Битва при Кампердауне
Битва при Кампердауне | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть военно-морских операций во время войны Первой коалиции | |||||||
Битва при Кампердауне, 11 октября 1797 года , Томас Уиткомб | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Батавская Республика | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Адам Дункан | Ян де Винтер ( военнопленный ) | ||||||
Сила | |||||||
16 линейных кораблей 2 фрегата 1 шлюп 4 фрезы 1 люгер ( OOB ) | 15 линейных кораблей 6 фрегатов 4 брига 1 уведомление ( OOB ) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
203 убитых 622 раненых | 540 убитых 620 раненых 3775 взято в плен 9 линейных кораблей захвачены 2 фрегата захвачены | ||||||
Битва при Кампердауне (известная по -голландски как Zeeslag bij Kamperduin ) — крупное военно-морское сражение, произошедшее 11 октября 1797 года. [Примечание 1] между британским флотом Северного моря под командованием адмирала Адама Дункана и флотом Батавского флота (голландского) под командованием вице-адмирала Яна де Винтера . Битва, наиболее значимое сражение между британскими и голландскими войсками во время Французских революционных войн , привела к полной победе британцев, которые захватили одиннадцать голландских кораблей, не потеряв ни одного из своих.
В 1795 году Голландская республика была захвачена армией Французской республики и была реорганизована в Батавскую республику , государство-сателлит Франции. В начале 1797 года, после того как французский Атлантический флот понес тяжелые потери в катастрофической зимней кампании, голландскому флоту было приказано усилить французов в Бресте . Свидания так и не произошло; континентальным союзникам не удалось извлечь выгоду из мятежей в Спитхеде и Норе , которые парализовали силы Британского Ла-Манша и флот Северного моря весной 1797 года.
К сентябрю голландский флот под командованием Де Винтера был заблокирован в своей гавани в Текселе британским флотом Северного моря под командованием Дункана. В начале октября Дункан был вынужден вернуться в Ярмут за припасами, и Де Винтер воспользовался возможностью, чтобы провести краткий рейд в Северное море . Когда 11 октября голландский флот вернулся к голландскому побережью, Дункан ждал и перехватил Де Винтера у прибрежной деревни Кампердуин . Атакуя голландскую линию боя двумя разрозненными группами, корабли Дункана прорвались в тыл и авангард и впоследствии были атакованы голландскими фрегатами , выстроившимися на другой стороне. Сражение разделилось на две рукопашные схватки: одну на юге, или с подветренной стороны, где более многочисленные британцы сокрушили тыл голландцев, и одну на севере, или с наветренной стороны, где более равный обмен сосредоточился на сражающихся флагманах. Когда голландский флот попытался достичь мелководья, пытаясь избежать британской атаки, британская подветренная дивизия присоединилась к наветренному бою и в конечном итоге вынудила голландский флагман сдаться. Свобода и еще десять кораблей.
Потеря флагмана побудила уцелевшие голландские корабли рассредоточиться и отступить, Дункан отозвал британские корабли с их призами для обратного пути в Ярмут. По пути флот подвергся серии штормов, два приза были разбиты, а еще один пришлось отвоевывать, прежде чем остальные достигли Британии. Потери в обоих флотах были тяжелыми, поскольку голландцы следовали британской практике стрельбы по корпусам вражеских кораблей, а не по их мачтам и снастям, что привело к более высоким потерям среди британских экипажей, чем они обычно несли против континентальных флотов. Голландский флот распался как самостоятельная боевая сила, потеряв десять кораблей и более 1100 человек. Когда два года спустя британские войска снова столкнулись с голландским флотом во время инцидента во Влитере , голландские моряки, столкнувшись с превосходящей британской огневой мощью, как это было в Кампердауне, и перед лицом прооранжистского восстания , бросили свои корабли и массово сдались в плен .
Фон
[ редактировать ]Зимой 1794–1795 годов войска Французской Республики захватили соседнюю Голландскую республику во время Французских революционных войн . Затем французы реорганизовали страну в государство-сателлит, получившее название Батавская республика , и она присоединилась к Франции против союзников в войне Первой коалиции . [3] Одним из наиболее важных голландских активов, над которыми французы получили контроль, был голландский военно-морской флот . Голландский флот обеспечил существенное подкрепление французским силам в северных европейских водах, которые в основном базировались в Бресте на Атлантическом океане и чьим главным противником был флота Королевского флот Ла-Манша . Расположение основной якорной стоянки голландского флота в водах у Текселя побудило к реорганизации распределения британских военных кораблей в водах Северной Европы с новым акцентом на важность Северного моря . Поскольку военно-морской флот испытывал острую нехватку людей и оборудования, а другие театры военных действий считались более важными, небольшие, старые и плохо обслуживаемые корабли были задействованы из резерва и базировались в гаванях Восточной Англии , главным образом в порту Ярмут , под командованием адмирала. Адам Дункан . [4] 65-летний Дункан был ветераном войн за австрийское наследство (1740–1748), Семилетней войны (1756–1763) и Войны за независимость в США (1775–1783). многочисленные сражения с отличием и успехом. [5] При росте 6 футов 4 дюйма (1,93 м) он также отличался физической силой и размером: современник описал его как «почти гигантского». [6]
Французский флот потерпел ряд односторонних поражений в первые годы войны, понеся тяжелые потери во время Славного первого июня 1794 года и во время Круазьер-дю-Гранд-Ивер в январе следующего года. [7] В конце 1796 года, по настоянию представителей Объединённых ирландцев (общества, призванного положить конец британскому правлению в Королевстве Ирландия ), Французский Атлантический флот предпринял крупномасштабную попытку вторжения в Ирландию , известную как Ирландская экспедиция . Это тоже закончилось катастрофой: двенадцать кораблей были потеряны, а тысячи людей утонули в жестоких зимних штормах. [8] Их амбиции были сорваны, представители Объединённых ирландцев во главе с Вулфом Тоном обратились к новому Батавскому государству за поддержкой, и им была обещана помощь в наступающем году со стороны объединенного французского и голландского флота. Летом 1797 года был сформулирован план объединения французского и голландского флотов и совместного нападения на Ирландию. Тоне присоединился к штабу вице-адмирала Яна де Винтера на его флагманском корабле «Врейхейд» в Текселе , и для подготовки к операции было экипировано 13 500 голландских солдат. флот ждал только лучшего момента, чтобы воспользоваться восточным ветром и пронестись мимо британской блокады и вниз по Ла-Маншу . [9]
Спитхедский мятеж
[ редактировать ]Для Королевского флота первые годы войны были успешными, но приверженность глобальному конфликту создавала серьезную нагрузку на имеющееся оборудование, людей и финансовые ресурсы. Военно-морской флот увеличился со 134 кораблей в начале конфликта в 1793 году до 633 к 1797 году. [Примечание 2] а личный состав увеличился с 45 000 человек до 120 000, что стало возможным только благодаря службе впечатлений , которая похищала преступников, нищих и не желающих призывников на обязательную службу на море. [12] Заработная плата не повышалась с 1653 года и обычно задерживалась на несколько месяцев, пайки были ужасными, увольнение на берег запрещено, а дисциплина суровая. [12] Напряженность во флоте постепенно росла с начала войны, и в феврале 1797 года анонимные моряки Ла-Манша в Спитхеде отправили письма своему бывшему командующему лорду Хоу , прося его поддержки в улучшении их условий. [13] Список был намеренно проигнорирован по указанию Первого лорда Адмиралтейства лорда Спенсера . [14] а 16 апреля моряки ответили мятежом в Спитхеде : в основном мирной забастовке , возглавляемой делегацией моряков с каждого корабля, которой было поручено вести переговоры с властями и обеспечивать соблюдение дисциплины. [15] В течение месяца флот оставался в тупике, пока лорду Хоу не удалось договориться о ряде улучшений условий, которые побудили бастующих вернуться к регулярной службе. [16] Мятеж достиг почти всех своих целей; повышение заработной платы, увольнение непопулярных офицеров и улучшение условий для военнослужащих, служащих во флоте Ла-Манша и, в конечном итоге, во всем военно-морском флоте. [17]
