Шаббат
Галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Тора : | Исход 20:7–10 , Второзаконие 5:12–14 и многие другие. [1] |
Мишна : | Шаббат , Эрувин |
Вавилонский Талмуд : | Шаббат , Эрувин |
Иерусалимский Талмуд : | Шаббат , Эрувин |
Мишне Тора : | Сефер Зманим , Шаббат 1–30; Эрувин 1–8 |
Шулхан Арух : | Орах Хаим , Шаббат 244–344; Эрувин 345–395; Техумин 396–416 |
Другие раввинские кодексы : | Кицур Шулхан Арух гл. 72–96 |
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Шаббат ( Великобритания : / ʃ ə ˈ b æ t / , США : / ʃ ə ˈ b ɑː t / или / ʃ ə ˈ b ʌ t / ; Иврит : שַׁבָּת , латинизированный : Шабба , [ʃa'bat] , букв. ' покой' или 'прекращение ' ) или Суббота ( / ˈ s æ b ə θ / ), также называемая Шаббат ( Великобритания : / ˈ ʃ æ b ə s / , США : / ˈ ʃ ɑː b ə s / ) ашкенази — иудаизме день отдыха в в седьмой день недели , то есть в субботу . В этот день религиозные евреи вспоминают библейские истории, описывающие сотворение неба и земли за шесть дней , искупление из рабства и исход из Египта, и с нетерпением ждут будущей мессианской эпохи . Поскольку еврейский религиозный календарь отсчитывает дни от заката до заката, Шаббат начинается вечером пятницы календарю гражданскому по .
Соблюдение Шаббата предполагает воздержание от трудовой деятельности , часто с большой строгостью , и участие в спокойных мероприятиях в честь этого дня. Традиционная позиция иудаизма заключается в том, что непрерывный седьмой день Шаббат зародился среди еврейского народа как его первый и самый священный институт. Вариации на тему Шабата широко распространены в иудаизме, а также, с некоторыми адаптациями, во всех авраамических и многих других религиях .
Согласно галахе (еврейскому религиозному закону), Шаббат соблюдается за несколько минут до захода солнца в пятницу вечером до появления трех звезд на небе в субботу вечером или через час после захода солнца. [2] Шаббат начинается с зажигания свечей и произнесения благословений над вином и хлебом. Традиционно едят три праздничных трапезы : первая проводится в пятницу вечером, вторая традиционно является обедом в субботу, а третья проводится позже в субботу днем. Ужин и полдник обычно начинаются с благословения, называемого кидуш ( освящение ), произнесенного за чашкой вина.
При третьем приеме пищи кидуш не совершается, но хамоци читается благословение хала и съедается (плетеный хлеб). Во многих общинах эту еду часто едят в период после чтения послеобеденной молитвы ( Минха ) и незадолго до официального завершения Шаббата ритуалом Авдала .
Шаббат — это праздничный день, когда евреи пользуются свободой от обычных трудов повседневной жизни. Он дает возможность поразмышлять о духовных аспектах жизни и провести время с семьей. Окончание Шаббата традиционно отмечается ритуалом под названием Авдала, во время которого произносятся благословения над вином (или виноградным соком), ароматными специями и светом, отделяющим Шаббат от остальной части недели. [3]
Этимология [ править ]
Слово Шаббат происходит от еврейского корня ש־ב־ת . Хотя его часто переводят как «отдых» (существительное или глагол), другой точный перевод — «прекращение [от работы]». [4] Также рассматривается понятие активного прекращения трудовой деятельности. [ кем? ] как более согласующееся с деятельностью всемогущего Бога в седьмой день творения согласно Бытию .
