Культура Паракас
![]() Область развития и влияния культуры Паракас. | |
Период | Ранний горизонт |
---|---|
Даты | в. 800 г. до н.э. – 100 г. до н.э. |
Основные сайты | Паракас Канделябры |
С последующим | Культура Наска |

Культура Паракас представляла собой андское общество, существовавшее примерно между 800 и 100 гг. до н. э., обладавшее обширными знаниями в области ирригации и управления водными ресурсами и внесшее значительный вклад в текстильное искусство. Он располагался на территории современного региона Ика в Перу . Большая часть информации о жизни народа Паракас поступает из раскопок на большом приморском участке Паракас на полуострове Паракас , впервые официально исследованном в 1920-х годах перуанским археологом Хулио Телло . [2]
Пещеры Паракас — это шахтные гробницы, расположенные на вершине Серро-Колорадо , каждая из которых содержит несколько захоронений. Есть свидетельства того, что на протяжении веков, когда культура процветала, эти гробницы использовались повторно. В некоторых случаях головы умерших вынимали, видимо, для ритуалов, а затем перезахоранивали. Сопутствующая керамика включает резную полихромию , «негативный» резист и другие изделия традиции Паракас. Сопутствующий текстиль включает в себя множество сложных структур переплетения , а также сложные техники плетения и завязывания узлов. [3]
Некрополь состоял из двух групп Вари Каян по сотням захоронений, расположенных близко друг к другу внутри и вокруг заброшенных зданий на крутом северном склоне Серро-Колорадо. Сопутствующая керамика представляет собой очень тонкие простые изделия, некоторые с белыми и красными накладками, другие с узорчатым орнаментом и другие изделия традиции Топара. Каждое захоронение представляло собой конический сверток, завернутый в ткань, в большинстве из которых находился сидящий человек лицом на север, через залив Паракас, рядом с погребальными подношениями, такими как керамика, продукты питания, корзины и оружие. Каждое тело было связано веревкой, чтобы удерживать его в сидячем положении, а затем обернуто множеством слоев замысловатой, богато украшенной и тонко сотканной ткани. Ткани и вышивки Некрополя Паракас считаются одними из лучших, когда-либо созданных доколумбовыми андскими обществами. Это основные произведения искусства, благодаря которым известна культура Паракаса. Захоронения в некрополе Вари Каян продолжались примерно до 250 г. н. э. Многие из погребальных комплектов включают в себя текстиль, похожий на тот, что был в ранние времена. Культура Наска , возникшая после Паракаса. [4]
Политическая и социальная организация
[ редактировать ]Паракас не имел центрального номинального главы или правительства, и вместо этого они состояли из местных вождеств. [5] Эти сообщества были объединены общей религией и торговлей, но сохраняли экономическую и политическую автономию. [6] [7] Ранние общины Паракас находились в сфере взаимодействия Чавина и сформировали свои собственные версии культа. [7] В средний период (500–380 гг. До н. э.) влияние Чавина на культуру Паракас уменьшилось, и общины начали формировать свою уникальную идентичность. [7] Отношения между этими вождествами не всегда были мирными, о чем свидетельствуют сильные боевые раны, трофейные головы и обсидиановые ножи, найденные на стоянках Паракаса. [5]
