Канонерская лодка
Канонерская лодка — это военно- морской корабль, предназначенный специально для перевозки одного или нескольких орудий для бомбардировки прибрежных целей , в отличие от военных кораблей, предназначенных для ведения морской войны или для переправки войск или грузов .
История
[ редактировать ]Допаровая эра
[ редактировать ]В эпоху парусного спорта канонерская лодка обычно представляла собой небольшое беспалубное судно, несущее одну гладкоствольную пушку в носовой части или всего две или три таких пушки. Канонерская лодка могла нести одну или две мачты или иметь только весла, но наиболее типичной была одномачтовая версия длиной около 15 м (49 футов). несколько поворотных орудий Некоторые типы канонерских лодок несли две пушки или же устанавливали на поручнях .
У небольшой канонерской лодки были преимущества: если бы она несла только одну пушку, лодка могла бы маневрировать на мелководье или ограниченных участках, таких как реки или озера, где более крупные корабли могли плавать лишь с трудом. Орудие, которое несли такие лодки, могло быть довольно тяжелым; например, 32-фунтовый. Поскольку такие лодки были дешевы и быстро строились, военно-морские силы отдавали предпочтение тактике роя: в то время как одиночный залп фрегата уничтожить мог канонерскую лодку, фрегат, столкнувшийся с большой эскадрой канонерских лодок, мог получить серьезные повреждения, прежде чем ему удалось потопить их все. Например: в битве при Альвёне (1808 г.) во время Канонерской войны 1807–1814 гг. пять датско-норвежских канонерских лодок разгромили одинокий британский фрегат HMS Tartar . Канонерские лодки, использовавшиеся в битве при острове Валькур (1776 г.) на озере Шамплейн во время войны за независимость США , в основном строились на месте, что свидетельствует о скорости их строительства.
Испанский адмирал Антонио Барсело , имеющий опыт использования малых судов в конфликтах с берберийскими пиратами , представил в 1781 году своего рода небольшую бронированную канонерскую лодку, оснащенную дальнобойным артиллерийским орудием. («тонких сил») Испанской королевской армады Это соответствовало принципу fuerzas sutiles , который подчеркивал использование кораблей, оснащенных значительной огневой мощью, но которым трудно нанести ответный удар. Его канонерские лодки впервые были использованы во время Великой осады Гибралтара , добившись большого успеха в неудавшейся в остальном осаде, после чего они были приняты на вооружение Королевской Армады. [ 1 ]
Все военно-морские силы эпохи парусного спорта имели в наличии несколько канонерских лодок. Канонерские лодки широко использовались в Балтийском море в конце 18 века, поскольку они хорошо подходили для обширных прибрежных шхер и архипелагов Швеции, Финляндии и России. Соперничество между Швецией и Россией, в частности, привело к интенсивному расширению флота канонерских лодок и разработке новых типов канонерских лодок. Две страны столкнулись во время русско-шведской войны 1788–1790 годов , конфликта, кульминацией которого стала крупная битва при Свенсксунде в 1790 году, в которой приняли участие более 30 000 человек и сотни канонерских лодок, галер и других весельных судов. Большинство из них были судами, разработанными с 1770-х годов и позже военно-морским архитектором Фредриком Хенриком аф Чепменом для флота шведского архипелага . Проекты, скопированные и усовершенствованные конкурирующими военно-морскими силами Дании и России, распространились на Средиземное и Черное моря. [ 2 ]
Чаще всего встречались два варианта:
- более крупный 20-метровый (66 футов) «артиллерийский шлюп» (от шведского kanonslup ) с двумя 24-фунтовыми пушками, одной на корме и одной в носовой части.
