глава
Балангай построенной путем соединения досок от края до , или барангай , — это тип лодки с привязными проушинами, края с помощью штифтов, дюбелей и волоконных найтовов. Они встречаются по всей территории Филиппин и вплоть до колониальной эпохи использовались в основном в качестве торговых судов. Самыми старыми известными балангаями являются одиннадцать лодок Бутуана , которые были индивидуально датированы радиоуглеродом с 689 по 988 год нашей эры и были обнаружены в нескольких местах в Бутуане , Агусан-дель-Норте . [1] [2] [3] Лодки Бутуана представляют собой крупнейшее скопление остатков лодок с прикрепленными проушинами австронезийских традиций судостроения . Они встречаются в сочетании с большим количеством торговых товаров из Восточной Азии, Юго-Восточной Азии и даже Персии, что указывает на то, что они торговали вплоть до Ближнего Востока . [4]
Балангай были первыми деревянными плавсредствами, раскопанными в Юго-Восточной Азии . Балангай ежегодно отмечается на фестивале Балангхай в Бутуане. [5]
Имена
[ редактировать ]Балангай был одним из первых местных слов, которые европейцы выучили на Филиппинах . Венецианский лодки летописец Антонио Пигафетта , который был вместе с Фернаном Магелланом, когда ступил на Филиппины в 1521 году, назвал туземные балангаи или балангхай . Это слово встречается как балангай или барангай с тем же значением на всех основных языках Филиппин . Ранние колониальные испанские словари ясно дают понять, что балангай и барангай первоначально произносились как «ба-ла-нгай» и «ба-ра-нгай», но из-за многовекового испанского влияния современный барангай произносится как «ба-ранг-гей». на современном филиппинском языке ( / b ɑːr ɑː ŋ ˈ ɡ aɪ / вместо доколониального / b ɑːr ɑː ŋ ˈ aɪ / ). Альтернативное написание Пигафетты с буквой H, balanghai , позже породило исторически неверный неологизм balanghay в 1970-х годах (с новым, немного другим произношением, которого Пигафетта не планировал). [6]
Этот термин также использовался тагалогами для обозначения мельчайших отдельных политических единиц, который стал термином, используемым для обозначения местных деревень в испанский колониальный период. [6] [7] [8] Название лодки в испанских и американских записях обычно переводилось как барангаяны (множественное число: барангаяны ), чтобы отличить их от политической единицы. [9] [10] [11]
Среди народа ибанаг Северного Лусона балангай был известен как барангай , термин иногда распространялся и на экипаж. Крупные сосуды назывались бирай или бивонг . [6]
На Висайских островах и Минданао существует несколько названий лодок типа балангай, в том числе балото (не путать с балуту ), барото , бирай , лапид , тилимбао (или тинимбао ). [6] [12] Грузовые версии балангая с высокими бортами и без выносных опор (что требовало использования длинных весел вместо лопастей) также были известны как бидок , бирок или бироко (также пишется бироко ). на Висайских островах [6] [13] [12] Каракоа , большой висайский военный корабль, также был разновидностью балангая. [14]
История
[ редактировать ]«Балангай» — это общий термин, поэтому он применяется к нескольким различным типам традиционных лодок различных этнических групп на Филиппинах . В обычном использовании это относится в первую очередь к балангаям островов Висайи и Минданао , которые в основном представляли собой межостровные торговые суда, грузовые транспорты и военные корабли. Большие балангаи (особенно военные корабли), в том числе лодки «Бутуан», обычно оборудуются большими двойными опорами, которые поддерживают гребные и боевые платформы, и в этом случае их можно в общем называть парау или тилимбао (также тинимбао , от тимбао , « выносная опора »). "). [6] [15] [16] [12] Военные корабли Балангая, наряду с более крупными каракоа , регулярно использовались для набегов ( мангаяу ) висайскими воинами. Считается, что это могли быть налетчики « Пи-шо-е », которые регулярно нападали на китайские поселения на побережье провинции Фуцзянь в 12 веке нашей эры. [17]
