Брюи Круиз
Croisière de Bruix (или экспедиция Брюи 1799 года ) — главная военно-морская кампания 1799 года во время Французских революционных войн . Экспедиция началась в апреле 1799 года, когда основная часть французского Атлантического флота под командованием вице-адмирала Этьена Эсташа Брюи покинула базу в Бресте , уклонившись от британского флота под Ла-Маншем , который блокировал порт, и обманом заставила командующего адмирала лорда Бридпорта поверить в то, что их истинным пунктом назначения было Ирландия . Проходя на юг, французский флот едва не смог соединиться с союзной эскадрой испанского флота в Ферроле , и восточный шторм не позволил ему соединиться с основным испанским флотом в Кадисе перед входом в Средиземное море . Средиземное море находилось под британским контролем после уничтожения французского Средиземноморского флота в битве на Ниле британский флот под номинальным командованием адмирала графа Сент-Винсента в августе 1798 года, и там находился . Однако из-за плохого здоровья Сент-Винсента оперативный контроль находился в руках вице-адмирала. Лорд Кит . Пока Кит пытался преследовать французов, испанский флот последовал за Брюиксом в Средиземное море, прежде чем был серьезно поврежден штормом и укрылся в Картахене .
Брюи успешно уклонился от преследования Кита, ненадолго зашел в Тулон , а затем в июне действовал у итальянского побережья. Кит с опозданием пошел по следу Брюи, его продвижение было затруднено удаленными приказами Сент-Винсента и неповиновением вице-адмирала лорда Нельсона , который командовал отдельной эскадрой в Палермо и отказался участвовать в кампании из-за своей озабоченности политической ситуацией в Неаполе . К тому времени, как Кит достиг Тулона, французский адмирал снова отплыл на запад, присоединившись к испанским войскам в Картахене и сформировав флот из 40 линейных кораблей . В начале июля, не зная, что Брюи вернулся через Гибралтарский пролив в Атлантику, Кит присоединился к тяжелому подкреплению, посланному Бридпортом, и пополнил запасы своих сил в Порт-Маоне и Гибралтаре, прежде чем возобновить преследование. В конце июля и начале августа Кейт преследовал Брюи до Атлантики и быстро сократил разрыв между флотами, когда они пересекали Бискайский залив . В конечном итоге, однако, Брюи достиг Бреста 13 августа, всего на один день раньше Кита, не встретив сопротивления со стороны остального флота Бридпорта, который находился вдали от него. Рошфор блокировал стоящую там на якоре испанскую эскадру у Феррола.
Хотя Брюи добился объединения французского и испанского флотов, его операция мало что изменила в текущей стратегической ситуации: объединенный союзный флот оставался бездействующим в Бресте в течение следующих двух лет. Во время своего пребывания в Средиземном море Брюи не смог оказать существенного влияния на регион: в июне он сопровождал конвой с припасами к северо-западному побережью Италии, но меньшие британские и русские силы, действовавшие у Мальты , Корфу и Александрии, остались нетронутыми, и те блокады продолжались с минимальными нарушениями. Впоследствии Кита критиковали за его неспособность привести в действие французский и испанский флот, хотя вмешательство и неповиновение его коллег-командиров также во многом способствовали побегу Брюи.
Фон
[ редактировать ]В начале 1799 года Королевский флот осуществлял господство в европейских водах во время французских революционных войн . В Северной Европе Флот Ла-Манша провел блокаду французского Атлантического флота, при этом особое внимание уделялось базе флота в Бресте в Бретани . [ 1 ] Хотя Брестский флот был сильным, насчитывая 25 линейных кораблей и еще пять близилось к завершению, он потерпел ряд поражений, которые деморализовали его. В июне 1794 года семь кораблей были потеряны в битве при Славном первом июня , когда они выходили для успешной защиты конвоя с зерном, еще пять затонули в зимних штормах во время катастрофической операции Croisière du Grand Hiver в начале 1795 года и в июне того же года. еще три года были потеряны в битве при Гроа . Во время Ирландской экспедиции в декабре 1796 года были потеряны еще два корабля, один корабль погиб на подходах к самому Бресту в битве при Раз-де-Сейн запоздалая попытка повлиять на ирландское восстание. в апреле 1798 года, а в октябре 1798 года была предпринята разгромлен в битве при острове Тори с дальнейшими потерями. [ 2 ] Британские эскадры патрулировали подходы к Бресту и другим гаваням вдоль Бискайского залива при поддержке основных сил Флота Ла-Манша, состоящего из 19 линейных кораблей под командованием 72-летнего адмирала лорда Бридпорта . [ 3 ]
