Jump to content

глава

Балатик , который по существу представляет собой экспедиции Дао на Палаван , реконструкция большого парусного параплана типичный висайский балангай с большими двойными выносными опорами . Это багр , который является европейским.
Балангай Султан син Сулу в Маймбунге, Сулу . Эти копии предназначены для воссоздания лодок Бутуана, но они неточны, поскольку у них нет выносных опор или австронезийского вооружения .

Балангай построенной путем соединения досок от края до , или барангай , — это тип лодки с привязными проушинами, края с помощью штифтов, дюбелей и волоконных найтовов. Они встречаются по всей территории Филиппин и вплоть до колониальной эпохи использовались в основном в качестве торговых судов. Самыми старыми известными балангаями являются одиннадцать лодок Бутуана , которые были индивидуально датированы радиоуглеродом с 689 по 988 год нашей эры и были обнаружены в нескольких местах в Бутуане , Агусан-дель-Норте . [1] [2] [3] Лодки Бутуана представляют собой крупнейшее скопление остатков лодок с прикрепленными проушинами австронезийских традиций судостроения . Они встречаются в сочетании с большим количеством торговых товаров из Восточной Азии, Юго-Восточной Азии и даже Персии, что указывает на то, что они торговали вплоть до Ближнего Востока . [4]

Балангай были первыми деревянными плавсредствами, раскопанными в Юго-Восточной Азии . Балангай ежегодно отмечается на фестивале Балангхай в Бутуане. [5]

Висайское бироко , балото и тилимбао (верхняя половина иллюстрации), а также более крупный военный корабль джоанган , изображение взято из иллюстрации в Historia de las Islas e Indios de Bisayas (1668 г.)

Балангай был одним из первых местных слов, которые европейцы выучили на Филиппинах . Венецианский лодки летописец Антонио Пигафетта , который был вместе с Фернаном Магелланом, когда ступил на Филиппины в 1521 году, назвал туземные балангаи или балангхай . Это слово встречается как балангай или барангай с тем же значением на всех основных языках Филиппин . Ранние колониальные испанские словари ясно дают понять, что балангай и барангай первоначально произносились как «ба-ла-нгай» и «ба-ра-нгай», но из-за многовекового испанского влияния современный барангай произносится как «ба-ранг-гей». на современном филиппинском языке ( / b ɑːr ɑː ŋ ˈ ɡ / вместо доколониального / b ɑːr ɑː ŋ ˈ / ). Альтернативное написание Пигафетты с буквой H, balanghai , позже породило исторически неверный неологизм balanghay в 1970-х годах (с новым, немного другим произношением, которого Пигафетта не планировал). [6]

Этот термин также использовался тагалогами для обозначения мельчайших отдельных политических единиц, который стал термином, используемым для обозначения местных деревень в испанский колониальный период. [6] [7] [8] Название лодки в испанских и американских записях обычно переводилось как барангаяны (множественное число: барангаяны ), чтобы отличить их от политической единицы. [9] [10] [11]

Среди народа ибанаг Северного Лусона балангай был известен как барангай , термин иногда распространялся и на экипаж. Крупные сосуды назывались бирай или бивонг . [6]

На Висайских островах и Минданао существует несколько названий лодок типа балангай, в том числе балото (не путать с балуту ), барото , бирай , лапид , тилимбао (или тинимбао ). [6] [12] Грузовые версии балангая с высокими бортами и без выносных опор (что требовало использования длинных весел вместо лопастей) также были известны как бидок , бирок или бироко (также пишется бироко ). на Висайских островах [6] [13] [12] Каракоа , большой висайский военный корабль, также был разновидностью балангая. [14]

Ибанаг Балангай ( Барангаянес ) из реки Кагаян на Северном Лусоне (около 1917 г.)
Иллюстрация торговец бироко с парусами танджа вооруженный Рафаэля Монлеона: (1890 г.)

