Евангелие от Иакова
Часть серии о |
Апокрифы Нового Завета |
---|
![]() |
![]() |

Евангелие от Иакова (или Протоевангелие Иакова ) [Примечание 1] второго века, — это евангелие для детей повествующее о чудесном зачатии Девы Марии , ее воспитании и браке с Иосифом , путешествии пары в Вифлеем , рождении Иисуса и событиях, последовавших сразу за этим. [2] [3] Это самое раннее из сохранившихся утверждений о вечной девственности Марии , то есть о ее девственности не только до рождения Иисуса, но и во время, и после него. [4] и, несмотря на то, что он был осужден Папой Иннокентием I в 405 году и отклонен Геласианским указом около 500 года, стал широко влиятельным источником мариологии . [5]
Состав
[ редактировать ]Дата, авторство и источники
[ редактировать ]Евангелие от Иакова было хорошо известно Оригену в начале третьего века и, вероятно, Клименту Александрийскому в конце второго, поэтому предполагается, что оно вошло в обращение вскоре после 150 года нашей эры. [6] Автор утверждает, что является Иаковом, братом Иисуса от более раннего брака с Иосифом, но на самом деле его личность неизвестна. [7] Ранние исследования предполагали еврейскую среду, в основном из-за частого использования и знания Септуагинты ( греческий перевод еврейских писаний); дальнейшее расследование показало, что оно неправильно понимает и/или искажает многие еврейские обычаи, но иудаизм в то время был очень разнообразным, и последние тенденции в науке не полностью отвергают еврейскую связь. [8] Его происхождение, вероятно, сирийское, и, возможно, оно происходит от секты, называемой энкратитами . [5] основатель которой Татиан учил, что секс и брак являются симптомами первородного греха . [9]
Евангелие представляет собой мидраш (разработку) повествований о рождении , содержащихся в Евангелиях от Матфея и Луки . [10] и многие из его элементов, особенно физическое описание беременности Марии и осмотр ее девственной плевы акушеркой Саломеей, убедительно свидетельствуют о том, что он пытался опровергнуть аргументы докетистов , христиан, которые считали, что Иисус был полностью сверхъестественным. [11] Он также во многом опирается на Септуагинту в плане исторических аналогий, оборотов речи и деталей еврейской жизни. Рональд Хок и Мэри Ф. Фоскетт обратили внимание на влияние греко-римской литературы на темы девственности и чистоты. [12]
Рукописи и рукописная традиция
[ редактировать ]Ученые обычно признают, что Евангелие от Иакова изначально было написано на греческом языке. [13] Сохранилось более 100 греческих рукописей, а переводы были сделаны на сирийский , эфиопский , сахидско-коптский , грузинский , старославянский , армянский , арабский и, предположительно, латынь , учитывая, что он, по-видимому, был известен составителю Геласианского указа. [10] Самым старым является Папирус Бодмера 5 четвертого или, возможно, третьего века, обнаруженный в 1952 году и ныне находящийся в Библиотеке Бодмера в Женеве, а самым полным является греческий кодекс 10-го века в Национальной библиотеке в Париже. [14] [15] Первым широко печатным изданием (в отличие от рукописей, переписанных вручную) было издание 1552 года, напечатанное в Базеле, Швейцария, Гийомом Постелем , который напечатал свой латинский перевод греческой версии произведения. Постель также дал произведению латинское название Protevangelion Jacobi (Протоевангелие от Иакова), потому что он считал (ошибочно), что это произведение предшествовало основным евангелиям Нового Завета ( прото- для первого, евангелион для Евангелия). [16] Эмиль де Страйкер опубликовал стандартное современное критическое издание в 1961 году, а в 1995 году Рональд Хок опубликовал английский перевод, основанный на де Страйкере. [17]
Структура и содержание
[ редактировать ]
Повествование состоит из трех отдельных частей, лишь слегка связанных друг с другом:
- Главы 1–17: Биография Марии, рассказывающая о ее чудесном рождении, святом младенчестве и детстве, ее помолвке с Иосифом и непорочном зачатии Иисуса.
- Главы 18–20: Рождение Иисуса, включая доказательство того, что Мария продолжала оставаться девственницей даже после рождения.
