Вознесение Иисуса
Часть серии о |
Смерть и воскресение Иисуса |
---|
Порталы: христианство Библия |
Часть серии о |
христианство |
---|
Вознесение Иисуса ( англизированное из Вульгаты латинской : ascensio Iesu , букв. «Вознесение Иисуса») — это христианская вера, отраженная в основных христианских вероучениях и конфессиональных утверждениях, о том, что Иисус вознесся на Небеса после своего воскресения , где он был вознесен. как Господь и Христос , [1] [2] сидя по правую руку Бога . [3]
Евангелия и другие писания Нового Завета подразумевают воскресение и возвышение как единое событие. [4] [5] Вознесение «скорее предполагается, чем описывается», и только Лука и Деяния содержат прямые сведения о нем. [6] но с разной хронологией. [примечание 1]
В христианском искусстве восходящий Иисус часто изображается благословляющим земную группу под ним, обозначающую всю Церковь. [9] Праздник Вознесения празднуется в 40-й день Пасхи , всегда в четверг; [3] в некоторых православных традициях календарь может быть на месяц позже, чем в западной традиции. Лютеранские церкви и англиканская община продолжают отмечать праздник Вознесения. [10] Некоторые нонконформистские церкви, такие как « Плимутские братья» , не соблюдают праздник. [11] [12]
Библейские рассказы
[ редактировать ]События в |
Жизнь Иисуса согласно каноническим Евангелиям |
---|
Порталы: христианство Библия |
Хотя вознесение является важным символом веры в христианстве, только Лука и Деяния содержат прямое описание этого явления. В более коротком финале Марка, Матфея и Иоанна это только подразумевается или упоминается. [6] Евангелия не представляют воскресение и вознесение четко разделенными во времени. [8] Другие писания Нового Завета также подразумевают воскресение и возвышение как единое событие. [8]
В различных посланиях ( Римлянам 8:34 , Ефесянам 1:19–20 , Колоссянам 3:1 , Филиппийцам 2:9–11 , 1 Тимофею 3:16 и 1 Петра 3:21–22 ) говорится о вознесении без указания подробностей. похоже, подобно Луке – Деяниям и Иоанну , приравнивает это к «возвышению» Иисуса после воскресения по правую руку Бога. [13]
Вознесение подробно описано как в Луке, так и в Деяниях, двух произведениях, приписываемых одному и тому же автору, Луке Евангелисту : [14] [7]
- Луки 24:51 : Иисус ведет одиннадцать оставшихся учеников в Вифанию , деревню на Елеонской горе , и велит им оставаться в Иерусалиме до сошествия Святого Духа : «И было, благословляя их, Он расстался с ними и вознесся на небо, и поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с великой радостью».
- Деяния 1 ( Деяния 1:1–9 ): Иисус велит ученикам оставаться в Иерусалиме и ждать пришествия Святого Духа; затем его забирают от учеников на их глазах, облако скрывает его из виду, и появляются двое мужчин в белом, чтобы сказать им, что он вернется «таким же образом, каким вы видели его входящим на небеса». [15]
Лука и Деяния, кажется, описывают одно и то же событие, но представляют совершенно разные хронологии: Евангелие помещает его в тот же день, что и воскресение, а Деяния — сорок дней спустя; [16] Для разрешения противоречия выдвигались различные предложения, но ни одно не было признано удовлетворительным. [17] По словам Данна, автор Деяний разделил воскресение и вознесение, чтобы ограничить количество явлений воскресения. [18] фактически исключая опыт обращения Павла из подлинных явлений воскресения. [8] Цвип утверждает, что первоначально считалось, что Иисус вознесся на небеса и воссел по правую руку Бога после своего воскресения. [5] до конца первого века, когда он утверждает, что возвышение было отделено от воскресения и перешло к окончательному вознесению на небеса после его появления на земле. [5] Другие ученые отмечают, что библейские авторы имели тенденцию объединять или сжимать различные события и рассказывать их как одну литературную тему, наблюдаемую в других древних биографиях, чтобы улучшить поток повествования. Такие ученые предостерегают от строго хронологического прочтения. [19] [20]
