Jump to content

Битва при Иль-Сен-Маркуф

Координаты : 49 ° 29'35 "N 1 ° 9'45" W  /  49,49306 ° N 1,16250 ° W  / 49,49306; -1,16250
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Битва при Иль-Сен-Маркуф
Часть военно-морских операций во время войны Первой коалиции

Репетиция французского вторжения, представленная перед Инвалидами на островах Сен-Марку утром 7 мая 1798 года , Томас Роуландсон
Дата 7 мая 1798 г.
Расположение 49 ° 29'35 "N 1 ° 9'45" W  /  49,49306 ° N 1,16250 ° W  / 49,49306; -1,16250
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Франция
Командиры и лидеры
Чарльз Прайс Капитан Маскейн
Сила
500
  • 5,000
  • 50 десантных кораблей
  • 6 канонерских лодок
Жертвы и потери
5 убитых и раненых
  • 1200 убитых и раненых
  • 500 взято в плен
  • 6 десантных кораблей уничтожено
  • 1 канонерская лодка уничтожена

Битва при островах Сен-Маркуф — битва на островах Сен-Маркуф недалеко от полуострова Котантен на нормандском побережье Франции в мае 1798 года во время Французских революционных войн . Вытеснение британского гарнизона на островах было главной целью французских войск. Гарнизон (существовавший с 1795 года) позволил островам служить базой пополнения запасов для кораблей Королевского флота, патрулирующих воды северной Франции. Помимо изгнания британцев, французы стремились испытать новое оборудование и тактику, которые якобы были разработаны с намерением вторгнуться в Британию.

7 мая французские войска начали массированный десантный десант на южный остров, задействовав более 50 десантных кораблей и сотни военнослужащих. Гарнизон острова численностью 500 человек был вынужден в одиночку противостоять атаке; хотя в этом районе находились значительные силы Королевского флота, сочетание ветра и приливов не позволило им вмешаться. Несмотря на численное превосходство французских нападавших, операция закончилась полным провалом. Десантные корабли подверглись сильному огню как со стороны британских береговых батарей, так и со стороны пехоты Королевской морской пехоты. Этот пожар не позволил высадиться французским солдатам и убил почти 1000 из них на десантных кораблях. Вдобавок, когда десант отступил, британский огонь с меньшего острова на севере нанес французам дополнительные потери. Британские потери были незначительными. После провала французской операции британские войска начали плотную блокаду портов Котантен, где стояли на якоре уцелевшие десантные суда. Через месяц после битвы эта стратегия привела к вторичному успеху, когда французы фрегат и корвет были перехвачены и разгромлены блокадной эскадрой.

На протяжении Войн за независимость Франции британские военные корабли патрулировали французское побережье, перехватывая и уничтожая французские морские перевозки и блокируя французские порты. В 1795 году капитан сэр Сидней Смит , выдающийся офицер Королевского флота , признал, что если бы можно было создать пункты пополнения запасов на островах у французского побережья, то крейсерские военные корабли могли бы продлить время своего пребывания в море. С этой целью Смит захватил необитаемые острова Сен-Маркуф , которые лежат в 3,5 морских милях (6,5 км; 4,0 миль) от Равеновилля на полуострове Котантен в Нормандии . [ 1 ] Смит построил казармы и артиллерийские батареи и укомплектовал острова 500 моряками и королевскими морскими пехотинцами , включая большую часть людей, непригодных для службы на борту корабля, которых называли «инвалидами». [ 2 ] Гленгарри Фенсиблс предложили предоставить гарнизон, но после того, как французы захватили Смита, это предложение провалилось. [ 3 ]

Королевский флот регулярно снабжал острова продовольствием из Великобритании, а заходящие суда привозили мешки с землей, что позволило разбить огород. Смит поддерживал острова несколькими артиллерийскими судами, в том числе переоборудованными кораблями » «Баджер , «Хок » и «Акула» , боевым кораблем «Нэнси» и «Маскито» класса плавучей батареей «Сэндфлай» , которую он специально построил для защиты островов. Британской оккупацией командовал лейтенант Чарльз Паппс Прайс, капитан «Беджера» и непопулярный офицер, которого неоднократно обходили стороной при повышении в должности; Большую часть времени Прайс проводил на островах с проституткой, которую он привез из Портсмута . [ 4 ]

После победы французов в Италии над австрийцами в 1796 году во Франции росло давление в пользу прямых действий против Британии. Командование армией, развернутой в Северной Франции и получившей название « Англетерская армия», первоначально было передано генералу Наполеону Бонапарту , но позже перешло к генералу Килмейну . Бонапарту, а затем Килмейну, готовившемуся к вторжению в Британию, и капитану Маскеину, военно-морскому администратору из Антверпена , было поручено разработать подходящий флот десантных судов для переправки войск через Ла-Манш . [ 2 ] Французская Директория поручила шведскому военно-морскому архитектору Фредрику Хенрику аф Чепмену спроектировать баржи для вторжения, и к 1797 году корабли его конструкции строились вдоль побережья Северной Франции под руководством Маскейна: французские солдаты называли эти лодки « бато ». à la Muskein » (Лодки типа «Маскейн»). [ 5 ]

Гравюра островов 1798 года во время британской оккупации.

