Парус из крабовых клешней

- Дабл сприт ( Шри-Ланка )
- Общий дух ( Филиппины )
- Океанический дух ( Таити )
- Океанический дух ( Маркизские острова )
- Океанический сприт ( Филиппины )
- Журавлиный дух ( Маршалловы острова )
- Прямоугольная проушина стрелы ( Малуккские острова )
- Квадратный выступ стрелы ( Сиамский залив )
- Трапециевидная проушина ( Вьетнам )
Парус «крабовый коготь» представляет собой продольный треугольный парус с лонжеронами по верхнему и нижнему краям. Парус из крабовых клешней был впервые разработан австронезийскими народами как минимум в 2000 году до нашей эры. Он используется во многих традиционных австронезийских культурах на островах Юго-Восточной Азии , Микронезии , острове Меланезия , Полинезии и Мадагаскаре . [2] : 144 [3] Его иногда называют океаническим латеном или океаническим духом , хотя он не ограничивается Океанией , не является ни латинским парусом, ни шпритселем и имеет независимое более древнее происхождение.
История
[ редактировать ]Паруса «крабовые клешни» были изобретены австронезийцами где -то на острове Юго-Восточной Азии по крайней мере к 2000 году до нашей эры. [2] Он распространился с австронезийской миграцией в Микронезию , остров Меланезию , Мадагаскар и Полинезию . Возможно, это также стало причиной уникального развития технологии лодок с выносными опорами из-за необходимости обеспечения устойчивости после того, как к небольшим судам были прикреплены паруса с крабовыми когтями. [3] Паруса с крабовыми когтями могут использоваться для лодок с двойным каноэ ( катамаран ), с одной опорой (с наветренной стороны) или с лодками с двумя выносными опорами , в дополнение к однокорпусным кораблям . [4] [5]
Паруса «крабовые клешни» установлены вперед и назад и могут наклоняться и вращаться относительно ветра. V-образной формы Они произошли от перпендикулярных квадратных парусов («двойной сприт»), в которых два лонжерона сходятся у основания корпуса. Самая простая форма паруса «крабовый коготь» (также получившая самое широкое распространение) состоит из треугольного паруса, поддерживаемого двумя легкими лонжеронами (иногда ошибочно называемыми « шпритами ») с каждой стороны. Изначально они были безмачтовыми, и всю сборку снимали при опускании парусов. [3] Существует несколько различных типов оснасток с крабовыми когтями, но, в отличие от западных оснасток, они не имеют фиксированных условных названий. [6]

Необходимость приводить в движение более крупные и тяжелонагруженные лодки привела к увеличению вертикального паруса. Однако это привело к большей нестабильности судов. Помимо уникального изобретения аутригеров для решения этой проблемы, паруса также были наклонены назад, а точка схождения по корпусу переместилась дальше вперед. Эта новая конфигурация требовала свободной «подпорки» в середине корпуса для удержания лонжеронов, а также веревочных опор с наветренной стороны. Это позволило увеличить площадь парусов (и, следовательно, увеличить мощность), сохраняя при этом центр усилия низко и, таким образом, делая лодки более устойчивыми. Позже опора была преобразована в фиксированные или съемные наклонные мачты, где лонжероны парусов фактически подвешивались на фале к верхушке мачты. Этот тип паруса наиболее совершенен у микронезийских проа , которые могут развивать очень большую скорость. Эти конфигурации иногда называют «шпритом журавля» или «шпритом журавля». Микронезийские, островные меланезийские и полинезийские суда с одной выносной опорой также использовали эту конфигурацию скошенной мачты для уникальной разработки маневровые , при которых каноэ симметричны спереди назад и меняют направление движения впритык при движении против ветра. [3] [6]
Преобразование опоры в фиксированную мачту привело к гораздо более позднему изобретению паруса танджа (также известного по-разному и ошибочно как скошенный квадратный парус, скошенный прямоугольный парус, гик или балансировочный парус). Паруса Танджа были оснащены так же, как паруса с крабовыми клешнями, а также имели лонжероны как в верхней, так и в нижней части парусов; но они были квадратными или прямоугольными, а лонжероны не сходились в точку. [3] [6]

Еще одна эволюция базового паруса с крабовыми когтями - это преобразование верхнего лонжерона в фиксированную мачту. В Полинезии это придало парусу большую высоту, а также сделало его более узким, придав ему форму, напоминающую клешни краба (отсюда и парус «крабовая клешня»). Это также обычно сопровождалось более изогнутым нижним лонжероном. [3] [6]