Пока волнения в Спитхеде продолжались, Дункан сохранял порядок на Северном морском флоте в Ярмуте исключительно силой своей личности. Когда люди с его флагмана, HMS Venerable , забрались на снасти и трижды кричали «ура» в заранее подготовленном сигнале о начале восстания 1 мая, Дункан сначала пригрозил пронзить главаря своим мечом. [18] Успокоенный своими подчиненными, он вместо этого собрал своих офицеров и королевскую морскую пехоту на борту своего корабля и двинулся к людям на снастях, требуя объяснить, что они делают. Его тон был настолько жестоким, что люди замолчали и нерешительно вернулись в свои каюты, за исключением пяти главарей, которых он лично сделал выговор на своей юте, прежде чем объявить общее помилование и отпустить их на службу. [19] На следующей неделе он собрал всех мужчин и потребовал знать, будут ли они следовать его приказам: в ответ команда назначила представителя, который извинился за свои действия, сказав: «Мы смиренно просим прощения у вашей чести с сердцами, полными благодарности». и слезы на глазах из-за обиды, которую мы нанесли достойнейшему из полководцев, оказавшему нам отца». [19] Неделю спустя, когда аналогичная вспышка мятежа затронула корабль четвертого ранга , HMS Adamant , под командованием капитана Уильяма Хотэма , Дункан снова действовал решительно, поднявшись на борт «Адаманта» , когда команда восстала, и потребовав знать, есть ли кто-нибудь, кто оспаривает его власть. Когда матрос вышел вперед, Дункан схватил его за рубашку и повесил за борт корабля, одной рукой крича: «Мои ребята, посмотрите на этого парня – того, кто смеет лишить меня командования флотом». Мятеж утих почти мгновенно. [20]
Норский мятеж
[ редактировать ]Несмотря на свой первоначальный успех, Дункан не смог сохранить контроль перед лицом более масштабного восстания 15 мая среди кораблей, базирующихся в Норе , которое стало известно как Норский мятеж . Мятежники из Нора , возглавляемые моряком по имени Ричард Паркер , быстро организовались и стали серьезной угрозой для водного транспорта в устье Темзы . [21] Дункану сообщили, что его флоту в Ярмуте может быть приказано атаковать мятежников, и он, хотя и неохотно, ответил: «Я не уклоняюсь от этого дела, если иначе нельзя одолеть его». [21] Когда слухи об этом плане достигли флота в Ярмуте, команда « Почтенного» также выразила свое недовольство этим планом, но подтвердила свое обещание верности своему адмиралу независимо от обстоятельств. Затем пришло известие о том, что голландский флот под командованием Де Винтера готовится к отплытию, а лорд Спенсер приказал флоту Дункана блокировать голландское побережье. Дункан отдал приказ флоту встать на якорь, но люди не подчинились, и корабль за кораблем свергли своих офицеров и присоединились к мятежникам в Норе. В конце концов у Дункана остались только его «Почтенный» Хотэма и «Адамант» , чтобы сдержать весь голландский флот. [22] Позже Дункан писал: «Быть покинутым собственным флотом перед лицом врага — это позор, которого, я считаю, никогда раньше не случалось с британским адмиралом, и я не мог предположить, что это возможно». [23]
Понимая, что бегство голландского флота в Северное море в такой уязвимый момент может иметь катастрофические последствия для Британии, Дункан удерживал свою позицию у Текселя в течение трех дней, в течение которых ветер был идеальным для голландского набега, и замаскировал два своих каждый день представляли собой разные корабли и приказал фрегату HMS Circe подавать шквал бессмысленных сигналов вымышленному британскому флоту за горизонтом. [24] Впоследствии к нему присоединились еще два корабля, HMS Russell и Sans Pareil . [25] а на четвертый день, когда условия все еще были идеальны для голландцев, он поставил свою эскадру на якорь в проливе Марсдип и отдал им приказ сражаться до тех пор, пока их корабли не затонут, тем самым заблокировав пролив. Выступая перед своими людьми, он объявил: « Звук такой, что мой флаг будет продолжать развеваться над водой после того, как корабль и его компания исчезнут». [26] Ожидаемой атаки так и не произошло: голландская армия, которая должна была присоединиться к флоту, не была подготовлена, а вводящие в заблуждение сигналы Дункана успешно убедили Де Винтера, что большой британский флот ждет прямо за горизонтом. Впоследствии ветры изменили направление, и 10 июня к эскадре Дункана из флота Ла-Манша присоединились еще шесть кораблей, а 13 июня русская эскадра . прибыла [26] Пока Дункан находился в море, Норское восстание резко развалилось из-за блокады правительственных войск. Отрезанный от поставок продовольствия и при решительной поддержке общественности против мятежа, Паркер пригрозил, что находящиеся под его контролем корабли будут переданы французскому правительству. Впоследствии между радикальными лидерами и умеренным большинством моряков вспыхнули боевые действия, корабли постепенно покинули Паркер и вернулись на свои якорные стоянки, так что к 12 июня только два корабля все еще несли красный флаг мятежников. В конце концов, последний мятежный корабль, HMS Sandwich , принадлежащий Паркеру , сдался 14 июня. [27]
Зимний круиз
[ редактировать ]К середине августа 1797 года, после шести недель постоянных восточных ветров, которые удерживали его корабли в гавани, Де Винтер решил, что попытка присоединиться к французам в Бресте в качестве первого этапа вторжения в Ирландию нецелесообразна, и он отказался от операции. план. [9] Частично это решение было связано с численностью восстановленного флота Дункана, который увеличился до 17 линейных кораблей с добавлением судов, вернувшихся из Нора. Люди Дункана также были лучше обучены и более опытны, чем их голландские коллеги: они провели значительно больше времени в море и были обучены стрелять три выстрела в минуту, а голландцы - два. [28] Помимо беспокойства по поводу квалификации своих людей, Де Винтер также беспокоился об их лояльности: доминирование Франции над Батавской республикой и принудительное участие страны на отдаленных театрах военных действий были непопулярны среди голландского народа. [29] Хотя Де Винтер был признанным республиканцем и сражался во французской армии против Нидерландов между 1793 и 1795 годами, поддержка Дома Оранских оставалась сильной среди голландского населения и моряков флота. [30] Вулф Тон с разочарованием писал: «Судьба Европы могла бы измениться навсегда... великий повод упущен, и мы должны сделать все, что в наших силах». [31]
Когда известие об этом решении дошло до Адмиралтейства, они отозвали блокадный флот Дункана в Ярмут для ремонта 1 октября; Через два дня адмирал настоял на отправке некоторых своих кораблей обратно к голландскому побережью под командованием капитана Генри Троллопа на HMS Russell в сопровождении HMS Adamant и небольших кораблей HMS Beaulieu , Circe и Martin с наемным вооруженным катером Black Joke . [24] Их прибытие у Текселя 6 октября совпало с сильно отложенной экспедицией Де Винтера. Хотя некоторые источники, особенно во Франции, утверждали, что Де Винтер был полон решимости вызвать Дункана в бой, [32] на самом деле его больше беспокоило то, что его люди были разочарованы и неопытны своим длительным пребыванием в порту, и неохотно подчинились приказу батавского правительства провести краткую проверку южной части Северного моря в поисках слабых британских сил, которые можно было бы сокрушить. своим флотом или втянуты в опасные мелководья голландского побережья. [33] Возможно, он также надеялся возродить план по усилению французов в Бресте, если ему удастся пройти на запад по Ла-Маншу незамеченным. [32] Его флот состоял из 16 линейных кораблей и нескольких меньших судов поддержки, а его приказы из Гааги включали инструкции помнить, «как часто голландские адмиралы сохраняли честь голландского флага, даже когда силы противника иногда превосходили их». [33] Подготовка кораблей к выходу в море заняла некоторое время, и голландцам удалось покинуть «Тексель» только в 10:00 8 октября, когда Де Винтер повернул на юго-запад в надежде соединиться с другим линейным голландским кораблем в устье реки Маас. . Через несколько часов Троллоп обнаружил Де Винтера и последовал за ним. [32]
За голландским флотом постоянно наблюдали корабли, которые Дункан послал для наблюдения за ними, и когда были замечены приготовления голландцев к отплытию, Дункану было отправлено сообщение, информирующее его о передвижениях голландцев. Судно-отправитель подал сигнал врагу, когда рано утром 9 октября вышло на рейд Ярмута, так что к тому времени, когда оно пришвартовалось, британский флот уже готовился к отплытию. [Примечание 3] Дункан отправляет последнее сообщение Адмиралтейству: «Ветер сейчас северо-восточный, и [я] буду держать курс к ним, и, если будет угодно Богу, надеюсь добраться до них. Эскадра под моим командованием отшвартована, и я немедленно выйдет в море». [37] Еще до полудня Дункан отплыл с 11 кораблями, которые были готовы, и направился к устью Текселя, намереваясь перехватить Де Винтера по его возвращению. К вечеру его флот был в полной силе, к нему присоединились три отставших, а во второй половине дня 10 октября его корабли стояли на якоре у голландского порта, разведчики сообщили о 22 торговых судах в гавани, но не было никаких признаков военных кораблей Де Винтера. [38] Покинув Тексель, Де Винтер не смог уйти от кораблей Троллопа: вечером 10 октября несколько голландских судов были отделены, чтобы отогнать его эскадру, пока голландский флот стоял у Мааса, но не смогли сблизиться с более быстрыми британскими кораблями. сосуды. [32] Не сумев встретиться с «Маасом», Де Винтер затем повернул на северо-запад, направляясь к Лоустофту в Саффолке и снова безуспешно попытавшись отогнать эскадру Троллопа. Там сообщения с голландских рыболовных судов о появлении Дункана у Текселя достигли Де Винтера, и он немедленно отозвал свои корабли и приказал флоту повернуть обратно к голландскому побережью, нацелившись на деревню Схевенинген . [39] Тем временем дальнейшие сообщения от Троллопа о передвижениях голландцев достигли Дункана, и он повернул свой флот на запад, следуя вдоль береговой линии Голландии. [38] В 07:00 утра 11 октября эскадра Троллопа заметила паруса, идущие на северо-восток, и, подтвердив, что это флот Дункана, подала сигнал, что голландский флот находится примерно в 3 морских милях (5,6 км) дальше к юго-западу, становясь видимым для флот к 08:30. [40] О первом ясном видении сообщил капитан Питер Халкетт из «Цирцеи» , который поднялся на грот-мачту, чтобы лучше видеть. [28] В этот момент голландцы плыли к суше примерно в 9 морских милях (17 км) от побережья Северной Голландии , недалеко от деревни Кампердуин . Погода была плохая: сильное волнение и сильный ветер с юго-востока, прерываемый частыми ливнями. [33] но это не помешало сотням голландских мирных жителей собраться на дюнах, чтобы наблюдать за предстоящим боем. [41]
