Отступление Корнуоллиса
Отступление Корнуоллиса | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть военно-морских операций во время войны Первой коалиции | |||||||
![]() Cornwallis's Retreat, June 17, 1795 , Thomas Luny | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
5 линейных кораблей 2 фрегата ( ООБ ) |
12 линейных кораблей 11 фрегатов ( ООБ ) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
12 раненых | 29 убитых и раненых |
Отступление Корнуоллиса — военно-морское сражение во время Войн за независимость Франции , в ходе которого эскадра британского Королевского флота из пяти линейных кораблей и двух фрегатов была атакована гораздо более крупным флотом ВМС Франции , состоящим из 12 линейных кораблей и 11 фрегатов. Действие происходило в водах у западного побережья Бретани 16–17 июня 1795 года (28–29 прериаля III французского республиканского календаря ).
Британская военно-морская эскадра под командованием вице-адмирала Уильяма Корнуоллиса начала действовать у Бретани 7 июня; на следующей неделе он атаковал французский торговый конвой и захватил несколько кораблей. В ответ вице-адмирал Вилларе де Жуайез вывел основной французский флот из порта, чтобы атаковать британцев, которые были замечены 16 июня. Имея численное превосходство, Корнуоллис отвернулся от французов и попытался уйти в открытую воду, преследуемый французским флотом. После целого дня погони британская эскадра потеряла скорость из-за плохо загруженных трюмов на двух своих кораблях, и утром 17 июня французский авангард подошел к цели. Не желая покидать свой арьергард, Корнуоллис контратаковал остальной частью своей эскадрильи. Разгорелся ожесточенный бой, кульминацией которого стало то, что Корнуоллис поставил свой флагман HMS Royal Sovereign между британскими и французскими войсками.
Решительное сопротивление Корнуоллиса и сигналы его эскадры группе неизвестных кораблей, замеченных вдалеке, заставили Вилларета де Жуайеза поверить в основного флота Британского Ла-Манша приближение . Поэтому Вилларе вечером 17 июня прервал бой и приказал своим кораблям отойти. Это позволило Корнуоллису сбежать; он вернулся в порт Плимута со своей потрепанной, но целой эскадрой. Вилларе отошел на якорную стоянку у Бель-Иля , недалеко от военно-морской базы в Бресте . Французский флот был обнаружен там основным британским флотом Ла-Манша 22 июня и потерпел поражение в последовавшей битве при Гроа , потеряв три линейных корабля. Современники критиковали Вилларе за то, что он не смог оказать давление на силы Корнуоллиса, в то время как британского адмирала хвалили и награждали за его неповиновение перед лицом подавляющего численного превосходства французов. С тех пор британские историки считают это сражение одним из самых влиятельных примеров «объединенного мужества и хладнокровия, которые можно найти в [британской] военно-морской истории». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]К концу весны 1795 года Великобритания и Франция находились в состоянии войны более двух лет, при этом Британского королевского флота под флот Ла-Маншем , известный в то время как «Западная эскадра», оказывал превосходство в кампании за господство в заливе Ла-Манш. Бискайя и западные подходы . [ 2 ] Британцы, возглавляемые сначала лордом Хоу , а затем лордом Бридпортом, отплывая со своих баз в Плимуте , Портсмуте и Торбее , поддерживали эффективную дистанционную блокаду французских военно-морских баз в Атлантике, особенно большой гавани Бреста в Бретани . [ 3 ] Хотя французские эскадры иногда могли выйти в море без перехвата, основной французский флот за предыдущие два года потерпел ряд неудач, особенно в битве Славного Первого июня 1794 года, в которой флот потерял семь линейных кораблей. а затем во время Круазьер-дю-Гранд-Ивер зимой 1794–1795 годов, когда пять линейных кораблей потерпели крушение во время вылазки в Бискайский залив в разгар зимнего шторма в Атлантике. сезон. [ 2 ]