Субрегионы внутри более крупной сферы Паракас возникли в результате местной интеграции, включая долину Чинка, долину Ика и долину Пальпа. [6] Долина Чинка, вероятно, была политическим центром культуры Паракас, при этом полуостров Паракас, возможно, служил в первую очередь местом захоронений, а Ика была периферийной зоной Чинчи. [8] [6] В Чинче есть множество дорог, геоглифов и религиозных центров, которые служили местом ритуальных встреч. [6] Большие курганы были построены для церемониальных целей по всей долине, и свидетельств постоянного проживания этих мест мало; вместо этого на землях, окружающих курганы и ритуальные комплексы, развивались сельское хозяйство и рыболовство. [8] Люди происходили как из прибрежных, так и из горных общин, что обеспечивало социальную и политическую интеграцию, а также экономический обмен. [6] Большие курганы были построены для церемониальных целей по всей долине, и свидетельств постоянного проживания этих мест мало; вместо этого на землях, окружающих курганы и ритуальные комплексы, развивались сельское хозяйство и рыболовство. [8] В долине есть обширные ирригационные системы для увеличения сельскохозяйственного производства, что характерно для поселений Паракаса и монументальных памятников. [7]
Место Серро-дель-Жантиль в долине Верхней Чинча датируется примерно 550–200 гг. До н.э. и использовалось для проведения пиров для людей по всей сфере влияния Паракаса. [8] [9] Хотя это один из небольших участков в долине, он до сих пор является предметом интенсивных исследований и полезен для понимания политической эволюции Паракаса. Это место представляет собой монументальный платформенный холм с двумя затопленными дворами, окруженными сельскохозяйственными полями. [9] Тестирование предложений на этом месте с помощью изотопа стронция показывает, что люди приезжали на праздник издалека, что позволяет предположить, что отдаленные союзы создавались изначально и намеренно, а не сначала консолидировали местные союзы. [9] Около 200 г. до н. э. на этом месте произошел ритуал завершения, во время которого наряду с большим пиром было сделано большое количество глиняной посуды, корзин и других подношений. [8] Высокая вариативность предложений на этом участке, в том числе перья птиц из далекого севера Перу, еще раз демонстрирует разнообразие людей, использующих этот участок. [8]
Упадок и переход Паракас/Наска
[ редактировать ]Такие ученые, как Хелейн Сильверман, полагают, что культура и иконография Наска произошли от культуры Паракас. [10] [5] Наска разделял религию с Паракас и на ранних этапах продолжал традиции производства текстиля, охоты за головами и ведения войны. [5] Хендрик Ван Гейсегем отмечает, что остатки Паракаса в бассейне реки Рио-Гранде-де-Наска, сердце культуры Наска, ограничены. [11] Напротив, в долинах Ика, Писко и Чинча, а также в Баия-де-ла-Индепенденсия имеется множество останков Паракаса. [11] Он отметил, что южный регион Наска, ставший самым густонаселенным регионом его культуры, никогда не был важной территорией оккупации Паракаса. [11] Он считает, что первоначальное заселение региона населением Паракас и последующий рост населения знаменуют начало общества Наска. [11]
Многие места Паракаса позже были заселены представителями традиции Топара, и часто считается, что упадок культуры Паракас связан с «вторжением» культуры Топара на север примерно в 150 г. до н.э. [12] [5] Во многом это основано на керамике в стиле Топара, найденной в позднем Паракасе и первоначальных стоянках Наска. [12] Однако недавно эта теория была поставлена под сомнение; Ритуал уничтожения в Серро-дель-Хантиль и других объектах долины Чинча предшествует любой оккупации Топара, и эти места не демонстрируют никаких признаков сопротивления вторгшейся культуре. [13] [14] Радиоуглеродные даты показывают, что самое раннее из известных мест Топара, Хауай, было впервые заселено примерно через 165 лет после закрытия Серро-дель-Жантиль. [13] Это говорит о том, что упадок Паракаса и переход Паракас-Наска уже происходили, когда возникла традиция Топара.
