Ост-Индианец
East Indiaman — общее название любого парусного судна, работавшего по чартеру или лицензии любой из Ост-Индских торговых компаний крупнейших европейских торговых держав 17-19 веков. Этот термин используется для обозначения судов, принадлежащих австрийским , датским , голландским , английским , французским , португальским или шведским компаниям.
Некоторые из жителей Ост-Индии, нанятых Британской Ост-Индской компанией, были известны как «клиперы для чая» . [1]
В Великобритании Ост-Индская компания владела монополией, предоставленной ей английской королевой Елизаветой I в 1600 году на всю английскую торговлю между мысом Доброй Надежды и мысом Горн . Этот грант постепенно ограничивался в конце 18-го и начале 19-го веков, пока монополия не была потеряна в 1834 году. Английские (позже британские) жители Восточной Индии обычно курсировали между Англией, мысом Доброй Надежды и Индией, где их основными пунктами назначения были порты Индии. Бомбей , Мадрас и Калькутта . Индийцы часто продолжали путь в Китай, прежде чем вернуться в Англию через мыс Доброй Надежды и остров Святой Елены . Когда компания потеряла монополию, корабли этого проекта были распроданы. Меньший по размеру и более быстрый корабль, известный как Фрегат Блэкволл, был построен для торговли, поскольку потребность в перевозке тяжелого вооружения снизилась.
Описание парусных судов и торговли
[ редактировать ]Суда жителей Восточной Индии перевозили как пассажиров, так и товары и были вооружены для защиты от пиратов. Первоначально «Ост-Индийцы» создавались для перевозки как можно большего количества груза, а не для скорости плавания. [2] Британская Ост-Индская компания имела монополию на торговлю с Индией и Китаем , поддерживая этот замысел.
East Indiamen были крупнейшими торговыми судами, регулярно строившимися в конце 18 - начале 19 веков, обычно водоизмещением от 1100 до 1400 тонн (б.м.) . Двумя крупнейшими из них были « Граф Мэнсфилд» и «Ласселлес», строившиеся в Дептфорде в 1795 году. Королевский флот приобрел оба, переоборудовал их в 56-пушечные корабли четвертого ранга и переименовал их в «Уэймут» и «Мадрас» соответственно. Их водоизмещение составляло 1426 тонн (бм) при общей длине корпуса примерно 175 футов, киле 144 фута, ширине 43 фута, осадке 17 футов. [ нужна ссылка ]
В Англии королева Елизавета I предоставила исключительное право на торговлю Ост-Индской компании в 1600 году, монополия, которая продлилась до 1834 года. Компания выросла и стала охватывать не только торговлю между Англией и Индией, но корабли, описанные в этой статье, тип, который использовался в 17-начале 19 веков для торговли.
Во время войн с Францией
[ редактировать ]Во время Французской революции и наполеоновских войн их часто рисовали так, чтобы они напоминали военные корабли; нападавший не мог быть уверен, настоящие ли артиллерийские порты или просто нарисованные, а некоторые индийцы имели при себе значительное вооружение. Королевский флот приобрел несколько кораблей Восточной Индии, превратив их в четвертые ранги (например, HMS Weymouth и HMS Madras , описанные выше), создавая путаницу для военных кораблей, ищущих торговые суда в качестве военных призов. В некоторых случаях жители Ост-Индии успешно отбивали атаки французов. Один из самых знаменитых из этих инцидентов произошел в 1804 году, когда флот жителей Ост-Индии и других торговых судов под командованием коммодора Натаниэля Дэнса успешно отбил мародерствующую эскадру под командованием адмирала Линуа в Индийском океане в битве при Пуло-Ауре .