- Главы 22–24: Смерть Захарии , отца Иоанна Крестителя. [18]
Мэри представлена как необыкновенный ребенок, которому с момента зачатия предначертаны великие дела. [14] Ее родители, богатый Иоаким и его жена Анна (или Анна), огорчены тем, что у них нет детей, и Иоаким уходит в пустыню помолиться, оставив Анну оплакивать свое бездетное состояние. [19] Бог слышит молитву Анны, ангелы возвещают о рождении ребенка, и на седьмом месяце беременности Анны (подчеркивая исключительный характер будущей жизни Марии) она рождается. [20] [19] Анна посвящает ребенка Богу и клянется, что она будет воспитана в Храме. [19] Иоаким и Анна называют девочку Марией, а когда ей исполняется три года, отдают ее в Храм . [19] где ее каждый день кормит ангел. [18]
Когда Марии приближается 12-й год, священники решают, что она больше не может оставаться в Храме, иначе ее менструальная кровь сделает его нечистым, и Бог находит вдовца Иосифа в качестве ее опекуна: [19] Иосиф изображен пожилым и отцом взрослых сыновей; у него нет желания вступать в сексуальные отношения с Мэри. [21] Он уезжает по делам, и Марию вызывают в Храм помочь сплести храмовую завесу. Однажды, когда Мария пряла нить для занавески, ангел Гавриил [22] Появляется и говорит ей, что она избрана для зачатия Иисуса Спасителя, но не будет рожать, как другие женщины. [23] Иосиф возвращается и находит Марию на шестом месяце беременности и упрекает ее, опасаясь, что священники сочтут его виновным. [24] Да, но целомудрие обоих доказывается «испытанием горькими водами ». [25]
Римская перепись вынуждает святую чету отправиться в Вифлеем, но время Марии приходит прежде, чем они успевают добраться до деревни. [26] Иосиф поселяет Марию в пещере, где ее охраняют его сыновья, пока он отправляется на поиски акушерки, и в апокалиптический момент, пока он ищет, все творение замирает. [24] Он возвращается с акушеркой, и когда они стоят у входа в пещеру, ее затмевает облако, яркий свет наполняет ее, и внезапно у груди Марии оказывается ребенок. [24] Иосиф и повитуха удивляются чуду, но вторая повивальная бабка по имени Саломея (имя первой не названо) настаивает на осмотре Марии, после чего у нее отсыхает рука в знак ее неверия; Саломея молится Богу о прощении, и появляется ангел и велит ей прикоснуться к Младенцу Христу, от чего ее рука исцеляется. [27]
Евангелие завершается визитом Трех Волхвов , убийством невинных в Вифлееме, мученической смертью первосвященника Захарии (отца Иоанна Крестителя ), избранием его преемника Симеона, [26] и эпилог, рассказывающий об обстоятельствах, при которых предположительно было написано произведение. [18]
Влияние
[ редактировать ]Часть серии о |
Апокрифы Нового Завета |
---|
![]() |
![]() |
христианство
[ редактировать ]Евангелие от Иакова было широко влиятельным источником христианского учения о Марии . [5] По словам Бернхарда Лозе, это самое раннее утверждение ее вечной девственности , то есть ее девственность не только до рождения Иисуса, но и во время рождения, и после него. [28] Объяснение того, что евангельские «братья Иисуса» (адельфои ) являются потомками Иосифа от более раннего брака, остается позицией Восточной церкви. [28] [29] но на Западе влиятельный богослов Иероним утверждал, что сам Иосиф был вечной девой и что адельфои были двоюродными братьями Господа. [28] Противодействие Иеронима Протевангелию привело к уменьшению влияния и распространения в западной, латинской церкви. Он был осужден Папой Иннокентием I в 405 году и отклонен Геласианским указом около 500 года. [30] Оно было совершенно неизвестно на Западе, и его сменило широко читаемое Евангелие от Псевдо-Матфея , которое популяризировало большинство его рассказов. [31]
