein на юг, он повел «Триумф» на помощь Марсу , приблизившись к нему и нанеся серию бортовых залпов по ведущим французским кораблям. от его мощного первого курса. [ 12 ] Обстрел Royal Sovereign заставил четыре французских корабля, приближавшихся к Марсу , отступить, и постепенно весь французский флот отступил, дальняя стрельба продолжалась до 18:10, когда французы вышли из зоны досягаемости, хотя они продолжали преследовать потрепанные и ослабленная британская эскадра. [ 6 ] [Примечание А]

В 18:40 внезапно и без видимой причины Вилларе приказал своим кораблям удержать ветер и повернуть обратно на восток, прервав контакт. К тому времени, когда несколько часов спустя солнце село, французы почти исчезли за восточным горизонтом, а британцы продолжили движение на запад. [ 19 ] Хотя приказ о прекращении боевых действий впоследствии вызвал много споров, причиной отступления Вилларе на самом деле стали действия фрегата « Фаэтон» , который Корнуоллис послал впереди эскадры в качестве разведчика рано утром 17 июня. Пройдя на несколько миль впереди британской эскадры, Стопфорд подал сигнал о том, что на северо-западе есть неизвестные паруса, после чего последовали сигналы, указывающие на наличие четырех кораблей, а затем один для полного флота, что было подчеркнуто выстрелом из двух пушек. Стопфорд позаботился о том, чтобы французские корабли могли видеть и читать его сигналы, которые содержали код, который, как известно, французы взломали, и Вилларе хорошо знал, что единственным французским флотом в этих водах был тот, который он возглавлял. Поэтому он предположил, что Фаэтон мог видеть за северным горизонтом Флот Ла-Манша, силу, значительно более мощную, чем его собственная. [ 20 ] Стопфорд усугубил уловку в 15:00, подав ряд бессмысленных сигналов несуществующему флоту, прежде чем уведомить Корнуоллис в 16:30, снова на виду, что флот состоит из линейных кораблей союзников. Он завершил операцию, подняв голландский флаг и дав сигнал несуществующему флоту присоединиться к Корнуоллису. Неясно, в какой степени Вилларе был вовлечен в эту шараду: французский флот продолжал атаку без паузы, пока в 18:00 на северо-западном горизонте не появилось несколько парусов. В этот момент Фаэтон собрался вернуться в Корнуоллис, и Вилларе, теперь убежденный, что незнакомцы, которые на самом деле представляли собой небольшой конвой торговых судов, были авангардом флота Ла-Манша, отказался от погони. [ 21 ]

Последствия

[ редактировать ]
«Такое отступление... отражает столько же чести к способностям человека, который его провел, как и достижение самой блестящей победы».
Военно-морская хроника , Том. VII, стр. 20–25. [ 22 ]

Когда французский флот скрылся из виду, Корнуоллис приказал своей эскадре двигаться на север, против северо-восточного ветра, и вернуться через Ла-Манш в Плимут для ремонта. Фаэтон был отправлен вперед с депешами, призванными предупредить лорда Бридпорта о том, что французский флот находится в море, и сообщить ему о безопасности Корнуоллиса. [ 23 ] Однако 12 июня Бридпорт уже отплыл с 15 линейными кораблями в качестве прикрытия второстепенных сил, призванных высадить британскую и французскую армию роялистов в заливе Киберон , а основной британский флот уже находился у Бреста, когда произошла битва между Корнуоллисом и Вильярет де Жуайез сражался. [ 24 ] Все корабли эскадры Корнуоллиса получили повреждения, особенно «Триумф» и «Марс» : «Триумфу» пришлось провести капитальный ремонт кормы, которая была сильно повреждена во время боя. Историк Эдвард Пелхэм Брентон считает, что это действие повлияло на Роберта Сеппингса в его будущих проектах линейных кораблей, обеспечив закругленные кормы, которые обеспечивали более широкое поле огня при преследовании военных кораблей. [ 1 ] было ранено всего 12 человек Однако потери были небольшими: на Марсе , а в остальной части эскадрильи других потерь не было. [ 19 ]