«У них ( визайцев ) есть много видов кораблей самых разных конструкций и названий для ведения войн и путешествий. Большинство из тех, которые они используют для войн и набегов, маленькие; их называют барангай . А если они немного больше , они называются бирай . Последние очень длинные и узкие, на меньших сидячих мест 50, а на больших 100, и все они должны грести, кроме начальника, находящегося на борту корабля. Весла [sic] этих кораблей немного больше. длиной более вара ; их древки очень хорошо сделаны. Весла для гребли не прикреплены к лодке; вместо этого сидящие гребцы плавно плавают обеими руками. стороны, при условии, что будет достаточно людей, чтобы их заполнить. И эти банки помещены в противовесы ( аутригеры ), которые сделаны из очень большого растения бамбука, встречающегося на всех филиппинских островах Запада. Эти противовесы ставятся с внешних сторон. судна, где удобно сидят гребцы. Эти суда путешествуют очень безопасно с этими противовесами, потому что они не могут опрокинуться, а противовесы также позволяют им путешествовать в сильном море, потому что корабль приподнят над уровнем воды, поэтому волны разбиваются о противовесы, а не о лодки. У них круглые паруса, как у нас».
«У них есть и другие корабли, которые они называют бирокос , они намного крупнее тех, что упоминались ранее, некоторые способны перевозить 500 или 600 фанег пшеницы. Они также весловые, но они очень длинные и пришвартованы к кораблю, как наш, и Они имеют другую конструкцию. Это самые большие из их лодок; остальные маленькие, называются по-разному и имеют различную конструкцию, и их нет необходимости описывать здесь, поскольку они не важны».
- Аноним, Боксерский кодекс (около 1590 г.) [18]
В тагальских регионах балангай или барангай выполняет те же функции, что и на южных островах, но отличается тем, что изготавливается методом сшивки досок , а не с помощью дюбелей. [15]
В провинции Кагаян на Северном Лусоне балангаи народа ибанаг преимущественно использовались в системе реки Кагаян , но также иногда использовались в качестве прибрежных торговых судов, доходя до региона Илокос . В основном они использовались как грузовые и рыболовные суда и отличались от других балангаев гораздо меньшими размерами и меньшей осадкой. [6]
Тонкий флот
[ редактировать ]В течение 18-19 веков балангаи также часто использовались в качестве военных кораблей для защиты прибрежных деревень от моро и голландских налетчиков во время войн моро в сочетании со сторожевыми башнями ( кастильо , балуарте или бантай ) и другими укреплениями. Рейдеры регулярно нападали на прибрежные поселения в районах, контролируемых Испанией, и увозили жителей для продажи в рабство на рынках вплоть до Батавии и султаната Гова . Защитные флоты балангая и винты (известные как Марина Сутил , «Легкий флот» или «Военно-морской флот») были впервые организованы под руководством генерал-губернатора Хосе Баско-и-Варгаса в 1778 году. Они были легко вооружены, но быстры, что делало их идеальными для реагирования. быстро сообщать о наблюдениях и атаках рейдеров. [10] [19] [20] [21]
лидеров этих эскадрилий обороны дон Педро Эстеван, глава Табако Среди известных , Албай ; и Хулиан Бермехо, монах -августинец , который командовал десятью балангаями и установил систему сигнализации, используя линию небольших ретрансляционных фортов на юге Себу . Они были ответственны за несколько крупных морских побед против рейдеров моро в конце 18 - начале 19 веков. Наиболее значимой стала битва при заливе Табогон (современный Табгон, Карамоан ) в 1818 году, где объединенный флот Эстевана и дона Хосе Бланко разгромил около сорока военных кораблей моро под предводительством принца Нуне, сына султана с Минданао. Нуне удалось сбежать, но сотни налетчиков моро погибли в перестрелке, а еще около тысячи оказались в затруднительном положении и были выслежены в горах Карамоана. Победа 1818 года привела к более активному использованию оборонительного флота и сокращению набегов моро до лишь спорадических нападений на изолированных рыбаков или небольшие деревни до их окончательного подавления в 1896 году. [10] [19] [20] [21]