На устранение повреждений, полученных французским Трансатлантическим флотом во время зимней операции, ушли месяцы, и он не был в состоянии снова выйти в море до июня 1795 года, хотя за это время несколько эскадрилий вышли в море. Одна такая эскадра состояла из трех линейных кораблей и нескольких фрегатов под командованием контр-амирала Жана Гаспара Ванса, отправленных в Бордо для сопровождения торгового конвоя вдоль побережья до Бреста. [ 4 ] Британский флот Ла-Манша в феврале ненадолго вышел из Торбея в ответ на Croisière du Grand Hiver и впоследствии удалился в Спитхед , откуда 30 мая была отправлена эскадра из пяти линейных кораблей и двух фрегатов для патрулирования подходов к Бресту и наблюдать за французским флотом. В состав сил входили 100-пушечный линейный корабль HMS Royal Sovereign , 74-пушечные линейные корабли HMS Mars , HMS Triumph , HMS Brunswick и HMS Bellerophon , фрегаты HMS Phaeton и HMS Pallas и небольшой бриг. - шлюп HMS Kingfisher под общим командованием вице-адмирала Уильяма Корнуоллиса в составе Royal Sovereign . [ 5 ] Корнуоллис был очень опытным военно-морским офицером, который служил на флоте с 1755 года и участвовал в Семилетней войне и войне за независимость США , включая значительные морские победы над французами в битве при Киберонском заливе в 1759 году и в битве при заливе Киберон в 1759 году. Сент в 1782 году. [ 6 ]
Операции у Бель-Иля
[ редактировать ]Корнуоллис повел свою эскадру на юго-запад, обогнув Ушант в ночь с 7 на 8 июня и двигаясь на юг вдоль побережья Бретона мимо скал Пенмарк . [ 5 ] В 10:30 того утра капитан сэр Эразм Гауэр на борту «Триумфа» подал сигнал, что видит шесть парусов на северо-востоке. Корнуоллис направил эскадру для расследования и обнаружил небольшую эскадру под командованием Вэнса, командующую большим торговым конвоем. Первоначально Венс придерживался своего курса, когда появилась эскадра Корнуоллиса, полагая, что они были французами. Когда в 12:00 он осознал свою ошибку, он приказал своим кораблям направить все силы к якорной стоянке под прикрытием укрепленного острова Бель-Иль . [ 7 ] Эскадра Венса быстро продвинулась к якорной стоянке, но Корнуоллис послал вперед свои более быстрые корабли, «Фаэтон» , «Кингфишер» и «Триумф» во главе, в то время как «Брансуик» , который был сильно нагружен, когда стоял на якоре в Спитхеде и поэтому не мог плавно плыть, упал далеко позади. [ 5 ] Ведущие британские корабли смогли обстрелять силы Вэнса на расстоянии и атаковали преследующие их торговые суда и их фрегаты эскорта, вынудив французский фрегат покинуть торговое судно, которое он держал на буксире, но не смогли заставить Вэнса действовать без поддержки. из более медленных судов эскадры Корнуоллиса. [ 8 ] В результате все французские военные корабли и все торговые суда, кроме восьми, благополучно стояли на якоре в Бель-Иль. «Триумф» и «Фаэтон» двинулись на стоящих на якоре кораблях, но попали под шквальный огонь батарей на острове и обнаружили, что вода слишком мелкая, а проход слишком неопределенный, чтобы рисковать своими кораблями. Фаэтон потерял одного человека убитым и семь ранеными, прежде чем Корнуоллис прекратил атаку. [ 9 ]