Паракас Керамика
[ редактировать ]Керамика Паракас отличается от культуры Топара и перехода Паракас-Наска из-за разницы в скольжении, используемом для создания и украшения керамических изделий. [15] [16] В керамическом стиле Топара преобладают однотонные узоры, часто украшенные глиняной накладкой оранжевого или нейтрального цвета. [17] В керамике Наска основное внимание уделялось полихромным рисункам, достигнутым за счет применения шликера, состоящего из глины и пигментов, полученных из минералов, таких как марганец, обнаруженных в их окружающей среде. [18] Керамический стиль Паракас включал нанесение шликера на основе глины перед обжигом полихромных керамических изделий. [19] [15] Хотя в культуре Паракас часто использовалась покраска после пожара, техника, которая включает в себя маркировку и украшения посредством применения смолы и пигмента для создания красочных произведений, которые отличают Паракас от Топары и Наски. [19] Наряду с культурно значимым полихромным аспектом керамики Паракаса, эта культура включала геометрические, зооморфные и антропоморфные фокусы с признаками абстрактного стиля. [19] Керамика Паракаса имела абстрактные формы, демонстрируя архитектурные особенности через конфигурацию формы и образы керамики Паракас, чтобы проиллюстрировать культурные и исторические аспекты культуры Паракас. [20]

Торжественное захоронение имело большое значение в культуре Паракас. [21] [15] Выявление конкретных захоронений позволило провести хронологическую упорядоченность предметов искусства, обнаруженных в погребальных комплексах. [21] Каверны Паракас, Некрополь Паракас и Окукахе — погребальные комплексы на южном побережье Перу, построенные около 2000 лет назад. [21] Керамический стиль Паракас особенно связан с захоронениями Каверна и Окукахе, а Топара - с захоронениями Некрополя с небольшим присутствием в погребальном комплексе Окукахе. [21] Переход от керамического стиля Паракас к стилю культуры Наска был отмечен и выявлен в Окукахе. [21] Эти конкретные места захоронения способствовали появлению этапов развития керамики Паракаса. [21] [22]
Первая фаза (840-500 гг. до н. э.) ознаменовала ранний период керамики Паракаса, которая располагалась вдоль побережья или в долинах. [22] Этот этап состоял из керамики из Окукахе и находился под влиянием культуры Чавин, учитывая наличие черт шавиноида. [23] Паракас возникли отдельно от культуры Чавин и явно включали в себя определенные аспекты материального искусства Чавин, такие как мотив кошачьего орла, который был похож на фриз с соколиным изображением Черно-белого портала, расположенного в Чавин-де-Уантар, церемониальном месте доинков в высокогорье Перу, центр культуры Чавин. [24] Постоянно повторяющейся особенностью керамики Паракаса было изображение кошки в анфас. [24]
Средний период Паракас (500–380 гг. До н. э.) включал время, потраченное на создание культуры Паракас, отличающейся от культуры Чавин. [22] В этот период Паракас расширили торговые сети и продолжили строить свою религиозную структуру, поддерживающую строительство захоронений, состоящих из большого количества керамики. [22] Поздняя фаза Паракаса (380–260 гг. До н. э.) была связана с гомогенизацией керамики Паракаса и притоком людей, посещающих уака на южном побережье Перу. [22] Этот период ознаменовался растущим присутствием «Окулятивного существа», существа, населявшего большую часть долины инков. [22] [19]
Последовательность этих этапов позволяет проанализировать образы и красители, использованные для украшения керамики Паракаса. [19] Однако доступность и использование пигментов различались в разных регионах долины инков. [19] В Оккахе ранняя и средняя фазы керамики Паракаса состояли из пигментов (в основном красного и зеленого), богатых железом. [19] Поздний этап показал, что культура Паракас отошла от красок на основе железа. [19] Керамика Паракас в позднем стиле отличалась наличием менее ярких цветов и большей нейтральной цветовой палитры, что знаменовало переход к керамическому стилю Паракас. [19]
Анализ связок мумии Паракас
[ редактировать ]
