Таня парус


Парус Танджа ( малайский : layar tanjak ) или танджа-риг — это тип паруса, обычно используемый австронезийскими народами , особенно в морской Юго-Восточной Азии . Он также известен как наклонный квадратный парус , наклоненный прямоугольный парус , прямоугольный балансировочный парус или парус с балансировочным выступом на английском языке. [1] [2] [3] : 102–103 [4] : 608 В исторических источниках парус танджа иногда ошибочно называют латиновым парусом или просто квадратным парусом . [5]
Этимология
[ редактировать ]
Также называется танджак , танджак , танджа , танджонг или парус танджунг . Жители Мандара называют его сомбал танджак, потому что, когда дует ветер, нижняя часть паруса ( пелоанг ) будет « маттанджак » (букв. «пинать»). [1] [6] В колониальных британских записях его иногда пишут как «лира танджонг », неправильное написание слова «лайар танджонг» ( лаяр означает «парус» на малайском языке ; лайаг на филиппинских языках ). [7] [1]
Источник
[ редактировать ]Существует несколько различных теорий относительно происхождения паруса танджа.
Парус мог быть производным от более старого австронезийского треугольного паруса с крабовыми клешнями . Он был разработан на основе фиксированной мачтовой версии паруса «крабовый коготь» и функционально идентичен, с той лишь разницей, что верхний и нижний лонжероны паруса танджа не сходятся в точку на передней кромке. [8] [9] : 98–99
По мнению Х. Уорингтона Смита, малайский парус танджа представляет собой адаптацию и развитие примитивного квадратного паруса с гиком в голове и подножье. Малайец наклонил парус вперед, чтобы галс оказался прямо на палубе, превратив парус в самый мощный из поднимаемых на ветру парусов. [10]
Характеристики
[ редактировать ]

Парус Tanja можно отличить по наклонному дизайну. Лицевая часть паруса асимметрична по форме, и большая часть площади вытянута в стороны, а не вверх, как у паруса с проушинами . Паруса Танджа были оснащены так же, как паруса с крабовыми клешнями, а также имели лонжероны как в верхней, так и в нижней части парусов; но они были квадратными или прямоугольными, а лонжероны не сходились в точку. [8] [9] Обычно они устанавливаются на одной или двух (реже трех) сошках или треногих мачтах, обычно сделанных из толстого бамбука . [11] [12] [13] Мачты имеют изогнутые головки с пазами для крепления фалов . В нижней части двух бамбуковых шестов мачты есть отверстия, которые совмещены и прорезаны поперек куска дерева, выполняя роль шарнира. Передняя часть мачты имела шплинт. Разблокировав его, мачты можно опустить по кораблю. [11]
Несмотря на сходство внешнего вида с западными квадратными оснастками, танджа представляет собой продольную оснастку, действующую подобно паруснику . Парус подвешивался к верхнему лонжерону («рею»), а нижний лонжерон выполнял функцию гика. [11] При установке вперед-назад лонжероны выступают вперед от мачты примерно на треть. При движении против ветра их устанавливают перпендикулярно корпусу, подобно квадратному снаряжению. [14] Парус можно вращать вокруг мачты (уменьшая необходимость управления рулями) и наклонять для перемещения центра тяги вперед или назад. Парус можно даже наклонить полностью горизонтально, приподняв нос над набегающими волнами. Парус зарифляется путем прокатывания его вокруг нижнего лонжерона. [11]
В дополнение к парусам танджа, корабли с оснасткой танджа также имеют бушприты с четырехсторонним передним парусом , иногда также скошенным, как это изображено на кораблях Боробудура . [14] В колониальную эпоху они были заменены треугольными стакселями в западном стиле (часто несколькими в более поздние периоды), а сами паруса танджа постепенно заменялись западными оснастками, такими как гафельные . [11]
» (南州異物志) III века В книге Вань Чена (萬震) « Странные дела Юга описываются большие корабли, пришедшие из Кунь-луня (южная страна, Ява или Суматра ). Корабли назывались Кунь-лунь по (или Кунь-лунь бо ). Он объясняет конструкцию парусов корабля следующим образом:
Четыре паруса не обращены прямо вперед, а расположены под углом и расположены так, что все они могут быть зафиксированы в одном направлении, чтобы принимать ветер и рассеивать его. Те паруса, которые находятся позади самого наветренного, воспринимая напор ветра, перебрасывают его с одного на другой, так что все они получают пользу от его силы. Если оно сильное, (моряки) уменьшают или увеличивают поверхность парусов в зависимости от условий. Это наклонное вооружение, позволяющее парусам воспринимать дуновение ветра друг от друга, избавляет от беспокойства, связанного с высокими мачтами. Таким образом, эти корабли плывут, не избегая сильного ветра и лихих волн, с помощью которых они могут развивать большую скорость.