Взяв свои восемь призов с вином и бренди, Корнуоллис удалился на защищенную якорную стоянку на Пале-роуд, недалеко от Бель-Иля, где эскадра оставалась до 9 июня. Вечером Корнуоллис воспользовался свежим бризом, чтобы направить свои корабли в Бискайский залив и вокруг мыса Ушант, достигнув островов Силли 11 июня и отправив «Кингфишер» обратно в Спитхед с французскими призами и двумя захваченными американскими торговыми судами. во французских водах. [ 9 ] Затем Корнуоллис приказал эскадре повернуть обратно к блокаде Бреста в надежде встретиться с Венсом при более благоприятных обстоятельствах. В Брест пришли сообщения с предупреждением о том, что Ванс и конвой «блокированы» на Бель-Иле, и французскому командующему было приказано спасти его. Фактически, как отмечали ряд офицеров французского флота, в том числе вице-мирал Кергелен , якорная стоянка в Бель-Иле никогда не могла быть эффективно блокирована, поскольку она была слишком открыта, чтобы заблокировать все потенциальные подходы, и слишком близка к главному порту Франции. Лорьян , и поэтому спасение было ненужным. [ 10 ] Этот совет был проигнорирован, и 12 июня вице-амирал Вилларе де Жуайез отплыл из Бреста с кораблями, стоявшими на якоре на Брестских рейдах, готовыми к выходу в море. Флот Вилларе состоял из девяти линейных кораблей, девяти фрегатов (в том числе двух линейных кораблей, сравнявшихся с 50-пушечными фрегатами) и четырёх корветов . [ 8 ]
15 июня французский флот столкнулся с эскадрой Ванса, отплывающей у острова Гроа недалеко от Лорьяна , и они оба присоединились, причем Ванс благополучно отправил остаток своего конвоя в Брест, пока Вилларе находился в пути . Повернув на север обратно в сторону Бреста, французский флот находился у мыса Пенмарк в 10:30 16 июня при ветре северо-западного направления, когда на северо-западе были замечены паруса. [ 10 ] Этими силами была эскадра Корнуоллиса, возвращавшаяся в Бель-Иль в поисках Ванса. Заметив своего численно уступающего противника с наветренной стороны, Вилларе немедленно приказал своему флоту наступать на британские войска, в то время как Корнуоллис, ожидая торгового конвоя Венса и не сразу осознав опасность, в которой находилась его эскадра, послал Фаэтона исследовать паруса на горизонте. [ 11 ]
Отступление
[ редактировать ]
Капитан Роберт Стопфорд на Фаэтоне подал сигнал Корнуоллису, что французский флот состоит из 30 кораблей, но не вернулся, чтобы присоединиться к Корнуоллису, в результате чего британский адмирал неправильно понял сигнал, означающий, что французские корабли, хотя и более многочисленны, чем его собственные, имеют меньшую силу. . Из-за этого заблуждения Корнуоллис, который мог видеть только паруса корабля, а не его корпус, приказал своей эскадре наступать на французский флот. [ 11 ] Впоследствии Стопфорд сообщил точный состав флота Вилларе в 11:00, и Корнуоллис, осознав свою ошибку, отдал срочный приказ своей эскадре отойти на юго-запад, повернув правый борт, пытаясь уйти от преследования, а Брансуик возглавлял линию, за которой следовал Королевский Соверен , Беллерофонт , Триумф и Марс . [ 12 ] Фаэтон был отправлен на разведку вперед, а Палладе было приказано составить компанию Royal Sovereign , чтобы передавать сигналы Корнуоллиса остальной части эскадрильи. [ 13 ] Вилларе немедленно приказал своему флоту преследовать его, и французы последовали за британцами на юго-запад, в Атлантику, воспользовавшись усиливающимся ветром. [ 7 ]
