Морская навигация
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |

Морская навигация — это искусство и наука эффективного и ответственного управления судном от начальной точки (плавания) до пункта назначения. Это искусство потому, что мореплаватель должен обладать умением избегать опасностей мореплавания, и это наука, потому что она основана на физических, математических, океанографических, картографических, астрономических и других знаниях.
Морское судоходство может быть надводным и подводным .
Этимология
[ редактировать ]Навигация (от латинского слова navigatio ) — это плавание или путешествие. Мореплавание (от латинского nautĭca и греческого ναυτική [τέχνη] nautikḗ [téjne] «[искусство] парусного спорта» и от ναύτης nautes «моряк») – это то, что относится к навигации, а также к науке и искусству мореплавания. Военно-морской флот (от латинского прилагательного navalis ) — это термин, относящийся к кораблям и мореплаванию, или, в частности, к военно-морскому флоту . [1]
В Древнем Риме навикулярии . вели дальнюю морскую торговлю
История
[ редактировать ]Прибрежное судоходство практиковалось с древнейших времен. [2] Библейское повествование о великом потопе , во время которого появился Ноев ковчег , основано как на мифах, так и на навигационной практике месопотамских цивилизаций , которые, начиная с шумеров , плавали по своим двум рекам ( Тигру и Евфрату ) и Персидскому заливу . Древние египтяне также не ограничивались внутренним судоходством по Нилу и использовали средиземноморские морские существовавшие со времен неолита как мегалитизм или металлургия пути, по которым на протяжении тысячелетий распространялись такие культурные явления , . Критяне (2 - даже установили настоящую талассократию (правление морей, приписываемое царю Миносу ) вплоть до микенского периода е тысячелетие до н. э.), когда произошли события, мифологизированные в поэмах Гомера. [Примечание 1] надо бы поставить.
Хетты столкнулись под предводительством царя Шуппилулиумы II с Кипром в первом исторически зарегистрированном морском сражении (ок. 1210 г. до н.э.); в то же время все цивилизации Восточного Средиземноморья пострадали от вторжений так называемых « народов моря ».
Финикийцы , которых греки считали своими мастерами в мореплавании и которые также упоминаются в Библии, — [Примечание 2] [3] была бы первой средиземноморской цивилизацией, которая бы плавала в открытом море на веслах и под парусом , руководствуясь солнцем днем и Полярной звездой ночью. Зафиксировано, что, переправившись через Гибралтарский пролив — «Гибралтарскую скалу», так называемые « Геркулесовы столбы » в греческих мифах — они пересекли Атлантический океан, достигнув на юг какой-то точки на западном побережье Африки. и на севере до Британских островов (или даже дальше, до места, которое в текстах называется Туле ), но неясно, обогнули ли они Африку или пересекли Атлантику, достигнув Америки, чего, скорее всего, достигли скандинавы в 10 веке.



















- Остатки галло-римского корабля I века, археологически названного «Арль Рона» 3 .
- Римский корабль изображен на монете.
- Рельеф саркофага II века, изображающего гаулой, торговый корабль.
- Модель, изображающая морское противостояние римского корабля и оманских кораблей в Индийском океане, II век.
В Индийском и Тихом океанах океанское плавание позволило заселить все архипелаги ( полинезийское мореплавание ). Однако возможность достижения Южной Америки до сих пор является предметом дискуссий — заселение Америки через Берингов пролив не потребовало бы судоходства или, во всяком случае, было бы достаточно прибрежного судоходства — как и другие возможные доколумбовые трансокеанские пути. контакты . В первой четверти XV века китайские экспедиции под руководством Чжэн Хэ достигли африканского побережья Индийского океана. Было высказано предположение , что они могли достичь Южной Атлантики и даже Америки и Европы, но это предложение не было принято за пределами простых предположений.