В Евангелии от Иоанна есть три упоминания о вознесении, сказанные собственными словами Иисуса: «Никто не взошел на небо, кроме сшедшего с небес Сына Человеческого» ( Иоанна 3:13 ); «Что, если бы вы [ученики] увидели Сына Человеческого, восходящего туда, где он был прежде?» ( Иоанна 6:62 ); и Марии Магдалине после его воскресения: «Не держите Меня, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему...» ( Иоанна 20:17 ). [7] В первом и втором случаях Иисус утверждает, что он апокалиптический «подобный Сыну Человеческому» из Даниила 7 ; [21] последнее озадачило комментаторов – почему Марии должно быть запрещено прикасаться к воскресшему, но еще не вознесшемуся Христу, а Фоме позже предлагается сделать это? [22]
Более длинный финал Евангелия от Марка описывает вознесение, но является более поздним дополнением к первоначальной версии этого Евангелия. [23]
Взгляды на Вознесение
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Истории о Вознесении были довольно распространены во времена Иисуса и евангелистов. [24] обозначающий обожествление примечательного человека (обычно римского императора), а в иудаизме как знак божественного одобрения. [25] Другой функцией небесного восхождения была форма божественного откровения, отраженная в греко-римских, раннеиудейских и раннехристианских литературных источниках, в которых говорится, что отдельные люди с пророческими дарами или дарами откровения пережили небесное путешествие, во время которого они познали космические и божественные тайны. [25]
Фигуры, знакомые евреям, включали бы Еноха (из Книги Бытия и популярного небиблейского произведения под названием 1 Енох ); мудрец V века Эзра ; Варух, товарищ пророка Иеремии (из произведения под названием 2 Варух , в котором Варуху обещано, что он вознесется на небеса через сорок дней); Левий, предок священников; Учитель Праведности из Кумранской общины; пророк Илия (из 2-х Царств ); Моисей , которого обожествили при входе на небеса; и дети Иова , которые, согласно Завету Иова, вознеслись на небо после своего воскресения из мертвых . [26] [27]
Читатели-неевреи наверняка были знакомы со случаем императора Августа , восхождение которого было засвидетельствовано сенаторами; Ромул, основатель Рима, который, как и Иисус, был взят на небо на облаке; греческий герой Геракл (Геркулес); и другие. [13]
Теология
[ редактировать ]В христианском богословии смерть, воскресение и возвышение Иисуса являются наиболее важными событиями и основой христианской веры. [28] [29] Первые последователи Иисуса верили, что Бог оправдал Иисуса после его смерти, что отражено в историях о его воскресении, вознесении и возвышении. [3] Первые последователи Иисуса вскоре поверили, что Иисус воскрес первым из мертвых . [30] взят на Небеса и вознесен , [1] [2] занять место по правую руку Бога на Небесах, как сказано в Апостольском Символе веры : «Он вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца Вседержителя». [3] Псалом 110 ( Псалмы 110:1 ) сыграл важную роль в этой интерпретации смерти Иисуса и явлений воскресения: «Господь сказал моему Господу: «Сиди по правую руку от Меня, пока Я не сделаю врагов Твоих подножкой для ног». интерпретационная основа, позволяющая последователям Иисуса понять его смерть и явления воскресения. [31] [3]