В 14:00 Вилларе разделил свои силы: одна дивизия двинулась на север, чтобы воспользоваться ветерком, дующим с суши, а другая сохранила проход на юг. Корнуоллис повернул свою эскадру в 06:00 и 17:00, но план Вилларе де Жуайеза сработал хорошо, и изменение ветра в 18:00 позволило северной эскадре выветриться, а южной отстояться, британская эскадра теперь лежала прямо между их примерно в 9 морских милях (17 км) от любой французской дивизии. [ 14 ] Ночью погоня продолжалась в Атлантике, британская эскадра изо всех сил пыталась сохранить строй из-за низкой скорости двух ее членов: « уже были отмечены недостатки в мореплавании «Брансуика», но стало ясно, что Беллерофонт» страдает так же. Стремясь уменьшить вес кораблей и тем самым увеличить их скорость и позволить им идти в ногу с остальной частью эскадры, капитаны лорд Чарльз Фицджеральд и лорд Крэнстоун приказали взять на борт якоря, лодки, большую часть продовольствия и пресной воды. быть выброшенным за борт: «Беллерофон» плыл так медленно, что Кранстоун даже приказал сбросить за борт четыре карронады большим количеством снарядов. [ 14 ]
Ночью Вилларе еще больше разделил свои силы, создав наветренную дивизию из трех линейных кораблей и пяти фрегатов, центральную дивизию из пяти линейных кораблей и четырех фрегатов и подветренную дивизию из четырех линейных кораблей, пяти фрегатов и три судна меньшего размера. [ 12 ] Из этих сил метеорологическая дивизия была ближе всего к эскадре Корнуоллиса, и в 09:00 ведущий французский корабль «Зеле» начал обстреливать британский арьергардный корабль « Марс» под командованием капитана сэра Чарльза Коттона . Коттон открыл ответный огонь из своих охотников за кормой , но не смог помешать 40-пушечному фрегату «Виржини» приблизиться к левому отсеку его корабля и произвести неоднократные бортовые залпы по Марсу . Остальные французские фрегаты стояли с наветренной стороны от британских войск, не приближаясь к ним на расстояние досягаемости. [ 7 ] Обеспокоенный тем, что «Беллерофонт» , который был близок к развивающимся действиям, может потерять парус, потерю, которую Крэнстоун не сможет восполнить, Корнуоллис приказал «Триумфу» и «Ройял Соверен» отступить и позволить «Беллерофону» присоединиться к Брансуику в авангарде. [ 15 ]


После реорганизации вся британская эскадра теперь находилась в пределах досягаемости ведущих французских кораблей, и все они вели огонь по наступающей линии Вилларе. Чтобы облегчить размещение большего количества орудий в корме кораблей, британские капитаны приказали своим людям проделать дыры в кормовых досках: их было прорезано так много, что нескольким кораблям потребовался капитальный ремонт после боя, и особенно у «Триумфа» было много отверстий. ее корма либо порезана, либо отстрелена. [ 16 ] В 13:30 британский огонь добился определенного успеха, когда Зеле отступил с поврежденным такелажем, что позволило второму французскому кораблю занять позицию во главе линии. Этот корабль, который в течение получаса вел дальний огонь по британским силам, открыл сильный огонь по Марсу, как и ряд следующих за ним французских кораблей в последующие часы, включая «Права человека» , «Грозный» и «Тигре» . [ 17 ] В результате этой комбинированной атаки Марс серьезно повредил такелаж и паруса, в результате чего корабль замедлился. Судно Коттона теперь, казалось, подвергалось серьезному риску попасть в гущу французского флота и быть разбитым, в то время как «Триумф» капитана Гауэра также был серьезно поврежден французским выстрелом. [ 15 ] [ 18 ] Видя опасность, в которой находился его арьергард, Корнуоллис предпринял решительные действия, приказав Коттону отвернуться от французов и повернув Royal Soverein на юг, он повел «Триумф» на помощь Марсу , приблизившись к нему и нанеся серию бортовых залпов по ведущим французским кораблям. от его мощного первого курса. [ 12 ] Обстрел Royal Sovereign заставил четыре французских корабля, приближавшихся к Марсу , отступить, и постепенно весь французский флот отступил, дальняя стрельба продолжалась до 18:10, когда французы вышли из зоны досягаемости, хотя они продолжали преследовать потрепанные и ослабленная британская эскадра. [ 6 ] [Примечание А]