«Балангай» — это общий термин, поэтому он применяется к нескольким различным типам традиционных лодок различных этнических групп на Филиппинах . В обычном использовании это относится в первую очередь к балангаям островов Висайи и Минданао , которые в основном представляли собой межостровные торговые суда, грузовые транспорты и военные корабли. Большие балангаи (особенно военные корабли), в том числе лодки «Бутуан», обычно оборудуются большими двойными опорами, которые поддерживают гребные и боевые платформы, и в этом случае их можно в общем называть парау или тилимбао (также тинимбао , от тимбао , « выносная опора »). "). [6] [15] [16] [12] Военные корабли Балангая, наряду с более крупными каракоа , регулярно использовались для набегов ( мангаяу ) висайскими воинами. Считается, что это могли быть налетчики « Пи-шо-е », которые регулярно нападали на китайские поселения на побережье провинции Фуцзянь в 12 веке нашей эры. [17]

«У них ( визайцев ) есть много видов кораблей самых разных конструкций и названий для ведения войн и путешествий. Большинство из тех, которые они используют для войн и набегов, маленькие; их называют барангай . А если они немного больше , они называются бирай . Последние очень длинные и узкие, на меньших сидячих мест 50, а на больших 100, и все они должны грести, кроме начальника, находящегося на борту корабля. Весла [sic] этих кораблей немного больше. длиной более вара ; их древки очень хорошо сделаны. Весла для гребли не прикреплены к лодке; вместо этого сидящие гребцы плавно плавают обеими руками. стороны, при условии, что будет достаточно людей, чтобы их заполнить. И эти банки помещены в противовесы ( аутригеры ), которые сделаны из очень большого растения бамбука, встречающегося на всех филиппинских островах Запада. Эти противовесы ставятся с внешних сторон. судна, где удобно сидят гребцы. Эти суда путешествуют очень безопасно с этими противовесами, потому что они не могут опрокинуться, а противовесы также позволяют им путешествовать в сильном море, потому что корабль приподнят над уровнем воды, поэтому волны разбиваются о противовесы, а не о лодки. У них круглые паруса, как у нас».

«У них есть и другие корабли, которые они называют бирокос , они намного крупнее тех, что упоминались ранее, некоторые способны перевозить 500 или 600 фанег пшеницы. Они также весловые, но они очень длинные и пришвартованы к кораблю, как наш, и Они имеют другую конструкцию. Это самые большие из их лодок; остальные маленькие, называются по-разному и имеют различную конструкцию, и их нет необходимости описывать здесь, поскольку они не важны».

- Аноним, Боксерский кодекс (около 1590 г.) [18]

В тагальских регионах балангай или барангай выполняет те же функции, что и на южных островах, но отличается тем, что изготавливается методом сшивки досок , а не с помощью дюбелей. [15]

В провинции Кагаян на Северном Лусоне балангаи народа ибанаг преимущественно использовались в системе реки Кагаян , но также иногда использовались в качестве прибрежных торговых судов, доходя до региона Илокос . В основном они использовались как грузовые и рыболовные суда и отличались от других балангаев гораздо меньшими размерами и меньшей осадкой. [6]

Тонкий флот

[ редактировать ]
Лодки Балангая, вид с воздуха

В течение 18-19 веков балангаи также часто использовались в качестве военных кораблей для защиты прибрежных деревень от моро и голландских налетчиков во время войн моро в сочетании со сторожевыми башнями ( кастильо , балуарте или бантай ) и другими укреплениями. Рейдеры регулярно нападали на прибрежные поселения в районах, контролируемых Испанией, и увозили жителей для продажи в рабство на рынках вплоть до Батавии и султаната Гова . Защитные флоты балангая и винты (известные как Марина Сутил , «Легкий флот» или «Военно-морской флот») были впервые организованы под руководством генерал-губернатора Хосе Баско-и-Варгаса в 1778 году. Они были легко вооружены, но быстры, что делало их идеальными для реагирования. быстро сообщать о наблюдениях и атаках рейдеров. [10] [19] [20] [21]