Сухая среда тихоокеанского побережья южного Перу позволяет сохранять органические материалы при захоронении. [25] Мумифицированные человеческие останки были найдены в гробнице на полуострове Паракас в Перу, погребенной под слоями тканевого текстиля. [26] Мертвых заворачивали в слои ткани, называемые «свертками для мумий». Эти тела были найдены в Большом некрополе Паракас на южном тихоокеанском побережье Анд. [27] В Некрополе было два больших скопления переполненных ямных гробниц, в общей сложности около 420 тел, датируемых примерно 300–200 годами до нашей эры. [28] Мумифицированные тела в каждой гробнице были завернуты в ткань. [10] Работа над текстилем потребовала бы многих часов работы, поскольку простые обертки были очень большими, а одежда была тонко сотканной и вышитой. На больших связках мумий было много слоев яркой одежды и головных уборов. [26] [29] Украшения из листового золота и бус из ракушек носили как мужчины, так и женщины, а на некоторых были татуировки. [30] Форму этих связок мумий сравнивают с семенем или человеческой головой. [25]
Ткани и украшения в гробницах, а также связки мумий привлекли грабителей. [28] После обнаружения некрополь Паракас был сильно разграблен в период с 1931 по 1933 год, во время Великой депрессии , особенно в районе Вари-Каян. [31] Количество украденных материалов неизвестно; однако в последующие годы текстиль Paracas начал появляться на международном рынке. [31] Считается, что большая часть текстиля Паракаса за пределами Анд была вывезена контрабандой из Перу. [31]
Текстиль Паракас
[ редактировать ]
По мнению Анны Поль, эта форма могла быть сознательным выбором людей, а семя было символом возрождения. [32] [33] Пол также предполагает, что детали и высокое качество тканей, найденных в связках мумий, показывают, что эти ткани использовались для важных церемониальных целей. [34] [33] И родной андский хлопок, и шерсть верблюдовых, таких как дикая викунья и домашняя лама или альпака, имеют множество натуральных цветов. Пряжу также окрашивали в самые разные цвета, использовали вместе в ткацком станке и во многих других техниках. Эта комбинация материалов демонстрирует торговые отношения с другими сообществами, расположенными на более низких и более высоких уровнях. [33]
Изображения, найденные на этих тканях, включали церемониальные практики. [35] Некоторые изображали упавшую или, возможно, летающую фигуру. Лица некоторых фигурок раскрашены и они держат отрубленную голову, также называемую трофейными головами. [35] Головы жертв отрубали и собирали во время боев или набегов. [32] Возможно, жизненной силой человека считалась голова, место в теле, где находился дух. [35] Мало того, что на этих тканях изображены важные символы космологии Паракаса, считается, что их носили для обозначения пола, социального положения, авторитета и обозначения сообщества, в котором человек проживал. [36]

Различные цветовые схемы характеризуют текстиль в пещерах Паракас, раннем некрополе Паракас и более поздних стилях, связанных с Наской. [37] Используемые красители происходили из многих регионов Анд и являются примером взаимности, поскольку люди с разной высоты торговали друг с другом разными товарами. [35] Красный цвет происходит от кошенильного жука, обитающего на кактусе опунции. [38] Кошениль измельчали пестиком в ступке, чтобы получить красный пигмент. [38] Желтые красители можно получить из дерева колле и цветков кико, а оранжевые красители можно извлечь из мха, называемого бородатым лишайником. [38] Для получения зеленого цвета чаще всего используют растение cg'illca, смешанное с минералом колпа. [38] Хотя синий цвет создается из тары , чем глубже оттенок синего, тем больше добавлено минерала коллпа. [38] Процесс создания красителей мог занять до нескольких часов. Тогда женщинам может потребоваться еще два часа, чтобы варить и красить волокна. [38] За этой работой последовало прядение и плетение волокон. [39]
Тканые ткани Паракаса изготавливались на ткацких станках, как правило, однотонные. Эти паутины были богато украшены вышивкой в двух разных стилях. Более ранняя вышивка в линейном стиле выполнялась сметочными стежками, точно повторяющими борозды самого плетения. Красным, зеленым, золотым и синим цветом были выделены вложенные в гнезда фигуры животных, которые выходят из фона с перевернутыми ртами, а стежки создают негативное пространство. Эти вышивки очень абстрактны и сложны для интерпретации. [40] Используемая позже вышивка в стиле Block-color была выполнена с использованием стеблевых стежков, обрисовывающих и плотно заполняющих криволинейные фигуры в большом разнообразии ярких цветов. Териантропоморфные фигуры проиллюстрированы очень подробно и систематически меняют окраску.