Из-за необходимости нести тяжелую пушку корпус «Ост-Индии», как и большинства военных кораблей того времени, был намного шире по ватерлинии, чем на верхней палубе, так что орудия, расположенные на верхней палубе, располагались ближе к центру. -линия для обеспечения стабильности. Это известно как «кувыркающийся дом» . Корабли обычно имели две полные палубы для размещения внутри корпуса и приподнятую ютовую палубу . Кормовая палуба и палуба под ней освещались галереями с квадратными окнами на корме. Чтобы выдержать вес галерей, обводы корпуса в кормовой части были заполнены. Более поздние корабли, построенные без этой функции, имели тенденцию плавать быстрее. [ когда? ] что поставило жителей Ост-Индии в невыгодное коммерческое положение, когда потребность в тяжелом вооружении отпала.
Суда для торговли между Индией и Китаем
[ редактировать ]По словам историка Фернана Броделя , некоторые из лучших и крупнейших индийских кораблей конца 18-го и начала 19-го веков были построены в Индии с использованием индийских методов судостроения и укомплектованы индейцами, а их корпуса из индийского тика особенно подходят для местных вод. Эти корабли использовались для похода в Китай. До появления пароходов на эти корабли индийской постройки в восточных морях почти исключительно полагались британцы. Для британцев были построены многие сотни построенных в Индии кораблей Indiamen, а также других кораблей, в том числе военных. Среди них особо выделялись «Замок Сурат » (1791 г.), корабль водоизмещением 1000 тонн (бм) с экипажем 150 человек, «Лоджи Фэмили» водоизмещением 800 тонн (бм) и экипажем 125 человек, и «Шампиндер» (1802 г.) водоизмещением 1300 т (бм). ). [3]
Известные корабли
[ редактировать ]Еще одним значительным кораблем Восточной Индии в этот период был 1176-тонный (бм) Warley , который Джон Перри построил на своей верфи Блэкволл в 1788 году и который Королевский флот купил в 1795 году и переименовал в HMS Calcutta . В 1803 году он был использован в качестве транспорта для основания поселения в Порт-Филлипе в Австралии, позже перенесен на место нынешнего Хобарта , Тасмания, сопровождающим кораблем « Океан» . Французские войска захватили Калькутту в 1805 году у островов Силли . Она приземлилась в битве на Баскских дорогах в 1809 году и была сожжена британским абордажным отрядом после того, как ее покинул французский экипаж. [ нужна ссылка ]
1200-тонный « Арнистон » также использовался Королевским флотом в качестве военного транспорта между Англией и Цейлоном . В 1815 году он потерпел крушение возле мыса Игольный , унеся жизни 372 человек из-за навигационной ошибки, вызванной неточным счислением пути и отсутствием морского хронометра, с помощью которого можно было вычислить ее долготу .
Конец эпохи
[ редактировать ]С постепенным ограничением монополии Британской Ост-Индской компании желание строить такие большие вооруженные корабли для коммерческого использования ослабло, и в конце 1830-х годов меньший по размеру и более быстрый корабль, известный как « Блэкволл фрегат». для элитной части Индийского флота был построен и Китай торгует. Считалось, что последним из жителей Ост-Индии была Ява (1813–1939) , которая превратилась в угольную громаду, а затем распалась. [4]
Корабль под названием «Лалла Рук» , участвовавший в инциденте в ноябре 1850 года у Уортинга , Западный Суссекс , в котором погибло много местных жителей после того, как их спасательная лодка перевернулась, был описан как житель Восточной Индии, привозивший сахар и ром из Пернамбуко , Бразилия. [5] [6] [7] [8]
В литературе
[ редактировать ]- Битва при Пуло-Ауре описана в Патрика О'Брайана романе « HMS Surprise» , где французский адмирал Линуа преследует большой флот жителей Восточной Индии. В романе HMS Surprise под командованием капитана Обри организует торговые суда, чтобы победить Линуа и его эскадру. В истории все корабли, разгромившие французскую эскадру, были торговыми.
- Черная жемчужина в сериале «Пираты Карибского моря» основана на образе жителя Ост-Индии.
- В сериале Обри-Мэтюрин жители Восточной Индии участвуют во многих романах, включая второй набор в Амьенском мире, где некоторые моряки заняли позиции в отношении жителей Восточной Индии. В другом романе Обри перехватывает вражеские суда, мешающие торговым судам, заслужив их благодарность.