Атака Дункана
[ редактировать ]В 09:00 Дункан подал сигнал готовиться к бою, в то время как Де Винтер выстроил свои корабли в боевую линию , чтобы встретить атаку британцев в прочном оборонительном построении, двигаясь левым галсом в северо-восточном направлении. По мере того как они маневрировали на назначенных им позициях, голландский флот приближался к берегу. [39] Дункан намеревался следовать маневрам лорда Хоу во время Славного Первого июня тремя годами ранее и провести каждый корабль через голландскую линию между двумя противниками, но голландское построение и близость к берегу сделали этот план непрактичным. [42] Чтобы компенсировать это, Дункан дал сигнал своим кораблям выстроиться в линию и плыть на юго-восток левым галсом, чтобы ветер дул прямо за ними. Вскоре после этого, обеспокоенный тем, что голландцы могут выйти к береговой линии прежде, чем он сможет ввести их в бой, несмотря на его ироничные заявления о том, что «я полон решимости сражаться с кораблями на суше, если я не смогу по морю», [41] Дункан приказал своему флоту повернуть на юг и наступить на врага, «поднявшись и плывя вперед». [32] Он открыл огонь из сигнальных орудий, чтобы предупредить своих капитанов, а затем приказал им «вступить в бой с приближающимся противником», а своему фургону атаковать голландский тыл. [43] В 11:00 Дункан попытался устранить увеличивающееся расстояние между своими судами, приказав более быстрым кораблям замедлиться и дождаться своих соотечественников. Затем он предпринял попытку восстановить линию правого галса , прежде чем понял, что голландский флот все еще в порядке, ожидая британской атаки и постоянно приближаясь к опасной береговой линии. Отказавшись от своих предыдущих сигналов, Дункан приказал всему флоту повернуть в сторону голландцев и атаковать напрямую, при этом каждый корабль «направлялся к своему противнику и вступал в бой». [44] Многие из этих сигналов были плохо выполнены и неверны, видимость была низкой, а эскадра Троллопа все еще использовала устаревшие сигнальные коды, поэтому ряд судов не смог понять намерения Дункана, превратив наступающую линию в неровный узор из разрозненных судов, сгруппированных в две свободные группы. . [2] Поток приказов был настолько быстрым и противоречивым, что, по крайней мере, один капитан полностью сдался: шотландский капитан Джон Инглис с HMS Belliqueux в отчаянии швырнул свою сигнальную книжку на палубу и крикнул: середина». [44]
Совокупным эффектом приказа Дункана было разделение его флота на две неравные дивизии, каждая из которых плыла рыхлым строем к единой голландской линии. Северная, или наветренная, дивизия состояла из шести третьего ранга линейных кораблей , двух кораблей четвертого ранга и фрегата « Цирцея» , которому было поручено повторять сигналы с флагманского корабля «Почтенный» , который возглавлял дивизию, за ним HMS Triumph и Ardent . следовали [45] Эти силы нацелились на голландский флагман « Врейхейд» , стоявший пятым в голландской линии. Южная, или подветренная, дивизия состояла из восьми линейных кораблей третьего ранга и фрегата-ретранслятора HMS Beaulieu и возглавлялась вице-адмиралом Ричардом Онслоу на HMS Monarch . Войска Онслоу стремились в тыл голландской линии, чтобы нанести удар по четвертому кораблю с конца. [45] За двумя дивизиями стояла линия небольших судов, которым было поручено повторять сигналы Дункана, чтобы весь флот мог видеть его намерения. В 11:53 Дункан подал сигнал каждому кораблю пройти через голландскую линию и атаковать с дальней стороны, но плохая погода помешала более дальним кораблям распознать сигнал. [32]
Первоначально Де Винтер намеревался замкнуть свою линию в прочную оборонительную платформу и отступить на мелководье, пока Дункан формирует свою собственную боевую линию, но внезапная дезорганизованная атака британцев нарушила его планы. В результате между его авангардом, центром и тылом образовались бреши, в результате чего последние четыре корабля оказались в значительном меньшинстве и без поддержки. [45] Де Винтер отдал срочный приказ авангарду и центру отойти назад и помочь тылу, но времени было мало, и его положение выглядело отчаянным: хотя голландская и британская линии насчитывали по 16 кораблей каждая, британские суда почти все были крупнее и мощнее. крепкого телосложения, чем их голландские коллеги, и их экипажи были опытными моряками, работающими в тяжелых погодных условиях, в то время как голландские экипажи, которые в прошлом году находились в порту, плохо понимали навыки, необходимые для ведения боя на море. [45] Голландскую боевую линию сопровождала вторая линия на востоке, состоящая из десяти фрегатов, бригов и небольших судов. Эти суда, в отличие от меньших кораблей британского флота, были хорошо вооружены и расположены так, что их орудия прикрывали промежутки между кораблями, образувшими голландскую боевую линию, готовые разграбить любые британские корабли, которые попытаются прорваться. [46]
Боевой
[ редактировать ]Крах голландского арьергарда
[ редактировать ]В 12:05 Дункан подал сигнал, приказывающий своим кораблям вступить в тесный бой с противником. В то же время голландский корабль «Юпитер» под командованием контр-адмирала Хермануса Рейнтьеса, четвёртый с южного конца линии, открыл огонь по быстро приближающемуся «Монарху» . [45] Голландские корабли ждали, пока британцы не окажутся в пределах эффективной дальности, чтобы максимизировать эффект от своего выстрела, и вскоре флагман Онслоу оказался под огнем всего арьергарда голландской линии, корабль получил повреждения при попытке прорваться через голландскую линию. линия между Юпитером и Харлемом в 12:30. [40] На «Монархе » капитан Эдвард О'Брайен заметил Онслоу, что он не видит, где его корабль может пройти между тесно построенными голландскими кораблями, на что адмирал ответил, что « Монарх совершит проход». [47] Пробив небольшой зазор между кораблями, Онслоу открыл залп по обоим судам, а затем повернулся и поставил свой корабль рядом с флагманом Рейнтьеса. При этом голландский фрегат «Монниккендам» и бриг «Дафна» вышли из второй линии и попытались заполнить образовавшуюся брешь «Монарх» , стреляя при этом по британскому линейному кораблю. [Примечание 4] [48] фрегата В ответ Онслоу открыл огонь по меньшим судам, разрушив штурвал и повредив такелаж, в результате чего корабль упал назад. [49] за ним последовал серьезно поврежденный бриг. [43]
За «Монархом» почти сразу же последовал HMS Powerful под командованием капитана Уильяма О'Брайена Друри , который прошел через ту же брешь, снова обстрелял Харлем и обрушил разрушительный огонь на валяющийся Монниккендам . [48] В то же время HMS Montagu атаковал следующий в очереди Алкмаар с запада, а HMS Russell под командованием капитана Троллопа атаковал последний голландский корабль — 56-пушечный « Делфт» . Эти атаки сопровождались огнем с HMS Monmouth , который прошел между Алкмаром и Делфтом и обстрелял оба корабля, а также с HMS Director (под командованием Уильяма Блая , известного как «Баунти» ), который прошел вдоль голландской линии, пока не достиг потрепанного Харлема , вступая в бой с корабль с близкого расстояния. [50] Отстающий HMS Veteran присоединился к северной части боя, пересек Юпитер , а затем повернул в преследование голландского центра, в то время как «Адамант» поздно прибыл в бой, присоединившись к атаке на уже потрепанный Харлем . Только HMS Agincourt полностью остался в стороне от боя, минуя голландскую линию на крайнем расстоянии; [51] В одном анекдотическом отчете сообщается, что на борту «Азенкура» шальный выстрел пролетел высоко над палубой, и было видно, как офицер вздрогнул, вызвав презрительный крик экипажа: «Опасности пока нет, сэр». [52] Капитан « Азенкура » Джон Уильямсон впоследствии предстал перед военным трибуналом и был уволен.
