Отпуск (литургия)
Отпуск славянский ( греч . απόλυσις ; произносимое : отпуст ) — последнее благословение, христианским священником или служителем в конце религиозной службы. В литургических церквях увольнение часто принимает форму ритуальных слов и жестов, таких как поднятие рук служителя над прихожанами или благословение крестным знамением . Использование заключительного благословения в конце литургической службы может быть основано на священническом благословении, предписанном для коганов в Торе ( Числа 6:23–27 ).
Восточное православие [ править ]

В Восточной Православной Церкви благословение священника происходит как в начале, так и в конце каждой службы, а могут быть и другие благословения в ходе службы . Последнее благословение - это увольнение, и оно часто влечет за собой упоминание праздника или святого , поминаемого в этот день.

Священник благословляет правой рукой, а епископ обеими руками. В обоих случаях руку держат так, чтобы пальцы образовывали инициалы IC XC (сокращение от «Иисус Христос» по-гречески), а на заключительных словах он чертит Крестное знамение рукой в воздухе . Если епископ при отпущении держит патериссу (посох), он поднимет правую и левую руки и проведет крестное знамение как посохом, так и правой рукой, скрещивая одну перед другой, затем благословляя. снова с Дикирионом и Трикионом , когда хор поет Eis pollá etē, Déspota («Много лет, о Мастер»). Более торжественные благословения, например, в конце Божественной литургии, будут совершаться благословляющим крестом, а не рукой.
Большее увольнение [ править ]
Увольнения бывают двух видов: большее увольнение и меньшее увольнение. [1] Великий Отпуск совершается по окончании Божественной Литургии , Вечерни и Утрени .
Общая форма Великого увольнения выглядит следующим образом:
- Да Христос Бог наш истинный , по заступничеству Пречистой Своей Матери ; о святых, славных и всехвальных апостолах , * о ( покровителе церкви , о святых или монастыря ) , о ( святом , чей праздник сегодня) и праведных предках Божиих Иоакиме и Анне ; и из всех святых , помилуй нас и спаси нас, ибо Он благ и человеколюбец. [2]
* На Великий Отпуск священник вставит специальную фразу по дню недели:
По воскресеньям и от Пасхи до ее аподоса (отдания) приходит в самом начале:
- Воскресенье: Воскресший из мертвых, Христос, истинный Бог наш...
По средам и пятницам вставляется после упоминания Богородицы:
- Среда и пятница: ...силою честного и животворящего Креста ...
В остальные дни недели перед упоминанием покровителя вставляется:
- Понедельник: ...при посредничестве честных небесных бесплотных воинств ...
- Вторник: ...честного и славного Пророка , Предтечи и Крестителя Иоанна ...
- Четверг: отца нашего во святых, Николая Чудотворца ... ...
- Суббота: ...святых славных и победоносных мучеников ; святых и богоносных отцов наших ...
Меньшее увольнение [ править ]
К Малому Отпуску употребляются службы, при которых Большой Отпуск не полагается, как-то Малые часы и Типики , Повечерие , Полунощница и т. д. В нем не упоминается о праздновании дней недели (кроме воскресенья), покровитель церкви или святой дня.
Меньшее увольнение заключается в следующем:
- Да помилует нас Христос, Бог наш истинный , предстательствами Пречистой Своей Матери , святых и богоносных отцов наших и всех святых , и спасет нас, ибо Он благ и Человеколюбец.
фраза: « Да воскреснет из мертвых…» По воскресеньям и от Пасхи до ее аподосиса в начале Малого Отпускания вставляется ; однако ни одна из других будничных фраз не используется.
При употреблении в конце Подготовительной литургии и Благодарственных молитв после Причастия после упоминания Богородицы вставляется святой, составивший Литургию (см. следующий раздел).
Божественная литургия [ править ]
При отпущениях, совершаемых за Божественной Литургией – Большой или Малой – после поминовения апостолов, священник прибавляет имя святого, которому приписывают написание Литургии:
- Литургия святителя Иоанна Златоуста : ...отца нашего во святых Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского ...
- Литургия святителя Василия Великого : святых Великого , архиепископа Кесарии ...отца нашего в лике Каппадокийской ... Василия
- Преждеосвященных Даров : ...отца нашего во святых, Григория Диалогиста , Папы Римского Литургия ...
увольнения Фестальные
По воскресеньям, в каждый из Великих праздников Господних — со дня праздника до его аподосиса (прощания) — в каждый день Страстной седмицы и на протяжении всей Светлой седмицы есть особые фразы, которые прибавляются в начале увольнения. Они употребляются как при Малом, так и при Большом Отпуске и ставятся перед словами: Христос, Бог наш истинный... .
- Воскресенье: Пусть Тот, Кто воскрес из мертвых...
- Рождество Господне : Пусть Тот, Кто родился в пещере и лежал в яслях, ради нашего спасения...
- Обрезание : Пусть Тот, Кто в восьмой день соизволил обрезаться ради нашего спасения...
- Богоявление : Пусть Тот, Кто ради нашего спасения соизволил креститься от Иоанна в Иордане...
- Сретение Господне : Пусть Тот, Кто ради нашего спасения удостоил быть вознесенным на руках Праведного Симеона...
- Преображение : Да преобразился во славе Тот, Кто на горе Фавор пред святыми учениками и апостолами Своими...
- Вербное воскресенье : Пусть Тот, Кто ради нашего спасения соизволил сесть на осла...
- С понедельника по среду Страстной недели : Пусть Тот, Кто идет на Свои добровольные Страсти...
- Великий Четверг : Пусть Тот, Кто по Своей превосходной доброте показал наилучший путь смирения, когда Он омыл ноги Своим ученикам, и снизошел даже до Креста и погребения за нас...
- Великая Пятница : Да соизволил Тот, Кто за нас, людей, и за наше спасение, претерпеть страшные Страсти и животворящий Крест, и добровольное погребение во плоти...
- Пасха и Светлая седмица : Да воскреснет из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав...
- Вознесение : Да вознесется от нас во славе на небо и воссядет одесную Бога Отца...
- Пятидесятница : Да ниспошет Тот, Кто с небес Пресвятой Дух в виде огненных языков на Своих святых учеников и Апостолов...
- Коленопреклоненная молитва (ночь Пятидесятницы): Пусть Тот, Кто освободил Себя от Божественного лона Отчего, и сошел с небес на землю, и взял на Себя всю нашу природу, и обожествил ее; и после вновь вознесся на небеса, и сев одесную Бога Отца, и ниспослал на святых учеников и апостолов Своих Божественный и Святой Дух, единый по существу, единый в силе, единый в славе и со -вечный, и через Него просветил их, и через них весь мир... [2]
Фразы, употребляемые в Великие праздники Господни (за исключением Вербного воскресенья и Пасхи), не произносятся по воскресеньям, а заменяются обычной воскресной фразой: Да воскреснет из мертвых... Кроме того, в Великие праздники Господни Господи, а с Вербного воскресенья до Фоминого воскресенья (воскресенья после Пасхи) в отпущении не упоминается ни покровитель церкви, ни святой дня.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ (Посуда), архимандрит Каллист ; Мэри, Мать (1984) [1969], Праздничная Минея , Лондон: Фабер и Фабер, с. 549, ISBN 0-571-11137-8
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лоранс, рассафор-монах (пер.) (1987), Порядок Святой и Божественной литургии Отца нашего среди святых Иоанна Златоуста (2-е изд.), Джорданвилль, штат Нью-Йорк: Типография св. Иова Почаевского , Свято-Троицкий монастырь , стр. 315–335