Культура Чинча
13 ° 27'04 "ю.ш. 76 ° 10'15" з.д. / 13,45111 ° ю.ш. 76,17083 ° з.д.

Культура Чинча (или культура Ика-Чинча). [ 1 ] ) — культура коренного перуанского народа, жившего недалеко от Тихого океана на юго-западе Перу . Королевство Чинча и его культура процветали в позднем промежуточном периоде (900–1450 гг. Н. Э.), также известном как период региональных государств доколумбового Перу . Они стали частью Империи инков около 1480 года. Они были известными морскими торговцами и жили в большой и плодородной оазисной долине. Ла Сентинела — это археологические руины, связанные с Чинча. Он расположен недалеко от современного города Чинча-Альта .
Чинча исчезли как народ через несколько десятилетий после испанского завоевания Перу , начавшегося в 1532 году. Они умерли в большом количестве от европейских болезней и политического хаоса, который сопровождал и следовал за испанским вторжением.
Чинча дали свое название региону Чинчайсуйо , островам Чинча , животному, известному как шиншилла (буквально «Маленькая Чинча»), и городу Чинча-Альта . Слово «Чинчай» или «Чинча» означает « Оцелот » на языке кечуа . Чинча — этническая группа, родственная народу кечуа .
Параметр
[ редактировать ]Чинча — одна из крупнейших долин на тихоокеанском побережье Перу. Долина находится примерно в 220 километрах (140 миль) к югу от Лимы, Перу . В окружающей пустыне практически нет дождей, но река Чинча, стекающая с Анд, омывает обширную долину в форме треугольника, протянувшуюся примерно на 25 километров (16 миль) с севера на юг вдоль побережья и простирающуюся примерно на 20 километров (12 миль) вглубь страны. В современной долине возделывается 22 000 гектаров (54 000 акров) земли, а в доколумбовые времена возделываемых земель, возможно, было не намного меньше. Долина реки Писко расположена в 25 километрах (16 миль) к югу и имеет такой же размер. [ 2 ]
История Чинчи
[ редактировать ]Эпоха до Чинчи
[ редактировать ]Люди жили вдоль побережья Перу не менее 10 000 лет. Первые поселенцы, вероятно, были рыбаками, наслаждавшимися богатыми морскими ресурсами течения Гумбольдта . Позднее развилось ирригационное земледелие в долинах рек. Первые оседлые общины, известные в долине Чинча, датируются примерно 800 г. до н.э. и относятся к культуре Паракас . [ 3 ] Позже, с 100 г. до н. э. по 800 г. н. э., долина Чинча находилась под влиянием культуры Ика-Наска . [ 4 ] Долина Чинча также находилась под влиянием и, возможно, под контролем империи Вари примерно с 500 г. по 1000 г. н.э. [ 5 ]
Между IX и X веками произошел сдвиг в образе жизни и культуре прибрежных жителей: в прибрежном регионе появились различные техники и стили. Некоторые ученые утверждают, что это изменение было результатом миграционной волны неизвестного происхождения, идентифицируя эту культуру как культуру «пречинча». Рудиментарная культура дочинча во многом опиралась на рыболовство и сбор ракушек.
Чинча был
[ редактировать ]В 11 веке зародилась сложная и воинственная культура, известная как чинча, возможно, результат миграционной волны из высокогорья. У чинча были развитые системы архитектуры, сельского хозяйства и ирригации. Культура Чинча стала доминировать по всей долине. Чинча поклонялись богу-ягуару и считали себя потомками ягуаров, которые передали им воинственные и властные наклонности. Чинча удобряли свои поля мертвыми птицами и пометом , и эти знания передались более поздним народам. Купцы Чинча поддерживали сухопутные торговые пути со стадами верблюдов, используемых в качестве вьючных животных, достигая Коллао (Альтиплано) и Куско . Более того, чинча овладели навыками мореплавания; и новые технологии, такие как строительство плотов из бальсовых бревен, которые являются крупнейшими, способными перевозить двадцать человек в дополнение к большому грузу, и использование паруса , известного только в некоторых культурах Эквадора и Перу в доколумбовую эпоху Америки; позволяя чинче иметь обширные морские торговые пути и, возможно, добираться до Центральная Америка на лодке (рафте). Морские «торговцы» Чинча поклонялись звезде, известной им как Чундри, которая, возможно, служила для навигации. [ 6 ]
Руины Чинча в Ла Сентинеле были одним из первых археологических памятников в Перу, исследованных археологами. Участок занимает площадь более 75 гектаров (190 акров) и состоит из двух больших пирамид, Ла Сентинела и Тамбо де Мора, построенных из самана и служащих жилищами вождей народа чинча. В окружающем жилом районе жили ремесленники по серебру, текстилю, дереву и керамике. [ 7 ] хотя, как и большинство монументальных археологических памятников доколумбовой эпохи, основная цель Ла Сентинелы, вероятно, была церемониальной, а не жилой или коммерческой.