Происхождение [ править ]
Вавилон [ править ]
Родственный вавилонский Сапатту м или Сабатту м реконструирован на основе утерянного пятого отчета о сотворении Энума Элиш , который читается как: « [Саббату] Тогда ты встретишь в середине [месяца]». Оно считается формой шумерского слова са-бат («середина отдыха»), переведенного на аккадском языке как ум нух либби («день среднего отдыха»). [5]
Связь с соблюдением субботы была предложена в обозначении седьмого, четырнадцатого, девятнадцатого, двадцать первого и двадцать восьмого дней лунного месяца в ассирийском религиозном календаре как «святой день», также называемый «злыми днями» (что означает «непригодный» для запрещенной деятельности). Запреты в эти дни, с интервалом в семь дней (кроме девятнадцатого), включают воздержание от езды на колесницах и отказ от употребления мяса королем. В эти дни чиновникам запрещалось заниматься различными видами деятельности, а простым людям запрещалось «загадывать желания», и по крайней мере 28-е число было известно как «день отдыха». [6] [7]
Универсальная еврейская энциклопедия выдвинула теорию ассириологов, таких как Фридрих Делич. [8] (и Марчелло Кравери ) [9] что Шаббат изначально возник из лунного цикла вавилонского календаря. [10] [11] включающий четыре недели, оканчивающиеся субботой, плюс один или два дополнительных неучтенных дня в месяц. [12] Трудности этой теории включают в себя согласование различий между непрерывной неделей и лунной неделей, а также объяснение отсутствия текстов, называющих лунную неделю субботой на каком-либо языке. [13]
Египет [ править ]
Суббота седьмого дня возникла не у египтян , которым она была неизвестна; [14] и другие теории происхождения, основанные на дне Сатурна или на планетах в целом, также были отвергнуты. [13]
Библия Еврейская
Шабату придается особый статус как святому дню в самом начале Торы в Бытие 2:1-3. [15] Впервые это повелено после Исхода из Египта, в Исходе 16:26. [16] (относительно прекращения манны ) и в Исходе 16:29 [17] (относительно расстояния, которое можно пройти пешком в субботу), как и в Исходе 20: 8-11. [18] (как одна из Десяти Заповедей ). Суббота повелевается и восхваляется еще много раз в Торе и Танахе ; больше обычного количества животных . вдвое В этот день должно быть принесено в жертву [19] Суббота также описана пророками Исаией , Иеремией , Иезекиилем , Осией , Амосом и Неемией .
Давняя еврейская позиция заключается в том, что непрерывный Шаббат седьмого дня зародился среди еврейского народа как его первый и самый священный институт. [8] Происхождение Шаббата и семидневной недели ученым неясно; Традиция Моисея утверждает, что она берет свое начало из повествования о сотворении мира из Книги Бытия. [20] [21]
Первое небиблейское упоминание о субботе находится в остраконе , найденном при раскопках в Месад Ха-Шавьягу и датируемом примерно 630 годом до нашей эры. [22]
еврейского Статус дня святого
Танах и Сидур описывают Шаббат как преследующий три цели: [ нужна ссылка ]
- В ознаменование сотворения Богом вселенной, на седьмой день которого Бог отдыхал (или прекратил) свою работу;
- В память об Исходе израильтян и их освобождении из рабства в Древнем Египте ;
- Как «вкус» Олам Хаба ( Мессианский век ).
Иудаизм придает Шабату статус радостного святого дня. Во многих отношениях еврейский закон придает Шабату статус самого важного святого дня в еврейском календаре : [23]
- Это первый святой день, упомянутый в Библии, и Бог первым соблюдал его после прекращения творения (Бытие 2:1–3).