Австронезийцы традиционно делали свои паруса из плетеных циновок из упругих и солеустойчивых листьев пандануса . Эти паруса позволяли австронезийцам совершать дальние плавания. Однако в некоторых случаях это были рейсы в один конец. неспособность пандануса обосноваться на острове Пасхи и в Новой Зеландии привела к изоляции их поселений от остальной части Полинезии. Считается, что [7] [8]
Из-за более древнего происхождения паруса из крабовых клешней существует также гипотеза, что контакты между арабами и австронезийцами во время их путешествий по Индийскому океану могли повлиять на развитие треугольного арабского латиноамериканского паруса; и, в свою очередь, арабские паруса квадратной формы, возможно, повлияли на развитие австронезийских прямоугольных парусов танджа в западной части Юго-Восточной Азии. [9] Другие, однако, полагают, что парус танджа был местным изобретением австронезийцев Юго-Восточной Азии, хотя они также полагают, что латиновый парус мог быть завезен арабским морякам через контакт с парусами из австронезийских крабов. [10] [11] Однако третья теория приходит к выводу, что латиновые паруса изначально были средиземноморскими и что португальские моряки завезли их в азиатские воды, начиная с Васко да Гамы прибытия в Индию в 1500 году. Это означает, что развитие латиновых парусов у западных моряков не было. под влиянием паруса из крабовых клешней. [12] : 257f
В западной Индонезии парус из крабовых клешней появился недавно. Традиционно жители западных индонезийских островов перешли на парус танджа, но начиная с 19 века мадурцы разработали парус лете. « Лете » на самом деле означает «латин», но наличие пекаки (нижнего лонжерона/гика) указывает на то, что лаяр лете — это парус с крабовыми когтями. [13] : 28–29 [6] : 88–89
Современные в аэродинамической трубе исследования типов парусов показывают, что характеристики крабового паруса улучшаются по сравнению с бермудскими установками , поскольку точка паруса отклоняется от точки крутого бейдевинда. Конфигурация рассмотрена для современных яхт. [14]
Строительство
[ редактировать ]Парус «крабовый коготь» состоит из паруса, примерно равнобедренный треугольник по форме напоминающего . Стороны одинаковой длины обычно длиннее третьей стороны, с лонжеронами вдоль длинных сторон. Австронезийские паруса обычно имеют лонжероны по двум краям паруса. Это необходимо для распределения нагрузки от шкотов и других точечных нагрузок на парус. Традиционные и исторические матовые паруса, используемые для австралийских парусов, не имеют усиления материала паруса по краям. [а] Поскольку матовые паруса не так прочны, как паруса из других материалов, например парусины, важно, чтобы лонжероны обеспечивали необходимое усиление кромок. [15] : 248
Крабовый коготь также традиционно может быть сконструирован с изогнутыми лонжеронами, придающими краям паруса вдоль лонжеронов выпуклую форму, в то время как задняя шкаторина паруса часто бывает довольно вогнутой, чтобы сохранять жесткость задней кромки. Эти особенности придают ему отчетливую форму, напоминающую когти. Современные клешни краба обычно имеют более прямой лонжерон и менее выпуклую пиявку, что дает большую площадь паруса при заданной длине лонжерона. Лонжероны могут сужаться к задней шкаторине. Конструкция помогает парусу противостоять порывам ветра.
Клешня краба обычно расширяется вверх, увеличивая площадь парусов выше над океаном, где ветер сильнее и устойчивее. Это увеличивает кренящий момент : паруса стремятся перевернуть судно. обычно используются крабовые клешни По этой причине на многокорпусных судах , которые сильнее сопротивляются крену.
- V-образная квадратная парусная установка из Меланезии , прямой предшественник парусов с крабовыми когтями.
- Установка для крабовых клешней типа «Кран сприт» из Микронезии со свободной опорой
- установка для крабовых захватов типа "Crane sprit" Филиппинская с фиксированной мачтой.
- Передняя установка для крабовых клешней с островов Дафф
- Оснастка для крабовых клешней в стиле Новой Гвинеи с вертикальными парусами
- Гавайская установка для крабовых когтей, объединяющая верхний лонжерон с неподвижной мачтой
Шунтирование
[ редактировать ]Благодаря конструкции паруса симметричная лодка с крабовой клешней не поворачивает оверштаг , а вместо этого парус маневрирует . У шунта парус не закреплен с носовой части, другая его сторона прикреплена к корме, а рейка мачты также перевернута. После этого преобразования носовая часть становится кормовой и наоборот. Таким образом, судно всегда имеет аутригер (и бортовой штаг , если он есть) с наветренной стороны и не имеет неправильного курса , одинаково хорошо двигаясь в обоих направлениях.