Это понимание резюмировано богословом Юстусом Кнехтом , который писал: «Наш Господь вознесся Телом и Душой на небо перед глазами Своих апостолов, Своей собственной силой, чтобы овладеть Его славой и быть нашим Защитником и Посредником на небесах». с Отцом Он вознесся как Человек, как Глава искупленных и приготовил жилище на небесах всем, кто следует по Его стопам (Шестой пункт Символа веры )». [32]
Космология
[ редактировать ]Космология . автора Луки – Деяний отражает верования его эпохи [33] который представлял собой трехчастный космос с небом вверху, Землей с центром в Иерусалиме посередине и подземным миром внизу. [34] [35] Небо было отделено от Земли твердью , видимым небом, твердой перевернутой чашей, где на столбах в небесном море стоял Божий дворец. [36] Люди, подняв глаза с Земли, увидели пол Небес, сделанный из прозрачного голубого лазурита ( Исход 24:9–10 ), как и Божий престол ( Иезекииль 1:26 ). [37] По словам Данна, «типичный образ мышления и мировоззрение того времени определяли то, что на самом деле видели, и то, как была концептуализирована запись таких видений». [33] и «исход на небеса можно было представить только как «вознесение», буквальное вознесение». [33]
В наше время буквальное прочтение историй о вознесении стало проблематичным из-за различий между донаучной космологией времен Иисуса и научным мировоззрением, которое не оставляет места Небесам над землей. [38] [39] Богослов Джеймс Данн описывает Вознесение как в лучшем случае загадку, а в худшем — как затруднение для эпохи, которая больше не представляет себе физические Небеса, расположенные над Землей. [38] Точно так же, по словам Дугласа Фэрроу из Университета Макгилла, в наше время вознесение рассматривается не как кульминация тайны Христа, а как «что-то вроде смущения в эпоху телескопов и космических зондов». [39] «идея, [которая] вызывает в воображении устаревшую космологию». [40]
Тем не менее, по мнению Данна, единственное внимание к этому несоответствию уделяется реальной важности вознесения Иисуса, а именно воскресения и последующего возвышения Иисуса. [29] Фэрроу отмечает, что уже в третьем веке история вознесения была прочитана Оригеном в мистическом смысле как «вознесение разума, а не тела», представляя собой одну из двух основных теологий вознесения. [41] Настоящая проблема заключается в том, что Иисус одновременно присутствует и отсутствует. [42] двусмысленность, указывающая на «нечто большее», к чему Евхаристия дает доступ. [43] [примечание 2]
ислам
[ редактировать ]Та же доктрина приобретает для мусульман другое значение : большинство исламских ученых считают, что Иисус, предпоследний пророк ислама, не был распят или воскрешен, но его тело непосредственно вознеслось. [46] [47] [48]
Нерелигиозные взгляды
[ редактировать ]Русский скептик Кирилл Еськов в своей хваленой «Природе» работе «Евангелие от Афрания» утверждает, что со стороны местной римской администрации было политически разумно усилить влияние Иисуса путем распространения слухов о его чудесах активными мерами , причем эта история возникла как хорошо продуманная история. намеренная ложь.
Литургия: Праздник Вознесения Господня
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2024 г. ) |
Праздник Вознесения — главный праздник христианского литургического года , наряду со Страстями , Пасхой , Пятидесятницей и Рождеством . [11] День Вознесения традиционно празднуется в шестой четверг после Пасхального воскресенья, на сороковой день после Пасхи , хотя некоторые римско-католические провинции перенесли это празднование на следующее воскресенье, чтобы облегчить обязанность посещения мессы. Святой Иероним считал, что оно имеет апостольское происхождение. , но на самом деле Вознесение изначально было частью Пятидесятницы (сошествия Святого Духа ) и развивалось как