Строительство
[ редактировать ]Балангай представляли собой дощатые лодки с привязными проушинами , собранные путем соединения вырезанных досок по краям. Носовая и кормовая стойки также были составлены из одиночных резных кусков дерева V-образной формы («крылатых»). Пояса взятой были сделаны из сердцевины, из участка между более мягкой заболонью и сердцевиной деревьев. Предпочтительные виды деревьев включают , среди прочего, дунгон ( Heritieralittoralis ), лаваан ( Shorea spp.), тугасы ( Vitex parviflora ) и барайонг ( Afzelia rhomboidea ). Деревья традиционно рубили в лунную ночь в соответствии с местными народными поверьями. Из одного дерева обычно получаются две изогнутые доски. Традиционно доскам и другим частям корабля придавали форму прямыми ( далаг ) или изогнутыми ( бинтонг ) теслами , забитыми молотком, называемым паканг . Мастера -корабела называют пандаем (как и других мастеров филиппинских культур). [15] [13] [22]
Киль балангая строится первым. Как и у большинства австронезийских кораблей (и в отличие от западных кораблей), киль представляет собой, по сути, долбленое каноэ ( бангка ), сделанное из цельного бревна. Киль также известен как барото , от которого произошло одно из альтернативных названий балангая на Висайских островах. Лодки-балангаи Бутуана отличаются от более поздних конструкций балангаев тем, что у них нет настоящего киля. Вместо этого они имеют центральную планку с тремя параллельными рядами тонких проушин, которые служат дополнительными точками крепления найтовов. [15] [13] [22]
Внешняя оболочка корпуса сначала строится путем установки реек на каждой стороне киля от края до края (всего шесть или более). Придание этим полосам соответствующей кривизны ( лубаг ) требует квалифицированного пандая . Они фиксируются деревянными дюбелями или штифтами ( гвоздями ) длиной около 19 см (7,5 дюйма), вставленными в отверстия, просверленные по краям планок. Некоторые секции могут потребовать использования двух или более досок для каждой полосы. Они крепятся встык с помощью крючковых косынок . После того как корпус собран, его оставляют на месяц или два. [15] [13] [22]
После того как древесина выдержана, корпус еще раз разбирают и проверяют. Затем он снова собирается на этапе, известном как суги («сопоставление»). Это включает в себя сборку ремней обратно. После установки пространство между планками протыкается с помощью приспособления, напоминающего ложку, называемого локоб . Это создает пространство одинаковой толщины между двумя полосами. Затем пространство заполняется тонкими пальмовыми волокнами, называемыми барук или барок , и заполняется пастой на основе смолы. Дюбели также дополнительно закрепляются путем просверливания в них отверстий через планки с помощью нанесенных заранее меток. контрколышки, называемые памута . Затем в эти отверстия забиваются [15] [13] [22]
Второй этап известен как ос-ос или ус-нас , который включает очень плотное привязывание досок к деревянным ребрам ( агару ) волокнистыми или ротанговыми веревками. Веревки привязываются к отверстиям, просверленным по диагонали в проушинах ( тамбуко ), представляющих собой прямоугольные или закругленные выступы на внутренней поверхности досок. Тамбуко встречаются на четных расстояниях , соответствующих шести группам отверстий для дюбелей. Затем в пространство между ребрами и досками вбиваются клинья, которые затягивают найтовы еще сильнее по мере увеличения расстояния между ними. Затем по корпусу размещаются борта, которые также привязываются к соответствующим тамбуко с каждого борта и закрываются съемным настилом. После завершения строительства корпус обычно имеет длину около 15 м (49 футов) и ширину 4 м (13 футов). [15] [13] [22] [23]
