Ребекка
Ребекка | |
---|---|
רִבְקָהРебекка | |
Умер | неизвестный |
Супруг | Исаак |
Дети | Исав (есть) Джейкоб (сын) |
Родитель |
|
Родственники | Лаван (брат) Нахор II (дедушка) Милка (бабушка) Авраам (дедушка/тесть) Сара (дедушка/свекровь) Харан (дедушка/прадед) Лот (дядя) Иска (тетя) |
Ребекка [а] ( / r ɪ ˈ b e k ə / ) появляется в еврейской Библии жена Исаака и мать Иакова и Исава. как Согласно библейской традиции, отцом Ревекки был Вафуил Арамеянин из Паддан-Арама также называемого Арам-Нахараимом. , [3] Братом Ревекки был Лаван Арамеянин, и она была внучкой Милки и Нахора , брата Авраама . [4] Ребекка и Исаак были одной из четырех пар, которые, как полагают некоторые, похоронены в Пещере Патриархов , а остальные три — это Адам и Ева , Авраам и Сара , Иаков и Лия . [5] Большинство ученых считают историчность Ребекки сомнительной. [6]
Ранняя жизнь [ править ]
После связывания Исаака Сара умерла. Позаботившись о ее погребении, Авраам занялся поисками жены для своего сына Исаака, которому было уже 37 лет. Он приказал своему слуге (которого комментаторы Торы идентифицируют как Элиезера из Дамаска ) [7] , отправиться в Арам Нахараим , место своего рождения , чтобы выбрать невесту из своей семьи. вместо того, чтобы обручить Исаака с местной ханаанской девушкой Авраам послал дорогие украшения, одежду и лакомства в качестве подарков невесте и ее семье. Если бы девушка отказалась следовать за ним, Авраам заявил, что Элиэзер будет освобожден от ответственности.
Слуга придумал испытание, чтобы найти для Исаака подходящую жену. Стоя у центрального колодца на месте рождения Авраама со своими людьми и десятью верблюдами, нагруженными добром, он молился Богу:
И пусть будет, что девица, которой я скажу: оставь свой кувшин, прошу тебя, чтобы я мог пить; и скажет: пей, и верблюдов твоих я напою; пусть будет то, что ты назначил рабу твоему Исааку; и тем самым я узнаю, что ты оказал милость моему господину.
- - Бытие 24:14
К его удивлению, тут же вышла молодая девушка и предложила набрать для него воды, а также воды, чтобы наполнить корыта для всех его верблюдов. Ревекка продолжала черпать воду, пока все верблюды не насытились, доказывая свою добрую и щедрую натуру и свою пригодность для входа в дом Авраама.
Слуга тут же дал ей золотое кольцо в носу и два золотых браслета ( Бытие 24:22 , Бытие 24:47 ), которые Ревекка поспешила показать матери. Увидев украшения, брат Ревекки Лаван выбежал поприветствовать гостя и провести его внутрь. Слуга в мельчайших подробностях рассказал клятву, которую он дал Аврааму, и все подробности своего путешествия и встречи с Ревеккой, после чего ее брат Лаван и ее отец Вафуил согласились, что она может вернуться с ним. Однако после того, как вечеринка была организована на ночь, семья попыталась удержать Ребекку подольше. Слуга настоял, чтобы они спросили девушку саму, и она согласилась немедленно пойти. Ее семья отправила ее вместе с кормилицей Деборой (по словам Раши ) и благословила ее: «Сестра наша, пусть ты станешь тысячами мириад, и пусть твое потомство унаследует врата своих врагов».
Когда Ребекка и ее свита приближались к дому Авраама, они издалека заметили Исаака на полях Беэр-Лахай-Рой . Талмуд [8] и Мидраш поясняет, что Исаак молился, когда установил Минху , послеполуденную молитву. Увидев такого духовно возвышенного человека, Ревекка тут же слезла со своего верблюда и спросила сопровождавшего его слугу, кто он. Когда она услышала, что это ее будущий муж, она скромно прикрылась чадрой. Исаак привел ее в шатер своей покойной матери Сарры, женился на ней и полюбил ее.