лидеров этих эскадрилий обороны дон Педро Эстеван, глава Табако Среди известных , Албай ; и Хулиан Бермехо, монах -августинец , который командовал десятью балангаями и установил систему сигнализации, используя линию небольших ретрансляционных фортов на юге Себу . Они были ответственны за несколько крупных морских побед против рейдеров моро в конце 18 - начале 19 веков. Наиболее значимой стала битва при заливе Табогон (современный Табгон, Карамоан ) в 1818 году, где объединенный флот Эстевана и дона Хосе Бланко разгромил около сорока военных кораблей моро под предводительством принца Нуне, сына султана с Минданао. Нуне удалось сбежать, но сотни налетчиков моро погибли в перестрелке, а еще около тысячи оказались в затруднительном положении и были выслежены в горах Карамоана. Победа 1818 года привела к более активному использованию оборонительного флота и сокращению набегов моро до лишь спорадических нападений на изолированных рыбаков или небольшие деревни до их окончательного подавления в 1896 году. [10] [19] [20] [21]

Строительство

[ редактировать ]

Балангай представляли собой дощатые лодки с привязными проушинами , собранные путем соединения вырезанных досок по краям. Носовая и кормовая стойки также были составлены из одиночных резных кусков дерева V-образной формы («крылатых»). Пояса взятой были сделаны из сердцевины, из участка между более мягкой заболонью и сердцевиной деревьев. Предпочтительные виды деревьев включают , среди прочего, дунгон ( Heritieralittoralis ), лаваан ( Shorea spp.), тугасы ( Vitex parviflora ) и барайонг ( Afzelia rhomboidea ). Деревья традиционно рубили в лунную ночь в соответствии с местными народными поверьями. Из одного дерева обычно получаются две изогнутые доски. Традиционно доскам и другим частям корабля придавали форму прямыми ( далаг ) или изогнутыми ( бинтонг ) теслами , забитыми молотком, называемым паканг . Мастера -корабела называют пандаем (как и других мастеров филиппинских культур). [15] [13] [22]

Обобщенная схема (поперечное сечение) обшивки с проушинами на второй лодке Бутуан (Clark et al. , 1993) [13]

Киль балангая строится первым. Как и у большинства австронезийских кораблей (и в отличие от западных кораблей), киль представляет собой, по сути, долбленое каноэ ( бангка ), сделанное из цельного бревна. Киль также известен как барото , от которого произошло одно из альтернативных названий балангая на Висайских островах. Лодки-балангаи Бутуана отличаются от более поздних конструкций балангаев тем, что у них нет настоящего киля. Вместо этого они имеют центральную планку с тремя параллельными рядами тонких проушин, которые служат дополнительными точками крепления найтовов. [15] [13] [22]

Внешняя оболочка корпуса сначала строится путем установки реек на каждой стороне киля от края до края (всего шесть или более). Придание этим полосам соответствующей кривизны ( лубаг ) требует квалифицированного пандая . Они фиксируются деревянными дюбелями или штифтами ( гвоздями ) длиной около 19 см (7,5 дюйма), вставленными в отверстия, просверленные по краям планок. Некоторые секции могут потребовать использования двух или более досок для каждой полосы. Они крепятся встык с помощью крючковых косынок . После того как корпус собран, его оставляют на месяц или два. [15] [13] [22]

После того как древесина выдержана, корпус еще раз разбирают и проверяют. Затем он снова собирается на этапе, известном как суги («сопоставление»). Это включает в себя сборку ремней обратно. После установки пространство между планками протыкается с помощью приспособления, напоминающего ложку, называемого локоб . Это создает пространство одинаковой толщины между двумя полосами. Затем пространство заполняется тонкими пальмовыми волокнами, называемыми барук или барок , и заполняется пастой на основе смолы. Дюбели также дополнительно закрепляются путем просверливания в них отверстий через планки с помощью нанесенных заранее меток. контрколышки, называемые памута . Затем в эти отверстия забиваются [15] [13] [22]

Строительная площадка для лодок Балангай, город Бутуан, 2024 год

Второй этап известен как ос-ос или ус-нас , который включает очень плотное привязывание досок к деревянным ребрам ( агару ) волокнистыми или ротанговыми веревками. Веревки привязываются к отверстиям, просверленным по диагонали в проушинах ( тамбуко ), представляющих собой прямоугольные или закругленные выступы на внутренней поверхности досок. Тамбуко встречаются на четных расстояниях , соответствующих шести группам отверстий для дюбелей. Затем в пространство между ребрами и досками вбиваются клинья, которые затягивают найтовы еще сильнее по мере увеличения расстояния между ними. Затем по корпусу размещаются борта, которые также привязываются к соответствующим тамбуко с каждого борта и закрываются съемным настилом. После завершения строительства корпус обычно имеет длину около 15 м (49 футов) и ширину 4 м (13 футов). [15] [13] [22] [23]