Мачты и выносные опоры ( катиг или катэ ) лодок-балангаев не сохранились, из-за чего в современных реконструкциях последние, как правило, отсутствуют. Однако, как и в случае с более поздними конструкциями балангаев, описанными испанскими исследователями, считается, что они обладают большими выносными опорами, которые необходимы для того, чтобы нести паруса без опрокидывания. Аутригеры значительно увеличили устойчивость и мощность паруса без значительного увеличения веса. Аутригеры в больших военных балангаях также поддерживали гребные и боевые платформы, известные как дарамба и бурулан соответственно. [15] [13] [22] [23]
Подобные традиционные методы судостроения до сих пор сохраняются мастерами лодок Сама-Баджау на острове Сибуту в Тави-Тави . [23]
Бутуан лодки
[ редактировать ]Лодки-балангаи Бутуана были первыми деревянными плавсредствами, раскопанными в Юго-Восточной Азии . [24] [6] Они были обнаружены в конце 1970-х годов в Бутуане , Агусан-дель-Норте . В общей сложности девять деревянных лодок были случайно найдены местными жителями в поисках россыпного золота на суше недалеко от реки Масао. [13] Это место находилось в Ситио-Амбангане, Баррио-Либертад, в русле старой высохшей реки, возможно, бывшего притока реки Масао. [25] С тех пор количество лодок, обнаруженных на этом месте, увеличилось как минимум до одиннадцати. Каждая лодка названа в зависимости от порядка их обнаружения, а не от времени раскопок. [2]
Семь из одиннадцати балангаев обнаруженных ( лодки Бутуан 1, 2, 3, 4, 5, 7 и 9 ) были раскопаны или раскопаны Национальным музеем. Только три из них ( Лодки Бутуан 1, 2 и 5 ) были полностью восстановлены и выставлены напоказ. [26] Древесина, используемая для лодок, происходит из различных пород деревьев, которые произрастают на Филиппинах и в соседних регионах Юго-Восточной Азии. Первоначально они были датированы радиоуглеродом в 1970-х и 1980-х годах, но результаты (в диапазоне от 4-го века до 13-го века нашей эры) были слишком разрозненными для одного места. Более современные методы, использующие с помощью масс-спектрометрии на ускорителе, датировку по углероду-14 дали более надежные результаты в период с 7 по 10 века нашей эры. [2] [13] [1] [26]
- Лодка Бутуан 1 - раскопки 1976 года. Первоначально ее длина составляла около 10,2 м (33 фута), и она была датирована 777–988 годами нашей эры. Древесина, использованная при его строительстве, идентифицируется как Petersianthus Quadrialatus (toog) и Vatica sp. (нариг) и Shorea sp. (лаваан). [2] [1] В настоящее время он выставлен в Национальном музее Филиппин (бывший «Храм Балангай») в городе Бутуан . [26]
- Лодка Бутуан 2 - раскопки 1977 года. Первоначально ее длина составляла около 11,3 м (37 футов). Это самая старая из найденных лодок, датированная 689–940 годами нашей эры. Древесина, использованная при его строительстве, идентифицируется как Pterocarpus indicus (narra) и Hopea sp. (манггачапуи). [2] [1] В настоящее время он хранится в Национальном музее антропологии в Маниле , хотя раньше выставлялся на обозрение. [26]
- Лодка Бутуан 3 — раскопки 1977 года. Найдена недалеко от Лодки Бутуан 2 . С корабля удалось извлечь только три доски, и раскопки были прекращены без объяснения причин. [26]
- Лодка Бутуан 4 — раскопки начались в 2012 году, раскопки продолжаются в настоящее время. Первоначальная длина неизвестна, поскольку примерно половина сосуда осталась нераскопанной. Он перекрывает лодку Бутуан 9 на месте раскопок. Он был датирован примерно 775-973 годами нашей эры. Древесина, использованная при его строительстве, обозначена как Vatica sp. (нариг) и Pometia pinnata (малугай). [2]
