Jump to content

Спящая красавица (балет)

The Sleeping Beauty (Russian: Спящая красавица , romanized : Spyashchaya krasavitsa listen ) — балет с прологом и тремя действиями на музыку Петра Ильича Чайковского , его опус 66, завершенный в 1889 году. Это второй из трех его балетов и второе по продолжительности произведение в любом жанре, длительностью 160 минут. Оригинальный сценарий был написан Иваном Всеволожским по мотивам оперы Перро «Красавица в лесу» , или «Красавица, спящая в лесу» ; первым хореографом был Мариус Петипа . Премьера состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 15 января 1890 года, и с этого года «Спящая красавица» остается одним из самых известных балетов всех времен. [1]

25 мая 1888 года к Чайковскому обратился директор Императорских театров в Петербурге с Иван Всеволожский предложением о возможной балетной адаптации на тему истории Ундины . Позже было решено, что Шарля Перро Красавица в спящем лесу» история, к которой Чайковский напишет музыку для балета, будет « . Чайковский без колебаний принял заказ, хотя и знал, что его единственный предыдущий балет, «Лебединое озеро» , на том этапе его карьеры не встретил большого энтузиазма.

Чайковский основал свое произведение на братьев Гримм версии «Дорнрёшен» Перро. В этой версии родители принцессы переживают 100-летний сон, чтобы отпраздновать свадьбу принцессы с принцем. Однако Всеволожский включил в балет и других персонажей Перро из своих рассказов, таких как Кот в сапогах , Красная Шапочка , Золушка , Синяя птица , Синяя Борода , Рики Хохочок и Том-с-пальчик . Другие персонажи французских сказок, которые будут представлены, - это Красавица и Чудовище , Красавица Златовласка и Белый Кот . Тем не менее, Чайковский был рад сообщить директору Императорского театра, что он с большим удовольствием ознакомился с произведением и ушел с достаточным вдохновением, чтобы отдать ему должное. [ нужна ссылка ]

Хореографом выступил Мариус Петипа , балетмейстер Императорского балета , написавший очень подробный перечень музыкальных требований. Чайковский быстро работал над новым произведением во Фроловском; он приступил к первоначальным наброскам зимой 1888 года и приступил к оркестровке произведения 30 мая 1889 года.

В центре внимания балета были две главные конфликтующие силы добра (Фея сирени) и зла ( Карабос ); у каждого есть свой лейтмотив , который проходит через весь балет и служит важной нитью основного сюжета. Однако третий акт произведения полностью отрывается от этих двух мотивов и вместо этого сосредотачивается на отдельных персонажах различных придворных танцев.

Премьера балета получила более благоприятные отзывы чем «Лебединое озеро» в прессе, , но Чайковский никогда не мог позволить себе роскошь стать свидетелем того, как его произведения получили мгновенный успех в театрах за пределами России. Он умер в 1893 году. К 1903 году «Спящая красавица» стала вторым по популярности балетом в репертуаре Императорского балета (первым был балет Петипа/ Пуни «Дочь фараона» ), который был показан 200 раз всего за 10 лет.

Оригинальные актеры в костюмах первого акта. В центре Карлотта Брианца в роли Авроры. Мариинский театр , Санкт-Петербург, 1890 год.

Постановка, поставленная в миланском театре Ла Скала , не вызвала большого интереса, и только в 1921 году в Лондоне балет наконец получил широкое признание и, в конечном итоге, занял постоянное место в классическом репертуаре. В 1999 году балет Мариинского театра реконструировал оригинальную постановку 1890 года, включая репродукции оригинальных декораций и костюмов. Хотя постановка Константина Сергеева «Киров» 1951 года доступна на DVD/Video, «аутентичная» версия 1999 года так и не была коммерчески выпущена.

«Спящая красавица» — самый длинный балет Чайковского, полная длина которого составляет почти четыре часа (с учетом антрактов). Полная партитура длится практически 3 часа. Почти всегда его разрезают. [ по мнению кого? ]

На премьере царь Александр III вызвал Чайковского в императорскую ложу. Царь сделал простое замечание «Очень приятно», которое, похоже, разозлило Чайковского, который, вероятно, ожидал более благоприятного ответа. [2] В любом случае царь немедленно выплатил Чайковскому солидную премию. [3]

История выступлений

[ редактировать ]

Петербургская премьера (мировая премьера)

Московская премьера

Другие известные постановки

Краткое содержание

[ редактировать ]

Параметр

  • Время : Барокко
  • Место : Европа
Злая фея Карабос работы Леона Бакста , создавшего за 2 месяца декорации и около 300 эскизов костюмов для Дягилева роскошной постановки «Спящая красавица» в Лондоне в 1921 году.

