Всенощное бдение (Чайковский)
Всенощное бдение для хора Всенощное бдение для хора | |
---|---|
Петр Ильич Чайковский | |
Форма | Установление всенощного бдения |
Язык | церковнославянский |
Составленный | Май 1881 Москва , Каменка , Неаполь. — март 1882 : |
Движения | 17 |
Вокал | С А Т Б преступление |
The All-Night Vigil for choir ( Russian : Всенощное бдение для хора , Vsyenoshchnoye bdyeniye dlya khora ), Op. 52, is an a cappella choral composition by Pyotr Ilyich Tchaikovsky , written from 1881 to 1882. [ 1 ] Он состоит из настроек текстов, взятых из обряда русского православного всенощного бдения .
Это произведение, как и Сергея Рахманинова » «Всенощное бдение , получило название « Вечерня» . [ 2 ] [ 3 ] Как и «Рахманинов», это и буквально, и концептуально неверно применительно ко всему произведению, поскольку содержит декорации из трех канонических часов : Вечерни , Утрени и Первого часа .
Фон
[ редактировать ]До постановки Чайковского всенощного бдения единственная существующая постановка была создана Артемием Веделем в XVIII веке. [ 4 ] Русская церковная музыка в XVIII и XIX веках переживала период застоя. Частично это объяснялось монополией на ее состав и исполнение, принадлежавшей Дмитрию Бортнянскому , когда он был директором Императорской капеллы . [ 1 ]
Чайковский, известный прежде всего своими симфониями, концертами и балетами, глубоко интересовался музыкой и литургией Русской Православной Церкви. Как и Алексей Львов до него, он сожалел о растущем итальянском влиянии на церковную музыку, написанную Бортнянским и Березовским , и стремился вернуться к старому русскому стилю. В 1875 году он опубликовал книгу «Краткий курс гармонии», адаптированную для изучения русской церковной музыки . [ 5 ]
В письме 1877 года своей подруге Надежде фон Мекк он писал:
Для меня [церковь] все еще обладает большим поэтическим очарованием. Я очень часто бываю на службах... Если очень внимательно следить за службой и вникать в смысл каждого обряда, то невозможно не быть глубоко тронутым литургией нашей собственной Православной Церкви. Я тоже люблю вечерню... вздрогнуть от транса взрывом клироса; увлечься поэзией этой музыки; радоваться, когда... раздаются слова: «Хвалите имя Господне!» – все это мне бесконечно дорого! Одна из моих самых глубоких радостей! [ 6 ]
Эта страсть проявилась в 1878 году в композиторской обработке Литургии св. Иоанна Златоуста , которую церковные власти запретили исполнять в храмах после ее исполнения на публичном концерте. [ 1 ] Это не ослабило его интереса к русской хоровой музыке, и в мае 1881 года он запросил у своего издателя и друга Петра Юргенсона текст Всенощного бдения и Дмитрия Разумовского » «Русские церковные песни . [ 7 ] В том же году Юргенсон попросил его отредактировать полное собрание священных сочинений Дмитрия Бортнянского.
