Jump to content

Битва при Кампердауне

Координаты : 52 ° 45'N 4 ° 12'E  /  52,750 ° N 4,200 ° E  / 52,750; 4200
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Битва при Кампердауне
Часть военно-морских операций во время войны Первой коалиции

Битва при Кампердауне, 11 октября 1797 года , Томас Уиткомб
Дата 11 октября 1797 г.
Расположение 52 ° 45'N 4 ° 12'E  /  52,750 ° N 4,200 ° E  / 52,750; 4200
Результат Британская победа [1]
Воюющие стороны
 Великобритания  Батавская Республика
Командиры и лидеры
Адам Дункан Батавская Республика Ян де Винтер ( военнопленный )
Сила
16 линейных кораблей
2 фрегата
1 шлюп
4 фрезы
1 люгер ( OOB )
15 линейных кораблей
6 фрегатов
4 брига
1 уведомление ( OOB )
Жертвы и потери
203 убитых
622 раненых
540 убитых
620 раненых
3775 взято в плен
9 линейных кораблей захвачены
2 фрегата захвачены
Битва при Кампердауне находится в Северном море.
Битва при Кампердауне
Расположение в Северном море

Битва при Кампердауне (известная по -голландски как Zeeslag bij Kamperduin ) — крупное военно-морское сражение, произошедшее 11 октября 1797 года. [Примечание 1] между британским флотом Северного моря под командованием адмирала Адама Дункана и флотом Батавского флота (голландского) под командованием вице-адмирала Яна де Винтера . Битва, наиболее значимое сражение между британскими и голландскими войсками во время Французских революционных войн , привела к полной победе британцев, которые захватили одиннадцать голландских кораблей, не потеряв ни одного из своих.

В 1795 году Голландская республика была захвачена армией Французской республики и была реорганизована в Батавскую республику , государство-сателлит Франции. В начале 1797 года, после того как французский Атлантический флот понес тяжелые потери в катастрофической зимней кампании, голландскому флоту было приказано усилить французов в Бресте . Свидания так и не произошло; континентальным союзникам не удалось извлечь выгоду из мятежей в Спитхеде и Норе , которые парализовали силы Британского Ла-Манша и флот Северного моря весной 1797 года.

К сентябрю голландский флот под командованием Де Винтера был заблокирован в своей гавани в Текселе британским флотом Северного моря под командованием Дункана. В начале октября Дункан был вынужден вернуться в Ярмут за припасами, и Де Винтер воспользовался возможностью, чтобы провести краткий рейд в Северное море . Когда 11 октября голландский флот вернулся к голландскому побережью, Дункан ждал и перехватил Де Винтера у прибрежной деревни Кампердуин . Атакуя голландскую линию боя двумя разрозненными группами, корабли Дункана прорвались в тыл и авангард и впоследствии были атакованы голландскими фрегатами , выстроившимися на другой стороне. Сражение разделилось на две рукопашные схватки: одну на юге, или с подветренной стороны, где более многочисленные британцы сокрушили тыл голландцев, и одну на севере, или с наветренной стороны, где более равный обмен сосредоточился на сражающихся флагманах. Когда голландский флот попытался достичь мелководья, пытаясь избежать британской атаки, британская подветренная дивизия присоединилась к наветренному бою и в конечном итоге вынудила голландский флагман сдаться. Свобода и еще десять кораблей.

Потеря флагмана побудила уцелевшие голландские корабли рассредоточиться и отступить, Дункан отозвал британские корабли с их призами для обратного пути в Ярмут. По пути флот подвергся серии штормов, два приза были разбиты, а еще один пришлось отвоевывать, прежде чем остальные достигли Британии. Потери в обоих флотах были тяжелыми, поскольку голландцы следовали британской практике стрельбы по корпусам вражеских кораблей, а не по их мачтам и снастям, что привело к более высоким потерям среди британских экипажей, чем они обычно несли против континентальных флотов. Голландский флот распался как самостоятельная боевая сила, потеряв десять кораблей и более 1100 человек. Когда два года спустя британские войска снова столкнулись с голландским флотом во время инцидента во Влитере , голландские моряки, столкнувшись с превосходящей британской огневой мощью, как это было в Кампердауне, и перед лицом прооранжистского восстания , бросили свои корабли и массово сдались в плен .

Зимой 1794–1795 годов войска Французской Республики захватили соседнюю Голландскую республику во время Французских революционных войн . Затем французы реорганизовали страну в государство-сателлит, получившее название Батавская республика , и она присоединилась к Франции против союзников в войне Первой коалиции . [3] Одним из наиболее важных голландских активов, над которыми французы получили контроль, был голландский военно-морской флот . Голландский флот обеспечил существенное подкрепление французским силам в северных европейских водах, которые в основном базировались в Бресте на Атлантическом океане и чьим главным противником был флота Королевского флот Ла-Манша . Расположение основной якорной стоянки голландского флота в водах у Текселя побудило к реорганизации распределения британских военных кораблей в водах Северной Европы с новым акцентом на важность Северного моря . Поскольку военно-морской флот испытывал острую нехватку людей и оборудования, а другие театры военных действий считались более важными, небольшие, старые и плохо обслуживаемые корабли были задействованы из резерва и базировались в гаванях Восточной Англии , главным образом в порту Ярмут , под командованием адмирала. Адам Дункан . [4] 65-летний Дункан был ветераном войн за австрийское наследство (1740–1748), Семилетней войны (1756–1763) и Войны за независимость в США (1775–1783). многочисленные сражения с отличием и успехом. [5] При росте 6 футов 4 дюйма (1,93 м) он также отличался физической силой и размером: современник описал его как «почти гигантского». [6]

Французский флот потерпел ряд односторонних поражений в первые годы войны, понеся тяжелые потери во время Славного первого июня 1794 года и во время Круазьер-дю-Гранд-Ивер в январе следующего года. [7] В конце 1796 года, по настоянию представителей Объединённых ирландцев (общества, призванного положить конец британскому правлению в Королевстве Ирландия ), Французский Атлантический флот предпринял крупномасштабную попытку вторжения в Ирландию , известную как Ирландская экспедиция . Это тоже закончилось катастрофой: двенадцать кораблей были потеряны, а тысячи людей утонули в жестоких зимних штормах. [8] Их амбиции были сорваны, представители Объединённых ирландцев во главе с Вулфом Тоном обратились к новому Батавскому государству за поддержкой, и им была обещана помощь в наступающем году со стороны объединенного французского и голландского флота. Летом 1797 года был сформулирован план объединения французского и голландского флотов и совместного нападения на Ирландию. Тоне присоединился к штабу вице-адмирала Яна де Винтера на его флагманском корабле «Врейхейд» в Текселе , и для подготовки к операции было экипировано 13 500 голландских солдат. флот ждал только лучшего момента, чтобы воспользоваться восточным ветром и пронестись мимо британской блокады и вниз по Ла-Маншу . [9]

Спитхедский мятеж

[ редактировать ]

Для Королевского флота первые годы войны были успешными, но приверженность глобальному конфликту создавала серьезную нагрузку на имеющееся оборудование, людей и финансовые ресурсы. Военно-морской флот увеличился со 134 кораблей в начале конфликта в 1793 году до 633 к 1797 году. [Примечание 2] а личный состав увеличился с 45 000 человек до 120 000, что стало возможным только благодаря службе впечатлений , которая похищала преступников, нищих и не желающих призывников на обязательную службу на море. [12] Заработная плата не повышалась с 1653 года и обычно задерживалась на несколько месяцев, пайки были ужасными, увольнение на берег запрещено, а дисциплина суровая. [12] Напряженность во флоте постепенно росла с начала войны, и в феврале 1797 года анонимные моряки Ла-Манша в Спитхеде отправили письма своему бывшему командующему лорду Хоу , прося его поддержки в улучшении их условий. [13] Список был намеренно проигнорирован по указанию Первого лорда Адмиралтейства лорда Спенсера . [14] а 16 апреля моряки ответили мятежом в Спитхеде : в основном мирной забастовке , возглавляемой делегацией моряков с каждого корабля, которой было поручено вести переговоры с властями и обеспечивать соблюдение дисциплины. [15] В течение месяца флот оставался в тупике, пока лорду Хоу не удалось договориться о ряде улучшений условий, которые побудили бастующих вернуться к регулярной службе. [16] Мятеж достиг почти всех своих целей; повышение заработной платы, увольнение непопулярных офицеров и улучшение условий для военнослужащих, служащих во флоте Ла-Манша и, в конечном итоге, во всем военно-морском флоте. [17]