В Южной Европе положение Франции было еще более отчаянным. Летом 1798 года французский Средиземноморский флот покинул свою базу в Тулоне, сопровождая большой флот транспортов, перевозивший армию под командованием генерала Наполеона Бонапарта для вторжения в Египет . [ 4 ] Французы полагали, что их переход не встретит сопротивления, поскольку Королевский флот покинул Средиземное море в 1796 году после Сан-Ильдефонсоского договора , по секретным условиям которого Королевство Испания заключило мир с Французской Республикой и объявило войну Великой Британия . Отступая на базу в Лиссабоне , британский Средиземноморский флот под командованием вице-адмирала сэра Джона Джервиса сосредоточил свои усилия на блокаде основного испанского флота, базировавшегося в Кадисе . [ 5 ] 14 февраля 1797 года испанцы потерпели поражение в битве у мыса Сент-Винсент , за что Джервис был назначен графом Сент-Винсентом , и испанцы отступили в Кадис, оставаясь в гавани в течение следующих двух лет. [ 6 ]
Чтобы перехватить французскую экспедицию в Египет, лорд Спенсер из Адмиралтейства в Лондоне приказал графу Сент-Винсенту направить собственный флот под командованием контр-адмирала сэра Горацио Нельсона . Нельсон выследил французов через Средиземное море, но не смог обнаружить флот вторжения до тех пор, пока войска не высадились на берег. [ 7 ] 1 августа 1798 года Нельсон атаковал французский флот, стоявший на якоре в заливе Абукир недалеко от Александрии . Последовавшая битва на Ниле стала сокрушительной победой Нельсона: одиннадцать из 13 линейных французских кораблей были захвачены или уничтожены, а армия Наполеона оказалась в ловушке в Египте. [ 8 ] Уничтожение французского флота побудило союзников сформировать новую коалицию против французов, и вскоре после этого началась война Второй коалиции . [ 9 ] Силы Королевского флота вернулись в Средиземное море, и были наложены блокады основных французских баз, включая Александрию и Мальту , под командованием Нельсона в Палермо с тремя кораблями на каждой станции. [ 10 ] Испанская база в Порт-Маоне на Менорке была захвачена британским экспедиционным корпусом в ноябре 1798 года, и именно там Сент-Винсент, страдавший от продолжительного приступа плохого здоровья, вышел в отставку, оставив командование блокадным флотом Кадиса вице-президенту. Адмирал лорд Кейт . Кейт собрал 16 линейных кораблей и потенциально мог вызвать Нельсона и эскадру под командованием контр-адмирала Джона Томаса Дакворта на Менорке, если ему потребуется их помощь. 19 кораблей испанского флота в Кадисе были единственной оставшейся силой в Южной Европе, которая могла поставить под угрозу британский контроль над Средиземным морем. [ 11 ]
Экспедиция
[ редактировать ]Отправление из Бреста
[ редактировать ]В начале 1799 года французская Директория приказала командующему Атлантическим флотом вице-адмиралу Этьену Эсташу Брюи вывести свой флот в море с явным намерением положить конец британскому господству в Средиземноморье и освободить армию, оказавшуюся в ловушке в Египте. [ 12 ] Силы, собранные Брюиксом, были одним из самых многочисленных и сильных флотов, плававших во время французских революционных войн. В его состав входили четыре корабля свыше 100 орудий, два 80-пушечных и 19 74-пушечных линейных кораблей в сопровождении шести фрегатов, двух корветов и двух авизо . Корабли были полностью укомплектованы: 100-пушечные корабли с экипажем более тысячи человек каждый, общее количество моряков оценивалось в 23 761 человек плюс еще 100 солдат. Что необычно для французского флота того времени, экипажи также были опытными людьми; многие из них служили в эскадрильях французских канонерских лодок, защищавших побережье от блокадных эскадрилий Королевского флота. [ 13 ] Приказ Брюи заключался в том, чтобы вернуть себе Средиземноморье, освободив Мальту и остров Корфу , которые, без ведома французов, только что были захвачены русским экспедиционным корпусом. Затем флоту было приказано переправить припасы и подкрепления для армии в Египте. [ 14 ] Назначение этих сил было хорошо скрыто: французские газеты объявили о намерении флота перебросить в Ирландию еще один экспедиционный корпус после неудачи на острове Тори в октябре 1798 года. [ 15 ] 27 апреля 1799 года, когда французский флот уже был в море, шасс-маре Ребекка позволила себя захватить вооруженному люггеру Black Joke . На борту французского судна находился капитан военно-морского флота, который нес ложные донесения, в которых целью была указана Ирландия. [ 16 ] Эта информация побудила Адмиралтейство рассматривать Ирландию как наиболее вероятную цель. В результате они приказали Бридпорту сделать защиту Ирландии своим высшим приоритетом. [ 12 ] хотя многие военно-морские офицеры ставили под сомнение обстоятельства пленения Ребекки , правильно предполагая, что донесения были фальшивками. [ 17 ]