От Ла-Сентинелы расходилась сеть дорог, идущих прямыми линиями, как это было принято в Андах. Дороги еще видны. Дороги простирались на восток и юг от Ла-Сентинелы и вели к отдаленным церемониальным центрам, а также облегчали транспортировку товаров в долину Паракас на юг и к высокогорьям Анд, которые возвышаются примерно на 20 километров (12 миль) вглубь страны от Ла-Сентинелы. [ 8 ]
Согласно ранней испанской хронике, население Чинчи состояло из 30 000 глав домохозяйств, среди которых было 12 000 земледельцев, 10 000 рыбаков и 6 000 торговцев. Цифры предполагают, что общая численность населения под контролем Чинча составляет более 100 000 человек, вероятно, на большей территории, чем сама долина Чинча. Большее, чем обычно, количество рыбаков и торговцев среди населения иллюстрирует коммерческий характер штата Чинча и важность моря для его экономики. [ 9 ] Согласно испанским источникам, чинча, возможно, использовали деньги для торговли, как Чимор и некоторые другие андские культуры, но испанские летописцы, возможно, ошибочно приняли медные предметы, используемые в торговых формах, за валюту, когда сама медь была предметом обмена. [ 10 ]
Чинча и инки
[ редактировать ]Несколько испанцев XVI века записали историю Чинчи от коренных перуанских информаторов. Хотя эти хроники часто противоречивы, в общих чертах истории Чинчи можно различить. Педро Сьеса де Леон описал Чинчу как «великую провинцию, почитаемую в древние времена… великолепную и величественную… настолько известную во всем Перу, что ее опасаются многие местные жители». Чинча расширялись вдоль побережья Перу и до высокогорья Анд примерно в то же время, когда инки создавали свою империю в 14 и 15 веках.
Чинча контролировали богатого и известного оракула по имени Чинчайкамак, вероятно, недалеко от Ла-Сентинелы , который собирал пожертвования от народа чинча и других людей, что указывает на избыток богатства. [ 11 ] Чинча были наиболее известны морской торговлей. Педро Писарро сказал, что Атауальпа утверждал, что правитель Чинчи контролирует 100 000 морских плотов , что, несомненно, преувеличение, но иллюстрирует важность Чинчи и торговли. [ 12 ] Путешествия на бальзовом плоту вверх и вниз по побережью Тихого океана от южной Колумбии до северного Чили, возможно, даже до Мексики, были давней практикой, торговля в основном велась предметами роскоши, такими как обработанное золото и серебро, а также ритуально важные спондилы и стромбы. ракушки . [ 13 ] Некоторые авторитетные источники утверждают, что чинча приобрели влияние и контроль над большей частью морской торговли только в конце пятнадцатого века. Инки захватили и разрушили экономику Чиму на севере Перу около 1470 года и передали контроль над торговлей Чинча, чье расположение недалеко от родины инков в горной местности сделало Чинчу удобным перевалочным пунктом. [ 14 ] Источник как бревен бальзы для плотов, так и ракушек Spondylus и Strombus находился в Эквадоре, в 1400 километрах (870 миль) к северу, что укрепляет мнение о том, что чинча имели широкий охват своей торговой деятельности. [ 15 ]
Первую экспедицию инков в Королевство Чинча возглавил генерал Капак Юпанки под началом своего брата, императора Пачакути (правил в 1438–71). Согласно некоторым источникам, это была попытка установить дружеские отношения, а не завоевание. По прибытии в Чинчу Капак Юпанки заявил, что не хочет ничего, кроме признания превосходства Куско, и подарил курака Чинча подарки, чтобы продемонстрировать великолепие инков. Чинча без труда признали инков и продолжили мирно жить в своих владениях. Следующий император, Топа Инка Юпанки (правил в 1471–1493 гг.), превратил Королевство Чинча в настоящую территориальную аннексию к империи, но правители Чинчи сохранили большую часть своей политической и экономической автономии и своего традиционного руководства. Король Чинча был обязан проводить несколько месяцев каждый год, посещая двор императора инков, хотя ему оказывали почести высшей знати инков. [ 16 ]
Лорд Чинчи был единственным человеком из свиты Атауальпы, который нес носилки на встрече с испанцами. В культуре инков использование подстилки в присутствии Сапа Инки считалось выдающейся честью. Чинча, возможно, поддерживал фракцию Атауальпы во время гражданской войны инков . Атауальпа сказал, что правитель Чинчи был его другом и величайшим правителем низменностей. Лорда Чинча сначала приняли за Атауальпу из-за продемонстрированного им богатства при встрече с Франсиско Писарро , а затем убили в битве при Кахамарке в 1532 году, в которой император Атауальпа был взят в плен испанцами.