- Действие романа Стюарта Тёртона 2020 года «Дьявол и темная вода» в основном рассказывает о голландском индейце 1634 года.
- В романе Джейн Остин 1814 года «Мэнсфилд-парк» один из Фанни Прайс братьев играет мичманом на корабле «Индианмен».
Избранные примеры
[ редактировать ]Имя | Национальность | Длина (м) | Тонны нагрузки | Услуга | Судьба | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|---|
Адмирал Гарднер | Британский | 44 | 816 | 1797–1809 | застрявший | Выброшен ветром на берег Гудвин-Сэндс со смертью одного члена экипажа. Место крушения обнаружено в 1985 году, с большим количеством спасенных монет (в основном медных). |
Агамемнон | Британский | 1855 | ||||
Альбемарль | Британский | ? | ? | ?–1708 | застрявший | Выброшено на берег недалеко от Полперро , Корнуолл, с грузом алмазов, кофе, перца, шелка и индиго. Корабль полностью погиб, и лишь немногие грузы были восстановлены, однако говорят, что большая часть его команды выжила. Место крушения пока неизвестно. |
Амстердам | Голландский | 42.5 | 1100 | 1749 | выброшенный на берег | Пропал в первом рейсе. Обломки корабля, все еще видимые во время отлива у Булверхита, Бексхилл-он-Си, считаются наиболее сохранившимися затонувшими кораблями из-за покрытия мелким тонущим песком. Защищено законодательством Великобритании. Посещение может быть опасным из-за тонущего песка. |
Арнистон | Британский | 54 | 1200 | 1794–1815 | разбитый | Ошибка навигации по долготе из-за отсутствия хронометра . [9] Только 6 из 378 находившихся на борту выжили. [10] морской курорт Арнистон, Западный Кейп В честь крушения назван , Южная Африка. |
Атлас | Британский | 50.5 | 1267 | 1813–1830 | распались | Он прибыл в Грейвсенд в конце своего последнего путешествия в августе 1830 года и был продан в мае 1831 года К. Картеру за поломку. Картер заплатила за «Атлас» 4100 фунтов стерлингов — небольшая сумма, причем значительная часть стоимости, несомненно, приходится на ее обстановку. |
Батавия | Голландская Ост-Индская компания | 56.6 | 1200 | 1628–1629 | затонул | Налетел на риф на острове Бикон у Западной Австралии, но большая часть экипажа и пассажиров добралась до соседнего острова. В 1970 году были спасены останки корабля и множество артефактов. |
Бреденхоф | Голландская Ост-Индская компания | 41 | 850 | 1746–1753 | затонул | Основан на рифе в тринадцати милях от побережья Африки 6 июня 1753 года и перевозил 30 сундуков с серебряными и золотыми слитками. Ее груз был обнаружен в 1986 году. |
Боном Ришар | Франция/США | 46 | 998 | 1779 | затонул | Бывшая Французская Ост-Индская компания (как герцог де Дюрас ), подарок революционерам США. Потоплен в бою во время Войны за независимость. |
Кандия | Голландская Ост-Индская компания | 150 футов 0 дюймов (45,72 м) | 1150 тонн | 1788-1796 | Разобран в Батавии в 1796 году. | Изображен голландским художником-мористом Герритом Грёневегеном (1754–1826) недалеко от Роттердама в 1789 году. |
Цейлон | Британский | ? | ? | ? | Захваченный | В плену 3 июля 1810 г. |
Камберленд | Британский | 40.8 | 1350 | ? | Продал | Корабль был продан революционному чилийскому правительству в 1818 году и переименован в Сан-Мартин . 1821 г. затонул в Перу. |
Дэвид Кларк | Британский | 39.7 | 608 | 1816 | Распалась в 1854 году в Батавии. | |
Димер Лейк | Голландский | ? | ? | ? | Затонувший на Банановых островах , Сьерра-Леоне , 1748 год. | Капитан Кристоффель Боорт и некоторые выжившие члены экипажа построили себе форт на Банановых островах, но оказались втянутыми в спор с жителями. Их обвинили в похищении троих детей. [11] |