В суматохе хвост голландской линии распался в хаотичную схватку, в которой восемь британских линейных кораблей сражались с четырьмя голландцами и фрегатом « Монниккендам» . Бои были настолько близкими, что британские корабли оказались под угрозой обстрела друг друга в открытом море, при сильном дожде и плохой видимости. [50] Голландский центр, состоящий из линейных кораблей «Брут» , «Лейден» и пятого ранга « Марс» , отошел от боя позади них под командованием контр-адмирала Йохана Блойса ван Треслонга , попав под лишь дальний огонь кораблей дивизии Онслоу. [48] Изолированный голландский арьергард был быстро разбит: Юпитер , Харлем , Алкмар и Делфт сдались атаке Онслоу до 13:45. [51] при этом потрепанный Монниккендам был захвачен фрегатом Болье . [53]
Битва авангардов
[ редактировать ]В то время как голландский арьергард был разбит численностью британцев, на севере шел более равный бой. Там бой был сосредоточен вокруг двух флагманов: «Достопочтенный» Де Винтера Дункана вступил в бой с «Вриджхейдом» через 18 минут после того, как «Монарх» прорвал линию на юге. [54] Первоначально Дункан намеревался прорвать линию обороны между «Врихейдом» и следующим кораблем «Стаатен Генерал» под командованием контр-адмирала Сэмюэля Стори , но Стори позаботился о том, чтобы между его судном и флагманом не было промежутка, через который можно было бы прорваться, а их совместный огонь был настолько опасен для продвигаясь вперед Достопочтенного , Дункан вместо этого прорвался позади Стаатен-Генерал , дважды обстреляв корабль Стори и заставив его в замешательстве отойти, когда Дункан вступил в бой с Вриджхейдом с востока. [55]
В то время как Почтенный отклонился на юг, Вриджхейд был атакован с запада Ардентом под командованием капитана Ричарда Рандла Берджеса . Меньший британский корабль вскоре потерял более сотни человек, включая убитого Берджеса, под совместным огнем флагмана Де Винтера и следующего впереди корабля адмирала Тьерка Хиддеса Де Вриса . Только прибытие Почтенного вместе с Вриджхейдом дало Арденту короткую передышку. Во время боя люди Берджеса «дрались как маньяки», в том числе жена одного из артиллеристов, которая настаивала на том, чтобы присоединиться к своему мужу у его пистолета, пока ей не оторвало ноги артиллерийским огнем. [56] Однако в течение короткого периода времени и «Венерэбл» , и «Ардент» были окружены, поскольку по крайней мере один из фрегатов второй линии присоединился к атаке на два изолированных британских корабля. [55] В разгар боя знамена и сигнальные флаги на «Почтенном» были сбиты артиллерийским огнем. Чтобы убедиться, что не было никаких предположений о том, что флагман сдался, матрос по имени Джек Кроуфорд вскарабкался на вершину грот-мачты и заменил их, пока под ним бушевала битва. [57] Чтобы поддержать Дункана, капитан Уильям Эссингтон с HMS Triumph и капитан сэр Томас Байард с HMS Bedford двинулись вперед в бой, Triumph приблизился к голландскому Wassenaar и открыл шквальный огонь, в то время как Бедфорд атаковал адмирала Тьерка Хиддеса Де Вриса и Геркулеса . [54] На кончике линии «Бешермер» был атакован «Белликё» с правого борта , капитан Инглис прошел через разрыв между «Бешермером» и «Геркулесом» . В преддверии этого боя головные корабли HMS Isis и Gelijkheid сражались бок о бок, Isis не удалось прорвать линию голландцев и вместо этого отошла в порт. [51]
Голландская центральная дивизия вступила в бой во главе линии вскоре после боя «Триумфа» и «Бедфорда» , нанеся значительный ущерб всем британским судам, особенно «Венерэблу» . [53] Вскоре британский флагман оказался изолирован посреди голландского фургона, одновременно вступив в бой с Врейхейдом , Стаатен-Генерал , адмиралом Тьерком Хиддесом Де Фрисом и Вассенааром . [56] Несмотря на тяжелые шансы, Дункан продолжал упорно сражаться, британцам удалось нокаутировать двух противников, ранив капитана Дуитце Элкеса Хинкса из Бешермера , который в замешательстве двинулся на восток, в то время как выстрелы из Бедфорда или Триумфа подожгли пороховую бочку на Геркулесе . [55] Пламя на последнем корабле, которое вскоре распространилось на паруса и такелаж, привело к затишью в бою, поскольку команда « Геркулеса» отчаянно пыталась потушить пламя, а другие голландские корабли пытались спастись от горящего судна, дрейфовавшего в рукопашной схватке. [53] Вскоре после этого потрепанный «Вассенаар» сдался «Триумфу» с мертвым капитаном Холландом на его квартердеке. Затем «Триумф» двинулся к битве между Врейхейдом и Почтенным , в это время команда Вассенаара снова подняла свое знамя после обстрела голландского брига. [54]
Подкрепление Онслоу
[ редактировать ]После победы Онслоу над голландским арьергардом адмирал приказал наименее поврежденному из своих кораблей плыть на поддержку превосходящих по численности британских кораблей в рукопашной схватке с голландским фургоном. Пауэрфул и Директор отреагировали быстрее всех, присоединившись к атаке на Врейхейд в 14:00. [58] Рассел , направлявшийся на север, чтобы присоединиться к атаке, столкнулся с ныне потухшим «Геркулесом» , команда которого во время пожара выбросила за борт все свои боеприпасы, чтобы предотвратить взрыв корабля. Таким образом, корабль оказался беззащитным, и командир Руджсорт немедленно сдался. [53] Остальная часть британского флота теперь прибыла в бой: капитан Джон Уэллс с HMS Lancaster открыл огонь по «Бешермеру» недалеко от головы голландской линии. Понимая, что их судно не сможет противостоять атаке, в живых офицеры Бешермера оставшиеся повернули к берегу, за ними быстро последовали незадействованные части голландской линии. [53] С прибытием британских подкреплений и отступлением частей голландского флота битва была почти завершена; потрепанный Вассенаар сдался во второй раз Расселу , в то время как адмирал Тьерк Хиддес Де Врис и Гелейкхейд , оба из которых были слишком сильно повреждены, чтобы спастись, также поразили свое знамя . В конце концов в бою остался только голландский флагман. [59]
В течение часа Де Винтер продолжал свое сопротивление, а Директор удерживал станцию на корме Врейхейда и неоднократно обстреливал ее. К 15:00 все три мачты были снесены, что затруднило огонь батареи правого борта, а Де Винтер был единственным офицером, который остался невредимым, стоя на своем разрушенном квартердеке и все еще отказываясь спустить знамя . [58] Пытаясь уладить бой, капитан Уильям Блай , директор , приблизился к голландскому флагману на расстояние 20 ярдов (18 м) и потребовал знать, сдался ли Де Винтер. Голландский адмирал ответил: «Что вы об этом думаете?», а затем попытался лично подать сигналы с требованием подкрепления от остального своего флота, но обнаружил, что фалы были отстрелены. [60] Затем де Винтер вызвал корабельного плотника и приказал ему отремонтировать его баржу, чтобы адмирал мог передать командование другому кораблю и продолжить бой. [58] Когда британские моряки из «Директора» поднялись на борт дрейфующего флагмана, Де Винтер был обнаружен помогающим плотнику с ремонтом баржи. Когда ему сообщили, что он военнопленный , он ответил: «Это моя непредвиденная судьба» и, проверив смертельно раненого офицера, лежавшего на юте, он последовал за абордажным отрядом обратно к их лодке для поездки на Почтенный. . [58]
Последствия
[ редактировать ]Де Винтер был немедленно доставлен к Дункану, голландскому офицеру, протягивающему меч в знак капитуляции. Дункан отказался от оружия, вместо этого пожимая руку Де Винтеру и настаивая: «Я лучше возьму руку храброго человека, чем его меч». Помимо потерь в тылу, были захвачены пять кораблей голландского фургона, а также фрегат «Засада» атаковавший со второй линии . Остальные голландские корабли бежали, быстро продвигаясь к прибрежным отмелям. [58] Дункан не последовал за ними: голландское побережье между Кампердуином и Эгмондом находилось всего в 5 морских милях (9,3 км), его корабль находился всего в 9 саженях (18 ярдов (16 м)) от воды, а погода была слишком суровой, и его корабли слишком потрепанный, чтобы рисковать сражаться на мелководье. [61] Вместо этого он приказал своим кораблям обеспечить контроль над своими призами и вернуться в Британию. Многие корабли теперь были недоукомплектованы из-за понесенных ими ужасных потерь: хирург Роберт Янг из Ардента , наиболее пострадавший из британских кораблей, работал более двенадцати часов без перерыва и позже написал:
Ко мне со всех сторон обращались печальные крики о помощи, раненые и умирающие, жалобные стоны и причитания от боли и отчаяния. Посреди этих мучительных сцен я смог сохранить твердость и собранность... Многие из наиболее раненых были невероятно стойкими; они были полны решимости не дрогнуть, и, когда до них дошли новости о сокрушительной победе, они подняли аплодисменты и заявили, что не сожалеют о потере своих конечностей.