Средиземноморское судоходство, которое римляне стали контролировать (бесспорное Mare Nostrum после их побед над карфагенянами в Пунических войнах [264–146 до н. э.], египтяне во время битвы при Акциуме [31 до н. э.] и пираты ), снова было спорная среда в средние века , с того момента, как вандалам удалось атаковать итальянское побережье с моря. В VI веке византийцам удалось восстановить контроль, а в VII веке именно арабы в итоге разделили территорию Средиземноморья . [5] даже викинги и норманны доступ к которому имели времен крестовых походов , венецианских . Со [6] генуэзский [7] и Корона Арагона [8] мореплаватели также имели сильное присутствие. Знания о компасе , переданные европейцам арабами (которые, в свою очередь, получили его от китайцев), вместе с другими усовершенствованиями астрономической техники ( астролябия , посох Иакова , секстант ), картографической техники ( портулан и кораблестроение ( каравелла , нау , галеон ), сделал возможным эпоху Великих географических открытий , первоначально возглавлявшихся португальцами и кастильцами , особенно после того, как Генрих Мореплаватель дал импульс школе Сагреша . В 1492 году первое путешествие Христофора Колумба состоялось . В 1488 году Бартоломеу Диаш обогнул мыс . Доброй Надежды , открывшей путь к Индийскому океану — Васко де Гама достиг Каликута (Индия) в 1498 году. Между 1519 и 1521 годами экспедиция Магеллана-Элькано совершила кругосветное плавание — измеряя географическую долготу методом её научного организатора, Руи Фалейро . До VI века испано-португальская гегемония в навигации была заметна в таких областях, как география и космография . И английские, и французские пилоты учились навигации по текстам. Педро де Медина , Мартин Фернандес де Энсисо и Мартин Кортес и другие. [9] [10] Утверждалось, что сочетание «пушек и парусов» дало европейским государствам преимущество над остальными. [11] запуск современной « мировой системы ». [12]
- Колумба Навигация по четырем путешествиям в Америку, 1492–1504 гг.
- Навигация первого плавания Васко де Гамы , 1498 год.
- « Виктория» , корабль экспедиции Магеллана-Элькано (1519-1521), на иллюстрации карты Авраама Ортелиуса , 1590 год.
- Модель галеры «Реал» , флагмана христианского флота в битве при Лепанто (1571 г.).
- Голландские gueux de mer вступают в бой с испанцами в битве при Харлеммермере , 1573 год; Картина Хендрика Корнелиса Врума , ок. 1621.
- Флот Фрэнсиса Дрейка перед Санто-Доминго в 1585 году.
- Плавание испанской армады , 1588 год.
- Плавание Генри Гудзона в поисках Северо-Восточного прохода , 1607–1608 гг.
- «Ваза» затонул во время своего первого плавания в 1628 году. Флагман шведского флота
С 18 века Англия осуществляла морскую гегемонию, что было подтверждено в начале 19 века Трафальгарской битвой (1805 г.). Среди главных английских экспедиций того времени были экспедиция капитана Кука (1768–1779), а также вторая экспедиция «Бигля » (1831–1836) — имевшая большое значение для дальнейшего развития Дарвина Чарльза теории эволюции . Уже в эпоху парового судоходства продолжали совершенствоваться техника и суда трансокеанского плавания ( «клипер» ), которые не устарели для коммерческого судоходства вплоть до 20 века — особенно после открытия Панамского канала . Даже тогда безудержному оптимизму, который характеризовал военно-морское проектирование того времени, был нанесен серьезный удар с затоплением « Титаника» (1912 г.).
- Медаль, используемая британским флотом в честь несостоявшегося Картахены-де-Индиас (1741 г.). захвата
- «Индевор» (корабль капитана Кука) покидает Уитби в 1768 году. гавань
- Венецианские корабли (в том числе « Буцентавр» ) на празднике Вознесения, картина Франческо Гварди , ок. 1775.
- Экспедиция Жана-Франсуа де Лаперуза , 1785–1788.
- Организация невольничьего корабля для работорговли в 1788 году. Треугольная торговля , пересекавшая Атлантику между Европой, Африкой и Америкой, составляла важнейшие судоходные маршруты того времени.
- « Дескубьерта » и « Атревида» на филиппинском острове Самар во время экспедиции Маласпина , 1789–1794 гг.
- Навигация Королевской благотворительной экспедиции по вакцинам , 1803–1814 гг.
- «Боевой Темерер» подтягивается к последней стоянке для разборки , автор Дж. М. У. Тернер , 1838 год.
- Активное судоходство по Темзе в середине XIX века, на гравюре Фредерика Джеймса Смита. Корабли с высокими мачтами толпятся вниз по течению, а баржам и пароходам с дымящимися дымовыми трубами разрешено пересекать Лондонский мост .
- «Ариэль» и «Тэпин», участвующие в Великой чайной гонке 1866 года , изображены на картине Джека Сперлинга.
- Морской бой между русскими и японскими эсминцами в Порт-Артуре во время русско-японской войны , 1904 год.
- Экспедиция Амундсена на Южный полюс, 1913 год.
- Потопление вражеского корабля немецкой подводной лодкой в 1917 году. Помимо подводной войны , подводные суда использовались для самых разных целей, включая почту , [14] океанография . или исследования полярные [15]
- Операция «Оверлорд» (июнь 1944 г.) была крупнейшей военно-морской операцией в истории, проводившейся на относительно небольшой морской территории ( Ла-Манш ).