Редактирование обширных произведений Бортнянского было огромной задачей, занимавшей Чайковского с июня по октябрь 1881 года; [ 8 ] он, кажется, пожалел о поручении, с сожалением вопрошая: "О, этот Бортнянский! Зачем он так много написал!" [ 2 ] Тем не менее он сохранил уважение к композитору и духовной музыке, сказав Юргенсону в июне 1881 года, что пишет церковную музыку в «попытке (хотя и очень скромной) вступить в борьбу со стилем, установленным Бортнянским и tutti quanti других». . [ 7 ] В письме Эдуарду Направнику он указал на это как на всенощное бдение, заявив о своем желании улучшить «бездарную и банальную» церковную музыку, звучащую из Императорской капеллы. [ 7 ]
Хотя черновой вариант был завершен к середине-концу июля, завершение работы было отложено из-за его работы над сочинениями Бортнянского и его собственными сочинениями, такими как «Мазепа» и « Фортепианное трио» . Он завершил ее в марте 1882 года в Неаполе , а первое исполнение состоялось в Москве в июне 1882 года. [ 7 ]
огромный массив традиционных славянских песнопений . Чайковский использовал в своем произведении [ 1 ] [ 9 ] Мелодия песнопения обычно используется в виде партии сопрано с простой гармонизацией партий альта , тенора и баса . [ 10 ] Он редко отходит от этого гомофонного стиля, за исключением кратких полифонических отрывков в частях « Радостный свет » и « Полиелеон ». Такое использование гомофонии имеет сходство с немецкими хоралами . [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]Постановка Чайковского всенощного бдения, Божественной литургии и его сборник из девяти священных песнопений сыграли решающую роль в позднейшем интересе к православной музыке в целом и постановке всенощного бдения в частности. [ 4 ] [ 9 ] [ 12 ] Музыка всегда была фундаментальным аспектом Православной Церкви, но предыдущие русские композиторы в значительной степени игнорировали «огромное, почти нетронутое поле» духовной музыки, сосредотачиваясь на западноевропейских жанрах, таких как опера и симфония . [ 13 ] Такие композиторы, как Глинка и Римский-Корсаков, внесли свой вклад в репертуар духовной хоровой музыки, но не подходили к ней с намерением создать крупномасштабные произведения. Таким образом, Чайковский стал первым крупным композитором, использовавшим традиционные русские православные песнопения в качестве основы для всего литургического цикла. [ 14 ]
Двойные атрибуты творчества Чайковского: «свободная композиция и полифоническая распевная аранжировка», а также широкое использование им ранее существовавших русских песнопений послужили образцом для следующего поколения русских композиторов. [ 4 ] На оформление бдения таких композиторов, как Чесноков (1909 и 1913), Гречанинов (1912) и Ипполитов-Иванов (1907), повлияло творчество Чайковского.
Самая известная постановка службы, « Рахманинова » Всенощное бдение , является кульминацией двух предшествующих десятилетий интереса к православной музыке, инициированного Чайковским. [ 12 ] [ 15 ] Сходства между произведениями, такие как широкое использование традиционных песнопений, демонстрируют степень влияния Чайковского; однако сеттинг Рахманинова гораздо сложнее в использовании гармонии, текстового разнообразия и полифонии. [ 11 ]
Сам Чайковский, похоже, был разочарован произведением. В письме 1881 года своему другу и коллеге-композитору Сергею Танееву он писал: «Я почти уверен, что ничто в моих Вечернях вам не понравится. Я не вижу в них ничего, что могло бы заслужить ваше одобрение... Я больше не в состоянии сочинять ." [ 16 ] В другом письме 1891 года Юргенсону требовались копии его Литургии и других священных произведений, «за исключением Вечерни». [ 17 ]
Структура
[ редактировать ]Работа состоит из 17 основных разделов. Представления занимают около 45 минут.