- Цитируется из Питера Пэдфилда, Война Нельсона (1976). [62]
Потери в битве были очень тяжелыми с обеих сторон, и такие историки, как Уильям Джеймс, отметили, что потери британских кораблей были намного выше, чем когда британский флот встретил сопротивление Франции или Испании. Это было связано с голландской тактикой, отраженной британцами, которая заключалась в стрельбе по корпусам противника, а не в попытках вывести из строя их мачты и такелаж, как в других континентальных флотах. [63] Сильнее всего пострадали британские корабли первой волны, такие как «Ардент» со 148 жертвами, «Монарх» со 136 жертвами и «Белликё» под командованием капитана Джона Инглиса со 103 жертвами, в то время как и «Адамант» , и «Азенкур» ушли без единого убитого или раненого. Среди погибших были капитан Берджес с «Ардента» и два лейтенанта, а среди раненых был капитан Эссингтон с «Триумфа» и двенадцать лейтенантов. [64] В общей сложности потери британцев после битвы были зафиксированы как 203 убитых и 622 раненых, хотя более поздние оценки, основанные на благотворительных требованиях к раненым или убитым, дали более высокие цифры: 228 убитых и 812 раненых, включая 16 последних, которые впоследствии умерли. [64] Многие британские корабли были сильно повреждены, набрав большое количество воды через поврежденные корпуса. [65] Одним из наиболее пострадавших стал Venerable , который пришлось полностью разобрать и реконструировать после возвращения в Великобританию, прежде чем корабль снова был готов к активной службе. [66]
Отчеты о потерях голландцев, особенно на захваченных кораблях, были расплывчатыми и лишь частично полными. [67] Среди потерь были капитан Хинкст из Бешермера и капитан Холланд из Вассенаара , оба были убиты в начале боя. Также погибли капитан Ван Россум из Врейхейда , который был ранен пушечным ядром в бедро и вскоре умер от последствий раны, и адмирал Рейнтьес, который умер в плену в Англии в результате ран, полученных им на борту Юпитера . Его останки впоследствии были возвращены в Нидерланды со всеми воинскими почестями. [68] Среди голландского флота также было большое количество раненых, в том числе контр-адмиралы Блойс ван Треслонг и Стори; Одним из немногих голландских офицеров, избежавших ранения или смерти, был сам Де Винтер, который позже прокомментировал: «Просто удивительно, что два таких гигантских объекта, как адмирал Дункан и я, смогли избежать общей бойни этого дня». [58] [Примечание 5] Позже сообщалось, что в общей сложности голландские потери составили 540 человек убитыми и 620 ранеными. [64] Сильнее всего пострадал Врейхейд , потерявший почти половину своего состава. [69]
Обратные пути
[ редактировать ]На Достопочтенном Дункан собрал всех людей, способных присутствовать на церковной службе, чтобы «отблагодарить Всемогущего Бога за все Его милости, излитые на них и на него». Следующие 24 часа 66-летний Дункан без перерыва оставался на дежурстве, организуя путь рассеянного флота домой. [62] Однако британский адмирал нашел время, чтобы сыграть партию в вист в своей каюте с Де Винтером после ужина: когда голландский адмирал проиграл резинку, он заметил, что трудно проиграть дважды в день одному и тому же человеку. [70] 13 октября Дункан завершил свою официальную депешу и отправил ее впереди своих валяющихся кораблей с капитаном Уильямом Джорджем Фэйрфаксом на куттере « Роуз» : он похвалил всех своих людей, особо упомянув Троллопа и покойного Бёрджеса, которого он назвал «хорошим и доблестный офицер... искренний друг». [61] Де Винтеру было разрешено отправить депеши батавскому правительству, в которых он обвинил Стори и его центр в том, что они не поддерживали боевые действия дольше. Он также объяснил свое поражение превосходящей численностью британцев и предположил, что, возможно, он бы захватил часть британского флота, если бы его поддерживали лучше. Когда это письмо было позже опубликовано, оно вызвало бурю критики в Британии, причем один офицер назвал его «искаженным отчетом, который, насколько мне известно, мог быть собран людьми на берегу, ничего не знавшими о происходящем». [71]
Во второй половине дня 12 октября разразился шторм, который нанес дополнительные повреждения потрепанным кораблям и заставил воду хлынуть через множество пробоин в корпусах кораблей. [72] На борту голландских кораблей ситуация была особенно опасной. Потери были значительно выше, особенно на Врейхейде , чем на борту британских судов, и на борту было размещено небольшое количество британских моряков, поскольку призовые экипажи не могли справиться в одиночку, а при сильном ветре многие мачты рухнули на палубу, и огромное количество воды вылилось на берег. просочился в корпуса. [73]
Делфт , захваченный на ранних этапах боя, находился под командованием голландского лейтенанта Хейлберга и британского лейтенанта Чарльза Буллена с небольшим призовым экипажем из 69 человек. Девяносто три голландских пленных были вывезены, а среди оставшихся голландских моряков было 76 раненых. Когда шторм усилился, быстро стало ясно, что, несмотря на буксирный трос, прикрепленный к «Ветерану», корабль никогда не достигнет Британии, и на палубе была поднята большая доска с надписью, написанной мелом: «Корабль тонет». Немедленно отреагировав, лодки с близлежащих кораблей организовали эвакуацию и начали погрузку голландских пленных для перевода на более мореходные суда. Буллен предложил место в первой спасательной шлюпке от «Ветерана» до Хейльберга, но голландский офицер отказался, указав на неподвижных раненых, которых доставили на главную палубу, когда нижние палубы были затоплены, и ответив: «Но как я могу оставить этих людей?» ?". В ответ Буллен воскликнул: «Да благословит тебя Бог, мой храбрый парень! Вот моя рука; я даю тебе слово, что останусь здесь с тобой!». [72] Призовая команда уехала на второй спасательной лодке, отправленной из Рассела , а Буллен и Хейлберг ждали третьего рейса, чтобы увезти их с оставшимися 30 ранеными и тремя младшими голландскими офицерами, которые также решили остаться. Однако прежде чем могла прибыть дальнейшая помощь, Делфт внезапно затонул, Буллен и Хейльберг бросились в сторону, когда корабль затонул. Оба были замечены в воде, но только Буллен достиг безопасности, доплыв в одиночку до Монмута . [74]
Два других приза были потеряны для британского флота: «Монниккендам» получил призовую команду из 35 человек из Болье , но был отделен во время шторма и потерял оставшиеся мачты и лонжероны. Экипаж установил мачты , но они тоже рухнули, и корпус затопил на глубину 14 футов (4,3 м). 12 октября, зная, что корабль скоро затонет, призовой капитан поручил голландскому боцману направить корабль к голландскому побережью в Вест-Капеле . Местные лодки подошли к севшему на мель судну, и все находившиеся на борту были спасены, а 35 британских пленных отправлены в тюрьму во Флашинге . Сам корабль потерпел крушение и не подлежал ремонту и был заброшен. [75] Другой захваченный фрегат, Ambuscade , также был выброшен на берег в затонувшем состоянии, а призовой экипаж попал в плен, но в этом случае корабль был спасен и позже возвращен на вооружение Голландии. [74]
В отличие от британских трудностей, у выживших членов голландского флота не было проблем с возвращением на Тексель. [61] за исключением Брута . Адмирал Блойс ван Треслонг отплыл к побережью Хиндера с двумя бригами, и там 13 октября его нашел 40-пушечный британский фрегат HMS Endymion под командованием капитана сэра Томаса Уильямса . В 16:30 «Эндимион» приблизился к более крупному, но поврежденному голландскому кораблю и открыл огонь, на что Брут ответил залпом собственным . Уильямс дважды успешно обстрелял своего противника, но сложные приливы у голландского побережья вытащили его корабль из зоны досягаемости в 17:30, прежде чем он смог продолжить атаку. [74] Выпустив ракеты в надежде привлечь внимание любого из кораблей Дункана, Уильямс был вознагражден в 22:30 прибытием Болье . 14 октября фрегаты охотились за своими противниками и в 05:00 обнаружили голландские корабли у канала Гери . Фрегаты закрылись, и Блойс ван Треслонг отступил, пройдя глубже в голландские воды и достигнув безопасного места в Маезе к 07:00 . Британские фрегаты, жертва которых сбежала, вернулись к борющемуся флоту Дункана. [76]
Результаты