Пролог — Крещение принцессы Авроры.
Король Флорестан XXIV и его королева приветствовали своего первенца, принцессу Аврору, и объявили торжественную церемонию крещения в ее честь. На церемонию приглашены шесть фей, чтобы одарить ребенка подарками. Каждая фея приносит в дар добродетель или положительные черты, такие как красота, смелость, сладость, музыкальный талант и озорство. Самая сильная фея, Фея Сирени, [13] прибывает со своей свитой, но прежде чем она успевает вручить свой дар, прибывает злая фея Карабос со своими приспешниками. [14] Карабос в ярости спрашивает короля и королеву, почему она не получила приглашения на крестины. Вина падает на Каталабюта, церемониймейстера, который отвечал за список гостей. Карабос радостно срывает с себя парик и бьет его посохом, а затем в отместку накладывает проклятие на маленькую принцессу: Аврора действительно вырастет красивой, здоровой и восхитительной молодой девушкой, но в свой шестнадцатый день рождения она уколет себе палец. на веретене и умереть. Король и королева в ужасе молят Карабос о пощаде, но она ее не проявляет. Однако вмешивается Фея Сирени. Хотя у нее недостаточно сил, чтобы полностью снять проклятие, она меняет его, позволяя веретену вызвать у принцессы мирный 100-летний сон, а не смерть. По прошествии этих 100 лет ее разбудит поцелуй прекрасного принца. Обрадовавшись тому, что жизнь Авроры в конечном итоге будет сохранена, суд успокоился.

Акт I — Четыре жениха принцессы Авроры
Это день шестнадцатого дня рождения принцессы Авроры. Торжества продолжаются, хотя король все еще обеспокоен предзнаменованием Карабос. Церемониймейстер обнаруживает нескольких крестьянских дам, резвящихся со спицами, и предупреждает короля, который сначала приговаривает женщин к суровому наказанию. Королева мягко убеждает его пощадить невинных граждан, и он соглашается. Исполняется искусный вальс, и появляется принцесса Аврора. [15] [16] Любящие родители знакомят ее с четырьмя женихами. Аврора и женихи исполняют знаменитое Розовое Адажио. [17] Вскоре появляется незнакомец в плаще и предлагает принцессе подарок: веретено. Никогда раньше не видя ни одного, Аврора с любопытством рассматривает странный объект, в то время как ее родители отчаянно пытаются вмешаться. Как и было предсказано, она уколола палец. [18] Поначалу казалось, что она быстро выздоравливает, но она теряет сознание и падает в обморок. Незнакомец в плаще оказывается Карабос, которая считает, что ее проклятие все еще остается в силе и что принцесса мертва. И снова Фея Сирени усмиряет гомон и напоминает королю и королеве, что Аврора просто спит. Принцессу уносят в постель, а Фея Сирени накладывает на все королевство чары сна, которые разрушатся только тогда, когда Аврора проснется. Дворец покрыт толстым слоем колючих растений, скрывающих его от глаз.

Карлотта Брианца в роли принцессы Авроры и Павел Гердт в роли принца Дезире в костюмах Великого шествия третьего акта в оригинальной постановке Петипа « Спящая красавица» .
(Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1890 г.)

Акт II, картина I — Охота принца Дезире
Сто лет спустя принц Дезире присутствует на охоте. Хотя его товарищи беззаботны, принц недоволен и в конце концов просит, чтобы его оставили в покое. В лесу его встречает Фея Сирени, которая выбрала его, чтобы разбудить Аврору. Она показывает ему видение прекрасной принцессы, и принц сразу же влюбляется. [19] Фея Сирени объясняет ситуацию, и Дезире умоляет отвести ее к принцессе. Фея Сирени ведет его в потаенный замок. Карабос делает последнюю попытку закрепить свое мстительное проклятие, но Фее Сирени и принцу наконец удается вместе победить ее.

Акт II, картина II — Замок Спящей красавицы
Оказавшись внутри замка, Дезире будит Аврору поцелуем. Остальной двор тоже просыпается, и король и королева искренне одобряют, когда принц предлагает жениться, а принцесса соглашается.