- отправляется Пятый флот США на Окинаву в марте 1945 года, на заключительном этапе войны на Тихом океане .
Современное судоходство массово перестало выполнять одну из своих традиционных функций и было заменено авиацией, например пассажирским транспортом , хотя и с двумя важными исключениями: туристическими путешествиями ( туризм на круизных лайнерах ) и нерегулярным перемещением людей ( нелегальная иммиграция ). Со времен Второй промышленной революции основной объем грузовых перевозок приходится на углеводороды ( нефтяные танкеры и газовозы ). Другое сырье также перевозится навалом на грузовых судах , но с 1956 года большая часть товаров всех видов была адаптирована к стандартизированным контейнерам , ускоряющим погрузку и разгрузку, позволяющим комбинировать их с наземным транспортом ( хабом ). Высокотехнологичное судоходство позволило сократить экипажи и увеличить размеры кораблей. Например, в глубоководном рыболовстве , которое обнаруживает добычу с помощью сложных средств и длится неопределенно долго (суда с морозильной камерой или суда-фабрики ), что в некоторых обстоятельствах делает их уязвимыми для новых форм пиратства.
- Маршруты « Калипсо» , исследовательского корабля командующего Кусто .
- Грузовое судно, использующее соответствующие средства для контейнерных перевозок ( контейнерные краны ) в порту Гавр .
- Лодка, перегруженная нелегальными иммигрантами, рядом с береговой охраной Испании .
Методы и техники
[ редактировать ]Это методы, используемые в морском судоходстве для решения трех задач мореплавателя:
- Определение и поддержание «курса».
- Определение «времени», «скорости» и «расстояния» на время путешествия.
- Зная «глубину», на которой плывешь, чтобы не сесть на мель.
Береговое судоходство
[ редактировать ]Навигация и определение местоположения судна методами позиционирования, основанными на наблюдении пеленгов и расстояний до примечательных точек побережья ( маяков , мысов , буев и т. д.) визуальными средствами ( пелорус ), наблюдением горизонтальных углов ( секстант ) или электронными методами. (пеленги от РЛС на ракеты , транспондеры и т.д.)
Навигация по точному счету
[ редактировать ]Навигация и местоположение судна аналитическими средствами после рассмотрения следующих элементов: начальное местоположение, пеленг (ы) — будь то абсолютные пеленги , поверхностные пеленги или относительные пеленги . Также скорость, а также внешние факторы, которые частично или полностью повлияли на курс, такие как ветер ( отклонение от курса ) и/или течение (азимут течения и часовая интенсивность течения). Точка, полученная в результате вычислений, называется «Место счисления пути» с соответствующими ей широтой и долготой . Эта точка также известна как точка Фантазии.
Локсодромная навигация
[ редактировать ]
Навигация по прямой линии , то есть все меридианы срезаны под одинаковым углом. На морской карте, соответствующей проекции Меркатора , локсодромика изображается прямой линией.
Этот тип навигации полезен на не слишком больших расстояниях, так как позволяет сохранять устойчивый курс, [16] но он не предлагает кратчайшего расстояния.
Ортодромная навигация
[ редактировать ]Навигация, которая следует по кратчайшему расстоянию между двумя точками, т. е. по большому кругу . Такие маршруты дают кратчайшее расстояние между двумя точками земного шара. [16] Чтобы вычислить азимут и расстояние между двумя точками, необходимо решить сферический треугольник , вершинами которого являются начало координат, место назначения и полюс. [17]
Небесная навигация
[ редактировать ]Навигация и определение местоположения корабля методами геопозиционирования, основанными на наблюдениях за звездами и другими небесными телами . Переменными, измеряемыми для определения местоположения, являются: наблюдаемая угловая высота звезд над горизонтом , измеренная с помощью секстанта (ранее с помощью астролябии или другого инструмента), и время , измеренное с помощью хронометра .
Концептуально этот процесс не сложен для понимания:
- Зная время наблюдения и данные морского календаря, можно определить астрономические координаты наблюдаемой звезды.
- Зная координаты наблюдаемой звезды и высоту над горизонтом, с которой она наблюдалась, можно сделать вывод, что положение наблюдателя находится на окружности, центр которой находится в географической точке непосредственно под звездой.
- Любой наблюдатель, находящийся в любой точке этого круга, будет наблюдать звезду на той же высоте над горизонтом.
- Таким образом, наблюдатель может знать, что его позиция находится где-то на этом круге.
