Ханна (библейский персонаж)
Ханна | |
---|---|
![]() Самуэль, посвященный Ханной в храме Фрэнк У.В. Топхэм | |
Пророчица | |
Почитается в | иудаизм христианство |
Главный храм | Могила Самуила , Израиль. |
Праздник | 9 декабря (Восточная Православная Церковь) |
Атрибуты | Часто изображается как бесплодная женщина, просящая у Бога ребенка. |
Покровительство | Бездетные жены , бесплодные женщины. |
Основные работы | Песня Ханны |
Ханна ( / ˈ h æ n ə / ; [ 1 ] Иврит : חַנָּה Ханна «благосклонность, благодать») — одна из жен Елканы, упомянутая в Первой книге Царств . Согласно еврейской Библии, она была матерью Самуила .
Библейское повествование
[ редактировать ]Рассказ об Анне можно найти в 1 Царств 1:2–2:21 . За исключением первых двух глав 1 Царств, она больше не упоминается в Библии.
В библейском повествовании Анна — одна из двух Елканы жен . Другая, Пенинна , родила Елкане детей, но Анна осталась бездетной . Тем не менее Елкана предпочла Анну. По мнению Лилиан Кляйн, использование этого хиазма подчеркивает положение женщин: Ханна — главная жена, но Пенинне удалось родить детей. Статус Анны как главной жены и ее бесплодие напоминают Сарру и Ревекку в Бытие 17 и Бытие 25 соответственно. Кляйн предполагает, что Елкана взял Пенинну во вторую жену из-за бесплодия Анны. [ 2 ]

Каждый год Елкана приносил жертву в святилище Силом и давал часть Пенинне и ее детям, но Анне он давал двойную долю, «потому что он любил ее, и Господь заключил утробу ее» (1 Царств 1:5, NIV) . ). Однажды Анна подошла к скинии и молилась с великим плачем (1 Царств 1:10), в то время как сидел на Илий Первосвященник стуле возле дверного косяка. В своей молитве она просила у Бога сына и взамен поклялась вернуть сына Богу для служения Богу. Она пообещала, что он останется назореем до конца своей жизни. По мнению Лилиан Кляйн, ценность женщины явно возрастает благодаря ее детородной способности. Повествование берет ее боль и помещает ее в ее личную неудачу, а затем переносит ее в общественный контекст. Отчаянность клятвы Анны указывает на то, что простое рождение ребенка мужского пола укрепит ее в обществе. [ 2 ]
Эли подумал, что она пьяна, и расспросил ее. Когда она объяснилась, он благословил ее и отправил домой. Анна зачала и родила сына и назвала его Самуилом, что буквально означает «Услышанный Богом» . [ 3 ] «так как она просила о нем Господа» (1 Царств 1:20 NAB). Она воспитывала его, пока он не был отнят от груди, и принесла его в храм вместе с жертвой.
Анну также считают пророчицей: в своей песне благодарения ( 1 Царств 2:1–10 ) она вдохновляется «различить на своем личном опыте универсальные законы божественного домостроительства и осознать его значение для всего мира». течение Царства Божия». [ 4 ] Эту песню можно сравнить с Магнификатом , Новом песней благодарения Марии в Завете ( Лк. 1:46–55 ), но библейский комментатор А. Ф. Киркпатрик отмечает, что « Магнификат следует тщательно сравнивать с песней Анны, из которой она состоит». скорее эхо, чем имитация. Сходство заключается больше в мыслях и тонах, чем в реальном языке, и дает самое тонкое и ценное свидетельство соответствия этого гимна обстоятельствам жизни Ханны». [ 4 ]
Илий объявил еще одно благословение Анне, и она зачала еще трех сыновей и двух дочерей, всего шесть. [ 5 ]
В современной библейской критике
[ редактировать ]
Конфликт Ханны с соперницей, ее бесплодие и тоска по сыну — стереотипные мотивы. По мнению Мишель Ошероу, Ханна представляет собой ревностную просительницу и благодарную служительницу божественной славы. Ханна была важной фигурой раннего английского протестантизма , который подчеркивал важность частной молитвы. [ 6 ] Иерусалимский Талмуд рассматривает Анну как образец молитвы. История Ханны — это чтение Хафтара на Рош ха-Шана . [ 7 ]
Самуил или Саул
[ редактировать ]Еврейская форма имени «Саул» — шауль, а история рождения Самуила неоднократно использует родственный глагольный корень ш-'-л в различных формах, в том числе в стихе, в котором Анна объясняет имя своего сына (1:20). . В стихе 28 встречается сама форма шаул («одолжил»), идентичная еврейскому имени Саул. комментаторы предположили, что В результате критически настроенные изначально эта история была о рождении Саула, но имя Саула было заменено на имя «Самуил» позднее. [ 8 ] [ 9 ] В качестве альтернативы Надав Нааман утверждает, что глагольный корень ш-'-л на самом деле связан с именем «Шило», местом, где родился Самуил. [ 10 ] [ 11 ]
клятвы
[ редактировать ]Числа 30:11-13 позволяют мужу аннулировать обет, данный его женой, если он заявит о своем несогласии, когда узнает об этом. Однако, если он ничего не скажет, обет считается действительным. В следующий раз, когда Елкана отправится в Силом, Анна останется дома, чтобы заботиться о своем ребенке, но говорит ему, что представит мальчика Господу, когда он будет отнят от груди. Елкана отвечает: «Делай то, что считаешь лучшим». К тому времени, когда «ребенка отняли от груди» (есть некоторые споры о том, в каком возрасте Самуил был посвящен в Храм), Ханна оправдывает свое обещание, приводя для служения в святилище жизнеспособного ребенка, уже обученного обычаям Господин. Качество жертвы отражало качество веры.