Французский флот получил лишь легкие повреждения и понес лишь легкие потери: 29 человек убитыми и ранеными. Вилларе продолжил движение флота на восток, обогнув мыс Пенмарк и войдя в залив Одьерн по пути на север в сторону Бреста, когда на этот регион обрушился жестокий 27-часовой шторм , отогнавший французский флот на юг и рассеявший его по береговой линии. В последующие дни Вилларе смог восстановить свой флот на якорной стоянке у Бель-Иля, где Ванс стоял на приколе 8 июня. [ 25 ] Когда весь флот был собран, Вилларе снова приказал ему плыть на север, чтобы вернуть Брест. Его флот первоначально отплыл из Бреста в такой спешке из-за предполагаемой опасности для эскадры Ванса, что он имел на борту провизию всего на 15 дней и теперь находился в море уже десять дней, что делало возвращение в Брест приоритетной задачей. [ 10 ] В 03:30 22 июня, когда французский флот прошел на север вдоль побережья, британский флот Ла-Манша появился на северо-западе, Бридпорт обнаружил, что французский флот отсутствует в Бресте, и бросился на юг, чтобы защитить конвой вторжения Киберона. [ 25 ]

Вилларе считал вновь прибывший британский флот значительно превосходящим его собственный и отступил перед ним, направившись к французскому побережью с намерением укрыться в защищенных прибрежных водах вокруг острова Гроа и вернуться с этой позиции в Брест. [ 26 ] Бридпорт приказал своему флоту преследовать французские войска, и погоня продолжалась со дня 22 июня до раннего утра 23 июня, когда ведущие корабли Бридпорта поймали отставших в тылу флота Вилларе у острова. В остром сражении, известном как битва при Гроа , три корабля были захвачены и атакованы, получив тяжелые повреждения и потери, прежде чем сдаться. [ 27 ] Другие были повреждены, но в 08:37, когда большая часть его флота все еще не участвовала в бою, а французы были разбросаны вдоль побережья, Бридпорт внезапно прекратил действие и приказал своим кораблям собрать свои призы и уйти в отставку - решение, которое подверглось резкой критике со стороны современников. офицеры, а затем историки. [ 28 ]

Во Франции неспособность Вилларе атаковать эскадру Корнуоллиса объяснялась рядом факторов, в том числе обвинениями в том, что капитаны французских кораблей, возглавлявших атаку, намеренно не подчинились приказам вступить в бой с британцами и что они не смогли эффективно маневрировать своими судами. . [ 20 ] Некоторые из присутствовавших французских офицеров также настаивали на том, что паруса на северо-западном горизонте действительно принадлежали флоту Бридпорта и что это был единственный фактор, побудивший их выйти из боя. [ 29 ] Вилларе возложил большую часть вины на капитана Жана Маньяка из Зеле , которого он обвинил в преждевременном выходе из боя и неподчинении приказам. Позже Маньяк предстал перед военным трибуналом и уволен из ВМС Франции. [ 30 ] В Британии битва отмечалась как одно из самых заметных событий в первые годы конфликта, и такое отношение поощрялось скромностью послания Корнуоллиса в Адмиралтейство , которое, описывая, как он столкнулся с целым французским флотом в кульминационный момент В заявлении было написано только, что французы «заявили о более яростном нападении на Марс... и обязали меня оказать ей поддержку [ sic ]». Однако впоследствии он заметил о своих людях, что

«Действительно, я когда-либо буду чувствовать впечатление, которое хорошее поведение капитанов, офицеров, моряков, морских пехотинцев и солдат эскадрильи произвело на мой разум; и это было величайшее удовольствие, которое я когда-либо получал, видеть дух, проявленный солдатами, которые, вместо того чтобы расстроиться, увидев, как тридцать кораблей врага атакуют нашу маленькую эскадру, были в самом высоком расположении духа, какое только можно себе представить. позволили мне потерять свою доблесть, я едва ли знаю, чего бы не удалось сделать таким Людям».