В 18:40 внезапно и без видимой причины Вилларе приказал своим кораблям удержать ветер и повернуть обратно на восток, прервав контакт. К тому времени, когда несколько часов спустя солнце село, французы почти исчезли за восточным горизонтом, а британцы продолжили движение на запад. [ 19 ] Хотя приказ о прекращении боевых действий впоследствии вызвал много споров, причиной отступления Вилларе на самом деле стали действия фрегата « Фаэтон» , который Корнуоллис послал впереди эскадры в качестве разведчика рано утром 17 июня. Пройдя на несколько миль впереди британской эскадры, Стопфорд подал сигнал о том, что на северо-западе есть неизвестные паруса, после чего последовали сигналы, указывающие на наличие четырех кораблей, а затем один для полного флота, что было подчеркнуто выстрелом из двух пушек. Стопфорд позаботился о том, чтобы французские корабли могли видеть и читать его сигналы, которые содержали код, который, как известно, французы взломали, и Вилларе хорошо знал, что единственным французским флотом в этих водах был тот, который он возглавлял. Поэтому он предположил, что Фаэтон мог видеть за северным горизонтом Флот Ла-Манша, силу, значительно более мощную, чем его собственная. [ 20 ] Стопфорд усугубил уловку в 15:00, подав ряд бессмысленных сигналов несуществующему флоту, прежде чем уведомить Корнуоллис в 16:30, снова на виду, что флот состоит из линейных кораблей союзников. Он завершил операцию, подняв голландский флаг и дав сигнал несуществующему флоту присоединиться к Корнуоллису. Неясно, в какой степени Вилларе был вовлечен в эту шараду: французский флот продолжал атаку без паузы, пока в 18:00 на северо-западном горизонте не появилось несколько парусов. В этот момент Фаэтон собрался вернуться в Корнуоллис, и Вилларе, теперь убежденный, что незнакомцы, которые на самом деле представляли собой небольшой конвой торговых судов, были авангардом флота Ла-Манша, отказался от погони. [ 21 ]
Последствия
[ редактировать ]«Такое отступление... отражает столько же чести к способностям человека, который его провел, как и достижение самой блестящей победы». |
Военно-морская хроника , Том. VII, стр. 20–25. [ 22 ] |
Когда французский флот скрылся из виду, Корнуоллис приказал своей эскадре двигаться на север, против северо-восточного ветра, и вернуться через Ла-Манш в Плимут для ремонта. Фаэтон был отправлен вперед с депешами, призванными предупредить лорда Бридпорта о том, что французский флот находится в море, и сообщить ему о безопасности Корнуоллиса. [ 23 ] Однако 12 июня Бридпорт уже отплыл с 15 линейными кораблями в качестве прикрытия второстепенных сил, призванных высадить британскую и французскую армию роялистов в заливе Киберон , а основной британский флот уже находился у Бреста, когда произошла битва между Корнуоллисом и Вильярет де Жуайез сражался. [ 24 ] Все корабли эскадры Корнуоллиса получили повреждения, особенно «Триумф» и «Марс» : «Триумфу» пришлось провести капитальный ремонт кормы, которая была сильно повреждена во время боя. Историк Эдвард Пелхэм Брентон считает, что это действие повлияло на Роберта Сеппингса в его будущих проектах линейных кораблей, обеспечив закругленные кормы, которые обеспечивали более широкое поле огня при преследовании военных кораблей. [ 1 ] было ранено всего 12 человек Однако потери были небольшими: на Марсе , а в остальной части эскадрильи других потерь не было. [ 19 ]