отдельный праздник лишь медленно, начиная с конца 4 века. В католической традиции он начинается с трехдневного «рогания» с просьбой о милости Божией, а сам праздник включает в себя шествие факелов и знамен, символизирующих путешествие Христа на Елеонскую гору и вход на Небеса, угасание пасхальной свечи. , и всенощное бдение; белый – литургический цвет. Праздник сохранился и в эпоху протестантской Реформации . Это по-прежнему наблюдается в лютеранской , англиканской , методистской и большинстве реформатских церквях. Большая часть восточно-христианской традиции ( Восточная и восточно-православные и некоторые [ который? ] Восточно-католические церкви и Церковь Востока ), основанные на юлианском календаре , имеют несколько иное исчисление, вплоть до месяца позже, чем в западной традиции. Другие конфессии, такие как Плимутские братья и квакеры , не празднуют его, поскольку не придерживаются традиционного христианского календаря праздников. [11] [12]
Один из гимнов Вознесения — Christ fuhr gen Himmel . [ нужна ссылка ]
В христианском искусстве
[ редактировать ]Вознесение Иисуса было частой темой в христианском искусстве . [49] К VI веку сложилась иконография Вознесения, а к IX веку сцены Вознесения стали изображать на куполах церквей. [50] [51] Евангелия Раббулы (ок. 586 г.) включают некоторые из самых ранних изображений вознесения. [51] Многие сцены вознесения состоят из двух частей: верхней (Небесной) и нижней (земной). Возносящийся Христос может нести воскресное крестовое знамя или делать знак благословения правой рукой. [52] Благословляющий жест Христа правой рукой направлен на земную группу, находящуюся под ним, и означает, что он благословляет всю Церковь. [9] В левой руке он может держать Евангелие или свиток, что означает учение и проповедь. [9]
Восточно -православное изображение Вознесения является основной метафорой мистической природы Церкви. [53] На многих восточных иконах Богородица помещается в центре сцены в земной части изображения с воздетыми к Небу руками, часто в сопровождении различных Апостолов. [53] Устремленное вверх изображение земной группы соответствует восточной литургии в праздник Вознесения: «Приидите, восстанем и высоко обратим очи и мысли...» [9]
Оливетта и часовня Вознесения
[ редактировать ]Традиционным местом вознесения является Елеонская гора («Елеонская гора»), на которой расположена деревня Вифания. До обращения Константина Великого в 312 году нашей эры ранние христиане чтили вознесение Христа в пещере на горе, а к 384 году вознесение стало почитаться на нынешнем месте, вверху от пещеры. [54]
Примерно в 390 году богатая римлянка по имени Поимения профинансировала строительство первоначальной церкви под названием « Базилика Элеоны » ( элайон по-гречески означает «оливковый сад», от elaia «оливковое дерево», и имеет часто упоминаемое сходство с элеосом , означающим «милосердие»). "). Эта церковь была разрушена сасанидскими персами в 614 году. Впоследствии она была перестроена, разрушена и вновь отстроена крестоносцами . Эта последняя церковь была позже разрушена мусульманами, оставив только восьмиугольное сооружение размером 12×12 метров (называемое мартириумом — «мемориалом» — или « кувуклией »), которое сохранилось и по сей день. [55] [ нужен лучший источник ] В конечном итоге это место было приобретено двумя эмиссарами Саладина в 1198 году и с тех пор остается во владении исламского вакуфа Иерусалима. Русская Православная Церковь также поддерживает Вознесенский женский монастырь на вершине Елеонской горы.
Галерея
[ редактировать ]- Евангелия Раббулы
6 век - Сакраментарий Дрого
в. 850 - Andrei Rublev
1408 - Пьетро Перуджино
1496–1500 - Вознесение , Доссо Досси , 16 век.