Блокада Бреста осуществлялась с января 1799 года большой боевой эскадрой, в то время как большая часть флота Ла-Манша ждала более спокойной весенней погоды: основные силы Бридпорта покинули якорную стоянку на острове Сент-Хеленс 13 апреля. 16 апреля блокадная эскадрилья заметила и преследовала французский конвой с припасами, который беспрепятственно достиг Бреста; Бридпорт прибыл на следующий день. [ 18 ] 25 апреля он послал разведчиков обследовать Брест и обнаружил 18 линейных кораблей, готовых к отплытию. Из-за сильных северо-восточных ветров Бридпорт приказал своему флоту выйти из пролива Ируаз у входа на Брестский рейд и вместо этого удерживать станцию к юго-западу от острова Ушант . [ 19 ] Движение Бридпорта оставило значительную брешь в блокаде: воспользовавшись пустым Ируазом, Брюи приказал своему флоту выйти в море вечером 25 апреля, пройдя через Ируаз, а затем на юг, вокруг скал Сент. Утром 26 апреля патрулирующий британский фрегат HMS Nymphe под командованием капитана Перси Фрейзера обнаружил французский флот и немедленно отправился на поиски Бридпорта, обнаружив флот Ла-Манша в 13:00 и сигнализируя о присутствии французов HMS Dragon , который прошел мимо сообщение адмиралу. [ 15 ] Первой реакцией Бридпорта было вернуться на «Ируаз» и выяснить истинность отчета Фрейзера. Обнаружив, что французы действительно отплыли, он отправил сообщения Адмиралтейству, лорду Киту и графу Сент-Винсенту, а затем повернул свои корабли на север с инструкциями о подкреплении, которое могло бы присоединиться к нему у мыса Клир . [ 10 ] К 30 апреля он собрал 26 линейных кораблей у побережья Ирландии в ожидании прибытия французских войск, которого он все еще ожидал в ближайшее время, несмотря на предупреждения британских торговых капитанов о том, что французы были замечены на юго-западе. [ 15 ]
Кадис
[ редактировать ]Брюи не собирался отплывать в Ирландию. Пройдя далеко в Атлантику, французский флот, описываемый как «один из наиболее укомплектованных и хорошо оснащенных флотов, когда-либо выходивших из французской гавани», [ 18 ] 30 апреля повернул на юго-запад к побережью Испании, миновав базу в Ферроле . Брюи надеялся вывести в порт пять кораблей испанской эскадры, но эти корабли уже отплыли в Ла-Корунью в ожидании прибытия Брюи, и эти два отряда разошлись. [ 20 ] Продолжая двигаться на юг, отряд Брюи 1 мая заметил парус в 105 морских милях (194 км) к западу от португальского города Порту . Брюи послал фрегаты в погоню за незнакомцем, но не смог его поймать, а вновь прибывший британский фрегат HMS Success под командованием капитана Шульдхэма Пирда смог уйти на юг в 16:00 2 мая. [ 11 ] Пирд направился прямо к блокадному флоту Кадиса под командованием Кейта, который только что вернулся на свою станцию после пополнения запасов в Тетуане , и 3 мая он уведомил адмирала о размере приближающегося флота. Хотя под его командованием было всего 15 кораблей, он приказал своим войскам подготовиться к бою. [ 16 ]
В 08:30 4 мая на северо-западе был замечен французский флот. Когда британский флот был развернут на боевой линии между войсками Брюи и Кадисом, французский адмирал приказал своим кораблям повернуться влево на северо-восток. [ 21 ] Кейт, который позже сказал, что он находился «между дьяволом и морскими глубинами», маневрировал своими силами так, что его флот шел параллельно с французами, все еще блокируя доступ к Кадису перед лицом нарастающего шторма . Признавая, что доступ к порту был заблокирован и что условия не позволили испанскому флоту, зажатому ветром в Кадисе, присоединиться к его силам, [ 22 ] Брюикс выполнил свой постоянный приказ, чтобы избежать задержки в бою, и повернул свой флот на юго-запад. [ 12 ] К 17:00 французские войска исчезли, хотя утром 5 мая были замечены четыре отставших. Пока Кейт сохранял позицию у испанского порта, Брюикс воспользовался штормом, чтобы направить свои корабли прямо через Гибралтарский пролив , откуда их заметили в 17:00 5 мая. Когда они проходили