По словам Раши, три чуда , которые характеризовали шатер Сары при ее жизни и исчезли с ее смертью, вновь появились, когда Ребекка вошла в шатер. Это были: Светильник горел в ее шатре от кануна Субботы было благословение до кануна Шабата, в ее тесте , и над ее шатром висело облако (символизирующее Божественное Присутствие ).
Свадебные аллюзии [ править ]
Некоторые события, приведшие к свадьбе Исаака и Ревекки, были закреплены в традиционной еврейской свадебной церемонии . Прежде чем жених и невеста встают под хупу , они принимают участие в особой церемонии, называемой бадекен (покрытие). Жениха подводят к невесте двое сопровождающих и, увидев ее, закрывают ее лицо вуалью, подобно тому, как закрывала лицо Ревекка перед выходом замуж за Исаака. Затем жених (или отец невесты , или исполняющий обязанности раввин ) произносит над невестой то же самое благословение, которое читала над ней семья Ребекки: «Сестра наша, пусть тебя будет тысячи мириад, и пусть твое потомство унаследует врата». своих врагов». [9]
Брак и материнство [ править ]
Согласно традиционному подсчету, приведенному Раши , Исааку было 37 лет во время Связывания Исаака . Причиной такого возраста является то, что Сарра, которая родила Исаака, когда ей было 90 лет, умерла после связывания, когда ей было 127 лет, в результате чего Исааку в то время было около 37 лет. Исааку было 40 лет, когда он женился на Ребекке. [10] По словам Раши, Ребекке было 14 лет, когда она вышла замуж за Исаака. [11] [12] [13] Прошло двадцать лет, прежде чем у них появились дети; все это время и Исаак, и Ревекка горячо молились Богу о потомстве. В конце концов Бог ответил на молитвы Исаака, и Ревекка зачала. [14]
Ребекка чувствовала себя крайне некомфортно во время беременности и пошла спросить Бога, почему она так страдает. Согласно Мидрашу, всякий раз, когда она проходила мимо дома изучения Торы, Иакову было трудно выйти; дома всякий раз, когда она проходила мимо идолопоклоннического , Исав призывал выйти. [15] что она вынашивает одного ребенка, проявляющего противоречивые наклонности, Ребекка искала просветления в ешиве Сима Думая , и Эвера . Там она получила пророчество о том, что близнецы ругались в ее утробе и будут сражаться всю жизнь. [16] В пророчестве также говорилось, что старший будет служить младшему; его заявление «Один народ будет сильнее другого» было истолковано как означающее, что две нации никогда не получат власть одновременно; когда один упадет, другой поднимется, и наоборот. [17] По традиции, Ребекка не поделилась пророчеством со своим мужем.
Когда пришло время Ребекке рожать, первый ребенок появился на свет весь красный и волосатый, а его пятка была схвачена рукой второго, вышедшего на свет. Зрители назвали первого עשו, Исав («Эсав» или «Исав», что означает «грубый», «чувственный», «обработанный», от иврита : עשה , ' асах , «делать» или «делать»; [18] или «полностью развитый», от иврита : עשוי , ' assui , поскольку у Исава было столько же волос, сколько у ребенка, который был намного старше) [19] Второго звали יעקב, Иаков (Яакоб или Яаков, что означает «ловец пят», «вытесняющий», «тянущий ноги», «тот, кто следует по пятам одного», от иврита : עקב , ' акаб или акав : , «хватать за пяту», «обходить», «ограничивать», игра слов на иврите עקבה , « иккеба » или « иккба , «пятка»). [20] В Библии говорится, что Исааку было шестьдесят лет, когда родились близнецы. [21]