Пока волнения в Спитхеде продолжались, Дункан сохранял порядок на Северном морском флоте в Ярмуте исключительно силой своей личности. Когда люди с его флагмана, HMS Venerable , забрались на снасти и трижды кричали «ура» в заранее подготовленном сигнале о начале восстания 1 мая, Дункан сначала пригрозил пронзить главаря своим мечом. [18] Успокоенный своими подчиненными, он вместо этого собрал своих офицеров и королевскую морскую пехоту на борту своего корабля и двинулся к людям на снастях, требуя объяснить, что они делают. Его тон был настолько жестоким, что люди замолчали и нерешительно вернулись в свои каюты, за исключением пяти главарей, которых он лично сделал выговор на своей юте, прежде чем объявить общее помилование и отпустить их на службу. [19] На следующей неделе он собрал всех мужчин и потребовал знать, будут ли они следовать его приказам: в ответ команда назначила представителя, который извинился за свои действия, сказав: «Мы смиренно просим прощения у вашей чести с сердцами, полными благодарности». и слезы на глазах из-за обиды, которую мы нанесли достойнейшему из полководцев, оказавшему нам отца». [19] Неделю спустя, когда аналогичная вспышка мятежа затронула корабль четвертого ранга , HMS Adamant , под командованием капитана Уильяма Хотэма , Дункан снова действовал решительно, поднявшись на борт «Адаманта» , когда команда восстала, и потребовав знать, есть ли кто-нибудь, кто оспаривает его власть. Когда матрос вышел вперед, Дункан схватил его за рубашку и повесил за борт корабля, одной рукой крича: «Мои ребята, посмотрите на этого парня – того, кто смеет лишить меня командования флотом». Мятеж утих почти мгновенно. [20]

Норский мятеж

[ редактировать ]
Крупный мужчина в синей униформе принимает эффектную позу с телескопом на юте корабля. Вдалеке можно увидеть еще один корабль с поднятыми парусами.
Адам Дункан, 1-й виконт Дункан , Анри-Пьер Данлу , до 1809 г., НПГ .

Несмотря на свой первоначальный успех, Дункан не смог сохранить контроль перед лицом более масштабного восстания 15 мая среди кораблей, базирующихся в Норе , которое стало известно как Норский мятеж . Мятежники из Нора , возглавляемые моряком по имени Ричард Паркер , быстро организовались и стали серьезной угрозой для водного транспорта в устье Темзы . [21] Дункану сообщили, что его флоту в Ярмуте может быть приказано атаковать мятежников, и он, хотя и неохотно, ответил: «Я не уклоняюсь от этого дела, если иначе нельзя одолеть его». [21] Когда слухи об этом плане достигли флота в Ярмуте, команда « Почтенного» также выразила свое недовольство этим планом, но подтвердила свое обещание верности своему адмиралу независимо от обстоятельств. Затем пришло известие о том, что голландский флот под командованием Де Винтера готовится к отплытию, а лорд Спенсер приказал флоту Дункана блокировать голландское побережье. Дункан отдал приказ флоту встать на якорь, но люди не подчинились, и корабль за кораблем свергли своих офицеров и присоединились к мятежникам в Норе. В конце концов у Дункана остались только его «Почтенный» Хотэма и «Адамант» , чтобы сдержать весь голландский флот. [22] Позже Дункан писал: «Быть ​​покинутым собственным флотом перед лицом врага — это позор, которого, я считаю, никогда раньше не случалось с британским адмиралом, и я не мог предположить, что это возможно». [23]

Понимая, что бегство голландского флота в Северное море в такой уязвимый момент может иметь катастрофические последствия для Британии, Дункан удерживал свою позицию у Текселя в течение трех дней, в течение которых ветер был идеальным для голландского набега, и замаскировал два своих каждый день представляли собой разные корабли и приказал фрегату HMS Circe подавать шквал бессмысленных сигналов вымышленному британскому флоту за горизонтом. [24] Впоследствии к нему присоединились еще два корабля, HMS Russell и Sans Pareil . [25] а на четвертый день, когда условия все еще были идеальны для голландцев, он поставил свою эскадру на якорь в проливе Марсдип и отдал им приказ сражаться до тех пор, пока их корабли не затонут, тем самым заблокировав пролив. Выступая перед своими людьми, он объявил: « Звук такой, что мой флаг будет продолжать развеваться над водой после того, как корабль и его компания исчезнут». [26] Ожидаемой атаки так и не произошло: голландская армия, которая должна была присоединиться к флоту, не была подготовлена, а вводящие в заблуждение сигналы Дункана успешно убедили Де Винтера, что большой британский флот ждет прямо за горизонтом. Впоследствии ветры изменили направление, и 10 июня к эскадре Дункана из флота Ла-Манша присоединились еще шесть кораблей, а 13 июня русская эскадра . прибыла [26] Пока Дункан находился в море, Норское восстание резко развалилось из-за блокады правительственных войск. Отрезанный от поставок продовольствия и при решительной поддержке общественности против мятежа, Паркер пригрозил, что находящиеся под его контролем корабли будут переданы французскому правительству. Впоследствии между радикальными лидерами и умеренным большинством моряков вспыхнули боевые действия, корабли постепенно покинули Паркер и вернулись на свои якорные стоянки, так что к 12 июня только два корабля все еще несли красный флаг мятежников. В конце концов, последний мятежный корабль, HMS Sandwich , принадлежащий Паркеру , сдался 14 июня. [27]

Зимний круиз

[ редактировать ]

К середине августа 1797 года, после шести недель постоянных восточных ветров, которые удерживали его корабли в гавани, Де Винтер решил, что попытка присоединиться к французам в Бресте в качестве первого этапа вторжения в Ирландию нецелесообразна, и он отказался от операции. план. [9] Частично это решение было связано с численностью восстановленного флота Дункана, который увеличился до 17 линейных кораблей с добавлением судов, вернувшихся из Нора. Люди Дункана также были лучше обучены и более опытны, чем их голландские коллеги: они провели значительно больше времени в море и были обучены стрелять три выстрела в минуту, а голландцы - два. [28] Помимо беспокойства по поводу квалификации своих людей, Де Винтер также беспокоился об их лояльности: доминирование Франции над Батавской республикой и принудительное участие страны на отдаленных театрах военных действий были непопулярны среди голландского народа. [29] Хотя Де Винтер был признанным республиканцем и сражался во французской армии против Нидерландов между 1793 и 1795 годами, поддержка Дома Оранских оставалась сильной среди голландского населения и моряков флота. [30] Вулф Тон с разочарованием писал: «Судьба Европы могла бы измениться навсегда... великий повод упущен, и мы должны сделать все, что в наших силах». [31]

Когда известие об этом решении дошло до Адмиралтейства, они отозвали блокадный флот Дункана в Ярмут для ремонта 1 октября; Через два дня адмирал настоял на отправке некоторых своих кораблей обратно к голландскому побережью под командованием капитана Генри Троллопа на HMS Russell в сопровождении HMS Adamant и небольших кораблей HMS Beaulieu , Circe и Martin с наемным вооруженным катером Black Joke . [24] Их прибытие у Текселя 6 октября совпало с сильно отложенной экспедицией Де Винтера. Хотя некоторые источники, особенно во Франции, утверждали, что Де Винтер был полон решимости вызвать Дункана в бой, [32] на самом деле его больше беспокоило то, что его люди были разочарованы и неопытны своим длительным пребыванием в порту, и неохотно подчинились приказу батавского правительства провести краткую проверку южной части Северного моря в поисках слабых британских сил, которые можно было бы сокрушить. своим флотом или втянуты в опасные мелководья голландского побережья. [33] Возможно, он также надеялся возродить план по усилению французов в Бресте, если ему удастся пройти на запад по Ла-Маншу незамеченным. [32] Его флот состоял из 16 линейных кораблей и нескольких меньших судов поддержки, а его приказы из Гааги включали инструкции помнить, «как часто голландские адмиралы сохраняли честь голландского флага, даже когда силы противника иногда превосходили их». [33] Подготовка кораблей к выходу в море заняла некоторое время, и голландцам удалось покинуть «Тексель» только в 10:00 8 октября, когда Де Винтер повернул на юго-запад в надежде соединиться с другим линейным голландским кораблем в устье реки Маас. . Через несколько часов Троллоп обнаружил Де Винтера и последовал за ним. [32]