Мачты и выносные опоры ( катиг или катэ ) лодок-балангаев не сохранились, из-за чего в современных реконструкциях последние, как правило, отсутствуют. Однако, как и в случае с более поздними конструкциями балангаев, описанными испанскими исследователями, считается, что они обладают большими выносными опорами, которые необходимы для того, чтобы нести паруса без опрокидывания. Аутригеры значительно увеличили устойчивость и мощность паруса без значительного увеличения веса. Аутригеры в больших военных балангаях также поддерживали гребные и боевые платформы, известные как дарамба и бурулан соответственно. [15] [13] [22] [23]

Подобные традиционные методы судостроения до сих пор сохраняются мастерами лодок Сама-Баджау на острове Сибуту в Тави-Тави . [23]

Бутуан лодки

[ редактировать ]
Доски одной из лодок Бутуана в Национальном музее Бутуана с выступающими выступами и отверстиями по краям, куда вставлялись дюбели.

Лодки-балангаи Бутуана были первыми деревянными плавсредствами, раскопанными в Юго-Восточной Азии . [24] [6] Они были обнаружены в конце 1970-х годов в Бутуане , Агусан-дель-Норте . В общей сложности девять деревянных лодок были случайно найдены местными жителями в поисках россыпного золота на суше недалеко от реки Масао. [13] Это место находилось в Ситио-Амбангане, Баррио-Либертад, в русле старой высохшей реки, возможно, бывшего притока реки Масао. [25] С тех пор количество лодок, обнаруженных на этом месте, увеличилось как минимум до одиннадцати. Каждая лодка названа в зависимости от порядка их обнаружения, а не от времени раскопок. [2]

Семь из одиннадцати балангаев обнаруженных ( лодки Бутуан 1, 2, 3, 4, 5, 7 и 9 ) были раскопаны или раскопаны Национальным музеем. Только три из них ( Лодки Бутуан 1, 2 и 5 ) были полностью восстановлены и выставлены напоказ. [26] Древесина, используемая для лодок, происходит из различных пород деревьев, которые произрастают на Филиппинах и в соседних регионах Юго-Восточной Азии. Первоначально они были датированы радиоуглеродом в 1970-х и 1980-х годах, но результаты (в диапазоне от 4-го века до 13-го века нашей эры) были слишком разрозненными для одного места. Более современные методы, использующие с помощью масс-спектрометрии на ускорителе, датировку по углероду-14 дали более надежные результаты в период с 7 по 10 века нашей эры. [2] [13] [1] [26]