Французский флот получил лишь легкие повреждения и понес лишь легкие потери: 29 человек убитыми и ранеными. Вилларе продолжил движение флота на восток, обогнув мыс Пенмарк и войдя в залив Одьерн по пути на север в сторону Бреста, когда на этот регион обрушился жестокий 27-часовой шторм , отогнавший французский флот на юг и рассеявший его по береговой линии. В последующие дни Вилларе смог восстановить свой флот на якорной стоянке у Бель-Иля, где Ванс стоял на приколе 8 июня. [ 25 ] Когда весь флот был собран, Вилларе снова приказал ему плыть на север, чтобы вернуть Брест. Его флот первоначально отплыл из Бреста в такой спешке из-за предполагаемой опасности для эскадры Ванса, что он имел на борту провизию всего на 15 дней и теперь находился в море уже десять дней, что делало возвращение в Брест приоритетной задачей. [ 10 ] В 03:30 22 июня, когда французский флот прошел на север вдоль побережья, британский флот Ла-Манша появился на северо-западе, Бридпорт обнаружил, что французский флот отсутствует в Бресте, и бросился на юг, чтобы защитить конвой вторжения Киберона. [ 25 ]
Вилларе считал вновь прибывший британский флот значительно превосходящим его собственный и отступил перед ним, направившись к французскому побережью с намерением укрыться в защищенных прибрежных водах вокруг острова Гроа и вернуться с этой позиции в Брест. [ 26 ] Бридпорт приказал своему флоту преследовать французские войска, и погоня продолжалась со дня 22 июня до раннего утра 23 июня, когда ведущие корабли Бридпорта поймали отставших в тылу флота Вилларе у острова. В остром сражении, известном как битва при Гроа , три корабля были захвачены и атакованы, получив тяжелые повреждения и потери, прежде чем сдаться. [ 27 ] Другие были повреждены, но в 08:37, когда большая часть его флота все еще не участвовала в бою, а французы были разбросаны вдоль побережья, Бридпорт внезапно прекратил действие и приказал своим кораблям собрать свои призы и уйти в отставку - решение, которое подверглось резкой критике со стороны современников. офицеры, а затем историки. [ 28 ]
Во Франции неспособность Вилларе атаковать эскадру Корнуоллиса объяснялась рядом факторов, в том числе обвинениями в том, что капитаны французских кораблей, возглавлявших атаку, намеренно не подчинились приказам вступить в бой с британцами и что они не смогли эффективно маневрировать своими судами. . [ 20 ] Некоторые из присутствовавших французских офицеров также настаивали на том, что паруса на северо-западном горизонте действительно принадлежали флоту Бридпорта и что это был единственный фактор, побудивший их выйти из боя. [ 29 ] Вилларе возложил большую часть вины на капитана Жана Маньяка из Зеле , которого он обвинил в преждевременном выходе из боя и неподчинении приказам. Позже Маньяк предстал перед военным трибуналом и уволен из ВМС Франции. [ 30 ] В Британии битва отмечалась как одно из самых заметных событий в первые годы конфликта, и такое отношение поощрялось скромностью послания Корнуоллиса в Адмиралтейство , которое, описывая, как он столкнулся с целым французским флотом в кульминационный момент В заявлении было написано только, что французы «заявили о более яростном нападении на Марс... и обязали меня оказать ей поддержку [ sic ]». Однако впоследствии он заметил о своих людях, что
«Действительно, я когда-либо буду чувствовать впечатление, которое хорошее поведение капитанов, офицеров, моряков, морских пехотинцев и солдат эскадрильи произвело на мой разум; и это было величайшее удовольствие, которое я когда-либо получал, видеть дух, проявленный солдатами, которые, вместо того чтобы расстроиться, увидев, как тридцать кораблей врага атакуют нашу маленькую эскадру, были в самом высоком расположении духа, какое только можно себе представить. позволили мне потерять свою доблесть, я едва ли знаю, чего бы не удалось сделать таким Людям».
