Леон Бакст
Леон Бакст | |
---|---|
Бакста Автопортрет , 1893, картон, масло, 34×21 см, Государственный Русский музей , Санкт-Петербург, Россия | |
Рожденный | Leyb-Khaim Izrailevich Rosenberg 27 января 1866 г. |
Умер | 27 декабря 1924 г. [ 1 ] Рюэй-Мальмезон , недалеко от Парижа. | (58 лет)
Национальность | Русский |
Образование | Санкт-Петербургская Академия Художеств |
Движение | Модернистские, ориенталистские темы |
Léon Bakst , born Leyb-Khaim Izrailevich Rosenberg ( Russian : Леон (Лев) Самойлович Бакст, Лейб-Хаим Израилевич Розенберг ; 27 January (8 February) 1866 [ 2 ] [ 3 ] - 27 декабря 1924 г.), [ 1 ] [ 4 ] был русским художником, сценографом и художником по костюмам еврейского происхождения. Он был членом кружка Сергея Дягилева и « Русского балета» , для которого создавал экзотические, богато окрашенные декорации и костюмы . [ 5 ] Он оформил декорации к таким постановкам, как «Карнавал» (1910), «Призрак розы» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912), «Спящая принцесса» (1921) и других. [ 6 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Лейб-Хаим Израилевич (позже Самойлович) Розенберг родился в Гродно , в еврейской семье среднего достатка. Так как его дед был исключительным портным, царь дал ему очень хорошую должность, и у него был огромный и чудесный дом в Санкт-Петербурге . [ 7 ] Позже, когда родители Лейба переехали в столицу, мальчик Лейб каждую субботу навещал дом дедушки. Он сказал, что в юности на него очень впечатлил этот дом, и он всегда с удовольствием возвращался туда. В двенадцатилетнем возрасте Лейб выиграл конкурс рисунков и решил стать художником. Однако родители это не одобрили и даже выбросили его краски. [ 8 ]
Через несколько лет родители развелись и создали новые семьи, жить с мачехой стало невозможно, поэтому четверо братьев и сестер разошлись и сняли отдельное жилье. Будучи старшим, Лейб отвечал за двух сестер и брата, он «брал на себя все виды малярных работ». Окончив гимназию , он учился в Петербургской Академии художеств как зачетный студент, так как провалил поступление. Он также подрабатывал книжным иллюстратором и в 1883 году поступил в Императорскую Академию.
Во время своей первой выставки (1889) он взял фамилию Бакст , хотя происхождение псевдонима до сих пор неясно. Существует как минимум три версии, согласно основной, бабушка его матери носила девичью фамилию Бакстер . [ 9 ] Александр Бенуа , давний друг Леона, вспоминал, что «Лев дал пространное и запутанное объяснение, что фамилия была взята в честь кого-то из дальних родственников».
В начале 1890-х годов Бакст выставлял свои работы в Обществе акварелистов . [ 8 ] С 1893 по 1897 год жил в Париже, где учился в Академии Жюлиана . [ 10 ] Он по-прежнему часто бывал в Санкт-Петербурге . После середины 1890-х годов Бакст вошел в кружок писателей и художников, образованный Сергеем Дягилевым и Бенуа. [ 11 ] который в 1899 году основал влиятельное периодическое издание «Мир искусства» , что означает «Мир искусства». Его графика для этого издания принесла ему известность.
Карьера
[ редактировать ]

Бакст продолжал писать, создав портреты Филиппа Малявина (1899), Василия Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906). Он также работал учителем рисования для детей Великого князя Владимира Александровича России . В 1902 году он получил заказ от царя Николая II на картину «Адмирал Авеллан и русские моряки, прибывающие в Париж», картину, которую он начал там же, во время торжеств с 17 по 25 октября 1893 года. Однако на завершение этой работы ему потребовалось 8 лет. .
В 1898 году он показал свои работы на организованной Дягилевым Первой выставке русских и финских художников ; в выставках «Мира искусства» , а также Мюнхенского Сецессиона , выставках Союза русских художников и др. Во время русской революции 1905 года Бакст работал в журналах «Жупель» , «Адская почта» , «Мир искусства» , и Сатирикон , затем для художественного журнала « Аполлон» .