- Еврейская литургия рассматривает Шаббат как «невесту» и «царицу» (см. Шхину ); некоторые источники описали его как «короля». [24]
- Сефер Тора читается во время чтения Торы , которое является частью утренней субботней службы, причем чтение длится дольше, чем в течение недели. Тора читается в течение годового цикла из 54 парашиотов , по одному на каждую субботу (иногда их удваивают). В Шаббат чтение разделено на семь разделов, больше, чем в любой другой святой день, включая Йом Кипур . Затем Хафтары из еврейских пророков. читается чтение
- Традиция гласит, что еврейский Мессия придет, если каждый еврей будет должным образом соблюдать два субботы подряд. [25]
- Наказание в древности за осквернение Шаббата ( побивание камнями ) — самое суровое наказание в еврейском законе. [26] Кроме того, божественное наказание за осквернение Шабата — карет ( духовное отлучение) — самое суровое из божественных наказаний в иудаизме. [27]
- В субботу в храм в Иерусалиме приносили в жертву двух ягнят. [28]
Ритуалы [ править ]
Приветствие Шаббата [ править ]
Почитание Шаббата ( кавод Шаббат ) в День подготовки (пятница) включает в себя купание, стрижку, уборку и украшение дома (например, цветами).Дни в еврейском календаре начинаются с наступлением темноты, поэтому многие еврейские праздники начинаются в это время . [29] По еврейскому закону Шаббат начинается за несколько минут до захода солнца. В это время зажигаются свечи. Во многих общинах принято зажигать свечи за 18 минут до захода солнца ( тосефет Шаббат , хотя иногда и за 36 минут), и большинство печатных еврейских календарей придерживаются этого обычая.
Служба Каббалат Шаббат — это молебен, приветствующий наступление Шаббата. Перед ужином в пятницу вечером принято петь две песни, одна из которых «приветствует» двух субботних ангелов в доме. [30] ( « Шалом Алейхем » - «Мир вам»), а другой восхваляет хозяйку дома за всю работу, которую она проделала за прошедшую неделю ( « Эшет Хаил » - «Доблестные женщины»). [31] После освящения вина и халы подается праздничная трапеза. Пение является традиционным во время субботней трапезы. [32] В наше время многие композиторы написали духовную музыку для использования во время соблюдения Каббалат Шаббат, в том числе Роберт Страсбург. [33] и Сэмюэл Адлер . [34]
Согласно раввинской литературе , Бог через Тору повелевает евреям соблюдать (воздерживаться от запрещенных действий) и помнить (словами, мыслями и действиями) Шабат, и эти два действия символизируются обычными двумя субботними свечами . Свечи обычно зажигает хозяйка дома (или мужчина, который живет один). Некоторые семьи зажигают больше свечей, иногда в зависимости от количества детей. [35]
Другие ритуалы [ править ]
Шаббат – это день празднования и молитвы . Принято есть три праздничных приема пищи: ужин в канун Шаббата (вечер пятницы), обед в день Шаббат (суббота) и третий прием пищи ( сеуда шлишит) . [36] ) ближе к вечеру (суббота). В Шабат также принято носить красивую одежду (отличную от будней), чтобы почтить этот день.
Многие евреи посещают службы в синагоге в субботу, даже если они не делают этого в течение недели. Службы проводятся в канун Шаббата (вечер пятницы), утром в субботу (утро субботы) и ближе к вечеру субботы (вечер субботы).
За исключением Йом Кипура , дни общественного поста переносят или переносят, если они совпадают с Шабатом. Скорбящие, сидящие на шиве (неделе траура после смерти супруга или родственника первой степени родства), внешне ведут себя нормально в течение дня, и им запрещено проявлять публичные знаки траура.
Хотя большинство законов о Шабате носят ограничительный характер, четвертая из Десяти заповедей Исхода рассматривается Талмудом и Маймонидом как ссылка на положительные заповеди Шаббата. К ним относятся:
- Почитание Шаббата ( кавод Шаббат ): в Шаббат носить праздничную одежду и воздерживаться от неприятных разговоров. В Шаббат принято избегать разговоров о деньгах, деловых вопросах или светских вещах, которые можно обсуждать в течение недели. [37] [38]
- Чтение кидуша за чашкой вина в начале субботней трапезы или на приеме после завершения утренней молитвы (см. список еврейских молитв и благословений ).