За голландским флотом постоянно наблюдали корабли, которые Дункан послал для наблюдения за ними, и когда были замечены приготовления голландцев к отплытию, Дункану было отправлено сообщение, информирующее его о передвижениях голландцев. Судно-отправитель подал сигнал врагу, когда рано утром 9 октября вышло на рейд Ярмута, так что к тому времени, когда оно пришвартовалось, британский флот уже готовился к отплытию. [Примечание 3] Дункан отправляет последнее сообщение Адмиралтейству: «Ветер сейчас северо-восточный, и [я] буду держать курс к ним, и, если будет угодно Богу, надеюсь добраться до них. Эскадра под моим командованием отшвартована, и я немедленно выйдет в море». [37] Еще до полудня Дункан отплыл с 11 кораблями, которые были готовы, и направился к устью Текселя, намереваясь перехватить Де Винтера по его возвращению. К вечеру его флот был в полной силе, к нему присоединились три отставших, а во второй половине дня 10 октября его корабли стояли на якоре у голландского порта, разведчики сообщили о 22 торговых судах в гавани, но не было никаких признаков военных кораблей Де Винтера. [38] Покинув Тексель, Де Винтер не смог уйти от кораблей Троллопа: вечером 10 октября несколько голландских судов были отделены, чтобы отогнать его эскадру, пока голландский флот стоял у Мааса, но не смогли сблизиться с более быстрыми британскими кораблями. сосуды. [32] Не сумев встретиться с «Маасом», Де Винтер затем повернул на северо-запад, направляясь к Лоустофту в Саффолке и снова безуспешно попытавшись отогнать эскадру Троллопа. Там сообщения с голландских рыболовных судов о появлении Дункана у Текселя достигли Де Винтера, и он немедленно отозвал свои корабли и приказал флоту повернуть обратно к голландскому побережью, нацелившись на деревню Схевенинген . [39] Тем временем дальнейшие сообщения от Троллопа о передвижениях голландцев достигли Дункана, и он повернул свой флот на запад, следуя вдоль береговой линии Голландии. [38] В 07:00 утра 11 октября эскадра Троллопа заметила паруса, идущие на северо-восток, и, подтвердив, что это флот Дункана, подала сигнал, что голландский флот находится примерно в 3 морских милях (5,6 км) дальше к юго-западу, становясь видимым для флот к 08:30. [40] О первом ясном видении сообщил капитан Питер Халкетт из «Цирцеи» , который поднялся на грот-мачту, чтобы лучше видеть. [28] В этот момент голландцы плыли к суше примерно в 9 морских милях (17 км) от побережья Северной Голландии , недалеко от деревни Кампердуин . Погода была плохая: сильное волнение и сильный ветер с юго-востока, прерываемый частыми ливнями. [33] но это не помешало сотням голландских мирных жителей собраться на дюнах, чтобы наблюдать за предстоящим боем. [41]

Атака Дункана

[ редактировать ]
Периодический рисунок атаки адмирала Дункана с легендой, показывающей местонахождение каждого корабля, за несколько мгновений до начала стрельбы.

В 09:00 Дункан подал сигнал готовиться к бою, в то время как Де Винтер выстроил свои корабли в боевую линию , чтобы встретить атаку британцев в прочном оборонительном построении, двигаясь левым галсом в северо-восточном направлении. По мере того как они маневрировали на назначенных им позициях, голландский флот приближался к берегу. [39] Дункан намеревался следовать маневрам лорда Хоу во время Славного Первого июня тремя годами ранее и провести каждый корабль через голландскую линию между двумя противниками, но голландское построение и близость к берегу сделали этот план непрактичным. [42] Чтобы компенсировать это, Дункан дал сигнал своим кораблям выстроиться в линию и плыть на юго-восток левым галсом, чтобы ветер дул прямо за ними. Вскоре после этого, обеспокоенный тем, что голландцы могут выйти к береговой линии прежде, чем он сможет ввести их в бой, несмотря на его ироничные заявления о том, что «я полон решимости сражаться с кораблями на суше, если я не смогу по морю», [41] Дункан приказал своему флоту повернуть на юг и наступить на врага, «поднявшись и плывя вперед». [32] Он открыл огонь из сигнальных орудий, чтобы предупредить своих капитанов, а затем приказал им «вступить в бой с приближающимся противником», а своему фургону атаковать голландский тыл. [43] В 11:00 Дункан попытался устранить увеличивающееся расстояние между своими судами, приказав более быстрым кораблям замедлиться и дождаться своих соотечественников. Затем он предпринял попытку восстановить линию правого галса , прежде чем понял, что голландский флот все еще в порядке, ожидая британской атаки и постоянно приближаясь к опасной береговой линии. Отказавшись от своих предыдущих сигналов, Дункан приказал всему флоту повернуть в сторону голландцев и атаковать напрямую, при этом каждый корабль «направлялся к своему противнику и вступал в бой». [44] Многие из этих сигналов были плохо выполнены и неверны, видимость была низкой, а эскадра Троллопа все еще использовала устаревшие сигнальные коды, поэтому ряд судов не смог понять намерения Дункана, превратив наступающую линию в неровный узор из разрозненных судов, сгруппированных в две свободные группы. . [2] Поток приказов был настолько быстрым и противоречивым, что, по крайней мере, один капитан полностью сдался: шотландский капитан Джон Инглис с HMS Belliqueux в отчаянии швырнул свою сигнальную книжку на палубу и крикнул: середина». [44]

Совокупным эффектом приказа Дункана было разделение его флота на две неравные дивизии, каждая из которых плыла рыхлым строем к единой голландской линии. Северная, или наветренная, дивизия состояла из шести третьего ранга линейных кораблей , двух кораблей четвертого ранга и фрегата « Цирцея» , которому было поручено повторять сигналы с флагманского корабля «Почтенный» , который возглавлял дивизию, за ним HMS Triumph и Ardent . следовали [45] Эти силы нацелились на голландский флагман « Врейхейд» , стоявший пятым в голландской линии. Южная, или подветренная, дивизия состояла из восьми линейных кораблей третьего ранга и фрегата-ретранслятора HMS Beaulieu и возглавлялась вице-адмиралом Ричардом Онслоу на HMS Monarch . Войска Онслоу стремились в тыл голландской линии, чтобы нанести удар по четвертому кораблю с конца. [45] За двумя дивизиями стояла линия небольших судов, которым было поручено повторять сигналы Дункана, чтобы весь флот мог видеть его намерения. В 11:53 Дункан подал сигнал каждому кораблю пройти через голландскую линию и атаковать с дальней стороны, но плохая погода помешала более дальним кораблям распознать сигнал. [32]

Первоначально Де Винтер намеревался замкнуть свою линию в прочную оборонительную платформу и отступить на мелководье, пока Дункан формирует свою собственную боевую линию, но внезапная дезорганизованная атака британцев нарушила его планы. В результате между его авангардом, центром и тылом образовались бреши, в результате чего последние четыре корабля оказались в значительном меньшинстве и без поддержки. [45] Де Винтер отдал срочный приказ авангарду и центру отойти назад и помочь тылу, но времени было мало, и его положение выглядело отчаянным: хотя голландская и британская линии насчитывали по 16 кораблей каждая, британские суда почти все были крупнее и мощнее. крепкого телосложения, чем их голландские коллеги, и их экипажи были опытными моряками, работающими в тяжелых погодных условиях, в то время как голландские экипажи, которые в прошлом году находились в порту, плохо понимали навыки, необходимые для ведения боя на море. [45] Голландскую боевую линию сопровождала вторая линия на востоке, состоящая из десяти фрегатов, бригов и небольших судов. Эти суда, в отличие от меньших кораблей британского флота, были хорошо вооружены и расположены так, что их орудия прикрывали промежутки между кораблями, образувшими голландскую боевую линию, готовые разграбить любые британские корабли, которые попытаются прорваться. [46]

Крах голландского арьергарда

[ редактировать ]

В 12:05 Дункан подал сигнал, приказывающий своим кораблям вступить в тесный бой с противником. В то же время голландский корабль «Юпитер» под командованием контр-адмирала Хермануса Рейнтьеса, четвёртый с южного конца линии, открыл огонь по быстро приближающемуся «Монарху» . [45] Голландские корабли ждали, пока британцы не окажутся в пределах эффективной дальности, чтобы максимизировать эффект от своего выстрела, и вскоре флагман Онслоу оказался под огнем всего арьергарда голландской линии, корабль получил повреждения при попытке прорваться через голландскую линию. линия между Юпитером и Харлемом в 12:30. [40] На «Монархе » капитан Эдвард О'Брайен заметил Онслоу, что он не видит, где его корабль может пройти между тесно построенными голландскими кораблями, на что адмирал ответил, что « Монарх совершит проход». [47] Пробив небольшой зазор между кораблями, Онслоу открыл залп по обоим судам, а затем повернулся и поставил свой корабль рядом с флагманом Рейнтьеса. При этом голландский фрегат «Монниккендам» и бриг «Дафна» вышли из второй линии и попытались заполнить образовавшуюся брешь «Монарх» , стреляя при этом по британскому линейному кораблю. [Примечание 4] [48] фрегата В ответ Онслоу открыл огонь по меньшим судам, разрушив штурвал и повредив такелаж, в результате чего корабль упал назад. [49] за ним последовал серьезно поврежденный бриг. [43]

За «Монархом» почти сразу же последовал HMS Powerful под командованием капитана Уильяма О'Брайена Друри , который прошел через ту же брешь, снова обстрелял Харлем и обрушил разрушительный огонь на валяющийся Монниккендам . [48] В то же время HMS Montagu атаковал следующий в очереди Алкмаар с запада, а HMS Russell под командованием капитана Троллопа атаковал последний голландский корабль — 56-пушечный « Делфт» . Эти атаки сопровождались огнем с HMS Monmouth , который прошел между Алкмаром и Делфтом и обстрелял оба корабля, а также с HMS Director (под командованием Уильяма Блая , известного как «Баунти» ), который прошел вдоль голландской линии, пока не достиг потрепанного Харлема , вступая в бой с корабль с близкого расстояния. [50] Отстающий HMS Veteran присоединился к северной части боя, пересек Юпитер , а затем повернул в преследование голландского центра, в то время как «Адамант» поздно прибыл в бой, присоединившись к атаке на уже потрепанный Харлем . Только HMS Agincourt полностью остался в стороне от боя, минуя голландскую линию на крайнем расстоянии; [51] В одном анекдотическом отчете сообщается, что на борту «Азенкура» шальный выстрел пролетел высоко над палубой, и было видно, как офицер вздрогнул, вызвав презрительный крик экипажа: «Опасности пока нет, сэр». [52] Капитан « Азенкура » Джон Уильямсон впоследствии предстал перед военным трибуналом и был уволен.