  • Лодка Бутуан 1 - раскопки 1976 года. Первоначально ее длина составляла около 10,2 м (33 фута), и она была датирована 777–988 годами нашей эры. Древесина, использованная при его строительстве, идентифицируется как Petersianthus Quadrialatus (toog) и Vatica sp. (нариг) и Shorea sp. (лаваан). [2] [1] В настоящее время он выставлен в Национальном музее Филиппин (бывший «Храм Балангай») в городе Бутуан . [26]
  • Лодка Бутуан 2 - раскопки 1977 года. Первоначально ее длина составляла около 11,3 м (37 футов). Это самая старая из найденных лодок, датированная 689–940 годами нашей эры. Древесина, использованная при его строительстве, идентифицируется как Pterocarpus indicus (narra) и Hopea sp. (манггачапуи). [2] [1] В настоящее время он хранится в Национальном музее антропологии в Маниле , хотя раньше выставлялся на обозрение. [26]
  • Лодка Бутуан 3 — раскопки 1977 года. Найдена недалеко от Лодки Бутуан 2 . С корабля удалось извлечь только три доски, и раскопки были прекращены без объяснения причин. [26]
  • Лодка Бутуан 4 — раскопки начались в 2012 году, раскопки продолжаются в настоящее время. Первоначальная длина неизвестна, поскольку примерно половина сосуда осталась нераскопанной. Он перекрывает лодку Бутуан 9 на месте раскопок. Он был датирован примерно 775-973 годами нашей эры. Древесина, использованная при его строительстве, обозначена как Vatica sp. (нариг) и Pometia pinnata (малугай). [2]
  • Лодка Бутуан 5 - раскопки 1985-1986 гг. Первоначально его длина составляла около 11,5 м (38 футов). Он был датирован примерно 776-971 годами нашей эры. Древесина, использованная при его строительстве, идентифицируется как Pistacia chinensis (сангило), Vitex parviflora (мулавин), Dimocarpus sp. (алупаг) и Pterocarpus indicus (нарра). Четверть руля была изготовлена ​​из Eusideroxylon zwageri (тамбулийского). [2] [1] [26] В настоящее время он частично выставлен в Национальном музее в Бутуане вместе с лодкой Бутуан 1 . Большая часть его частей находится на хранении. При консервации лодки Бутуан № 5 были допущены ошибки , которые привели к деформации некоторых деревянных частей. [26]
  • Лодка Бутуан 7 - раскопки 1988-1989 гг. О его раскопках было зафиксировано очень мало информации, за исключением наблюдений о том, что он находился в очень плохом состоянии и поэтому не был восстановлен. [26]
  • Лодка Бутуан 9 - раскопки начались в 2012 году, раскопки продолжаются в настоящее время. Это самый большой из обнаруженных балангаев , и его иногда называют «лодкой-маткой», его длина примерно в два раза превышает длину других лодок. Он перекрывает лодку Бутуан 4 на месте раскопок. Он был датирован примерно 773-968 годами нашей эры. Древесина, использованная при его строительстве, пока неизвестна. [2] [27] [1]

Раскопки лодок Бутуана столкнулись с серьезными проблемами. Первоначально это место было обнаружено охотниками за сокровищами , но первые раскопки этого места в 1970-х и 1980-х годах страдали от плохой письменной и фотографической документации и мер по сохранению. Раскопки на лодках Бутуан 5 и 9 были приостановлены из-за их плохого состояния, что требует дальнейшего изучения того, как восстановить их без повреждений. [26] По состоянию на 2022 год остальные корабли, которые еще предстоит раскопать, останутся в своем первоначальном затопленном состоянии, что, как доказано, является лучшим способом сохранить указанные артефакты. [26] [28]

Лодки Бутуана представляют собой крупнейшее скопление лодок с прикрепленными проушинами остатков австронезийских традиций судостроения . Подобные кораблекрушения, найденные в других местах Юго-Восточной Азии, включают Понтийскую лодку ( ок. 260–430 гг. н.э. ) в Малайзии . Лодки Бутуана были обнаружены вместе с большим количеством торговых товаров из Китая , Камбоджи , Таиланда ( Харипунджайя и Сатингпра ), Вьетнама и даже Персии , что указывает на то, что они торговали вплоть до Ближнего Востока . [4]

Декларации

[ редактировать ]
Балангаи входят в число многих сосудов, присутствующих в филиппинской мифологии . Среди самых известных сосудов в мифологии — крепкий Хулиндай Матан-айона, [29] Быстрый корабль Силунгана Балтапы, [30] Летающий Саримбар Агью, [31] и Cacao маркетинговый корабль- психопомп . [32]

Национальные культурные сокровища

[ редактировать ]

Балангаи Бутуана были объявлены президентом Корасоном Акино национальным культурным достоянием Президентской декларацией № 86 от 9 марта 1987 года, а окрестности раскопок - археологическими заповедниками. [33]

Национальная лодка

[ редактировать ]

В ноябре 2015 года комитет Палаты представителей по пересмотру законов объявил «Балангай» национальной лодкой Филиппин. Балангай был выбран для того, чтобы «будущие поколения филиппинцев признали неоценимый вклад своих предков в формирование морских традиций страны и в передачу ценностей солидарности, гармонии, решимости, мужества и отваги». [3] [34]