С 1909 года Бакст работал преимущественно как сценограф, оформляя декорации к греческим трагедиям . В 1908 году он привлек внимание как художник-декоратор Дягилева в «Русском балете» . Он создал декорации к фильмам «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» (1910), «Карнавал » (1910), «Нарцисс» (1911), «Призрак розы» (1911), «Послеполуденный отдых фавна» (1912) и «Дафнис и Хлоя» (1912) . 1912). [ 12 ] В это время Бакст жил в Западной Европе, поскольку, как еврей, он не имел права постоянно жить за пределами черты оседлости в Российской империи [нужны ссылки как несовместимые с его полной способностью жить и работать в Петербурге и другие области Империи. (Мастера и специалисты, обладающие навыками, обычно освобождались от таких ограничений)].
- Избранные сценические конструкции
-
» «Клеопатре Михаила Фокина ; 1910.
-
«Для Пизанеллы или Ароматной смерти» Габриэле Д'Аннунцио ; 1913, картон, карандаш, акварель, гуашь, 24×39 см, частное собрание.
-
«Спящая красавица » Петра Ильича Чайковского ; 1921, бумага, карандаш, акварель, 48×67 см, Музей Тиссена-Борнемисы .
- Избранные эскизы костюмов
-
Для негритянского мальчика в «Шехерезаде» Николая Римского-Корсакова ; 1910.
-
За Жар-птицей в «Жар-птице» ; 1910.
-
Для Синего Бога в Le Dieu bleu Рейнальдо Хана ; 1911.
-
Для мужчины в маске в «Добродушных дамах» Леонида Мясина ; 1917.
-
«Девочке-марионетке в фантастическом бутике» Дерена Андре ; 1919.
-
Для русской крестьянки в старой Москве ; 1922 год.

Несмотря на то, что он был известен своей работой в качестве сценографа, произведения искусства также заказывали различные английские семьи в эпоху ар-деко . За это время он создал такие работы, как серия «Спящая красавица» для Джеймса и Дороти де Ротшильд в поместье Уоддесдон в 1913 году. История изображена на семи панелях, украшающих стены овальной «комнаты Бакста» в театральном стиле в Бакингемшир поместье . дом. [ 13 ]
Во время своих визитов в Санкт-Петербург он преподавал в школе Званцевой , где одним из его учеников был Марк Шагал (1908–1910). Бакст описывал Шагала как фаворита, потому что, когда ему велят что-то сделать, он внимательно слушал, но затем брал краски и кисти и делал что-то совершенно отличное от задания.

В 1914 году Бакст был избран членом Императорской Академии художеств . Всесторонний, многогранный талант Бакста проявился в различных областях — он работал дизайнером одежды, декораций, интерьеров, текстиля и т. д. Помимо серии интерьеров для Ротшильдов, он также оформлял выставки для « Мира искусства ». общества и занял должность дизайнера мебели и интерьеров в «Современном искусстве». Американский бизнесмен шелковой промышленности Артур Селиг пригласил Бакста создать текстильный дизайн, их сотрудничество имело большой успех. [ 13 ]
В этот период его работы широко демонстрировались в США. Мартин Бирнбаум, менеджер Берлинской фотографической компании в Нью-Йорке, организовал выставку работ Бакста в 1913 году в Нью-Йорке, которая затем побывала в Детройте (1913), Буффало (1914), Цинциннати (1914), Чикаго (1914) и Монреале. (1914). [ 14 ] После революции 1917 года сестра Леона умерла от голода в России. Когда Бакст получил эту новость, у него случился нервный срыв, он настолько заболел, что не мог переносить никакие раздражители, такие как свет, шум или прикосновения. Его служанка Линда воспользовалась его положением, чтобы украсть его деньги — она забирала все гонорары, поступающие в дом, и запугивала художника, заставляя его включить ее и ее мужа в число наследников по его завещанию. Случайно ему удалось послать записку влиятельной подруге и покровительнице Алисе Уордер Гарретт (1877–1952), филантропу в области искусства, которая помогла его сестре Софии спасти Леона. Впервые они встретились в Париже в 1914 году, когда г-жа Гаррет сопровождала своего мужа-дипломата в Европе. Вскоре Бакст стал зависеть от Гаррета как доверенного лица и агента. [ 13 ]

В 1922 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и «Русским балетом». В этом году он посетил Балтимор и, в частности, Evergreen House — резиденцию своей американской подруги Элис Гарретт. Гарретт стала представителем Бакста в США по возвращении домой в 1920 году, организовав две выставки работ художницы в нью-йоркской галерее Кнодлер , а также последующие передвижные выставки. Находясь в Балтиморе, Бакст перепроектировал столовую Evergreen в шокирующие кислотно-желтые и «китайские» красные кондитерские изделия. Художник преобразил небольшую часть дома. Гимназия 1885 года превратилась в красочный модернистский частный театр. Считается, что это единственный сохранившийся частный театр, спроектированный Бакстом.