через проливы, два французского флота столкнулись друг с другом и были сильно повреждены, что заставило Брюи изменить свои планы и направиться в Тулон. [ 12 ] Пока французы продвигались на восток, 6 мая Кейт повернул к ним на юг, направляясь к мысу Спартель . Британский флот вернулся в Кадис 8 мая и заметил, что испанский флот не готов выйти в море, хотя поврежденный во время шторма французский корабль Censeur сумел войти в порт для срочного ремонта. [ 23 ] 9 мая Кейт получил приказ от Сент-Винсента отказаться от блокады Кадиса и преследовать Брюи в Средиземное море, и поэтому он отплыл в Гибралтарский залив . Из-за шторма транспортные суда не могли плыть на запад через проливы, и Сент-Винсент был вынужден отправить приказы по суше, организовав специальный дипломатический переход для курьера в Лиссабон, который направился в Фаро , а оттуда обеспечил проход в залив Кадис . [ 24 ]
В Гибралтаре Сент-Винсент разослал множество инструкций, отозвав HMS Edgar из Тетуана и приказав тяжело больному контр-адмиралу Томасу Фредерику сделать его своим флагманом. Предупреждения были отправлены другим британским офицерам, командующим постами в Средиземноморье, в том числе Дакворту на Менорке, Нельсону в Палермо, Александру Боллу при осаде Мальты и сэру Сидни Смиту у Александрии. [ 25 ] Дополнительная поддержка также была срочно запрошена из Бридпорта, хотя доставка подкреплений из этого квартала могла занять несколько недель. [ 26 ] Единственный немедленный ответ поступил от Нельсона, который вывел войска Болла с Мальты и занял базу у Мареттимо с семью кораблями, пообещав, что «эскадрон под моим командованием никогда не попадет в руки врага; и прежде чем мы будем уничтожены, враг должен подрезайте им крылья настолько, что вы легко их догоните». [ 26 ] Отряд Кита прибыл в Гибралтар 10 мая и к 11 мая был пополнен и готов продолжить преследование под командованием Сент-Винсента, преодолев сильный шторм 17 и 18 мая, чтобы 20 мая соединиться с четырьмя кораблями Дакворта у Менорки. [ 27 ] Единственным кораблем, поврежденным во время шторма, был «Эдгар» , который сел на мель и был вынужден провести ремонт в Порт-Маоне. [ 28 ]
В начале мая испанская эскадра в Ферроле, пропустив Брюикса в Корунье, попала под наблюдение большого 44-пушечного фрегата HMS Indefatigable под командованием капитана Генри Керзона . [ 29 ] 8 мая Керзон отправился на поиски Бридпорта, чтобы предупредить его, что эскадра Феррола находится в море, а в его отсутствие испанцы отплыли из Ла-Коруньи, намереваясь встать на якорь в Бресте и дождаться возвращения французов. Обеспокоенная встречей с флотом Бридпорта у порта, испанская эскадра в конечном итоге вместо этого направилась в Рошфор . [ 23 ] 1 июня Бридпорт наконец осознал, что план ирландского вторжения был уловкой, и направил флот из 16 кораблей под командованием адмирала сэра Алана Гарднера, чтобы присоединиться к Киту в Средиземном море. Затем Бридпорт разместил у Рошфора восемь кораблей и четыре фрегата под командованием контр-адмирала Шарля Мориса Поула в сопровождении трех бомбардировщиков . 2 июля поляк направил бомбардировщики и фрегаты на Баскские дороги, чтобы атаковать стоящую на якоре испанскую эскадру, которая ответила эскадрой канонерских лодок . Хотя обе стороны бомбардировали друг друга в течение дня, жертв и серьезного ущерба не было, вывод британских войск позволил французскому правительству объявить бой победой. [ 30 ] Испанская эскадра оставалась в блокаде на протяжении оставшейся части кампании, в конце концов проскользнув мимо сил Поляка в сентябре и после неудачной попытки достичь Бреста, отступила в Феррол. [ 29 ]
Тулон, Генуя и Картахена
[ редактировать ]Пока Кит входил в Средиземное море, Брюи использовал попутный ветер, чтобы беспрепятственно отнести его на северо-восток, защитив свои поврежденные корабли и благополучно достигнув Тулона 13 мая. 22 мая флот Сент-Винсента из 20 кораблей вышел из Порт-Маона, намереваясь преследовать Брюи до Тулона. Однако 26 мая до Сент-Винсента дошли новости об угрозе в его тылу: испанский флот в Кадисе наконец вышел в море. Флот отбыл 14 мая под командованием адмирала Мазарредо с 17 кораблями, миновал Гибралтар и повернул на северо-восток в поисках Брюи. [ 28 ] Однако испанские корабли находились в плохом состоянии, а шторм 17 мая нанес огромный ущерб: 12 кораблей вышли из строя. Поспешно отказавшись от планов следовать за Брюиксом, Масарредо направил свой флот в безопасное место Картахены , главной военно-морской базы Испании в Средиземноморье, прибывшей 20 мая. Воспринимая испанцев как большую угрозу, Сент-Винсент приказал своим кораблям оставаться на мысе Сан-Себастьян в Жироне на случай, если флоты попытаются объединиться. [ 31 ]