[ редактировать ]17 октября 1797 года хромающий конвой Дункана начал прибывать в Ярмут, где его встретили большими торжествами. Несколько кораблей были задержаны: три валялись у Кентиш-Нока, еще три - в заливе Хосли, а несколько все еще находились в море из-за неблагоприятного северо-западного ветра. [61] Весть о победе уже распространилась по Британии, и 20 октября Дункан был назначен виконтом Дунканом Кампердаунским и бароном Дунканом Ланди. Адмирал Онслоу стал баронетом , а капитаны Генри Троллоп и Уильям Джордж Фэйрфакс были посвящены в рыцари . [Примечание 6] Король Георг III настоял на личной встрече с Дунканом и 30 октября отправился в Ширнесс на королевской яхте HMY Royal Charlotte, прежде чем 1 ноября сильный ветер и волны вынудили его вернуться в порт. Не имея возможности добраться до флагмана Дункана, король вместо этого вознаградил флот в целом, помиловав 180 человек, осужденных за участие в мятеже в Норе и удерживаемых на борту тюремного корабля HMS Eagle на реке Медуэй . [68] Аналогичное помилование было предоставлено контр-адмиралом Питером Ренье мятежникам Ост-Индской эскадры. [80] Были созданы золотые медали и вручены капитанам, и обе палаты парламента выразили благодарность за победу. Все первые лейтенанты были произведены в командиры, а Дункану и Онслоу были вручены ценные презентационные мечи стоимостью 200 и 100 гиней каждый соответственно. [76] Дункан также получил от правительства пенсию в размере 2000 фунтов стерлингов в год, стал гражданином многих городов и поселков и стал объектом представлений от многочисленных патриотических обществ, особенно в Шотландии, где он был награжден ценными пластинами от обоих городов, в которых он родился, Данди. и графство Форфаршир . [5] Была проведена публичная подписка на помощь вдовам и раненым, в результате которой было собрано 52 609 фунтов стерлингов на 10 дней и 10 дней (что эквивалентно 6 880 000 фунтов стерлингов по состоянию на 2024 год). [81] [64] Когда Дункан отправился на прием в Ратушу 10 ноября, толпа окружила его карету на улице, отцепила лошадей и сама потащила ее на Ладгейт-Хилл в знак уважения. [82] 23 декабря король возглавил процессию благодарения и церемонию в соборе Святого Павла в Лондоне, на которой Дункан нес флаг Де Винтера из Врейхейда , а Онслоу нес флаг Рейнтьеса с Юпитера , за ним следовали Фэрфакс, Эссингтон, Митчелл, Блай, Уокер, Троллоп, Друри, О'Брайен, Грегори и Хотэм, а также многочисленные моряки флота. [78] Пять десятилетий спустя это сражение вошло в число действий, отмеченных застежкой, прикрепленной к Медали за общие заслуги на флоте , вручаемой по заявлению всем британским участникам, еще жившим в 1847 году. [83]
Не все реакции были положительными: несколько капитанов Дункана подверглись критике за неспособность быстро и решительно вступить в бой с противником, в том числе капитан Уэллс из Ланкастера . [84] Самая сильная критика пришлась на капитана Джона Уильямсона из Азенкура . Азенкур почти не участвовал в бою и не понес ни единой потери. В результате Уильямсон был обвинен в неисполнении своего долга капитаном Хоппером из Азенкура Королевской морской пехоты и предстал перед военным трибуналом 4 декабря 1797 года в Ширнессе на борту « Цирцеи » по обвинению в «неподчинении сигналам и невступлении в бой». и «трусость и недовольство». [76] Уильямсон имел историю нерешительности: в 1779 году, будучи младшим офицером во время капитана Джеймса Кука путешествия в Тихий океан , Уильямсон уклонялся от того, чтобы привести лодки для эвакуации Кука из залива Килакекуа , когда он подвергался нападению гавайцев . В результате Кук оказался в ловушке на пляже и был зарезан. [85] По завершении судебного процесса 1 января 1798 года Уильямсон был признан виновным по первому обвинению и невиновным по второму, что привело к понижению в должности в списке капитанов и запрету на дальнейшую военно-морскую службу. [76] Сообщалось, что Уильямсон умер в 1799 году, вскоре после увольнения со службы. [67] но Эдвард Пелхэм Брентон позже утверждал, что вместо этого он скрывался под вымышленным именем и продолжал получать пенсию в течение многих лет. [52] В Батавской республике также поступали взаимные обвинения в адрес тех офицеров, которые, как считалось, не выполнили свой долг: де Винтер из Лондона после битвы возложил большую часть вины на шесть кораблей, которые не выполнили его приказы и досрочно отошли из битва. [86] Обвинения были предъявлены нескольким офицерам, в том числе адмиралу Блойсу ван Треслонгу, который был осужден военным трибуналом и уволен со службы, хотя позже восстановлен в должности, и командующему Батавье Сутеру , который был осужден и заключен в тюрьму. [54] Адмирал Стори также подвергся критике, особенно со стороны Де Винтера, и ему разрешили сохранить свое командование только после того, как он убедил батавское правительство, что у него не было другого выбора, кроме как отступить. [68]
Все захваченные голландские корабли были куплены в Королевский флот, Гелейкхейд , Врейхейд , Вассенаар , Харлем и Алкмаар под собственными именами (хотя в большинстве случаев они были англизированы) и Адмирал Тьерк Хиддес Де Врис как более простой Деврис . Два были полностью переименованы из-за того, что корабли с их названиями уже существовали в Королевском флоте; Юпитер стал HMS Camperdown , а Hercules стал HMS Delft . Ни один из этих кораблей никогда не был в достаточном состоянии для службы в открытых водах: повреждения, полученные в Кампердауне, оказались слишком серьезными, чтобы их можно было полностью отремонтировать. [87] Кроме того, корабли голландской постройки имели более легкие корпуса и более плоское днище, чем корабли других стран, поскольку они были предназначены для работы на мелководье голландского побережья и в результате от них было мало пользы для океанского Королевского флота. Все награды были немедленно отправлены в портовую службу, и ни одна из них не использовалась на передовой службе. [73] Хотя призовому суду потребовалось несколько лет, чтобы определить призовой фонд , который будет присужден за бой, первоначальная оценка составляла 60 000 фунтов стерлингов (эквивалент 7 849 000 фунтов стерлингов по состоянию на 2024 год). [81] оказался пессимистичным: Дункан и его люди в конечном итоге получили 150 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 19 622 000 фунтов стерлингов по состоянию на 2024 год). [81] хотя они были вынуждены защищать претензию ВМФ России от имени эскадры, усилившей Дункан в мае. Поскольку эти силы не играли никакой роли в сражении и рассматривались британским командованием как помеха, а не как преимущество, иск был отклонен. [88] но судебные издержки и другие претензии уменьшили окончательную выплату. После получения первого взноса в размере 10 000 фунтов стерлингов Дункан получил уникальную честь – разрешение покупать акции на Лондонской фондовой бирже по цене 7 ⁄ 8 рыночной цены. [89]
Наследие
[ редактировать ]«Они говорят, что собираются сделать нашего адмирала лордом. только делает старый член снова молодым». |
Анонимный моряк, октябрь 1797 г. [90] |
Хотя на тот момент Кампердаун считался величайшей победой британского флота над равными силами противника, [42] историк Ноэль Мостерт отметил, что «это была битва, которая с потомками каким-то образом потеряла ранг и значение на фоне последующих более великих и романтически славных событий». [70] Тем не менее, влияние этих действий на войну в целом было чрезвычайно важным. Потери, понесенные голландским флотом в кораблях, людях и моральном духе, обеспечили Королевскому флоту превосходство в Северном море. [42] Эта позиция усилилась из-за срыва, вызванного битвой в переговорах Франции о союзе с тем, что историк Эдвард Пелхэм Брентон называет «северными державами» Скандинавии . [91] Уничтожение голландского флота в Кампердауне также стало серьезным ударом по амбициям Франции вторгнуться в Ирландию и лишило их атлантический флот необходимых подкреплений; возможно, это даже сыграло роль в Наполеона Бонапарта отказаться от попыток прямого нападения на Британию в начале 1798 года. решении [92] В 1799 году значительный британский и российский экспедиционный корпус высадился в Нидерландах при поддержке большого флота под командованием лорда Дункана. Под атаками как с моря, так и с суши, остальная часть голландского флота под командованием адмирала Стори капитулировала без боя: во время так называемого « Инцидента Влитера» политические разногласия между офицерами и моряками привели к мятежу, во время которого голландские моряки бросили свои боеприпасы. за бортом. [93] В Британии общественное облегчение после восстановления власти военно-морского флота после весенних мятежей было огромным и помогло укрепить колеблющееся британское правительство в его стремлении к войне, восстановив уверенность в британском военно-морском превосходстве в домашних водах. [92] Кристофер Ллойд отмечает, что события 1797 года привели к «новому и вопиющему патриотизму… [который] был сосредоточен на достижениях «наших доблестных смол»». [94] Популярный стишок того времени отражал общественные настроения:
Сент-Винсент обыграл Донов, Эрл Хоу опередил месье,
И теперь доблестный Дункан основательно разгромил Минхеера;
Испанцы, французы и голландцы, хотя все они объединены,
Не бойтесь, Британия кричит, Мои Тарс могут победить всех троих.
