Jump to content

Культура Паракас

Паракас
Карта, показывающая масштабы культуры Паракас
Область развития и влияния культуры Паракас.
Период Ранний горизонт
Даты в. 800 г. до н.э. – 100 г. до н.э.
Основные сайты Паракас Канделябры
С последующим Культура Наска
Керамическая бутылка с кошачьим лицом, IV–III века до нашей эры. Морда рычащего животного украшает боковую камеру сосуда, прямо под носиком свистка. [1]

Культура Паракас представляла собой андское общество, существовавшее примерно между 800 и 100 гг. до н. э., обладавшее обширными знаниями в области ирригации и управления водными ресурсами и внесшее значительный вклад в текстильное искусство. Он располагался на территории современного региона Ика в Перу . Большая часть информации о жизни народа Паракас поступает из раскопок на большом приморском участке Паракас на полуострове Паракас , впервые официально исследованном в 1920-х годах перуанским археологом Хулио Телло . [2]

Пещеры Паракас — это шахтные гробницы, расположенные на вершине Серро-Колорадо , каждая из которых содержит несколько захоронений. Есть свидетельства того, что на протяжении веков, когда культура процветала, эти гробницы использовались повторно. В некоторых случаях головы умерших вынимали, видимо, для ритуалов, а затем перезахоранивали. Сопутствующая керамика включает резную полихромию , «негативный» резист и другие изделия традиции Паракас. Сопутствующий текстиль включает в себя множество сложных структур переплетения , а также сложные техники плетения и завязывания узлов. [3]

Некрополь состоял из двух групп Вари Каян по сотням захоронений, расположенных близко друг к другу внутри и вокруг заброшенных зданий на крутом северном склоне Серро-Колорадо. Сопутствующая керамика представляет собой очень тонкие простые изделия, некоторые с белыми и красными накладками, другие с узорчатым орнаментом и другие изделия традиции Топара. Каждое захоронение представляло собой конический сверток, завернутый в ткань, в большинстве из которых находился сидящий человек лицом на север, через залив Паракас, рядом с погребальными подношениями, такими как керамика, продукты питания, корзины и оружие. Каждое тело было связано веревкой, чтобы удерживать его в сидячем положении, а затем обернуто множеством слоев замысловатой, богато украшенной и тонко сотканной ткани. Ткани и вышивки Некрополя Паракас считаются одними из лучших, когда-либо созданных доколумбовыми андскими обществами. Это основные произведения искусства, благодаря которым известна культура Паракаса. Захоронения в некрополе Вари Каян продолжались примерно до 250 г. н. э. Многие из погребальных комплектов включают в себя текстиль, похожий на тот, что был в ранние времена. Культура Наска , возникшая после Паракаса. [4]

Политическая и социальная организация

[ редактировать ]

Паракас не имел центрального номинального главы или правительства, и вместо этого они состояли из местных вождеств. [5] Эти сообщества были объединены общей религией и торговлей, но сохраняли экономическую и политическую автономию. [6] [7] Ранние общины Паракас находились в сфере взаимодействия Чавина и сформировали свои собственные версии культа. [7] В средний период (500–380 гг. До н. э.) влияние Чавина на культуру Паракас уменьшилось, и общины начали формировать свою уникальную идентичность. [7] Отношения между этими вождествами не всегда были мирными, о чем свидетельствуют сильные боевые раны, трофейные головы и обсидиановые ножи, найденные на стоянках Паракаса. [5]

Субрегионы внутри более крупной сферы Паракас возникли в результате местной интеграции, включая долину Чинка, долину Ика и долину Пальпа. [6] Долина Чинка, вероятно, была политическим центром культуры Паракас, при этом полуостров Паракас, возможно, служил в первую очередь местом захоронений, а Ика была периферийной зоной Чинчи. [8] [6] В Чинче есть множество дорог, геоглифов и религиозных центров, которые служили местом ритуальных встреч. [6] Большие курганы были построены для церемониальных целей по всей долине, и свидетельств постоянного проживания этих мест мало; вместо этого на землях, окружающих курганы и ритуальные комплексы, развивались сельское хозяйство и рыболовство. [8] Люди происходили как из прибрежных, так и из горных общин, что обеспечивало социальную и политическую интеграцию, а также экономический обмен. [6] Большие курганы были построены для церемониальных целей по всей долине, и свидетельств постоянного проживания этих мест мало; вместо этого на землях, окружающих курганы и ритуальные комплексы, развивались сельское хозяйство и рыболовство. [8] В долине есть обширные ирригационные системы для увеличения сельскохозяйственного производства, что характерно для поселений Паракаса и монументальных памятников. [7]

