Царица Небесная в католическом искусстве
Изображение Девы Марии как Царицы Небесной на протяжении веков было популярной темой в католическом искусстве .
Раннехристианское искусство изображает Марию в возвышенном положении. Она несет своего божественного сына Иисуса на руках или держит его. После того как он вознесся на небо, чтобы царствовать в божественной славе, Мария, его мать, была вознесена на небо и участвует в его небесной славе. Одной из тем изображения Богородицы как царицы является Коронация Богородицы , часто построенная на третьей фазе Успения Марии , в которой после ее Успения она коронуется как Царица Небесная . Сюжетные изображения Коронации Богородицы часто можно отличить от аллегорических изображений Царицы Небесной появлением в них событий последних дней Богородицы на Земле, таких как смертное одр и плачущие по Ней Апостолы и друзья. [ 1 ]
Самое раннее известное римское изображение « Санта-Мария-Регина », изображающее Деву Марию как царицу, датируется VI веком и находится в скромной церкви Санта-Мария-Антиква («древняя Святая Мария»), построенной в V веке в Форум Романум . Здесь Дева Мария однозначно изображена как императрица. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Как одна из самых ранних римско-католических церквей Мариан , эта церковь использовалась Папой Иоанном VII в начале 8 века в качестве кафедры епископа Рима. Также в VIII веке Второй Никейский собор постановил, что такие изображения Марии следует почитать. [ 5 ]
Дева как королева была повторяющейся темой во многих книгах, написанных в ее честь во Франции 13 века. В Speculum beatae Mariae она была одновременно царицей Неба, где она восседала на троне среди ангелов, и царицей Земли, где она постоянно проявляла свою силу. Эта концепция была перенесена в искусство, которое украшало церкви, например, западное крыльцо Шартрского собора и ворота Святой Анны в Нотр-Даме в Париже, где она восседает в царственном состоянии, а также в окне Лаонского собора . [ 6 ]
Часть серии о |
Мариология католической церкви |
---|
Портал католицизма |
В начале 16 века протестантские реформаторы начали препятствовать марианскому искусству , а некоторые, такие как Жан Кальвин и Цвингли , даже поощряли его разрушение. Но после того, как Тридентский собор в середине XVI века подтвердил почитание католиками картин Мариан , Марию часто изображали в виде Мадонны с короной, окруженной звездами, стоящей на вершине мира или частично видимой Луне. После победы над турками при Лепанто Мария изображается как Королева Победы, иногда носящая корону империи Габсбургов. Национальные интерпретации существовали и во Франции, где Жан Фуке в 1450 году нарисовал Царицу Небесную с лицом любовницы короля Карла VII . Статуи и изображения Марии короновали короли в Польше , Франции, Баварии , Венгрии и Австрии, иногда, очевидно, используя короны, ранее носившиеся земными монархами – сохранившаяся маленькая корона, подаренная Маргарет Йоркской, похоже, была той, которую она носила на своей свадьбе. Карлу Смелому в 1463 году. Недавней коронацией была коронация изображения Salus Populi Romani в 1954 году, автор Пий XII . Почитание Марии как царицы продолжается и в 21 веке, но художественное выражение не играет ведущей роли, как в предыдущие времена.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джордж Фергюсон, 1966 г. Знаки и символы в христианском искусстве. ISBN 0-19-501432-4 стр. 76
- ^ Эрик Туно, 2003 Образ и реликвия: опосредование священного в раннем средневековом Риме. ISBN 88-8265-217-3 стр. 34
- ^ Бисера В. Пенчева, 2006 Иконы и сила: Богородица в Византии. ISBN 0-271-02551-4 стр. 21
- ^ Энн Дж. Дагган, 2008 Королевы и королевство в средневековой Европе ISBN 0-85115-881-1 стр. 175
- ^ Чохнер 590
- ^ Эмиль Мале, 2000 Религиозное искусство во Франции тринадцатого века. ISBN 0-486-41061-7 страниц 235-236.