Jump to content

Сутенер

Пинджаджап в Малаккском проливе

Пенджаджап , также пангаджава и пангаяв , были местными военными кораблями, похожими на галеры, которые использовались несколькими австронезийскими этническими группами в морской Юго-Восточной Азии . Обычно они были очень длинными и узкими и были очень быстрыми. Упоминается, что они используются местными флотами в Индонезии , на юге Филиппин , в Малайзии и Брунее .

Имена и этимология

[ редактировать ]

кораблей мангаяу . ) ( буквально или название Первоначальное пангаяв означающее » «рейдер Это было записано в европейских источниках (в основном голландских и португальских ) по-разному как Pangaio , Pangaia , Panguaye , Pangajao , Pangajaua , Pangajava , Penjajab , Penjajap , Pindjajap, Penjelajah и Pangara . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Британской Ост-Индской компании Исследователь Томас Форрест также отмечает, что ирануны называли их мангаио . [ 3 ] : 239–240 

Термины (в частности, pangaio ) также были позже заимствованы и использовались в целом для любых местных деревянных парусных кораблей, сделанных из досок без использования гвоздей, Португальской империей в их колониях в Африке и Индии . Позже это использование распространилось на другие европейские колониальные державы, применяясь в основном к кораблям, построенным арабами и суахили . [ 5 ] [ 6 ] [ 4 ] Эти термины также неточно применяются к гараям , быстро совершающим набеги судам народов бангуинги и иранун на Филиппинах . Однако гараи были гораздо шире и не имели аутригеров. [ 1 ] [ 2 ]

Пенджаджап, вид спереди, с расправленными, как гусиное крыло, парусами ( бегущий по ветру / принимающий ветер с кормы).

В исторических записях Пенджаджап также может называться в общем как прао , праху , проэ , прау или нос . [ 7 ] В «Списке кораблей и морских транспортных средств из Ост-Индии », который периодически публикуется колониальным правительством Голландской Ост-Индии, пангаджаоа зарегистрировано как пенгаджоехан ( pengayuhan ). В списке записей его название произошло от слов kajoeh ( каюх — означает весло) и pengajoeh ( pengayuh — означает гребец), и считают его своего рода галерой . [ 8 ]

В современной малайской военной литературе пенджаджап относится к современных крейсеров . классам [ 9 ] хотя можно использовать английское заимствованное слово «круизер». [ 10 ]

Самое раннее упоминание о пенжахапе датируется 1509 годом португальским историком Фернаном Лопишем де Кастанхеда . Он сказал, что пангаджава (пенджаджап ) — это суда с Суматры , длинные и быстрые, очень хорошо идущие под парусами или веслами. [ 11 ] : Книга III/глава. 51:129

По данным Афонсу де Альбукерке, во время нападения португальцев на Малаккский султанат в 1511 году малайцы использовали неустановленное количество ланкаранов ( ланчара ) и двадцати пенджаджапов ( пангаджаоа ). [ 12 ] : 80–81  [ 13 ] : 68 

В 1775 году британский исследователь Томас Форрест описал большой пенджаджап в гавани Иранун в Сулу как имеющий ширину всего 4 фута (1,2 м) и глубину 3,5 фута (1,1 м), но длину до 42 футов (13 м). Он имел шесть латунных лантак, имел экипаж из тридцати человек и был оборудован выносными опорами. [ 14 ] : 230  [ 3 ] : 240–241 

Адмирал Франсуа-Эдмон Пари наблюдал пенжаджапы во время своего путешествия на борту корабля « Фаворит» . Размеры встреченных судов сильно различаются: самые крупные из тех, что он видел, имели длину 17 м (56 футов), ширину 3,4 м (11,2 фута) и глубину 2,1 м (6,9 фута); самый маленький имел длину 11 м (36 футов). [ 15 ]

Герберт Уорингтон Смит сообщил об описании пенджаджапа с Малайского полуострова в конце XIX века. Лодки использовали погружающийся парус с небольшой рубкой или тентом ( называемым каджан по-малайски ) и нависающей кормовой галереей (называемой дандан ). [ 16 ] : 573 

Описание

[ редактировать ]
Пенджаджап, плывущий у берегов Патани .