Место Серро-дель-Жантиль в долине Верхней Чинча датируется примерно 550–200 гг. До н.э. и использовалось для проведения пиров для людей по всей сфере влияния Паракаса. [8] [9] Хотя это один из небольших участков в долине, он до сих пор является предметом интенсивных исследований и полезен для понимания политической эволюции Паракаса. Это место представляет собой монументальный платформенный холм с двумя затопленными дворами, окруженными сельскохозяйственными полями. [9] Тестирование предложений на этом месте с помощью изотопа стронция показывает, что люди приезжали на праздник издалека, что позволяет предположить, что отдаленные союзы создавались изначально и намеренно, а не сначала консолидировали местные союзы. [9] Около 200 г. до н. э. на этом месте произошел ритуал завершения, во время которого наряду с большим пиром было сделано большое количество глиняной посуды, корзин и других подношений. [8] Высокая вариативность предложений на этом участке, в том числе перья птиц из далекого севера Перу, еще раз демонстрирует разнообразие людей, использующих этот участок. [8]

Упадок и переход Паракас/Наска

[ редактировать ]

Такие ученые, как Хелейн Сильверман, полагают, что культура и иконография Наска произошли от культуры Паракас. [10] [5] Наска разделял религию с Паракас и на ранних этапах продолжал традиции производства текстиля, охоты за головами и ведения войны. [5] Хендрик Ван Гейсегем отмечает, что остатки Паракаса в бассейне реки Рио-Гранде-де-Наска, сердце культуры Наска, ограничены. [11] Напротив, в долинах Ика, Писко и Чинча, а также в Баия-де-ла-Индепенденсия имеется множество останков Паракаса. [11] Он отметил, что южный регион Наска, ставший самым густонаселенным регионом его культуры, никогда не был важной территорией оккупации Паракаса. [11] Он считает, что первоначальное заселение региона населением Паракас и последующий рост населения знаменуют начало общества Наска. [11]

Многие места Паракаса позже были заселены представителями традиции Топара, и часто считается, что упадок культуры Паракас связан с «вторжением» культуры Топара на север примерно в 150 г. до н.э. [12] [5] Во многом это основано на керамике в стиле Топара, найденной в позднем Паракасе и первоначальных стоянках Наска. [12] Однако недавно эта теория была поставлена ​​под сомнение; Ритуал уничтожения в Серро-дель-Хантиль и других объектах долины Чинча предшествует любой оккупации Топара, и эти места не демонстрируют никаких признаков сопротивления вторгшейся культуре. [13] [14] Радиоуглеродные даты показывают, что самое раннее из известных мест Топара, Хауай, было впервые заселено примерно через 165 лет после закрытия Серро-дель-Жантиль. [13] Это говорит о том, что упадок Паракаса и переход Паракас-Наска уже происходили, когда возникла традиция Топара.

Паракас Керамика

[ редактировать ]

Керамика Паракас отличается от культуры Топара и перехода Паракас-Наска из-за разницы в скольжении, используемом для создания и украшения керамических изделий. [15] [16] В керамическом стиле Топара преобладают однотонные узоры, часто украшенные глиняной накладкой оранжевого или нейтрального цвета. [17] В керамике Наска основное внимание уделялось полихромным рисункам, достигнутым за счет применения шликера, состоящего из глины и пигментов, полученных из минералов, таких как марганец, обнаруженных в их окружающей среде. [18] Керамический стиль Паракас включал нанесение шликера на основе глины перед обжигом полихромных керамических изделий. [19] [15] Хотя в культуре Паракас часто использовалась покраска после пожара, техника, которая включает в себя маркировку и украшения посредством применения смолы и пигмента для создания красочных произведений, которые отличают Паракас от Топары и Наски. [19] Наряду с культурно значимым полихромным аспектом керамики Паракаса, эта культура включала геометрические, зооморфные и антропоморфные фокусы с признаками абстрактного стиля. [19] Керамика Паракаса имела абстрактные формы, демонстрируя архитектурные особенности через конфигурацию формы и образы керамики Паракас, чтобы проиллюстрировать культурные и исторические аспекты культуры Паракас. [20]

Хронология, показывающая эволюцию керамики Паракас.