Краниальная модификация
[ редактировать ]
Искусственная черепная деформация
[ редактировать ]Как и многие древние андские общества, культура Паракас участвовала в искусственной деформации черепа . Из раскопанных и доступных черепов из пещер Паракас подавляющее большинство черепов были заметно изменены. Было замечено, что черепа имели в основном две формы: прямостоячую и двулопастную . [41] Хотя Tabular Erect был наиболее распространенным среди представителей обоих полов, двулопастные черепа наблюдались гораздо чаще в женских черепах. [41] Эта связь с полом проявляется в некоторых керамических изделиях Паракаса, где мужчины и женщины изображены с отчетливо прямостоячими табличными и двулопастными головами соответственно. [41]
Некоторые археологи предполагают, что андские концепции пола и космовидения могут поддерживать четырехстороннюю (мужскую-мужскую, мужскую-женскую, женскую-мужскую и женскую-женскую) конструкцию пола, которая могла бы объяснить решения о типе изменения для каждого пола. [41] Форма черепной модификации, по-видимому, не связана с социальным статусом (на основании погребального инвентаря) или родством (на основании группировки останков). [41]
Трепанация
[ редактировать ]Культура Паракас также демонстрирует свидетельства самых ранних трепанаций в Америке с использованием методов каменного соскабливания и сверления для удаления частей черепа. Вероятным мотивом трепанации могло быть лечение вдавленных переломов черепа, которые обычно наблюдаются в останках культуры Паракас, вероятно, вызванных пращами, дубинками и атлатлами, обычно встречающимися в связках мумий на южном перуанском побережье. [42] : 116–122 Однако при многих трепанациях Паракаса удаляется такой большой объем черепа, что прямые доказательства переломов черепа или подобных травм, совпадающих с трепанацией, неуловимы. Наблюдаемые трепанации и переломы черепа чаще всего встречаются в передней части черепа, что косвенно подтверждает связь между ними.
Основываясь на уровне реакции кости и заживлении, наблюдаемом в трепанированном черепе, археологи могут оценить выживаемость после этих медицинских процедур: 39% пациентов умерли бы во время трепанации или вскоре после нее (без наблюдения реакции костей), и почти 40 % пациентов выжили бы в долгосрочной перспективе (при этом наблюдалась обширная реакция костей). [42] : 113 В настоящее время лучшая оценка частоты трепанаций в культуре Паракас составляет около 40%, хотя погрешность выборки при первоначальном отборе черепов, большое количество невскрытых связок мумий и 39%-ный уровень смертности от трепанации Паракас позволяют сделать такую оценку. высокий очень маловероятен. [42] : 133–134
Геоглифы Паракаса
[ редактировать ]В 2018 году дроны RPAS , используемые археологами для исследования культурных свидетельств, обнаружили множество геоглифов в провинции Пальпа. Их относят к культуре Паракас, и было показано, что они появились связанных с ними линий Наска на тысячу лет раньше . Теоретическая эволюция культуры Паракас в Наску подтверждает это предположение. Кроме того, геоглифы Паракаса существенно отличаются по сюжетам и местоположениям от линий Наска; многие из них построены на склоне холма, а не на дне пустынной долины. [43] Археолог Луис Хайме Кастильо отмечает, что это различие имеет очень практический эффект: линии Наска, предназначенные для богов, было бы нелегко просматривать, в то время как геоглифы Паракаса могли быть легко просмотрены людьми людьми, и их репрезентативные фигуры потенциально могли использоваться для разграничить территорию. [44]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бутылка, кошачье лицо, Метрополитен-музей IV – III веков до н.э.
- ^ Этвуд, Роджер (2020). «Ткачество для предков» . Археология . 73 (6): 52–58. ISSN 0003-8113 . JSTOR 27056790 .
- ^ Крисс, Дон; Хау, Эллен; Левинсон, Джудит; Риццо, Адриана; Каро, Федерико; ДеЛеонардис, Лиза (декабрь 2018 г.). «Материально-техническое исследование расписной керамики Паракаса» . Античность . 92 (366): 1492–1510. дои : 10.15184/aqy.2018.164 . ISSN 0003-598X .
