Непорочное рождение Иисуса
Непорочное зачатие Иисуса — это христианская и исламская доктрина , согласно которой Иисус был зачат своей матерью Марией силой Святого Духа и без полового акта . [1] Христиане рассматривают это учение как объяснение смешения человеческой и божественной природы Иисуса. [2] [1] Восточные Православные Церкви признают это учение авторитетным на основании его включения в Никейский Символ веры . [2] и католическая церковь считает его авторитетным в вере через Апостольский Символ веры, а также Никейский. считается Тем не менее, существует множество современных церквей, в которых православным признавать непорочное зачатие, но не ересью отрицать его . [3]
Это повествование появляется только в Евангелии от Матфея 1:18–25 и от Луки 1:26–38 . [4] и современные ученые сходятся во мнении, что она опирается на слабые исторические основы. [5] В древнем мире не было вполне современного понимания того, что мужская сперма , так и женская яйцеклетка необходимы как для формирования эмбриона ; [6] эта культурная среда способствовала чудесным историям рождения , [7] а рассказы о непорочном зачатии и оплодотворении смертных женщин божествами были хорошо известны в греко-римском мире I века и в еврейских произведениях Второго Храма . [8] [9]
Коран нашей утверждает непорочное зачатие Иисуса, черпая свое описание из Протоевангелия Иакова II века эры . [10] но отрицает тринитарный смысл евангельской истории (Иисус — посланник Бога, но также человек, а не Второе Лицо христианской Троицы). [11]
Повествования Нового Завета: Матфей и Лука
[ редактировать ]Часть серии о |
христианство |
---|
События в |
Жизнь Иисуса согласно каноническим Евангелиям |
---|
Порталы: христианство Библия |
Матфея 1:18-25
[ редактировать ]18: Так произошло рождение Иисуса Мессии. Когда его мать Мария была помолвлена с Иосифом, но еще до того, как они жили вместе, оказалось, что она беременна от Святого Духа.
19: Ее муж Иосиф, будучи праведным человеком и не желая подвергать ее публичному позору, планировал тихо уволить ее.
20: Но как только он решился сделать это, ему во сне явился Ангел Господень и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся взять Марию в жену, ибо ребенок, зачатый в ней, это от Святого Духа.
21: Она родит сына, и ты назовешь его Иисусом, ибо Он спасет свой народ от грехов их».
22: Все это произошло для исполнения того, что было сказано Господом через пророка:
23: «Смотрите, дева зачнёт и родит сына, и назовут его Эммануилом», что означает: «С нами Бог».
24: Когда Иосиф проснулся от сна, он сделал так, как повелел ему Ангел Господень; он взял ее в жены,
25: но не имел с ней никаких супружеских отношений, пока она не родила сына; и он назвал его Иисусом.
Луки 1:26-38
[ редактировать ]26: В шестом месяце ангел Гавриил был послан Богом в город в Галилее, называемый Назарет,
27: Деве, обрученной с мужчиной по имени Иосиф из дома Давидова. Деву звали Мэри.
28: И он подошел к ней и сказал: «Здравствуй, избранная! Господь с тобой».
29: Но она была очень озадачена его словами и размышляла, что это может быть за приветствие.
30: Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благоволение у Бога.
31: И ныне ты зачнешь во чреве твоем и родишь сына, и назовешь его Иисусом.
32: Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол отца Его Давида.
33: Он будет царствовать над домом Иакова вечно, и царству Его не будет конца».
34: Мария сказала ангелу: «Как это может быть, если я девственница?»
35: Ангел сказал ей: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему рождаемый ребенок будет свят, и наречется Сыном Божьим.
36: И вот, твоя родственница Елизавета в старости тоже зачала сына; и это шестой месяц для той, о которой говорили, что она бесплодна.
37: Ибо для Бога не будет ничего невозможного».
38: Тогда Мария сказала: «Вот я, раба Господня, да будет со мной по слову твоему». Тогда ангел отошел от нее.