- Трехразовое праздничное питание. Трапеза начинается с благословения двух буханок хлеба ( лехем мишне , «двойной хлеб»), обычно из плетеной халы, которая символизирует двойную порцию манны , выпадавшую еврейскому народу в день перед субботой в течение 40 лет его пребывания в пустыня после Исхода из Древнего Египта. На вечерний и утренний прием субботы принято подавать мясо или рыбу, а иногда и то и другое. Сеуда Шлишит (буквально «третий прием пищи»), обычно легкая еда, которая может быть пареве или молочным продуктом , едят поздно вечером в Шаббат.
- Наслаждение Шабатом ( онег Шаббат ): участие в приятных занятиях, таких как еда, пение, сон, времяпрепровождение с семьей и супружеские отношения. Иногда его называют «Шаббат».
- Чтение авдалы .
Окончание Шаббата [ править ]
Авдала (ивр. הַבְדָּלָה, «разделение») — еврейская религиозная церемония, отмечающая символическое окончание Шаббата и знаменующая начало новой недели. По завершении Шаббата, с наступлением темноты, после появления на небе трех звезд, благословения авдалы произносятся над чашей вина, с использованием ароматных специй и свечи, обычно плетеной. Некоторые общины откладывают авдалу на более позднюю ночь, чтобы продлить Шаббат. Существуют разные обычаи относительно того, сколько времени следует ждать после появления звезд до формального окончания субботы. Некоторые люди удерживают на 72 минуты позже, а другие удерживают дольше или короче.
Запрещенные действия [ править ]
Еврейский закон (галаха) запрещает совершать любую форму мелахи (מְלָאכָה, множественное число мелахот ) в субботу, за исключением случаев, когда острая человеческая или медицинская необходимость опасна для жизни. Хотя мелаха обычно переводится как «работа» на английском языке , лучшим определением является «преднамеренная деятельность» или «навыки и мастерство». Существует 39 категорий мелахи : [39]
- вспашка земли
- посев
- жатва
- связующие шкивы
- молотьба
- веяние
- выбор
- шлифование
- просеивание
- разминание
- выпечка
- стрижка шерсти
- стирка шерсти
- избиение шерсти
- крашение шерсти
- прядение
- ткачество
- делаем две петли
- переплетение двух нитей
- разделение двух потоков
- связывание
- развязывание
- швейные стежки
- рвущий
- ловушка
- забой
- сдирание кожи
- загар
- царапая шкуру
- маркировка скрыть
- резка шкуры по форме
- написание двух и более букв
- стирание двух и более букв
- здание
- снос
- тушение пожара
- разжигание огня
- нанесение завершающего штриха на объект и
- транспортировка объекта (между частными и общественными владениями или на расстояние более 4 локтей в пределах общественного достояния)
39 мелакхот — это не столько действия, сколько «категории деятельности». Например, хотя «веяние» обычно относится исключительно к отделению плевел от зерна , а «отбор» относится исключительно к отделению мусора от зерна, в талмудическом смысле они относятся к любому разделению смешанных материалов, которое делает съедобным то, что было несъедобно. Таким образом, фильтрация непригодной для питья воды, чтобы сделать ее пригодной для питья, подпадает под эту категорию, как и сбор мелких костей рыбы ( фаршированная рыба является одним из решений этой проблемы).
Категории работ, запрещенных в Шаббат, экзегетически выведены – на основании библейских отрывков, противопоставляющих соблюдение Шаббата ( Исход 35:1–3 ) со строительством скинии ( Исход 35:4 и т. д. ) – что это виды работы, которые были необходимы на строительство скинии . Они не перечислены явно в Торе; Мишна отмечает, что «законы Шабата... подобны горам, висящим на волоске, ибо в них мало Писания, но много законов». [40] Многие ученые-раввины отмечали, что эти труды имеют общую деятельность, которая является «творческой» или осуществляет контроль или господство над окружающей средой . [41]
Помимо 39 мелахота , раввины по разным причинам запрещали и другие виды деятельности.
