Jump to content

Таня парус

Ланонг . с тремя парусами танджа народа Иранун на Филиппинах
«Лодка Луф», микронезийский катамаран с парусами танджа на Форуме Гумбольдта , добытый в 1903 году с острова Луф, острова Эрмит , архипелаг Бисмарка.

Парус Танджа ( малайский : layar tanjak ) или танджа-риг — это тип паруса, обычно используемый австронезийскими народами , особенно в морской Юго-Восточной Азии . Он также известен как наклонный квадратный парус , наклоненный прямоугольный парус , прямоугольный балансировочный парус или парус с балансировочным выступом на английском языке. [1] [2] [3] : 102–103  [4] : 608  В исторических источниках парус танджа иногда ошибочно называют латиновым парусом или просто квадратным парусом . [5]

Этимология

[ редактировать ]
Самудра Ракша движется перед ветром , с парусами типа « гусиное крыло» (принимающими ветер с кормы).

Также называется танджак , танджак , танджа , танджонг или парус танджунг . Жители Мандара называют его сомбал танджак, потому что, когда дует ветер, нижняя часть паруса ( пелоанг ) будет « маттанджак » (букв. «пинать»). [1] [6] В колониальных британских записях его иногда пишут как «лира танджонг », неправильное написание слова «лайар танджонг» ( лаяр означает «парус» на малайском языке ; лайаг на филиппинских языках ). [7] [1]

Источник

[ редактировать ]
Один из кораблей в Боробудуре, изображающий судно с двумя выносными опорами и парусами танджа на барельефе (ок. 8–9 веков).

Существует несколько различных теорий относительно происхождения паруса танджа.

Парус мог быть производным от более старого австронезийского треугольного паруса с крабовыми клешнями . Он был разработан на основе фиксированной мачтовой версии паруса «крабовый коготь» и функционально идентичен, с той лишь разницей, что верхний и нижний лонжероны паруса танджа не сходятся в точку на передней кромке. [8] [9] : 98–99 

По мнению Х. Уорингтона Смита, малайский парус танджа представляет собой адаптацию и развитие примитивного квадратного паруса с гиком в голове и подножье. Малайец наклонил парус вперед, чтобы галс оказался прямо на палубе, превратив парус в самый мощный из поднимаемых на ветру парусов. [10]

Характеристики

[ редактировать ]
Иллюстрация 1863 года: падеваканг корабли в Сулавеси со сложенными и развернутыми парусами танджа.
Кора -кора из Хальмахеры , Малуккские острова (ок. 1920 г.) с парусом танджа.

Парус Tanja можно отличить по наклонному дизайну. Лицевая часть паруса асимметрична по форме, и большая часть площади вытянута в стороны, а не вверх, как у паруса с проушинами . Паруса Танджа были оснащены так же, как паруса с крабовыми клешнями, а также имели лонжероны как в верхней, так и в нижней части парусов; но они были квадратными или прямоугольными, а лонжероны не сходились в точку. [8] [9] Обычно они устанавливаются на одной или двух (реже трех) сошках или треногих мачтах, обычно сделанных из толстого бамбука . [11] [12] [13] Мачты имеют изогнутые головки с пазами для крепления фалов . В нижней части двух бамбуковых шестов мачты есть отверстия, которые совмещены и прорезаны поперек куска дерева, выполняя роль шарнира. Передняя часть мачты имела шплинт. Разблокировав его, мачты можно опустить по кораблю. [11]

Несмотря на сходство внешнего вида с западными квадратными оснастками, танджа представляет собой продольную оснастку, действующую подобно паруснику . Парус подвешивался к верхнему лонжерону («рею»), а нижний лонжерон выполнял функцию гика. [11] При установке вперед-назад лонжероны выступают вперед от мачты примерно на треть. При движении против ветра их устанавливают перпендикулярно корпусу, подобно квадратному снаряжению. [14] Парус можно вращать вокруг мачты (уменьшая необходимость управления рулями) и наклонять для перемещения центра тяги вперед или назад. Парус можно даже наклонить полностью горизонтально, приподняв нос над набегающими волнами. Парус зарифляется путем прокатывания его вокруг нижнего лонжерона. [11]

В дополнение к парусам танджа, корабли с оснасткой танджа также имеют бушприты с четырехсторонним передним парусом , иногда также скошенным, как это изображено на кораблях Боробудура . [14] В колониальную эпоху они были заменены треугольными стакселями в западном стиле (часто несколькими в более поздние периоды), а сами паруса танджа постепенно заменялись западными оснастками, такими как гафельные . [11]

» (南州異物志) III века В книге Вань Чена (萬震) « Странные дела Юга описываются большие корабли, пришедшие из Кунь-луня (южная страна, Ява или Суматра ). Корабли назывались Кунь-лунь по (или Кунь-лунь бо ). Он объясняет конструкцию парусов корабля следующим образом:

Четыре паруса не обращены прямо вперед, а расположены под углом и расположены так, что все они могут быть зафиксированы в одном направлении, чтобы принимать ветер и рассеивать его. Те паруса, которые находятся позади самого наветренного, воспринимая напор ветра, перебрасывают его с одного на другой, так что все они получают пользу от его силы. Если оно сильное, (моряки) уменьшают или увеличивают поверхность парусов в зависимости от условий. Это наклонное вооружение, позволяющее парусам воспринимать дуновение ветра друг от друга, избавляет от беспокойства, связанного с высокими мачтами. Таким образом, эти корабли плывут, не избегая сильного ветра и лихих волн, с помощью которых они могут развивать большую скорость.
- Ван Чен, Наньчжоу Ивжи ( Странные дела Юга ) [15] : 207  [16] : 262 