В суматохе хвост голландской линии распался в хаотичную схватку, в которой восемь британских линейных кораблей сражались с четырьмя голландцами и фрегатом « Монниккендам» . Бои были настолько близкими, что британские корабли оказались под угрозой обстрела друг друга в открытом море, при сильном дожде и плохой видимости. [50] Голландский центр, состоящий из линейных кораблей «Брут» , «Лейден» и пятого ранга « Марс» , отошел от боя позади них под командованием контр-адмирала Йохана Блойса ван Треслонга , попав под лишь дальний огонь кораблей дивизии Онслоу. [48] Изолированный голландский арьергард был быстро разбит: Юпитер , Харлем , Алкмар и Делфт сдались атаке Онслоу до 13:45. [51] при этом потрепанный Монниккендам был захвачен фрегатом Болье . [53]

Битва авангардов

[ редактировать ]
В темном бурном море под высокими облаками сражаются неопределенное количество парусных военных кораблей. На переднем плане изображены три корабля, один справа от кадра и один в центре, окутанные облаками дыма, когда падает грот-мачта крайнего правого корабля с заметным флагом с горизонтальными полосами. Слева от кадра, частично закрывая центральный корабль, находится третье судно, которое дрейфует, когда пламя вырывается из его палубы.
Битва при Кампердауне , Томас Уиткомб , 1798, Тейт

В то время как голландский арьергард был разбит численностью британцев, на севере шел более равный бой. Там бой был сосредоточен вокруг двух флагманов: «Достопочтенный» Де Винтера Дункана вступил в бой с «Вриджхейдом» через 18 минут после того, как «Монарх» прорвал линию на юге. [54] Первоначально Дункан намеревался прорвать линию обороны между «Врихейдом» и следующим кораблем «Стаатен Генерал» под командованием контр-адмирала Сэмюэля Стори , но Стори позаботился о том, чтобы между его судном и флагманом не было промежутка, через который можно было бы прорваться, а их совместный огонь был настолько опасен для продвигаясь вперед Достопочтенного , Дункан вместо этого прорвался позади Стаатен-Генерал , дважды обстреляв корабль Стори и заставив его в замешательстве отойти, когда Дункан вступил в бой с Вриджхейдом с востока. [55]

В то время как Почтенный отклонился на юг, Вриджхейд был атакован с запада Ардентом под командованием капитана Ричарда Рандла Берджеса . Меньший британский корабль вскоре потерял более сотни человек, включая убитого Берджеса, под совместным огнем флагмана Де Винтера и следующего впереди корабля адмирала Тьерка Хиддеса Де Вриса . Только прибытие Почтенного вместе с Вриджхейдом дало Арденту короткую передышку. Во время боя люди Берджеса «дрались как маньяки», в том числе жена одного из артиллеристов, которая настаивала на том, чтобы присоединиться к своему мужу у его пистолета, пока ей не оторвало ноги артиллерийским огнем. [56] Однако в течение короткого периода времени и «Венерэбл» , и «Ардент» были окружены, поскольку по крайней мере один из фрегатов второй линии присоединился к атаке на два изолированных британских корабля. [55] В разгар боя знамена и сигнальные флаги на «Почтенном» были сбиты артиллерийским огнем. Чтобы убедиться, что не было никаких предположений о том, что флагман сдался, матрос по имени Джек Кроуфорд вскарабкался на вершину грот-мачты и заменил их, пока под ним бушевала битва. [57] Чтобы поддержать Дункана, капитан Уильям Эссингтон с HMS Triumph и капитан сэр Томас Байард с HMS Bedford двинулись вперед в бой, Triumph приблизился к голландскому Wassenaar и открыл шквальный огонь, в то время как Бедфорд атаковал адмирала Тьерка Хиддеса Де Вриса и Геркулеса . [54] На кончике линии «Бешермер» был атакован «Белликё» с правого борта , капитан Инглис прошел через разрыв между «Бешермером» и «Геркулесом» . В преддверии этого боя головные корабли HMS Isis и Gelijkheid сражались бок о бок, Isis не удалось прорвать линию голландцев и вместо этого отошла в порт. [51]

Голландская центральная дивизия вступила в бой во главе линии вскоре после боя «Триумфа» и «Бедфорда» , нанеся значительный ущерб всем британским судам, особенно «Венерэблу» . [53] Вскоре британский флагман оказался изолирован посреди голландского фургона, одновременно вступив в бой с Врейхейдом , Стаатен-Генерал , адмиралом Тьерком Хиддесом Де Фрисом и Вассенааром . [56] Несмотря на тяжелые шансы, Дункан продолжал упорно сражаться, британцам удалось нокаутировать двух противников, ранив капитана Дуитце Элкеса Хинкса из Бешермера , который в замешательстве двинулся на восток, в то время как выстрелы из Бедфорда или Триумфа подожгли пороховую бочку на Геркулесе . [55] Пламя на последнем корабле, которое вскоре распространилось на паруса и такелаж, привело к затишью в бою, поскольку команда « Геркулеса» отчаянно пыталась потушить пламя, а другие голландские корабли пытались спастись от горящего судна, дрейфовавшего в рукопашной схватке. [53] Вскоре после этого потрепанный «Вассенаар» сдался «Триумфу» с мертвым капитаном Холландом на его квартердеке. Затем «Триумф» двинулся к битве между Врейхейдом и Почтенным , в это время команда Вассенаара снова подняла свое знамя после обстрела голландского брига. [54]

Подкрепление Онслоу

[ редактировать ]
«Битва при Кампердауне» , картина Филиппа де Лутербурга в 1799 году.

После победы Онслоу над голландским арьергардом адмирал приказал наименее поврежденному из своих кораблей плыть на поддержку превосходящих по численности британских кораблей в рукопашной схватке с голландским фургоном. Пауэрфул и Директор отреагировали быстрее всех, присоединившись к атаке на Врейхейд в 14:00. [58] Рассел , направлявшийся на север, чтобы присоединиться к атаке, столкнулся с ныне потухшим «Геркулесом» , команда которого во время пожара выбросила за борт все свои боеприпасы, чтобы предотвратить взрыв корабля. Таким образом, корабль оказался беззащитным, и командир Руджсорт немедленно сдался. [53] Остальная часть британского флота теперь прибыла в бой: капитан Джон Уэллс с HMS Lancaster открыл огонь по «Бешермеру» недалеко от головы голландской линии. Понимая, что их судно не сможет противостоять атаке, в живых офицеры Бешермера оставшиеся повернули к берегу, за ними быстро последовали незадействованные части голландской линии. [53] С прибытием британских подкреплений и отступлением частей голландского флота битва была почти завершена; потрепанный Вассенаар сдался во второй раз Расселу , в то время как адмирал Тьерк Хиддес Де Врис и Гелейкхейд , оба из которых были слишком сильно повреждены, чтобы спастись, также поразили свое знамя . В конце концов в бою остался только голландский флагман. [59]

В течение часа Де Винтер продолжал свое сопротивление, а Директор удерживал станцию ​​​​на корме Врейхейда и неоднократно обстреливал ее. К 15:00 все три мачты были снесены, что затруднило огонь батареи правого борта, а Де Винтер был единственным офицером, который остался невредимым, стоя на своем разрушенном квартердеке и все еще отказываясь спустить знамя . [58] Пытаясь уладить бой, капитан Уильям Блай , директор , приблизился к голландскому флагману на расстояние 20 ярдов (18 м) и потребовал знать, сдался ли Де Винтер. Голландский адмирал ответил: «Что вы об этом думаете?», а затем попытался лично подать сигналы с требованием подкрепления от остального своего флота, но обнаружил, что фалы были отстрелены. [60] Затем де Винтер вызвал корабельного плотника и приказал ему отремонтировать его баржу, чтобы адмирал мог передать командование другому кораблю и продолжить бой. [58] Когда британские моряки из «Директора» поднялись на борт дрейфующего флагмана, Де Винтер был обнаружен помогающим плотнику с ремонтом баржи. Когда ему сообщили, что он военнопленный , он ответил: «Это моя непредвиденная судьба» и, проверив смертельно раненого офицера, лежавшего на юте, он последовал за абордажным отрядом обратно к их лодке для поездки на Почтенный. . [58]