Термин шомер Шаббат используется для обозначения человека (или организации), который последовательно соблюдает законы Шаббата. (Строгое) соблюдение субботы часто рассматривается как критерий ортодоксии и действительно имеет юридическое значение для того, как ортодоксальный религиозный суд рассматривает еврея в отношении его принадлежности к иудаизму. [42]
Конкретные приложения [ править ]
Электричество [ править ]
Ортодоксальные и некоторые консервативные авторитеты постановляют, что включение и выключение электрических устройств запрещено в качестве мелахи ; однако власти не пришли к единому мнению относительно того, какой именно из них. Одна точка зрения состоит в том, что при замыкании цепи в выключателе возникают крошечные искры, и это равносильно возгоранию (категория 37). Если прибор предназначен для освещения или обогрева (например, лампа накаливания или электрическая духовка), то осветительные или нагревательные элементы можно рассматривать как тип огня, подпадающий как под разжигание огня (категория 37), так и под приготовление пищи (т. е. выпечка, категория 11). Выключение света равносильно тушению пожара (категория 36). Другая точка зрения состоит в том, что завершение электрической цепи представляет собой строительство (категория 35), а отключение цепи будет означать снос (категория 34). Некоторые школы мысли считают, что использование электричества запрещено только по предписанию раввинов , а не по мелахе .
Распространенное решение проблемы с электричеством включает в себя предварительно установленные таймеры ( шаббатные часы ) для электроприборов, позволяющие включать и выключать их автоматически, без вмешательства человека в сам Шаббат. Некоторые консервативные авторитеты [44] [45] [46] вообще отвергнуть аргументы в пользу запрета использования электричества. Некоторые православные также нанимают « шаббатного гоя », нееврея, для выполнения запрещенных задач (например, включения выключателей света) в субботу.
Автомобили [ править ]
Православные и многие консервативные власти полностью запрещают использование автомобилей в Шаббат как нарушение нескольких категорий, включая разжигание огня, тушение пожара и перемещение между владениями (категория 39). Однако Комитет консервативного движения по еврейскому праву и стандартам разрешает ездить в синагогу в субботу в качестве чрезвычайной меры на том основании, что, если евреи потеряют контакт с синагогальной жизнью, они потеряются для еврейского народа.
Разрешенный Галахой режим Шаббата , добавленный к механическому скутеру, может использоваться при соблюдении Шаббата для людей с ограничениями при ходьбе, часто называемый субботним скутером. Он предназначен только для людей, чья ограниченная мобильность постоянно зависит от скутера или автомобиля в течение недели.
Модификации [ править ]
Казалось бы, «запрещенные» действия могут совершаться путем модификации технологии таким образом, чтобы ни один закон на самом деле не нарушался. В режиме «Шаббат » « субботний лифт » автоматически останавливается на каждом этаже, позволяя людям входить и выходить без необходимости нажимать какие-либо кнопки, которые обычно необходимы для работы. ( Динамическое торможение также отключено, если оно обычно используется, т. е. перенаправляет энергию, собранную при движении вниз, и, следовательно, потенциальную гравитационную энергию пассажиров, в сеть резисторов .) Однако многие раввинские авторитеты считают использование таких лифтов теми, кто в противном случае могут рассматриваться как нарушение Шаббата, причем такие обходные пути предназначены для блага слабых и инвалидов и не соответствуют духу времени.
Многие соблюдающие евреи избегают запрета на ношение с помощью эрува . Другие превращают свои ключи в перекладину для галстука , часть пряжки ремня или брошь , потому что законный предмет одежды или украшения можно носить, а не носить с собой. Ремешком можно считать эластичную ленту с зажимами на обоих концах и ключами, расположенными между ними в виде цельных звеньев.
Шаббатные лампы были разработаны для того, чтобы можно было включать и выключать свет в комнате по желанию, в то время как электричество остается включенным. Специальный механизм блокирует свет в выключенном положении, не нарушая Шаббат.