Тексты
[ редактировать ]Во всем христианском корпусе непорочное зачатие встречается только в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки . [4] Эти двое согласны с тем, что мужа Марии звали Иосиф, что он принадлежал к линии Давида и что он не играл никакой роли в божественном зачатии Иисуса, но помимо этого они очень разные. [12] [13] У Матфея нет переписи , пастырей или представления в храме , и он подразумевает, что Иосиф и Мария живут в Вифлееме в момент рождения, тогда как у Луки нет волхвов , бегства в Египет или убийства младенцев , и утверждает, что Иосиф жив в Назарете. [12]
Матфей подчеркивает девственность Марии , ссылаясь на Книгу Исайи (используя греческий перевод Септуагинты 2200-летней давности , а не единственный масоретский текст , написанный 1300 лет назад ) и своим повествовательным заявлением о том, что Иосиф не имел с ней сексуальных отношений. до рождения (выбор слов, оставляющий открытой возможность того, что после этого у них действительно были отношения). [14] Лука представляет Марию как девственницу, описывает ее недоумение, когда ей сказали, что она родит ребенка, несмотря на отсутствие у нее сексуального опыта, и сообщает читателю, что эта беременность должна произойти через Святого Духа Божьего . [15]
Ведутся серьезные споры о том, является ли история Рождества Луки оригинальной частью его Евангелия. [16] Главы 1 и 2 написаны в стиле, совершенно отличном от остального Евангелия, а в остальном отсутствует зависимость повествования о рождении от греческой Септуагинты. [17] В Евангелии от Луки 1–2 присутствуют сильные мотивы Луки, но различия столь же поразительны: например, личность Иисуса как «сына Давида» является важной темой повествования о рождении, но не в остальной части Евангелия. [18] В начале II века гностический теолог Маркион создал версию Евангелия от Луки, в которой отсутствуют эти две главы, и хотя его обычно обвиняют в том, что он вырезал их из более длинного текста, более похожего на наш собственный, генеалогии и повествования о рождении также отсутствуют. от Марка и Джона. [17]
Культурный контекст
[ редактировать ]В Евангелии от Матфея 1:18 говорится, что Мария была обручена с Иосифом. [19] На момент событий, описанных в Евангелиях, ей было двенадцать лет или немного меньше, поскольку по еврейскому закону обручение было возможно только для несовершеннолетних, что для девочек означало возраст до двенадцати лет или до первых менструаций , в зависимости от того, что наступило раньше. [20] По обычаю свадьба должна была состояться через двенадцать месяцев, после чего жених забрал невесту из дома ее отца в свой. [21] Обрученная девушка, вступившая в половую связь с мужчиной, не являющимся ее будущим мужем, считалась прелюбодейкой. [21] Если бы суд предстал перед трибуналом, и она, и молодой человек были бы побиты камнями до смерти, но ее обрученный муж имел возможность выдать документ об отказе, и это, по словам Матфея, был курс, который Иосиф хотел предпринять до того, как посещение ангела. [22]
Наиболее вероятным культурным контекстом как для Матфея, так и для Луки являются еврейско-христианские или смешанные нееврейские /еврейско-христианские круги, укорененные в еврейской традиции. [23] Эти читатели должны были знать, что римский сенат объявил Юлия Цезаря богом, а его преемника Августа - divi filius , Сыном Божьим , прежде чем он сам стал богом после своей смерти в 14 году нашей эры; это оставалось образцом для более поздних императоров. [24] Императорское божество сопровождалось соответствующими чудесными историями рождения: Август был рожден от бога Аполлона, пока его человеческая мать спала, а ее человеческому мужу был дан сон, в котором он видел восход солнца из ее чрева, а надписи даже описывали новости о божественное имперское рождение как евангелия , Евангелие. [25] Таким образом, непорочное зачатие Иисуса было прямым вызовом центральному утверждению римского имперского богословия, а именно божественному зачатию и происхождению императоров. [26]