Законопроект Палаты представителей 6366 предлагает сделать Balangay национальной лодкой Филиппин. [35]

Балангайское путешествие

[ редактировать ]

В 2009 году компания Kaya ng Pinoy Inc., покорившая Эверест в 2006 году, объявила о планах реконструировать лодку балангай с помощью Сама-Баджау (Сама Дилайя) и других членов племени, которые сохранили с привязными проушинами. методы строительства лодок которые в основном затерялись на других островах. Путешествие балангая прослеживало маршруты филиппинских предков во время волн австронезийских поселений через морскую Юго-Восточную Азию и Тихий океан. [36] [37] Особая древесина для строительства поступала из традиционного источника на юге Филиппин, в частности из Тави-Тави . Команда определила мастеров-строителей лодок Сама-Баяу, чьи предшественники действительно строили такие лодки и использовали при строительстве традиционные инструменты. Балангай был построен в Манильском заливе , в Культурном центре Филиппинского комплекса . [38] [39]

Балангаи по имени Дивата нг Лахи , Масава Хонг Бутуан и Сама Тави-Тави , [40] ориентировались без использования современных инструментов, а только с помощью навыков и традиционных методов филиппинского народа сама. Они проделали путь от Манильского залива до южной оконечности Сулу , останавливаясь по пути во многих филиппинских городах для продвижения проекта. Путешествие по стране составило 2108 морских миль или 3908 километров. [38] [41]

На втором этапе путешествия (2010–2011 гг.) лодки-балангаи прошли вокруг Юго-Восточной Азии – Брунея, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Камбоджи, Таиланда и до территориальных вод Вьетнама, а затем направились обратно на Филиппины. [38] [41]

Лодка Балангай с багровыми установками в Манильском заливе на закате

Навигация по балангаю осуществлялась по старому методу, используемому древними мореплавателями: управление по Солнцу, звездам, ветру, облачным образованиям, волновым узорам и миграции птиц. Вальдес и его команда полагались на естественные навигационные инстинкты Баджао . Помимо Баджао, Иватан также является экспертом в использовании лодки. [38] [41] [42] Организаторы заявляют, что путешествие «целью вернуть нас к величию наших предков и к тому, как колониализм отнял их у нас и создал сегодняшних филиппинцев». [43] [44]

В 2019 году команда Balangay Voyage объявила, что еще два барангая ( «Лахи нг Махарлика» и «Султан син Сулу» ) отправятся 14 декабря 2019 года из Палавана в Бутуан, а затем в Мактан в ознаменование 500-летия битвы при Мактане . Эти две лодки будут временно переименованы в Raya Kolambu и Raya Siyagu. [45]

Деревенский музей

[ редактировать ]

В музее Балангая, также известном как «Музей храма Балангая», хранятся балангаи, раскопанные в 320 году нашей эры. [46] Он расположен в Ситио Амбангане, Барангай Либертад, Бутуан . Здесь также представлены культурные материалы, такие как останки людей и животных, охотничьи товары, ювелирные изделия, гробы, горшки и другие предметы, связанные с лодкой. [47] Храм был построен в 1979 году после того, как Феликс А. Луна, житель этого района, пожертвовал землю.

Фестиваль Балангхай

[ редактировать ]