Торжественное захоронение имело большое значение в культуре Паракас. [21] [15] Выявление конкретных захоронений позволило провести хронологическую упорядоченность предметов искусства, обнаруженных в погребальных комплексах. [21] Каверны Паракас, Некрополь Паракас и Окукахе — погребальные комплексы на южном побережье Перу, построенные около 2000 лет назад. [21] Керамический стиль Паракас особенно связан с захоронениями Каверна и Окукахе, а Топара - с захоронениями Некрополя с небольшим присутствием в погребальном комплексе Окукахе. [21] Переход от керамического стиля Паракас к стилю культуры Наска был отмечен и выявлен в Окукахе. [21] Эти конкретные места захоронения способствовали появлению этапов развития керамики Паракаса. [21] [22]

Первая фаза (840-500 гг. до н. э.) ознаменовала ранний период керамики Паракаса, которая располагалась вдоль побережья или в долинах. [22] Этот этап состоял из керамики из Окукахе и находился под влиянием культуры Чавин, учитывая наличие черт шавиноида. [23] Паракас возникли отдельно от культуры Чавин и явно включали в себя определенные аспекты материального искусства Чавин, такие как мотив кошачьего орла, который был похож на фриз с соколиным изображением Черно-белого портала, расположенного в Чавин-де-Уантар, церемониальном месте доинков в высокогорье Перу, центр культуры Чавин. [24] Постоянно повторяющейся особенностью керамики Паракаса было изображение кошки в анфас. [24]

Средний период Паракас (500–380 гг. До н. э.) включал время, потраченное на создание культуры Паракас, отличающейся от культуры Чавин. [22] В этот период Паракас расширили торговые сети и продолжили строить свою религиозную структуру, поддерживающую строительство захоронений, состоящих из большого количества керамики. [22] Поздняя фаза Паракаса (380–260 гг. До н. э.) была связана с гомогенизацией керамики Паракаса и притоком людей, посещающих уака на южном побережье Перу. [22] Этот период ознаменовался растущим присутствием «Окулятивного существа», существа, населявшего большую часть долины инков. [22] [19]

Последовательность этих этапов позволяет проанализировать образы и красители, использованные для украшения керамики Паракаса. [19] Однако доступность и использование пигментов различались в разных регионах долины инков. [19] В Оккахе ранняя и средняя фазы керамики Паракаса состояли из пигментов (в основном красного и зеленого), богатых железом. [19] Поздний этап показал, что культура Паракас отошла от красок на основе железа. [19] Керамика Паракас в позднем стиле отличалась наличием менее ярких цветов и большей нейтральной цветовой палитры, что знаменовало переход к керамическому стилю Паракас. [19]

Анализ связок мумии Паракас

[ редактировать ]
Деталь: Сокол на мантии Бруклинского Паракаса, 0–100 гг. н.э., Бруклинский музей.

Сухая среда тихоокеанского побережья южного Перу позволяет сохранять органические материалы при захоронении. [25] Мумифицированные человеческие останки были найдены в гробнице на полуострове Паракас в Перу, погребенной под слоями тканевого текстиля. [26] Мертвых заворачивали в слои ткани, называемые «свертками для мумий». Эти тела были найдены в Большом некрополе Паракас на южном тихоокеанском побережье Анд. [27] В Некрополе было два больших скопления переполненных ямных гробниц, в общей сложности около 420 тел, датируемых примерно 300–200 годами до нашей эры. [28] Мумифицированные тела в каждой гробнице были завернуты в ткань. [10] Работа над текстилем потребовала бы многих часов работы, поскольку простые обертки были очень большими, а одежда была тонко сотканной и вышитой. На больших связках мумий было много слоев яркой одежды и головных уборов. [26] [29] Украшения из листового золота и бус из ракушек носили как мужчины, так и женщины, а на некоторых были татуировки. [30] Форму этих связок мумий сравнивают с семенем или человеческой головой. [25]