Генеалогия Матфея, прослеживающая происхождение Иисуса от Давида, была предназначена для евреев, а его история непорочного зачатия была предназначена для греко-римской аудитории, знакомой с историями непорочного зачатия и историями о женщинах, оплодотворенных богами. [27] В древнем мире не было понимания того, что для формирования плода необходимы как мужская сперма, так и женская яйцеклетка; вместо этого они думали, что мужской вклад в размножение состоит в каком-то формирующем или порождающем принципе, в то время как телесные жидкости Марии будут обеспечивать всю материю, необходимую для телесной формы Иисуса, включая его мужской пол. [6] Эта культурная среда способствовала чудесным историям рождения – они были обычным явлением в библейской традиции, восходящей к Аврааму и Сарре (и зачатию Исаака ). [7]
Подобные истории встречаются реже в иудаизме, но там также широко распространена вера в ангелов и божественное вмешательство в роды. [9] С богословской точки зрения эти два повествования отмечают момент, когда Иисус становится Сыном Божьим , то есть при Его рождении, в отличие от Марка, для которого Сыновство восходит к крещению Иисуса , [28] и Павел и христиане до-Павловского периода, для которых Иисус становится Сыном только при Воскресении или даже при Втором пришествии . [29]
Сказки о непорочном зачатии и оплодотворении смертных женщин божествами были хорошо известны в греко-римском мире I века. [8] а еврейские труды Второго Храма также могли содержать описания явлений ангелов и чудесного рождения древних героев, таких как Мелхиседек , Ной и Моисей . [9] История непорочного зачатия Луки представляет собой стандартный сюжет из еврейских писаний, как, например, в сценах благовещения Исаака и Самсона , в которых появляется ангел и вызывает опасения, ангел успокаивает и возвещает о грядущем рождении, мать возражает , и ангел подает знак. [30] Тем не менее, «доказать, что правдоподобные источники, рассказывающие о непорочном зачатии в районах, убедительно близких к вероятному происхождению самого Евангелия, чрезвычайно сложно». [31] Точно так же, хотя широко признано, что существует связь с зороастрийскими источниками, лежащими в основе рассказа Матфея о волхвах (волхвах с Востока) и Вифлеемской звезде , более широкое утверждение о том, что зороастризм сформировал фон для повествований о детстве, не получило подтверждения. принятие. [31]
Историчность и источники повествований
[ редактировать ]Часть серии о |
Современные ученые пришли к единому мнению, что доктрина непорочного зачатия опирается на очень слабые исторические основы. [5] И Матфей, и Лука представляют собой поздние анонимные сочинения, датируемые периодом 80–100 гг. н.э. [32] Самые ранние христианские сочинения, послания Павла , не содержат никаких упоминаний о непорочном зачатии и предполагают полную человечность Иисуса, утверждая, что он «родился от женщины», как любой другой человек, и «родился под законом», как любой еврей. [33] В Евангелии от Марка , датируемом примерно 70 годом нашей эры, мы читаем, что Иисус говорит, что «пророки не лишены чести, кроме как в своем родном городе, и среди своих родственников, и в своем собственном доме» – Марка 6:4 , который предполагает, что Марк не знал ни о какой традиции об особых обстоятельствах, связанных с рождением Иисуса, и хотя автор Евангелия от Иоанна уверен, что Иисус больше, чем человек, он не делает ссылок на непорочное зачатие, чтобы доказать свою точку зрения. [34] Фактически Иоанн дважды называет Иисуса «сыном Иосифа», первый раз из уст ученика Филиппа («Мы нашли Того, о ком писал Моисей в законе, а также пророки, Иисуса, сына Иосифа из Назарета». » – Иоанна 1:45 ), второй из неверующих иудеев («Не Иисус ли это, сын Иосифов, мать и отца Которого мы знаем?» – Иоанн 6:42 ). [35] Между прочим, эти цитаты прямо противоречат предположению о том, что Иисус был или считался незаконнорожденным: Филипп и евреи знали, что у Иисуса был человеческий отец, и этим отцом был Иосиф. [36]