В Мидраше говорится, что, будучи мальчиками, люди не замечали между собой большой разницы. Когда им исполнилось 13 лет, Иаков занимался домом учения , а Исав занимался идолопоклонством. [22] Описания двух юношей намекают на их противоположные духовные природы: «Отроки выросли, и Исав стал человеком, знающим охоту, человеком поля; а Иаков был человеком здоровым, живущим в шатрах». [23] Описание Исава как «охотника» намекает на его умение ловить отца ртом; например, он спрашивал Исаака, следует ли брать десятину с соли и соломы, заставляя отца думать, что он скрупулезно соблюдает мицвы . [24] В Священном Писании отмечается, что отношение их родителей к мальчикам было разным: «Исаак любил Исава, потому что он ел охоту, а Ревекка любила Иакова». [25]
Согласно Талмуду , сразу после смерти Авраама Яаков приготовил чечевичную похлебку в качестве традиционной траурной трапезы по своему отцу Исааку. [26] В еврейской Библии говорится, что Исав, вернувшись с поля голодный, попросил Иакова дать ему немного похлебки. (Исав называл это блюдо «этим красным, красным веществом», отсюда и возникло его прозвище на иврите : אדום (« Эдом» , что означает «красный»)). Иаков предложил дать Исаву миску похлебки в обмен на его первородство (право быть признанным первенцем), и Исав согласился. Талмудическая датировка указывает на то, что обоим мужчинам в то время было по 15 лет. [27]
Позднее в земле Израиля случился голод , и Исаак по повелению Бога переселил свою семью в Герар , которым правил Авимелех , царь филистимлян . Подобно Аврааму до него, который называл Сару своей «сестрой», а не «женой», чтобы египтяне не убили его и не забрали его жену, Исаак сказал народу Герара, что Ревекка была его сестрой. К ней не приставали, но однажды Авимелех заглянул в окно и увидел, как Исаак «играет» (эвфемизм, обозначающий сексуальную игру). [28] с ней. Авимелех обвинил Исаака в его лжи, а затем предупредил других, чтобы они не прикасались к Ревекке. В конце концов Исаак мирно расстался с Авимелехом.
В возрасте 40 лет (в том же возрасте, когда женился его отец), Исав взял в жены двух хеттянок : Юдифь, дочь Беери, и Васемафу, дочь Елона, что бесконечно досаждало Исааку и Ревекке, поскольку эти женщины были также идолопоклонники. Одной из причин, по которой Исаак ослеп в старости, был дым фимиама, который эти женщины приносили своим идолам. [29]
Обман Исаака [ править ]
Исаак в старости ослеп и решил даровать Исаву благословение первенца. Согласно Мидрашу, Исааку исполнилось 132 года, что на пять лет старше его матери Сарры, которая умерла. Согласно Бытию, Исааку исполнилось 137 лет. В это время мудрецы заявляют, что следует начать думать, что он не может превысить возраст того из родителей, кто умер первым. [30] Поэтому Исаак послал Исава в поле, чтобы поймать и приготовить для него кусок дичи, чтобы он мог съесть его и благословить Исава перед смертью.
Ребекка подслушала этот разговор и поняла, что благословение Исаака должно достаться Иакову, поскольку еще до рождения близнецов ей было сказано, что старший сын будет служить младшему. [30] Поэтому она приказала Иакову привести ей двух козлов из стада, которых она приготовила так, как любил Исаак, и заставила его привести их к своему отцу вместо Исава.
Когда Иаков возразил, что его отец распознает обман и проклянет его, как только почувствует его, поскольку Исав был волосатый, а Иаков гладкокожий, Ревекка заявила, что вместо этого проклятие падет на нее. Прежде чем отправить Иакова к отцу, она одела его в одежду Исава и положила ему на руки и шею козлиные шкуры, чтобы имитировать волосатую кожу.
