Jump to content

Доколумбовые плоты

Бревенчатые плоты шестнадцатого века у Пуэрто-Вьехо, Эквадор (перепечатка оригинала 1565 года в 1857 году).

Доколумбовые плоты курсировали по тихоокеанскому побережью Южной Америки для торговли примерно с 100 г. до н.э., а, возможно, и намного раньше. Описания испанцами в XVI веке плотов, которыми пользовались коренные американцы на побережьях Перу и Эквадора, породили предположения о мореплавании индейцев, мореходных качествах их плотов и возможности того, что они предпринимали длительные океанские плавания. Ни один из доисторических плотов не сохранился, и точные характеристики их конструкции и географические масштабы их путешествий неизвестны.

Вполне вероятно, что торговцы на плотах, построенных из бревен пробкового дерева, дошли до Мексики и познакомили цивилизации этой страны с металлургией. Некоторые ученые и авантюристы 20-го и 21-го веков (в первую очередь Тур Хейердал ), достигшие Полинезии на плоту Кон-Тики , утверждали, что плоты и их команды прошли тысячи миль через Тихий океан в Полинезию . Несколько других людей и групп также построили плоты на основе доисторических моделей и совершили транстихоокеанские путешествия.

Бальса по-испански означает «плот». Использование плотов для торговли на побережьях Перу и Эквадора, от северного Чили до южной Колумбии , продолжалось до конца XIX века, еще долго после испанского завоевания империи инков (1532–1572 гг.), хотя верность этих плотов их доисторические предки неясны.

Рисунок плота (бальзы) недалеко от Гуаякиля, Эквадор, в 1748 году. Рисунок напоминает описание плотов, используемых индейцами, данное испанскими исследователями XVI века.

В 1526 году испанский корабль под командованием Бартоломе Руиса , главного мореплавателя Франсиско Писарро, [1] отправился на юг вдоль западного побережья Южной Америки, став первым кораблем Старого Света, который, как известно, исследовал это побережье. У берегов Эквадора Руис встретил плот коренных американцев, что стало первой встречей между испанцами и вассалами инков. [2] Современный отчет об этой встрече таков:

[Испанцы] захватили корабль [плот], на борту которого находилось до 20 человек, из которых 11 бросились в воду. [Руис] высадил на берег остальную часть команды, за исключением троих, которых он оставил в качестве переводчиков. Он хорошо к ним относился. Корабль, который он взял, имел грузоподъемность до 30 тонеле [25 метрических тонн]. Киль был сделан из тростника [бальзовых бревен] толщиной со столбы, связанных между собой веревками из того, что они называют хенекен , что похоже на пеньку . Верхняя палуба была сделана из более легкого тростника, связанного такими же веревками. Люди и их груз остались сухими на верхней палубе, поскольку нижние бревна были затоплены морской водой. На корабле были мачты из хорошего дерева, паруса из хлопка с латинским вооружением, такие же, как у наших кораблей, и хорошее оснащение хенекеновыми канатами. В качестве якорей он нес каменные гири, похожие на точильные камни парикмахера. [3]

Летописец Франсиско де Херес сообщил, что на плоту был груз «серебряных предметов, диадем, корон, лент, пинцетов и колокольчиков, и все это они привезли в обмен на несколько [морских] ракушек». [4] Другие летописцы того времени дали дополнительные подробности о плотах. «Они устанавливают мачту в самом большом бревне посередине, поднимают паруса и плывут по всему этому берегу. Это очень безопасные суда, потому что они не могут затонуть или перевернуться, так как вода омывает их». [5]

Строительство и навигация

[ редактировать ]
Перуанский плот в 1841 году.

Бальзовые бревна

[ редактировать ]

Бревна пробкового дерева ( Ochroma lagopus ) отличаются легким весом и большими размерами (до 90 сантиметров (35 дюймов) в диаметре). Дерево тропического леса, бальсовое дерево в природе не встречается на засушливых побережьях Перу и южного Эквадора. Источником бальсовых бревен для плотов была долина реки Гуаяс , к северу от города Гуаякиль , Эквадор. Этот район по-прежнему является основным источником бальзового дерева для международной торговли.