Возникает вопрос, где авторы Матфея и Луки нашли свои истории. Почти наверняка ни то, ни другое не было делом рук очевидца. [37] [38] Ввиду множества несоответствий между ними ни одно из них вряд ли вытекает из другого и не имеет общего источника. [4] Раймонд Э. Браун предположил в 1973 году, что Иосиф был источником рассказов Матфея и Марии Луки, но современные ученые считают это «крайне маловероятным», учитывая, что эти истории появились так поздно. [39] Отсюда следует, что оба повествования были созданы двумя авторами, опираясь на идеи, бытовавшие в обращении по крайней мере за десять лет до того, как были составлены Евангелия, возможно, до 65–75 годов или даже раньше. [40]
Матфей представляет служение Иисуса как исполнение пророчеств из Книги Исайи . [41] и Матфея 1:22-23: «Все это произошло для исполнения того, что было сказано Господом через пророка: «Смотри, дева зачнет и родит сына...» - это ссылка на Исайю 7:14. , "...Сам Господь даст тебе знамение: девица беременна и родит сына..." [42] [43] Но во времена Иисуса иудеи Иудеи уже не говорили на иврите, Исайя была переведена на греческий язык, [41] [ не удалось пройти проверку ] а Матфей использует греческое слово «парфенос» , что означает «девственница», вместо еврейского слова «алма» , которое, по мнению ученых, означает девушку детородного возраста без ссылки на девственность. [42] [43] Этот неправильный перевод дал автору Евангелия от Матфея возможность истолковать Иисуса как предсказанного Иммануила , с нами Бог , божественного представителя на земле. [43] По сообщению RT France , включение Исайи 7:14 было пояснительным дополнением к повествованию о рождении Матфея, хотя и не послужило для него источником вдохновения. [44]
Консервативные ученые утверждают, что, несмотря на неопределенность деталей, повествования о рождении Евангелия восходят к историческим или, по крайней мере, гораздо более ранним доевангельским традициям. [45] [46] [47] [48] [49] Например, по словам Бена Уизерингтона :
У Матфея и Луки мы находим не историю о… [боге], спустившемся на землю и в облике мужчины спаривающегося с человеческой женщиной, а, скорее, историю чудесного зачатия без помощи какого-либо мужчины. божественный или нет. Таким образом, эта история не имеет прецедентов ни в еврейской, ни в языческой литературе. [50]
Теология и развитие
[ редактировать ]Матфей и Лука используют непорочное зачатие (или, точнее, предшествовавшее ему божественное зачатие), чтобы отметить момент, когда Иисус становится Сыном Божьим . [29] Это было заметное развитие по сравнению с Марком, для которого Сыновство восходит к крещению Иисуса , Марка 1: 9–13 и раннему христианству Павла и христианам до Павла, для которых Иисус становится Сыном при Воскресении или даже Втором пришествии . [29] Эбиониты еврейско - , христианская секта, считали Иисуса полностью человеком, отвергали непорочное зачатие и предпочитали переводить «алма» как «молодая женщина». [51] Гностический богослов II века Маркион также отвергал непорочное зачатие, но считал Иисуса сошедшим полностью сформированным с небес и имеющим только человеческий облик. [52] Примерно в 180 году нашей эры евреи рассказывали, что Иисус был незаконно зачат римским солдатом по имени Пантера или Пандера, чье имя, вероятно, является каламбуром от слова «парфенос» (девственница). [53] Эта история все еще была распространена в средние века в виде сатирической пародии на христианские евангелия под названием « Толедот Йешу» . [54] [55] «Толедот Йешу» содержит мало исторического материала и, вероятно, был создан как инструмент для предотвращения обращения в христианство. [54]
По мнению Кярккяйнена, непорочное зачатие по отношению к воплощению рассматривалось как доказательство божественности Христа, но эпоха Просвещения предложила полномасштабное опровержение этой доктрины, и что единственный способ для классических либералов продолжать верить в непорочную доктрину Рождение должно было прибегнуть к понятию мифа, хотя это и вызвало бурную реакцию консерваторов. [56] Это разделение остается в силе, хотя некоторые национальные синоды Католической церкви заменили биологическое понимание идеей «теологической истины», а некоторые евангельские теологи считают его маргинальным, а не необходимым для христианской веры. [56] Сегодня традиционная доктрина непорочного зачатия по-прежнему защищается консервативными богословами. [57] [58] [59]