Пенджаджапы изготавливались из легких материалов. Обычно они были очень длинными и узкими и имели неглубокую осадку. Это позволяло им плавать как над опасными рифами, так и вверх по реке. У большого пенджаджапа были выносные опоры , без которых он мог бы перевернуться. [ 3 ] : 240  У Пенджаджапа острая корма, но с нависающей галереей. Рубка на миделе выполнена из пальмовых листьев с соломенной крышей. В 19 веке они управлялись с помощью осевого руля направления западного дизайна, но в начале пенджаджапа, возможно, использовался руль направления с двойной четвертью. Имеют 1, 2 или 3 мачты в зависимости от размера, четырехсторонний парус имеет рей и гик. Для движения также используются длинные узкие весла. Название « Пагар Тенггалонг » относится к типу пенджаджапа с декоративным фальшбортом/перилами. [ 17 ] : 47–48 

Пенджаджап нес 1 или 2 орудия большего калибра в деревянном щите ( апилан ). Маленький пенджаджап имел только 1–2 лантаки, поддерживаемых на стойках в носовой части, тогда как более крупные имели дополнительные вертлюжные орудия, установленные по бокам. Они приводились в движение веслами и обычно двумя парусами танджа (у пиратов Сулу их называли сагуран ). Их можно было грести как вперед, так и назад. У них была относительно открытая палуба, прикрытая платформой. Сзади расположена небольшая каюта, служившая помещением для накода и магазином для оружия. [ 3 ] : 239  [ 7 ]

Как и более крупные и широкие гарайи , они также служили базами для меньших какап военных кораблей . Пенджаджап был очень быстр. Большой пенджаджап мог развивать скорость 9 узлов (17 км/ч) под парусом и 5 узлов (9,3 км/ч) на веслах. В рейдовых флотах Ирануна они обычно опережали более медленные военные корабли Ланонга . [ 18 ] : 86–89  [ 3 ] : 241 

Пенджаджап приплыл в Сингору . малайская выступающая кормовая галерея ( дандан ). Видна

Пенджаджап в основном использовался как межостровные военные корабли и как пиратские корабли . Иранун пенджаджап обычно были легко вооружены по сравнению с ланонгом. Обычно монтируют только одну лелу (родную пушку). В то время как Ланонг был специально разработан для боя между кораблями, Пенджаджап больше подходит для набегов на прибрежные деревни и нападения на легковооруженные или невооруженные торговые суда . В таких рейдах пенджаджапа обычно сопровождали лодки меньшего размера, называемые какап , которые используются в качестве разведчиков пенджаджапа или ланонга. [ 19 ] : 183–184  [ 20 ] [ 21 ]

Португальский во дипломат Томе Пирес время своего визита в Нусантару назвал пенджаджапы грузовыми судами. Многие грузы-пенжаджапы были собраны Пати Унусом из различных портовых городов на Яве для нападения на португальцев в Малакке . Пенджахап был переоборудован в транспорт для высадки войск, поскольку яванские джонки были слишком велики, чтобы приблизиться к берегу. Пенджаджап был еще одним типом судов, которые Пирес считал после джонок и ланкаранов по прибытии в порт. Однако Пирес сообщил, что после того, как лодки были переданы в дар Pati Unus, торговая активность в портах стала более вялой. [ 22 ] : 185, 195 