Господа, минхееры и доны, пустое хвастовство вашей страны,
Наши тары могут победить всех троих, каждый на родном берегу.
- Цитируется по Кристоферу Ллойду, Сент-Винсент и Кампердаун , 1963 г. [94]
Хотя первоначальная тактика Дункана в битве напоминала тактику Хоу в Славное первое июня, а его последующую атаку сравнивают с тактикой Нельсона в битве при Трафальгаре в 1805 году. [41] Дункан отметил, что тактическая работа « Очерк военно-морской тактики» Джона Клерка из Элдина вдохновила его на решения в тот день. [95] Впоследствии Дункан подвергся косвенной критике через несколько лет после битвы со стороны его коллеги графа Сент-Винсента , который выиграл битву у мыса Сент-Винсент над испанским флотом за девять месяцев до Кампердауна. В письме, в котором он жаловался на утверждение Клерка о том, что он несет ответственность за все крупные морские победы в войне, Сент-Винсент писал, что Дункан «был храбрым офицером, мало разбирающимся в тонкостях военно-морской тактики и который быстро был бы сбит с толку». Когда он увидел врага, он бросился на него, не думая о том-то и боевом порядке. Чтобы победить, он рассчитывал на храбрый пример, который он подал своим капитанам, и это событие оправдало его ожидания». [70] Эта оценка была опровергнута капитаном Хотэмом, который публично ответил, что «позднее время года и непосредственная близость неприятельского побережья сделали то, что в другом случае могло бы показаться крайне необходимым, поскольку это было быстрое решение Адмирал, который стал причиной такого результата». [70] Некоторые современные историки, такие как Питер Пэдфилд, согласились с утверждением Хотэма, добавив к этому предположение, что тактика Дункана во время битвы могла оказать влияние на недавно назначенного контр-адмирала сэра Горацио Нельсона , который находился в Англии, восстанавливаясь после потери его правая рука в битве при Санта-Крус-де-Тенерифе во время Кампердауна. [96] Сам Дункан считал, что мог бы сделать больше, отмечая, что «мы были вынуждены… действовать довольно опрометчиво в нашей атаке. Если бы мы находились в море в десяти лигах, никто бы не убежал». [97] но некоторые из самых высоких похвал исходили от его бывшего противника Де Винтера, который писал: «То, что вы не дожидались построения линии, погубило меня: если бы я подошел ближе к берегу, а вы атаковали, я, вероятно, привлек бы к нему оба флота; и это было бы для меня победой, если бы я находился на своем берегу». [5] Здоровье Дункана ухудшилось после битвы, что вынудило его уйти из военно-морского флота в 1799 году и способствовало его смерти в Корнхилл-он-Твид в 1804 году. [5]
Действия де Винтера во время битвы получили высокую оценку: Эдвард Пелхэм Брентон писал в 1836 году, что «голландский адмирал проявил в себе самую бесстрашную доблесть… но в конце концов был вынужден уступить превосходящему мастерству , это было бы неправдой». сказать: высшая храбрость». [91] в то время как Уильям Джеймс отметил в 1827 году, что после битвы «батавская доблесть все еще требовала уважения врага и аплодисментов всего мира». [72] Де Винтер был освобожден из плена в 1798 году после того, как в Британию дошло известие о том, что его жена перенесла инсульт , и впоследствии он стал послом Батавии во Франции, прежде чем возобновить командование голландским флотом в начале Наполеоновских войн . Он был доверенным подчиненным Луи Бонапарта , короля Голландии между 1806 и 1810 годами, и был удостоен чести императора Наполеона в 1811 году перед своей внезапной смертью в Париже в следующем году. [98]
Битва стала популярной темой для современных художников, и многие картины, изображающие ее, хранятся в национальных коллекциях Соединенного Королевства, в том числе картины Томаса Уиткомба и Филиппа де Лутербурга в галерее Тейт . [99] [100] Уиткомб, Сэмюэл Драммонд и Дэниел Орм в Национальном морском музее , [101] [102] [103] и Джордж Чемберс-старший и Джон Синглтон Копли в Национальной галерее Шотландии . [104] [105] В литературе битва сыграла центральную роль в романе Морской путь в Кампердаун» Шоуэлла Стайлза « 1968 года . [106] и роман Пожарный корабль» « К. Норткота Паркинсона 1975 года . [107] Битва также вдохновила таких композиторов, как Даниэль Штайбельт , чья композиция «Британия: аллегорическая увертюра» была создана в честь победы, и Ян Ладислав Дуссек , создавший композицию под названием «Морское сражение и полное поражение голландцев адмиралом Дунканом» в 1797 году. [108]
Королевский флот отметил эту битву четырьмя кораблями, носившими название HMS Camperdown , и семью кораблями HMS Duncan , которые поддерживали тесные связи с родным городом Дункана, Данди. [109] В Данди битва при Кампердауне отмечается в Кампердаун-хаусе , первоначально резиденции виконтов Кампердауна в Данди, строительство которой было завершено в 1828 году и позже стало общественным парком и туристической достопримечательностью. [110] Двухсотлетие битвы было отмечено в Данди в 1997 году выставкой «Славная победа» в городских галереях Макмануса совместно с Кампердаун-хаусом и Национальным музеем Шотландии . Выставка стала популярной туристической достопримечательностью, ее посетили более 50 000 человек. 11 октября прошла поминальная служба в память о погибших, и в городе открыли новую статую адмирала Дункана. [111]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Говорят, что капитан «Счастливчик» Джек Обри , один из двух главных героев цикла Обри-Мэтьюрина книг , написанных Патриком О'Брайаном и действие которых происходит в военно-морском мире наполеоновских войн, присутствовал в битве при Кампердауне. В романе « Остров пустыни» (1978) он вспоминает, что был «[...] гардемарином, находившимся на нижней палубе « Ардента» , 64 [пушки], когда « Вриджхейд» убил или ранил сто сорок девять человек. его товарищи по кораблю из четырехсот двадцати одного корабля и превратили « Ардент» почти в крушение: это и все, что он слышал о голландцах, вселило в него уважение к их мореплаванию и их боевым качествам». [112]
- В романе Уильяма Кинсолвинга 1996 года «Мистер Кристиан» Флетчер Кристиан возвращается из южных морей и ранен в битве при Кампердауне.
- Джулиана Стоквина Персонаж Томас Кидд находится в Кампердауне в романе « Мятеж» .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя большинство источников указывают дату битвы 11 октября, Кристофер Ллойд утверждал, что, поскольку день британского военно-морского флота длился с полудня до полудня, а не с полуночи до полуночи, битва фактически началась утром 12 октября 1797 года. те, что на суше. [2]
- ^ Первая сумма взята из военно-морской сводки 1793 года. [10] ошибочно датирован 1799 годом и второй из реферата 1797 года (который у Уильяма Джеймса ). [11]
- ↑ Идентичность судна, отправленного Троллопом в Дункан, оспаривается. Уильям Джеймс , писавший в 1827 году, приписывал это действие наемному вооруженному люггеру Блэк Джоуку , [34] и это повторил Уильям Лэрд Клоуз в своей истории 1900 года. [24] Однако Эдвард Пелэм Брентон в 1836 году назвал наемного вооруженного катера Актива . посланником [35] Этой точки зрения в 2008 году поддержал Ноэль Мостерт. [36] В 1963 году Кристофер Ллойд приписал сигнал люггеру «Спекулянт» , за которым в течение нескольких часов последовали катера «Актив» и «Вестал», которые предоставили подробные отчеты о передвижениях Де Винтера. [37] Все отчеты сходятся во мнении о том, каким образом неизвестное судно прибыло в Ярмут. Black Joke не входил в число судов, претендующих ни на призовой фонд за захваченные голландские корабли, ни на медаль за военно-морские заслуги, хотя и Active , и Speculator были.
- ↑ Существуют разногласия относительно личности Монниккендама спутника в этом нападении: Джеймс назвал бриг « Аталанте» , в то время как Клоуз утверждает в сноске, что Джеймс ошибся и что корабль на самом деле был «Дафной» . [48]
- ↑ Уильям Джеймс сообщает, что адмирал Де Винтер умер во время заключения в Лондоне от «хронической болезни». [64] На самом деле Де Винтер не погиб после боя и в конце концов вернулся на службу в голландский флот.