Переодевшись, Иаков вошел в комнату своего отца. Удивленный, увидев, что Исав вернулся так скоро, Исаак спросил, как могло случиться, что охота прошла так быстро. Иаков ответил: «Потому что Господь , Бог твой, устроил это для меня»; Раши (в Бытие 52:46 ) говорит, что подозрения Исаака возникли из-за того, что Исав никогда не использовал личное имя Бога. Исаак потребовал, чтобы Иаков приблизился, чтобы он мог его почувствовать, но козлиные шкуры напоминали волосатую кожу Исава. Смущенный Исаак воскликнул: «Голос — это голос Иакова, а руки — это руки Исава!» (27:22). Все еще пытаясь докопаться до истины, Исаак прямо спросил его: «Ты действительно мой сын Исав?» и Иаков ответил просто: «Я» (что можно понимать как «Я есть я», а не «Я есть Исав»). Исаак ел пищу и пил вино, которое дал ему Иаков, а затем благословил его росой небесной, туком земли и правлением над многими народами, а также своим собственным братом.
Едва Иаков вышел из комнаты, как Исав вернулся с охоты, чтобы получить благословение. Осознание того, что он был обманут, шокирует Исаака, однако он признал, что Иаков получил благословения по клятве, добавив: «Воистину, он будет [или останется] благословенным!» (52:8). Раши объясняет, что Исаак почувствовал божественный аромат Ган Идена (Рая), когда Джейкоб вошел в его комнату. Напротив, Исаак увидел, как под Исавом открылась геенна , когда тот вошел в комнату, показывая Исааку, что он все время был обманут проявлением благочестия Исава. [31]
Исав был убит горем обманом и просил собственного благословения. Сделав Иакова правителем своих братьев, Исаак мог только пообещать: «Мечом твоим будешь жить и будешь служить брату твоему; но будет, когда ты обретешь власть, сбросишь с себя иго его шею твою» (Быт. 27:40).
Исав был полон ненависти к Иакову за то, что тот отнял у него и право первородства, и благословение. Он поклялся себе убить Иакова, как только умрет Исаак. И здесь Ревекка пророчески восприняла его убийственные намерения и приказала Иакову отправиться в дом ее брата Лавана в Харране, пока гнев Исава не утих. Затем она убедила Исаака отослать Иакова, сказав ему, что она отчаялась, что он женится на местной девушке из идолопоклоннических семей Ханаана (как это сделал Исав). После того, как Исаак отослал Иакова (чтобы найти жену), Исав понял, что его собственные ханаанские жены были злыми в глазах его отца. Поэтому Исав взял Махалафу , дочь сводного брата Исаака Измаила , в качестве еще одной жены.
Смерть и погребение [ править ]
Иаков прожил с Лаваном двадцать лет (Быт. 31:41), женившись на двух дочерях Лавана и двух служанках. Он вернулся в Ханаан со своей большой семьей, слугами и имуществом. При этом Дебора (кормилица Ревекки) умерла и была похоронена в месте, которое Иаков называет Алон Вахут (אלון בכות), «Дерево плача» (Быт. 35:8). Согласно Мидрашу, [32] форма множественного числа слова «плач» указывает на двойное горе, подразумевая, что Ребекка также умерла в это время.
Ревекка была похоронена в пещере Махпела близ Мамре, в земле Ханаанской (Быт. 49:31).
Согласно Талмуду, точная датировка жизни Измаила в Торе помогает датировать различные события в жизни Иакова и, как следствие, возраст Ребекки на момент ее смерти. Измаил родился, когда Аврааму было 86 лет (Быт. 16:16), и умер в возрасте 137 лет (Быт. 25:17). Исаак родился, когда Аврааму было 100 лет (Быт. 21:5); в то время Измаилу было 14 лет. Иаков и Исав родились, когда Исааку было 60 лет (Быт. 25:26); в то время Измаилу было 74 года. Сразу после того, как Иаков получил благословение и убежал к Лавану, Тора утверждает, что Исав женился на «Махалат, дочери Измаила, сына Авраама, сестры Навайота » (Быт. 28:9), на котором Раши, цитируя Мегилу 17а, отмечает, что Измаил умер между помолвкой и свадьбой, поэтому брат девушки выдал ее. Если Измаилу на момент смерти было 137 лет, это означает, что Иакову и Исаву на момент благословения было 63 года. Талмуд добавляет, что Иаков провел 14 лет в ешиве Сима прежде и Евера, чем отправиться к Лавану, прибыв туда, когда ему было 77 лет. Смерть Ребекки после 20 лет Иакова с Лаваном указывает на то, что Иакову было 97 лет, когда умерла его мать, а Ребекке было либо 120, либо 134 года. (на основе различных мидрашей, упомянутых ранее о ее возрасте вступления в брак).