Пока Сент-Винсент патрулировал испанское побережье, флот Брюи вернулся в море 27 мая в сопровождении одиннадцати меньших военных кораблей и двух небольших линейных кораблей, нагруженных запасами и провиантом, вооруженными на флейте . Два поврежденных корабля остались в гавани, поэтому в состав отряда вошли 22 линейных корабля. [ 32 ] В Северной Италии французские войска были отброшены австрийской армией, и Брюиксу было приказано пополнить запасы осажденных французских городов вдоль побережья. [ 33 ] Двигаясь на восток, не встретив сопротивления, флот 30 мая бросил якорь у Вадо-Лигуре , а находящиеся на борту войска были высажены для службы против австрийской и русской армий, которые затем вступили в бой против французов в Северной Италии, освобождая осажденный город Савона . [ 34 ] 3 июня флот прибыл в Геную , находящуюся в осаде под руководством генерала Андре Массена . [ 35 ] 5 июня флот высадил припасы и продовольствие для армии генерала Жана Моро , генерал провел конференцию на флагманском корабле Брюи « Океан» . 6 июня, после сообщений о появлении британского флота у Тулона, Брюи отплыл из Генуи, а его флот вернулся на запад, в Тулон. [ 36 ]
Пока Брюи снабжал французские армии в Северной Италии, 30 мая флот Сент-Винсента был пополнен эскадрой из пяти кораблей под командованием контр-адмирала Джеймса Хокинса-Уитсхеда . Это подкрепление убедило Сент-Винсент послать контр-адмирала Дакворта и четыре корабля присоединиться к Нельсону в Палермо на случай, если он подвергнется нападению французов. [ 31 ] 1 июня «Сент-Винсент» отплыл на юг от Барселоны в надежде встретить испанский флот, а затем, ничего не обнаружив, вернулся на северо-восток в сторону Тулона. 2 июня здоровье Сент-Винсента ухудшилось, и он передал командование Киту, вернув свой флагманский корабль HMS Ville de Paris обратно в Порт-Маон. [ 27 ] Кейт продолжил путь в Тулон и 3 июня послал HMS Centaur и HMS Montagu для разведки порта. Эти корабли перехватили прибрежный конвой у входа в гавань, сожгли четыре дивана и попали под неэффективный огонь тулонских батарей. [ 37 ] От заключенных, снятых с диванов, стало известно, что Брюи находится в море на востоке, и Кейт немедленно отреагировал на эту информацию, отправившись в погоню. У Фрежюса силы Кита столкнулись с британским вооруженным бригом «Телеграф», командир которого сообщил, что французы находятся у Вадо-Лигуре. На следующий день британский флот миновал Антиб , где батареи на прибрежных островах открыли неэффективный огонь по приданному бригу HMS Espoir . [ 37 ]
Возвращение в Атлантику
[ редактировать ]8 июня у мыса делле Мелле до флота дошли депеши из Сент-Винсента, который приказал Киту прекратить преследование и вернуться в Росас, чтобы предотвратить соединение французского флота и испанского в Картахене. [ 35 ] Киту также было приказано послать еще два корабля Нельсону в Палермо с приказом взять его эскадру, которая теперь собрала 18 линейных кораблей, включая три португальских корабля, путем вывода блокадных сил Болла с Мальты в поисках французского флота. [ 37 ] Нельсон сердито отказался от приказа Кита. С конца 1798 года Нельсон был втянут в политику Неаполитанского королевства , подстрекая короля Фердинанда к войне с Францией. Неаполитанская армия потерпела поражение, Неаполь пал перед французскими армиями, и город стал центром недолговечной Партенопейской республики . [ 38 ] Нельсон эвакуировал неаполитанскую королевскую семью в Палермо и дал личную клятву королеве Марии Каролине не оставлять их без поддержки. Он также начал свой печально известный роман с Эммой, леди Гамильтон , женой британского посла в Неаполе сэра Уильяма Гамильтона . Выполнить приказы Кита означало бы нарушить свое обещание и бросить обеих женщин в Палермо. [ 39 ] Он также беспокоился о своей репутации: французские силы были значительно сильнее его собственного флота как по количеству, так и по размеру кораблей, и битва вполне могла закончиться поражением, а отказ от боя подвергся бы резкой критике в Великобритании. [ 40 ]