- Лодка Бутуан 5 - раскопки 1985-1986 гг. Первоначально его длина составляла около 11,5 м (38 футов). Он был датирован примерно 776-971 годами нашей эры. Древесина, использованная при его строительстве, идентифицируется как Pistacia chinensis (сангило), Vitex parviflora (мулавин), Dimocarpus sp. (алупаг) и Pterocarpus indicus (нарра). Четверть руля была изготовлена из Eusideroxylon zwageri (тамбулийского). [2] [1] [26] В настоящее время он частично выставлен в Национальном музее в Бутуане вместе с лодкой Бутуан 1 . Большая часть его частей находится на хранении. При консервации лодки Бутуан № 5 были допущены ошибки , которые привели к деформации некоторых деревянных частей. [26]
- Лодка Бутуан 7 - раскопки 1988-1989 гг. О его раскопках было зафиксировано очень мало информации, за исключением наблюдений о том, что он находился в очень плохом состоянии и поэтому не был восстановлен. [26]
- Лодка Бутуан 9 - раскопки начались в 2012 году, раскопки продолжаются в настоящее время. Это самый большой из обнаруженных балангаев , и его иногда называют «лодкой-маткой», его длина примерно в два раза превышает длину других лодок. Он перекрывает лодку Бутуан 4 на месте раскопок. Он был датирован примерно 773-968 годами нашей эры. Древесина, использованная при его строительстве, пока неизвестна. [2] [27] [1]
Раскопки лодок Бутуана столкнулись с серьезными проблемами. Первоначально это место было обнаружено охотниками за сокровищами , но первые раскопки этого места в 1970-х и 1980-х годах страдали от плохой письменной и фотографической документации и мер по сохранению. Раскопки на лодках Бутуан 5 и 9 были приостановлены из-за их плохого состояния, что требует дальнейшего изучения того, как восстановить их без повреждений. [26] По состоянию на 2022 год остальные корабли, которые еще предстоит раскопать, останутся в своем первоначальном затопленном состоянии, что, как доказано, является лучшим способом сохранить указанные артефакты. [26] [28]
Лодки Бутуана представляют собой крупнейшее скопление лодок с прикрепленными проушинами остатков австронезийских традиций судостроения . Подобные кораблекрушения, найденные в других местах Юго-Восточной Азии, включают Понтийскую лодку ( ок. 260–430 гг. н.э. ) в Малайзии . Лодки Бутуана были обнаружены вместе с большим количеством торговых товаров из Китая , Камбоджи , Таиланда ( Харипунджайя и Сатингпра ), Вьетнама и даже Персии , что указывает на то, что они торговали вплоть до Ближнего Востока . [4]
Декларации
[ редактировать ]Национальные культурные сокровища
[ редактировать ]Балангаи Бутуана были объявлены президентом Корасоном Акино национальным культурным достоянием Президентской декларацией № 86 от 9 марта 1987 года, а окрестности раскопок - археологическими заповедниками. [33]
Национальная лодка
[ редактировать ]В ноябре 2015 года комитет Палаты представителей по пересмотру законов объявил «Балангай» национальной лодкой Филиппин. Балангай был выбран для того, чтобы «будущие поколения филиппинцев признали неоценимый вклад своих предков в формирование морских традиций страны и в передачу ценностей солидарности, гармонии, решимости, мужества и отваги». [3] [34]
Законопроект Палаты представителей 6366 предлагает сделать Balangay национальной лодкой Филиппин. [35]
Балангайское путешествие
[ редактировать ]В 2009 году компания Kaya ng Pinoy Inc., покорившая Эверест в 2006 году, объявила о планах реконструировать лодку балангай с помощью Сама-Баджау (Сама Дилайя) и других членов племени, которые сохранили с привязными проушинами. методы строительства лодок которые в основном затерялись на других островах. Путешествие балангая прослеживало маршруты филиппинских предков во время волн австронезийских поселений через морскую Юго-Восточную Азию и Тихий океан. [36] [37] Особая древесина для строительства поступала из традиционного источника на юге Филиппин, в частности из Тави-Тави . Команда определила мастеров-строителей лодок Сама-Баяу, чьи предшественники действительно строили такие лодки и использовали при строительстве традиционные инструменты. Балангай был построен в Манильском заливе , в Культурном центре Филиппинского комплекса . [38] [39]