Галерея [ править ]
- Ребекка и Элиэзер (17 век) автора Бартоломе Эстебан Мурильо
- Ребекка Джузеппе Молтени
- Ребекка у колодца, Джованни Антонио Пеллегрини
См. также [ править ]
Пояснительные примечания [ править ]
- ^ Также пишется Ребекка ; Иврит : רִבְקָה , современный : Ривка , Тиберийский : Рикка ISO 259-3 Рибка , греческий : Ῥεβέκκα , Ребекка ; Сирийский : Рапка ��������������������, , ) от еврейского рибке (букв. «соединение»), от семитского корня r-bq «связывать, соединять или соединять», [1] «обезопасить» или «заманить в ловушку») [2]
Ссылки [ править ]
- ^ «Ребекка» . Интернет-словарь этимологии . 2010 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ «Значение и этимология имени Ребекка (Ревекка)» . Публикации Абарима . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Хамори, Эстер Дж. (2015). Женское гадание в библейской литературе: пророчества, некромантия и другие искусства познания . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-17891-3 .
- ^ Тачман, Шера Аранофф; Рапопорт, Сандра Э. (2004). Страсти матриархов . Издательский дом КТАВ, Inc. ISBN 978-0-88125-847-9 .
- ^ «Пещера Патриархов» . Хабад.орг . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ Фревель, Кристиан (2023). История Древнего Израиля . СБЛ Пресс. п. 38. ISBN 978-1-62837-512-1 .
Короче говоря, нельзя доказать или исключить существование исторических личностей по имени Авраам, Сара, Измаил, Исаак, Ревекка, Иаков, Рахиль, Лия и так далее.
- ^ Шерман, раввин Носсон (1993). Чумаш . Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, стр. 109–21.
- ^ Берахот 26б.
- ^ «Объяснение еврейской свадебной церемонии» . nyc.rr.com. Архивировано из оригинала 12 февраля 2004 года.
- ^ Бытие 25:20.
- ^ «Раши о Бытии 25:20:1» . www.sefaria.org . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Чизкуни, Бытие 25:20:1» . www.sefaria.org . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Сэм Шамун опровергает распространенное утверждение мусульман | Было ли Ревекке три года, когда она вышла замуж за Исаака? . 30 ноября 2023 г. Проверено 23 июня 2024 г. - через YouTube.
- ^ «Иаков и Исав» . Хабад.орг . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ Бытие Раба 63:6.
- ^ Розенцвейг, раввин Йосил (29 ноября 1997 г.). «Восхвалите себя: Паршат Толдот» . Объединенная еврейская община полуострова Вирджиния . Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года . Проверено 30 декабря 2010 г.
- ^ Раши о Бытии 25:23.
- ^ Согласие Стронга 6215, 6213.
- ^ Раши о Бытии 50:50.
- ^ Согласие Стронга 3290, 6117.
- ^ Бытие 25:26.
- ^ Бытие Раба 63:10.
- ^ Бытие 25:27.
- ^ Бытие Раба 63:15.
- ^ Бытие 25:28.
- ^ Бава Батра 16б.
- ^ Это понятно из простого смысла стихов. Аврааму было сто лет, когда родился Исаак (Бытие 46:5). Исааку было шестьдесят лет, когда родились близнецы (Бытие 25:26). Авраам умер в возрасте 175 лет (Бытие 25:7), в результате чего Иакову и Исаву на момент смерти Авраама было пятнадцать лет.
- ^ Бытие Раба 64:5.
- ↑ Раши о Бытии 52:1, со ссылкой на Танхума 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шерман, раввин Носсон (1993). Чумаш . Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, стр. 135.
- ^ Пиркей д'Рав Кахана , цитируется по Шерману, стр. 139.
- ^ Бытие Раба 81:5.