Леон Бакст был также плодовитым писателем, его литературное наследие на трех языках включает романы, многочисленные публикации в журналах, критику, эссе, письма друзьям и коллегам. [ 15 ]
Бакст умер 27 декабря 1924 года в клинике Рюэй-Мальмезон , недалеко от Парижа, от проблем с легкими ( отека ). [ 4 ] Его многочисленные поклонники среди самых известных художников того времени, поэтов, музыкантов, танцоров и критиков сформировали похоронную процессию, чтобы сопровождать его тело к месту его последнего упокоения на кладбище Батиньоль в 17-м округе Парижа во время очень трогательной церемонии. . [ 11 ]
В конце 2010 года Музей Виктории и Альберта в Лондоне представил выставку костюмов и гравюр Бакста. [ 16 ]
Культурные изображения
[ редактировать ]- Anna Pavlova , film by Emil Loteanu ; portrayed by Igor Dmitriev (1983).
Избранные произведения
[ редактировать ]-
Бакст «Портрет Александра Бенуа» ; 1898, бумага, акварель, пастель, 65×100 см, Русский музей .
-
Ужин ; 1902, холст, масло, 150×100 см, Русский музей .
-
Плакат « Послеполуденного отдыха фавна »; 1912 год, частное собрание .
-
Рисунок пьющей лошади ; в. начало ХХ века , бумага, наложенная на картон, карандаш, акварель, гуашь, 33х49 см, частное собрание.
-
Текстильная печать ; в. 1922 год .
-
Марка к 150-летию со дня рождения Леона Бакста; 2016, Белпочта .
- сериал «Спящая красавица» ; 1913–1922, холст, масло, поместье Уоддесдон.
-
Плохая фея посещает крестины ; 212х84 см
-
Обещание доброй феи ; 210х140 см
-
Принцесса уколола палец о прялку ; 213х143 см
-
Престарелый король умоляет добрую фею ; 212х143 см
-
Принцесса и двор засыпают на сто лет ; 212×171 см
-
Принц на охоте видит замок, где спит принцесса ; 212х142 см
-
Принц обнаруживает принцессу и будит ее поцелуем ; 212х84 см
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б [ https://archive.org/details/dictionaryofart03turn/page/86/mode/2up «Бакст, Леон», Маартен Вурфбейн, в Словаре искусств (Grove Press, 1998), стр.86
- ^ БАКСТ, ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ
- ^ Бакст Лев Самойлович
- ^ Jump up to: а б "Bakst Lev Samoilovich" , by V. A. Kulakov, Great Russian Encyclopedia online
- ^ «Леон Бакст» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 2 марта 2016 г.
- ^ Норидж, Джон Джулиус (1985–1993). Судья Гарри Джордж; Тойн, Энтони (ред.). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 29. ISBN 0-19-869129-7 . OCLC 11814265 .
- ^ "Лев Бакст в десяти деталях: навстречу выставке художника в Русском музее" [10 Facts about Leon Bakst] (in Russian). Fontanka. 21 February 2016 . Retrieved 10 December 2020 .
- ^ Jump up to: а б Елена Теркель (2008). «Леон Бакст: Его семья и его искусство» (PDF) . Третьяковская галерея, № 1. с. 63 . Проверено 3 мая 2017 г.
- ^ Усова 2016 , с. 72-82.
- ^ Выпечка
- ^ Jump up to: а б Бакст Л. С.