Сек. | церковнославянский (русская транслитерация) |
Английская транслитерация | английский перевод |
---|---|---|---|
1 | «Благослови, душе моя» | Blagoslovi, dushe moya | Вступительный псалом: «Благослови, душа моя, Господа» |
2 | «Господи, помилуй» | Gospodi, pomilui | Великая ектения : « Господи, помилуй » (Киевский распев) и другие краткие отклики. |
3 | «Блажен муж» | Blazhen muzh | Кафизма : « Блажен человек ». |
3а | «Господи, помилуй» | Gospodi, pomilui | Малая ектения : «Господи, помилуй» ( Знаменный распев ) |
4 | «Господи, воззвах к Тебе» | Gospodi, vozzvakh k tyebe | « Господи, я взываю к Тебе » |
5 | «Свете тихий» | Svyete tikhiy | « Радостный свет » |
5а | «Господь воцарися» | Gospod' votsarisya | Прокимен : «Господь царствует». |
6 | «Богородице, Дево, радуйся» | Bogoroditsye, Dyevo, raduisya | « Богородица Дево, радуйся » |
7 | «Бог Господь» | Bog Gospod' | «Господь есть Бог» |
8 | «Хвалите имя Господне» | Khvalite imya Gospodnye | Полиелеон : «Хвалите Имя Господне». |
9 | «Благословен еси Господи» | Blagoslovyen yesi, Gospodi | Тропарь Воскресения: «Благословен Ты, Господи» |
9а | «Господи, помилуй» | Gospodi, pomilui | Малая ектения : «Господи помилуй» (Знаменный распев) |
10 | «От юности моея» | От юности спать | Антифон : «Из юности моей». |
11 | «Воскресение Христово видевше» | Voskreseniye Khristovo vidyevshe | Гимн: «Видевшие Воскресение Христово» |
11а | «Господи, помилуй» | Gospodi, pomilui | Заступническая молитва: «Господи, помилуй» |
12 | «Отверзну уста моя» | Otverznu usta moya | Общая катавасия 1: «Я открою уста свои». |
13 | «Величитъ душа моя Господа» | Velichit dusha moya Gospoda | Песнь Богородицы : «Велит душа Моя Господа». |
13а | «Всяк земнородный» | Vsyak zyemnorodii | Общая катавасия 9: «Пусть все родятся на земле» |
14 | «Свят Господь Бог наш» | Svyat Gospod' Bog nash | «Свят Господь Бог наш» |
15 | «И ныне и присно» | Ee девять ee prisno | Богородица из евангельской стихиры : « И ныне и во веки веков ». |
16 | «Слава в вышних Богу» | Slava v vïshnikh Bogu | Великое Славословие : «Слава в вышних Богу». |
16а | «Честнейшую херувим» | Chestneshuyu kheruvim | При увольнении – «Славнейшая херувимов» |
17 | «Взбранной Воеводе» | Vzbrannoy Voyevode | Кондак : «Тебе, победоносному Вождю». |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кембриджская история России 2006 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Сильвестр 2002 , с. 151.
- ^ Грин 1985 , с. 748.
- ^ Jump up to: а б с Morozan 2013 .
- ^ Эванс 1900 , с. 75.
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 237-238.
- ^ Jump up to: а б с д Langston, Brett. "All-Night Vigil (Всенощное бдение)" . Tchaikovsky Research . Retrieved 21 June 2015 .
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 741.
- ^ Jump up to: а б Суэйн 2006 , с. 212.
- ^ Браун 2007 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Харрисон 2006 , стр. 197–198.
- ^ Jump up to: а б Кембриджская история России 2006 , с. 115.
- ^ «Церковная музыка Чайковского» . Голос России . Архивировано из оригинала 17 апреля 2013 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ «Петр Чайковский (1840–1893)» . Русская музыка . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ Кларк 2001 , с. 390.
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 408.
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 623.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (20 февраля 2007 г.). Чайковский: Человек и его музыка . ISBN 9781933648309 .
- Кларк, Дункан (2001). «Рахманинов». Классическая музыка: Примерное руководство . ISBN 9781858287218 .
- Эванс, Эдвин (1900). Чайковский: Его жизнь и творчество .
- Грин, Дэвид Мейсон (1985). Биографическая энциклопедия композиторов . ISBN 9780385142786 .
- Харрисон, Макс (2006). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . ISBN 9780826493125 .
- Морозан, Владимир (2013). «Русский хоровой репертуар». В Ди Грации, Донна М. (ред.). Хоровая музыка XIX века . ISBN 9781136294099 .
- Перри, Морин ; Ливен, Доминик ; Суни, Рональд Г. , ред. (2006). Кембриджская история России: Том 2, Императорская Россия, 1689–1917 гг . ISBN 9780521815291 .
- Суэйн, Джозеф П. (2006). Духовная музыка от А до Я. ISBN 9780810876217 .
- Сильвестр, Ричард Д. (2002). Полное собрание песен Чайковского: Сопровождение с текстами и переводами . ISBN 9780253216762 .
- Чайковский, Модест (1904). Жизнь и письма Петра Ильича Чайковского . ISBN 9781410216120 .