Сакман
Сакманы , более известные в западных источниках как летающие проа , представляют собой традиционные парусные лодки с выносными опорами народа чаморро на Северных Марианских островах . Они характеризуются одинарной опорой и парусом в форме крабовой клешни . Это самые крупные парусные корабли ( ладжаки ) народа чаморро. За ним следуют лелек среднего размера чуть меньшего размера и дудинг . [1] Они похожи на другие традиционные парусные корабли Микронезии, такие как ва , бауруа и валап . Эти корабли когда-то использовались для торговли и перевозок между островами.
Описание
[ редактировать ]«Сакман» представлял собой лодку с одной опорой . Его базовая конструкция представляла собой очень узкую долбленую каноэ , служившую основным корпусом, к которой выносная опора с одной стороны крепилась . Основной корпус обычно имел длину от 30 до 40 футов (от 9,1 до 12,2 м), но только около 2 футов (0,61 м) в ширину и 3 фута (0,91 м) в глубину. У него была одна мачта, известная как палу , и рулевое весло, известное как умулин . На лонжеронах, соединяющих основной корпус и выносную опору, обычно строили платформу, которая использовалась для перевозки грузов и пассажиров. [2]
Корпус обычно окрашивался защитными рисунками в белый, черный, красный и оранжевый цвета с использованием охры , извести ( афок ), кокосового масла и сажи. Он был оснащен парусом из крабовых клешней , сделанным из плетеных циновок из пандануса листьев ( акгак ). Каноэ обычно делались из деревьев докдок ( хлебное дерево ). Их выдолбили и вырезали мужчины. Паруса ( лайак ) плели женщины. [2]
Основной корпус был асимметричным с левой и правой стороны, чтобы противодействовать сопротивлению поплавка выносных опор. Однако он был симметричен с обоих концов, а это означало, что лодку можно было плыть задним ходом. Это было необходимо для реализации маневровой техники, при которой выносная опора всегда располагалась с наветренной стороны. Это позволяло лодкам плыть с подветренной стороны без необходимости разворачивать корабль. [2]
История
[ редактировать ]« Сакманы» были самыми первыми тихоокеанскими лодками с выносными опорами, с которыми столкнулись европейцы. Венецианский . ученый Антонио Пигафетта , участвовавший в кругосветном плавании Фернана Магеллана в 1519–1522 годах, ошибочно описал корпус выносной опоры как «маленькую лодку, прикрепленную к корме» Экипаж «Магеллана» был впечатлен скоростью, маневренностью и способностью кораблей менять направление движения. Это были первые сообщения, в которых сакман описывался как «летающий». [3] В дальнейших отчетах испанцев описывается, что сакман способен плыть от Гуама до Манилы всего за четыре дня, со скоростью в среднем более 20 миль (32 км) в час. [2]
Во время своего плавания 1740–1744 годов кругосветного лорд Энсон применил термин проа к сакману . Его флот захватил один из них в 1742 году, и лейтенант Пирси Бретт с HMS Centurion сделал его подробный набросок. [4] Преподобный Ричард Уолтер, капеллан HMS Centurion , оценил скорость сакмана в двадцать миль в час (32 км/ч). [1] Несмотря на то, что Ансон знал о более ранних испанских отчетах о лодках Испанской Ост-Индии , отчет Энсона был первым подробным описанием сакмана в англоязычном мире. [5] Эти отчеты очаровали как британскую, так и американскую публику, положив начало периоду интереса к дизайну среди спортивных моряков . Работая на основе рисунков и описаний исследователей, западные строители часто позволяли себе вольности в использовании традиционных конструкций, объединяя свою интерпретацию местных конструкций с западными методами строительства лодок. Таким образом, это западное «проа» часто радикально отличалось от сакмана до такой степени, что единственной общей чертой было расположение корпуса с наветренной/подветренной стороны. [5]
Население чаморро было почти уничтожено во время испанского колониального периода после разрушительных эпидемий европейских болезней, а также войн с испанцами. Испанцы также запретили «Сакмана» плавание в открытом океане, что в конечном итоге привело к ухудшению навыков мореплавания. Технологии постройки сакмана и других традиционных парусных кораблей были утеряны где-то в XIX веке. [6] [7] Однако и в наше время предпринимаются попытки возродить традиции сакмана . Первым сакманом , построенным спустя почти 200 лет, был Сайна , построенный в период с 2007 по 2008 год. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Генри Коулман Фолкард (1870). Парусная лодка: описание английских и зарубежных лодок . Лонгманс и Ко, Лондон. стр. 242–249 .
- ^ Jump up to: а б с д Беваква, Майкл Лухан. «Агадна: Строители каноэ» . Гуампедия . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ Эмма Хелен Блэр; Джеймс Александр Робертсон; Эдвард Гейлорд Борн (1906). Филиппинские острова, 1493–1803 гг.: Исследования первых мореплавателей . AH Clark Co. p. 99 .
- ^ «История: Дрейк и Энсон» . Проверено 26 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Чарнок, Джон (1802). История морской архитектуры . Лондон: Р. Фолдер. стр. 313–316.
- ^ Гетцфридт, Николас Дж. «Проа и навигация» . Гуампедия . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Робертс, Брайан Рассел; Стивенс, Мишель Энн, ред. (2017). «Тени рая». Архипелагические американские исследования . Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822373209 .