В апреле 1798 года Мюскейну было приказано подготовить эскадру своих барж к нападению на острова Сен-Маркуф. Операция была направлена ​​одновременно на уничтожение британского гарнизона и восстановление французского контроля над базой рейдов, проверку эффективности барж в военной десантной операции и сосредоточение внимания британского военно-морского флота на Ла-Манше, а не на приготовлениях Бонапарта в Тулоне к вторжению. Египта . [ 2 ] 7 апреля 1798 года Маскейн отплыл из Гавра с 33 баржами под командованием генерала Пойнта, но 8 апреля обнаружил, что его проход заблокирован британскими фрегатами HMS Diamond под командованием капитана сэра Ричарда Страчана и HMS Hydra под командованием капитана сэра Фрэнсиса Лафори . В 16:00 фрегаты загнали баржи в угол в устье реки Орн и открыли огонь, но вскоре после этого Даймонд приземлился, и, хотя фрегат был отведен после наступления темноты, ни одна из сторон не смогла нанести серьезный ущерб. [ 6 ]

9 апреля французская флотилия смогла покинуть реку Орн и стать на якорь в гавани Берньер-сюр-Мер , но прибытие четвертого ранга HMS Adamant под командованием капитана Уильяма Хотэма убедило Маскена вернуться на более защищенную якорную стоянку в устье. из Орна. [ 4 ] Возвращаясь на восток, он снова попал под обстрел Даймонда и Гидры . Затем французская флотилия укрылась под батареями в Салленелле, пока повреждения не были устранены. Однако в течение следующих двух недель ситуация изменилась: контр-адмирал Жан Лакросс в Шербуре был проинформирован о трудностях Мюскена и отправил в Салленель подкрепление в виде 40 барж и вооруженных рыболовных судов. [ 7 ] В конце апреля Маскейн получил возможность сбежать, не будучи перехваченным британскими войсками на море, и доплыл до Сен-Вааст-ла-Уг , к западу от островов. Там он ждал подходящего сочетания ветра и прилива, чтобы позволить атаке продолжиться, не прерываясь британской эскадрой, следовавшей за его флотилией на запад. [ 2 ]

Атака Сен-Марку — пропагандистская гравюра в рамке, на которой матрос вытаскивает раненого или мертвого офицера из моря, в то время как солдаты штурмуют валы позади него, а их баржа тонет под ними.

6 мая условия для атаки Маскейна были идеальными: спокойный ветер не позволил британским военным кораблям перехватить его флотилию, а слабые приливы не позволили разрушить его корабль сильными волнами. Британцы также знали об условиях, необходимых для атаки, и быстро подготовились к вооружению батарей и выставлению береговой линии Королевской морской пехоты . Небольшая лодка с островов наблюдала, как отряд Маскена вышел из Сен-Вааст-ла-Уг и в течение вечера неуклонно приближался к островам. [ 2 ] Шестой ранг HMS Eurydice под командованием капитана Джона Талбота и бриг HMS Orestes под командованием Уильяма Хаггитта присоединились к Адаманту , который из-за штиля оказался на мели в 6 морских милях (11 км) от островов. Несмотря на напряженные усилия, три судна не смогли вовремя добраться до островов, чтобы принять участие в акции. [ 6 ] [ 8 ]

В полночь лодка острова сигнализировала о приближении французов, и лейтенант Прайс подготовил оборону. Силы Маскеина собрали 52 судна, в том числе несколько бригов, на которых было установлено несколько больших пушек и которые предназначались для прикрытия десантных барж. Основная часть атакующих войск насчитывала от 5000 до 6000 французских солдат, в основном из подразделений береговой обороны, базирующихся вокруг Булони . [ 7 ] Не желая рисковать ночной атакой, Маскейн дождался рассвета, используя оставшееся прикрытие ночи, чтобы выстроить свой корабль в строй, обращенный к западной обороне южного острова. Артиллерийские бригады находились в 300 ярдах (270 м) от берега, за десантными баржами, подход к которым они должны были прикрывать во время атаки. На рассвете Маскейн приказал наступать, и артиллерийские бригады и меньшие пушки на баржах открыли огонь по британской обороне. [ 9 ]