Последствия

[ редактировать ]
На палубе парусного военного корабля, где в ряд стоят люди в сине-красной военной форме, мужчина в длинном синем пальто передает меч крупному мужчине в коротком открытом синем пальто, который широко держит руки. ладони плоские. На заднем плане несколько кораблей, находящихся в разном состоянии, дрейфуют между столбами дыма, а солнце низко над горизонтом.
Дункан принимает капитуляцию Де Винтера в битве при Кампердауне, 11 октября 1797 г. , Дэниел Орм , 1797 г., NMM

Де Винтер был немедленно доставлен к Дункану, голландскому офицеру, протягивающему меч в знак капитуляции. Дункан отказался от оружия, вместо этого пожимая руку Де Винтеру и настаивая: «Я лучше возьму руку храброго человека, чем его меч». Помимо потерь в тылу, были захвачены пять кораблей голландского фургона, а также фрегат «Засада» атаковавший со второй линии . Остальные голландские корабли бежали, быстро продвигаясь к прибрежным отмелям. [58] Дункан не последовал за ними: голландское побережье между Кампердуином и Эгмондом находилось всего в 5 морских милях (9,3 км), его корабль находился всего в 9 саженях (18 ярдов (16 м)) от воды, а погода была слишком суровой, и его корабли слишком потрепанный, чтобы рисковать сражаться на мелководье. [61] Вместо этого он приказал своим кораблям обеспечить контроль над своими призами и вернуться в Британию. Многие корабли теперь были недоукомплектованы из-за понесенных ими ужасных потерь: хирург Роберт Янг из Ардента , наиболее пострадавший из британских кораблей, работал более двенадцати часов без перерыва и позже написал:

Ко мне со всех сторон обращались печальные крики о помощи, раненые и умирающие, жалобные стоны и причитания от боли и отчаяния. Посреди этих мучительных сцен я смог сохранить твердость и собранность... Многие из наиболее раненых были невероятно стойкими; они были полны решимости не дрогнуть, и, когда до них дошли новости о сокрушительной победе, они подняли аплодисменты и заявили, что не сожалеют о потере своих конечностей.

- Цитируется из Питера Пэдфилда, Война Нельсона (1976). [62]

Потери в битве были очень тяжелыми с обеих сторон, и такие историки, как Уильям Джеймс, отметили, что потери британских кораблей были намного выше, чем когда британский флот встретил сопротивление Франции или Испании. Это было связано с голландской тактикой, отраженной британцами, которая заключалась в стрельбе по корпусам противника, а не в попытках вывести из строя их мачты и такелаж, как в других континентальных флотах. [63] Сильнее всего пострадали британские корабли первой волны, такие как «Ардент» со 148 жертвами, «Монарх» со 136 жертвами и «Белликё» под командованием капитана Джона Инглиса со 103 жертвами, в то время как и «Адамант» , и «Азенкур» ушли без единого убитого или раненого. Среди погибших были капитан Берджес с «Ардента» и два лейтенанта, а среди раненых был капитан Эссингтон с «Триумфа» и двенадцать лейтенантов. [64] В общей сложности потери британцев после битвы были зафиксированы как 203 убитых и 622 раненых, хотя более поздние оценки, основанные на благотворительных требованиях к раненым или убитым, дали более высокие цифры: 228 убитых и 812 раненых, включая 16 последних, которые впоследствии умерли. [64] Многие британские корабли были сильно повреждены, набрав большое количество воды через поврежденные корпуса. [65] Одним из наиболее пострадавших стал Venerable , который пришлось полностью разобрать и реконструировать после возвращения в Великобританию, прежде чем корабль снова был готов к активной службе. [66]

Отчеты о потерях голландцев, особенно на захваченных кораблях, были расплывчатыми и лишь частично полными. [67] Среди потерь были капитан Хинкст из Бешермера и капитан Холланд из Вассенаара , оба были убиты в начале боя. Также погибли капитан Ван Россум из Врейхейда , который был ранен пушечным ядром в бедро и вскоре умер от последствий раны, и адмирал Рейнтьес, который умер в плену в Англии в результате ран, полученных им на борту Юпитера . Его останки впоследствии были возвращены в Нидерланды со всеми воинскими почестями. [68] Среди голландского флота также было большое количество раненых, в том числе контр-адмиралы Блойс ван Треслонг и Стори; Одним из немногих голландских офицеров, избежавших ранения или смерти, был сам Де Винтер, который позже прокомментировал: «Просто удивительно, что два таких гигантских объекта, как адмирал Дункан и я, смогли избежать общей бойни этого дня». [58] [Примечание 5] Позже сообщалось, что в общей сложности голландские потери составили 540 человек убитыми и 620 ранеными. [64] Сильнее всего пострадал Врейхейд , потерявший почти половину своего состава. [69]

Обратные пути

[ редактировать ]
Адмирал Дункан получает меч голландского адмирала де Винтера в битве при Кампердауне, 11 октября 1797 года , картина Сэмюэля Драммонда .

На Достопочтенном Дункан собрал всех людей, способных присутствовать на церковной службе, чтобы «отблагодарить Всемогущего Бога за все Его милости, излитые на них и на него». Следующие 24 часа 66-летний Дункан без перерыва оставался на дежурстве, организуя путь рассеянного флота домой. [62] Однако британский адмирал нашел время, чтобы сыграть партию в вист в своей каюте с Де Винтером после ужина: когда голландский адмирал проиграл резинку, он заметил, что трудно проиграть дважды в день одному и тому же человеку. [70] 13 октября Дункан завершил свою официальную депешу и отправил ее впереди своих валяющихся кораблей с капитаном Уильямом Джорджем Фэйрфаксом на куттере « Роуз» : он похвалил всех своих людей, особо упомянув Троллопа и покойного Бёрджеса, которого он назвал «хорошим и доблестный офицер... искренний друг». [61] Де Винтеру было разрешено отправить депеши батавскому правительству, в которых он обвинил Стори и его центр в том, что они не поддерживали боевые действия дольше. Он также объяснил свое поражение превосходящей численностью британцев и предположил, что, возможно, он бы захватил часть британского флота, если бы его поддерживали лучше. Когда это письмо было позже опубликовано, оно вызвало бурю критики в Британии, причем один офицер назвал его «искаженным отчетом, который, насколько мне известно, мог быть собран людьми на берегу, ничего не знавшими о происходящем». [71]

Во второй половине дня 12 октября разразился шторм, который нанес дополнительные повреждения потрепанным кораблям и заставил воду хлынуть через множество пробоин в корпусах кораблей. [72] На борту голландских кораблей ситуация была особенно опасной. Потери были значительно выше, особенно на Врейхейде , чем на борту британских судов, и на борту было размещено небольшое количество британских моряков, поскольку призовые экипажи не могли справиться в одиночку, а при сильном ветре многие мачты рухнули на палубу, и огромное количество воды вылилось на берег. просочился в корпуса. [73]

Делфт , захваченный на ранних этапах боя, находился под командованием голландского лейтенанта Хейлберга и британского лейтенанта Чарльза Буллена с небольшим призовым экипажем из 69 человек. Девяносто три голландских пленных были вывезены, а среди оставшихся голландских моряков было 76 раненых. Когда шторм усилился, быстро стало ясно, что, несмотря на буксирный трос, прикрепленный к «Ветерану», корабль никогда не достигнет Британии, и на палубе была поднята большая доска с надписью, написанной мелом: «Корабль тонет». Немедленно отреагировав, лодки с близлежащих кораблей организовали эвакуацию и начали погрузку голландских пленных для перевода на более мореходные суда. Буллен предложил место в первой спасательной шлюпке от «Ветерана» до Хейльберга, но голландский офицер отказался, указав на неподвижных раненых, которых доставили на главную палубу, когда нижние палубы были затоплены, и ответив: «Но как я могу оставить этих людей?» ?". В ответ Буллен воскликнул: «Да благословит тебя Бог, мой храбрый парень! Вот моя рука; я даю тебе слово, что останусь здесь с тобой!». [72] Призовая команда уехала на второй спасательной лодке, отправленной из Рассела , а Буллен и Хейлберг ждали третьего рейса, чтобы увезти их с оставшимися 30 ранеными и тремя младшими голландскими офицерами, которые также решили остаться. Однако прежде чем могла прибыть дальнейшая помощь, Делфт внезапно затонул, Буллен и Хейльберг бросились в сторону, когда корабль затонул. Оба были замечены в воде, но только Буллен достиг безопасности, доплыв в одиночку до Монмута . [74]

Два других приза были потеряны для британского флота: «Монниккендам» получил призовую команду из 35 человек из Болье , но был отделен во время шторма и потерял оставшиеся мачты и лонжероны. Экипаж установил мачты , но они тоже рухнули, и корпус затопил на глубину 14 футов (4,3 м). 12 октября, зная, что корабль скоро затонет, призовой капитан поручил голландскому боцману направить корабль к голландскому побережью в Вест-Капеле . Местные лодки подошли к севшему на мель судну, и все находившиеся на борту были спасены, а 35 британских пленных отправлены в тюрьму во Флашинге . Сам корабль потерпел крушение и не подлежал ремонту и был заброшен. [75] Другой захваченный фрегат, Ambuscade , также был выброшен на берег в затонувшем состоянии, а призовой экипаж попал в плен, но в этом случае корабль был спасен и позже возвращен на вооружение Голландии. [74]