Балангаи по имени Дивата нг Лахи , Масава Хонг Бутуан и Сама Тави-Тави , [40] ориентировались без использования современных инструментов, а только с помощью навыков и традиционных методов филиппинского народа сама. Они проделали путь от Манильского залива до южной оконечности Сулу , останавливаясь по пути во многих филиппинских городах для продвижения проекта. Путешествие по стране составило 2108 морских миль или 3908 километров. [38] [41]
На втором этапе путешествия (2010–2011 гг.) лодки-балангаи прошли вокруг Юго-Восточной Азии – Брунея, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Камбоджи, Таиланда и до территориальных вод Вьетнама, а затем направились обратно на Филиппины. [38] [41]
Навигация по балангаю осуществлялась по старому методу, используемому древними мореплавателями: управление по Солнцу, звездам, ветру, облачным образованиям, волновым узорам и миграции птиц. Вальдес и его команда полагались на естественные навигационные инстинкты Баджао . Помимо Баджао, Иватан также является экспертом в использовании лодки. [38] [41] [42] Организаторы заявляют, что путешествие «целью вернуть нас к величию наших предков и к тому, как колониализм отнял их у нас и создал сегодняшних филиппинцев». [43] [44]
В 2019 году команда Balangay Voyage объявила, что еще два барангая ( «Лахи нг Махарлика» и «Султан син Сулу» ) отправятся 14 декабря 2019 года из Палавана в Бутуан, а затем в Мактан в ознаменование 500-летия битвы при Мактане . Эти две лодки будут временно переименованы в Raya Kolambu и Raya Siyagu. [45]
Деревенский музей
[ редактировать ]В музее Балангая, также известном как «Музей храма Балангая», хранятся балангаи, раскопанные в 320 году нашей эры. [46] Он расположен в Ситио Амбангане, Барангай Либертад, Бутуан . Здесь также представлены культурные материалы, такие как останки людей и животных, охотничьи товары, ювелирные изделия, гробы, горшки и другие предметы, связанные с лодкой. [47] Храм был построен в 1979 году после того, как Феликс А. Луна, житель этого района, пожертвовал землю.
Фестиваль Балангхай
[ редактировать ]В Бутуане, Агусан-дель-Норте , ежегодный фестиваль Балангхай отмечает заселение Бутуана с помощью кораблей балангая. [48]
См. также
[ редактировать ]- Потому что
- Бангка (лодка)
- Падать
- Гарай (корабль)
- Гилало
- из Каракаса
- Текущий (корабль)
- красивый (корабль)
- Парау
- Выиграл
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Лачина, Лигая (2014). Новый взгляд на лодки Бутуан: доколониальные филиппинские плавсредства . Национальный музей Филиппин.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лачина, Лигая (2016). «Лодки доколониальных Филиппин: лодки Бутуан» . Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах : 948–954. дои : 10.1007/978-94-007-7747-7_10279 .
- ^ Jump up to: а б «Балангай объявлен Национальной лодкой PH» . Манильский бюллетень . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года.
- ^ Jump up to: а б «Археологические памятники Бутуана» . ЮНЕСКО . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ «ФЕСТИВАЛЬ БАЛАНГАИ - В память о прибытии первых поселенцев с Борнео и Целебеса» . Архивировано из оригинала 7 марта 2009 года . Проверено 25 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уильям Генри Скотт (1994). Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN 9789715501354 .
- ^ Зайде, Соня М. (1999). Филиппины: уникальная нация . Общенациональное издательство. стр. 62, 420. ISBN. 971-642-071-4 . цитируя Плейсенс, монах Иоанн (1589 г.). Обычаи тагалогов Нагкарлин, Лагуна.
- ^ Юнкер, Лаура Ли (2000). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств . Издательство Университета Атенео де Манилы. стр. 74, 130. ISBN. 971-550-347-0 .