Использование

[ редактировать ]

Большинство судов Юго-Восточной Азии и Австронезии использовали парус танджа. Этот тип паруса, возможно, привел австронезийских моряков в Западную Африку где-то в I тысячелетии нашей эры. [17] : 41  его осуществимость была доказана экспедицией, проведенной на точной копии корабля с таким парусом в 2003 году, [17] : 31–32  и есть вероятность, что эти мореплаватели достигли Нового Света уже в 1420 году нашей эры. [18] [19] [ нужен лучший источник ] Некоторые примеры судов, использующих паруса танджа, включают:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Хокинс, Клиффорд В. (1982). Праус Индонезии . Морские книги. п. 47.
  2. ^ Либнер, Хорст (ноябрь 1992 г.). «Замечания о терминологии судостроения и мореплавания на некоторых языках Южного Сулавеси». Индонезийский круг. Школа восточных и африканских исследований. Информационный бюллетень . 21 (59–60): 18–44. дои : 10.1080/03062849208729790 .
  3. ^ Хурани, Джордж Фадло (1951). Арабское мореплавание в Индийском океане в древности и раннем средневековье . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  4. ^ Нидхэм, Джозеф (1971). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть III: Гражданское строительство и мореплавание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  5. ^ Рид, Энтони (2000). Прокладывая путь развития Юго-Восточной Азии раннего Нового времени . Книги шелкопряда. ISBN  9747551063 .
  6. ^ Харьяди, Рохмат (13 ноября 2017 г.). «Падеваканг, корабль архипелага со специями» . Гатра . Проверено 20 июня 2018 г.
  7. ^ Фолкард, ХК (1863 г.). Парусная лодка: трактат об английских и иностранных лодках . Лонгман, Грин, Лонгман и Робертс. стр. 216, 221, 222.
  8. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, IC (1995). «Латинский парус в мировой истории» . Журнал всемирной истории . 6 (1): 1–23. JSTOR   20078617 .
  9. ^ Jump up to: а б Хорридж, Адриан (апрель 1986 г.). «Эволюция тихоокеанских каноэ» . Журнал тихоокеанской истории . 21 (2): 83–99. дои : 10.1080/00223348608572530 . JSTOR   25168892 .
  10. ^ Смит, Х. Уорингтон (16 мая 1902 г.). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств . 50 : 570–588 – через JSTOR.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Пелрас, Кристиан (1997). Буги . Джон Уайли и сыновья. стр. 258–259. ISBN  9780631172314 .
  12. ^ Бернингем, Ник (2019). «Судоходство Индийского океана». В Шоттенхаммере, Анджела (ред.). Ранняя глобальная взаимосвязь в мире Индийского океана. Том 2: Обмен идеями, религиями и технологиями . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 141–202. ISBN  9783319978017 .
  13. ^ Чаудхури, КН (1985). Торговля и цивилизация в Индийском океане: экономическая история от возникновения ислама до 1750 года . Издательство Кембриджского университета. п. 152. ИСБН  9780521285421 .
  14. ^ Jump up to: а б Пейн, Линкольн (2013). Море и цивилизация: морская история мира . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 286. ИСБН  9780307962256 .
  15. ^ Темпл, Роберт (2007). Гений Китая: 3000 лет науки, открытия и изобретения . Лондон: Андре Дойч.
  16. ^ Манген, Пьер-Ив (1993). «Торговые суда Южно-Китайского моря. Техника судостроения и их роль в истории развития азиатских торговых сетей». Журнал экономической и социальной истории Востока : 253–280.
  17. ^ Jump up to: а б Дик-Рид, Роберт (июль 2006 г.). «Индонезия и Африка: подвергая сомнению происхождение некоторых из самых известных символов Африки» . Журнал трансдисциплинарных исследований в Южной Африке . 2 (1): 23–45. дои : 10.4102/td.v2i1.307 .
  18. ^ Текст с карты Фра Мауро, 10-А13, оригинал на итальянском языке: «Около 1420 года от Рождества Христова новая страна в Индии говорила о путешествии через Индийское море к побережью островов людей и женщин из облако дня и между темными островами и тьмой на западной и Гарбинской дороге на протяжении 40 миль, никогда не находя ничего, кроме воздуха и воды, и по своей воле он обнаружил 2000 рудников, а когда его состояние ухудшилось, он вернулся в Чорни 70 вверх вышеназванному капитану диаба. И когда корабль подходил к рекам для своей нужды, моряки увидели человека осела по имени Хрохо, который был величиной с ладью-амфору». [1]
  19. Письмо IX, 1 апреля 1512 г. В Пато, Раймундо Антонио де Бульян (1884 г.). Письма Афонсу де Альбукерке с последующими документами, разъясняющими их, том I (стр. 29–65). Лиссабон: Typographia da Academia Real das Sciencas. п. 64.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b8de45059a4f4f318991baadafcb522__1720067040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/22/1b8de45059a4f4f318991baadafcb522.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tanja sail - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)