- Ван Чен, Наньчжоу Ивжи ( Странные дела Юга ) [15] : 207 [16] : 262
Использование
[ редактировать ]Большинство судов Юго-Восточной Азии и Австронезии использовали парус танджа. Этот тип паруса, возможно, привел австронезийских моряков в Западную Африку где-то в I тысячелетии нашей эры. [17] : 41 его осуществимость была доказана экспедицией, проведенной на точной копии корабля с таким парусом в 2003 году, [17] : 31–32 и есть вероятность, что эти мореплаватели достигли Нового Света уже в 1420 году нашей эры. [18] [19] [ нужен лучший источник ] Некоторые примеры судов, использующих паруса танджа, включают:
См. также
[ редактировать ]
- Парус из крабовых клешней
- Парус с проушиной
- Мусорная установка
- Латинская установка
- Список индонезийских изобретений и открытий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хокинс, Клиффорд В. (1982). Праус Индонезии . Морские книги. п. 47.
- ^ Либнер, Хорст (ноябрь 1992 г.). «Замечания о терминологии судостроения и мореплавания на некоторых языках Южного Сулавеси». Индонезийский круг. Школа восточных и африканских исследований. Информационный бюллетень . 21 (59–60): 18–44. дои : 10.1080/03062849208729790 .
- ^ Хурани, Джордж Фадло (1951). Арабское мореплавание в Индийском океане в древности и раннем средневековье . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- ^ Нидхэм, Джозеф (1971). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть III: Гражданское строительство и мореплавание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Рид, Энтони (2000). Прокладывая путь развития Юго-Восточной Азии раннего Нового времени . Книги шелкопряда. ISBN 9747551063 .
- ^ Харьяди, Рохмат (13 ноября 2017 г.). «Падеваканг, корабль архипелага со специями» . Гатра . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ Фолкард, ХК (1863 г.). Парусная лодка: трактат об английских и иностранных лодках . Лонгман, Грин, Лонгман и Робертс. стр. 216, 221, 222.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, IC (1995). «Латинский парус в мировой истории» . Журнал всемирной истории . 6 (1): 1–23. JSTOR 20078617 .
- ^ Jump up to: а б Хорридж, Адриан (апрель 1986 г.). «Эволюция тихоокеанских каноэ» . Журнал тихоокеанской истории . 21 (2): 83–99. дои : 10.1080/00223348608572530 . JSTOR 25168892 .
- ^ Смит, Х. Уорингтон (16 мая 1902 г.). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств . 50 : 570–588 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и Пелрас, Кристиан (1997). Буги . Джон Уайли и сыновья. стр. 258–259. ISBN 9780631172314 .
- ^ Бернингем, Ник (2019). «Судоходство Индийского океана». В Шоттенхаммере, Анджела (ред.). Ранняя глобальная взаимосвязь в мире Индийского океана. Том 2: Обмен идеями, религиями и технологиями . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 141–202. ISBN 9783319978017 .
- ^ Чаудхури, КН (1985). Торговля и цивилизация в Индийском океане: экономическая история от возникновения ислама до 1750 года . Издательство Кембриджского университета. п. 152. ИСБН 9780521285421 .
- ^ Jump up to: а б Пейн, Линкольн (2013). Море и цивилизация: морская история мира . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 286. ИСБН 9780307962256 .
- ^ Темпл, Роберт (2007). Гений Китая: 3000 лет науки, открытия и изобретения . Лондон: Андре Дойч.
- ^ Манген, Пьер-Ив (1993). «Торговые суда Южно-Китайского моря. Техника судостроения и их роль в истории развития азиатских торговых сетей». Журнал экономической и социальной истории Востока : 253–280.
- ^ Jump up to: а б Дик-Рид, Роберт (июль 2006 г.). «Индонезия и Африка: подвергая сомнению происхождение некоторых из самых известных символов Африки» . Журнал трансдисциплинарных исследований в Южной Африке . 2 (1): 23–45. дои : 10.4102/td.v2i1.307 .
- ^ Текст с карты Фра Мауро, 10-А13, оригинал на итальянском языке: «Около 1420 года от Рождества Христова новая страна в Индии говорила о путешествии через Индийское море к побережью островов людей и женщин из облако дня и между темными островами и тьмой на западной и Гарбинской дороге на протяжении 40 миль, никогда не находя ничего, кроме воздуха и воды, и по своей воле он обнаружил 2000 рудников, а когда его состояние ухудшилось, он вернулся в Чорни 70 вверх вышеназванному капитану диаба. И когда корабль подходил к рекам для своей нужды, моряки увидели человека осела по имени Хрохо, который был величиной с ладью-амфору». [1]
- ↑ Письмо IX, 1 апреля 1512 г. В Пато, Раймундо Антонио де Бульян (1884 г.). Письма Афонсу де Альбукерке с последующими документами, разъясняющими их, том I (стр. 29–65). Лиссабон: Typographia da Academia Real das Sciencas. п. 64.