Кейт, обеспокоенный состоянием незащищенной базы на Менорке, не сразу направился к Росасу. Вместо этого он сначала проплыл через остров, чтобы забрать Виль де Пари , который покинул Сент-Винсент в Порт-Маоне. 13 июня Кейт принял HMS Queen Charlotte в качестве своего флагмана, а 15 июня Виль де Пари воссоединился с флотом, после чего Кейт повернул на север в сторону мыса Сисье возле Тулона. [ 41 ] 19 июня в 60 морских милях (110 км) к югу от Тулона передовая эскадра флота Кита столкнулась с эскадрой французских фрегатов. Эти силы, состоявшие из фрегатов «Юнон» , «Альцеста» и «Куражез» , а также бригов «Алерте» и «Саламин», находились под командованием контр-амирала Жана-Батиста Перре и направлялись в Тулон из Яффо . [ 42 ] Эскадра защищала французские прибрежные конвои снабжения во время сирийской кампании Бонапарта : 4 мая Саламине захватил 10-пушечный полярный HMS Fortune у Яффо. Получив приказ вернуться во Францию, эскадра покинула Яффо 17 мая и почти достигла Тулона, когда была обнаружена. [ 43 ]
Войска Перре не смогли обогнать передовую эскадру Кита, состоящую из линейных кораблей HMS Captain , HMS Centaur и HMS Bellona фрегатов HMS Emerald и HMS Santa Teresa при поддержке . Столкнувшись с подавляющим сопротивлением, французская эскадра сдалась, все пять кораблей впоследствии были приняты в состав Королевского флота, хотя «Юнон» , переименованный в HMS Princess Charlotte , считался более ценным призом, чем все остальные вместе взятые. [ 32 ] 20 июня Кейт прибыл в Тулон и обнаружил, что французского флота нет в гавани. Он оставался за пределами порта до 23 июня в надежде на их прибытие, а затем повернул на восток, чтобы исследовать сначала Вадо-Лигуре, а затем Геную, где прибрежные форты обстреляли разведывательный бриг-шлюп HMS Vincejo , который сбежал, приняв у себя поддельный испанский флаг . Узнав в Генуе, что французский флот ушел более месяца назад, Кейт повернул обратно в сторону Менорки. [ 32 ]
На самом деле Брюи значительно оторвался от преследования Кита. Покинув Геную 6 июня, французский флот 9 июня без остановки прошел Тулон. Пока Кейт ждал у Менорки, Брюи проплыл вдоль побережья Испании и 22 июня прибыл в Картахену, пока Кейт наблюдал за Тулоном. [ 44 ] Испанский флот провел капитальный ремонт в течение месяца после шторма в Гибралтарском проливе и снова был почти готов к выходу в море. В настоящее время объединенный флот насчитывает 39 кораблей, оставив Censeur в Кадисе и еще два французских корабля в Тулоне для срочного ремонта. . [ 45 ] В Картахене объединенный флот помог загрузить конвой с 5000 испанскими солдатами для усиления гарнизона на Майорке и 24 июня отплыл в Кадис. [ 34 ]
19 кораблей Кита снова прибыли у Менорки 6 июля и на следующий день присоединились к существенному подкреплению в виде 12 линейных кораблей под командованием контр-адмирала сэра Чарльза Коттона и контр-адмирала Катберта Коллингвуда . Эти силы были отделены от флота Ла-Манша лордом Бридпортом после того, как он понял, что французский флот не предназначен для Ирландии. Первоначально в его состав входило 16 судов, но четыре из них отошли под командованием адмирала Гарднера в Лиссабоне, где он встретил конвой с призами, медленно возвращавшийся из Нила, и большой ежегодный торговый конвой из Португалии, оба из которых Гарднер благополучно сопровождал обратно в Британию. [ 45 ] Подкрепившись таким образом, Кейт вошел в Порт-Маон за водой, но узнал о прибытии французов в Картахену. К 10 июля британский флот был готов к отплытию, Кейт дважды приказывал Нельсону отделить корабли из его эскадры для защиты Менорки. Однако к этому времени Нельсон без приказа покинул свою станцию в Мареттимо и по просьбе королевы Марии Каролины разместился в Неаполитанском заливе . Нельсон ранее игнорировал приказ Кита сосредоточиться на своих операциях вокруг Неаполя. [ 46 ] но 22 июля в конце концов отправил на Менорку небольшую эскадру. [ 47 ] Понимая, что объединенный флот не останется в Картахене, Кейт направился напрямую в Гибралтар, собрав дополнительные припасы в Тетуане 26 июля и войдя в проливы 29 июля. [ 48 ]
Выход на пенсию в Брест
[ редактировать ]На этом этапе объединенный флот опережал преследование Кита на три недели. Ночью 7 июля силы Брюи прошли Гибралтар, испанские корабли беспорядочно стреляли по двум алжирским кораблям, когда они проходили мимо. В Гибралтаре Сент-Винсент, который возвращался в Великобританию на фрегате HMS Argo и остановился в порту, приказал послать корабль для расследования стрельбы и направил наемный 18-пушечный вооруженный катер «Пенелопа» под командованием лейтенанта Фредерика Льюиса Мейтленда . На рассвете 8 июля Мейтленд обнаружил, что попал в испанскую дивизию флота. В спокойных условиях Мейтленду удалось отогнать испанский бриг «Виво», но вскоре он был вынужден сдаться фрегату «Кармен» . В трюме похитители обнаружили большой груз денег , случайно оставленный на борту. [ 49 ]