- Гарофало
1520 - Армянская рукопись Евангелия
1609 - Рембрандт
1636 - Македонская икона, Битола, Македония
19 век
См. также
[ редактировать ]- Вознесенский приход
- Успение Богородицы
- Хронология Иисуса
- Церковь Вознесения (значения)
- Войти в рай живым
- Жизнь Иисуса в Новом Завете
- Восторг
- Сессия Христа
- Преображение Иисуса
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ У Луки вознесение, кажется, происходит в тот же день, что и воскресение. В Деяниях вознесение Иисуса происходит на сороковой день, считая от воскресения, в присутствии одиннадцати Его апостолов . [7] тем самым устанавливая ограничение на количество появлений воскрешения, [4] и эффективно исключить опыт обращения Павла из достоверных явлений воскресения. [8]
- ↑ По мнению Фэрроу, эта двусмысленность отсутствия и присутствия ставит центральные христологические и богословские вопросы, касающиеся идентичности церкви и ее отношения к прошлым (смерть и воскресение) и будущим (второе пришествие) событиям. [44] и к настоящему миру, в котором он находится, но от которого он также отличается «своим таинственным союзом с тем, чья жизнь, хотя и прожитая для мира, предполагает настоящий разрыв с ним». [45]
Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Новакович 2014 , с. 135.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уртадо 2005 , с. 508, 591.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кросс и Ливингстон 2005 , с. 114.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Данн 2009 , с. 146.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Цвип 2016 , с. 145.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Холверда 1979 , с. 310-311.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Холверда 1979 , с. 310.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Данн 2009 , с. 140.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Успенский и Лосский 1999 , с. 197.
- ^ День Вознесения . Евангелическо-лютеранская церковь в Дании . 2024 . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кваст 2011 , с. 45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стокль-Бен-Эзра 2007 , с. 286.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макдональд 2004 , с. 21.
- ^ Томпсон 2010 , стр. 319.
- ^ Мюллер 2016 , с. 113-114.
- ^ Сейм 2009 , стр. 24.
- ^ Мюллер 2016 , с. 113.
- ^ Данн 2009 , стр. 140, 146.
- ^ Неправильное прочтение Священного Писания западными глазами: устранение культурных шор для лучшего понимания Библии | Э. Рэндольф Ричардс, Брэндон Дж. О'Брайен | страницы 137-152 (2012) ISBN 978-0-8308-3782-3
- ^ Почему существуют различия в Евангелиях: чему мы можем научиться из древней биографии | стр. 20, 34-36, 46 | Майк Ликона (2016) ISBN 978-0-19-026426-0
- ^ Кестенбергер 2004 , с. 85.
- ^ Кваст 1991 , с. 134.
- ^ Крессвелл 2013 , без страниц.
- ^ Макдональд 2004 , с. 22.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ауне 2003a , с. 65.
- ^ Муноа 2000 , с. 109
- ^ Цвип 2016 , с. 16.
- ^ Данн 1985 , с. 53.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Данн 2009 , с. 149.
- ^ Новакович 2014 , с. 152.
- ^ Данн 2009 , с. 218.
- ^ Кнехт 1910 , с. 729.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Данн 2009 , с. 148.
- ^ Райт 2002 , с. 53.
- ^ Наджман 2014 , с. 93.
- ^ Пеннингтон 2007 , с. 41-42.
- ^ Райт 2002 , с. 54,56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сейм 2009 , стр. 23.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фэрроу 2011 , с. 16.
- ^ Фэрроу 2004 , с. 9.
- ^ Фэрроу 2011 , с. 17.
- ^ Фэрроу 2004 , с. 3, 8.
- ^ Фэрроу 2004 , с. 3.
- ^ Фэрроу 2004 , с. 8-9.
- ^ Фэрроу 2004 , с. 11.
- ^ Хьюз, Аарон В. (2013). «Коран: базовое повествование» . Мусульманская идентичность: Введение в ислам . Нью-Йорк : Издательство Колумбийского университета . п. 85. ИСБН 978-0-231-53192-4 . JSTOR 10.7312/hugh16146.8 . S2CID 169663918 . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Рейнольдс, Габриэль С. (май 2009 г.). «Иисус-мусульманин: мертвый или живой?» (PDF) . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований (Лондонский университет) . 72 (2). Кембридж : Издательство Кембриджского университета : 237–258. дои : 10.1017/S0041977X09000500 . JSTOR 40379003 . S2CID 27268737 . Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2012 года . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Ланье, Грегори Р. (май 2016 г.). « Это должно было показаться им таким: отрицание исламом распятия Иисуса» . Реформатская вера и практика: Журнал реформатской теологической семинарии . 1 (1). Орландо, Флорида : Реформатская теологическая семинария : 39–55 . Архивировано из оригинала 30 июня 2019 года . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Becchio & Schadé 2006 , без страниц.