В отличие от британских трудностей, у выживших членов голландского флота не было проблем с возвращением на Тексель. [61] за исключением Брута . Адмирал Блойс ван Треслонг отплыл к побережью Хиндера с двумя бригами, и там 13 октября его нашел 40-пушечный британский фрегат HMS Endymion под командованием капитана сэра Томаса Уильямса . В 16:30 «Эндимион» приблизился к более крупному, но поврежденному голландскому кораблю и открыл огонь, на что Брут ответил залпом собственным . Уильямс дважды успешно обстрелял своего противника, но сложные приливы у голландского побережья вытащили его корабль из зоны досягаемости в 17:30, прежде чем он смог продолжить атаку. [74] Выпустив ракеты в надежде привлечь внимание любого из кораблей Дункана, Уильямс был вознагражден в 22:30 прибытием Болье . 14 октября фрегаты охотились за своими противниками и в 05:00 обнаружили голландские корабли у канала Гери . Фрегаты закрылись, и Блойс ван Треслонг отступил, пройдя глубже в голландские воды и достигнув безопасного места в Маезе к 07:00 . Британские фрегаты, жертва которых сбежала, вернулись к борющемуся флоту Дункана. [76]

Результаты

[ редактировать ]

17 октября 1797 года хромающий конвой Дункана начал прибывать в Ярмут, где его встретили большими торжествами. Несколько кораблей были задержаны: три валялись у Кентиш-Нока, еще три - в заливе Хосли, а несколько все еще находились в море из-за неблагоприятного северо-западного ветра. [61] Весть о победе уже распространилась по Британии, и 20 октября Дункан был назначен виконтом Дунканом Кампердаунским и бароном Дунканом Ланди. Адмирал Онслоу стал баронетом , а капитаны Генри Троллоп и Уильям Джордж Фэйрфакс были посвящены в рыцари . [Примечание 6] Король Георг III настоял на личной встрече с Дунканом и 30 октября отправился в Ширнесс на королевской яхте HMY Royal Charlotte, прежде чем 1 ноября сильный ветер и волны вынудили его вернуться в порт. Не имея возможности добраться до флагмана Дункана, король вместо этого вознаградил флот в целом, помиловав 180 человек, осужденных за участие в мятеже в Норе и удерживаемых на борту тюремного корабля HMS Eagle на реке Медуэй . [68] Аналогичное помилование было предоставлено контр-адмиралом Питером Ренье мятежникам Ост-Индской эскадры. [80] Были созданы золотые медали и вручены капитанам, и обе палаты парламента выразили благодарность за победу. Все первые лейтенанты были произведены в командиры, а Дункану и Онслоу были вручены ценные презентационные мечи стоимостью 200 и 100 гиней каждый соответственно. [76] Дункан также получил от правительства пенсию в размере 2000 фунтов стерлингов в год, стал гражданином многих городов и поселков и стал объектом представлений от многочисленных патриотических обществ, особенно в Шотландии, где он был награжден ценными пластинами от обоих городов, в которых он родился, Данди. и графство Форфаршир . [5] Была проведена публичная подписка на помощь вдовам и раненым, в результате которой было собрано 52 609 фунтов стерлингов на 10 дней и 10 дней (что эквивалентно 6 880 000 фунтов стерлингов по состоянию на 2024 год). [81] [64] Когда Дункан отправился на прием в Ратушу 10 ноября, толпа окружила его карету на улице, отцепила лошадей и сама потащила ее на Ладгейт-Хилл в знак уважения. [82] 23 декабря король возглавил процессию благодарения и церемонию в соборе Святого Павла в Лондоне, на которой Дункан нес флаг Де Винтера из Врейхейда , а Онслоу нес флаг Рейнтьеса с Юпитера , за ним следовали Фэрфакс, Эссингтон, Митчелл, Блай, Уокер, Троллоп, Друри, О'Брайен, Грегори и Хотэм, а также многочисленные моряки флота. [78] Пять десятилетий спустя это сражение вошло в число действий, отмеченных застежкой, прикрепленной к Медали за общие заслуги на флоте , вручаемой по заявлению всем британским участникам, еще жившим в 1847 году. [83]

Не все реакции были положительными: несколько капитанов Дункана подверглись критике за неспособность быстро и решительно вступить в бой с противником, в том числе капитан Уэллс из Ланкастера . [84] Самая сильная критика пришлась на капитана Джона Уильямсона из Азенкура . Азенкур почти не участвовал в бою и не понес ни единой потери. В результате Уильямсон был обвинен в неисполнении своего долга капитаном Хоппером из Азенкура Королевской морской пехоты и предстал перед военным трибуналом 4 декабря 1797 года в Ширнессе на борту « Цирцеи » по обвинению в «неподчинении сигналам и невступлении в бой». и «трусость и недовольство». [76] Уильямсон имел историю нерешительности: в 1779 году, будучи младшим офицером во время капитана Джеймса Кука путешествия в Тихий океан , Уильямсон уклонялся от того, чтобы привести лодки для эвакуации Кука из залива Килакекуа , когда он подвергался нападению гавайцев . В результате Кук оказался в ловушке на пляже и был зарезан. [85] По завершении судебного процесса 1 января 1798 года Уильямсон был признан виновным по первому обвинению и невиновным по второму, что привело к понижению в должности в списке капитанов и запрету на дальнейшую военно-морскую службу. [76] Сообщалось, что Уильямсон умер в 1799 году, вскоре после увольнения со службы. [67] но Эдвард Пелхэм Брентон позже утверждал, что вместо этого он скрывался под вымышленным именем и продолжал получать пенсию в течение многих лет. [52] В Батавской республике также поступали взаимные обвинения в адрес тех офицеров, которые, как считалось, не выполнили свой долг: де Винтер из Лондона после битвы возложил большую часть вины на шесть кораблей, которые не выполнили его приказы и досрочно отошли из битва. [86] Обвинения были предъявлены нескольким офицерам, в том числе адмиралу Блойсу ван Треслонгу, который был осужден военным трибуналом и уволен со службы, хотя позже восстановлен в должности, и командующему Батавье Сутеру , который был осужден и заключен в тюрьму. [54] Адмирал Стори также подвергся критике, особенно со стороны Де Винтера, и ему разрешили сохранить свое командование только после того, как он убедил батавское правительство, что у него не было другого выбора, кроме как отступить. [68]

Все захваченные голландские корабли были куплены в Королевский флот, Гелейкхейд , Врейхейд , Вассенаар , Харлем и Алкмаар под собственными именами (хотя в большинстве случаев они были англизированы) и Адмирал Тьерк Хиддес Де Врис как более простой Деврис . Два были полностью переименованы из-за того, что корабли с их названиями уже существовали в Королевском флоте; Юпитер стал HMS Camperdown , а Hercules стал HMS Delft . Ни один из этих кораблей никогда не был в достаточном состоянии для службы в открытых водах: повреждения, полученные в Кампердауне, оказались слишком серьезными, чтобы их можно было полностью отремонтировать. [87] Кроме того, корабли голландской постройки имели более легкие корпуса и более плоское днище, чем корабли других стран, поскольку они были предназначены для работы на мелководье голландского побережья и в результате от них было мало пользы для океанского Королевского флота. Все награды были немедленно отправлены в портовую службу, и ни одна из них не использовалась на передовой службе. [73] Хотя призовому суду потребовалось несколько лет, чтобы определить призовой фонд , который будет присужден за бой, первоначальная оценка составляла 60 000 фунтов стерлингов (эквивалент 7 849 000 фунтов стерлингов по состоянию на 2024 год). [81] оказался пессимистичным: Дункан и его люди в конечном итоге получили 150 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 19 622 000 фунтов стерлингов по состоянию на 2024 год). [81] хотя они были вынуждены защищать претензию ВМФ России от имени эскадры, усилившей Дункан в мае. Поскольку эти силы не играли никакой роли в сражении и рассматривались британским командованием как помеха, а не как преимущество, иск был отклонен. [88] но судебные издержки и другие претензии уменьшили окончательную выплату. После получения первого взноса в размере 10 000 фунтов стерлингов Дункан получил уникальную честь – разрешение покупать акции на Лондонской фондовой бирже по цене 7 8 рыночной цены. [89]

Наследие

[ редактировать ]
«Они говорят, что собираются сделать нашего адмирала лордом. только делает старый член снова молодым».
Анонимный моряк, октябрь 1797 г. [90]