Приложение «Шаббат» — это предлагаемое приложение для Android , по утверждению его создателей, позволяющее ортодоксальным евреям и всем евреям, соблюдающим субботу, использовать смартфон для отправки текстовых сообщений в еврейскую субботу. Это встретило сопротивление со стороны некоторых властей. [47] [48] [49] [50]
Разрешения [ править ]
Если человеческая жизнь находится в опасности (пикуах нефеш), то еврею не только можно, но и необходимо: [51] [52] нарушать любой галахический закон, который стоит на пути спасения этого человека (за исключением убийства, идолопоклонства и запрещенных сексуальных действий). Понятие опасности для жизни трактуется широко: например, в нарушение Шабата требуется доставить в больницу рожающую женщину. Меньшие раввинские ограничения часто нарушаются при гораздо менее срочных обстоятельствах (пациент болен, но не в критическом состоянии).
Мы сделали все, чтобы спасти жизни, несмотря на Шаббат. Люди спрашивали: «Почему вы здесь? Здесь нет евреев», но мы здесь потому, что Тора велит нам спасать жизни…. Мы с гордостью оскверняем Шаббат.
- Мати Гольдштейн, командир еврейской ЗАКА спасательной миссии после землетрясения на Гаити в 2010 году. [53]
Различные другие правовые принципы четко определяют, какие действия представляют собой осквернение Шабата . В качестве примера можно привести принцип синуи («изменение» или «отклонение»): нарушение не считается серьезным, если запрещенное действие было совершено таким образом, который в будний день можно было бы считать ненормальным. По мнению многих раввинских авторитетов, примеры включают письмо недоминирующей рукой. Этот правовой принцип действует bedi'avad ( ex post facto ) и не приводит к разрешению запрещенной деятельности, за исключением смягчающих обстоятельств.
и реконструктивистские взгляды Реформистские
Обычно приверженцы реформистского и реконструктивистского иудаизма считают, что каждый еврей решает, следовать ли субботним запретам или нет. Например, некоторые евреи могут найти такие занятия, как письмо или приготовление пищи на досуге , приятным дополнением к Шабату и его святости, и поэтому могут поощрять такие практики. Многие евреи-реформисты считают, что понятие «работа» у каждого человека разное, и что запрещено только то, что человек считает «работой». [54] Радикальный раввин-реформатор Сэмюэл Холдхейм выступал за перенос субботы на воскресенье, поскольку многие больше не соблюдают ее, - шаг, предпринятый десятками общин в Соединенных Штатах в конце 19 века. [55]
Более раввинистически традиционные евреи-реформисты и реконструктивисты считают, что эти галахот в целом могут быть действительными, но каждый человек сам решает, как и когда их применять. Небольшая часть евреев прогрессивной еврейской общины принимает эти законы почти так же, как и ортодоксальные евреи.
Поощряемые действия [ править ]
Талмуд, особенно в трактате «Шаббат», определяет ритуалы и действия, позволяющие «помнить» и «соблюдать» субботу, а также освящать ее дома и в синагоге. Помимо воздержания от творческой работы, освящение дня посредством благословения над вином , приготовление особых субботних блюд , а также участие в молитве и изучении Торы были обязательными как активная часть соблюдения Шаббата для содействия интеллектуальной деятельности и духовному возрождению на день отдыха от физического творчества. Талмуд утверждает, что к субботе следует готовить лучшую еду, поскольку «тому, кто наслаждается субботой, исполняются желания сердца» ( BT , Шаббат 118а-б). [56] [57]
Все еврейские конфессии поощряют следующие мероприятия в субботу:
- Чтение, изучение и обсуждение Торы и комментариев, Мишны и Талмуда, а также изучение галахи и мидрашей .
- синагоги Посещение для молитв .
- Проводить время с другими евреями и общаться с семьей, друзьями и гостями во время субботних трапез ( хачнасат орхим , « гостеприимство »).
- Пение земирот или нигуним , специальных песен для субботней трапезы (обычно поют во время или после еды).
- Секс между мужем и женой. [58]
- Спит.