- меньший 15-метровый (49 футов) «пушечный ял» ( kanonjolle ) с одной 24-фунтовой пушкой
Многие военно-морские силы стран Балтии содержали канонерские лодки на вооружении вплоть до второй половины XIX века. [ 3 ] Британские корабли вступили в бой с более крупными 22-метровыми (72 футами) русскими канонерскими лодками у берегов Турку на юго-востоке Финляндии в 1854 году во время Крымской войны . Русские корабли отличились тем, что были последними в истории весельными военными кораблями, которые в гневе стреляли из орудий. [ 4 ]
Канонерские лодки сыграли ключевую роль в Наполеона Бонапарта плане по вторжению в Англию в 1804 году. Дания и Норвегия активно использовали их в войне канонерских лодок. Между 1803 и 1812 годами ВМС США проводили политику базирования своего флота на прибрежных канонерских лодках, экспериментируя с различными конструкциями. Президент Томас Джефферсон (занимавший должность: 1801–1809) и его Демократическая республиканская партия выступали против сильного военно-морского флота, считая канонерские лодки достаточными для защиты основных гаваней Соединенных Штатов. Они оказались бесполезными против британской блокады во время войны 1812 года . [ 5 ]
Эпоха Steam
[ редактировать ]С появлением паровой энергии в начале 19 века Королевский флот и другие военно-морские силы построили значительное количество небольших судов, приводимых в движение боковыми лопастями, а затем и винтами . Первоначально эти суда сохраняли полное парусное вооружение и использовали паровые машины в качестве вспомогательных силовых установок.
Британский Королевский флот разместил две деревянные гребные канонерские лодки в нижних Великих озерах и на реке Святого Лаврентия во время восстаний 1837 года в Верхней и Нижней Канаде . В 1844 году ВМС США направили гребную канонерскую лодку с железным корпусом USS Michigan на Великие озера .
«Фон дер Танн» стала первой в мире винтовой канонерской лодкой. Верфи Конради в Киле построили паровую канонерскую лодку водоизмещением 120 тонн (120 т ) в 1849 году для небольшого флота земли Шлезвиг-Гольштейн . Первоначально называвшийся «Канонерская лодка № 1» , «Фон дер Танн» был самым современным кораблем военно-морского флота. Она успешно участвовала в Первой Шлезвигской войне 1848–1851 годов.
Великобритания построила большое количество деревянных винтовых канонерских лодок в 1850-х годах, некоторые из которых участвовали в Крымской войне (1853–1856), Второй опиумной войне (1856–1860) и индийском восстании (1857–1859). Требование о наличии канонерских лодок во время Крымской войны было сформулировано в 1854 году, чтобы позволить Королевскому флоту бомбардировать береговые объекты на Балтике. [ 6 ] Первыми кораблями, построенными Королевским флотом и отвечающими этому требованию, были Arrow артиллерийские корабли класса . [ 6 ] Затем, в середине 1854 года, Королевский флот заказал шесть Gleaner, канонерских лодок класса а позже в том же году последовал заказ на 20 Dapper канонерских лодок класса . [ 6 ] В мае 1855 года Королевский флот направил шесть канонерских лодок класса «Дэппер» в Азовское море , где они неоднократно совершали набеги и уничтожали склады вокруг его побережья. [ 7 ] В июне 1855 года Королевский флот вновь вошел в Балтику с 18 канонерскими лодками в составе более крупного флота. [ 8 ] Канонерские лодки атаковали различные прибрежные объекты, действуя вместе с более крупными британскими военными кораблями, с которых они доставляли припасы, например, уголь. [ 8 ]
Канонерские лодки возродились во время Гражданской войны в США (1861–1865). Силы Союза и Конфедерации быстро превратили существующие пассажирские суда в вооруженные пароходы с боковыми колесами . некоторые специально построенные лодки, такие как USS Miami Позже в бой вступили . Они часто устанавливали 12 и более орудий, иногда довольно большого калибра, и обычно имели броню. В то же время британские канонерские лодки периода Крымской войны начали изнашиваться. [ нужна ссылка ] поэтому была заказана новая серия занятий. Конструкция изменилась с чисто деревянного корпуса на композитный железо-тик. [ 9 ]
В конце 19-го и начале 20-го веков «канонерская лодка» была общим названием для небольших вооруженных судов. Их можно было классифицировать, от самых маленьких до самых больших, на речные канонерские лодки , речные мониторы , канонерские лодки береговой обороны (такие как SMS Panther ) и полноценные мониторы для береговых бомбардировок. В 1870-х и 1880-х годах Британия начала строить так называемые «плоские» (или Rendel) канонерские лодки для береговой обороны. [ 10 ] Когда возможностей дозаправить уголь было мало, суда с полным парусным вооружением продолжали использоваться в качестве канонерских лодок; HMS Gannet , шлюп, сохранившийся на исторической верфи Чатема в Соединенном Королевстве, является примером канонерской лодки этого типа.