Ткани и украшения в гробницах, а также связки мумий привлекли грабителей. [28] После обнаружения некрополь Паракас был сильно разграблен в период с 1931 по 1933 год, во время Великой депрессии , особенно в районе Вари-Каян. [31] Количество украденных материалов неизвестно; однако в последующие годы текстиль Paracas начал появляться на международном рынке. [31] Считается, что большая часть текстиля Паракаса за пределами Анд была вывезена контрабандой из Перу. [31]

Текстиль Паракас

[ редактировать ]
Граница Паракаса, деталь летающего человека. Это известный мотив погребального текстиля некрополя Паракас. Датируется 450–175 гг. До н. э., но находится в первозданном состоянии. Поле зрения составляет около 10 дюймов (25,4 см) в ширину. Весь текстиль можно увидеть на сайте Метрополитен-музея.

По мнению Анны Поль, эта форма могла быть сознательным выбором людей, а семя было символом возрождения. [32] [33] Пол также предполагает, что детали и высокое качество тканей, найденных в связках мумий, показывают, что эти ткани использовались для важных церемониальных целей. [34] [33] И родной андский хлопок, и шерсть верблюдовых, таких как дикая викунья и домашняя лама или альпака, имеют множество натуральных цветов. Пряжу также окрашивали в самые разные цвета, использовали вместе в ткацком станке и во многих других техниках. Эта комбинация материалов демонстрирует торговые отношения с другими сообществами, расположенными на более низких и более высоких уровнях. [33]

Изображения, найденные на этих тканях, включали церемониальные практики. [35] Некоторые изображали упавшую или, возможно, летающую фигуру. Лица некоторых фигурок раскрашены и они держат отрубленную голову, также называемую трофейными головами. [35] Головы жертв отрубали и собирали во время боев или набегов. [32] Возможно, жизненной силой человека считалась голова, место в теле, где находился дух. [35] Мало того, что на этих тканях изображены важные символы космологии Паракаса, считается, что их носили для обозначения пола, социального положения, авторитета и обозначения сообщества, в котором человек проживал. [36]

Тюрбан , Паракас, 300 г. до н.э. – 100 г. н.э. , Бруклинский музей

Различные цветовые схемы характеризуют текстиль в пещерах Паракас, раннем некрополе Паракас и более поздних стилях, связанных с Наской. [37] Используемые красители происходили из многих регионов Анд и являются примером взаимности, поскольку люди с разной высоты торговали друг с другом разными товарами. [35] Красный цвет происходит от кошенильного жука, обитающего на кактусе опунции. [38] Кошениль измельчали ​​пестиком в ступке, чтобы получить красный пигмент. [38] Желтые красители можно получить из дерева колле и цветков кико, а оранжевые красители можно извлечь из мха, называемого бородатым лишайником. [38] Для получения зеленого цвета чаще всего используют растение cg'illca, смешанное с минералом колпа. [38] Хотя синий цвет создается из тары , чем глубже оттенок синего, тем больше добавлено минерала коллпа. [38] Процесс создания красителей мог занять до нескольких часов. Тогда женщинам может потребоваться еще два часа, чтобы варить и красить волокна. [38] За этой работой последовало прядение и плетение волокон. [39]

Тканые ткани Паракаса изготавливались на ткацких станках, как правило, однотонные. Эти паутины были богато украшены вышивкой в ​​двух разных стилях. Более ранняя вышивка в линейном стиле выполнялась сметочными стежками, точно повторяющими борозды самого плетения. Красным, зеленым, золотым и синим цветом были выделены вложенные в гнезда фигуры животных, которые выходят из фона с перевернутыми ртами, а стежки создают негативное пространство. Эти вышивки очень абстрактны и сложны для интерпретации. [40] Используемая позже вышивка в стиле Block-color была выполнена с использованием стеблевых стежков, обрисовывающих и плотно заполняющих криволинейные фигуры в большом разнообразии ярких цветов. Териантропоморфные фигуры проиллюстрированы очень подробно и систематически меняют окраску.