Долговременная плавучесть бревен из бальзы оказалась под вопросом. До путешествия «Кон-Тики» по в Тихому океану 1947 году ученые часто утверждали, что бревна бальзы впитывают воду так быстро, что длительные плавания становятся невозможными. Однако Хейердал использовал зеленые бревна бальзы в течение 101 дня путешествия на «Кон-Тики». Другие исследования также показали, что сухие бревна бальзы могут оставаться на плаву в течение длительного периода времени. [6]

Плоты всегда строились из нечетного количества бальзовых бревен, обычно от 3 до 11, причем центральное бревно было самым длинным, а остальные сужались по длине. Испанцы сказали, что плоты имели форму вытянутых пальцев руки. Большие бревна бальзы, связанные вместе волокном хенекен, образовывали основную палубу плота. Морская вода свободно проходила между бревнами и над ними, что затрудняло затопление плотов при сильном волнении. [7]

На больших бревнах бальзы располагалась платформа или несколько платформ, построенных из тростника или бамбука , которые сохраняли груз и пассажиров сухими. В исторические (и, вероятно, доисторические) времена платформа могла включать в себя хижину для укрытия пассажиров и экипажа, а также место для костра для приготовления пищи. [8]

Паруса и мачты

[ редактировать ]

Использование парусов на доколумбовых плотах оспаривается некоторыми учеными, которые предполагают, что испанцы ввели использование парусов или что технология использования парусов заимствована у испанцев, но была принята индейцами до физического прибытия Испанский на эквадорском побережье. Однако летописец путешествия Руиса в 1526 году ясно дает понять, что плот, который он видел, использовал паруса, и это путешествие произошло всего через 13 лет после первого известного наблюдения испанцами Тихого океана в Панаме, более чем в 1200 километрах (750 миль) к северу. Другой современный автор говорил, что паруса использовались на плотах «с незапамятных времен». [9]

Также существуют разногласия по поводу того, были ли использованные паруса квадратными или латиновыми (треугольными). Хотя позже использовались квадратные паруса, в самых ранних отчетах описываются треугольные паруса, вероятно, два, носовая и кормовая, оснащенные двумя мачтами. [10] Инженерные исследования и исследования напряжений показывают, что мачты были изогнутыми и имели диаметр не более 7,5 метров (25 футов) и около 16 сантиметров (6,3 дюйма). Возможно, они состояли из двух кусков дерева, соединенных вместе. Используемая древесина неизвестна, хотя в современных репродукциях использовалась мангровая древесина, причем мангровые заросли распространены вдоль побережья Эквадора и северного перуанского побережья Пьюры и Тумбеса . [11]

[ редактировать ]

Доколумбовые плоты управлялись за счет сочетания регулировки парусов и использования швертов , называемых «гуара». Обычно это были доски шириной около 60 сантиметров (2,0 фута), вставленные вертикально в море между бревнами бальзы. На плотах большего размера было три группы гуаров спереди, сзади и в середине плота. Поднятие, опускание или удаление некоторых гуар или перемещение их к носу или корме уменьшало или увеличивало подповерхностное натяжение и позволяло управлять плотом. Работая в тандеме с парусами, гуары, согласно отчету 1820 года, позволяли экипажу выполнять «все маневры правильно построенного и хорошо оснащенного [парусного] судна». [12] Плоты могли развивать скорость от 4 до 5 узлов . [13]

Размер и грузоподъемность

[ редактировать ]

Инженерное исследование пришло к выводу, что размеры океанских плотов варьируются от 6 метров (20 футов) до 11 метров (36 футов) в длину и имеют грузоподъемность от 10 до 30 тонн. Грузоподъемность плотов уменьшалась, поскольку бальзовые бревна впитывали морскую воду. После 4 месяцев пребывания на воде грузоподъемность самых крупных плотов снизилась до 10 тонн, а через 8 месяцев — до 5 тонн. Таким образом, срок службы плотов составил чуть более 8 месяцев на воде. [14]

Торговля с Мексикой

[ редактировать ]

Древность использования морских плотов жителями эквадорского и перуанского побережья не установлена, поскольку древние плоты из пробкового дерева оставили мало археологических следов, но похоже, что была создана морская торговая система от южной Колумбии до северного Чили. примерно к 100 г. до н.э. [15] Морская торговля имела два центра: северное побережье Эквадора и Чинча примерно в 200 километрах (120 миль) к югу от современной Лимы, Перу .

Внезапное внедрение металлургии в цивилизациях Мексики около 800 г. н. э. привело археологов к выводу, что эта технология была завезена, скорее всего, на морских плотах с эквадорского побережья Южной Америки, где металлургия практиковалась на протяжении сотен лет. Более поздние достижения в металлургии в Мексике после 1200 г. н.э. напоминали металлургию Чинча в Перу. [16]

Ученые подсчитали, что путешествие в одну сторону из Эквадора в Мексику заняло бы от шести до восьми недель при плавании в среднем со скоростью 4 узла по 12 часов каждый день. Чтобы насладиться лучшей погодой, торговцы, скорее всего, покинут Эквадор в начале декабря и прибудут в Мексику в конце января. Они отправятся обратно в начале марта и прибудут в Эквадор в начале мая. Плот может совершить два рейса туда и обратно, прежде чем захлебнется водой. Некоторые моряки останутся в Мексике дольше. В одном сообщении из испанских источников, датированном 1525 годом, говорится, что «индейцы с некоторых южных островов... привозили изысканные продукты, которые они обменивали на местные продукты и... оставались там пять или шесть месяцев, пока не наступит хорошая погода». Именно во время этих торговых путешествий южноамериканские моряки, возможно, привезли в Мексику металлургию. [17]

