Такелаж


Обозначения: 1. Форштаг 2. Защитный кожух 3. (Расширители) 4. Бакштаг 5. Внутренний штаг 6. Боковой штаг 7. (Стрела) 8. Ходовые бакштаги



1. Главный шкот 2. Кливер-шкот 3. Отвес стрелы 4. Оттяжной 5. Фал кливера
Такелаж представляет собой систему тросов, тросов и цепей, которые поддерживают и управляют парусного судна или парусной лодки мачтами и парусами . Стоячий такелаж — это фиксированный такелаж, который поддерживает мачты, включая ванты и штаги . Ходовой такелаж — это такелаж, который регулирует положение парусов и рангоутов судна, включая фалы , раскосы , шкоты и оттяжки . [1]
Этимология
[ редактировать ]Согласно одиннадцатому изданию Британской энциклопедии, слово «такелаж» происходит от англосаксонского слова «wrigan» или «выжимать », что означает «одевать». Тот же источник указывает, что «оснащение» парусного судна подразумевает установку на место всех компонентов, позволяющих ему функционировать, включая мачты, рангоут, паруса и такелаж. [2]
История
[ редактировать ]Теофраст в своей «Истории растений». [3] ( ок. 300 г. до н. э.) утверждает, что такелаж флота царя Антигона был сделан из тростника папируса . [4]
Виды такелажа
[ редактировать ]Такелаж делится на два класса: стоячий , поддерживающий мачту (и бушприт), и беговой , управляющий ориентацией парусов и степенью их зарифления . Конфигурации различаются для каждого типа такелажа: суда с продольным вооружением и суда с квадратным вооружением .
Стоя
[ редактировать ]Стоячий такелаж – это такелаж, который фиксируется в нужном положении. Стоячий такелаж почти всегда находится между мачтой и палубой , при этом используется натяжение для прочного удержания мачты на месте . Из-за своей роли стоячий такелаж сейчас чаще всего изготавливают из стального троса. Исторически он изготавливался из тех же материалов, что и беговой такелаж, только покрывался смолой для дополнительной прочности и защиты от непогоды. [5]
Суда с продольным вооружением
[ редактировать ]Большинство судов с продольным такелажем имеют следующие типы стоячего такелажа: форштаг , а также , ахтерштаг верхний и нижний ванты (бортовые штаги).Менее распространенными конфигурациями оснастки являются ромбовидные стойки и перемычки. Оба они используются для удержания тонкой мачты в колонне, особенно под нагрузкой большого паруса, направленного против ветра, или при сильном ветре.Детали такелажа включают в себя необжимные клеммы , обжимные клеммы , зажимные клеммы и надежные изоляторы для проводной оснастки. [6]
Суда с квадратным вооружением
[ редактировать ]В то время как суда с квадратным вооружением 20-го века были построены из стали со стальным стоячим такелажем, на предыдущих судах использовались деревянные мачты со стоячим такелажем из конопляного волокна. По мере того, как к концу XIX века буровые установки становились выше, мачты все больше опирались на последовательные лонжероны, наступавшие один на другой, образуя единое целое, снизу вверх: нижнюю мачту , верхнюю мачту и топ-галантную мачту . Эта конструкция в значительной степени опирается на поддержку сложного набора стоек и кожухов. Каждая стойка в продольном или поперечном направлении имеет соответствующую опору в противоположном направлении, обеспечивающую встречное натяжение. Система натяжения в продольном направлении начинается со штанг, закрепленных перед каждой мачтой. Кожухи натягиваются парами проушин , круглых блоков, вокруг которых проходит трос большого диаметра, в то время как несколько отверстий позволяют меньшим тросам — ремешкам — проходить несколько раз между ними и тем самым позволяют натягивать кожух. Помимо перекрытия нижней мачты, верхняя мачта и топ-галлант-мачта поддерживаются с боков вантами, которые проходят вокруг платформы, называемой « верхние », или поперечные балки, называемые « поперечными балками ». Каждый дополнительный сегмент мачты поддерживается в носовой и кормовой части рядом стоек, ведущих вперед. Этим линиям противодействуют натяжению бакштаги, которые закреплены по бокам судна. за кожухами. [7]