Поклон
[ редактировать ]В проа переднее пересечение лонжеронов расположено по направлению к носу. Парус поддерживается короткой мачтой, прикрепленной посередине верхнего лонжерона, а передний угол прикреплен к корпусу. Нижний лонжерон, или гик, прикреплен к переднему пересечению, но не прикреплен к мачте. Проа имеет постоянную наветренную и подветренную сторону и при движении меняет один конец на другой.
Чтобы повернуться или изменить направление против ветра, передний угол паруса ослабляется, а затем переносится на противоположный конец лодки. Этот процесс называется маневрированием . [16] Для шунтирования выпускается лист провы. Соединенный угол лонжеронов затем переносится на противоположный конец лодки. Оставаясь прикрепленным к вершине мачты, верхний рангоут наклоняется в вертикальное положение и далее, когда передний угол проходит мимо мачты и вперед к другому концу лодки. При этом основной лист отсоединяется и используется для вращения заднего конца стрелы по горизонтальному полукругу. Затем соединение лонжерона снова прикрепляется к новому «переднему» концу лодки, а грот-шкот снова затягивается на новом «заднем» конце. [17]
Подпрыгнуть
[ редактировать ]
Маневровая установка с вертикально подпертым на носу парусом, очень похожая на описанную выше установку проа.
Нешунтирующая клешня краба
[ редактировать ]- Hokule'a , голубое судно wa'a kaulua , с изогнутым лонжероном и парусами с изогнутыми крабовыми когтями, 1976 год.
Термин «парус с крабовыми клешнями» также используется для обозначения неманевровых парусов, расширяющихся вверх. [19] Опеа, верхний рангоут, закреплен так высоко, что почти параллелен мачте (как в охотничьем снаряжении ). Paepae, нижний лонжерон/гик, направлен значительно выше горизонтали, в отличие от гика большинства охотничьих и багровых установок . Два лонжерона можно соединить или разъединить с помощью управляющих тросов. [20] Мачта зафиксирована и осталась. [18]
Производительность
[ редактировать ]Парус из крабовых клешней – это что-то вроде загадки. Было продемонстрировано, что он создает очень большую подъемную силу при подъеме и в целом кажется превосходящим любой другой простой план паруса (это не учитывает использование специализированных парусов, таких как спинакеры ). К. А. Маршай, исследователь, который много экспериментировал как с современными оснастками для гоночных парусных лодок, так и с традиционными парусными установками со всего мира, провел испытания в аэродинамической трубе масштабных моделей оснасток с крабовыми когтями. Одна популярная, но спорная теория заключается в том, что крыло клешней краба работает как треугольное крыло , создавая вихревую подъемную силу . Поскольку клешня краба не лежит симметрично потоку воздуха, как треугольное крыло самолета, а лежит так, что нижний лонжерон почти параллелен воде, воздушный поток не симметричен. Однако наличие воды вблизи нижнего лонжерона и параллельно ему приводит к тому, что воздушный поток ведет себя примерно так же, как поток воздуха над половиной треугольного крыла, как если бы «отражение» в воде обеспечивало вторую половину (кроме узкая щель у воды, из-за чего там разница небольшая).
Это ясно видно на фотографиях Марчажа в аэродинамической трубе, опубликованных в книге «Sail Performance: Techniques to Maximize Sail Power» (1996). Вихрь на верхнем лонжероне паруса намного больше и покрывает большую часть площади паруса, тогда как нижний вихрь очень мал и остается близко к лонжерону. Маршай объясняет большую подъемную силу паруса подъемной силой, создаваемой вихрями, в то время как другие объясняют эту мощность благоприятным сочетанием удлинения, изгиба и (отсутствия) скручивания в этой точке паруса. [21] [22]
Более современное академическое исследование в аэродинамической трубе (2014 г.) дало аналогичные результаты, при этом с островов Санта-Крус . тепукея в измерениях преобладала конфигурация паруса- крабового когтя [23]
Галерея
[ редактировать ]- Каролинская ва с парусом из крабовых клешней
- Проа в Новой Каледонии
- Иллюстрация паруса из крабовой клешни в Тикехау ( Луис Чорис , 1816 г.)
- с изображением паруса из крабовых клешней, 1750 год. Иллюстрация Джорджа Энсона
См. также
[ редактировать ]
Сопутствующие установки
[ редактировать ]- Гафф буровая установка
- установка Гюнтера
- Латинская установка , современные варианты, похожие на крабовые когти.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сравните конструкцию матового паруса с той, которая используется для брезентовых парусов в западных морских технологиях, а также с современными парусами из синтетических материалов - они, как правило, имеют болтовые тросы и дополнительные слои парусины.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доран, Эдвин Б. (1981). Вангка: Австронезийское происхождение каноэ . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 9780890961070 .