В Бутуане, Агусан-дель-Норте , ежегодный фестиваль Балангхай отмечает заселение Бутуана с помощью кораблей балангая. [48]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Лачина, Лигая (2014). Новый взгляд на лодки Бутуан: доколониальные филиппинские плавсредства . Национальный музей Филиппин.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лачина, Лигая (2016). «Лодки доколониальных Филиппин: лодки Бутуан» . Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах : 948–954. дои : 10.1007/978-94-007-7747-7_10279 .
  3. ^ Jump up to: а б «Балангай объявлен Национальной лодкой PH» . Манильский бюллетень . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года.
  4. ^ Jump up to: а б «Археологические памятники Бутуана» . ЮНЕСКО . Проверено 16 июня 2024 г.
  5. ^ «ФЕСТИВАЛЬ БАЛАНГАИ - В память о прибытии первых поселенцев с Борнео и Целебеса» . Архивировано из оригинала 7 марта 2009 года . Проверено 25 сентября 2009 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уильям Генри Скотт (1994). Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN  9789715501354 .
  7. ^ Зайде, Соня М. (1999). Филиппины: уникальная нация . Общенациональное издательство. стр. 62, 420. ISBN.  971-642-071-4 . цитируя Плейсенс, монах Иоанн (1589 г.). Обычаи тагалогов Нагкарлин, Лагуна.
  8. ^ Юнкер, Лаура Ли (2000). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств . Издательство Университета Атенео де Манилы. стр. 74, 130. ISBN.  971-550-347-0 .
  9. ^ Малла, Жан (1983). Филиппины: история, география, обычаи, сельское хозяйство, промышленность и торговля испанских колоний в Океании . Национальный исторический институт. стр. 45–46.
  10. ^ Jump up to: а б с Монтеро-и-Видаль, Хосе (1894). Общая история Филиппин от открытия этих островов до наших дней . Том 2. Оценка. о вдове и детях Телло. стр. 395, 408, 505, 506, 620.
  11. ^ Официальный путеводитель по Восточной Азии . Том 5. Тецудосё (Министерство путей сообщения).
  12. ^ Jump up to: а б с де Ментрида, Алонсо (1637). Словарь языков бисайя, хилигайна и харайя островов Панай и Сугбу, а также других островов (PDF) .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кларк, Пол; Грин, Джереми; Восмер, Том; Сантьяго, Рэй (май 1993 г.). «Лодка Бутуан-2, известная как балангай, в Национальном музее, Манила, Филиппины». Международный журнал морской археологии . 22 (2): 143–159. дои : 10.1111/j.1095-9270.1993.tb00403.x .
  14. ^ Хэддон, AC (январь 1920 г.). «Аутригеры индонезийских каноэ» (PDF) . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 50 : 69–134. дои : 10.2307/2843375 . JSTOR   2843375 .
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Скотт, Уильям Генри (1982). «Судостроение и мореплавание в классическом филиппинском обществе» (PDF) . Филиппинские исследования . 30 (3): 335–376. JSTOR   42632616 .
  16. ^ Стед, Мартин Родерик (2018). Определение конструктивных характеристик лодок коренных народов Филиппин: влияние технических изменений до и после колонизации (PDF) (MPhil). Университет Саутгемптона.
  17. ^ Исорена, Эфрен Б. (2004). «Висайские разбойники побережья Китая, 1174-1190 гг. н. э.» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 32 (2): 73–95.
  18. ^ Соуза, Джордж Брайан; Терли, Джеффри С., ред. (2016). Боксерский кодекс: транскрипция и перевод иллюстрированной испанской рукописи конца шестнадцатого века, посвященной географии, этнографии и истории Тихого океана, Юго-Восточной Азии и Восточной Азии . Перевод Терли, Джеффри С. Лейдена: Brill. стр. 346–347. ISBN  978-90-04-30154-2 .
  19. ^ Jump up to: а б Уоррен, Джеймс Фрэнсис (2002). Иранун и Балангинги: глобализация, морские набеги и рождение этничности . НУС Пресс. п. 109. ИСБН  9789971692421 .
  20. ^ Jump up to: а б Маллари, Франциско (1986). «Мусульманские набеги на Биколь, 1580-1792 гг.» . Филиппинские исследования . 34 (3): 257–286. JSTOR   42632949 .