Доддингтон | Британский | ? | 499 | ?–1755 | потерпел крушение в заливе Алгоа | 23 выживших из 270 на некоторое время остались на Птичьем острове. Судно перевозило значительное количество золота и серебра, часть из которых позже была незаконно спасена на море , в результате чего последовала судебная тяжба, повлиявшая на Конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия. |
Даттон | Британский | ? | 755 | 1781–1796 | застрявший | Зафрахтованный правительством для перевозки войск, выброшенный на берег на «Плимут Хоу» , большую часть экипажа и пассажиров спас сэр Эдвард Пелью . |
Граф Абергавенни (I) | Британский | 48.9 | 1182 | 1789–1794 | Продал | Продан Адмиралтейству в 1795 г. |
Граф Абергавенни (II) | Британский | 53.9 | 1460 | 1796–1805 | Разрушен, погибло более 250 человек. | Место крушения находится в заливе Уэймут в Англии. |
Граф Мэнсфилд (I) | Британский | ? | 782 | 1777–1790 | затонул | Затонул в 1790 году. |
Граф Мэнсфилд (II) | Британский | ? | 1416 | 1795–? | ? | |
Граф Морнингтон | Британский | 1799–? | Пакетный корабль | |||
Эксетер | Британский | 1265 | 1792–1811+ | Неизвестный | Во время боя 4 августа 1800 года «Эксетер» захватил французский фрегат «Меде» , единственный случай, когда торговое судно захватило большой военный корабль во время французских войн за независимость . В феврале 1804 года она присутствовала в битве при Пуло-Ауре . | |
Дружба Салема | Ост-Индское морское общество | 171 футов 10 дюймов (52,37 м) | 1797–1812 | В плену у англичан | Захвачен англичанами в качестве военного приза в сентябре 1812 г. | |
Генерал Годдард | Британский | 143 футов 10 дюймов (43,84 м) | 799 | 1782–1799 | Захваченный | 15 июня 1795 г. пленил семь голландских жителей Ост-Индии у острова Святой Елены ; Захвачен испанцами в Вест-Индии; дальнейшая судьба неизвестна |
Госфорт | Британский | 810 [12] | 1856–? | |||
Гетеборг | Шведский | 40.9 | 788 | 1739–1745 | затонул | Затонул у Гетеборга в 1745 году. |
Гросвенор | Британский | ? | 729 тонн | ? | затонул | Затонул у побережья Пондолэнда в Южной Африке , к северу от устья реки Умзимвубу , 4 августа 1782 года. Из 150 членов экипажа и пассажиров в живых осталось 123 человека, из которых только 18 удалось приземлиться живыми. |
Хорсен | Голландская Ост-Индская компания | 93 фута 0 дюймов (28,35 м) | 880 тонн | 1784–1792 | Выведен из эксплуатации в Гери в 1792 году. | Перевез Мэри Брайант во время путешествия из Батавии 21 декабря 1791 года в Кейптаун , куда прибыл 19 марта 1792 года. |
Ява | Британский | 48,5 м (159 футов 2 дюйма) | 1175 тонн | 1813–1827 | Превратился в Угольного Халка | Построен в 1813 году в Калькутте, в 1827 году стал военным кораблем. Позже служил австралийским кораблем для мигрантов и торговым судном, обслуживающим Азию. Известен как последний житель Восточной Индии, доставленный в Гибралтар около 1860 года под номером 16 и сданный на слом в 1939 году. [13] |
Джонхир Мистер Ван де Путтерсток | Голландский | ? | ? | ? | затонул | Судно «Джонхир Мистер Ван де Путтерсток» с грузом сахара, кофе, специй и банок Banca стоимостью 50 000 фунтов стерлингов потерпело крушение под утесом Ангроус возле бухты Маллион в Корнуолле в марте 1667 года. [14] |
Джоанна | Британский | ? | ? | ? | Разбитый | Затонул возле мыса Игольный 8 июня 1682 года. |
Кент | Британский | ? | 820 | 1800 | Захваченный | Захвачен Робертом Сюркуфом , Бенгальский залив . |