В период с 10 по 12 июля объединенный флот прибыл в Кадис, где два корабля, оставленные в Тулоне, воссоединились с флотом, хотя было обнаружено, что Censeur поврежден и не подлежит ремонту, и поэтому был передан ВМС Испании, а французы получили « Сан-Себастьян» , переименованный в «Альянс» . взамен. [ 45 ] 21 июля, без каких-либо признаков возвращения британской блокады, флот Брюи снова вышел в море, хотя 112-пушечные испанские корабли «Мексикано» и «Санта-Ана» были вынуждены вернуться после того, как Санта-Ана села на мель при выходе из гавани. Флот Брюи теперь насчитывал 59 кораблей, из которых 40 были линейными. Объединенный флот повернул на север, минуя португальское побережье. [ 50 ]
30 июля, через девять дней после отбытия Брюи, флот Кита отплыл из Гибралтара. В течение следующих девяти дней британский флот следовал за Брюиксом, хотя Кейт не был уверен в его местонахождении и пункте назначения. [ 29 ] 8 августа у мыса Финистерре датский корабль сообщил, что двумя днями ранее на северо-востоке заметил объединенный флот. На следующий день к флоту присоединился фрегат HMS Stag под командованием капитана Джозефа Сиднея Йорка, заметивший силы Брюи у мыса Ортегал, направляющиеся в Бискайский залив . [ 50 ] 12 августа британский флот находился в 80 морских милях (150 км) от Ушана без каких-либо признаков объединенного флота, а 14 августа Кейт послал разведывательную эскадру для исследования Брестского рейда . Эти силы, состоящие из HMS Impetueux , HMS Pompee и HMS Ethalion под командованием капитана сэра Эдварда Пелью , приблизились к якорной стоянке и обнаружили там объединенный флот. Брюи прибыл только накануне. [ 20 ]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на все огромные усилия, затраченные обеими сторонами, Круазьер-де-Брюи представлял собой целый ряд неудач. Брюи более трех месяцев успешно уклонялся от преследования основных сил Королевского флота, подорвал британский контроль над Средиземным морем и объединился с основным испанским флотом, чтобы создать самый большой флот в мире на тот момент: около 47 кораблей линия. [ 51 ] Эти силы теперь стояли на якоре на сильнейшей французской военно-морской базе в Атлантическом океане, которая якобы контролировала доступ к Ла-Маншу. В течение следующих двух с половиной лет, пока Амьенский мир не положил конец французским революционным войнам, флот оставался на якоре: экспедиция Брюи была последним разом во время войны, когда французы или испанцы развернули весь свой военно-морской флот. сила. [ 52 ] Основная причина этого нежелания выходить в море ежедневно была видна из Бреста: британский флот под Ла-Маншем. Понимая, что потеря контроля над Ла-Маншем может означать вторжение в Британию, Адмиралтейство приказало обновлённому «Сент-Винсенту» принять на себя командование флотом, насчитывавшим теперь 30 линейных кораблей. Сент-Винсент приказал своему флоту оставаться на постоянном дежурстве, выходя из блокады только в самую плохую погоду, и то только на якорную стоянку в Торбее , а не в порт приписки в Спитхеде . [ 17 ] В более широкой стратегической ситуации в Северной Европе Круазьер де Брюи ничего не добился: историк Н. А. М. Роджер назвал это «блестящим провалом», отметив, что «Тактическое мастерство в сочетании с иррациональными и непредсказуемыми изменениями стратегии сбило с толку британское преследование, но [Брюи ] ничего не упустил из своих возможностей изменить ход войны на море». [ 33 ]
На средиземноморском театре военных действий также было мало что достигнуто. Конвойную операцию в Геную в июне можно было бы с таким же успехом осуществить с помощью эскорта небольшого фрегата, а не всех сил французского Атлантического флота. [ 29 ] в то время как меньшие силы союзников в Восточном Средиземноморье могли бы быть легко сметены превосходящими силами Брюи, если бы он их развернул: у Нельсона в Палермо было всего десять кораблей для защиты блокадных сил на Мальте и Александрии, а также русских на недавно захваченном острове Корфу . Если бы Брюи попытался ослабить эту блокаду, британцы были бы бессильны его остановить. [ 53 ] Не сумев напрямую бросить вызов британскому контролю над Средиземным морем и выведя испанский флот из региона, экспедиция Брюи фактически еще больше ослабила позиции Франции, позволив русским контролировать Адриатическое море , а британцам захватить Мальту в 1800 году и Египет в 1800 году. 1801 г. без сопротивления на море. [ 54 ]