Праздники и богослужения
[ редактировать ]Некоторые христиане празднуют зачатие Иисуса 25 марта, а его рождение 25 декабря. [60] ( Эти даты являются традиционными; никто не знает наверняка, когда родился Иисус.) Магнификат , основанный на Луки 1:46-55, является одним из четырех хорошо известных евангельских песнопений : Бенедикт и Магнификат в первой главе, а также Слава. in Excelsis и Nunc dimittis во второй главе Луки, которые теперь являются неотъемлемой частью христианской литургической традиции. [61] Благовещение стало элементом богослужения Марии в средневековые времена, а к 13 веку прямые ссылки на него были широко распространены во французской лирике. [62] Восточная Православная Церковь использует титул «Привечно Дева Мария» как ключевой элемент своего почитания Марии, а также как часть гимнов -акафистов Марии, которые являются неотъемлемой частью ее литургии . [63]
Учение часто представлено в христианском искусстве в виде возвещения Марии Архангелом Гавриилом о том, что она зачнет ребенка, чтобы родиться Сын Божий, а также в сценах Рождества , включающих фигуру Саломеи . Благовещение — одна из наиболее часто изображаемых сцен в западном искусстве. [64] Сцены Благовещения также являются наиболее частыми появлениями Гавриила в средневековом искусстве. [65] Изображение Иосифа, отворачивающегося в некоторых сценах Рождества, является скрытым намеком на отцовство Святого Духа и непорочное зачатие. [66]
В исламе
[ редактировать ]Коран . следует апокрифическим Евангелиям , и особенно Протоевангелию Иакова , в его рассказах о чудесном рождении Марии и ее сына Иисуса [10] но, хотя он и подтверждает непорочное зачатие Иисуса, он отрицает тринитарный смысл евангельской истории (Иисус — посланник Бога, но также и человек, а не Второе Лицо христианской Троицы). [11] Сура «Аль-Имран» 3:35-36 , например, внимательно следует «Протоевангелию», описывая, как беременная «жена Имрана» (то есть мать Марии Анна ) посвящает своего будущего ребенка Богу, уединенное воспитание Марии в Храме и ангелы, которые приносят ей еду. [67]
Галерея
[ редактировать ]- Святые врата монастыря Святой Екатерины на горе Синай в Египте, XII век.
- Сандро Боттичелли (1489–90)
- Mikhail Nesterov , Russia, 19th century
- Восточно-православное изображение Рождества мало изменилось за более чем тысячелетие.
- Джотто (1267–1337): Рождество с посторонним Иосифом, но без Саломеи.
- Средневековая миниатюра Рождества Христова, ок. 1350
См. также
[ редактировать ]- Адопционизм
- Алмах
- христология
- Отрицание непорочного зачатия Иисуса
- Непорочное зачатие Марии
- Воплощение (христианство)
- Исаия 7:14
- Вечная девственность Марии
- Партеногенез
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кэрриган 2000 , с. 1359.
- ^ Перейти обратно: а б Уэр 1993 , с. без страниц.
- ^ Барклай 1998 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с Уртадо 2005 , с. 318.
- ^ Перейти обратно: а б Брунер 2004 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Линкольн 2013 , стр. 195–196, 258.
- ^ Перейти обратно: а б Шовальтер 1993 , стр. 790.
- ^ Перейти обратно: а б Лосось 1987 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Кейси 1991 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Белл 2012 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Халмс 1993 , с. 640.
- ^ Перейти обратно: а б Робинсон 2009 , с. 111.
- ^ Линкольн 2013 , с. 99.
- ^ Моррис 1992 , стр. 31–32.
- ^ Кэрролл 2012 , с. 39.
- ^ Зервос 2019 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б БеДун 2015 , с. 170.
- ^ Данн 2003 , стр. 341–343.
- ^ Вермес 2006a , с. 216.
- ^ Вермес 2006a , стр. 72, 216.
- ^ Перейти обратно: а б Вермес 2006b , с. 72.
- ^ Вермес 2006b , с. 73.
- ^ Уртадо 2005 , с. 328.
- ^ Хорнблауэр и Спофорт, 2014 , с. 688.
- ^ Борг 2011 , стр. 41–42.
- ^ Борг 2011 , стр. 41.
- ^ Лосось 1987 , стр. 5–6.
- ^ Марка 1: 9–13.
- ^ Перейти обратно: а б с Лоу 1996 , с. 184.
- ^ Коделл 1992 , с. 939.
- ^ Перейти обратно: а б Велберн 2008 , с. 2.
- ^ Фредриксен 2008 , стр. 7.
- ^ Линкольн 2013 , с. 21.
- ^ Линкольн 2013 , с. 23.
- ^ Линкольн 2013 , с. 24.
- ^ Линкольн 2013 , с. 29.
- ^ Boring & Craddock 2009 , с. 12.
- ^ Красноватый 2011 , с. 13.
- ^ Линкольн 2013 , с. 144.
- ^ Уртадо 2005 , стр. 318–319, 325.
- ^ Перейти обратно: а б Баркер 2001 , с. 490.
- ^ Перейти обратно: а б Суини 1996 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б с Салдарини 2001 , с. 1007.
- ^ RT France (2008), Мэтью: Введение и комментарии, стр.81-82.
- ^ «История, скептицизм и вопрос о непорочном зачатии (Н. Т. Райт)» .
- ^ RT France (2008), Мэтью: Введение и комментарии, стр.81-82.
- ^ Крейг Бломберг (2-е изд. 2009 г.), Иисус и Евангелия, с. 243-244
- ^ Уртадо 2005 , стр. 319.
- ^ Раймонд Браун (1977), Рождение Мессии: комментарий к рассказам о детстве у Матфея и Луки, стр. 104–121.
- ^ Уизерингтон (1992), Словарь Иисуса и Евангелий, стр. 70
- ^ Пэджет 2010 , с. 351.
- ^ Хейс 2017 , с. 152 сн.153.
- ^ Ворст 2000 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Кук 2011 , с. без страниц.
- ^ Эванс 1998 , с. 450.
- ^ Перейти обратно: а б Кярккяйнен 2009 , стр. 175.
- ^ «История, скептицизм и вопрос о непорочном зачатии (Н. Т. Райт)» .
- ^ RT France (2008), Мэтью: Введение и комментарии, стр.81-82.
- ^ Крейг Бломберг (2-е изд. 2009 г.), Иисус и Евангелия, с. 243-244
- ^ Нотафт 2014 , с. 564.
- ^ Проще 1990 , с. 396.
- ^ О'Салливан 2005 , стр. 14–15.
- ^ Пелтомаа 2001 , стр. 127.
- ^ Гайли 2004 , с. 183.
- ^ Росс 1996 , с. 99.
- ^ Запись 1968 года , с. 130.
- ^ Рейнольдс 2018 , стр. 55–56.
Библиография
[ редактировать ]- Барклай, Уильям (1998). Апостольское вероучение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9781250088703 .
- Баркер, Маргарет (2001). «Исайя» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- БеДун, Джейсон (2015). «Новый Маркион» (PDF) . Форум . 3 (осень 2015 г.): 163–179. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2019 года . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- Белл, Ричард (2012). Происхождение ислама в христианской среде . Рутледж. ISBN 9781136260674 .
- Борг, Маркус (2011). Иисус . СПКК. ISBN 9780281066063 .
- Браун, Раймонд Э. (1973). Непорочное зачатие и телесное воскресение Иисуса . Паулист Пресс. ISBN 978-0809117680 .
- Браун, Раймонд Э. (1999). Рождение Мессии: комментарий к рассказам о детстве в Евангелиях от Матфея и Луки . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300140088 .
- Боринг, М. Юджин; Крэддок, Фред Б. (2009). Народный комментарий к Новому Завету . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664235925 .
- Брунер, Фредерик (2004). Матфея 1-12 . Эрдманс. ISBN 9780802811189 .
- Кэрриган, Генри Л. (2000). «Непорочное зачатие» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Кэрролл, Джон Т. (2000). «Эсхатология» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Кэрролл, Джон Т. (2012). Люк: Комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664221065 .
- Кейси, Морис (1991). От еврейского пророка до языческого Бога: истоки и развитие христологии Нового Завета . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227654 .
- Чайлдс, Бревард С. (2001). Исайя . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664221430 .
- Шуинар, Ларри (1997), Мэтью , College Press, ISBN 978-0899006284
- Коллиндж, Уильям Дж. (2012). Исторический словарь католицизма . Пугало Пресс. ISBN 9780810879799 .
