Причудливое произведение
Петр Ильич Чайковский сочинил свое «Пеццо каприччиозо» , соч. 62, для виолончели с оркестром за одну неделю в августе 1887 года. Несмотря на название, это произведение написано в мрачной тональности си минор , той же тональности, что и симфония № 6 Патетическая . Пеццо не капризен в легкомысленном смысле. Аспект каприччиозо исходит из причудливой трактовки Чайковским различных аспектов простой темы произведения. Несмотря на некоторые быстрые пассажи и поворот к мажорной тональности, Чайковский на протяжении всего произведения сохраняет основной пульс и трезвый настрой.

Трезвость стала результатом страданий Чайковского с его другом Николаем Кондратьевым. Кондратьев находился в последней агонии сифилиса . После непродолжительной ремиссии его отвезли в Аахен , Германия, где его семья надеялась, что местные минеральные воды продлят его жизнь хотя бы на несколько месяцев. Вместо этого Кондратьеву стало хуже. Более того, он оказался крайне непредсказуемым, непостоянным и требовательным пациентом, что нервировало и без того боязливого до смерти Чайковского. Визит к друзьям в Париж, в том числе к виолончелисту Анатолию Брандукову , оказался лишь короткой передышкой.
Все эти страдания вылились и в музыку, которую писал Чайковский. Чайковский писал Брандукову 25 августа: «Я написал небольшую пьесу для виолончели и хотел бы, чтобы вы ее просмотрели и сделали последние штрихи к партии виолончели». Два дня спустя он приступил к написанию партитуры пьесы, а 31-го числа приступил к ее оркестровке.
Первое исполнение « Пеццо каприччиозо » в переложении для аккомпанемента фортепиано состоялось 28 февраля 1888 года [ 16 февраля по ст. ст. ] в доме М. П. Бенардаки, во время визита Чайковского в Париж . Солистом был Брандуков, за клавишными – композитор. Первое исполнение оркестровой версии было дано Брандуковым в Москве на специальном концерте Русского музыкального общества 25 ноября 1889 года. Оркестром дирижировал Чайковский.
П. Юргенсон опубликовал « Пеццо каприччиозо» в 1888 году, оркестровые партии — в январе, переложение для виолончели с фортепиано — в марте. Публикация полной партитуры была отложена, поскольку Чайковский увез рукопись с собой за границу и не вернул ее Юргенсону до 6 мая 1888 года. Полная партитура была напечатана в июле того же года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ред. Авраам, Джеральд, Музыка Чайковского (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1946)
- Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992)
- Хэнсон, Лоуренс и Элизабет, Чайковский: Человек, стоящий за музыкой (Нью-Йорк: Додд, Мид и компания)
- Познанский, Александр Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991),
- Познанский, Александр. Чайковский глазами других (Блумингтон: издательство Indiana University Press, 1999)
- Варрак, Джон, Симфонии и концерты Чайковского (Сиэтл: University of Washington Press, 1969)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пеццо Каприччиозо : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Чайковский Исследования
- Исполнение «Пеццо каприччиозо» Нарека Ахназаряна (виолончель) и Норин Полера (фортепиано) из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3. формате