  21. ^ Jump up to: а б Дери, Луис К. (1989). «Эпоха криса: набеги моро на Сорсогон и Кабиколан и их влияние на историю Филиппин, 1571–1896 годы» (PDF) . Труды Национальной академии наук . 11 : 145–166.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Стед, Родерик; Дизон, Э. (2011). Возвращение к национальному культурному достоянию – переоценка открытий лодок «Балангай» (PDF) .
  23. ^ Jump up to: а б с Хонтиверос, Г. 2004 Бутуан тысячи лет.
  24. ^ Хонтиверос, Г. 2014. Балангай: повторный запуск древнего открытия.
  25. ^ «Бутуан: Первое Королевство». Городской историко-культурный фонд Бутуана, 1990 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Лачина, Лигая (2022). «От места к музею: археологически раскопанные останки лодки Бутуан, выставленные в Национальном музее Филиппин<Специальная тема: Культурные исследования материалов лодок и рыболовных инструментов на основе музейных коллекций и полевых исследований>». Вестник Национального музея этнологии . 47 (1): 63–85. дои : 10.15021/00009963 .
  27. ^ Димакали, Тимоти Джеймс М. (9 августа 2013 г.). «В Бутуане раскопали огромную плавучую базу » Новости GMA онлайн Получено 31 . августа
  28. ^ «Копия «Балангая» отправляется в эпическое путешествие» . Корпорация АБС-ЦБН ; Агентство Франс-Пресс . 27 сентября 2009 года . Проверено 1 октября 2009 г.
  29. ^ Преврати меня в вождя: сопротивление и настойчивость на возвышенном острове Панай, Филиппины, Д. Гоуи, Университет штата Аризона
  30. ^ «Этнографическое чтение Силунгана Балтапы: наследственная традиция и ценности суфийского ислама Сама Баджау» . 21 октября 2013 г.
  31. ^ «10 лучших легендарных и проклятых мифических предметов в филиппинских преданиях • ПРОЕКТ АСУАНГ» . 9 мая 2018 г.
  32. ^ «Мария Какао | Мнение исследователя» . 15 апреля 2016 г.
  33. ^ «Агусан Солон заново подает законопроект о наследии; стремится объявить Балангай «национальной лодкой» » . 14 августа 2014. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
  34. ^ «Законодательный комитет Палаты представителей объявляет Балангай национальной лодкой» . Проверено 1 декабря 2015 г.
  35. ^ «Отчет комитета 978» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 февраля 2016 г. Проверено 4 февраля 2016 г.
  36. ^ «Арт Вальдес восстанавливает древний Балангай и отправляет его в плавание» . Фердзивью . 5 июня 2009 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
  37. ^ Балангай: морское сообщение и миграция
  38. ^ Jump up to: а б с д Евангелиста, Кэтрин (25 сентября 2009 г.). «Плавание вокруг РП на древнем балангае » . Филиппинский ежедневный опросник . Архивировано из оригинала 4 ноября 2009 года . Проверено 1 октября 2009 г.
  39. ^ «Приготовьтесь к эпическому путешествию Балангая» . Деловое зеркало. 14 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2009 года . Проверено 1 октября 2009 г.
  40. ^ «DIWATA NG LAHI» наконец прибыл в Бутуан». Правительство города Бутуан. www.butuan.gov.ph. и Интернет. 13 декабря 2014 г.
  41. ^ Jump up to: а б с Энн Корвера (7 июня 2009 г.). «Путешествие Балангая: от горы к морям» . Филиппинская звезда.
  42. ^ Сармьенто, Хуан В. младший (27 сентября 2009 г.). «Строительство Балангая» . Филиппинский ежедневный опросник . Архивировано из оригинала 2 июля 2009 года . Проверено 1 октября 2009 г.
  43. ^ «Чего надеется достичь путешествие» .
  44. ^ «Реплика Балангая затоплена наводнением в Кавите» . корпорации ABS-CBN Новости . 9 сентября 2009 года . Проверено 1 октября 2009 г.
  45. ^ «Точные копии древних лодок Балангая из Бутуана отплывают, чтобы начать 500-дневный обратный отсчет до празднования пятисотлетия Мактана » Хорошие новости Филиппины 8 ноября , Получено 13 ноября ,
  46. ^ «РАЙСКИЙ ОСТРОВ БАРАНГАЙ ЛИБЕРТАД» . Бутуан: ЛАГсик Н.А. Город . 2016.
  47. ^ Маранга, Марк (16 июня 2011 г.). «Музей Балангая» . Путеводитель по Филиппинам .
  48. ^ «Фестиваль Балангхай в городе Бутуан » Манильский бюллетень . Получено 10 , января

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de4046d49c39961d6197d3a27ae374e7__1718678040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/e7/de4046d49c39961d6197d3a27ae374e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Balangay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)