В ВМС США эти лодки имели классификационный индекс корпуса «PG», из-за чего их называли «патрульными канонерскими лодками». 10–15 футов (3,0–4,6 м), Обычно они имели водоизмещение менее 2000 длинных тонн (2000 т), имели длину около 200 футов (61 м), осадку а иногда и намного меньше, и имели несколько орудий калибра до 5–6 дюймов. (130–150 мм). Важной характеристикой этих самолетов была способность действовать в реках, что позволяло им достигать внутренних целей так, как это было невозможно до появления самолетов . В этот период военно-морские державы использовали канонерские лодки для полицейских действий в колониях или в более слабых странах, например, в Китае (см., например, «Патруль Янцзы» ). Эта категория канонерских лодок породила термин « дипломатия канонерских лодок ». С добавлением торпед они стали « торпедными канонерскими лодками », обозначавшимися классификационным обозначением корпуса «PTG» (патрульная торпедная канонерская лодка).
В Великобритании реформы адмирала Фишера в 1900-х годах привели к ликвидации большей части флота канонерских лодок. [ 11 ] Несколько человек оставались на службе на различных должностях к началу Первой мировой войны в 1914 году. [ 12 ] Последними на вооружении находились два самолета второго Bramble класса , которые просуществовали до 1926 года, выполняя речное патрулирование в Западной Африке. [ 13 ]
Однако в условиях Первой мировой войны (1914–1918) Королевский флот был перевооружен небольшими 625-тонными (635 т) мелкосидящими канонерскими лодками (12 кораблей класса «Насекомое» ) с достаточной скоростью для ведения боевых действий. в реках с быстрым течением и с относительно тяжелым вооружением. Во время войны и в послевоенный период они дислоцировались в Румынии на Дунае , в Месопотамии на Евфрате и Тигре , на севере России на Северной Двине и в Китае на Янцзы . В Китае, в условиях анархии и войны, они продолжали защищать британские интересы до Второй мировой войны; другие западные державы действовали аналогичным образом.
В конце 1930-х годов для Дальнего Востока строились все более крупные канонерские лодки. Некоторые приплыли туда; другие были перевезены по частям и снова собраны в Шанхае .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]Большинство британских канонерских лодок изначально базировались в Восточной Азии. Когда разразилась война с Японией, многие из этих судов ушли в Индийский океан. Другие были переданы ВМС Китайской Республики (например, HMS Sandpiper , который был переименован в Ying Hao ), а некоторые были захвачены японцами.
Некоторые из них были позже переброшены на Средиземноморский театр военных действий и поддерживали наземные операции во время кампании в Северной Африке , а также в некоторых частях Южной Европы .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]катера ВМС США В конце 1941 года базировавшиеся в Китае патрульные «Янцзы» были отведены на Филиппины или затоплены. После поражения США на Филиппинах большая часть оставшихся кораблей была затоплена . Однако военный корабль США «Эшвилл» просуществовал до тех пор, пока не был затоплен во время битвы за Яву в 1942 году.
Советский Союз
[ редактировать ]В 1930-е годы в ВМФ СССР началась разработка малых бронированных речных катеров, или «речных танков»: судов водоизмещением от 26 до 48 тонн, на которых танков . устанавливались башни [ 14 ]
С 1934 по 1945 год ходили три класса общей численностью 210 судов:
- Проект 1124: их штатное вооружение первоначально представляло собой две башни от танков Т-28 или Т-34 , в каждой из которых устанавливались 76,2-мм пушка и танковый пулемет Дегтярева (ДТ), а также два зенитных пулемета – в некоторых случаях кормовые. башню заменили на «Катюша» . реактивную установку
- Проект 1125 : одна башня Т-28/Т-34 с 76,2-мм пушкой и ДТ, а также четыре зенитных пулемета.
- С-40 : одна башня Т-34 с 76,2-мм пушкой и ДТ, а также четыре зенитных пулемета.
Речные танки с экипажем от 10 до 20 человек имели водоизмещение от 26 до 48 тонн, имели толщину брони 4–14 мм (0,16–0,55 дюйма) и длину от 23 до 25 м (от 75 до 82 футов). В период с 1941 по 1945 год они стали свидетелями значительных боевых действий на Балтийском и Черном морях .