Особый Шаббат
Особый Шаббат — это Шаббат, который предшествует важным еврейским праздникам : например, Шаббат ха-Гадол (Шаббат перед Песахом ), Шаббат Захор (Шаббат перед Пуримом ) и Шаббат Шува (Шаббат между Рош ха-Шана и Йом Кипуром ).
В других религиях [ править ]
Христианство [ править ]
Большинство христиан не соблюдают субботу, субботу, а вместо этого соблюдают еженедельный день поклонения в воскресенье , который часто называют « Днем Господним ». Несколько христианских конфессий, таких как Церковь адвентистов седьмого дня , Церковь Бога (7-го дня) , баптисты седьмого дня и другие , соблюдают субботу седьмого дня . Это событие отмечается с захода солнца пятницы до захода солнца в субботу.
Самаритяне [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2022 г. ) |
Самаритяне также соблюдают Шаббат. [59] [60]
Лунная суббота [ править ]
Некоторые считают, что библейская суббота не связана с семидневной неделей, как в григорианском календаре . [61] Вместо этого новолуние отмечает отправную точку для подсчета, а шаббат последовательно выпадает на 8, 15, 22 и 29 числа каждого месяца. Библейские тексты, подтверждающие использование луны, света на небесах, для определения дней, включают Бытие 1:14 , Псалом 104:19 и Сираха 43:6–8. См. ссылки: [62] [63] [64]
Раввинистическая еврейская традиция и практика этого не придерживаются, считая субботу основанной на днях творения и, следовательно, как совершенно отдельный цикл от месячного цикла, который не происходит автоматически и должен заново посвящаться каждый месяц. [65] См. кидуш хаходеш .
См. также [ править ]
- Список тем Шаббата
- Кролик
- Еврейские поздравления
- Еврейская молитва § Молитва в субботу
- День Господень
- Шмита
- Упосатха
Ссылки [ править ]
- ^ Другие библейские источники включают: Исход 16:22–30 , Исход 23:12 , Исход 31:12–17 , Исход 34:21 и Исход 35: 12–17 ; Левит 19:3 , Левит 23:3 , Левит 26:2 и Числа 15:32–26.
- ↑ Шулхан Арух , Орах Хаим 293:2
- ^ «Полный путеводитель по еврейским праздникам» . 8 января 2020 г.
- ^ «Суббота | Иудаизм» . Британника . 18 апреля 2023 г.
- ^ Пинчес, Т.Г. (2003). «Суббота (Вавилонская)». В Гастингсе, Джеймс (ред.). Энциклопедия религии и этики . Том. 20. Селби, Джон А., вклад. Издательство Кессинджер. стр. 889–891. ISBN 978-0-7661-3698-4 . Проверено 17 марта 2009 г. Утверждалось, что ассоциация числа семь с самим творением происходит из того обстоятельства, что Энума Элиш была записана на семи табличках. «подчеркнуто профессором Бартоном , который говорит: «Каждый рассказ расположен в серии из семи, вавилонский — в семи табличках, еврейский — в семи днях. Каждый из них помещает сотворение человека в шестой раздел своей серии». Альберт Т. Клей, Происхождение библейских традиций: еврейские легенды в Вавилонии и Израиле , 1923, с. 74 .
- ^ «История еврейского народа». Андре Лемер . Presses Universitaires de France 2009 (8-е издание), с. 66
- ^ Зерубавель, Эвиатар (1985). Семидневный круг: история и значение недели . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-98165-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ландау, Иуда Лео. Суббота . Йоханнесбург, Южная Африка : Издательство Ivri Publishing Society, Ltd., стр. 2, 12 . Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ Кравери, Марчелло (1967). Жизнь Иисуса . Гроув Пресс. п. 134.
- ^ Джозеф, Макс (1943). «Праздники». В Ландмане, Исааке (ред.). Универсальная еврейская энциклопедия: авторитетное и популярное изложение евреев и иудаизма с древнейших времен . Том. 5. Коэн, Саймон, составитель. Универсальная еврейская энциклопедия, Inc., стр. 410.
