Буровая установка Юнгстрема
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Июль 2013 г. ) |

Ljungström rig — название парусной установки, спроектированной шведским инженером Фредриком Люнгстрёмом , с двойными главными парусами и вращающейся мачтой , но без гика , фока , форштага и ванта . Ранние модели парусника Ljungström имели кормовую опору , но примерно в 1945 году от нее отказались, до появления модели 12 (Vingen 12).
Буровая установка Ljungström конкурентоспособна по сравнению с конкурирующими буровыми установками того времени, когда она осуществлялась при близкой выборке и на полном ходу , но ей не хватает дальности луча и ширины вылета . Однако его основным назначением и преимуществом является безопасность и простота в обращении.
История
[ редактировать ]Первая буровая установка Ljungström была разработана шведским инженером Фредриком Люнгстремом для повышения безопасности на море. Семья была близка к серьезной аварии на борту судна «Эбелла» с традиционным вооружением, ныне называемого «Беатрис Аврора», когда в плохую погоду экипажу пришлось выйти на палубу, чтобы поднять паруса. Юнгстрём, чтобы не подвергать риску безопасность своего экипажа, сконструировал бесштанговую установку, управляемую полностью из кабины .
Компоненты
[ редактировать ]Мачта
[ редактировать ]Мачта изготовлена из клееной чистой древесины, конической формы, без стоек и вант. Стрела, шест, багор, расширители и т.п. полностью отсутствуют. Мачта поддерживается двумя шарикоподшипниками, один на киле и один на отверстии палубы, и поэтому может свободно вращаться. Вращение создается с помощью деревянного воротника с V-образной направляющей вокруг мачты под палубой. Вокруг этого воротника через два блока проходит бесконечная веревочная стропа к лебедке с ручным приводом или электродвигателем. Таким образом, парус накатывается на мачту, когда требуется меньше места или когда плавание завершено. Из-за конической мачты шкотовый угол будет подниматься вверх по мере того, как будет открываться меньший парус. В результате сужения мачты шкотовый угол будет становиться все выше и выше, чем ближе он к мачте.
Мачта полая, отчасти для уменьшения веса (до 4,5% водоизмещения килевой лодки ), отчасти для того, чтобы фал мог проходить внутри мачты, и поэтому состоит из двух половин. Вверху находится металлический кронштейн со шкивом для фала, который затем проходит внутрь мачты и выходит под палубу, где шкив расположен под корнем мачты. Опора мачты имеет коническую форму, поэтому мачта прочно стоит на нижнем коническом шарикоподшипнике.
На уровне палубы находится «узкое место» мачты, где упирается верхний шарикоподшипник. С помощью кронштейна, прикрепленного болтами к верхней поверхности палубы, верхний шарикоподшипник удерживается на месте, тем самым удерживая мачту от подъема с нижнего яруса.
Плыть
[ редактировать ]Оснастка Ljungström обычно имеет два паруса, сшитые вместе по передней шкаторине. Во всех точках парусности, кроме полного хода, эти паруса расположены близко друг к другу. В том маловероятном случае, если один из парусов порвется, другой останется стоять, и лодка сможет благополучно добраться до гавани.
Оснастку Люнгстрема часто сравнивают со стакселем с той большой разницей, что мачта изгибается обратно по отношению к форштагу. Это необходимо компенсировать, чтобы передняя шкаторина имела брюшко, составляющее <30% отклонения топа мачты, что составляет около 2% длины передней шкаторины. Поскольку парус поднимается в течение всего сезона, целесообразно, чтобы личинка и основание были изготовлены из устойчивой к ультрафиолетовому излучению ткани, которая покрывает всю мачту в сложенном состоянии.
Защитное покрытие
[ редактировать ]Каждый из двух парусов имеет свой собственный независимый лист. В предыдущих моделях блоки располагались в кормовой части палубы, но позже их улучшили с помощью шеста, который поднял точку брезента примерно на один метр. Некоторые модели имеют лебедку.
Преимущество буровой установки Люнгстрема, помимо простоты и безопасности, заключается в знании инженером гидродинамики. Мачта поворачивается так, чтобы парус опирался на мачту с подветренной стороны. Это делается для того, чтобы свести к минимуму турбулентный поток на подветренной стороне мачты, и движущая сила, которая так важна, становится практически невозмущенной. Это было совершенно ново для того времени и делало лодку с оснасткой Люнгстрема выше, чем у ее современных конкурентов. Сегодня профилированные мачты решают эту проблему, но едва ли более эффективно. Настоящий экспонат, однако, находится на полном ходу, когда два паруса разделяются в виде крыльев бабочки, покрытых с каждой стороны листами, как у спинакера, но без каких-либо дополнительных гиков или оттяжек.
Источники
[ редактировать ]- «Фредрик Юнгстрем 1875–1964 - изобретатель и вдохновитель», сын Олле Юнгстрем, Шведская национальная ассоциация механиков, 1999 г., ISBN 91-630-7639-Х
- «Лодке Юнгстрема 75 лет», Олле Юнгстрём, 2008 г. (самоиздание)
- «Роликовая мачта избавляет от парусного спорта» . Популярная наука : 58–59. Июль 1951 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Русманьер, Джон (июнь 1998 г.). Иллюстрированный словарь терминов, связанных с водным транспортом: 2000 основных терминов для моряков и моторных лодок (мягкая обложка). WW Нортон и компания . стр. 174 . ISBN 0393339181 . ISBN 978-0393339185