Кент | Британский | ? | 1,350 | 1825 | Сгорел в море | Она погибла в 1825 году во время своего третьего путешествия в Китай, вскоре после отплытия. Из 650 пассажиров и экипажа около 550 человек были спасены. |
Лорд Нельсон | Британский | 1799 | ||||
Немезида | Британский | 1839 | Первый океанский железный военный корабль британской постройки | |||
Богоматерь мучеников | португальский | ? | ? | 1605–1606 | затонул | Врезался в затопленную скалу в устье реки Тежу , недалеко от Лиссабона , и упал недалеко от берега. Затонувший корабль обнаружен в 1994 году, раскопки проводились в период с 1996 по 2001 год. |
Замок Огл | Британский | ? | ? | 1803–1825 | Разбитый | Когда замок Огл пришвартовался в Бомбее в мае 1825 года, команда подняла мятеж и содержалась в тюрьме до завершения погрузки; на обратном пути 3 ноября 1825 года его загнали на Гудвин-Сэндс , в результате чего погибло более 100 членов экипажа. [15] |
Понсборн | Британский | 43.6 | 804 | 1780–1796 | Разбитый | Заходили в такие порты, как Бомбей и Китай. Реквизированный для экспедиции против французов в Вест-Индию в 1795 году, потерпел крушение у берегов Гранады 26 марта 1796 года . |
Красный Дракон (также Дракон ) | Британский | ? | 300 | 1601–1619 | затонул | Был флагманом первого плавания английской Ост-Индской компании в 1601 году. Потоплен голландским флотом. |
Отпор | Британский | ? | 1334 | 1820–1830 | ? | |
Королевский капитан | Британский | 44 | 860 | 1772–3 | затонул | Налетел на риф в Южно-Китайском море , погибли три человека и весь груз погиб. Место крушения: 1999 год. |
Сассекс | Британский | ? | 490 | 1736–1738 | затонул | Затонул у берегов Мозамбика , расположен в 1987 году. На самом деле крушения не произошло, но груз был рассредоточен по большой территории атолла Бассас-да-Индия из-за движения волн. Были спасены несколько пушек, два якоря и тысячи фарфоровых осколков. |
Пробная версия | Британский | ? | 500 | 1621–1622 | затонул | Вероятное место крушения было обнаружено в 1969 году у берегов Западной Австралии ( острова Монте-Белло ). По меньшей мере 95 из 143 членов экипажа погибли, а из-за использования взрывчатки при поиске сокровищ осталось очень мало людей. |
Виндхэм | Британский | 36.2 | 830 [16] | 1800–1828 | Списано | Французы захватили Виндхэм в бою 18 ноября 1809 года , но в декабре британцы отбили его. Французы снова захватили ее в бою 3 июля 1810 года , но британцы отбили ее в битве при Гранд-Порте . Виндхэм был продан революционному чилийскому правительству в 1818 году и переименован в Лаутаро . [17] Выброшен на берег в Вальпараисо и сдан на слом 27 сентября 1828 г. |
Парусные реплики
[ редактировать ]За последние десятилетия несколько жителей Восточной Индии были реконструированы. Некоторые из них (полу) постоянно пришвартованы, и их можно посетить как часть музейной коллекции.
Имя | Национальность | Реплика | Срок изготовления реплики | Длина реплики (м) | Статус |
---|---|---|---|---|---|
Амстердам | Голландский | Амстердам (1748-1749) | 1985-1991 | 48 | Пришвартован у Голландского национального морского музея (Амстердам, Нидерланды). |
Батавия | Голландский | Батавия (1628-1629) | 1985-1995 | 56 | Пришвартован у голландского музея Батавиаленд (бывший Батавиаверф , Лелистад, Нидерланды) |
Гетеборг III | Шведский | Гетеборг I (1738-1745) | 1995-2003 | 58 | Парусный спорт (август 2022 г.) |
В других СМИ
[ редактировать ]В видеоигре 2018 года « Возвращение Обры Динн» в качестве вымышленного титульного судна используется житель Восточной Индии. [18] игровой процесс требует от игроков тщательного изучения 3D-модели корабля и наблюдения за действиями экипажа.