Хотя на тот момент Кампердаун считался величайшей победой британского флота над равными силами противника, [42] историк Ноэль Мостерт отметил, что «это была битва, которая с потомками каким-то образом потеряла ранг и значение на фоне последующих более великих и романтически славных событий». [70] Тем не менее, влияние этих действий на войну в целом было чрезвычайно важным. Потери, понесенные голландским флотом в кораблях, людях и моральном духе, обеспечили Королевскому флоту превосходство в Северном море. [42] Эта позиция усилилась из-за срыва, вызванного битвой в переговорах Франции о союзе с тем, что историк Эдвард Пелхэм Брентон называет «северными державами» Скандинавии . [91] Уничтожение голландского флота в Кампердауне также стало серьезным ударом по амбициям Франции вторгнуться в Ирландию и лишило их атлантический флот необходимых подкреплений; возможно, это даже сыграло роль в Наполеона Бонапарта отказаться от попыток прямого нападения на Британию в начале 1798 года. решении [92] В 1799 году значительный британский и российский экспедиционный корпус высадился в Нидерландах при поддержке большого флота под командованием лорда Дункана. Под атаками как с моря, так и с суши, остальная часть голландского флота под командованием адмирала Стори капитулировала без боя: во время так называемого « Инцидента Влитера» политические разногласия между офицерами и моряками привели к мятежу, во время которого голландские моряки бросили свои боеприпасы. за бортом. [93] В Британии общественное облегчение после восстановления власти военно-морского флота после весенних мятежей было огромным и помогло укрепить колеблющееся британское правительство в его стремлении к войне, восстановив уверенность в британском военно-морском превосходстве в домашних водах. [92] Кристофер Ллойд отмечает, что события 1797 года привели к «новому и вопиющему патриотизму… [который] был сосредоточен на достижениях «наших доблестных смол»». [94] Популярный стишок того времени отражал общественные настроения:

Сент-Винсент обыграл Донов, Эрл Хоу опередил месье,
И теперь доблестный Дункан основательно разгромил Минхеера;
Испанцы, французы и голландцы, хотя все они объединены,
Не бойтесь, Британия кричит, Мои Тарс могут победить всех троих.

Господа, минхееры и доны, пустое хвастовство вашей страны,
Наши тары могут победить всех троих, каждый на родном берегу.

- Цитируется по Кристоферу Ллойду, Сент-Винсент и Кампердаун , 1963 г. [94]

Хотя первоначальная тактика Дункана в битве напоминала тактику Хоу в Славное первое июня, а его последующую атаку сравнивают с тактикой Нельсона в битве при Трафальгаре в 1805 году. [41] Дункан отметил, что тактическая работа « Очерк военно-морской тактики» Джона Клерка из Элдина вдохновила его на решения в тот день. [95] Впоследствии Дункан подвергся косвенной критике через несколько лет после битвы со стороны его коллеги графа Сент-Винсента , который выиграл битву у мыса Сент-Винсент над испанским флотом за девять месяцев до Кампердауна. В письме, в котором он жаловался на утверждение Клерка о том, что он несет ответственность за все крупные морские победы в войне, Сент-Винсент писал, что Дункан «был храбрым офицером, мало разбирающимся в тонкостях военно-морской тактики и который быстро был бы сбит с толку». Когда он увидел врага, он бросился на него, не думая о том-то и боевом порядке. Чтобы победить, он рассчитывал на храбрый пример, который он подал своим капитанам, и это событие оправдало его ожидания». [70] Эта оценка была опровергнута капитаном Хотэмом, который публично ответил, что «позднее время года и непосредственная близость неприятельского побережья сделали то, что в другом случае могло бы показаться крайне необходимым, поскольку это было быстрое решение Адмирал, который стал причиной такого результата». [70] Некоторые современные историки, такие как Питер Пэдфилд, согласились с утверждением Хотэма, добавив к этому предположение, что тактика Дункана во время битвы могла оказать влияние на недавно назначенного контр-адмирала сэра Горацио Нельсона , который находился в Англии, восстанавливаясь после потери его правая рука в битве при Санта-Крус-де-Тенерифе во время Кампердауна. [96] Сам Дункан считал, что мог бы сделать больше, отмечая, что «мы были вынуждены… действовать довольно опрометчиво в нашей атаке. Если бы мы находились в море в десяти лигах, никто бы не убежал». [97] но некоторые из самых высоких похвал исходили от его бывшего противника Де Винтера, который писал: «То, что вы не дожидались построения линии, погубило меня: если бы я подошел ближе к берегу, а вы атаковали, я, вероятно, привлек бы к нему оба флота; и это было бы для меня победой, если бы я находился на своем берегу». [5] Здоровье Дункана ухудшилось после битвы, что вынудило его уйти из военно-морского флота в 1799 году и способствовало его смерти в Корнхилл-он-Твид в 1804 году. [5]

Действия де Винтера во время битвы получили высокую оценку: Эдвард Пелхэм Брентон писал в 1836 году, что «голландский адмирал проявил в себе самую бесстрашную доблесть… но в конце концов был вынужден уступить превосходящему мастерству , это было бы неправдой». сказать: высшая храбрость». [91] в то время как Уильям Джеймс отметил в 1827 году, что после битвы «батавская доблесть все еще требовала уважения врага и аплодисментов всего мира». [72] Де Винтер был освобожден из плена в 1798 году после того, как в Британию дошло известие о том, что его жена перенесла инсульт , и впоследствии он стал послом Батавии во Франции, прежде чем возобновить командование голландским флотом в начале Наполеоновских войн . Он был доверенным подчиненным Луи Бонапарта , короля Голландии между 1806 и 1810 годами, и был удостоен чести императора Наполеона в 1811 году перед своей внезапной смертью в Париже в следующем году. [98]

Битва стала популярной темой для современных художников, и многие картины, изображающие ее, хранятся в национальных коллекциях Соединенного Королевства, в том числе картины Томаса Уиткомба и Филиппа де Лутербурга в галерее Тейт . [99] [100] Уиткомб, Сэмюэл Драммонд и Дэниел Орм в Национальном морском музее , [101] [102] [103] и Джордж Чемберс-старший и Джон Синглтон Копли в Национальной галерее Шотландии . [104] [105] В литературе битва сыграла центральную роль в романе Морской путь в Кампердаун» Шоуэлла Стайлза « 1968 года . [106] и роман Пожарный корабль» « К. Норткота Паркинсона 1975 года . [107] Битва также вдохновила таких композиторов, как Даниэль Штайбельт , чья композиция «Британия: аллегорическая увертюра» была создана в честь победы, и Ян Ладислав Дуссек , создавший композицию под названием «Морское сражение и полное поражение голландцев адмиралом Дунканом» в 1797 году. [108]

Королевский флот отметил эту битву четырьмя кораблями, носившими название HMS Camperdown , и семью кораблями HMS Duncan , которые поддерживали тесные связи с родным городом Дункана, Данди. [109] В Данди битва при Кампердауне отмечается в Кампердаун-хаусе , первоначально резиденции виконтов Кампердауна в Данди, строительство которой было завершено в 1828 году и позже стало общественным парком и туристической достопримечательностью. [110] Двухсотлетие битвы было отмечено в Данди в 1997 году выставкой «Славная победа» в городских галереях Макмануса совместно с Кампердаун-хаусом и Национальным музеем Шотландии . Выставка стала популярной туристической достопримечательностью, ее посетили более 50 000 человек. 11 октября прошла поминальная служба в память о погибших, и в городе открыли новую статую адмирала Дункана. [111]