- ^ Бэггли 2000 , с. 137-138.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дженсен 2008 , стр. 51-53.
- ^ Эрлз 1987 , с. 26-27.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нес 2005 , с. 87.
- ^ Мерфи-О'Коннор 2008 , с. 142.
- ^ «Церковь Христа Ангелус» . archive.constantcontact.com . Проверено 26 мая 2020 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ауне, Дэвид (2003a). «Восхождение, небесное» . Вестминстерский словарь Нового Завета и раннехристианской литературы и риторики . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-21917-8 .
- Бэггли, Джон (2000). Фестивальные иконы к христианскому году . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-201-7 .
- Беккио, Бруно; Шаде, Йоханнес П. (2006). «Вознесение» . Энциклопедия мировых религий . Иностранная медиагруппа. ISBN 978-1-60136-000-7 .
- Крессвелл, Питер (2013). Изобретение Иисуса: как церковь переписала Новый Завет . Издательство Дункана Бэрда. ISBN 978-1-78028-621-1 .
- Кросс, Флорида; Ливингстон, Элизабет А. (2005). «Вознесение» . Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (1985). Доказательства в пользу Иисуса . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-24698-3 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2009). Христианство в становлении Том 2: Начиная с Иерусалима . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3932-9 .
- Эрлс, Ирен (1987). Искусство Возрождения: Актуальный словарь . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-24658-6 .
- Фэрроу, Дуглас (2004). Вознесение и Экклесия . А&С Черный. ISBN 978-0-567-08325-8 .
- Фэрроу, Дуглас Б. (2011), Теология Вознесения , Bloomsbury Publishing
- Холверда, Делавэр (1979). «Вознесение» . В Бромили, Джеффри (ред.). Международная стандартная библейская энциклопедия . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3781-3 .
- Уртадо, Ларри (2005), Господь Иисус Христос. Преданность Иисусу в раннем христианстве , Эрдманс
- Дженсен, Робин М. (2008). «Искусство в раннем христианстве» . В Бенедетто, Роберт; Дюк, Джеймс О. (ред.). Новый Вестминстерский словарь истории церкви . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22416-5 .
- Кнехт, Фридрих Юстус (1910). «Глава ·LXXXIII. Вознесение Иисуса Христа». . Б. Гердер – через Wikisource .
- Кестенбергер, Андреас Дж. (2004). Джон . Бейкер Академик. ISBN 978-0-8010-2644-7 .
- Лоусон, Тодд (2009). Распятие и Коран: исследование истории мусульманской мысли . Публикации Oneworld. ISBN 978-1-85168-635-3 .
- Макдональд, Ли Мартин (2004). «Действия» . В Комбе, Изобель А.Х.; Гуртнер, Дэниел М. (ред.). Комментарий к библейским знаниям . Дэвид С. Кук. ISBN 978-0-7814-4006-6 .
- Мюллер, Могенс (2016). «Действует как библейское переписывание Евангелий и посланий Павла» . У Мюллера, Могенса; Нильсен, Джеспер Танг (ред.). Литературное творчество Луки . Блумсбери. ISBN 978-0-567-66583-6 .
- Муноа, Филипп (2000). «Вознесение» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Мерфи-О'Коннор, Джером (2008). Святая Земля: Оксфордский археологический справочник с древнейших времен до 1700 года . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-164766-6 .
- Наджман, Хинди (2014). Потеря храма и восстановление будущего: анализ 4-й главы Ездры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-91584-7 .
- Нес, Солрунн (2005). Мистический язык икон . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2916-0 .