Испанское правление
[ редактировать ]Испанцы впервые появились в долине Чинча в 1534 году, а в 1542 году была основана доминиканская римско-католическая миссия. С приходом испанцев население Чинчи резко сократилось, в основном из-за европейских болезней и политических беспорядков. Демографы подсчитали, что за первые 85 лет испанского правления сокращение населения составило 99 процентов. Чинча так и не вернул себе прежнюю известность. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Другое чтение
[ редактировать ]- Касерес Маседо, Хусто. Доиспанские культуры Перу . Перуанский музей естественной истории, 1985.
- Ростворовски де Диес Кансеко, Мария . История царства инков . Издательство Кембриджского университета, 1999.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Муццо, Густаво Понс (1979). Краткое изложение истории Перу . Редакция Universo.
Культура Чинча имела свой основной центр в долинах Ики и Чинча. Он также известен под названием Ика – Культура Чинча.
- ^ Уоллес, Дуайт Т. (1991), «Дороги Чинча: экономика и символика», в книге « Древние дорожные сети и иерархия поселений в Новом Свете » под редакцией Чарльза Д. Тромбольда, Нью-Йорк: Cambridge University Press, стр. 256; Google Планета Земля
- ^ Стэниш, Чарльз, Танталеан, Генри, Нигра, Бенджамин Т. и Гриффин, Лаура (2014), «2300-летний архитектурный и астрономический комплекс в долине Чинча, Перу», Труды Национальной академии наук , Том. 111, № 20, с. 7218
- ^ Пру, Дональд А. (2007), «Культура Наска: Введение», Массачусетский университет, стр. 5, http://people.umass.edu/proulx/online_pubs/Nasca_Overview_Zurich.pdf , по состоянию на 8 августа 2016 г.
- ^ Берг, Сьюзен и Лумбрерас, Луис Гильермо (2012), Повелители древних Анд , Лондон: Темза и Гудзон, стр. 2 (обложка)
- ^ Кансеко, Мария Ростворовски де Дьес (1999). История царства инков . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521637596 .
- ^ Таверо Вега, Лизардо, «La Centinela», http://www.arqueologiadelperu.com.ar/lacentinela.htm , по состоянию на 12 августа 2016 г.
- ^ Уоллес, стр. 253–255.
- ^ Ростворовски де Диес Кансеко, Мария (1999), История царства инков , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 205–206.
- ^ Нигра, Бен, Джонс, Терра, Бонгерс, Джейкоб, Стэниш, Чарльз, Танталеан, Генри и Перес, Келита (2014), «Королевство Чинча: археология и этноистория южного побережья позднего промежуточного периода, Перу», Backdirt 2014 , с. 43, http://ioa.ucla.edu/sites/default/files/backdirt2014_full_lr_update.pdf , по состоянию на 15 декабря 2022 г.
- ^ Нигра и др., с. 39
- ^ Нигра и др., с. 40
- ^ Деван, Лесли и Хослер, Дороти (2008), «Древняя морская торговля на бальсовых плотах: инженерный анализ», Журнал археологических исследований , Vol. 64, стр. 19–20.
- ^ Сандвейс, Дэниел Х. и Рид, Дэвид А. (2015), «Переговорное подчинение: морская торговля и включение Чинчи в Империю инков», Журнал островной и прибрежной археологии, Vol. 0, выпуск 0, http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/15564894.2015.1105885 , по состоянию на 18 августа 2016 г.
- ^ Эмануэль, Джефф (2012), «Жемчужина флота: проектирование, строительство и использование морских бальз доколумбового побережья Анд», в материалах 13-го Международного симпозиума по археологии лодок и кораблей (ISBSA 13) , Амстердам, Нидерланды, 8–12 октября 2012 г., http://scholar.harvard.edu/emanuel/mbian-Balsa_ISBSA-13 , по состоянию на 2 августа 2016 г.
- ^ Нигра и др., стр. 39–40; Сандвейс, Дэниел Х. (1992), Археология рыбаков чинча: специализация и статус в Инка Перу , Бюллетень Музея естественной истории Карнеги , стр. 5
- ^ Sandweiss, (1992), стр. 23–24.