Бег
[ редактировать ]Беговой такелаж — это веревка, используемая для управления формой и положением парусов. Материалы эволюционировали от использования манильской веревки до синтетических волокон, в том числе лавсана , нейлона и кевлара . [8] Ходовой такелаж различается на судах с продольным и прямым вооружением и судах с квадратным вооружением . У них есть общие функции по поддержке, формированию и ориентации парусов, в которых используются разные механизмы. Для поддержки парусов фалы используются (иногда фалы), которые поднимают паруса и контролируют натяжение передней шкаторины. На с багровым вооружением судах верхние подъемники удерживают реи в верхней части паруса наверху. Форма паруса обычно контролируется с помощью линий, которые натягивают углы паруса, включая оттяжку шкотового угла и оттяжку галса носовом на и кормовом снастях. Ориентация парусов по ветру контролируется в первую очередь шкотами . [8] но также и распорками , которые позиционируют веревые рычаги относительно ветра на судах с квадратным вооружением. [7]
См. также
[ редактировать ]- Полностью оснащенный корабль
- Бермудская буровая установка
- Латинская установка
- Мусорная установка
- Судостроение
- Надстройка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение такелажа на английском языке: rigging» . ru.oxforddictionaries.com . Издательство Оксфордского университета. 2017. Архивировано из оригинала 29 сентября 2016 года . Проверено 2 января 2017 г.
Система веревок или цепей, используемая для поддержки мачт корабля (стоячий такелаж), а также для управления или установки реев и парусов (ходовой такелаж).
- ^ Ханней, Дэвид (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 338–341. . В
- ^ Теофраст (1916) [ок. 300 г. до н. э.]. Исследование растений и мелкие работы по запахам и погодным признакам . Классическая библиотека Леба, 70. Перевод Хорта, AF Лондон; Нью-Йорк: В. Хайнеманн; Сыновья ГП Патнэма. ISBN 978-0-674-99077-7 . OCLC 685104 .
- ^ Томпсон, Эдвард Маунде (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 743–745. . В
- ^ Уорд, Аарон (1884). Учебник мореплавания: Оборудование и управление парусными и паровыми судами. Для использования Военно-морской академией США . Д. Ван Ностранд. п. 673.
- ^ Вестерхейс, Рене (2013). Руководство шкипера по мачте и такелажу . Адлард Коулз Наутикал. Лондон: Блумсбери. п. 5. ISBN 9781472901491 .
- ^ Jump up to: а б цу Мондфельд, Вольфрам (2005). Исторические модели кораблей . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. 352. ИСБН 9781402721861 .
- ^ Jump up to: а б Ховард, Джим; Доан, Чарльз Дж. (2000). Справочник по морским круизам: мечта и реальность современных океанских круизов . Шеридан Хаус, Инк. с. 468. ИСБН 9781574090932 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харланд, Джон (1984). Морское дело в эпоху парусного спорта . Илл. Марк Майерс. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-955-3 . OCLC 11036800 .
- Лис, Джеймс (1984). Мачты и такелаж английских военных кораблей, 1625–1860 (переработанная редакция). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-948-0 . ОСЛК 11908132 .
- Марчаж, Калифорния (2000). Аэрогидродинамика парусного спорта (3-е изд.). Сент-Майклс, Мэриленд: Издательство Тиллер. ISBN 1-888671-18-1 . OCLC 62546510 .
- Марчаж, Калифорния (2003). Характеристики паруса: теория и практика (пересмотренная ред.). Мейденхед, Беркшир, Англия: МакГроу Хилл. ISBN 0-07-141310-3 . OCLC 51913243 .
- Андерхилл, Гарольд А. (1964). Мачта и такелаж: корабль «Клипер» и океанский авианосец . Академический паб «Брилл». ISBN 9780851741734 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]