Предполагаемая торговля между Эквадором и Мексикой состояла из предметов роскоши, в том числе раковин Spondylus (колючая устрица) и Strombus (раковина), которые с момента их происхождения широко продавались в теплых океанских водах Эквадора повсюду в Андах, а также вверх и вниз по побережьям Юга. Америка. [18]

Современные воссоздания

[ редактировать ]

Со времени плавания «Кон-Тики» в 1947 году было совершено множество пересечений Тихого океана на плотах из Южной Америки в Полинезию. В 1990-е годы четыре попытки переправиться на плоту из Эквадора в Мексику провалились, хотя одна попытка достигла Коста-Рики . [19] Различные плавания продемонстрировали мореходные качества доисторических плотов и, по словам одного из первых испанцев, что индейцы, плававшие на них, были «великими мореплавателями». Испанские колонисты в Перу и Эквадоре с 16 по 19 века полагались на индейцев перуанского и эквадорского побережья и их плоты в прибрежной торговле. [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ходос, Тамар (18 ноября 2016 г.). Справочник Рутледжа по археологии и глобализации . Рутледж. ISBN  9781315448985 .
  2. ^ Боден, Луи (1 января 2003 г.). Повседневная жизнь инков . Курьерская корпорация. ISBN  9780486428000 .
  3. ^ «Relacion Samano» Франсиско де Хереса, Истинное повествование о завоевании Перу, издание Conception Bravo, стр. 169-184, http://oda-fec.org/ucm-chasqui/bo/download/1183/relacion.pdf ; Преобразование тонелей в тонелады: https://books.google.com/books?id=mYFPAQAAMAAJ&pg=RA1-PA623 , по состоянию на 29 июля 2016 г.
  4. ^ Деван, Лесли и Хослер, Дороти (2008), «Древняя морская торговля бальзовыми плотами: инженерный анализ», Журнал археологических исследований , Vol. 64, с. 20
  5. ^ de Estete, Noticias del Peru (1535) и другие отчеты Девана, Лесли, «Строительство и проектирование эквадорского плота из бальсы », по состоянию на 29 июля 2016 г.
  6. ^ Эмануэль, Джефф (2012), «Жемчужина флота: проектирование, строительство и использование морских бальз доколумбового побережья Анд», в материалах 13-го Международного симпозиума по лодкам и корабельной археологии (ISBSA 13) , Амстердам, Нидерланды, 8–12 октября 2012 г., стр. 6–7, http://scholar.harvard.edu/emanuel/mbian-Balsa_ISBSA-13 , по состоянию на 2 августа 2016 г.
  7. ^ Иммануил, стр. 7-8
  8. ^ Иммануэль, с. 9
  9. ^ Иммануил, стр. 10-13
  10. ^ Смит, Кэмерон М. и Хаслетт, Джон Ф. (1999), «Конструкционные и мореходные характеристики копии доколумбового плота», Бюллетень примитивных технологий , стр. 17; Эмануэль, стр. 11-12.
  11. ^ Деван и Хослер, стр. 23-31
  12. ^ Иммануил, стр. 9-10
  13. ^ «Тор Хейердал: Плот Бальзас в навигации аборигенов Перу и Эквадора», http://www.bradshawfoundation.com/thor/balsa-raft.php , по состоянию на 2 августа 2016 г.
  14. ^ Деван и Хослер, с. 36
  15. ^ Деван и Хослер, стр. 19-20.
  16. ^ Хослер, Дороти (1988), «Металлургия Западной Мексики: происхождение Южной и Центральной Америки и трансформации Западной Мексики», американский антрополог , Vol. 90, № 4, стр. 832-843.
  17. ^ Деван и Хослер, с. 36
  18. ^ Симада, Изуми. «Эволюция Андского разнообразия: региональные образования (500 г. до н.э. – 600 г. н.э.)» (1999), Кембриджская история коренных народов Америки , Том III, часть 1. Ред. Фрэнк Саломон и Стюарт Б. Шварц. Кембридж : Издательство Кембриджского университета, 350–517, особенно «Связи Мезоамерики и Северо-Запада Южной Америки», стр. 430–436.
  19. ^ Смит и Хаслетт, с. 14
  20. ^ Иммануил, стр. 13-14
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a1ea380cd731d4de842ddd7756119be__1702945500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/be/3a1ea380cd731d4de842ddd7756119be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pre-Columbian rafts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)