- ^ Малла, Жан (1983). Филиппины: история, география, обычаи, сельское хозяйство, промышленность и торговля испанских колоний в Океании . Национальный исторический институт. стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с Монтеро-и-Видаль, Хосе (1894). Общая история Филиппин от открытия этих островов до наших дней . Том 2. Оценка. о вдове и детях Телло. стр. 395, 408, 505, 506, 620.
- ^ Официальный путеводитель по Восточной Азии . Том 5. Тецудосё (Министерство путей сообщения).
- ^ Jump up to: а б с де Ментрида, Алонсо (1637). Словарь языков бисайя, хилигайна и харайя островов Панай и Сугбу, а также других островов (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кларк, Пол; Грин, Джереми; Восмер, Том; Сантьяго, Рэй (май 1993 г.). «Лодка Бутуан-2, известная как балангай, в Национальном музее, Манила, Филиппины». Международный журнал морской археологии . 22 (2): 143–159. дои : 10.1111/j.1095-9270.1993.tb00403.x .
- ^ Хэддон, AC (январь 1920 г.). «Аутригеры индонезийских каноэ» (PDF) . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 50 : 69–134. дои : 10.2307/2843375 . JSTOR 2843375 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Скотт, Уильям Генри (1982). «Судостроение и мореплавание в классическом филиппинском обществе» (PDF) . Филиппинские исследования . 30 (3): 335–376. JSTOR 42632616 .
- ^ Стед, Мартин Родерик (2018). Определение конструктивных характеристик лодок коренных народов Филиппин: влияние технических изменений до и после колонизации (PDF) (MPhil). Университет Саутгемптона.
- ^ Исорена, Эфрен Б. (2004). «Висайские разбойники побережья Китая, 1174-1190 гг. н. э.» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 32 (2): 73–95.
- ^ Соуза, Джордж Брайан; Терли, Джеффри С., ред. (2016). Боксерский кодекс: транскрипция и перевод иллюстрированной испанской рукописи конца шестнадцатого века, посвященной географии, этнографии и истории Тихого океана, Юго-Восточной Азии и Восточной Азии . Перевод Терли, Джеффри С. Лейдена: Brill. стр. 346–347. ISBN 978-90-04-30154-2 .
- ^ Jump up to: а б Уоррен, Джеймс Фрэнсис (2002). Иранун и Балангинги: глобализация, морские набеги и рождение этничности . НУС Пресс. п. 109. ИСБН 9789971692421 .
- ^ Jump up to: а б Маллари, Франциско (1986). «Мусульманские набеги на Биколь, 1580-1792 гг.» . Филиппинские исследования . 34 (3): 257–286. JSTOR 42632949 .
- ^ Jump up to: а б Дери, Луис К. (1989). «Эпоха криса: набеги моро на Сорсогон и Кабиколан и их влияние на историю Филиппин, 1571–1896 годы» (PDF) . Труды Национальной академии наук . 11 : 145–166.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стед, Родерик; Дизон, Э. (2011). Возвращение к национальному культурному достоянию – переоценка открытий лодок «Балангай» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с Хонтиверос, Г. 2004 Бутуан тысячи лет.
- ^ Хонтиверос, Г. 2014. Балангай: повторный запуск древнего открытия.
- ^ «Бутуан: Первое Королевство». Городской историко-культурный фонд Бутуана, 1990 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Лачина, Лигая (2022). «От места к музею: археологически раскопанные останки лодки Бутуан, выставленные в Национальном музее Филиппин<Специальная тема: Культурные исследования материалов лодок и рыболовных инструментов на основе музейных коллекций и полевых исследований>». Вестник Национального музея этнологии . 47 (1): 63–85. дои : 10.15021/00009963 .
- ^ Димакали, Тимоти Джеймс М. (9 августа 2013 г.). «В Бутуане раскопали огромную плавучую базу » Новости GMA онлайн Получено 31 . августа
- ^ «Копия «Балангая» отправляется в эпическое путешествие» . Корпорация АБС-ЦБН ; Агентство Франс-Пресс . 27 сентября 2009 года . Проверено 1 октября 2009 г.