- Официальное депеша вице-адмирала Уильяма Корнуоллиса, напечатанное в London Gazette 23 июня 1795 г. [ 13 ]

Корнуоллис получил благодарность обеих палат парламента , но впал в немилость Адмиралтейства в октябре 1795 года из-за спора о военно-морской дисциплине и был предан военному трибуналу и осужден в 1796 году за отказ от конвоя в Вест-Индию из-за повреждения Королевского флота. Суверен и плохое здоровье. [ 6 ] поручил ему командовать флотом Ла-Манша В том же году он вышел в отставку, но в 1801 году граф Сент-Винсент , и в течение следующих пяти лет он руководил блокадой французского Атлантического флота, особенно во время Трафальгарской кампании 1805 года, когда он послал подкрепления в флот под командованием вице-адмирала лорда Нельсона в критический момент. [ 6 ] Британские историки высоко оценили поведение Корнуоллиса и его людей в неравном бою: в 1825 году Брентон писал, что отступление Корнуоллиса «справедливо считается одним из лучших проявлений объединенного мужества и хладнокровия, которые можно найти в нашей военно-морской истории». [ 1 ] в то время как в 1827 году Уильям Джеймс писал о «мастерском отступлении вице-адмирала Корнуоллиса», в котором «дух, проявленный различными ротами кораблей его маленькой эскадры, под давлением силы трехкратного превосходства, столь способной их сокрушить, как и всегда должно было воодушевлять британских моряков в присутствии врага». [ 29 ] Современный историк Роберт Гардинер поддержал это мнение, отметив в 1998 году, что «Отступление Корнуоллиса стало таким же известным, как и многие настоящие победы Королевского флота». [ 3 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^
    Примечание A: разгорелись горячие споры Вначале между историками Эдвардом Пелхэмом Брентоном и Уильямом Джеймсом о тактике Корнуоллиса в боевых действиях. Брентон утверждал в своем отчете 1825 года, что Корнуоллис построил свои корабли клином, используя Royal Sovereign в качестве стержня, наиболее близкого к французам. [ 1 ] Джеймс опроверг это в своем отчете 1827 года, описав построение Корнуоллиса как боевую линию , которую он впоследствии прорвал, чтобы оказать поддержку находящемуся в боевой готовности Марсу . Джеймс комментирует отчет Брентона и некоторые противоречивые ошибки в картах действий, составленных Чарльзом Экинсом , отмечая, что его версия событий основана на корабельных журналах. [ 23 ] В своем издании 1837 года, когда Джеймс уже давно умер, Брентон сохраняет свою версию и отвергает обвинения Джеймса в неточности саркастическим комментарием. [ 31 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Брентон, с. 230
  2. ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 16
  3. ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 46
  4. ^ Клоуз, с. 255
  5. ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 237
  6. ^ Jump up to: а б с д Корнуоллис, сэр Уильям , Оксфордский национальный биографический словарь , Эндрю Ламберт , (требуется подписка), дата обращения 15 апреля 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Брентон, с. 229
  8. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 256
  9. ^ Jump up to: а б «№13790» . Лондонская газета . 23 июня 1795 г. с. 655.
  10. ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 238
  11. ^ Jump up to: а б Трейси, с. 121
  12. ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 257
  13. ^ Jump up to: а б «№13790» . Лондонская газета . 23 июня 1795 г., стр. 655–656.
  14. ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 239
  15. ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 240
  16. ^ Клоуз, с. 258
  17. ^ Рувье, с. 207
  18. ^ Бейтс, Ян М. (2017). Чемпион квартердека: адмирал сэр Эразм Гауэр (1742–1814) . Старые книги мудреца. стр. 209–214. ISBN  9780958702126 .
  19. ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 241
  20. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 259
  21. ^ Вудман, с. 60
  22. ^ Трейси, с. 123
  23. ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 243
  24. ^ Джеймс, с. 244
  25. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 260
  26. ^ Джеймс, с. 245
  27. ^ Клоуз, с. 263
  28. ^ Вудман, с. 61
  29. ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 242
  30. ^ Рувье, с. 208
  31. ^ Брентон, с. XIX

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1a1e63f7250730ac2a70d8087c8624c__1721488620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/4c/c1a1e63f7250730ac2a70d8087c8624c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cornwallis's Retreat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)