Для Королевского флота эта кампания выявила серьезные проблемы в высшем командовании Средиземноморского театра военных действий. Немощь графа Сент-Винсента не помешала ему попытаться на расстоянии помешать оперативному командованию Кита, и эта ситуация, возможно, привела к тому, что Кит пропустил французский флот в начале июня, когда Сент-Винсент приказал Киту вернуться в Росас, а не продолжать преследование в направлении Тулона, [ 49 ] хотя историк Уильям Лэрд Клоуз возлагает вину за эту ошибку на Кита. [ 51 ] Кит усугубил эту путаницу, вернувшись на Менорку вопреки приказу забрать Виль де Пари , корабль «Сент-Винсент» удалил из флота, чтобы доставить его в Порт-Маон. Уильям Джеймс полагает, что фрегата было бы достаточно, не ослабляя флот Кита. [ 31 ] хотя Клоуз отмечает, что в этих стратегических действиях на море более маневренные фрегаты были более ценными, чем неуклюжие первоклассные корабли . [ 27 ] Дальнейшие проблемы были вызваны преднамеренными препятствиями Нельсона в Палермо, которые вынудили Кейта охватить гораздо более широкий диапазон Средиземноморья, чем он намеревался. В результате репутация Нельсона в Британии, которую так старалось защитить, была серьезно подорвана. [ 53 ] Подводя итог этой путанице, историк Ноэль Мостерт отмечает, что «в такой стратегической ситуации вина может быть возложена в любом направлении». [ 35 ] Учитывая задержки и ошибки, то, что Кит преодолел такое большое расстояние в последние дни кампании, было примечательным и свидетельством мастерства его команд и капитанов, и если бы объединенному флоту пришлось пройти немного дальше, он мог бы поймать их. [ 50 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гардинер, с. 97
- ^ Гардинер, с. 115
- ^ Джеймс, с. 254
- ^ Джеймс, с. 150
- ^ Гардинер, с. 13
- ^ Клоуз, с. 320
- ^ Мостерт, с. 257
- ^ Адкинс, с. 37
- ^ Роджер, с. 461
- ^ Jump up to: а б Мостерт, с. 344
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 257
- ^ Jump up to: а б с д Роджер, с. 462
- ^ Джеймс, с. 255
- ^ Мостерт, с. 345
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 256
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 381
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 124
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 380
- ^ Мостерт, с. 343
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 120
- ^ Джеймс, с. 258
- ^ Мостерт, с. 346
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 382
- ^ Мостерт, с. 347
- ^ Джеймс, с. 259
- ^ Jump up to: а б Мостерт, с. 348
- ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 384
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 260
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс, с. 268
- ^ Клоуз, с. 389
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 261
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 263
- ^ Jump up to: а б Роджер, с. 463
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 386
- ^ Jump up to: а б с Мостерт, с. 350
- ^ Джеймс, с. 264
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 262
- ^ Гардинер, с. 49
- ^ Форестер, с. 137
- ^ Форестер, с. 138
- ^ Клоуз, с. 385
- ^ «№15162» . Лондонская газета . 23 июля 1799 г. с. 741.
- ^ Клоуз, с. 522
- ^ Мостерт, с. 349
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 265
- ^ Адкинс, с. 61
- ^ Мостерт, с. 355
- ^ Джеймс, с. 267
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 266
- ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 387
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 388
- ^ Гардинер, с. 99
- ^ Jump up to: а б Мостерт, с. 356
- ^ Гардинер, с. 125
Ссылки
[ редактировать ]- Адкинс, Рой и Лесли (2006). Война за все океаны . Счеты. ISBN 978-0-349-11916-8 .
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-013-2 .
- Форестер, CS (2001) [1929]. Нельсон . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-178-3 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Кэкстон Издания. ISBN 978-1-84067-363-0 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 2, 1797–1799 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-906-9 .
- Мостерт, Ноэль (2007). Линия на ветру: величайшая война на море под парусами 1793–1815 гг . Винтажные книги. ISBN 978-0-7126-0927-2 .
- Роджер, НАМ (2004). Командование океана . Аллан Лейн. ISBN 0-7139-9411-8 .