- ^ Микотович, Томас Дж. «Бакст, Леон». В Томасе Дж. Микотовиче, Театральные художники: Международный биографический словарь . Нью-Йорк: Гринвуд, 1992. ISBN 0313262705 . п. 17.
- ^ Jump up to: а б с Esaulova, A. (9 May 2016). "Штрихи к портрету: 8 историй из бурной жизни Леона Бакста" [8 Stories from Vivid Life of Leon Bakst] (in Russian). Arthive . Retrieved 10 December 2020 .
- ^ Коделл, Джули, «Конвергенции: история искусства, музеи и трансатлантическое искусство агента Мартина Бирнбаума для публики», «Рынки искусства, агенты и коллекционеры», ред. А. Терпин и С. Бракен. Блумсбери, 2021, стр. 316–327.
- ^ Боулт и др. 2008 , с. 80-82.
- ^ «Биография Леона Бакста - Музей Виктории и Альберта» . Вам.ac.uk. Архивировано из оригинала 11 апреля 2009 года . Проверено 16 мая 2012 г.
Общие источники
[ редактировать ]- Marc Chagall , My Life , St.-Petersburg, Azbuka, 2000, ISBN 5-267-00200-3
- Коделл, Джули, «Конвергенции: история искусств, музеи и трансатлантическое искусство агента Мартина Бирнбаума для публики», «Рынки искусства, агенты и коллекционеры», ред. А. Терпин и С. Бракен. Блумсбери, 2021, 316–327.
- Леон Бакст, «Серов и мои в Греции» , перевод и предисловие Ольги Медведковой, предисловие Вероники Шильц, TriArtis Editions, 2015, 128 стр., 24 иллюстрации ( ISBN 978-2-916724-56-0 ; ОСЛК 902790439 )
- Usova, M. N. (2016). " "Трехфамилие" Бакста: Рабинович, Розенберг, Бакст. От Лейбы Рабиновича до Леона Бакста" [Three Surnames of Leon Bakst: Rabinovich, Rosenberg, Bakst. From Leyb Rabinovich to Leon Bakst]. Journal of the Vaganova State Ballet Academy (in Russian). 5 (46): 72–82.
- Боулт, Дж. Э.; Чернухина А.; Ковалева О.; Теркель, Э. (2008). « «Волшебные слова»: Литературное наследие Леона Бакста» (PDF) . Третьяковская галерея (1): 80–82.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Семь панно «Спящая красавица» в поместье Уоддесдон.
- Леон Бакст в FMD
- Коллекция костюмов и дизайна сцен WH Crain в Центре Гарри Рэнсома
- Работа на Дягилева. Архивировано 3 июля 2015 г. на выставке Wayback Machine в Гронингерском музее.
- Леон Бакст (1866–1924) Изображения произведений искусства, выставки, обзоры на wwar.com
- Работа Леона Бакста на Бена Ури. сайте
- Работы Леона Бакста в Галерее Русского Искусства
- Видео на YouTube
- Словарь художественных подписей - см. подпись Леона Бакста, хотя полиция конфисковала подделки.
- Коллекция театра и спектаклей Бакста в Музее Виктории и Альберта
- Музей и библиотека Эвергрин. Архивировано 25 июня 2015 года в Wayback Machine . Коллекция включает оригинальные декорации, эскизы костюмов и другие сопутствующие работы.
- Проекты Леона Бакста, около 1911–1923 годов , хранятся в Театральном отделении Билли Роуза Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- Дягилев и русские балеты, 1909–1929: выставка «Когда искусство танцевало с музыкой 2013» в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.
- Коллекция Бакста. Архивировано 19 августа 2016 года в Wayback Machine Художественного музея Макнея.
- 1866 рождений
- 1924 смерти
- Художники XIX века из Российской Империи.
- Русские художники 20 века.
- Художники в стиле модерн
- Художники балета
- Русские балеты и потомки
- Белорусские евреи
- Похороны на Батиньольском кладбище
- Французы белорусско-еврейского происхождения
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Еврейские художники
- ориентализм
- Художники-востоковеды
- Жители Гродненского уезда.
- People from Grodno
- Российские художники по костюмам.
- Русские художники-мужчины
- Российские сценические дизайнеры
- Сценографы
- Поместье Уоддесдон
- Mir iskusstva artists