Вьетнамская война
[ редактировать ]Речные канонерские лодки США во время войны во Вьетнаме , в том числе речные патрульные катера (PBR), построенные из стекловолокна ; Patrol Craft Fast (PCF), широко известные как Swift Boats , построенные из алюминия; и патрульные катера штурмовой поддержки (ASPB), построенные из стали. береговой охраны Эти суда ВМС США дополнили 82-футовые (25 м) катера класса Point США. ASPB обычно назывались лодками «Альфа» и из-за своей цельностальной конструкции в основном выполняли минно-тральные функции на водных путях. ASPB были единственными речными судами ВМС США, специально спроектированными и построенными для войны во Вьетнаме. [ 15 ] » ВМС США Все эти лодки были приписаны к « Brownwater Navy . [ 16 ]
Уцелевшие суда (неполные)
[ редактировать ]- (1776 г.) - Военный корабль США « Филадельфия» находится в Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия .
- (1861 г.) — Военный корабль США « Каир» выставлен в Национальном военном парке Виксбург в Виксбурге, штат Миссисипи .
- (1863 г.) - Останки CSS Чаттахучи в настоящее время выставлены в Национальном военно-морском музее гражданской войны в Колумбусе, Джорджия .
- (1905) — BAP América проживает в Икитосе , Перу.
- (1912 г.) — СС Чжуншань в настоящее время хранится в Ухане , Китай.
- (1930) — ARP Humaitá , корабль-музей по состоянию на 1992 год, расположенный в Асунсьоне , Парагвай.
- (1936) — ARM Guanajuato , расположенный в Бока-дель-Рио, Веракрус , находится на реставрации.
См. также
[ редактировать ]- Торпедная канонерская лодка
- Список классов канонерских лодок и канонерских судов Королевского флота
- Японская канонерская лодка «Чиедагата»
- Японская канонерская лодка Сета
- Японская канонерская лодка Унъё
- Русская канонерская лодка Кориец.
- Soviet gunboat Krasnoye Znamya
- Испанская канонерская лодка Кальяо
- Испанская канонерская лодка «Генерал Конча».
- Испанская канонерская лодка «Маркес дель Дуэро».
- «Йорктаун» Канонерская лодка класса
- Канонерская лодка ТТ-400ТП
- НМС Гривица
- НМС Гикулеску Младший лейтенант
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гимера Равина, с. 84
- ^ См. Glete (1993), стр. 710–11, где приведены списки европейских военно-морских сил, использовавших гребные канонерские лодки.
- ^ Андерсон (1962), стр. 97–99.
- ^ Андерсон (1962), стр.98.
- ^ Дэвид Стивен Хайдлер; Жанна Т. Хайдлер (2004). Энциклопедия войны 1812 года . Издательство Военно-морского института. п. 218. ИСБН 9781591143628 .
- ^ Jump up to: а б с Престон (2007), стр. 19–22.
- ^ Престон (2007), стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б Престон (2007), с. 28
- ^ Престон (2007), стр. 68–69.
- ^ Престон (2007), стр. 162–63.
- ^ Престон (2007), стр. 122–124.
- ^ Престон (2007), стр. 128–129.
- ^ Престон (2007), с. 131
- ^ War Is Over (веб-сайт), без даты, «Советские бронекатера времен Второй мировой войны» (3 августа 2016 г.).
- ^ Фридман (1987).
- ^ «Сопровождающие и патрульные корабли», Путеводитель для посетителей , Исторические военно-морские корабли, заархивировано из оригинала 23 ноября 2010 г. , получено 23 ноября 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Роджер Чарльз, Весельные боевые корабли: от классических времен до появления пара. Лондон. 1962.
- Чапель, Ховард , История американского парусного флота Нортон. 1949 год.
- Фридман, Норман. Маленькие комбатанты США: иллюстрированная история дизайна. 1987 год; Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-713-5 .
- Глет, Ян, Военно-морские силы и нации: военные корабли, военно-морские силы и государственное строительство в Европе и Америке 1500–1860 (том 2) Almqvist & Wiksell International, Стокгольм. 1993. ISBN 91-22-01565-5
- Гимера Равина, Агустин (2008). Морская война в революции и Империи: блокады и десантные операции, 1793-1815 гг . История Марсиального моста. ISBN 978-8496467804 .
- Престон, Джон Энтони , пришлите канонерскую лодку! Викторианский флот и превосходство на море, 1854–1904 гг. Конвей Маритайм, Лондон. 2007. ISBN 978-0-85177-923-2 .
- Сан-Хуан, Виктор (2019). Краткая история морских боев фрегатов . Ноутилус. ISBN 978-8413050768 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с канонерскими лодками, на Викискладе?
- HMS Gannet. Архивировано 19 июля 2008 г. на Wayback Machine.