Акт III — Свадьба Дезире и Авроры
Королевская свадьба продолжается. В число гостей входят Феи драгоценностей: Бриллиантовая, Золотая, Серебряная и Сапфировая и, конечно же, Фея Сирени. [20] Присутствуют сказочные персонажи, в том числе Кот в сапогах и Белый кот . [21] Принцесса Флорина и Синяя птица, [22] и другие. Аврора и Дезире исполняют грандиозное па-де-де. [23] [24] и весь ансамбль танцует. Принц и принцесса женаты, и фея сирени благословляет этот союз.

Королевский двор
  • Король Флорестан XXIV
  • Королева
  • Принцесса Аврора или Спящая красавица
  • Каталабют (Церемониймейстер)
  • Придворные, фрейлины, пажи и лакеи

Феи

  • Кандид (Искренность), или Фея хрустального фонтана
  • Coulante, Fleur de Farine (Текущая пшеничная мука) или Зачарованная садовая фея.
  • Miettes qui tombent (Падающие хлебные крошки), или Фея Лесной поляны.
  • Canari qui chante (Поющая канарейка), или Фея певчих птиц.
  • Виоленте (Сила), или Фея Золотой Лозы.
  • Сиреневая фея
  • Карабос, злая фея
  • Золотые, серебряные, сапфировые и бриллиантовые феи

Четыре жениха

  • Принц Шери
  • Прекрасный принц
  • Принц Фортуне
  • Гороховый Цветочный Принц

Охотничий отряд принца

  • Принц Дезире (Флоримунд)
  • Галлифрон, наставник принца Дезире
  • Подруги принца, герцогини, маркизы, графини, виконтессы, баронессы.

Сказочные персонажи

Инструментарий

[ редактировать ]
  • Деревянные духовые инструменты : 2 флейты, пикколо, 2 гобоя, английский рожок , 2 кларнета ( B , A), 2 фагота.
  • Духовые : 4 валторны (F), 2 корнета (B , A), 2 трубы (B , A), 3 тромбона, туба
  • Перкуссия : большой барабан, тарелки, колокольчики , боковой барабан, бубен, там-там , литавры , треугольник.
  • Клавиатуры : Фортепиано
  • Струны : арфа, скрипки I, скрипки II, альты, виолончели, контрабасы.

Музыкальная структура

[ редактировать ]
Александра Ансанелли в роли принцессы Авроры и Давид Махатели в роли принца Флоримунда в Королевского балета постановке « Спящая красавица» , 29 апреля 2008 года.

Упоминаются основные изменения, внесенные в партитуру оригинальной постановки Петипа, и они помогают объяснить, почему сегодня партитура звучит в различных версиях в кинотеатрах. [ нужна ссылка ] Театральные программы в Императорской России выпускались соответственно в русской и французской версиях.

Пролог — Крещение принцессы Авроры.

№1-а Введение
№ 1-б Марке
№2- Вход фей
№2-б Танцевальная сцена
No.3 Гран-па-д'ансамбль (также известное как Па-де-шесть ) —
имеет. Отличная пословица. Маленькое аллегро
б. Вариация - Кандид
в. Вариация - Течет – Fleur de мука.
д. Вариация - Крошки – падают.
е. Вариация - Канарейка – которая поет
ф. Вариант – Жестокий – растрепанный.
г. Вариация - Фея Сирени – сладострастная.
час Генерал Кода
№4 Сцена и финал
имеет. Вход в Карабос
б. Мимическая сцена Карабос
в. Мимическая сцена из «Феи сирени»

Акт I — Четыре жениха принцессы Авроры

№5-а Введение
№5-б Сцена вязальщиц
No.6 Большой деревенский вальс (он же «Вальс с гирляндами »)
№7 Вход рассвета
№8 Большой шаг к действию
а. Великая пословица (каденция арфы, расширенная Альбертом Генрихом Забелем)
б. Танец подружек невесты и пажей
в. Вариация д'Аврора ( код , отредактированный для первой постановки)
д. Кода
№9 Сцена и финал
имеет. Танец Авроры с веретеном
б. Очарование
в. Приезд Феи Сирени