В книге Левит были предусмотрены условия для погашения обетов или залогов деньгами, которые пошли на поддержку священников и святилища. [ 12 ] Так что Ханна могла бы выбрать этот вариант для выполнения своего обета, если бы, поразмыслив спокойно, родив сына, она почувствовала бы себя неспособной с ним расстаться.
В искусстве
[ редактировать ]Уильям Уэйлс создал витраж с изображением Ханны, Сэмюэля и Эли для церкви Святой Марии Богородицы в Эмблсайде, Великобритания. [ 13 ]

В художественной литературе
[ редактировать ]- Смит, Эйлин, Джилл, «Страстная надежда: история Ханны, дочери земли обетованной» (2018)
- Мур, HB, «Ханна: мать пророка» (2022)
- Эциони-Халеви, Ева «Песнь Анны» (2005)
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (1990). Словарь произношения Лонгмана . Харлоу, Англия: Лонгман. п. 324. ИСБН 0-582-05383-8 . Запись «Ханна»
- ^ Jump up to: а б Кляйн, Лилиан, «Ханна: Библия», Архив еврейских женщин , 20 марта 2009 г.
- ↑ Сноска, Новая версия короля Иакова в 1 Царств 1:20.
- ^ Jump up to: а б Киркпатрик, А. Ф., Кембриджская Библия для школ и колледжей на 1 Царств 2 , по состоянию на 17 апреля 2017 г.
- ^ 1 Царств 2:21 : слово «больше» добавлено в « Перевод хороших новостей» и « Новую международную версию для читателей».
- ^ Ошеров, Мишель. Библейские женские голоса в Англии раннего Нового времени , Ashgate Publishing, Ltd., 2009 г. ISBN 9780754666745
- ↑ Моё еврейское образование, Рош ха-Шана Хафтара: 1 Царств 1:1–2:10 , по состоянию на 17 апреля 2017 г.
- ^ Об этимологических ссылках на Саула в 1 Царств 1 см. Brettler, Marc. « Состав 1 Царств 1-2 ». Журнал библейской литературы, том. 116, нет. 4, 1997, с. 602. «Этот полустих [1:28а], который так богат корнем [шаал], может только с большим творческим усилием быть превращен в этимологию Самуила, а не Саула».
- ^ Мэтью Блэк, Комментарий Пика к Библии . Рутледж, 2001 [1920]. ISBN 0-415-26355-7 , с. 319
- ^ Нааман, Надав (2017). «Легенда о рождении Самуила и святилище Силом» . Журнал северо-западных семитских языков . 43 (1): 51–61. hdl : 10520/EJC-87008214d . ISSN 0259-0131 .
- ^ Библиографическую информацию о научных аргументах в пользу того, что 1 Царств 1 изначально касается Самуила, см. в Brettler, Marc. « Состав 1 Царств 1-2 ». Журнал библейской литературы, том. 116, нет. 4, 1997, с. 602.
- ^ Тора, Женский комментарий , URJ Press и Женщины реформистского иудаизма, 2008. стр. 773-774.
- ^ «Мать в Израиле», Библиотека Жана и Александра Хердов, Университет Вандербильта.