- ^ Питерс, Энн (1994). «Каверны Паракас, Некропли Паракас и Окукахе: взгляд на присвоение и идентичность с использованием только материальных остатков» . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки. : 305–313 – через DigitalCommons@University of Nebraska – Lincoln.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Пру, Дональд А. (2008), Сильверман, Хелейн; Исбелл, Уильям Х. (ред.), «Паракас и Наска: региональные культуры на южном побережье Перу» , Справочник по южноамериканской археологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer, стр. 563–585, doi : 10.1007/978. -0-387-74907-5_29 , ISBN 978-0-387-74907-5 , получено 22 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Осборн, Джо; Хундман, Бретань; Вайнберг, Камилла; Хуаман, Ричард Эспино (август 2023 г.). «ПЕРЕОЦЕНКА ХРОНОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОПАРЫ И УМЕНЬШЕНИЯ ПАРАКАС НА ЮЖНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ПЕРУ: БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД» . Радиоуглерод . 65 (4): 930–952. Бибкод : 2023Radcb..65..930O . дои : 10.1017/RDC.2023.67 . ISSN 0033-8222 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Танталеан, Генри (29 сентября 2021 г.), «Общество Паракас доиспанского Перу» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки , doi : 10.1093/acrefore/9780199366439.013.981 , ISBN 978-0-19-936643-9 , получено 23 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Танталеан, Генри; Стэниш, Чарльз; Родригес, Алексис; Перес, Келита (4 мая 2016 г.). «Последние дни Паракаса в Серро-дель-Хантиль, долина Чинча, Перу » ПЛОС ОДИН 11 (5): e0153465. Бибкод : 2016PLoSO..1153465T . дои : 10.1371/journal.pone.0153465 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 4856392 . ПМИД 27144824 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стэниш, Чарльз; Танталеан, Генри; Кнудсон, Келли (2018). «Пир и эволюция кооперативных социальных организаций около 2300 г. до н.э. в культуре Паракас, юг Перу» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 115 (29): Е6716–Е6721. Бибкод : 2018PNAS..115E6716S . дои : 10.1073/pnas.1806632115 . ISSN 0027-8424 . JSTOR 26510998 . ПМК 6055157 . ПМИД 29967147 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сильверман, Хелейн (декабрь 1994 г.). «Паракас в Наске: новые данные о заселении раннего горизонта водостока Рио-Гранде-де-Наска, Перу». Латиноамериканская древность . 5 (4): 359–382. дои : 10.2307/971822 . JSTOR 971822 . S2CID 130499340 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ван Гейсегем, Хендрик (декабрь 2006 г.). «Пограничный взгляд на общество Паракас и этногенез Наска». Латиноамериканская древность . 17 (4): 419–444. дои : 10.2307/25063066 . JSTOR 25063066 . S2CID 163587059 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осборн, Джо; Хундман, Бретань; Вайнберг, Камилла; Хуаман, Ричард Эспино (август 2023 г.). «ПЕРЕОЦЕНКА ХРОНОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОПАРЫ И УМЕНЬШЕНИЯ ПАРАКАС НА ЮЖНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ПЕРУ: БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД» . Радиоуглерод . 65 (4): 930–952. Бибкод : 2023Radcb..65..930O . дои : 10.1017/RDC.2023.67 . ISSN 0033-8222 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осборн, Джо; Хундман, Бретань; Вайнберг, Камилла; Хуаман, Ричард Эспино (август 2023 г.). «ПЕРЕОЦЕНКА ХРОНОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОПАРЫ И УМЕНЬШЕНИЯ ПАРАКАС НА ЮЖНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ПЕРУ: БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД» . Радиоуглерод . 65 (4): 930–952. Бибкод : 2023Radcb..65..930O . дои : 10.1017/RDC.2023.67 . ISSN 0033-8222 .
- ^ Танталеан, Генри; Стэниш, Чарльз; Родригес, Алексис; Перес, Келита (4 мая 2016 г.). «Последние дни Паракаса в Серро-дель-Хантиль, долина Чинча, Перу » ПЛОС ОДИН 11 (5): e0153465. Бибкод : 2016PLoSO..1153465T . дои : 10.1371/journal.pone.0153465 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 4856392 . ПМИД 27144824 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пру, Дональд А. (2008), Сильверман, Хелейн; Исбелл, Уильям Х. (ред.), «Паракас и Наска: региональные культуры на южном побережье Перу» , Справочник по южноамериканской археологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer, стр. 563–585, doi : 10.1007/978. -0-387-74907-5_29 , ISBN 978-0-387-74907-5 , получено 22 мая 2024 г.