Акт II, картина I — Охота принца Дезире

№ 10-а Во время акта
№10-б Сцена королевской охоты
№ 11 Колен-Майяр
No.12 Танцы благородных девиц
имеет. Сцена
б. Танец герцогинь
в. Танец баронесс (вырезано Петипа из оригинальной постановки)
д. Danse des comtesses (вырезано Петипа из оригинальной постановки)
е. Танец маркизов (вырезано Петипа из оригинальной постановки)
No.13 Кода – Фарандола
№14- Сцена и отъезд охотников
№14-б Вход Феи Сирени
№15 Никаких действий
имеет. Внешний вид Авроры
б. Великая пословица (каденция арфы, расширенная Альбертом Генрихом Забе)
в. Вальс нимф – Маленькое кокетливое аллегро.
  • Интерполяция: к концу номера 15-c добавлены 4 полоски, которые облегчают смену ключа для следующего номера. Композитор Риккардо Дриго.)
  • Интерполяция: вариация Mlle. Брианца (первоначально № 23-b, Вариация Фе-Ор из Акта III)
д. Вариация д'Аврора (вырезанная Петипа из оригинальной постановки)
И. Маленький хвост
№16 Сцена
№17 Панорама
  • Интерполяция: 3 переходных такта в конце № 17, написанных Риккардо Дриго и ведущих к № 19, поскольку № 18 был вырезан в оригинальной постановке.
No.18 Entr'acte Symphonique (соло для скрипки Леопольда Ауэра , вырезка из оригинальной постановки)

Акт II, картина II — Замок Спящей красавицы

No.19 Сцена в спящем замке
№20 Сцена и финал – Пробуждение Авроры
Синяя птица и принцесса Флорина (Валерий Панов и Наталья Макарова ) из российского кинофильма 1964 года с участием артистов Кировского балета.

Акт III — Свадьба Дезире и Авроры

№ 21 Марке
No.22 Большой танцевальный полонез (он же «Шествие сказок »)
Отличное развлечение
No.23 Па-де-катр
имеет. Вход
б. Вариация «Фе-Ор» (перенесенная Петипа во второй акт как вариация Карлотты Брианцы в оригинальной постановке)
в. Вариация Серебряной феи (в оригинальной постановке изменена Петипа — па-де-труа для Золотой, Серебряной и Сапфировой фей )
д. Вариация Сапфировой феи (вырезанная Петипа из оригинальной постановки)
е. Вариант Алмазной Феи.
ф. Кода
  • Интерполяция: Entrée de Chats (10-тактовое вступление, написанное Чайковским для № 24)
No.24 Без персонажа – Кот в сапогах и белый кот
No.25 Па-де-катр (в оригинальной постановке изменено Петипа — Па-де-де из оперы «Синяя птица» и «Принцесса Флорина» )
имеет. Вход
б. Вариация «Золушки и принца Фортуны» (в оригинальной постановке изменена Петипа — «Вариация Синей птицы »)
в. Вариация «Синей птицы» и «Принцессы Флорины» (в оригинальной постановке изменена Петипа — «Вариация принцессы Флорины »)
д. Кода
№26 Без персонажа – Красная Шапочка и Волк
  • Интерполяция: Нет персонажа – Золушка и принц Фортуна.
No.27 Pas berrichon – Том Тамб, его братья и огр
No.28 Гран-па-де-де
а. Entrée (сохранились только первые восемь тактов)
б. Великая пословица
  • Интерполяция: Танец для Золотых и Сапфировых фей в размере 6/8 (Петипа использовал музыку для Антри в качестве аккомпанемента для Золотых и Сапфировых фей)
в. Вариант принца Дезире
д. Вариация д'Аврора — мадемуазель. Брианца (под редакцией Риккардо Дриго для оригинальной постановки)
И. Хвост
№29 Сарабанда – кадриль для турков, эфиопов, африканцев и американцев (вырезана Петипа вскоре после премьеры балета)
№ 30- Общая Кода
№30-б Апофеоз – Гелиос в костюме Людовика XIV, освещенный солнцем в окружении фей (музыка по мотивам Марка Анри IV )

Споры о товарных знаках

[ редактировать ]

В 2007 году компания Walt Disney зарегистрировала в Ведомстве по патентам и товарным знакам США товарный знак «Принцесса Аврора», который должен был охватывать производство и распространение кинофильмов; производство телевизионных программ; производство звуковых и видеозаписей. [25] Это могло ограничить возможность исполнения этого балета, из которого Дисней приобрел часть музыки для своего анимационного фильма 1959 года « Спящая красавица» . [26] Однако с тех пор этот товарный знак был удален из реестра. [25]

