Сутенер
Пенджаджап , также пангаджава и пангаяв , были местными военными кораблями, похожими на галеры, которые использовались несколькими австронезийскими этническими группами в морской Юго-Восточной Азии . Обычно они были очень длинными и узкими и были очень быстрыми. Упоминается, что они используются местными флотами в Индонезии , на юге Филиппин , в Малайзии и Брунее .
Имена и этимология
[ редактировать ]кораблей мангаяу . ) ( буквально или название Первоначальное — пангаяв означающее » «рейдер Это было записано в европейских источниках (в основном голландских и португальских ) по-разному как Pangaio , Pangaia , Panguaye , Pangajao , Pangajaua , Pangajava , Penjajab , Penjajap , Pindjajap, Penjelajah и Pangara . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Британской Ост-Индской компании Исследователь Томас Форрест также отмечает, что ирануны называли их мангаио . [ 3 ] : 239–240
Термины (в частности, pangaio ) также были позже заимствованы и использовались в целом для любых местных деревянных парусных кораблей, сделанных из досок без использования гвоздей, Португальской империей в их колониях в Африке и Индии . Позже это использование распространилось на другие европейские колониальные державы, применяясь в основном к кораблям, построенным арабами и суахили . [ 5 ] [ 6 ] [ 4 ] Эти термины также неточно применяются к гараям , быстро совершающим набеги судам народов бангуинги и иранун на Филиппинах . Однако гараи были гораздо шире и не имели аутригеров. [ 1 ] [ 2 ]
В исторических записях Пенджаджап также может называться в общем как прао , праху , проэ , прау или нос . [ 7 ] В «Списке кораблей и морских транспортных средств из Ост-Индии », который периодически публикуется колониальным правительством Голландской Ост-Индии, пангаджаоа зарегистрировано как пенгаджоехан ( pengayuhan ). В списке записей его название произошло от слов kajoeh ( каюх — означает весло) и pengajoeh ( pengayuh — означает гребец), и считают его своего рода галерой . [ 8 ]
В современной малайской военной литературе пенджаджап относится к современных крейсеров . классам [ 9 ] хотя можно использовать английское заимствованное слово «круизер». [ 10 ]
История
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о пенжахапе датируется 1509 годом португальским историком Фернаном Лопишем де Кастанхеда . Он сказал, что пангаджава (пенджаджап ) — это суда с Суматры , длинные и быстрые, очень хорошо идущие под парусами или веслами. [ 11 ] : Книга III/глава. 51:129
По данным Афонсу де Альбукерке, во время нападения португальцев на Малаккский султанат в 1511 году малайцы использовали неустановленное количество ланкаранов ( ланчара ) и двадцати пенджаджапов ( пангаджаоа ). [ 12 ] : 80–81 [ 13 ] : 68
В 1775 году британский исследователь Томас Форрест описал большой пенджаджап в гавани Иранун в Сулу как имеющий ширину всего 4 фута (1,2 м) и глубину 3,5 фута (1,1 м), но длину до 42 футов (13 м). Он имел шесть латунных лантак, имел экипаж из тридцати человек и был оборудован выносными опорами. [ 14 ] : 230 [ 3 ] : 240–241
Адмирал Франсуа-Эдмон Пари наблюдал пенжаджапы во время своего путешествия на борту корабля « Фаворит» . Размеры встреченных судов сильно различаются: самые крупные из тех, что он видел, имели длину 17 м (56 футов), ширину 3,4 м (11,2 фута) и глубину 2,1 м (6,9 фута); самый маленький имел длину 11 м (36 футов). [ 15 ]
Герберт Уорингтон Смит сообщил об описании пенджаджапа с Малайского полуострова в конце XIX века. Лодки использовали погружающийся парус с небольшой рубкой или тентом ( называемым каджан по-малайски ) и нависающей кормовой галереей (называемой дандан ). [ 16 ] : 573
Описание