Глазчатое существо, культура Паракас. 350 г. до н.э. – 60 г. н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Краниальная модификация

[ редактировать ]
Набор черепов культуры Паракас, демонстрирующих различные типы черепных модификаций.

Искусственная черепная деформация

[ редактировать ]

Как и многие древние андские общества, культура Паракас участвовала в искусственной деформации черепа . Из раскопанных и доступных черепов из пещер Паракас подавляющее большинство черепов были заметно изменены. Было замечено, что черепа имели в основном две формы: прямостоячую и двулопастную . [41] Хотя Tabular Erect был наиболее распространенным среди представителей обоих полов, двулопастные черепа наблюдались гораздо чаще в женских черепах. [41] Эта связь с полом проявляется в некоторых керамических изделиях Паракаса, где мужчины и женщины изображены с отчетливо прямостоячими табличными и двулопастными головами соответственно. [41]

Некоторые археологи предполагают, что андские концепции пола и космовидения могут поддерживать четырехстороннюю (мужскую-мужскую, мужскую-женскую, женскую-мужскую и женскую-женскую) конструкцию пола, которая могла бы объяснить решения о типе изменения для каждого пола. [41] Форма черепной модификации, по-видимому, не связана с социальным статусом (на основании погребального инвентаря) или родством (на основании группировки останков). [41]

Трепанация

[ редактировать ]

Культура Паракас также демонстрирует свидетельства самых ранних трепанаций в Америке с использованием методов каменного соскабливания и сверления для удаления частей черепа. Вероятным мотивом трепанации могло быть лечение вдавленных переломов черепа, которые обычно наблюдаются в останках культуры Паракас, вероятно, вызванных пращами, дубинками и атлатлами, обычно встречающимися в связках мумий на южном перуанском побережье. [42] : 116–122  Однако при многих трепанациях Паракаса удаляется такой большой объем черепа, что прямые доказательства переломов черепа или подобных травм, совпадающих с трепанацией, неуловимы. Наблюдаемые трепанации и переломы черепа чаще всего встречаются в передней части черепа, что косвенно подтверждает связь между ними.

Основываясь на уровне реакции кости и заживлении, наблюдаемом в трепанированном черепе, археологи могут оценить выживаемость после этих медицинских процедур: 39% пациентов умерли бы во время трепанации или вскоре после нее (без наблюдения реакции костей), и почти 40 % пациентов выжили бы в долгосрочной перспективе (при этом наблюдалась обширная реакция костей). [42] : 113  В настоящее время лучшая оценка частоты трепанаций в культуре Паракас составляет около 40%, хотя погрешность выборки при первоначальном отборе черепов, большое количество невскрытых связок мумий и 39%-ный уровень смертности от трепанации Паракас позволяют сделать такую ​​оценку. высокий очень маловероятен. [42] : 133–134 

Геоглифы Паракаса

[ редактировать ]

В 2018 году дроны RPAS , используемые археологами для исследования культурных свидетельств, обнаружили множество геоглифов в провинции Пальпа. Их относят к культуре Паракас, и было показано, что они появились связанных с ними линий Наска на тысячу лет раньше . Теоретическая эволюция культуры Паракас в Наску подтверждает это предположение. Кроме того, геоглифы Паракаса существенно отличаются по сюжетам и местоположениям от линий Наска; многие из них построены на склоне холма, а не на дне пустынной долины. [43] Археолог Луис Хайме Кастильо отмечает, что это различие имеет очень практический эффект: линии Наска, предназначенные для богов, было бы нелегко просматривать, в то время как геоглифы Паракаса могли быть легко просмотрены людьми людьми, и их репрезентативные фигуры потенциально могли использоваться для разграничить территорию. [44]

  1. ^ Бутылка, кошачье лицо, Метрополитен-музей IV – III веков до н.э.
  2. ^ Этвуд, Роджер (2020). «Ткачество для предков» . Археология . 73 (6): 52–58. ISSN   0003-8113 . JSTOR   27056790 .
  3. ^ Крисс, Дон; Хау, Эллен; Левинсон, Джудит; Риццо, Адриана; Каро, Федерико; ДеЛеонардис, Лиза (декабрь 2018 г.). «Материально-техническое исследование расписной керамики Паракаса» . Античность . 92 (366): 1492–1510. дои : 10.15184/aqy.2018.164 . ISSN   0003-598X .
  4. ^ Питерс, Энн (1994). «Каверны Паракас, Некропли Паракас и Окукахе: взгляд на присвоение и идентичность с использованием только материальных остатков» . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки. : 305–313 – через DigitalCommons@University of Nebraska – Lincoln.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Пру, Дональд А. (2008), Сильверман, Хелейн; Исбелл, Уильям Х. (ред.), «Паракас и Наска: региональные культуры на южном побережье Перу» , Справочник по южноамериканской археологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer, стр. 563–585, doi : 10.1007/978. -0-387-74907-5_29 , ISBN  978-0-387-74907-5 , получено 22 мая 2024 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Осборн, Джо; Хундман, Бретань; Вайнберг, Камилла; Хуаман, Ричард Эспино (август 2023 г.). «ПЕРЕОЦЕНКА ХРОНОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОПАРЫ И УМЕНЬШЕНИЯ ПАРАКАС НА ЮЖНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ПЕРУ: БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД» . Радиоуглерод . 65 (4): 930–952. Бибкод : 2023Radcb..65..930O . дои : 10.1017/RDC.2023.67 . ISSN   0033-8222 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Танталеан, Генри (29 сентября 2021 г.), «Общество Паракас доиспанского Перу» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки , doi : 10.1093/acrefore/9780199366439.013.981 , ISBN  978-0-19-936643-9 , получено 23 мая 2024 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Танталеан, Генри; Стэниш, Чарльз; Родригес, Алексис; Перес, Келита (4 мая 2016 г.). «Последние дни Паракаса в Серро-дель-Хантиль, долина Чинча, Перу » ПЛОС ОДИН 11 (5): e0153465. Бибкод : 2016PLoSO..1153465T . дои : 10.1371/journal.pone.0153465 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   4856392 . ПМИД   27144824 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стэниш, Чарльз; Танталеан, Генри; Кнудсон, Келли (2018). «Пир и эволюция кооперативных социальных организаций около 2300 г. до н.э. в культуре Паракас, юг Перу» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 115 (29): Е6716–Е6721. Бибкод : 2018PNAS..115E6716S . дои : 10.1073/pnas.1806632115 . ISSN   0027-8424 . JSTOR   26510998 . ПМК   6055157 . ПМИД   29967147 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сильверман, Хелейн (декабрь 1994 г.). «Паракас в Наске: новые данные о заселении раннего горизонта водостока Рио-Гранде-де-Наска, Перу». Латиноамериканская древность . 5 (4): 359–382. дои : 10.2307/971822 . JSTOR   971822 . S2CID   130499340 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ван Гейсегем, Хендрик (декабрь 2006 г.). «Пограничный взгляд на общество Паракас и этногенез Наска». Латиноамериканская древность . 17 (4): 419–444. дои : 10.2307/25063066 . JSTOR   25063066 . S2CID   163587059 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осборн, Джо; Хундман, Бретань; Вайнберг, Камилла; Хуаман, Ричард Эспино (август 2023 г.). «ПЕРЕОЦЕНКА ХРОНОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОПАРЫ И УМЕНЬШЕНИЯ ПАРАКАС НА ЮЖНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ПЕРУ: БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД» . Радиоуглерод . 65 (4): 930–952. Бибкод : 2023Radcb..65..930O . дои : 10.1017/RDC.2023.67 . ISSN   0033-8222 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осборн, Джо; Хундман, Бретань; Вайнберг, Камилла; Хуаман, Ричард Эспино (август 2023 г.). «ПЕРЕОЦЕНКА ХРОНОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОПАРЫ И УМЕНЬШЕНИЯ ПАРАКАС НА ЮЖНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ПЕРУ: БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД» . Радиоуглерод . 65 (4): 930–952. Бибкод : 2023Radcb..65..930O . дои : 10.1017/RDC.2023.67 . ISSN   0033-8222 .
  14. ^ Танталеан, Генри; Стэниш, Чарльз; Родригес, Алексис; Перес, Келита (4 мая 2016 г.). «Последние дни Паракаса в Серро-дель-Хантиль, долина Чинча, Перу » ПЛОС ОДИН 11 (5): e0153465. Бибкод : 2016PLoSO..1153465T . дои : 10.1371/journal.pone.0153465 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   4856392 . ПМИД   27144824 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пру, Дональд А. (2008), Сильверман, Хелейн; Исбелл, Уильям Х. (ред.), «Паракас и Наска: региональные культуры на южном побережье Перу» , Справочник по южноамериканской археологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer, стр. 563–585, doi : 10.1007/978. -0-387-74907-5_29 , ISBN  978-0-387-74907-5 , получено 22 мая 2024 г.
  16. ^ Осборн, Джо; Хундман, Бретань; Вайнберг, Камилла; Хуаман, Ричард Эспино (август 2023 г.). «ПЕРЕОЦЕНКА ХРОНОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОПАРЫ И УМЕНЬШЕНИЯ ПАРАКАС НА ЮЖНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ПЕРУ: БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД» . Радиоуглерод . 65 (4): 930–952. Бибкод : 2023Radcb..65..930O . дои : 10.1017/RDC.2023.67 . ISSN   0033-8222 .
  17. ^ «Художники Топара | Бутылка с носиком и мостиком в форме обезьяны | Топара» . Метрополитен-музей . Проверено 1 июня 2024 г.
  18. ^ «Бутылка с двойным носиком | Наска» . Метрополитен-музей . Проверено 1 июня 2024 г.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Крисс, Дон; Хау, Эллен; Левинсон, Джудит; Риццо, Адриана; Каро, Федерико; ДеЛеонардис, Лиза (декабрь 2018 г.). «Материально-техническое исследование расписной керамики Паракаса» . Античность . 92 (366): 1492–1510. дои : 10.15184/aqy.2018.164 . ISSN   0003-598X .
  20. ^ ДеЛеонардис, Лиза (01 апреля 2022 г.). «Моделирование священного» . Латиноамериканская и латиноамериканская визуальная культура . 4 (2): 10–28. дои : 10.1525/lavc.2022.4.2.10 . ISSN   2576-0947 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Питерс, Энн (1994). «Каверны Паракас, Некропли Паракас и Окукахе: взгляд на присвоение и идентичность с использованием только материальных остатков» . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки. : 305–313 – через DigitalCommons@University of Nebraska – Lincoln.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Танталеан, Генри (29 сентября 2021 г.), «Общество Паракас доиспанского Перу» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки , doi : 10.1093/acrefore/9780199366439.013.981 , ISBN  978-0-19-936643-9 , получено 23 мая 2024 г.
  23. ^ Танталеан, Генри (29 сентября 2021 г.), «Общество Паракас доиспанского Перу» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки , doi : 10.1093/acrefore/9780199366439.013.981 , ISBN  978-0-19-936643-9 , получено 1 июня 2024 г.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б БРОУМАН, ДЭВИД Л. (сентябрь 1974 г.). « Культ кошки: конференция по доколумбовой иконографии, 31 октября и 1 ноября 1970 года . ЭЛИЗАБЕТ П. БЕНСОН» . Американский антрополог . 76 (3): 672–675. дои : 10.1525/aa.1974.76.3.02a00850 . ISSN   0002-7294 .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол, Энн (1991). Искусство и архитектура Паракаса: объект и контекст южного побережья Перу . Университет Айовы Пресс. стр. 678–679. ISBN  978-0877453277 .
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоллес, Дуайт Т. (1960). «Ранние текстильные техники Паракаса». Американская древность . 26 (2): 279–281. дои : 10.2307/276210 . ISSN   1045-6635 . JSTOR   276210 . S2CID   163918945 .
  27. ^ Пол, Энн (1990). Ритуальный наряд Паракас: символы власти в Древнем Перу . Серия «Цивилизация американских индейцев». Университет Оклахомы. стр. 290–292. ISBN  978-0806122304 .
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пру, Дональд А. (2008), «Паракас и Наска: региональные культуры на южном побережье Перу», Справочник по южноамериканской археологии , Springer New York, стр. 563–585, номер документа : 10.1007/978-0-387. -74907-5_29 , ISBN  978-0387749068
  29. ^ Пол, Энн (1990). Ритуальный наряд Паракас: символы власти в Древнем Перу . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0806122304 . OCLC   925134619 .
  30. ^ Питерс, Энн Х.; Томасто-Каджигао, Эльза (2017), «Мужественность и женственность: формы и выражения власти в некрополе Паракас», Одевание роли: власть, одежда и представительство в доколумбовой Америке , University Press of Florida, стр. 371– 449, ISBN  9780813062211
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Берд, Юниус Б. Доколумбовая текстильная конференция Юниуса Б. Берда, 1973 г., Вашингтон, округ Колумбия, 19 и 20 мая 1973 г.: тезисы докладов с иллюстративными слайдами . OCLC   46447979 .
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоллес, Дуайт Т. (1960). «Ранние текстильные техники Паракаса». Американская древность . 26 (2): 279–281. дои : 10.2307/276210 . ISSN   1045-6635 . JSTOR   276210 . S2CID   163918945 .
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пол, Энн (1990). Ритуальный наряд Паракас: символы власти в Древнем Перу . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0806122304 . OCLC   925134619 .
  34. ^ Пол, Энн (1991). Искусство и архитектура Паракаса: объект и контекст южного побережья Перу . Университет Айовы Пресс. стр. 678–679. ISBN  978-0877453277 .
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стоун, Ребекка (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков . Темза и Гудзон. ISBN  978-0500204153 . OCLC   792747356 .
  36. ^ Питерс, Энн Х.; Томасто-Каджигао, Эльза (2017), «Мужественность и женственность: формы и выражения власти в некрополе Паракас», Одевание роли: власть, одежда и представительство в доколумбовой Америке , University Press of Florida, стр. 371– 449, ISBN  9780813062211
  37. ^ Питерс, Энн Х. (2016), «Эмблематический и материальный цвет в переходном периоде Паракас-Наска» , Nuevo Mundo - Mundos Nuevos, Коллоквиум: Текстиль коренных американцев. Перекрещенные точки зрения на цвета , doi : 10.4000/nuevomundo.69877
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж де Майоло, Кей К. Антунес (апрель 1989 г.). «Перуанские натуральные красители». Экономическая ботаника . 43 (2): 181–191. дои : 10.1007/BF02859858 . S2CID   7091754 .
  39. ^ Стоун, Ребекка (2012). Искусство Анд от Чавина до инков (3-е изд.). Темза Гудзон. п. 68.
  40. ^ Стоун, Ребекка (2012). Искусство Анд от Чавина до инков (3-е изд.). Темза Гудзон. стр. 63–67.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гомес-Мехиа, Хулиана; Апонте, Делия; Песо-Ланфранко, Луис; Эггерс, Сабина (февраль 2022 г.). «Намеренная черепная модификация как маркер идентичности в пещерах Паракас, южно-центральное побережье Перу» . Журнал археологической науки: отчеты . 41 : 103264. Бибкод : 2022JArSR..41j3264G . дои : 10.1016/j.jasrep.2021.103264 . ISSN   2352-409X .
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Верано, Джон В. (2016). Дыры в голове: искусство и археология трепанации в древнем Перу . Исследования доколумбового искусства и археологии. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN  978-0-88402-412-5 .
  43. Грешко, Майкл, « Эксклюзив: огромные древние рисунки, найденные в перуанской пустыне» , National Geographic, 5 апреля 2018 г.
  44. ^ Коллинз, Дэн (24 мая 2020 г.). «Прикоснувшись к поверхности: дроны проливают новый свет на тайну линий Наска» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 4 июня 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Искусство и архитектура Паракаса: объект и контекст на южном побережье Перу, автор Энн Пол, издатель: University of Iowa Press, 1991. ISBN   0-87745-327-6
  • Древний перуанский текстиль Фердинанда Антона, Издательство: Thames & Hudson, 1987, ISBN   0-500-01402-7
  • Текстильное искусство Перу Хосе Антони Лавалье, Издательство: Textil Piura in the Textile (1989), ASIN   B0021VU4DO
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 273a2e11fb15891f7eb77c5f1f082431__1721263560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/31/273a2e11fb15891f7eb77c5f1f082431.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paracas culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)