Empire: Total War представляет «Индиамен» как основной торговый корабль для европейской, индийской и американской фракций в игре. Игроки перемещают один или несколько таких кораблей в «торговые узлы» в Западной или Восточной Африке , Бразилии или Ост-Индии, чтобы получить значительную торговую прибыль.
См. также
[ редактировать ]- Ост-Индская компания (значения)
- Вооруженный торговец
- Chinaman (корабль) — корабль, используемый для перевозки колониальных товаров из Китая.
- Гвинеянец — корабль, используемый для перевозки рабов из региона Гвинеи.
- West Indiaman — корабль, используемый для перевозки колониальных товаров из Вест-Индии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вильерс, Алан (1 января 1966 г.) [1953]. «Катти Сарк: Последний из славной эпохи» . Великобритания: Ходдер и Стоутон. [ нужна страница ]
- ^ «Чайные ножницы» . Британская ассоциация чая и настоев . Проверено 3 июня 2014 г.
- ^ Бродель, Фернан (1979). Перспектива мира: цивилизация и капитализм, 15–18 века . Том. 3. Харпер и Роу. п. 506. ИСБН 0-06-015317-2 .
- ^ «Народ Гибралтара» . Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ «Трагическая история моря» . Маклей Аргус . № 713. Новый Южный Уэльс, Австралия. 30 января 1897 г. с. 2 . Проверено 27 января 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Морская разведка». Ньюкасл Гардиан и Тайн Меркьюри . № 251. Ньюкасл-апон-Тайн . 30 ноября 1850 г. с. 8.
- ^ «Морская тайна раскрывается» . Аргус (Брайтон) . 7 июля 2000 года . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Бланн, Роб. «Город спасательных шлюпок Уэртинг: хронология» . Городок спасательных шлюпок Уэртинг . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Холл, Бэзил (1862). Лейтенант и командир . Белл и Далди.
- ^ Райкс, Генри (1846). Мемуары о жизни и службе вице-адмирала сэра Джалила Брентона . Хэтчет и сын. п. 527 .
Арнистон Рэк Джилс.
- ^ Бишоп, Ли. «Последний круг» . Диверне . Группа дайверов. Архивировано из оригинала 25 мая 2015 года . Проверено 23 мая 2015 г.
- ^ «Прибытие Госфорта с правительственными иммигрантами» . Регистр Южной Австралии . № 26 декабря 1865 г. Проверено 31 марта 2014 г.
- ^ «Народ Гибралтара» . Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ Макбрайд, PWJ; Ричард Л. и Дэвис Р. (Исследовательская группа Фердинанда). (1971) «Крушение торгового корабля середины 17 века возле Муллиона, Корнуолл: промежуточный отчет». Корнуоллская археология 10: 75–78.
- ^ Байден, Кристофер (1830). Военно-морская дисциплина: подчинение в отличие от неподчинения (изд. 2016 г.). Палала Пресс. стр. 338–339. ISBN 978-1358250682 .
- ^ Марли, Дэвид (1998). Войны Америк: хронология вооруженных конфликтов в Новом Свете с 1492 года по настоящее время . ООО "АБС-КЛИО" с. 422. ИСБН 9780874368376 .
- ^ Уррутия, Карлос Лопес (1969). Historia de la Marina de Чили [ История чилийского военно-морского флота ] (на испанском языке). Андрес Белло, редакция. п. 94.
- ^ Фэйи, Майк (24 мая 2014 г.). «Следующая игра от создателя бумаги, пожалуйста, это однобитная загадка» . Котаку . Проверено 9 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с жителями Восточной Индии, на Викискладе?