[ редактировать ]Пенджаджапы изготавливались из легких материалов. Обычно они были очень длинными и узкими и имели неглубокую осадку. Это позволяло им плавать как над опасными рифами, так и вверх по реке. У большого пенджаджапа были выносные опоры , без которых он мог бы перевернуться. [ 3 ] : 240 У Пенджаджапа острая корма, но с нависающей галереей. Рубка на миделе выполнена из пальмовых листьев с соломенной крышей. В 19 веке они управлялись с помощью осевого руля направления западного дизайна, но в начале пенджаджапа, возможно, использовался руль направления с двойной четвертью. Имеют 1, 2 или 3 мачты в зависимости от размера, четырехсторонний парус имеет рей и гик. Для движения также используются длинные узкие весла. Название « Пагар Тенггалонг » относится к типу пенджаджапа с декоративным фальшбортом/перилами. [ 17 ] : 47–48
Пенджаджап нес 1 или 2 орудия большего калибра в деревянном щите ( апилан ). Маленький пенджаджап имел только 1–2 лантаки, поддерживаемых на стойках в носовой части, тогда как более крупные имели дополнительные вертлюжные орудия, установленные по бокам. Они приводились в движение веслами и обычно двумя парусами танджа (у пиратов Сулу их называли сагуран ). Их можно было грести как вперед, так и назад. У них была относительно открытая палуба, прикрытая платформой. Сзади расположена небольшая каюта, служившая помещением для накода и магазином для оружия. [ 3 ] : 239 [ 7 ]
Как и более крупные и широкие гарайи , они также служили базами для меньших какап военных кораблей . Пенджаджап был очень быстр. Большой пенджаджап мог развивать скорость 9 узлов (17 км/ч) под парусом и 5 узлов (9,3 км/ч) на веслах. В рейдовых флотах Ирануна они обычно опережали более медленные военные корабли Ланонга . [ 18 ] : 86–89 [ 3 ] : 241
Роль
[ редактировать ]Пенджаджап в основном использовался как межостровные военные корабли и как пиратские корабли . Иранун пенджаджап обычно были легко вооружены по сравнению с ланонгом. Обычно монтируют только одну лелу (родную пушку). В то время как Ланонг был специально разработан для боя между кораблями, Пенджаджап больше подходит для набегов на прибрежные деревни и нападения на легковооруженные или невооруженные торговые суда . В таких рейдах пенджаджапа обычно сопровождали лодки меньшего размера, называемые какап , которые используются в качестве разведчиков пенджаджапа или ланонга. [ 19 ] : 183–184 [ 20 ] [ 21 ]
Португальский во дипломат Томе Пирес время своего визита в Нусантару назвал пенджаджапы грузовыми судами. Многие грузы-пенжаджапы были собраны Пати Унусом из различных портовых городов на Яве для нападения на португальцев в Малакке . Пенджахап был переоборудован в транспорт для высадки войск, поскольку яванские джонки были слишком велики, чтобы приблизиться к берегу. Пенджаджап был еще одним типом судов, которые Пирес считал после джонок и ланкаранов по прибытии в порт. Однако Пирес сообщил, что после того, как лодки были переданы в дар Pati Unus, торговая активность в портах стала более вялой. [ 22 ] : 185, 195
Адмирал Франсуа-Эдмон Пари заметил несколько грузовых пенджаджапов в Малаккском проливе в 1830-х годах. Пенджаджап привез с Суматры специи , сушеные орехи арека и кокосовый миндаль и, кажется, часто посещают только южную часть пролива. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пьер-Ив Манген (2012). «Линкаран, Гураб и Гали: влияние Средиземноморья на военные корабли Юго-Восточной Азии раннего Нового времени» . В Джеффе Уэйде и Ли Тана (ред.). Энтони Рид и изучение прошлого Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. стр. 155, 158, 173. ISBN. 9789814311960 .
- ^ Jump up to: а б Леонард Блюссе; Femme S Gaastra, ред. (2016). Восемнадцатый век как категория азиатской истории: Ван Леур в ретроспективе . Рутледж. ISBN 9781351913720 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уоррен, Джеймс Фрэнсис (2002). Иранун и Балангинги: глобализация, морские рейдерства и рождение этнической принадлежности . НУС Пресс. ISBN 9789971692421 .
- ^ Jump up to: а б Пирар, Франсуа (1887). Грей, Альберт; Белл, медицинский работник (ред.). Путешествие Франсуа Пирара де Лаваля в Ост-Индию, Мальдивы, Молуккские острова и Бразилию . Перевод Грея, Альберта. Общество Хаклюйт. п. 53.