- ^ Перейти обратно: а б Хорридж, Адриан (2006). Беллвуд, Питер (ред.). Австронезийцы: исторические и сравнительные перспективы . Канберра, АКТ. ISBN 978-0731521326 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кэмпбелл, IC (1995). «Латинский парус в мировой истории» . Журнал всемирной истории . 6 (1): 1–23. JSTOR 20078617 .
- ^ Хорридж А. (2008). «Происхождение и взаимосвязь тихоокеанских каноэ и буровых установок» (PDF) . На Di Piazza A, Pearthree E (ред.). Каноэ Великого океана . BAR International Series 1802. Археопресс. ISBN 9781407302898 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Лачина, Лигая (2016). Изучение доколониального судостроения в Юго-Восточной Азии: археологическое исследование лодок Бутуан и использование обшивки с соединенными краями в местных и региональных строительных технологиях (доктор философии). Университет Флиндерса.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хорридж, Адриан (апрель 1986 г.). «Эволюция тихоокеанских каноэ» . Журнал тихоокеанской истории . 21 (2): 83–99. дои : 10.1080/00223348608572530 . JSTOR 25168892 .
- ^ Кирч, Патрик Винтон (2012). Акула, идущая вглубь суши, — мой вождь: островная цивилизация древних Гавайев . Издательство Калифорнийского университета. стр. 25–26. ISBN 9780520953833 .
- ^ Галлахер, Тимоти (2014). «Прошлое и будущее Халы ( Pandanus tectorius ) на Гавайях». В Киаве, Лия О'Нил, Массачусетс; Макдауэлл, Марша; Дьюхерст, К. Курт (ред.). `Айк Улана Лау Хала: жизнеспособность и яркость ткацких традиций Лау Хала на Гавайях . Гавайская школа гавайских знаний; Гавайский университет Press. дои : 10.13140/RG.2.1.2571.4648 . ISBN 9780824840938 .
- ^ Махди, Варуно (1999). «Распространение австронезийских лодочных форм в Индийском океане». В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Археология и язык III: Языки и тексты артефактов . Единая мировая археология. Том. 34. Рутледж. стр. 144–179. ISBN 0415100542 .
- ^ Хурани, Джордж Фадло (1951). Арабское мореплавание в Индийском океане в древности и раннем средневековье . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- ^ Джонстон, Пол (1980). Морское судно доисторических времен . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674795952 .
- ^ Уайт, Линн (1978). Средневековая религия и технологии. Сборник сочинений . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03566-9 .
- ^ Хорридж, Адриан (1981). Праху: Традиционный парусник Индонезии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Опции буровой установки Proa: Коготь краба» . Профиль . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Лапе, Питер В.; О'Коннор, Сью; Бернингем, Ник (31 января 2007 г.). «Наскальное искусство: потенциальный источник информации о прошлых морских технологиях в Юго-Восточном Азиатско-Тихоокеанском регионе: П.В. Лапе и др.: НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЮГО-ВОСТОЧНОЙ Азиатско-Тихоокеанского региона». Международный журнал морской археологии . 36 (2): 238–253. дои : 10.1111/j.1095-9270.2006.00135.x . S2CID 28293144 .
- ^ Гросс, Джеффри Л. (2016). Долина Вайпио: полинезийское путешествие из Эдема в Эдем . Корпорация Xlibris. п. 626. ИСБН 9781479798469 .
- ^ «Опции буровой установки Proa: Коготь краба» . proafile.com . Файл Проа. 23 июля 2014 года . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Части гавайского каноэ» . archive.hokulea.com . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Star-Bulletin, Гонолулу. "starbulletin.com - Новости - /2007/03/06/" . archives.starbulletin.com . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Галерея изображений Hōkūle'a (с 1973 г.) archive.hokulea.com , по состоянию на 12 февраля 2020 г.
- ^ Марчаж, Калифорния (2003). Характеристики паруса: методы увеличения мощности паруса . Международный морской пехотинец/МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-141310-3 .
- ^ Слотбум, Бернард. «Дельта-парус в опыте «аэродинамической трубы»» . Опыт от BJ Slotboom . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ Анн Ди Пьяцца, Эрик Пиртри и Франсуа Пайль (2014). «Измерения характеристик парусов каноэ из Океании в аэродинамической трубе» . Журнал Полинезийского общества .