- ^ Осборн, Джо; Хундман, Бретань; Вайнберг, Камилла; Хуаман, Ричард Эспино (август 2023 г.). «ПЕРЕОЦЕНКА ХРОНОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОПАРЫ И УМЕНЬШЕНИЯ ПАРАКАС НА ЮЖНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ПЕРУ: БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД» . Радиоуглерод . 65 (4): 930–952. Бибкод : 2023Radcb..65..930O . дои : 10.1017/RDC.2023.67 . ISSN 0033-8222 .
- ^ «Художники Топара | Бутылка с носиком и мостиком в форме обезьяны | Топара» . Метрополитен-музей . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Бутылка с двойным носиком | Наска» . Метрополитен-музей . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Крисс, Дон; Хау, Эллен; Левинсон, Джудит; Риццо, Адриана; Каро, Федерико; ДеЛеонардис, Лиза (декабрь 2018 г.). «Материально-техническое исследование расписной керамики Паракаса» . Античность . 92 (366): 1492–1510. дои : 10.15184/aqy.2018.164 . ISSN 0003-598X .
- ^ ДеЛеонардис, Лиза (01 апреля 2022 г.). «Моделирование священного» . Латиноамериканская и латиноамериканская визуальная культура . 4 (2): 10–28. дои : 10.1525/lavc.2022.4.2.10 . ISSN 2576-0947 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Питерс, Энн (1994). «Каверны Паракас, Некропли Паракас и Окукахе: взгляд на присвоение и идентичность с использованием только материальных остатков» . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки. : 305–313 – через DigitalCommons@University of Nebraska – Lincoln.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Танталеан, Генри (29 сентября 2021 г.), «Общество Паракас доиспанского Перу» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки , doi : 10.1093/acrefore/9780199366439.013.981 , ISBN 978-0-19-936643-9 , получено 23 мая 2024 г.
- ^ Танталеан, Генри (29 сентября 2021 г.), «Общество Паракас доиспанского Перу» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки , doi : 10.1093/acrefore/9780199366439.013.981 , ISBN 978-0-19-936643-9 , получено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б БРОУМАН, ДЭВИД Л. (сентябрь 1974 г.). « Культ кошки: конференция по доколумбовой иконографии, 31 октября и 1 ноября 1970 года . ЭЛИЗАБЕТ П. БЕНСОН» . Американский антрополог . 76 (3): 672–675. дои : 10.1525/aa.1974.76.3.02a00850 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол, Энн (1991). Искусство и архитектура Паракаса: объект и контекст южного побережья Перу . Университет Айовы Пресс. стр. 678–679. ISBN 978-0877453277 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоллес, Дуайт Т. (1960). «Ранние текстильные техники Паракаса». Американская древность . 26 (2): 279–281. дои : 10.2307/276210 . ISSN 1045-6635 . JSTOR 276210 . S2CID 163918945 .
- ^ Пол, Энн (1990). Ритуальный наряд Паракас: символы власти в Древнем Перу . Серия «Цивилизация американских индейцев». Университет Оклахомы. стр. 290–292. ISBN 978-0806122304 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пру, Дональд А. (2008), «Паракас и Наска: региональные культуры на южном побережье Перу», Справочник по южноамериканской археологии , Springer New York, стр. 563–585, номер документа : 10.1007/978-0-387. -74907-5_29 , ISBN 978-0387749068
- ^ Пол, Энн (1990). Ритуальный наряд Паракас: символы власти в Древнем Перу . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0806122304 . OCLC 925134619 .