- ^ Телосложение, доброкачественное; Альперс, Эдвард А.; Исаакман, Аллен Ф. (2005). Невольничьи пути и устные традиции в Юго-Восточной Африке Философское развлечение. п. 214.
- ^ Юл, Генри; Бернелл, Артур Кок (1886). Хобсон-Джобсон: глоссарий англо-индийских разговорных слов и фраз, а также родственных терминов, этимологических, исторических, географических и дискурсивных . Джон Мюррей. п. 509.
- ^ Jump up to: а б Рикардо Э. Галанг (1941). «Виды плавсредств на Филиппинах» . Филиппинский научный журнал . 75 (3): 291–306.
- ^ Брюйн Копс, Г.Ф. 1921. «Ваартуиген». В: Стиббе, Д.Г. и Спат, К. (ред.) Энциклопедия Голландской Индии . 'с-Грейвенхейдж: Ниджхофф. п. 485.
- ^ Погружение в скандал LCS на сумму 9 миллиардов ринггитов (на малайском языке), 13 августа 2022 г. , дата обращения 4 августа 2024 г.
- ^ После 24 лет ремонта «самый сильный» военный корабль России готов к ходовым испытаниям , 5 июня 2023 г. , поднят 4 августа 2024 г.
- ^ Кастаньеда, Фернан Лопес де. История открытия и завоевания Индии португальцами, 3-е издание по изданию принцепса, переработанное и аннотированное Педро де Азеведо (Scriptores Rerum Lusitanarum. Series A) . 9 «книг» в 4 томах. Коимбра: Университетское издательство, 1924–1933.
- ^ Альбукерке, Афонсу де (1774 г.). Комментарии Великого Афонсу Далбукерке, часть III . Лиссабон: В Regia Officina Typografica.
- ^ Берч, Уолтер де Грей (1875). Комментарии великого Афонсу Далбокерке, второго вице-короля Индии, перевод с португальского издания 1774 года, том. III . Лондон: Общество Хаклюта.
- ^ Форрест, Томас (1779). Путешествие в Новую Гвинею и Молуккские острова из Баламбангана: включая описание Магиндано, Сулу и других островов . Дублин: Напечатано по цене, У. и Х. Уайтстоун.
- ^ Jump up to: а б Париж, Франсуа-Эдмон (1841). Очерк военно-морского строительства внеевропейских народов: или, Коллекция кораблей и каноэ, построенных жителями Азии, Малайзии, Великого океана и Америки, том I. Париж: А. Бертран. стр. 73–74.
- ^ Смит, Х. Уорингтон (16 мая 1902 г.). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств . 50 : 570–588 – через JSTOR.
- ^ Управление стратегических служб США (1944 г.). Местное ремесло в водах Юго-Восточной Азии, Часть II: Суматра, Малайя и прилегающие острова . Управление стратегических служб, отдел исследований и анализа. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Парламент Великобритании (1851 г.). Документ, касающийся пиратств, совершенных на Индийском архипелаге, и мер, принятых правительством Нидерландов в 1816–1845 годах для их подавления. В счетах и бумагах, том 15 . Палата лордов. стр. 67–188.
- ^ Джон, Гораций Стеббинг Роско-стрит (1853). Индийский архипелаг: его история и современное состояние, Том 2 . Лондон: Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс.
- ^ Бальфур, Эдвард (1885). Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии: коммерческая, промышленная и научная продукция, продукты минерального, растительного и животного мира, полезные искусства и изделия, том 1 . Б. Куоритч. п. 399.
- ^ Зайнун, Назарудин (2015). Антропология и история в местной мудрости . Издательство УСМ. ISBN 9789838619325 .
- ^ Кортесао, Армандо (1944). «Восточная сума» Томе Пиреса: описание Востока, от Красного моря до Японии, написанное в Малакке и Индии в 1512–1515 годах; и книга Франсиско Родригеса, описание путешествия по Красному морю, морские правила, альманах и карты, написанные и нарисованные на Востоке до 1515 года, том 1 . Лондон: Общество Хаклюта. ISBN 9784000085052 .