- Койл, Кэтлин (1996), Мэри в христианской традиции (переработанная редакция), Gracewing Publishing, ISBN 978-0852443804
- Кук, Майкл Дж. (2011), «Еврейские взгляды на Иисуса» , в Беркетте, Делберте (редактор), Блэквеллский спутник Иисуса , John Wiley & Sons, ISBN 9781444351750
- Дэвидсон, Джон (2005). Евангелие Иисуса: в поисках его оригинального учения . Очистить Пресс. ISBN 978-1904555148 .
- Дайс, Люсьен (1996). Иосиф, Мария, Иисус . Литургическая пресса. ISBN 978-0814622551 .
- Дорман, ТМ (1995). «Непорочное зачатие» . В Бромили, Джеффри В. (ред.). Международная стандартная библейская энциклопедия: QZ . Эрдманс. ISBN 978-0802837844 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2003). Вспомнил Иисуса: Становление христианства, Том 1 . Эрдманс. ISBN 9780802839312 .
- Эрскин, Эндрю (2009). Спутник эллинистического мира . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781405154413 .
- Эванс, Крейг (1998), «Иисус в нехристианских источниках», в Чилтоне, Брюс; Эванс, Крейг (ред.), «Изучение исторического Иисуса: оценки состояния текущих исследований» , BRILL, ISBN 9004111425
- Франция, RT (2007). Евангелие от Матфея . Эрдманс. ISBN 978-0802825018 .
- Фредриксен, Паула (2008). От Иисуса ко Христу: Происхождение новозаветных изображений Иисуса . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300164107 .
- Грабарь, Андре (1968). Христианская иконография: исследование ее истоков . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780710062376 .
- Грегг, Д. Ларри (2000). «Докетизм». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Гайли, Розмари (2004). Энциклопедия ангелов . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 0-8160-5023-6 .
- Хейс, Эндрю (2017). Юстин против Маркиона: определение христианской философии . Крепость Пресс. ISBN 9781506420400 .
- Хендриксон, Питер А.; Дженсон, Брэдли С.; Ланделл, Рэнди Х. (2015). Лютер и Бах о Магнификате . Випф и Сток. ISBN 9781625641205 .
- Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (2014). Оксфордский спутник классической цивилизации . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-870677-9 .
- Халмс, Эдвард (1993), «Коран и Библия» , в Мецгере, Брюс М.; Куган, Майкл Дэвид (ред.), Оксфордский справочник Библии , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-974391-9
- Уртадо, Ларри (2005). Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве . Эрдманс. ISBN 9780802831675 .
- Кярккяйнен, В.-Н (2009), «Христология» , в Дюрнессе, Уильям А.; Кярккяйнен, Вели-Матти (ред.), Глобальный богословский словарь , InterVarsity Press, ISBN 9780830878116
- Коделл, Джером (1992). «Люк» . В Каррисе, Роберт Дж. (ред.). Библейский комментарий Колледжвилля: Новый Завет, NAB . Литургическая пресса. ISBN 978-0814622117 .
- Кестер, Хельмут (2000). Введение в Новый Завет: История и литература раннего христианства . Том. 2. Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110149708 .
- Куглер, Роберт; Хартин, Патрик (2009). Введение в Библию . Эрдманс. ISBN 9780802846365 .
- Лахс, Сэмюэл Т. (1987). Раввинистический комментарий Нового Завета: Евангелия от Матфея, Марка и Луки . Издательство КТАВ. ISBN 978-0881250893 .
- Линкольн, Эндрю (2013). Рожденный от Девы? . Эрдманс. ISBN 978-0802869258 .
- Лоу, Уильям П. (1996). Введение студента колледжа в христологию . Литургическая пресса. ISBN 9780814650189 .
- Марш, Клайв; Мойисе, Стив (2006). Иисус и Евангелия . А&С Черный. ISBN 978-0567040732 .
- Марталер, Берард Л. (2007). Символ веры: апостольская вера в современном богословии . Двадцать третьи публикации. ISBN 9780896225374 .
- МакГакин, Джон Энтони (2004). Вестминстерский справочник по святоотеческому богословию . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664223960 .