Евангелие от Иакова первым дало имя Анна матери Марии, взяв его, вероятно, от Анны , матери пророка Самуила , и Мария, как и Самуил, взята для того, чтобы провести детство в храме. [32] В некоторых рукописях говорится о беременности Анны, что она была результатом нормального полового акта с мужем, но нынешние ученые отдают предпочтение древнейшим текстам, в которых говорится, что Мария была зачата в отсутствие Иоакима посредством божественного вмешательства; тем не менее, Евангелие от Иакова не выдвигает идею непорочного зачатия Марии . [33]
В различных рукописях рождение Марии происходит на шестом, седьмом, восьмом или девятом месяце, причем в самых старых - седьмой; это соответствовало как иудаизму того периода, который имел аналогичные рождения на седьмом месяце для таких важных личностей, как Самуил , Исаак и Моисей , как знак чудесного или божественного зачатия. [34] Далее следуют дальнейшие признаки высочайшей святости Марии, в том числе обет Анны, что младенец никогда не будет ходить по земле (ее спальня превращена в «святилище», где ее посещают «непорочные дочери евреев»), ее благословение «с величайшим благословение» священников в ее первый день рождения с заявлением, что благодаря ей Бог принесет искупление Израилю, и ангелов, которые приносят ей еду в Храм, где ее посещают священники и она занимается плетением храмовой завесы. [34]
Испытание горькой водой служит для защиты Иисуса от обвинений в незаконности жизни, выдвинутых во втором веке языческими и иудейскими противниками христианства. [4] [35] Христианская чувствительность к этим обвинениям побудила их защищать как непорочное зачатие Иисуса, так и непорочное зачатие Марии (т. е. ее свободу от греха в момент ее зачатия). [36]
ислам
[ редактировать ]Коранические евангельской гармонией второго века) и с различными апокрифическими евангелиями для истории о Деве Марии и рождении Иисуса согласуются с каноническими христианскими евангелиями, с Диатессароном ( младенцев, включая Евангелие от Иакова, которое упоминание о Марии в Коране питает ангелы, выбор ее хранителя посредством жребия и занятие ее изготовлением завесы для Храма непосредственно перед Благовещением. [37]
См. также
[ редактировать ]- Деяния апостолов (жанр)
- Апокалиптическая литература
- Кастельсеприо - ранняя фреска с изображением суда водой.
- Евангелие
- История Иосифа Плотника
- Список Евангелий
- Список папирусов Нового Завета
- Апокрифы Нового Завета
- Псевдоэпиграфия
- Вечная девственность Марии
- Саломея (Евангелие от Иакова)
- Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эрман 2003 , с. 70.
- ^ Гамберо 1999 , с. 35 и далее..
- ^ Бетсворт 2015 , с. 166 и далее..
- ^ Перейти обратно: а б Беркетт 2019 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с Хантер 1993 , с. 63.
- ^ Эрман 2003 , с. 63.
- ^ Эллиотт 2005 , с. 49.
- ^ Выонг 2019 , с. 21-22.
- ^ Хантер 2008 , с. 412.
- ^ Перейти обратно: а б Эллиотт 2005 , с. 48.
- ^ Выонг 2013 , с. 20.
- ^ Выонг 2013 , с. 14-16.
- ^ Выонг 2013 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Гамберо 1999 , с. 35.
- ^ Выонг 2013 , с. 6-9.
- ^ Эллиотт 2005 , с. 48 (издание 1993 г.).
- ^ Выонг 2013 , с. 6-7.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрман и Плезе 2011 , с. без страниц.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бетсворт 2015 , с. 166.
- ^ Гамберо 1999 , с. 36.
- ^ Уртадо 2005 , с. 448.
- ^ Уинн Лейт, Мэри Джоан (26 июля 2019 г.). «Рецензия на «Позднеантичные изображения прядения Богородицы Благовещенской: выделение багряницы и пурпура». Тексты и исследования восточного христианства, 11 « » . Классический обзор Брин Мора .
- ^ Выонг 2019 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с Бетсворт 2015 , с. 167.
- ^ Гамберо 1999 , с. 35-40.
- ^ Перейти обратно: а б Гамберо 1999 , с. 40.
- ^ Бутон 2004 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с Лозе 1966 , с. 200.
- ^ Выонг 2013 , с. 12.
- ^ Бетсворт 2015 , с. 169.
- ^ Эрман и Плезе 2011 , с. 31.
- ^ Никсон 2004 , с. 11-12.
- ^ Сапожник 2016 , с. 56-57.