[ редактировать ]
  • Говорят, что капитан «Счастливчик» Джек Обри , один из двух главных героев цикла Обри-Мэтьюрина книг , написанных Патриком О'Брайаном и действие которых происходит в военно-морском мире наполеоновских войн, присутствовал в битве при Кампердауне. В романе « Остров пустыни» (1978) он вспоминает, что был «[...] гардемарином, находившимся на нижней палубе « Ардента» , 64 [пушки], когда « Вриджхейд» убил или ранил сто сорок девять человек. его товарищи по кораблю из четырехсот двадцати одного корабля и превратили « Ардент» почти в крушение: это и все, что он слышал о голландцах, вселило в него уважение к их мореплаванию и их боевым качествам». [112]
  • В романе Уильяма Кинсолвинга 1996 года «Мистер Кристиан» Флетчер Кристиан возвращается из южных морей и ранен в битве при Кампердауне.
  • Джулиана Стоквина Персонаж Томас Кидд находится в Кампердауне в романе « Мятеж» .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хотя большинство источников указывают дату битвы 11 октября, Кристофер Ллойд утверждал, что, поскольку день британского военно-морского флота длился с полудня до полудня, а не с полуночи до полуночи, битва фактически началась утром 12 октября 1797 года. те, что на суше. [2]
  2. ^ Первая сумма взята из военно-морской сводки 1793 года. [10] ошибочно датирован 1799 годом и второй из реферата 1797 года (который у Уильяма Джеймса ). [11]
  3. Идентичность судна, отправленного Троллопом в Дункан, оспаривается. Уильям Джеймс , писавший в 1827 году, приписывал это действие наемному вооруженному люггеру Блэк Джоуку , [34] и это повторил Уильям Лэрд Клоуз в своей истории 1900 года. [24] Однако Эдвард Пелэм Брентон в 1836 году назвал наемного вооруженного катера Актива . посланником [35] Этой точки зрения в 2008 году поддержал Ноэль Мостерт. [36] В 1963 году Кристофер Ллойд приписал сигнал люггеру «Спекулянт» , за которым в течение нескольких часов последовали катера «Актив» и «Вестал», которые предоставили подробные отчеты о передвижениях Де Винтера. [37] Все отчеты сходятся во мнении о том, каким образом неизвестное судно прибыло в Ярмут. Black Joke не входил в число судов, претендующих ни на призовой фонд за захваченные голландские корабли, ни на медаль за военно-морские заслуги, хотя и Active , и Speculator были.
  4. Существуют разногласия относительно личности Монниккендама спутника в этом нападении: Джеймс назвал бриг « Аталанте» , в то время как Клоуз утверждает в сноске, что Джеймс ошибся и что корабль на самом деле был «Дафной» . [48]
  5. Уильям Джеймс сообщает, что адмирал Де Винтер умер во время заключения в Лондоне от «хронической болезни». [64] На самом деле Де Винтер не погиб после боя и в конце концов вернулся на службу в голландский флот.
  6. ^ Несколько источников, включая Брентона и Джеймса, [68] [76] записано, что Троллоп и Фэрфакс были объявлены « Рыцарями Баннерета королем Георгом III ». Однако об этих наградах никогда не сообщалось в The London Gazette в 1642 году официальных рыцарей Баннерета не создавалось , и со времен сэра Джона Смита в битве при Эджхилле . [77] Гораздо более вероятно, что эти рыцарские звания, которые впервые появляются в официальных записях в декабре 1797 года без указания их характера, [78] были рыцарями-холостяками . [79]
  1. ^ Лавери, с. 161
  2. ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 139
  3. ^ Чендлер, с. 44
  4. ^ Гардинер, с. 171
  5. ^ Jump up to: а б с д «Дункан, Адам». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8211 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  6. ^ Падфилд, с. 82
  7. ^ Клоуз, с. 553
  8. ^ Гардинер, с. 138
  9. ^ Jump up to: а б Пакенхем, с. 29
  10. ^ Джеймс, Том. 1 р. 375
  11. ^ Джеймс, с. 399
  12. ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 165
  13. ^ Manwaring & Dobree, p. 23
  14. ^ Manwaring & Dobree, p. 24
  15. ^ Manwaring & Dobree, p. 39
  16. ^ Гардинер, с. 167
  17. ^ Manwaring & Dobree, p. 112
  18. ^ Ллойд, с. 109
  19. ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 83
  20. ^ Падфилд, с. 84
  21. ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 88
  22. ^ Клоуз, с. 324
  23. ^ Падфилд, с. 93
  24. ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 325
  25. ^ Трейси, с. 224
  26. ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 94
  27. ^ Падфилд, с. 95
  28. ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 137
  29. ^ Брентон, с. 353
  30. ^ Ллойд, с. 128
  31. ^ Ллойд, с. 130
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж Клоуз, с. 327
  33. ^ Jump up to: а б с Пэдфилд, с. 97
  34. ^ Джеймс, с. 66
  35. ^ Брентон, с. 347
  36. ^ Мостерт, с. 230
  37. ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 133
  38. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 326
  39. ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 68
  40. ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 67
  41. ^ Jump up to: а б с Ллойд, с. 138
  42. ^ Jump up to: а б с Роджер, с. 456
  43. ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 69
  44. ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 98
  45. ^ Jump up to: а б с д и Пэдфилд, с. 99
  46. ^ Джеймс, с. 74
  47. ^ «О'Брайен, Эдвард». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/20476 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  48. ^ Jump up to: а б с д Клоуз, с. 328
  49. ^ Падфилд, с. 100
  50. ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 101
  51. ^ Jump up to: а б с Ллойд, с. 143
  52. ^ Jump up to: а б Брентон, с. 355
  53. ^ Jump up to: а б с д и Джеймс, с. 70
  54. ^ Jump up to: а б с д Клоуз, с. 329
  55. ^ Jump up to: а б с Пэдфилд, с. 102
  56. ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 144
  57. ^ Гардинер, с. 178
  58. ^ Jump up to: а б с д и ж Пэдфилд, с. 103
  59. ^ Ллойд, с. 150
  60. ^ Ллойд, с. 151
  61. ^ Jump up to: а б с д «№14055» . Лондонская газета . 16 октября 1797 г., стр. 985–987.
  62. ^ Jump up to: а б Пэдфилд, с. 105
  63. ^ Джеймс, с. 71
  64. ^ Jump up to: а б с д и Джеймс, с. 72
  65. ^ Джеймс, с. 380
  66. ^ Трейси, с. 231
  67. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 330
  68. ^ Jump up to: а б с д Брентон, с. 356
  69. ^ Падфилд, с. 104
  70. ^ Jump up to: а б с д Мостерт, с. 232
  71. ^ Ллойд, с. 157
  72. ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 76
  73. ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 179
  74. ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 77
  75. ^ Грокотт, с. 51
  76. ^ Jump up to: а б с д и Джеймс, с. 78
  77. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Баннерет» . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  78. ^ Jump up to: а б «№14075» . Лондонская газета . 19 декабря 1797 г. с. 1210.
  79. ^ Лотон 1899 , с. 248.
  80. ^ Паркинсон, с. 135
  81. ^ Jump up to: а б с Великобритании Данные по инфляции в индексе розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
  82. ^ Ллойд, с. 160
  83. ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г., стр. 236–245.
  84. ^ United Service Journal , с. 147
  85. ^ Ллойд, с. 161
  86. ^ Джеймс, с. 75
  87. ^ Клоуз, с. 331
  88. ^ Ллойд, с. 123
  89. ^ Ллойд, с. 159
  90. ^ Ллойд, с. 158
  91. ^ Jump up to: а б Брентон, с. 348
  92. ^ Jump up to: а б Мостерт, с. 233
  93. ^ Джеймс, с. 308
  94. ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 163
  95. ^ Ллойд, с. 140
  96. ^ Падфилд, с. 107
  97. ^ Падфилд, с. 106
  98. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Де Винтер, Ян Виллем» . Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  99. ^ Уиткомб, Томас. « Битва при Кампердауне » . Галерея Тейт. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 18 марта 2010 г.
  100. ^ Лутербург, Филип де. « Битва при Кампердауне » . Галерея Тейт. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 18 марта 2010 г.
  101. ^ Драммонд, Сэмюэл. « Адмирал Дункан получает меч голландского адмирала Де Винтера в битве при Кампердауне » . Национальный морской музей. Архивировано из оригинала 5 декабря 2004 года . Проверено 21 марта 2010 г.
  102. ^ Орм, Дэниел. « Дункан принимает капитуляцию Де Винтера в битве при Кампердауне » . Национальный морской музей. Архивировано из оригинала 20 ноября 2004 года . Проверено 21 марта 2010 г.
  103. ^ Уиткомб, Томас. « Битва при Кампердауне, 11 октября 1797 года » . Национальный морской музей. Архивировано из оригинала 3 марта 2010 года . Проверено 21 марта 2010 г.
  104. ^ Чемберс-старший, Джордж. « Битва при Кампердауне » . Национальная галерея Шотландии. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 18 марта 2010 г.
  105. ^ Копли, Джон Синглтон. « Победа лорда Дункана (Капитуляция голландского адмирала Де Винтера адмиралу Дункану, 11 октября 1797 года) » . Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 года . Проверено 18 марта 2010 г.
  106. ^ Стайлз, Шоуэлл (1968). Морская дорога в Кампердаун . Фабер. ISBN  978-0-571-08702-0 .
  107. ^ Паркинсон, К. Норткот (1975). Огненный корабль . Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-3175-0 .
  108. ^ Тодд, Р. Ларри (весна 1991 г.). «Обзор Лондонской школы фортепиано 1766–1860 ». Журнал Американского музыковедческого общества . 44 (1): 128–136. дои : 10.2307/831731 . JSTOR   831731 .
  109. ^ «Разрушитель будет связан с городом» . Британская радиовещательная корпорация . 13 февраля 2009 года . Проверено 21 марта 2010 г.
  110. ^ «Загородный парк Кэмпердаун» . Загородный парк Кэмпердаун . Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 17 марта 2010 г.
  111. ^ «Проект Дома Кэмпердаун» . Друзья Кампердаун-Хауса. 2000. Архивировано из оригинала 8 июня 2010 года . Проверено 17 марта 2010 г.
  112. ^ О'Брайан, Патрик (2011) [1978]. Остров Запустения . Электронные книги ХарперКоллинз. п. 145. ИСБН  9780007429363 .

Библиография

[ редактировать ]

Корабли, названные в честь битвы

[ редактировать ]

4 корабля и каменный фрегат получили название HMS Camperdown.

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4fd1c23d4a8140aca1b3ca6c00a61ee__1721488740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/ee/e4fd1c23d4a8140aca1b3ca6c00a61ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Camperdown - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)