- Миллер, Джон В. (2008). «Чудо Рождества Христова» . В Элленс, Дж. Гарольд (ред.). Чудеса . АВС-КЛИО. ISBN 978-0275997236 .
- Моррис, Леон (1992). Евангелие от Матфея . Эрдманс. ISBN 978-0851113388 .
- Нотафт, К. Филипп Э. (2014). Средневековые латинско-христианские тексты по еврейскому календарю: исследование с пятью изданиями и переводами . Лейден: Брилл. ISBN 9789004274129 .
- О'Салливан, Дэниел Э. (2005). Преданность Марии во французской лирике XIII века . Университет Торонто Пресс. ISBN 0802038859 .
- Пэджет, Джеймс Карлтон (2010). Евреи, христиане и евреи-христиане в древности . Мор Зибек. ISBN 9783161503122 .
- Реддиш, Митчелл (2011). Введение в Евангелия . Абингдон Пресс. ISBN 9781426750083 .
- Пелтомаа, Леена Мари (2001). Образ Богородицы в акафисте . Брилл. ISBN 9004120882 .
- Рейнольдс, Габриэль Саид (2018). Коран и Библия: текст и комментарии . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300181326 .
- Робинсон, Бернард П. (2009). «Рождественские рассказы Матфея» . В Корли, Джереми (ред.). Новые взгляды на Рождество . Блумсбери. ISBN 9780567613790 .
- Росс, Лесли (1996). Средневековое искусство: актуальный словарь . Гринвуд Пресс. ISBN 9780313293290 .
- Салдарини, Энтони Дж. (2001). «Мэтью» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Саритопрак, Зеки (2014). Исламский Иисус . Тампа: Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-4940-3 .
- Сатлоу, Майкл Л. (2018). Еврейский брак в древности . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691187495 .
- Сойер, В. Томас (1990). «Мария» . В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0865543737 .
- Шоуолтер, Дэниел Н. (1993). «Непорочное зачатие Христа» . В Мецгере, Б.М.; Куган, Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
- Проще, Стивен (1990). "Гимн". В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Суини, Марвин А. (1996). Исайя 1–39: со введением в пророческую литературу . Эрдманс. ISBN 978-0802841001 .
- Тернер, Дэвид Л. (2008). Мэтью . Бейкер. ISBN 978-0-8010-2684-3 .
- Тайсон, Джозеф Б. (2006). Маркион и Лука-Деяния: решающая борьба . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 9781570036507 .
- Вермес, Геза (2006a). Кто есть кто в эпоху Иисуса . Пингвин Великобритания. ISBN 9780141937557 .
- Вермес, Геза (2006b). Рождество: история и легенда . Пингвин Великобритания. ISBN 9780141912615 .
- Ворст, Роберт ван (2000). Иисус вне Нового Завета . Эрдманс. ISBN 9780802843685 .
- Вальде, Урбан фон (2015). Гностицизм, докетизм и иудаизм первого века . Блумсбери. ISBN 9780567656599 .
- Уэр, Тимоти (1993). Православная церковь: Введение в восточное христианство . Пингвин. ISBN 9780141925004 .
- Уивер, Ребекка Х. (2008), «Иисус в раннем христианстве» , Бенедетто, Роберт; Дьюк, Джеймс О (ред.), Новый Вестминстерский словарь церковной истории: ранние, средневековые эпохи и эпохи Реформации , Вестминстер Джон Нокс Пресс, ISBN 978-0664224165
- Велберн, Эндрю Дж. (2008). Из непорочного чрева: «Апокалипсис Адама» и непорочное зачатие . БРИЛЛ. ISBN 9789004163768 .
- Уилсон, Фрэнк Э. (1989). Вера и практика . Гаррисберг, Пенсильвания: ISBN Church Publishing, Inc. 9780819224576 .
- Зебири, Кейт (март 2000 г.). «Современное мусульманское понимание чудес Иисуса». Мусульманский мир . 90 (1–2): 71–90. дои : 10.1111/j.1478-1913.2000.tb03682.x .
- Зервос, Джордж (2019). Протеевангелий Иакова . Академик Блумсбери. п. 79. ИСБН 9780567053169 .