- Официальное депеша вице-адмирала Уильяма Корнуоллиса, напечатанное в London Gazette 23 июня 1795 г. [ 13 ]
Корнуоллис получил благодарность обеих палат парламента , но впал в немилость Адмиралтейства в октябре 1795 года из-за спора о военно-морской дисциплине и был предан военному трибуналу и осужден в 1796 году за отказ от конвоя в Вест-Индию из-за повреждения Королевского флота. Суверен и плохое здоровье. [ 6 ] поручил ему командовать флотом Ла-Манша В том же году он вышел в отставку, но в 1801 году граф Сент-Винсент , и в течение следующих пяти лет он руководил блокадой французского Атлантического флота, особенно во время Трафальгарской кампании 1805 года, когда он послал подкрепления в флот под командованием вице-адмирала лорда Нельсона в критический момент. [ 6 ] Британские историки высоко оценили поведение Корнуоллиса и его людей в неравном бою: в 1825 году Брентон писал, что отступление Корнуоллиса «справедливо считается одним из лучших проявлений объединенного мужества и хладнокровия, которые можно найти в нашей военно-морской истории». [ 1 ] в то время как в 1827 году Уильям Джеймс писал о «мастерском отступлении вице-адмирала Корнуоллиса», в котором «дух, проявленный различными ротами кораблей его маленькой эскадры, под давлением силы трехкратного превосходства, столь способной их сокрушить, как и всегда должно было воодушевлять британских моряков в присутствии врага». [ 29 ] Современный историк Роберт Гардинер поддержал это мнение, отметив в 1998 году, что «Отступление Корнуоллиса стало таким же известным, как и многие настоящие победы Королевского флота». [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Примечание A: разгорелись горячие споры Вначале между историками Эдвардом Пелхэмом Брентоном и Уильямом Джеймсом о тактике Корнуоллиса в боевых действиях. Брентон утверждал в своем отчете 1825 года, что Корнуоллис построил свои корабли клином, используя Royal Sovereign в качестве стержня, наиболее близкого к французам. [ 1 ] Джеймс опроверг это в своем отчете 1827 года, описав построение Корнуоллиса как боевую линию , которую он впоследствии прорвал, чтобы оказать поддержку находящемуся в боевой готовности Марсу . Джеймс комментирует отчет Брентона и некоторые противоречивые ошибки в картах действий, составленных Чарльзом Экинсом , отмечая, что его версия событий основана на корабельных журналах. [ 23 ] В своем издании 1837 года, когда Джеймс уже давно умер, Брентон сохраняет свою версию и отвергает обвинения Джеймса в неточности саркастическим комментарием. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Брентон, с. 230
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 16
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 46
- ^ Клоуз, с. 255
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 237
- ^ Jump up to: а б с д Корнуоллис, сэр Уильям , Оксфордский национальный биографический словарь , Эндрю Ламберт , (требуется подписка), дата обращения 15 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Брентон, с. 229
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 256
- ^ Jump up to: а б «№13790» . Лондонская газета . 23 июня 1795 г. с. 655.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 238
- ^ Jump up to: а б Трейси, с. 121
- ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 257
- ^ Jump up to: а б «№13790» . Лондонская газета . 23 июня 1795 г., стр. 655–656.
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 239
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 240
- ^ Клоуз, с. 258
- ^ Рувье, с. 207
- ^ Бейтс, Ян М. (2017). Чемпион квартердека: адмирал сэр Эразм Гауэр (1742–1814) . Старые книги мудреца. стр. 209–214. ISBN 9780958702126 .
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 241
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 259
- ^ Вудман, с. 60
- ^ Трейси, с. 123
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 243
- ^ Джеймс, с. 244
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 260
- ^ Джеймс, с. 245
- ^ Клоуз, с. 263
- ^ Вудман, с. 61
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 242
- ^ Рувье, с. 208
- ^ Брентон, с. XIX
Библиография
[ редактировать ]- Брентон, Эдвард Пелхэм (1837) [1825]. Военно-морская история Великобритании, Том. Я. Лондон: К. Райс.
Эдвард Пелэм Брентон.
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-013-2 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Кэкстон Издания. ISBN 978-1-84067-363-0 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 1, 1793–1796 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-905-0 .
- Рувье, Шарль (1868). «Круиз по океану». История французских моряков при республике с 1789 по 1803 год . Париж: Морская библиотека в Scientifique. п. 205 .
Бой с Гройксом.
- Трейси, Николас, изд. (1998). «Отступление Корнуоллиса». «Морская хроника», том 1, 1793–1798 гг . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-091-4 .
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .