Полихромия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2009 г. ) |
Полихромия — это «практика украшения архитектурных элементов, скульптуры и т. д. в различные цвета». [1] Этот термин используется для обозначения определенных стилей архитектуры , керамики или скульптуры в нескольких цветах.
Глядя на произведения искусства и архитектуру античности и европейского средневековья , люди склонны полагать, что они были монохромными. На самом деле доренессансное прошлое было полно цвета, и все греко-римские скульптуры и готические соборы, которые сейчас белые, бежевые или серые, изначально были окрашены в яркие цвета. Как заявил Андре Мальро : «Афины никогда не были белыми, но ее статуи, лишенные цвета, обусловили художественную чувствительность Европы… все прошлое дошло до нас бесцветным». [2] Полихромия была и остается практикой не только западного мира . Незападные произведения искусства, такие как китайские храмы, из Океании фигурки ули или керамические вазы майя , также были украшены цветами.
Древний Ближний Восток
[ редактировать ]Подобно древнему искусству других регионов, древнее искусство Ближнего Востока было полихромным, часто присутствовали яркие цвета. Многие скульптуры сегодня уже не имеют своей первоначальной окраски, но все еще есть образцы, которые ее сохраняют. Одними из лучших являются Ворота Иштар , восьмые ворота во внутренний город Вавилона (в районе современной Хиллы , мухафаза Бабиль , Ирак ). Он был построен в ок. 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора II на северной стороне города. Это была часть величественной, обнесенной стеной процессионной дороги, ведущей в город. Его цвета такие же насыщенные, как и в те времена, потому что стены были построены из глазурованного кирпича.
Также были расписаны многие древние ближневосточные скульптуры. Хотя сегодня они серые, все ассирийские рельефы , украшавшие царские дворцы, были окрашены в очень насыщенные цвета.
- Ассирийская плитка с гильошированной каймой из Северо-Западного дворца в Нимруде (ныне современный Ирак), 883-859 гг. до н.э., глазурованная глиняная посуда, Британский музей , Лондон [3]
- Реконструкция зала ассирийского дворца сэра Остина Генри Лейарда , 1849 г.
- Ассирийское панно с проецируемыми на него цветами, показывающее, как оно выглядело изначально, в Пергамском музее. Цвет исчез за многие тысячелетия и был испорчен чрезмерной чисткой артефактов, имевшей место в 19 веке.
Древний Египет
[ редактировать ]Благодаря сухому климату Египта хорошо сохранились оригинальные цвета многих древних скульптур, рельефов, картин и различных предметов. Одними из наиболее хорошо сохранившихся образцов древнеегипетской архитектуры были гробницы, покрытые внутри резными рельефами, окрашенными в яркие цвета или просто фресками . Египетские художники в основном работали с черными, красными, желтыми, коричневыми, синими и зелеными пигментами. Эти цвета были получены из измельченных минералов, синтетических материалов ( египетской синей , египетской зелени и фритт, используемых для изготовления стеклянной и керамической глазури), а также сажи на основе углерода (сажи и древесного угля ). Большинство минералов можно было приобрести из местных источников, например, пигменты оксида железа (красная охра, желтая охра и умбра); белый, полученный из карбоната кальция, обнаруженного на обширных известняковых холмах Египта; а синий и зеленый — от азурита и малахита .
Помимо декоративного эффекта, цвета также использовались для символических ассоциаций. Цвета скульптур, гробов и архитектуры имели как эстетические, так и символические качества. Древние египтяне считали черный цвет плодородной аллювиальной почвы и поэтому ассоциировали его с плодородием и возрождением. Черный также ассоциировался с загробной жизнью и был цветом погребальных божеств, таких как Анубис . Белый был цветом чистоты, а зеленый и синий ассоциировались с растительностью и омоложением. Из-за этого Осириса часто изображали с зеленой кожей, а лица гробов 26-й династии часто были зелеными. Красный, оранжевый и желтый ассоциировались с солнцем. Красный также был цветом пустыни и, следовательно, ассоциировался с Сетом и силами разрушения. [5] [6]
Позже, в XIX веке, проводились экспедиции, целью которых была каталогизация искусства и культуры Древнего Египта. «Описание Египта» представляет собой серию публикаций начала XIX века, полную иллюстраций памятников и артефактов Древнего Египта. Большинство из них черно-белые, но некоторые цветные, поэтому могут показать полихромию прошлого. В некоторых случаях на стенах, колоннах и скульптурах оставалось лишь несколько следов краски, но иллюстраторы успешно пытались передать на своих фотографиях первоначальное состояние зданий. [7]
- Фрагмент храмового рельефа , 2150-1991 гг. до н.э., расписной известняк, Британский музей , Лондон. [8]
- Модель гребной лодки, гр. 1981–1975 гг. До н.э., дерево, краска, штукатурка, льняной шпагат и льняная ткань, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Колоссальная статуя Тутанхамона , ок. 1355-1315 гг. до н.э., расписной кварцит, Большой Египетский музей , Гиза , Египет.
- Бюст Нефертити , ок. 1352–1336 гг. до н.э., полихромный известняк и гипс, Новый музей , Берлин , Германия.
- Составная капитель из папируса, ок. 380–343 гг. До н.э., полихромный песчаник, Метрополитен-музей.
- Фрагмент саркофага Джедтотиуефанха, 332-305 гг. до н.э., дерево и цветное стекло, Museo Egizio , Турин , Италия
- Статуэтка Анубиса , 332-30 гг. до н. э., оштукатуренное и окрашенное дерево, Метрополитен-музей.
- Крылатое солнце на храмового каветто комплекса Мединет Хабу , Египет, неизвестный архитектор, дата неизвестна.
- Нетронутый интерьер Рамессеума , Египет, иллюстрация из «Описания Египта» , неизвестный иллюстратор, 1809 г.
- Египетские узоры, мотивы и капители, неизвестный иллюстратор, опубликовано L. Prang & Co., 1874 г.
- Египетские мотивы из L'Ornement Polychrome Альберта Расине, 1888 г.
- Различные образцы древнеегипетских полихромных капителей, неизвестный иллюстратор, XIX век.
- Различные образцы древнеегипетских карнизов, неизвестный иллюстратор, XIX век.
Классический мир
[ редактировать ]Некоторые очень ранние полихромные керамические изделия были раскопаны на минойском Крите , например, на месте бронзового века в Фесте . [9] В Древней Греции скульптуры окрашивались в яркие цвета. Краска часто ограничивалась деталями, изображающими одежду, волосы и т. д., оставляя кожу естественного цвета камня. Но оно могло бы покрыть скульптуры целиком. Роспись греческих скульптур следует рассматривать не просто как улучшение их скульптурной формы, но и как проявление особого стиля искусства. Например, фронтонные скульптуры храма Афайи на Эгине. недавно были обнаружены [ когда? ] Было продемонстрировано, что они были расписаны смелыми и сложными узорами, изображающими, среди прочего, узорчатую одежду. Полихромия каменных статуй сопровождалась использованием материалов для различения кожи, одежды и других деталей в хризелефантиновых скульптурах , а также использованием металлов для изображения губ, сосков и т. д. на высококачественных бронзах, таких как бронзы Риаче . Доступность современных цифровых методов и технологий позволила реконструировать и визуализировать древнюю трехмерную полихромию научно обоснованным методом, и за последние годы во многих проектах были исследованы эти возможности. [10]
Ранний пример полихромного декора был найден в Парфеноне на вершине Афинского Акрополя . Однако к тому времени, когда в 18 веке европейский антикваризм начал развиваться, краска, которая была на классических зданиях, полностью выветрилась. Таким образом, первые впечатления антикваров и архитекторов от этих руин заключались в том, что классическая красота выражалась только через форму и композицию, лишенную ярких цветов, и именно это впечатление повлияло на неоклассическую архитектуру . Однако некоторые классики, такие как Жак Игнас Хитторф, заметили следы краски на классической архитектуре, и это постепенно стало общепринятым. Такое признание позже было ускорено наблюдением мельчайших цветных следов с помощью микроскопа и других методов, что позволило провести менее предварительные реконструкции, чем смогли провести Хитторф и его современники. Пример классической греческой архитектурной полихромии можно увидеть в полноразмерной копии Парфенона, выставленной в Нэшвилле, штат Теннесси , США.
- Следы краски с изображением вышитых узоров на пеплосе архаической коры , ок. 530 г. до н.э., мрамор, Музей Акрополя , Афины , Греция.
- Полихромия на Пеплосской Коре , ок. 530 г. до н.э., Паросский мрамор , Музей Акрополя.
- Peplos Kore Реконструкция цвета
- Реконструированная цветовая схема троянского лучника из храма Афайи , Эгина.
- Саркофаг Аматуса , ок. 475–450 гг. до н.э., известняк, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Аид и Персефона , ок. 340 г. до н. э., пигменты на мраморе, Музей королевских гробниц Эгаи , Вергина , Греция. [12]
- Греческая статуя женщины в синей и позолоченной одежде из Танагры , 325–300 гг. до н. э., позолоченная и расписная терракота, Antikensammlung Berlin , Берлин , Германия
- Римская мозаика Нептуна и Амфитриты , ок. 70 г. до н.э., мозаика, Дом Нептуна и Амфитриты, Геркуланума Археологический парк , Геркуланум , Италия [16]
- Римский щит, середина III века, расписное дерево и кожа, Художественная галерея Йельского университета , Нью-Хейвен , США [17]
- Реконструкция храма Эмпедокла в Селинунте , Сицилия , автор Жак Игнас Хитторф , 1830 г. (опубликовано в 1851 г.) [18]
- Орнаменты храма Эмпедокла в Селинунте работы Жака Игнаса Хитторфа, 1846 г. (опубликовано в 1851 г.)
- Реконструированный фасад главного фасада Храма Т в Селинунте, Сицилия, работы Жака Игнаса Хитторфа до 1859 года.
Восточная Азия
[ редактировать ]Китайское искусство известно использованием ярких цветов. Неолитические китайские керамические сосуды, подобные тем, что производятся в культуре Яншао , демонстрируют использование черных и красных пигментов. Позже, вследствие распространения буддизма , появляются гробницы и религиозные скульптуры . Божества, наиболее распространенные в китайской буддийской скульптуре, — это формы Будды и бодхисаттвы Гуаньинь . Следы золота и яркие цвета, в которые были окрашены скульптуры, до сих пор дают представление об их эффекте. Во времена династий Хань и Тан полихромные керамические фигурки слуг, артистов, арендаторов и солдат помещались в гробницы людей из высшего сословия. Эти фигурки массово производились в формах. Хотя китайский фарфор наиболее известен как сине-белый, во времена династий Мин и Цин было произведено множество красочных керамических ваз и фигурок . Во времена тех же двух династий перегородчатые сосуды с использованием медной проволоки ( перегородчатой накладки изготавливались также ) и яркой эмали.
Подобно тому, что происходило в Китае, появление буддизма в Японии в 538 году (или, возможно, в 552 году нашей эры) привело к созданию полихромных японских буддийских скульптур. До тех пор японские религиозные образы представляли собой одноразовые глиняные фигурки, используемые для передачи молитв духовному миру. [19]
- династии Тан Фреска архитектуры из гротов Могао .
- Гуаньинь южных морей (Китайский), 11-12 вв., расписное и позолоченное дерево, Художественный музей Нельсона-Аткинса , Канзас-Сити , США [20]
- Официальный ученый (китаец), 618-907 гг. н.э., расписная и глазурованная керамика, Исторический музей Шэньси , Сиань , Китай. [21]
- династии Мин Украшения цайхуа в зале Амитабхи в храме Лунсин .
- Зал молитвы о хорошем урожае, главное здание Храма Неба , Пекин, неизвестный архитектор, 1703–1790 гг.
- Династия Сун «Уцай Цайхуа» (Пятицветная живопись) - руководство по украшениям доугуна , подробно описанное в Инцзао Фаши.
- Китайские мотивы из L'Ornement Polychrome Альберта Расине, 1888 г.
- Китайские и японские перегородчатые мотивы от L'Ornement Polychrome.
- Японские узоры перегородчатой эмали от L'Ornement Polychrome.
Средневековый
[ редактировать ]По всей средневековой Европе религиозные скульптуры из дерева и других материалов часто были ярко окрашены или раскрашены, как и интерьеры церковных зданий. Они часто были разрушены или побелены во время иконоборческих фаз протестантской Реформации или во время других волнений, таких как Французская революция , хотя некоторые из них сохранились в таких музеях, как Виктория и Альберта , Музей Клюни и Лувр . Расписывались и фасады церквей, но от них мало что сохранилось. Воздействие стихий, а также изменение вкусов и религиозных одобрений с течением времени действовали против их сохранения. «Портал Величества» Соборной церкви Торо является самым обширным сохранившимся примером благодаря строительству часовни, которая окружала и защищала его от непогоды всего через столетие после его завершения. [23]
- Романский стиль - тимпан Страшного суда, церковь аббатства Сент-Фуа , Конк , Франция, начало 12 века. [24]
- Романский стиль - Мадонна с младенцем на троне, 12 век, орех, серебро, посеребренная медь и полихромия, Базилика Нотр-Дам д'Орсиваль , Орсиваль , Франция [25]
- Готика — Эккехард и Ута, приписываемые мастеру Намбурга, 1245–1260, известняк и полихромия, Наумбургский собор , Наумбург , Германия [27]
- Готика — Алтарь-реликварий со святой Урсулой , ок. 1325 г., позолоченное и расписное дерево, Абтейкирхе Мариенштатт, Штрайтхаузен , Германия. [28]
- Готика - Портал коллегиальной церкви Торо
- Готика - Бюст Богородицы, ок. 1390-1395, терракота с краской, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Готика - Ирина, дочь Кратена, рисующая скульптуру Девы Марии, Франция, 1401-1402 гг. Фрагмент книги Джованни Бокаччо De Claris mulieribus (О знаменитых женщинах), издание 1403 года, Национальная библиотека Франции , Париж.
- Готика - Богородица на троне, ок. 1490–1500, липа с левкасом, краской и позолотой, Метрополитен-музей.
- Портал собора Бургоса , Бургос , Испания, неизвестный архитектор, дата неизвестна.
17 и 18 веков
[ редактировать ]В то время как каменные и металлические скульптуры обычно оставались неокрашенными, как и классические памятники, полихромные деревянные скульптуры были созданы испанскими художниками: Хуаном Мартинесом Монтаньесом , Грегорио Фернандесом (17 век); Немецкий: Игнац Гюнтер , Филипп Якоб Штрауб (18 век); или бразилец: Алейжадиньо (19 век).
Монохромные цветовые решения архитектурных ордеров были разработаны и в позднем, динамичное барокко, опирающееся на идеи Борромини и Гуарини. Одноцветный камень использована облицовка: светлый песчаник, как в случае с фасадом Бамбергского иезуитского дома. церковь (Гунцельманн, 2016 г.) по проекту Георга и Леонхарда Динценхоферов (1686–1693), фасад монастырской церкви в Михельсберге работы Леонарда Динценхофера (1696 г.) и церковь аббатства в Нересхайме работы Дж. Б. Неймана (1747–1792). [32]
На пространстве современной Германии в XVIII веке братья Асам ( Эгид Квирин Асам и Космас Дамиан Асам ) проектировали церкви с волнистыми стенами, изогнутыми боркеновыми фронтонами и полихромией. [33] В немецкоязычном пространстве множество церквей и библиотек в стиле рококо с пастельной полихромной лепниной построено и колоннами. Там колонны из искусственного мрамора сделаны из деревянных столбов, покрытых слоем полихромной штукатурки, смеси гипса , извести и пигмента . При смешивании этих ингредиентов образуется паста однородного цвета. Чтобы добиться мраморного вида, делаются более тонкие порции более темной и светлой пасты, так что начинают проявляться прожилки. Все это грубо перемешивается вручную. Когда материал затвердевает, его полируют, натирая мелкой наждачной бумагой, и таким образом этот слой полихромной штукатурки становится глянцевым и очень реалистично имитирует мрамор. Хорошим примером этого является библиотека аббатства Виблинген в Ульме , Германия. Искусственный мрамор из лепнины будет продолжать использоваться и в 19-м и начале 20-го веков. Используется только для внутренних работ, поскольку снаружи штукатурка растворяется при контакте с водой.
В Валахии в конце 17 — начале 18 веков стиль Брынковенеск был популярен в архитектуре и декоративном искусстве. Он назван в честь князя Константина Брынковяну , во время правления которого он был разработан. Некоторые церкви в этом стиле имеют полихромные фасады, украшенные фресками, как, например, церковь монастыря Ставрополеос в Бухаресте , Румыния .
Вторая половина 18 века была периодом расцвета неоклассицизма , движения, которое изо всех сил старается возродить стили Древней Греции , Рима , этрусской цивилизации , а иногда даже Египта . Во время правления Людовика XVI (1760-1789) интерьеры в стиле Людовика XVI начинают украшаться арабесками , вдохновленными теми, что были обнаружены в старинных домах в Помпеях и Геркулануме . Они окрашены в пастельные тона, окрашены в белый цвет с декоративными деталями, позолоченными или полихромными. Парадная столовая замка Инверари в Шотландии , украшенная двумя французскими художниками, представляет собой хороший пример полихромного интерьера в стиле Людовика XVI.
- Барокко - Лестница послов Версальского дворца , Версаль , Франция, работы Франсуа д'Орбе и Шарля Лебрена , 1674-1679, снесена в 1752 году при Людовике XV. [34]
- Барокко - Зеркальный зал Версальского дворца, Жюль Ардуэн-Мансар, 1678-1684 гг. [35]
- Барокко — Церковь Сан-Франциско Акатепек , Сан-Андрес-Чолула , Мексика , неизвестный архитектор, 17–18 вв.
- Барокко — «Положение во гроб Христа», Луиза Рольдан , 1700-1701, полихромная терракота, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Брынковенеск — монастыря Ставрополеос Церковь , Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор, 1724 г. [37]
- Рококо — Капители в паломнической церкви Штайнхаузен , Штайнхаузен , Германия, автор Доминикус Циммерманн , 1728-1733 гг.
- Барокко — Лето в образе Цереры , часть серии антропоморфных бюстов четырех времен года, полихромный образец руанского фаянса , ок. 1730, фаянс , Лувр [38]
- Рококо - Дом Хельблинг , Инсбрук , Австрия , первоначально готический таунхаус 15 века, отремонтированный в начале 18 века и законченный в 1732 году Антоном Гиглем.
- Рококо — Святой Иоганн Непомук , Мюнхен , Германия, автор Эгид Квирин Асам и Косма Дамиан Асам , 1733-1746 гг. [39]
- Рококо — Квартира мадам дю Барри , Версальский дворец , Версаль , Франция , автор Анж-Жак Габриэль , 18 век
- Рококо — Иллюстрация картушей XVIII века из «Полихромного орнамента» Альберта Расине, 1888 г.
- Рококо — четвертая гостевая комната, так называемая комната Вольтера, Сан-Суси , Потсдам , Германия, спроектированная Георгом Венцеславом фон Кнобельсдорфом , с отделкой Иоганна Михаэля Старшего и Иоганна Кристиана Хоппенгаупта Младшего , 1752-1753 гг. [40]
- Рококо — Паломническая церковь Виса , Штайнгаден , Германия, работы Доминикуса и Иоганна Баптистов Циммерманов , 1754 г. [41]
- Шинуазри — Китайский павильон ( муниципалитет Экерё , Швеция ), 1763–1769, автор Карл Фредрик Аделькранц [43]
- Неоклассика - кресло, гр. 1780 г., резной и полихромный орех, обитый бежевой шелковой парчой, в настоящее время обитый современным хлопковым и льняным бархатом, Музей искусств Метрополитен.
- Стиль Людовика XVI — Потолок, украшенный гирляндами в парадной столовой, замок Инверари , Шотландия , Великобритания, авторы Жирар и Гинан, 1784 год. [44]
Фарфор
[ редактировать ]С появлением европейского фарфора в 18 веке большую популярность приобрели яркие керамические фигурки с широкой цветовой гаммой. Фарфор появился в Китае в 9 веке. Его рецепт держался в секрете от других народов, и только в 15 веке его успешно скопировали японцы и вьетнамцы. В 18 веке немецкие печи наконец научились производить фарфор, начиная с алхимика Иоганна Фридриха Беттгера и физика Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса , которые изготовили первый европейский сорт фарфора в 1709 году. Мейсенская фарфоровая фабрика В следующем году была основана , и он стал ведущим европейским производителем фарфора. Позже другие печи украли рецепт или придумали собственную технологию производства фарфора. Еще одной действительно известной фабрикой была Севрская фабрика , производившая потрясающий фарфор для французской элиты в 18, 19 и 20 веках. [45]
- Рококо — ваза в форме головы слона, работа Севрской фарфоровой фабрики , ок. 1756–1762, мягкий фарфор, Метрополитен-музей.
- Рококо - настенное бра (bras de cheminée), работа Севрской фарфоровой фабрики, ок. 1761 г., мягкий фарфор и позолоченная бронза, Метрополитен-музей.
- Рококо — ваза для духов, фарфоровая фабрика Челси , ок. 1761 г., фарфор с мягкой пастой и полированный золотой грунт, Метрополитен-музей.
- Рококо — статуэтка певицы , часть оркестра обезьян, работа Мейсенского фарфорового завода , ок. 1765, фарфор, эмаль и позолота, Чикагский художественный институт , Чикаго , США
- Рококо - Урок музыки, фарфоровая фабрика Челси, ок. 1765 г., мягкий фарфор, Метрополитен-музей.
- Стиль Людовика XVI - Ваза (vase grec Duplessisrectifie), дизайн приписывают Жан-Клоду Шамбеллану Дюплесси , роспись Винсента Тайландье , позолота Жана Пьера Буланже , Севрская фарфоровая фабрика, 1780 год, роспись и позолота твердой пастой фарфор, позолоченная бронза, Рейксмузеум Амстердам , Нидерланды
19 век
[ редактировать ]По сравнению с XVIII веком в XIX веке полихромия получила несколько большее распространение. Однако фасады большинства зданий остались белыми, большинство скульптур — неокрашенными, а большая часть мебели — в оттенках своих материалов. Цвета добавлялись обычно через глазурованную керамику на зданиях, различные виды камня на скульптурах и с помощью росписи или интарсии чаще всего на мебели. Как и в XVIII веке, фарфор оставался достаточно красочным, многие фигурки были как живые. В отличие от внешнего вида, интерьеры многих богатых домов часто украшались буазери , лепниной и/или расписывались. Как и во 2-й половине XVIII века, многочисленные бронзовые часы и предметы декора имеют два оттенка за счет позолоты и патины . Для большего цвета были также добавлены фарфоровые элементы.
- Часы в стиле готического возрождения , ок. 1835-1850, позолота и патинированная бронза, Музей декоративного искусства , Париж.
- Готическое возрождение — Интерьер католической церкви Святого Джайлса , Чидл , Стаффордшир , Великобритания, автор Огастес Пугин , 1840-1846 гг. [46]
- Готическое возрождение — камин в зале Чосера Кардиффского замка , Кардифф , Великобритания, автор Уильям Берджес , ок. 1877-1890 гг. [47]
- Изящное искусство - Фрагмент лепнины потолка от Strada Plantelor no. 4, Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор, 1891 г.
- Ар Нуво - Природа, открывающая себя перед наукой , Луи-Эрнест Барриа , 1899, мрамор, алебастр , кальцит , малахит , лазурит , Музей Орсе , Париж
Неоклассицизм
[ редактировать ]Несмотря на свидетельства полихромии, обнаруженные в древнегреческой архитектуре и скульптурах, большинство неоклассических зданий имеют белые или бежевые фасады и черные металлические конструкции. Примерно в 1840 году французский архитектор Жак Игнас Хитторф опубликовал исследования сицилийской архитектуры, задокументировав обширные свидетельства цвета. «Полихромный спор» бушевал более десяти лет и оказался проблемой для неоклассических архитекторов по всей Европе. [18]
Благодаря открытию фресок в римских городах Помпеи и Геркуланум в 18 веке, интерьеры многих неоклассических домов 18 и 19 веков украшены красочными фресками в помпейском стиле. Они часто имеют ярко-красный цвет, известный как «помпейский красный». Мода на помпейские стили живописи привела к тому, что комнаты были отделаны яркими цветными блоками. Примеры включают Помпейскую комнату из Хинкстон-холла в Кембриджшире , Помпеянум в Ашаффенбурге , спальню императрицы Жозефины из замка Мальмезон и ванну Наполеона в замке Рамбуйе . К началу XIX века художники также смогли создавать эффекты мрамора и зернистости для имитации дерева.
- Стиль ампир — купальня Наполеона в замке Рамбуйе , Рамбуйе , Франция, картина Годара и Жана Вассеро, 1806 год.
- Стиль ампир - Ваза Севрской фарфоровой фабрики , 1814 г., твердый фарфор с платиновым фоном и позолоченной бронзовой монтировкой, Лувр. [49]
- Неоклассика — полихроматический фасад Национального цирка в Париже, работа Якоба Игнаца Хитторфа , 1840 г. [50]
- Неоклассика - Путто Большого Фонтена (авеню Леопольда-Робера), Ла Шо-де-Фон , Швейцария , автор Максимилиан Луи Буржуа , 1888 г.
- Неоклассика – в помпейском стиле стена на улице Николае Филипеску №. 45, Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор или художник, ок. 1890 г.
Максимализм 19 века
[ редактировать ]«Больше значит больше» — таков был эстетический принцип, которому следовали в викторианскую эпоху. Максимализм присутствует во многих типах дизайна викторианской эпохи, таких как керамика, мебель, столовые приборы, посуда, мода, архитектура, книжная иллюстрация, часы и т. д. Несмотря на склонность к украшениям, многие из них остаются украшенными лишь несколькими цветами, особенно мебель. . Керамика была областью, где полихромия была широко распространена. Помимо предметов, полихромная керамика присутствовала также в архитектуре, некоторых предметах мебели и архитектуре через изразцы.
Предметы и здания XIX века, представленные в галереях этой страницы, без сомнения, впечатляют. Сегодня мы восхищаемся их орнаментами, цветами и стилями. Однако вплоть до 1960-х годов, с появлением постмодернизма , когда люди начали подвергать сомнению модернизм и начали ценить вещи из домодернистского прошлого, вердикт викторианского дизайна был неудовлетворительным. В начале 20-го века и даже тогда, когда они были созданы, некоторые описывали викторианскую эпоху как эпоху, которая подарила нам одни из самых уродливых предметов, которые когда-либо были созданы. В то время существовали такие описания, как «эстетические чудовища» или «декоративные мерзости», и ситуация становилась только хуже. В конце XIX века Марк-Луи Солон (1835-1913), известный дизайнер керамики, работавший в компании «Минтон и компания», нередко отмечал, что этот период «несет на себе печать явного безвкусицы». [51] Со временем негативные мнения только усилились. Адольф Архитекторы-пионеры Мондерна Лоос и Ле Корбюзье считали, что подобные работы не просто плохи, они были таким оскорблением, что их следовало объявить незаконными. [52]
- «Возрождение рококо» Курильница (брюле-парфюм), автор Якоб Пети , ок. 1834-1848, твердый фарфор, роспись и позолота, Музей декоративного искусства , Париж.
- Пара бутылок в стиле возрождения рококо, автор Якоб Пети, ок. 1840 г., твердый фарфор, роспись и позолота, Музей декоративного искусства, Париж.
- Пара конусообразных ваз и часы в стиле возрождения рококо работы Николя Бюжара , середина XIX века, твердый фарфор, роспись и позолота, Музей декоративного искусства, Париж.
- Неоклассическое скульптурное украшение на потолке Салона сентябрьских шеменов Лувра , Париж, работа Франсиска Дюре , 1851 год. [53]
- Неоклассическое скульптурное украшение на потолке Салона Карре Лувра, работа Пьера-Шарля Симара , 1851 год. [54]
- Полихромная архитектурная деталь неопознанного здания в Кендалвилле, Индиана , США, неизвестный архитектор, 1892 год.
- Интерьер La Cigale , Нант , Франция, спроектированный Эмилем Либодьером и украшенный скульптурами Эмиля Гоше и картинами Жоржа Левро , 1895 год.
Полихромная кирпичная кладка
[ редактировать ]Полихромная кирпичная кладка — это стиль архитектурной кирпичной кладки, возникший в 1860-х годах, в котором использовались кирпичи разных цветов (коричневый, кремовый, желтый, красный, синий и черный) в узорных комбинациях, чтобы подчеркнуть архитектурные особенности. Эти узоры создавались вокруг оконных арок или просто наносились на стены. Его часто использовали для имитации эффекта койнинга . В ранних примерах использовались полосы, а в более поздних примерах - сложные диагональные, крестообразные и ступенчатые узоры, а в некоторых случаях даже письмо с использованием кирпичиков. [55] Элементы глазурованной керамики с деталями использовались и для более сложных орнаментов.
- Интерьер церкви Всех Святых на Маргарет-стрит , Лондон, 1850–1859 гг., Автор Уильям Баттерфилд. [56]
- Эмптон Роуд нет. 12, Эджбастон , Бирмингем , Великобритания, автор Джон Генри Чемберлен , 1855 г. [57]
- Деталь бисквитной фабрики Перно (улица Куртепе № 10-18), Дижон , Франция, 1879 г.
- Фасад (ныне) посольства Суринама ( улица дю Ранела , № 94), Париж, неизвестный архитектор, 1885 г.
Стиль румынского возрождения
[ редактировать ]В Королевстве Румыния стиль румынского возрождения появился в конце 19 века. Это румынский эквивалент национального романтического стиля , который был популярен в то же время в Северной Европе . Это движение во многом вдохновлено архитектурой Бранковенеска , стилем, который был популярен в Валахии в конце 17 и начале 18 веков. Интерьеры домов в этом стиле, построенных до Первой мировой войны, часто декорируются множеством ярких цветов. В некоторых зданиях полихромия распространяется и снаружи за счет использования цветной глазурованной керамической плитки. Стиль стал более популярным в 20 веке. Дом в стиле румынского возрождения, выделяющийся разнообразием цветов, - это дом Георге Петрашку ( Piaa Romană № 5) в Бухаресте , работы Спиру Чегэняну , 1912 год. [59]
- Дом Георге Ионеску-Гиона (Strada Logofătul Udrişte № 11), Бухарест , Румыния , автор Ион Н. Соколеску , 1889 г. [60]
- Потолок дома Георгия Петрашку (Piata Romană № 5), Бухарест, работа Спиру Чегэняну , 1912 год. [62]
- Потолок дома Георгия Петрашку в Бухаресте, работа Спиру Чегэняну, 1912 год. [63]
20 век
[ редактировать ]В двадцатом веке были заметные периоды полихромии в архитектуре: от проявлений модерна по всей Европе до международного расцвета ар-деко или модерна и развития постмодернизма в последние десятилетия века. В эти периоды кирпичная кладка, камень, плитка, лепнина и металлические фасады проектировались с акцентом на использование новых цветов и узоров, в то время как архитекторы часто искали вдохновение в исторических примерах, начиная от исламской плитки и заканчивая английским викторианским кирпичом.
Перед Первой мировой войной
[ редактировать ]В начале 20 века, перед мировыми войнами, в дизайне и архитектуре были очень популярны возрождение (включая неоклассицизм и готическое возрождение ) и эклектика исторических стилей. Многое из того, что сказано о XIX веке, относится и к этому периоду. Интерьеры многих зданий этого периода украшены цветной плиткой, мозаикой, лепниной или фресками. Что касается экстерьера, то большинство полихромных фасадов декорировано керамической плиткой.
Арт-нуво также был в моде в 1900-х годах во всем западном мире . Однако к 1911 году он распался и с тех пор постепенно исчезал, пока не исчез с Первой мировой войной. Фасады некоторых регулярных зданий в стиле модерн украшены яркими орнаментами из глазурованной керамики. Используемые цвета часто более землистые и блеклые по сравнению с интенсивными цветами, используемыми в неоклассицизме. По сравнению с другими движениями в дизайне и архитектуре, модерн имел разные версии в разных странах. Бельгийская и французская форма характеризуются органическими формами, орнаментами, взятыми из растительного мира, извилистыми линиями, асимметрией (особенно, когда речь идет о дизайне предметов), хлыстовым мотивом, роковой женщиной и другими элементами природы. В Австрии, Германии и Великобритании он принял более стилизованную геометрическую форму как форму протеста против возрождения и эклектизма. Геометрические орнаменты на картинах Густава Климта и в мебели Коломана Мозера являются представителями Венского сецессиона. (австрийский модерн). В некоторых странах художники черпали вдохновение в национальных традициях и фольклоре. Например, в Великобритании многие мастера по серебру использовали переплетения, заимствованные из кельтского искусства . Точно так же венгерские, российские и украинские архитекторы использовали в своих зданиях полихроматические фольклорные мотивы, обычно посредством красочных керамических орнаментов.
- Французский модерн — Бижутерия Фуке , Музей Карнавале , Париж, автор Альфонс Муха , ок. 1900 г. [65]
- Французский модерн — Ваза работы Клемана Массье , ок. 1900, люстры , Галерея Джейсона Жака , Нью-Йорк. [66]
- Французский модерн - Avenue Gallieni no. 14, Париж, автор Эжен Кулон , 1903–1904 гг.
- Французский модерн - Вход, украшенный глазурованной плиткой, в здании Ле Шардон (улица Эжен-Мануэль, № 2), Париж, 1903 год, работа Шарля Кляйна. [68]
- Russian Art Nouveau - Poltava Reginal Administrative Building, Poltava , Украина , Vasyl Krychevsky , 1903–1907 [69]
- Австрийский модерн — Путто с двумя рогами изобилия с цветочными каскадами работы Михаэля Поволни , спроектированный в ок. 1907 г., производство 1912 г., керамика, Kunstgewerbemuseum Berlin , Берлин , Германия. [70]
- Русское возрождение — Окно церкви Тихвинской Богородицы, Москва , автор Николай Мартьянов , 1911-1912 гг.
- Мавританское возрождение - Потолок в доме Филитти ( Calea Dorobantilor № 18), Бухарест, работа Эрнеста Доноуса , ок . [71]
- Изящное искусство - Лепнина с путти на потолке на площади Романа №. 3, Бухарест, авторы Зигфиред Кофсински и К. Крецойу, 1912 г.
Модернизм
[ редактировать ]В межвоенный период и в середине 20 века модерн был в моде. Для модернистов форма была важнее орнамента, поэтому часто использовались сплошные блоки яркого цвета, чтобы подчеркнуть форму и создать контраст. Предпочтение отдавалось основным цветам и черному и белому. На самом деле это относится к голландскому движению Де Стиль , которое началось в 1917 году. Этот стиль предполагал сведение объекта (будь то картина или рисунок) к его основам с использованием только черного, белого и основных цветов, а также простой геометрии прямых линий. линии и плоскости. Геррита Ритвельда ( Красно-синий стул 1917-1918) и Дом Ритвельда Шредера в Утрехте (1924) демонстрируют такое использование цвета. Полихромия в модернистском дизайне не ограничивалась Де Стейлом. Unité d'habitation жилого жилья, , типология разработанная Ле Корбюзье , состоит из нескольких плоских красочных частей.
Некоторые объекты, здания и интерьеры в стиле ар-деко выделяются своей полихромностью и использованием насыщенных цветов. Фовизм с его очень насыщенными цветами, такими как картины Анри Матисса , оказал влияние на некоторых дизайнеров ар-деко. Еще одним влиянием на полихромию были « Русские балеты» . Леона Бакста наполнили парижские артистические круги энтузиазмом к ярким цветам. Сценографии [72]
Несмотря на отсутствие орнамента, многочисленные середины века современные конструкции Люсьен Дэй , такие как ткани Чарльза и Рэя Имса , вешалка Hang-It-All Ирвинга Харпера ( (1953 г.) или диван «Зефир» 1956 г.), украшены с цветами. Помимо отдельных предметов, современные интерьеры середины века также были довольно красочными. Это также было вызвано тем, что после Второй мировой войны пластик становился все более популярным в качестве материала для изготовления кухонной посуды и кухонных гарнитуров, светильников, электроприборов и игрушек, а также тем, что пластик можно было производить в широком диапазоне цветов, от нефрита зеленый к красному. [73]
- Де Стиль — Красный и синий стул , Геррит Ритвельд , 1917, лакированное дерево, Художественный музей Толедо , Толедо , Огайо , США
- Де Стиль — Панель из полихромного кирпича на внешней стороне Vakantiehuis De Vonk , дома в Нордвейкерхауте , Нидерланды , автор Тео ван Дусбург , 1917-1919 гг. [74]
- Смесь египетского возрождения и ар-деко : кинотеатр Le Louxor , Париж, Анри Зипси , 1919–1921 гг. [75]
- Смесь возрождения Пуэбло и ар-деко ( Пуэбло-деко ): Театр КиМо , Альбукерке , США, братья Боллер, 1927 год.
- Арт-деко - Пол в вестибюле бульвара Христо Ботева №. 26, Бухарест, неизвестный архитектор, 1930-е гг.
- Арт-деко - Мраморная облицовка в вестибюле Strada Pitar Moş no. 27–29, Бухарест, автор Сэнди Хериван , 1931–1933 гг. [76]
- Арт-деко - Мозаика на фасаде набережной Луи-Блерио №. 40, Париж, автор: Мартерой и Боннель, 1932 год. [77]
- Модерн середины века : диван «Зефир» , работа Ирвинга Харпера для George Nelson Associates, 1956 год, металлический каркас с круглыми дисками из пенопласта, местонахождение неизвестно. [79]
Постмодернизм
[ редактировать ]Использование ярких цветов продолжилось в постмодернизме в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. По сравнению с середины века современными объектами , которые часто имели насыщенные цвета, но были монохромными , постмодернистский дизайн и архитектура выделяются за счет использования различных цветов на отдельных объектах или зданиях. В число архитекторов- постмодернистов , работающих со смелыми цветами, входили Роберт Вентури ( дополнение Мемориального художественного музея Аллена ; склад Best Company), Майкл Грейвс ( Дом Снайдермана ; Здание Хумана) и Джеймс Стирлинг ( Новая государственная галерея ; Музей Артура М. Саклера ) и другие. В Великобритании Джон Аутрам на протяжении 1980-х и 90-х годов создал множество ярких и красочных зданий, в том числе насосную станцию «Храм Штормов». Помимо архитектуры, яркие цвета присутствовали во всем: от мебели до текстиля и плакатов. Неоновые зеленые и желтые цвета были популярны в дизайне продуктов, а также флуоресцентные тона алого, розового и оранжевого цветов, используемые вместе. Литые пластмассы дали дизайнерам новую творческую свободу, позволяя быстро и дешево производить практически любую форму (и цвет). [82]
Художницей, хорошо известной своими полихромными работами, является Ники де Сен-Фалль , создавшая множество скульптур, окрашенных в яркие цвета. Последние десятилетия своей жизни она посвятила созданию живого парка скульптур в Тоскане , Сада Таро , с произведениями искусства, покрытыми яркой красочной мозаикой. [83]
- Кресло Пруста, студия Studio Alchimia , 1978, дерево и ткань, Художественный музей Индианаполиса , Индианаполис , США [84]
- Стул Sheraton с прикладным декором, Роберт Вентури для Knoll , 1978-1984, гнутое ламинированное дерево, Художественный музей Милуоки , Милуоки , США [85]
- Туалетный столик и табурет Plaza, работы Майкла Грейвса для Memphis Group , 1981 год, крашеное дерево, натуральный шиповник, зеркала и лампочки, Музей декоративного искусства , Париж.
- Книжный шкаф Carlton, Этторе Соттсасс для Memphis Group, 1981, шпон дерева и пластиковый ламинат, Музей декоративного искусства, Париж.
- Суперлампа, Мартина Бедин для Memphis Group, 1981, глазурованный керамогранит, резина и хромированная сталь, Музей декоративного искусства , Берлин , Германия.
- Людовик XVI, низкий мальчик, работа Роберта Вентури для Arc International, ок. 1985, клееное дерево, Художественный музей Индианаполиса. [87]
- No 1 Poultry , Лондон, проект Джеймса Стирлинга , спроектированный в 1988 году, но построенный в 1997 году. [89]
- Главный зал Судейской бизнес-школы , Кембриджского университета Англия , автор Джон Аутрам, 1995 г. [91]
- L'Ange Protecteur, Ники де Сен-Фалль , 1997, неизвестные материалы, Центральный вокзал Цюриха , Цюрих , Швейцария
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Полихромные фасады зданий позже приобрели популярность как способ подчеркнуть определенные особенности отделки викторианской архитектуры и королевы Анны архитектуры в Соединенных Штатах . Рост современной лакокрасочной промышленности после Гражданской войны в США также способствовал (иногда экстравагантному) использованию нескольких цветов.
Стиль полихромного фасада исчез с появлением движений возрождения 20-го века, которые подчеркивали классические цвета, применяемые сдержанно, и, что более важно, с зарождением модернизма, который выступал за чистые, неукрашенные фасады, выполненные с использованием белой штукатурки или краски. Полихромия вновь появилась с расцветом движения за сохранение и его использованием (то, что раньше считалось) излишествами викторианской эпохи, а также в Сан-Франциско, штат Калифорния, в 1970-х годах для описания обильных домов конца девятнадцатого века. Они заслужили признание « Раскрашенные дамы » - термин, который в наше время считается китчем , когда он применяется для описания всех викторианских домов, окрашенных в старинные цвета.
Джон Джозеф Эрли (1881–1945) разработал «полихромный» процесс строительства и украшения бетонных плит, которым восхищались во всей Америке. В Вашингтоне, округ Колумбия, его изделия украшали множество зданий — все они были построены сотрудниками студии Earley Studio в Росслине, Вирджиния . Эрли Дома в полихромном историческом районе в Силвер-Спринг, штат Мэриленд, были построены в середине 1930-х годов. Бетонные панели были предварительно отлиты из разноцветных камней и отправлены на площадку для сборки на месте. Эрли хотел построить более высокий стандарт доступного жилья после Великой депрессии, но до его смерти было построено лишь несколько домов; письменные записи о его методах литья бетона были уничтожены во время пожара. Менее известным, но столь же впечатляющим является Полихромный дом доктора Фили, который Эрли построил на вершине холма на юго-востоке Вашингтона, округ Колумбия, с видом на город. Его полихромные дома с уникальным дизайном выделялись среди сборных домов страны, ценились за орнамент в стиле ар-деко и превосходное мастерство.
Художники-керамисты из числа коренных американцев, особенно на Юго-Западе , производили полихромную керамику со времен культур Моголлон и народов Мимбрес до наших дней. [93]
21 век
[ редактировать ]В 2000-е годы искусство создания художественных игрушек набирало обороты. В этот период было произведено несколько монохромных или полихромных виниловых фигурок, которые производятся до сих пор. Среди художников, создавших виниловые игрушки, — Джо Ледбеттер, Такаши Мураками , Flying Fortress и CoonOne1.
В 2010-х и начале 2020-х годов появился новый интерес к постмодернистской архитектуре и дизайну. Одной из причин стали мемориальные выставки, представившие этот стиль, самая обширная и влиятельная из которых прошла в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 2011 году под названием «Постмодернизм: стиль и подрывная деятельность, 1975–1990» . Salone del Mobile в Милане с 2014 года демонстрирует возрождение, реинтерпретацию и новый дизайн под влиянием постмодерна. [94] построили несколько причудливых полихромных зданий, таких как Дом Эссекса, Урабнесс , Эссекс , Великобритания, Из-за этого FAT и Грейсон Перри 2014 г. [95] или Музейный гараж Майами, Майами , США, автор WORKac, 2018. [96]
Помимо возрождения постмодернизма, еще одним ключевым дизайнерским движением начала 2020-х годов является максимализм . Поскольку его философию можно резюмировать как «больше значит больше», в отличие от минималистского девиза « меньше значит больше », для него характерно широкое использование интенсивных цветов и узоров.
- Космический шар, Такаси Мураками , 2000, формованный пластик, Художественный музей Гонолулу , Гонолулу , США
- Крыша рынка Санта-Катерина, Барселона , Испания , авторы Бенедетта Тальябуэ и Энрик Мираллес , 2004 г. [97]
- вдохновленная Memphis Group на 7-этажном здании в Бруклине , Нью-Йорк, Фреска Камиллы Валала , вероятно, 2018 год, фреска на кирпичной стене
- Биомузей , Панама-Сити , Панама , автор Фрэнк Гери , частично открыт в 2014 году, завершен в 2019 году. [103]
Полихроматический свет
[ редактировать ]Термин полихроматический означает наличие нескольких цветов. Он используется для описания света , который имеет более одного цвета , что также означает, что он содержит излучение более чем одной длины волны . Изучение полихроматики особенно полезно при изготовлении дифракционных решеток .
См. также
[ редактировать ]- Инкарнасьон, испанская форма полихромной скульптуры.
- Монохромный (противоположность полихромному)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Харрис, Сирил М., изд. Иллюстрированный словарь исторической архитектуры , Dover Publications, Нью-Йорк, ок. 1977 г., издание 1983 г.
- ^ Винценц Бринкманн, Рене Дрейфус, Ульрике Кох-Бринкманн, Джон Кэмп, Генрих Пининг, Оливер Примавеси (2017). БОГИ В ЦВЕТЕ Полихромия в Древнем мире . Музеи изящных искусств Сан-Франциско и DelMonico Books. п. 65. ИСБН 978-3-7913-5707-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ ван Леммен, Ганс (2013). 5000 лет плитки . Издательство Британского музея. п. 17. ISBN 978-0-7141-5099-4 .
- ^ Фортенберри 2017 , с. 6.
- ^ Винценц Бринкманн, Рене Дрейфус, Ульрике Кох-Бринкманн, Джон Кэмп, Генрих Пининг, Оливер Примавеси (2017). БОГИ В ЦВЕТЕ Полихромия в Древнем мире . Музеи изящных искусств Сан-Франциско и DelMonico Books. п. 62 и 63. ISBN 978-3-7913-5707-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Уилкинсон, Тоби (2008). Словарь ДРЕВНЕГО ЕГИПТА . Темза и Гудзон. п. 55. ИСБН 978-0-500-20396-5 .
- ^ Роуз Мари, Райнер Хаген (2022). ЕГИПЕТ - Люди Боги Фараоны . Сумки. п. 242. ИСБН 978-3-8365-2054-6 .
- ^ «храм-рельеф» . britishmuseum.org . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ К. Майкл Хоган, Кносские полевые заметки , Современный антиквар (2007)
- ^ Сиотто, Элиана; Чиньони, Паоло (1 июля 2024 г.). «Цифровые методы и техники реконструкции и визуализации древней трехмерной полихромии – обзор» . Журнал культурного наследия . 68 : 59–85. дои : 10.1016/j.culher.2024.05.002 . ISSN 1296-2074 .
- ^ Джонс 2014 , с. 37.
- ^ Фортенберри 2017 , с. 40.
- ^ Бернар Хольцманн, Ален Паскье (2011). История древнего искусства - греческое искусство (на французском языке). Школа Лувра. п. 220. ИСБН 978-2-7118-5905-4 .
- ^ Псарра, И. «Министерство культуры и спорта: Миеза, так называемая македонская гробница пальметт» . odysseus.cultural.gr . Архивировано из оригинала 3 июня 2020 года . Проверено 14 апреля 2019 г.
- ^ Винценц Бринкманн, Рене Дрейфус, Ульрике Кох-Бринкманн, Джон Кэмп, Генрих Пининг, Оливер Примавеси (2017). БОГИ В ЦВЕТЕ Полихромия в Древнем мире . Музеи изящных искусств Сан-Франциско и DelMonico Books. п. 144. ИСБН 978-3-7913-5707-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вирджиния, Л. Кэмпбелл (2017). Древняя комната – Карманный музей . Темза и Гудзон. п. 199. ИСБН 978-0-500-51959-2 .
- ^ Вирджиния, Л. Кэмпбелл (2017). Древняя комната – Карманный музей . Темза и Гудзон. п. 199. ИСБН 978-0-500-51959-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бергдолл 2000 , стр. 176.
- ^ Фортенберри 2017 , с. 75, 76, 87, 93.
- ^ Фортенберри 2017 , с. 75.
- ^ Фортенберри 2017 , с. 76.
- ^ "Фигура" . britishmuseum.org . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Кац, Мелисса Р. Архитектурная полихромия и торговля художников в средневековой Испании . Геста. Том. 41, № 1, Художественная идентичность в позднем средневековье (2002), стр. 3–14.
- ^ Бентон, Джанетта Реболд (2022). История западного искусства . Темза и Гудзон. п. 60. ИСБН 978-0-500-29665-3 .
- ^ Бентон, Джанетта Реболд (2022). История западного искусства . Темза и Гудзон. п. 61. ИСБН 978-0-500-29665-3 .
- ^ Мелвин, Джереми (2006). ...измы Давайте разберемся в архитектурных стилях (на румынском языке). стр. 39. ISBN 973-717-075-Х .
- ^ Фортенберри 2017 , с. 150.
- ^ Фортенберри 2017 , с. 154.
- ^ Ирвинг, Марк (2019). 1001 ЗДАНИЕ, которое вы должны увидеть, прежде чем умереть . Кассель иллюстрировал. п. 108. ИСБН 978-1-78840-176-0 .
- ^ Хуберт Фаэнсен, Владимир Иванов (1981). Древнерусская архитектура (на румынском языке). Издательство «Меридиан».
- ^ Листри, Массимо (2020). Самые красивые библиотеки мира . Ташен. п. 346. ИСБН 978-3-8365-3524-3 .
- ^ Людвиг, Богна. 2022.Полихромия в выражении бароккоФасадная архитектура. Ст. 11: 113. https://doi.org/10.3390/arts 11060113
- ^ Гланси, Джонатан (2017). Архитектура — Визуальное руководство . ДК. п. 257. ИСБН 978-0-2412-8843-6 .
- ^ Розенберг, Сандрин (2019). Версальский дворец – небольшое развлечение и зрелищный перечень «Самого красивого дома в мире» (на французском языке). Дуб. п. 62. ИСБН 978-2-81230-351-7 .
- ^ Мартин, Генри (1927). Le Style Louis XIV (на французском языке). Фламмарион. п. 31.
- ^ Листри, Массимо (2020). Самые красивые библиотеки мира . Ташен. п. 338. ИСБН 978-3-8365-3524-3 .
- ^ Флоря, Василе (2016). Румынское искусство от истоков до наших дней (на румынском языке). Письмо. стр. 244. ISBN 978-606-33-1053-9 .
- ^ «Термин: Лето в облике Цереры» . Collections.louvre.fr (на французском языке) . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 331. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Борнгессер, Барбара (2020). ПОТСДАМ - Искусство, Архитектура и Пейзаж . Виста Пойнт. п. 94. ИСБН 978-3-96141-579-3 .
- ^ Джонс 2014 , с. 238.
- ^ Честь, Хью; Флеминг, Джон (2009). Всемирная история искусства – переработанное седьмое издание . Лоуренс Кинг. п. 619. ИСБН 978-1-85669-584-8 .
- ^ «Кина Слот, Дротнингхольм» . www.sfv.se. Национальный совет по собственности Швеции. Архивировано из оригинала 6 августа 2014 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ «Первый этаж» . inveraray-castle.com . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Эндрю, Грэм-Диксон (2023). искусство - Полная визуальная история . Дорлинг Киндерсли Лимитед. п. 251. ИСБН 978-0-2416-2903-1 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 503. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 509. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Ирвинг, Марк (2019). 1001 ЗДАНИЕ, которое вы должны увидеть, прежде чем умереть . Кассель иллюстрировал. п. 315. ИСБН 978-1-78840-176-0 .
- ^ "ПАРА ВАЗ "ВЕРЕНЕТА"" . amisdulouvre.fr . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 443. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Гринхал, Пол (2021). [978-1-4742-3970-7 Керамика - Искусство и цивилизация ]. Блумсбери. п. 296.
{{cite book}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Гринхал, Пол (2021). Керамика – искусство и цивилизация . Блумсбери. п. 287, 288, 296. ISBN. 978-1-4742-3970-7 .
- ^ Бреск-Ботье, Женевьева (2008). Лувр, история дворца . Издания Лувра. п. 122. ИСБН 978-2-7572-0177-0 .
- ^ Бреск-Ботье, Женевьева (2008). Лувр, история дворца . Издания Лувра. п. 122. ИСБН 978-2-7572-0177-0 .
- ^ О'Брайен, Чарльз (2017). Дома — Архитектурный путеводитель . ПЕВСНЕР. п. 134, 138, 139. ISBN. 9780300233421 .
- ^ Джонс 2014 , с. 286.
- ^ О'Брайен, Чарльз (2017). Дома — Архитектурный путеводитель . ПЕВСНЕР. п. 139. ИСБН 9780300233421 .
- ^ «Мезон» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Мариана Челак, Октавиан Карабела и Мариус Марку-Лападат (2017). Архитектура Бухареста — аннотированный путеводитель . Орден архитекторов Румынии. стр. 80. ISBN 978-973-0-23884-6 .
- ^ «Арх. Ион Соколеску» . ionsocolescu.blogspot.com . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Мариана Челак, Октавиан Карабела и Мариус Марку-Лападат (2017). Архитектура Бухареста — аннотированный путеводитель . Орден архитекторов Румынии. стр. 90. ISBN 978-973-0-23884-6 .
- ^ Мариана Челак, Октавиан Карабела и Мариус Марку-Лападат (2017). Архитектура Бухареста — аннотированный путеводитель . Орден архитекторов Румынии. стр. 80. ISBN 978-973-0-23884-6 .
- ^ Мариана Челак, Октавиан Карабела и Мариус Марку-Лападат (2017). Архитектура Бухареста — аннотированный путеводитель . Орден архитекторов Румынии. стр. 80. ISBN 978-973-0-23884-6 .
- ^ «Буланжери» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Дункан 1994 , с. 43.
- ^ Гринхал, Пол (2019). [978-1-4742-3970-7 Керамика - Искусство и цивилизация ]. Блумсбери. п. 323.
{{cite book}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ «Мезон» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ «Здание Ле Шардон» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Сокровища Украины – культурное наследие нации . Темза и Гудзон. 2022. с. 168. ИСБН 978-0-500-02603-8 .
- ^ Уилхайд, Элизабет (2022). Дизайн – целая история . Темза и Гудзон. п. 105. ИСБН 978-0-500-29687-5 .
- ^ Маринаш, Оана (2015). Эрнест Доно – мечта линии (на румынском языке). Издательство «История Артей». стр. 79. ISBN 978-606-94042-8-7 .
- ^ Критики, Михаэла (2009). Арт-деко или выдержанный модернизм (на румынском и английском языках). СИММЕТРИЯ. стр. 68, 72. ISBN. 978-973-1872-03-2 .
- ^ Полная визуальная история дизайна . ДК Лимитед. 2015. с. 167, 172, 215, 223, 233. ISBN. 978-0-2411-8565-0 .
- ^ ван Леммен, Ганс (2013). 5000 лет плитки . Издательство Британского музея. п. 238. ИСБН 978-0-7141-5099-4 .
- ^ Тексье, Симон (2022). Архитектура ар-деко — Париж и его окрестности — 100 замечательных зданий . Париграмма. п. 37. ИСБН 978-2-37395-136-3 .
- ^ Критикос, Михаэла (2022). Бухарест Город ар-деко (на румынском и английском языках). иглумедиа. стр. 183. ISBN 978-606-8026-90-9 .
- ^ Критики, Михаэла (2009). Арт-деко или выдержанный модернизм (на румынском и английском языках). СИММЕТРИЯ. стр. 227. ISBN 978-973-1872-03-2 .
- ^ Гланси, Джонатан (2017). Архитектура — Визуальное руководство . ДК. п. 376. ИСБН 978-0-2412-8843-6 .
- ^ Полная визуальная история дизайна . ДК Лимитед. 2015. с. 215. ИСБН 978-0-2411-8565-0 .
- ^ Бэнкс, Грейс (2022). Art Escapes — скрытые художественные впечатления за пределами музея . гештальтен. п. 19. ISBN 978-3-96704-052-4 .
- ^ ван Леммен, Ганс (2013). 5000 лет плитки . Издательство Британского музея. п. 256. ИСБН 978-0-7141-5099-4 .
- ^ Полная визуальная история дизайна . ДК Лимитед. 2015. с. 260, 261. ISBN 978-0-2411-8565-0 .
- ^ Хессель, Кэти (2022). История искусства без мужчин . Случайный дом пингвинов. п. 305. ИСБН 9781529151145 .
- ^ Филл, Шарлотта и Питер (2023). Дизайн 20 века . Ташен. п. 468. ИСБН 978-3-8365-4106-0 .
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 53. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ Холл, Уильям (2019). Камень . Файдон. п. 79. ИСБН 978-0-7148-7925-3 .
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 121. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 121. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 141. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ Лиззи Крук (14 февраля 2020 г.). «Книга «Less is a Bore» прославляет «постмодернистскую архитектуру во всех ее формах» » . dezeen.com . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 120. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ Лиззи Крук (14 февраля 2020 г.). «Книга «Less is a Bore» прославляет «постмодернистскую архитектуру во всех ее формах» » . dezeen.com . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Центр археологии Нью-Мексико. «Система классификации» . Управление археологических исследований, Проект типологии керамики . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 439. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 722. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Галилея, Беатрис (2021). радикальная архитектура будущего . Файдон. п. 192. ИСБН 978-1-83866-123-6 .
- ^ Ирвинг, Марк (2019). 1001 ЗДАНИЕ, которое вы должны увидеть, прежде чем умереть . Кассель иллюстрировал. п. 875. ИСБН 978-1-78840-176-0 .
- ^ Галилея, Беатрис (2021). радикальная архитектура будущего . Файдон. п. 30. ISBN 978-1-83866-123-6 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 722. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Architizer Лучшая архитектура в мире . Файдон. 2020. с. 191. ИСБН 978-1-83866-066-6 .
- ^ Галилея, Беатрис (2021). радикальная архитектура будущего . Файдон. п. 192. ИСБН 978-1-83866-123-6 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 722. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Бентон, Джанетта Реболд (2022). История западного искусства . Темза и Гудзон. п. 167. ИСБН 978-0-500-29665-3 .
- ^ Architizer Лучшая архитектура в мире . Моначелли. 2021. с. 187. ИСБН 978-1-58093-591-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бергдолл, Барри (2000). Европейская архитектура 1750-1890 гг . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-284222-0 .
- Фортенберри, Дайан (2017). Художественный музей (переработанная ред.). Лондон: Phaidon Press. ISBN 978-0-7148-7502-6 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 23 апреля 2021 г.
- Роджерс, Ричард; Гумучджян, Филипп; Джонс, Денна (2014). Архитектура Вся история . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-29148-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с полихромией, на Викискладе?
- Исследования в области древней полихромной скульптуры На немецком языке
- Амьенский собор в цвете
- Полихроматический, определение Reference.com .