Адмирал Франсуа-Эдмон Пари заметил несколько грузовых пенджаджапов в Малаккском проливе в 1830-х годах. Пенджаджап привез с Суматры специи , сушеные орехи арека и кокосовый миндаль и, кажется, часто посещают только южную часть пролива. [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Пьер-Ив Манген (2012). «Линкаран, Гураб и Гали: влияние Средиземноморья на военные корабли Юго-Восточной Азии раннего Нового времени» . В Джеффе Уэйде и Ли Тана (ред.). Энтони Рид и изучение прошлого Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. стр. 155, 158, 173. ISBN.  9789814311960 .
  2. ^ Jump up to: а б Леонард Блюссе; Femme S Gaastra, ред. (2016). Восемнадцатый век как категория азиатской истории: Ван Леур в ретроспективе . Рутледж. ISBN  9781351913720 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Уоррен, Джеймс Фрэнсис (2002). Иранун и Балангинги: глобализация, морские рейдерства и рождение этнической принадлежности . НУС Пресс. ISBN  9789971692421 .
  4. ^ Jump up to: а б Пирар, Франсуа (1887). Грей, Альберт; Белл, медицинский работник (ред.). Путешествие Франсуа Пирара де Лаваля в Ост-Индию, Мальдивы, Молуккские острова и Бразилию . Перевод Грея, Альберта. Общество Хаклюйт. п. 53.
  5. ^ Телосложение, доброкачественное; Альперс, Эдвард А.; Исаакман, Аллен Ф. (2005). Невольничьи пути и устные традиции в Юго-Восточной Африке Философское развлечение. п. 214.
  6. ^ Юл, Генри; Бернелл, Артур Кок (1886). Хобсон-Джобсон: глоссарий англо-индийских разговорных слов и фраз, а также родственных терминов, этимологических, исторических, географических и дискурсивных . Джон Мюррей. п. 509.
  7. ^ Jump up to: а б Рикардо Э. Галанг (1941). «Виды плавсредств на Филиппинах» . Филиппинский научный журнал . 75 (3): 291–306.
  8. ^ Брюйн Копс, Г.Ф. 1921. «Ваартуиген». В: Стиббе, Д.Г. и Спат, К. (ред.) Энциклопедия Голландской Индии . 'с-Грейвенхейдж: Ниджхофф. п. 485.
  9. ^ Погружение в скандал LCS на сумму 9 миллиардов ринггитов (на малайском языке), 13 августа 2022 г. , дата обращения 4 августа 2024 г.
  10. ^ После 24 лет ремонта «самый сильный» военный корабль России готов к ходовым испытаниям , 5 июня 2023 г. , поднят 4 августа 2024 г.
  11. ^ Кастаньеда, Фернан Лопес де. История открытия и завоевания Индии португальцами, 3-е издание по изданию принцепса, переработанное и аннотированное Педро де Азеведо (Scriptores Rerum Lusitanarum. Series A) . 9 «книг» в 4 томах. Коимбра: Университетское издательство, 1924–1933.
  12. ^ Альбукерке, Афонсу де (1774 г.). Комментарии Великого Афонсу Далбукерке, часть III . Лиссабон: В Regia Officina Typografica.
  13. ^ Берч, Уолтер де Грей (1875). Комментарии великого Афонсу Далбокерке, второго вице-короля Индии, перевод с португальского издания 1774 года, том. III . Лондон: Общество Хаклюта.
  14. ^ Форрест, Томас (1779). Путешествие в Новую Гвинею и Молуккские острова из Баламбангана: включая описание Магиндано, Сулу и других островов . Дублин: Напечатано по цене, У. и Х. Уайтстоун.
  15. ^ Jump up to: а б Париж, Франсуа-Эдмон (1841). Очерк военно-морского строительства внеевропейских народов: или, Коллекция кораблей и каноэ, построенных жителями Азии, Малайзии, Великого океана и Америки, том I. Париж: А. Бертран. стр. 73–74.
  16. ^ Смит, Х. Уорингтон (16 мая 1902 г.). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств . 50 : 570–588 – через JSTOR.
  17. ^ Управление стратегических служб США (1944 г.). Местное ремесло в водах Юго-Восточной Азии, Часть II: Суматра, Малайя и прилегающие острова . Управление стратегических служб, отдел исследований и анализа. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  18. ^ Парламент Великобритании (1851 г.). Документ, касающийся пиратств, совершенных на Индийском архипелаге, и мер, принятых правительством Нидерландов в 1816–1845 годах для их подавления. В счетах и ​​бумагах, том 15 . Палата лордов. стр. 67–188.
  19. ^ Джон, Гораций Стеббинг Роско-стрит (1853). Индийский архипелаг: его история и современное состояние, Том 2 . Лондон: Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс.
  20. ^ Бальфур, Эдвард (1885). Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии: коммерческая, промышленная и научная продукция, продукты минерального, растительного и животного мира, полезные искусства и изделия, том 1 . Б. Куоритч. п. 399.
  21. ^ Зайнун, Назарудин (2015). Антропология и история в местной мудрости . Издательство УСМ. ISBN  9789838619325 .
  22. ^ Кортесао, Армандо (1944). «Восточная сума» Томе Пиреса: описание Востока, от Красного моря до Японии, написанное в Малакке и Индии в 1512–1515 годах; и книга Франсиско Родригеса, описание путешествия по Красному морю, морские правила, альманах и карты, написанные и нарисованные на Востоке до 1515 года, том 1 . Лондон: Общество Хаклюта. ISBN  9784000085052 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2443882403471eb57a83013cf4b63075__1722743040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/75/2443882403471eb57a83013cf4b63075.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Penjajap - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)