- ^ Перейти обратно: а б Сапожник 2016 , с. без страниц.
- ^ Успех 2015 , с. 80.
- ^ Успех 2015 , с. 81.
- ^ Робинсон 1991 , с. 19.
Библиография
[ редактировать ]- Бокэм, Ричард (2015). Иуда и родственники Иисуса в ранней церкви . Блумсбери. ISBN 9781474230476 .
- Бер, Джон (2008). «Докетизм». В Бенедетто, Роберт; Дьюк, Джеймс О. (ред.). Новый Вестминстерский словарь церковной истории: ранняя, средневековая и эпоха Реформации . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224165 .
- Белл, Ричард (2012). Происхождение ислама в христианской среде . Рутледж. ISBN 9781136260674 .
- Бетсворт, Шэрон (2015). Дети в раннехристианских повествованиях . Т&Т Кларк. ISBN 9780567657350 .
- Бутон, Дайан Э. (2004). «Вариации на лимбургскую тему». В ДюБруке, Эдельгард Э.; Гусик, Барбара И. (ред.). Исследования пятнадцатого века . Том. 29. Кэмден Хаус. ISBN 9781571132963 .
- Беркетт, Делберт (2019). Введение в Новый Завет и истоки христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107172784 .
- Эрман, Барт; Плесе, Златко (2011). Апокрифические Евангелия: тексты и переводы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199831289 .
- Эрман, Барт Д. (2003). Утерянные Священные Писания: книги, не вошедшие в Новый Завет . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518250-7 .
- Эллиотт, Джеймс Кейт (2005). Апокрифический Новый Завет: сборник апокрифической христианской литературы в английском переводе . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-826181-0 .
- Гамберо, Луиджи (1999). Мария и отцы церкви: Пресвятая Дева Мария в святоотеческой мысли . Игнатиус Пресс. ISBN 9780898706864 .
- Георгий-Тврткович, Рита (2018). Христиане, мусульмане и Мария: История . Паулист Пресс. ISBN 9781587686764 .
- Хантер, Дэвид Г. (2008). «Брак раннехристианский» . В Бенедетто, Роберт; Дьюк, Джеймс О. (ред.). Новый Вестминстерский словарь церковной истории: ранняя, средневековая и эпоха Реформации . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224165 .
- Хантер, Дэвид Г. (весна 1993 г.). «Гельвидий, Иовиниан и девственность Марии в Риме конца четвертого века» . Журнал ранних христианских исследований . 1 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 47–71. дои : 10.1353/earl.0.0147 . S2CID 170719507 . Проверено 30 августа 2016 г.
- Уртадо, Ларри (2005). Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве . Эрдманс. ISBN 9780802831675 .
- Лозе, Бернхард (1966). Краткая история христианского учения . Крепость Пресс. ISBN 9781451404234 .
- Маундер, Крис (2019). «Мария и евангельские повествования». В Маундере, Крис (ред.). Оксфордский справочник Мэри . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198792550 .
- Никсон, Вирджиния (2004). Мать Марии: Святая Анна в позднесредневековой Европе . Пенн Стейт Пресс. ISBN 0271024666 .
- Робинсон, Нил (1991). Христос в исламе и христианстве . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791405581 .
- Шумейкер, Стивен Дж. (2016). Мария в раннехристианской вере и преданности . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300219531 .
- Сайкер, Джеффри С. (2015). Иисус, грех и совершенство в раннем христианстве . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781316404669 .
- Вуонг, Лили К. (2013). Пол и чистота в Протевангелии Иакова . Мор Зибек. ISBN 9783161523373 .
- Вуонг, Лили К. (2019). Протеевангелий Иакова . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781532656170 .
- Уивер, Ребекка (2008). «Иисус в раннем христианстве». В Бенедетто, Роберт; Дьюк, Джеймс О. (ред.). Новый Вестминстерский словарь церковной истории: ранняя, средневековая и эпоха Реформации . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224165 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-сайт ранних христианских сочинений : Евангелие от Иакова для младенцев
- Детское Евангелие от Иакова (на основе греческого текста Рональда Ф. Хока)
- Детское Евангелие от Иакова (на основе критического греческого текста Эмиля де Страйкера)
- Протевангелий Иакова (на греческом языке)