  1. ^ Роджер Фиске (1973): Издание Эйленберга, Предисловие к полной партитуре балета: «2 февраля 1939 года Сэдлерс Уэллс представил балет в Лондоне с Марго Фонтейн в главной роли... Это была первая успешная постановка за пределами России. и это привело к тому, что «Спящая красавица» стала чрезвычайно популярной во всех странах, где существует классический балет. культивируется. . . То, как он развивал свои темы, и щедрая оригинальность, с которой он писал музыку, поставили его балеты намного выше, чем сочиняли его предшественники».
  2. Лоуренс и Элизабет Хэнсон, Чайковский, стр. 269, Касселл, Лондон, 1965.
  3. ^ За сказкой , Себастьян Коди, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, 2019
  4. ^ Брилларелли, Ливия (1995). Чекетти «Балетная династия» . Торонто: Танцевальная коллекция, образовательные публикации Danse. п. 31. ISBN  0929003276 .
  5. ^ Ходел, Эмилия (5 апреля 1945 г.). «Нина Юшкевич выделяется в балете «Спящая красавица»». Хроники Сан-Франциско .
  6. ^ Франкенштейн, Альфред (5 апреля 1945 г.). «Балет дал первое полноценный спектакль». Новости Сан-Франциско .
  7. ^ «Спящая красавица» . Коллекции онлайн . Королевский оперный театр . Проверено 9 апреля 2016 г.
  8. ^ Жан-Луи Перье (28 июня 2000 г.). «Ростислав Добужинский» . Мир .
  9. ^ «Спящая красавица (1968)» . Королевский оперный театр .
  10. ^ «Театральный костюм 1968 года (сделан)» . Коллекции Виктории и Альберта .
  11. ^ «Обзор/Балет; «Спящая красавица» Сан-Франциско подчеркивает российское влияние» . Проверено 27 ноября 2013 г. New York Times / Анна Киссельгофф, 20 марта 1990 г.
  12. ^ Киссельгофф, Анна (30 июня 1999 г.). «4-часовая кировская «Спящая красавица» для 90-х (то есть 1890-х)». Нью-Йорк Таймс .
  13. ^ Бьянка Скадамор (2016). Вариант «Фея сирени» . Приз Лозанны. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  14. ^ Адам Маскелл (2016). Карабос насылает проклятие — «Спящая красавица» Мэтью Борна . ПБС. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  15. ^ Алина Кожокару (2018). Вход Авроры — Королевский балет . Лондон: medici.tv. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  16. ^ Выход Авроры — Большой балет . Королевский оперный театр. 2018. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  17. ^ Людмила Пальеро (2013). Балет Парижской оперы – Розовое Адажио . Париж, Франция: Парижская национальная опера. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  18. ^ Аврора укалывает палец - Королевский балет . Лондон: medici.tv. 2015. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  19. ^ Вивиана Дуранте (1994). Королевский балет — Вариация «Видение Авроры» . Опус Арте. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  20. ^ Танцоры SemperOperBallett (2016). Драгоценный дивертисмент . ЗемперОперБалет. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  21. ^ Спящая красавица — Белый кот и па-де-де «Кот в сапогах» (Королевский балет) . Лондон: Королевский оперный театр . 2014. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  22. ^ СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА - Отрывок ВТОРОГО АКТА "Синяя птица" - Балет Большого театра в кинотеатре . Пате Live. 2015. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  23. ^ Мэдисон Янг (2016). Лауреат Приза Лозанны 2016 — вариация «Аврора» . Приз Лозанны . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  24. ^ Денис Вегинский (2014). Дрезденский SemperOperBallett — вариация Принца . Дрезден, Германия: SemperOperBallett. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  25. ^ Jump up to: а б «Ведомство по патентам и товарным знакам США – статус товарного знака принцессы Авроры» . Проверено 26 марта 2010 г.
  26. ^ «Попытка остановить машину Диснея» . Май 2009 года . Проверено 26 марта 2010 г. Крайний срок Голливуд / Ники Финке, 1 мая 2009 г.
[ редактировать ]

Примеры видео

[ редактировать ]

Спящая красавица, Кировский балет, 1965 Corinth Films

Результаты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b29b129aa12fbf281244b208f7962b9__1719093000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/b9/1b29b129aa12fbf281244b208f7962b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Sleeping Beauty (ballet) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)