Jump to content

Сакман

Небольшой «летающий проа», выставленный в международном аэропорту Антонио Б. Вон Пат на Гуаме.
План «летающего проа» по эскизу 1742 года, сделанному лейтенантом Пирси Бреттом , офицером кругосветного путешествия лорда Энсона.

Сакманы , более известные в западных источниках как летающие проа , представляют собой традиционные парусные лодки с выносными опорами народа чаморро на Северных Марианских островах . Они характеризуются одинарной опорой и парусом в форме крабовой клешни . Это самые крупные парусные корабли ( ладжаки ) народа чаморро. За ним следуют лелек среднего размера чуть меньшего размера и дудинг . [1] Они похожи на другие традиционные парусные корабли Микронезии, такие как ва , бауруа и валап . Эти корабли когда-то использовались для торговли и перевозок между островами.

Описание

[ редактировать ]

«Сакман» представлял собой лодку с одной опорой . Его базовая конструкция представляла собой очень узкую долбленую каноэ , служившую основным корпусом, к которой выносная опора с одной стороны крепилась . Основной корпус обычно имел длину от 30 до 40 футов (от 9,1 до 12,2 м), но только около 2 футов (0,61 м) в ширину и 3 фута (0,91 м) в глубину. У него была одна мачта, известная как палу , и рулевое весло, известное как умулин . На лонжеронах, соединяющих основной корпус и выносную опору, обычно строили платформу, которая использовалась для перевозки грузов и пассажиров. [2]

Корпус обычно окрашивался защитными рисунками в белый, черный, красный и оранжевый цвета с использованием охры , извести ( афок ), кокосового масла и сажи. Он был оснащен парусом из крабовых клешней , сделанным из плетеных циновок из пандануса листьев ( акгак ). Каноэ обычно делались из деревьев докдок ( хлебное дерево ). Их выдолбили и вырезали мужчины. Паруса ( лайак ) плели женщины. [2]

Основной корпус был асимметричным с левой и правой стороны, чтобы противодействовать сопротивлению поплавка выносных опор. Однако он был симметричен с обоих концов, а это означало, что лодку можно было плыть задним ходом. Это было необходимо для реализации маневровой техники, при которой выносная опора всегда располагалась с наветренной стороны. Это позволяло лодкам плыть с подветренной стороны без необходимости разворачивать корабль. [2]

« Сакманы» были самыми первыми тихоокеанскими лодками с выносными опорами, с которыми столкнулись европейцы. Венецианский . ученый Антонио Пигафетта , участвовавший в кругосветном плавании Фернана Магеллана в 1519–1522 годах, ошибочно описал корпус выносной опоры как «маленькую лодку, прикрепленную к корме» Экипаж «Магеллана» был впечатлен скоростью, маневренностью и способностью кораблей менять направление движения. Это были первые сообщения, в которых сакман описывался как «летающий». [3] В дальнейших отчетах испанцев описывается, что сакман способен плыть от Гуама до Манилы всего за четыре дня, со скоростью в среднем более 20 миль (32 км) в час. [2]

Во время своего плавания 1740–1744 годов кругосветного лорд Энсон применил термин проа к сакману . Его флот захватил один из них в 1742 году, и лейтенант Пирси Бретт с HMS Centurion сделал его подробный набросок. [4] Преподобный Ричард Уолтер, капеллан HMS Centurion , оценил скорость сакмана в двадцать миль в час (32 км/ч). [1] Несмотря на то, что Ансон знал о более ранних испанских отчетах о лодках Испанской Ост-Индии , отчет Энсона был первым подробным описанием сакмана в англоязычном мире. [5] Эти отчеты очаровали как британскую, так и американскую публику, положив начало периоду интереса к дизайну среди спортивных моряков . Работая на основе рисунков и описаний исследователей, западные строители часто позволяли себе вольности в использовании традиционных конструкций, объединяя свою интерпретацию местных конструкций с западными методами строительства лодок. Таким образом, это западное «проа» часто радикально отличалось от сакмана до такой степени, что единственной общей чертой было расположение корпуса с наветренной/подветренной стороны. [5]

Население чаморро было почти уничтожено во время испанского колониального периода после разрушительных эпидемий европейских болезней, а также войн с испанцами. Испанцы также запретили «Сакмана» плавание в открытом океане, что в конечном итоге привело к ухудшению навыков мореплавания. Технологии постройки сакмана и других традиционных парусных кораблей были утеряны где-то в XIX веке. [6] [7] Однако и в наше время предпринимаются попытки возродить традиции сакмана . Первым сакманом , построенным спустя почти 200 лет, был Сайна , построенный в период с 2007 по 2008 год. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Генри Коулман Фолкард (1870). Парусная лодка: описание английских и зарубежных лодок . Лонгманс и Ко, Лондон. стр. 242–249 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Беваква, Майкл Лухан. «Агадна: Строители каноэ» . Гуампедия . Проверено 23 июня 2019 г.
  3. ^ Эмма Хелен Блэр; Джеймс Александр Робертсон; Эдвард Гейлорд Борн (1906). Филиппинские острова, 1493–1803 гг.: Исследования первых мореплавателей . AH Clark Co. p. 99 .
  4. ^ «История: Дрейк и Энсон» . Проверено 26 октября 2007 г.
  5. ^ Jump up to: а б Чарнок, Джон (1802). История морской архитектуры . Лондон: Р. Фолдер. стр. 313–316.
  6. ^ Гетцфридт, Николас Дж. «Проа и навигация» . Гуампедия . Проверено 22 июня 2019 г.
  7. ^ Jump up to: а б Робертс, Брайан Рассел; Стивенс, Мишель Энн, ред. (2017). «Тени рая». Архипелагические американские исследования . Издательство Университета Дьюка. ISBN  9780822373209 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf0994bc5a8be8cafd6a83be36f28ecd__1717661100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/cd/cf0994bc5a8be8cafd6a83be36f28ecd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sakman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)