Батареи Западного острова под командованием лейтенанта Прайса состояли из 17 пушек: четырех 4-, двух 6- и шести 24-фунтовых длинных орудий, а также трех 24-фунтовых и двух 32-фунтовых карронад . [ 2 ] Хотя восемь орудий были относительно легкими, батареи нанесли сокрушительный урон легкому кораблю вторжения. Несмотря на серьезные потери, французские баржи продолжали приближаться, пока не оказались на от мушкетов расстоянии 50 ярдов (46 м) . Гарнизон Королевской морской пехоты открыл огонь, и артиллерийские расчеты перешли на картечный выстрел . Шесть или семь лодок затонули со всеми экипажами и войсками, а другие получили серьезные повреждения. [ 8 ] [ 10 ] Потери были настолько велики, что французы отменили атаку; Несмотря на это, на обратном пути баржи прошли мимо Восточного острова, которым командовал лейтенант Ричард Борн из Sandfly , и установили батарею из двух 6-фунтовых карронад, массивных орудий, которые нанесли дополнительные серьезные потери. Хотя эскадра Хотэма предпринимала отчаянные усилия, чтобы выйти на битву, ветер был слишком слабым, и им удалось только преследовать оставшиеся корабли обратно в Сен-Вааст-ла-Уг. [ 9 ]

Последствия

[ редактировать ]
Вид на острова со стороны Сен-Вааст-ла-Уг

Битва стала катастрофой для французов. По неофициальным данным, они потеряли около 900 человек убитыми или утонувшими и не менее 300 ранеными, а также потеряли несколько недавно построенных десантных кораблей. Во Франции недавно назначенный министр морской пехоты Этьен Эсташ Брюи вскоре после этого приказал совершить вторую попытку захвата островов, но французская Директория , которая не хотела попасть в затруднение в результате второго катастрофического нападения, немедленно отменила этот приказ. Вместо этого Лакросс отдал приказ отправить большую часть уцелевших кораблей в Шербур, а отряды позже достигли Сен-Мало и Гранвиля . Мушкену было приказано вернуться в Гавр с остальными. [ 2 ]

В Великобритании успешная защита островов получила высокую оценку, и Прайс был повышен в должности в качестве награды, а Борн - нет, несмотря на рекомендацию в официальном отчете. Британские потери включали одного убитого морского пехотинца и еще четырех раненых. [ 6 ] Победа была воспринята в Великобритании как предзнаменование вероятной судьбы попытки вторжения и помогла ослабить опасения британцев по поводу угрозы нападения французского десанта. [ 10 ] Почти пять десятилетий спустя Адмиралтейство выдало Медаль за службу военно-морским силам с застежкой «Острова Сен-Марку» по запросу всем британским участникам, еще жившим на тот момент. [ 11 ]

Британцы усилили оборону островов на случай дальнейших атак, и несколько военных кораблей патрулировали этот район, чтобы наблюдать за передвижениями французов и перехватывать любые флотилии вторгающихся кораблей. В бою 30 мая 1798 года эта стратегия достигла неожиданного успеха, когда HMS Hydra перехватила французские корветы Confiante и Vésuve в устье реки Див . Британцы выгнали Конфианте на берег, а абордажные группы позже сожгли ее. [ 6 ] Острова оставались под британской оккупацией без каких-либо дальнейших нападений Франции до 1802 года. Амьенский мир вернул острова под контроль Франции; на протяжении наполеоновских войн 1803–1815 годов они оставались французскими, защищенными значительным гарнизоном. [ 12 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вудман, с. 102.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джеймс (1827), стр. 113–117.
  3. ^ Макдонелл (1890), с. 8.
  4. ^ Jump up to: а б Вудман (2001), с. 103.
  5. ^ Гардинер, с. 105.
  6. ^ Jump up to: а б с д Клоуз (1900), стр. 340–343.
  7. ^ Jump up to: а б Гардинер, стр. 106.
  8. ^ Jump up to: а б «№15014» . Лондонская газета . 8 мая 1798 г., стр. 389–391.
  9. ^ Jump up to: а б Вудман, с. 104
  10. ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 107
  11. ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 238.
  12. ^ Вудман (2001), с. 164.
  • Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Издательство Чатем. ISBN  1-86176-013-2 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Нельсон против Наполеона . Кэкстон Издания. ISBN  1-86176-026-4 .
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 2, 1797–1799 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  0-85177-906-9 .
  • Лоус, подполковник МЧС (1948) «Защита Сен-Маркуфа», Журнал королевской артиллерии , Vol. 75, № 4, стр. 298–307. ( Защита Сен-Маркуфа. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine ).
  • Макдонелл, Джон Александр (1890) Очерк жизни достопочтенного и преосвященного Александра Макдонелла, капеллана Гленгарри Фенсибл или Британского горного полка, первого католического епископа Верхней Канады и члена Законодательного совета провинции.. . (Гленгарриан)
  • Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN  1-84119-183-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b5a09666cf7e8e8c2e4d52ec7127ba3__1724782320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/a3/4b5a09666cf7e8e8c2e4d52ec7127ba3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Îles Saint-Marcouf - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)