- Новакович, Лидия (2014), Воскресшие из мертвых согласно Священному Писанию: роль Ветхого Завета в раннехристианских интерпретациях воскресения Иисуса , A&C Black
- Успенский, Леонид; Лосский, Владимир (1999). Значение икон . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-913836-77-4 .
- Пеннингтон, Джонатан Т. (2007). Небо и земля в Евангелии от Матфея . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-16205-1 .
- Кваст, Кевин (1991). Чтение Евангелия от Иоанна . Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-3297-3 .
- Кваст, Кевин (2011). «День Вознесения» . В Мелтоне, Дж. Гордон (ред.). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-205-0 .
- Сейм, Турид Карлсен (2009). «Воскресшее тело в Деяниях Луки: значение пространства». В Сейме — Турид Карлсен; Окланд, Йорунн (ред.). Метаморфозы: воскресение, тело и преобразующие практики в раннем христианстве . Вальтер де Грютер. ISBN 978-3-11-020299-1 .
- Стокль-Бен-Эзра, Дэниел (2007). «Пародия и полемика на Пятидесятницу» . В Герхардсе, Альберт; Леонхард, Клеменс (ред.). Еврейская и христианская литургия и богослужение . БРИЛЛ. ISBN 978-90-474-2241-9 .
- Томпсон, Ричард П. (2010). «Лука-Деяния: Евангелие от Луки и Деяния апостолов» . В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4443-1894-4 .
- Райт, Дж. Эдвард (2002). Ранняя история неба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-802981-6 .
- Цвип, Ари В. (2016). «Стипендия Вознесения в прошлом, настоящем и будущем» . В Пао, Дэвид В.; Брайан, Дэвид К. (ред.). Вознесение на небеса в Деяниях Луки: новые исследования повествовательной основы Луки . Крепость Пресс. ISBN 978-1-5064-1896-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ауне, Дэвид (2003b). «Космология» . Вестминстерский словарь Нового Завета и раннехристианской литературы и риторики . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-21917-8 .
- Беркетт, Делберт (2002). Введение в Новый Завет и истоки христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00720-7 .
- Чарльзуорт, Джеймс Х. (2008). Исторический Иисус: важное руководство . Абингдон Пресс. ISBN 978-1-4267-2475-6 .
- Коллинз, Адела Ярбро (2000). Космология и эсхатология в еврейском и христианском апокалиптике . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-11927-7 .
- Дэвис, Дж. Г. (1958). Он вознесся на небеса , Лондон: Lutterworth Press.
- Доусон, Геррит (2004). Вознесение Иисуса: значение продолжающегося воплощения Христа . Блумсбери. ISBN 978-0-567-11987-2 .
- Дехарб, Джозеф (1912). . Полный катехизис католической религии . Перевод преподобного Джона Фандера. Шварц, Кирвин и Фаусс.
- Фэрроу, Дуглас (2011). Теология Вознесения . Блумсбери. ISBN 978-0-567-65188-4 .
- Уртадо, Ларри В. (2005). Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3167-5 .
- Найт, Дуглас А.; Левин, Эми-Джилл (2011). Значение Библии: чему нас могут научить еврейские Писания и христианский Ветхий Завет . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-209859-7 .
- Ли, Санг Мейнг (2010). Космическая драма спасения . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-150316-0 .
- Линкольн, Эндрю (2004). Рай сейчас и еще не сейчас . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-60939-5 .
- Пакер, Джи (2008). Утверждение Апостольского Символа веры . Перекресток. ISBN 978-1-4335-2201-7 .
- Пак, Ын Чун (2003). Либо иудей, либо язычник: раскрывающаяся теология инклюзивности Павла . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22453-0 .
- Вермес, Геза (2001). Меняющиеся лица Иисуса . Пингвин Великобритания. ISBN 978-0-14-191258-5 .
- Винн, Джон Джозеф (1907). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Цвиеп, Ари В. (1997). Вознесение Мессии в христологии Лукана . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-10897-4 .