- ^ Преврати меня в вождя: сопротивление и настойчивость на возвышенном острове Панай, Филиппины, Д. Гоуи, Университет штата Аризона
- ^ «Этнографическое чтение Силунгана Балтапы: наследственная традиция и ценности суфийского ислама Сама Баджау» . 21 октября 2013 г.
- ^ «10 лучших легендарных и проклятых мифических предметов в филиппинских преданиях • ПРОЕКТ АСУАНГ» . 9 мая 2018 г.
- ^ «Мария Какао | Мнение исследователя» . 15 апреля 2016 г.
- ^ «Агусан Солон заново подает законопроект о наследии; стремится объявить Балангай «национальной лодкой» » . 14 августа 2014. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ «Законодательный комитет Палаты представителей объявляет Балангай национальной лодкой» . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ «Отчет комитета 978» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 февраля 2016 г. Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «Арт Вальдес восстанавливает древний Балангай и отправляет его в плавание» . Фердзивью . 5 июня 2009 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ Балангай: морское сообщение и миграция
- ^ Jump up to: а б с д Евангелиста, Кэтрин (25 сентября 2009 г.). «Плавание вокруг РП на древнем балангае » . Филиппинский ежедневный опросник . Архивировано из оригинала 4 ноября 2009 года . Проверено 1 октября 2009 г.
- ^ «Приготовьтесь к эпическому путешествию Балангая» . Деловое зеркало. 14 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2009 года . Проверено 1 октября 2009 г.
- ^ «DIWATA NG LAHI» наконец прибыл в Бутуан». Правительство города Бутуан. www.butuan.gov.ph. и Интернет. 13 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Энн Корвера (7 июня 2009 г.). «Путешествие Балангая: от горы к морям» . Филиппинская звезда.
- ^ Сармьенто, Хуан В. младший (27 сентября 2009 г.). «Строительство Балангая» . Филиппинский ежедневный опросник . Архивировано из оригинала 2 июля 2009 года . Проверено 1 октября 2009 г.
- ^ «Чего надеется достичь путешествие» .
- ^ «Реплика Балангая затоплена наводнением в Кавите» . корпорации ABS-CBN Новости . 9 сентября 2009 года . Проверено 1 октября 2009 г.
- ^ «Точные копии древних лодок Балангая из Бутуана отплывают, чтобы начать 500-дневный обратный отсчет до празднования пятисотлетия Мактана » Хорошие новости Филиппины 8 ноября , Получено 13 ноября ,
- ^ «РАЙСКИЙ ОСТРОВ БАРАНГАЙ ЛИБЕРТАД» . Бутуан: ЛАГсик Н.А. Город . 2016.
- ^ Маранга, Марк (16 июня 2011 г.). «Музей Балангая» . Путеводитель по Филиппинам .
- ^ «Фестиваль Балангхай в городе Бутуан » Манильский бюллетень . Получено 10 , января
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Квинтос, Пол. "Деревня." 101 филиппинская икона. Манила: Adarna House, Inc. и Бенч, 2007.
- Казаль, Габриэль С. и др. «Гениальная филиппинская лодка». Касайсаян Том II: Самые ранние филиппинцы. Филиппины: Asia Publishing Company Limited, 1998.
- археология . (по состоянию на 10 августа 2007 г.).
- Генеральное консульство Филиппин – Ванкувер, Британская Колумбия, Канада . (по состоянию на 10 августа 2007 г.).
- Коренная филиппинская лодка [ мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальные культурные сокровища Филиппин
- История Филиппин (900–1565 гг.)
- История Агусан-дель-Норте
- Предварительный список всемирного наследия для Филиппин
- Каноэ с выносными опорами
- Типы торговых парусных судов
- Корабли коренных народов Филиппин
- Австронезийская культура
- Высокие корабли
- Пиратские корабли