- ^ Питерс, Энн Х.; Томасто-Каджигао, Эльза (2017), «Мужественность и женственность: формы и выражения власти в некрополе Паракас», Одевание роли: власть, одежда и представительство в доколумбовой Америке , University Press of Florida, стр. 371– 449, ISBN 9780813062211
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Берд, Юниус Б. Доколумбовая текстильная конференция Юниуса Б. Берда, 1973 г., Вашингтон, округ Колумбия, 19 и 20 мая 1973 г.: тезисы докладов с иллюстративными слайдами . OCLC 46447979 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоллес, Дуайт Т. (1960). «Ранние текстильные техники Паракаса». Американская древность . 26 (2): 279–281. дои : 10.2307/276210 . ISSN 1045-6635 . JSTOR 276210 . S2CID 163918945 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пол, Энн (1990). Ритуальный наряд Паракас: символы власти в Древнем Перу . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0806122304 . OCLC 925134619 .
- ^ Пол, Энн (1991). Искусство и архитектура Паракаса: объект и контекст южного побережья Перу . Университет Айовы Пресс. стр. 678–679. ISBN 978-0877453277 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стоун, Ребекка (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков . Темза и Гудзон. ISBN 978-0500204153 . OCLC 792747356 .
- ^ Питерс, Энн Х.; Томасто-Каджигао, Эльза (2017), «Мужественность и женственность: формы и выражения власти в некрополе Паракас», Одевание роли: власть, одежда и представительство в доколумбовой Америке , University Press of Florida, стр. 371– 449, ISBN 9780813062211
- ^ Питерс, Энн Х. (2016), «Эмблематический и материальный цвет в переходном периоде Паракас-Наска» , Nuevo Mundo - Mundos Nuevos, Коллоквиум: Текстиль коренных американцев. Перекрещенные точки зрения на цвета , doi : 10.4000/nuevomundo.69877
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж де Майоло, Кей К. Антунес (апрель 1989 г.). «Перуанские натуральные красители». Экономическая ботаника . 43 (2): 181–191. дои : 10.1007/BF02859858 . S2CID 7091754 .
- ^ Стоун, Ребекка (2012). Искусство Анд от Чавина до инков (3-е изд.). Темза Гудзон. п. 68.
- ^ Стоун, Ребекка (2012). Искусство Анд от Чавина до инков (3-е изд.). Темза Гудзон. стр. 63–67.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гомес-Мехиа, Хулиана; Апонте, Делия; Песо-Ланфранко, Луис; Эггерс, Сабина (февраль 2022 г.). «Намеренная черепная модификация как маркер идентичности в пещерах Паракас, южно-центральное побережье Перу» . Журнал археологической науки: отчеты . 41 : 103264. Бибкод : 2022JArSR..41j3264G . дои : 10.1016/j.jasrep.2021.103264 . ISSN 2352-409X .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Верано, Джон В. (2016). Дыры в голове: искусство и археология трепанации в древнем Перу . Исследования доколумбового искусства и археологии. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 978-0-88402-412-5 .
- ↑ Грешко, Майкл, « Эксклюзив: огромные древние рисунки, найденные в перуанской пустыне» , National Geographic, 5 апреля 2018 г.
- ^ Коллинз, Дэн (24 мая 2020 г.). «Прикоснувшись к поверхности: дроны проливают новый свет на тайну линий Наска» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 4 июня 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Искусство и архитектура Паракаса: объект и контекст на южном побережье Перу, автор Энн Пол, издатель: University of Iowa Press, 1991. ISBN 0-87745-327-6
- Древний перуанский текстиль Фердинанда Антона, Издательство: Thames & Hudson, 1987, ISBN 0-500-01402-7
- Текстильное искусство Перу Хосе Антони Лавалье, Издательство: Textil Piura in the Textile (1989), ASIN B0021VU4DO
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Полевой отчет CIOA о месте периода Паракаса
- Текстиль Паракас в Бруклинском музее
- Галерея объектов Паракаса (архивная ссылка, текст на испанском языке)
- Влияние на туризм в Паракасе (на испанском языке)
- Доколумбовый текстиль в MNAAHP (на испанском языке)
- Текстиль паракас в Британском музее
- Древняя перуанская керамика: коллекция Натана Каммингса Алана Р. Сойера , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы по культуре Паракас (см. Указатель)