На практике математический процесс, называемый «редукцией» наблюдения, может оказаться сложным для непосвященного. К высоте, наблюдаемой с помощью секстанта, необходимо внести ряд поправок, компенсирующих атмосферную рефракцию, параллакс и другие ошибки. Как только это будет сделано, необходимо решить сферический треугольник математическими и тригонометрическими методами.
Есть много способов сделать это. Ручные методы используют таблицы ( тригонометрические , логарифмические и т. д.) для облегчения расчетов. Появление калькуляторов и электронных вычислительных машин в конце 20 века значительно облегчило расчеты, но создание GPS сделало астронавигацию неактуальной, отодвинув ее на второй план как альтернативный метод в случае выхода из строя бортовой электроники. или как хобби, представляющее научный интерес.
Электронная навигация
[ редактировать ]Навигация и определение местоположения корабля с помощью методов позиционирования, основанных на средствах глобальных систем позиционирования, таких как GPS , ГЛОНАСС или GALILEO . Это наиболее распространенная и простая в использовании система, несмотря на возможные ошибки.
Инерциальная навигация
[ редактировать ]Навигация и определение местоположения корабля посредством анализа данных, предоставляемых акселерометрами и/или гироскопами, расположенными на борту, которые интегрируют ускорения, испытываемые в сложных электронных системах, которые преобразуются в скорости (по 3 возможным осям смещения) и в соответствии с ними. наблюдаемым курсам, позволяют получить местонахождение корабля.
Иконография
[ редактировать ]Предвестником удачного мореплавания был дельфин , поэтому его изображение стало символом всех кораблей.
Еще совсем недавно мореходку представляли в виде женщины, увенчанной кормой корабля , одежда которой развевается по ветру. Одной рукой она опирается на руль направления, а другой держит прибор для измерения высоты. У ее ног ампула , компас, трезубец Нептуна и богатство торговли, а на горизонте можно увидеть море, дополненное маяком и пересекаемое кораблями на всех парусах. [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Более тысячи «вогнутых кораблей», прибывающих на пляжи Трои , неудача мореплавателя Улисса и опыт « аргонавтов », среди которых строитель корабля, носящего его имя, Аргус .
- ↑ Корабли из Тира снабжали царя Соломона товарами из дальних мест, в том числе из Фарсиса — Тартесса — туда же, куда финикийский корабль вез Иону , пока команда не сбросила его в море, обвинив его в шторме, который грозил их потопить.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Навигация : теория и практика определения курса корабля, самолета или космического корабля. Морской : Относящийся к кораблям, судоходству, мореплаванию или морякам или с их участием. Военно-морской : ( морской ) Относящийся к кораблям в целом или относящийся к ним.
- ^ «15.1 Самые ранние корабли и моряки. Очерк истории Герберта Уэллса» . Outline-of-history.mindvessel.net . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ «Новые перспективы финикийского мореплавания» . www.metmuseum.org . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ «Блог Рима 101» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Пиренн, Анри (1922). «Магомед и Карл Великий» . Бельгийское обозрение филологии и истории . 1 : 77–86. дои : 10.3406/rbph.1922.6157 .
- ^ Венецианский флот
- ^ Генуэзский флот
- ^ Салаберт, Висенте (1970–1971). «Каталоно-арагонская экспансия через Средиземноморье в 14 веке». Ежегодник средневековых исследований (на испанском языке) (7). ISSN 0066-5061 .
- ^ Пикатост, Фелипе (1891). Заметки для испанской научной библиотеки XVI века: биографические и библиографические исследования точных физических и естественных наук и их непосредственные применения в том веке (на испанском языке).
- ^ Jump up to: а б Иллюстрированный популярный энциклопедический словарь Сальвата (1906-1914)
- ^ Чиполла, Карло Мария, Пушки и паруса на первом этапе европейской экспансии , 1967.
- ^ Фернан Бродель, Иммануил Валленштейн.
- ^ «Цифровая сеть музейных коллекций Испании — Музеи» . ceres.mcu.es (на испанском языке) . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ «Подводная почта — моряки торгового флота» . www.webmar.com . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ «Россия водружает свой флаг в Арктике» (на испанском языке). 2 августа 2007 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Вайнрит, Адам; Нойманн, Томаш (7 июня 2011 г.). Методы и алгоритмы в навигации: Морская навигация и безопасность морского транспорта . ЦРК Пресс. стр. 139–. ISBN 978-0-415-69114-7 .
- ^ «Нависфера де Вильсон» . 22 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2009 г. Проверено 24 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]



- История астрономической навигации (на испанском языке)
- Друзья аргентинской морской традиции (на испанском языке)
- Армиллярная сфера, применяемая в мореплавании (на португальском языке)