- ^ Несколько источников, включая Брентона и Джеймса, [68] [76] записано, что Троллоп и Фэрфакс были объявлены « Рыцарями Баннерета королем Георгом III ». Однако об этих наградах никогда не сообщалось в The London Gazette в 1642 году официальных рыцарей Баннерета не создавалось , и со времен сэра Джона Смита в битве при Эджхилле . [77] Гораздо более вероятно, что эти рыцарские звания, которые впервые появляются в официальных записях в декабре 1797 года без указания их характера, [78] были рыцарями-холостяками . [79]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лавери, с. 161
- ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 139
- ^ Чендлер, с. 44
- ^ Гардинер, с. 171
- ^ Jump up to: а б с д «Дункан, Адам». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8211 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Падфилд, с. 82
- ^ Клоуз, с. 553
- ^ Гардинер, с. 138
- ^ Jump up to: а б Пакенхем, с. 29
- ^ Джеймс, Том. 1 р. 375
- ^ Джеймс, с. 399
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 165
- ^ Manwaring & Dobree, p. 23
- ^ Manwaring & Dobree, p. 24
- ^ Manwaring & Dobree, p. 39
- ^ Гардинер, с. 167
- ^ Manwaring & Dobree, p. 112
- ^ Ллойд, с. 109
- ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 83
- ^ Падфилд, с. 84
- ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 88
- ^ Клоуз, с. 324
- ^ Падфилд, с. 93
- ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 325
- ^ Трейси, с. 224
- ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 94
- ^ Падфилд, с. 95
- ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 137
- ^ Брентон, с. 353
- ^ Ллойд, с. 128
- ^ Ллойд, с. 130
- ^ Jump up to: а б с д и ж Клоуз, с. 327
- ^ Jump up to: а б с Пэдфилд, с. 97
- ^ Джеймс, с. 66
- ^ Брентон, с. 347
- ^ Мостерт, с. 230
- ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 133
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 326
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 68
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 67
- ^ Jump up to: а б с Ллойд, с. 138
- ^ Jump up to: а б с Роджер, с. 456
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 69
- ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 98
- ^ Jump up to: а б с д и Пэдфилд, с. 99
- ^ Джеймс, с. 74
- ^ «О'Брайен, Эдвард». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/20476 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: а б с д Клоуз, с. 328
- ^ Падфилд, с. 100
- ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 101
- ^ Jump up to: а б с Ллойд, с. 143
- ^ Jump up to: а б Брентон, с. 355
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс, с. 70
- ^ Jump up to: а б с д Клоуз, с. 329
- ^ Jump up to: а б с Пэдфилд, с. 102
- ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 144
- ^ Гардинер, с. 178
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пэдфилд, с. 103
- ^ Ллойд, с. 150
- ^ Ллойд, с. 151
- ^ Jump up to: а б с д «№14055» . Лондонская газета . 16 октября 1797 г., стр. 985–987.
- ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 105
- ^ Джеймс, с. 71
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс, с. 72
- ^ Джеймс, с. 380
- ^ Трейси, с. 231
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 330
- ^ Jump up to: а б с д Брентон, с. 356
- ^ Падфилд, с. 104
- ^ Jump up to: а б с д Мостерт, с. 232
- ^ Ллойд, с. 157
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 76
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 179
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 77
- ^ Грокотт, с. 51
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс, с. 78
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б «№14075» . Лондонская газета . 19 декабря 1797 г. с. 1210.
- ^ Лотон 1899 , с. 248.
- ^ Паркинсон, с. 135
- ^ Jump up to: а б с Великобритании Данные по инфляции в индексе розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Ллойд, с. 160
- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г., стр. 236–245.
- ^ United Service Journal , с. 147
- ^ Ллойд, с. 161
- ^ Джеймс, с. 75
- ^ Клоуз, с. 331
- ^ Ллойд, с. 123
- ^ Ллойд, с. 159
- ^ Ллойд, с. 158
- ^ Jump up to: а б Брентон, с. 348
- ^ Jump up to: а б Мостерт, с. 233
- ^ Джеймс, с. 308
- ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 163
- ^ Ллойд, с. 140
- ^ Падфилд, с. 107
- ^ Падфилд, с. 106
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Уиткомб, Томас. « Битва при Кампердауне » . Галерея Тейт. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ Лутербург, Филип де. « Битва при Кампердауне » . Галерея Тейт. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ Драммонд, Сэмюэл. « Адмирал Дункан получает меч голландского адмирала Де Винтера в битве при Кампердауне » . Национальный морской музей. Архивировано из оригинала 5 декабря 2004 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ Орм, Дэниел. « Дункан принимает капитуляцию Де Винтера в битве при Кампердауне » . Национальный морской музей. Архивировано из оригинала 20 ноября 2004 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ Уиткомб, Томас. « Битва при Кампердауне, 11 октября 1797 года » . Национальный морской музей. Архивировано из оригинала 3 марта 2010 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ Чемберс-старший, Джордж. « Битва при Кампердауне » . Национальная галерея Шотландии. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ Копли, Джон Синглтон. « Победа лорда Дункана (Капитуляция голландского адмирала Де Винтера адмиралу Дункану, 11 октября 1797 года) » . Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 года . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ Стайлз, Шоуэлл (1968). Морская дорога в Кампердаун . Фабер. ISBN 978-0-571-08702-0 .
- ^ Паркинсон, К. Норткот (1975). Огненный корабль . Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-3175-0 .
- ^ Тодд, Р. Ларри (весна 1991 г.). «Обзор Лондонской школы фортепиано 1766–1860 ». Журнал Американского музыковедческого общества . 44 (1): 128–136. дои : 10.2307/831731 . JSTOR 831731 .
- ^ «Разрушитель будет связан с городом» . Британская радиовещательная корпорация . 13 февраля 2009 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ «Загородный парк Кэмпердаун» . Загородный парк Кэмпердаун . Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 17 марта 2010 г.
- ^ «Проект Дома Кэмпердаун» . Друзья Кампердаун-Хауса. 2000. Архивировано из оригинала 8 июня 2010 года . Проверено 17 марта 2010 г.
- ^ О'Брайан, Патрик (2011) [1978]. Остров Запустения . Электронные книги ХарперКоллинз. п. 145. ИСБН 9780007429363 .
Библиография
[ редактировать ]- «Об истории военно-морского флота с критикой работы капитана Брентона» . United Service Journal и военно-морской журнал . Том. Часть II. 1837. стр. 145–161.
- Брентон, Эдвард Пелхэм (1823). Военно-морская история Великобритании, Том. Я. Лондон: Генри Колберн.
Бостон.
- Чендлер, Дэвид (1999) [1993]. Словарь наполеоновских войн . Военная библиотека Вордсворта. ISBN 978-1-84022-203-6 .
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-013-5 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Кэкстон Издания. ISBN 978-1-84067-363-0 .
- Грокотт, Теренс (2002) [1997]. Кораблекрушения революционной и наполеоновской эпохи . Кэкстон Издания. ISBN 978-1-84067-164-3 .
- Джеймс, Уильям (1827). Военно-морская история Великобритании, том 2, 1797–1799 гг . Архивировано из оригинала 27 мая 2013 года . Проверено 26 марта 2013 г.
- Лотон, Джон Нокс (1899). Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 57. Лондон: Smith, Elder & Co., стр. 246–248. . В
- Лавери, Брайан (2003). Командование Джека Обри: исторический спутник Патрика О'Брайана в военно-морском мире . Лондон: Издательство Военно-морского института. ISBN 9781591144038 .
- Ллойд, Кристофер (1963). Сент-Винсент и Кампердаун . Лондон: BT Batsford Ltd.
- Манваринг, GE; Добри, Бонами (2004) [1934]. Плавучая республика: отчет о мятежах в Спитхеде и Норе в 1797 году . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-84415-095-3 .
- Мостерт, Ноэль (2007). Линия на ветру: величайшая война на море под парусами 1793–1815 гг . Винтажные книги. ISBN 978-0-7126-0927-2 .
- Падфилд, Питер (2000) [1976]. Война Нельсона . Военная библиотека Вордсворта. ISBN 978-1-84022-225-8 .
- Паркинсон, К. Норткот (1954). Война в восточных морях, 1793–1815 гг . Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд.
- Пакенхэм, Томас (2000) [1997]. Год свободы: история Великого ирландского восстания 1798 года . Лондон: Абакус. ISBN 978-0-349-11252-7 .
- Роджер, НАМ (2004). Командование океана . Аллан Лейн. ISBN 978-0-7139-9411-7 .
- Трейси, Николас, изд. (1998). «Биографические мемуары Адама Дункана, лорда виконта Дункана». «Морская хроника», том 1, 1793–1798 гг . Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-091-3 .
Корабли, названные в честь битвы
[ редактировать ]4 корабля и каменный фрегат получили название HMS Camperdown.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с битвой при Кампердауне, на Викискладе?