- ^ Джозеф, Макс (1943). «Суббота». В Ландмане, Исааке (ред.). Универсальная еврейская энциклопедия: авторитетное и популярное изложение евреев и иудаизма с древнейших времен . Том. 9. Коэн, Саймон, составитель. Универсальная еврейская энциклопедия, Incv. п. 295.
- ^ Коэн, Саймон (1943). "Неделя". В Ландмане, Исааке (ред.). Универсальная еврейская энциклопедия: авторитетное и популярное изложение евреев и иудаизма с древнейших времен . Том. 10. Коэн, Саймон, составитель. Универсальная еврейская энциклопедия, Inc., стр. 482.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сэмпи, Джон Ричард (1915). «Суббота: критические теории». В Орр, Джеймс (ред.). Международная стандартная библейская энциклопедия . Компания Говард-Северанс. п. 2630 . Проверено 13 августа 2009 г.
- ^ Бектель, Флорентиец (1912). «Суббота» . Католическая энциклопедия . Том. 13. Нью-Йорк : Компания Роберта Эпплтона . Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ Бытие 2: 1–3.
- ^ Исход 16:26
- ^ Исход 16:29
- ^ Исход 20: 8–11.
- ^ Путеводитель по Шабату для каждого человека , Рональд Х. Айзекс, Джейсон Аронсон, 1998, стр. 6
- ^ Грэм, Иллинойс (2009). «Происхождение субботы» . Пресвитерианская церковь Восточной Австралии . Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 года . Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ «Еврейский религиозный год: Суббота» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия Интернет. 2009 . Проверено 26 марта 2009 г.
Согласно библейской традиции, он отмечает первоначальный седьмой день, в который Бог отдыхал после завершения творения. Ученым не удалось проследить происхождение семидневной недели и не объяснить происхождение субботы.
- ^ «Мезад Хашавьягу Остракон, ок. 630 г. до н.э.» . Архивировано из оригинала 30 января 2013 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Одним из показателей является количество людей, вызванных на чтение Торы во время Шахрита / утренней службы. Три — наименьшее число, например, понедельник и четверг. Пять в святые дни Песаха, Шавуота, Суккота. Йом Кипур: Шесть. Шаббат: семь.
- ^ Талмуд (Шаббат 119а) описывает раввинов , вышедших поприветствовать Королеву Шаббата, а стихотворение Лехи Доди описывает Шаббат как «невесту» и «королеву». Однако Маймонид ( Мишне Тора Хилхот Шаббат 30: 2) говорит о приветствии «Короля Шаббата», а два независимых комментария к Мишне Торе ( Маггид Мишне и Р 'Захария ха-Рофе ) цитируют Талмуд как говорящий о «Короле Шаббата». Слова «Царь» и «Царица» на арамейском языке отличаются всего на одну букву, и кажется, что такое понимание проистекает из разных традиций написания талмудического слова. Смотрите полное обсуждение .
- ^ Шаббат 118
- ^ См., например, Числа 15:32–36.
- ^ Комментарий Рамбама к Мишне, трактат Авот, глава 2а . (он)
- ^ Числа 28:9.
- ^ Мосс, Арон. «Почему еврейские праздники начинаются с наступлением темноты?» . Хабад.орг . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Шаббат 119б
- ^ Притчи 31: 10–31.
- ^ Фергюсон, Джои (20 мая 2011 г.). «Еврейская серия лекций посвящена субботнему курсу в центре Хабада и посвящена секретам субботнего спокойствия» . Новости Дезерета.
Чем больше мы вложим в это, тем больше мы сможем получать удовольствие от субботы». Еврейская вера основана на понимании того, что соблюдение субботы является источником всех благословений, сказал раввин Циппель в интервью. Он упомянул к еврейской субботе как к времени, когда люди отключаются от всех дел, которые порабощают их в течение недели, и сравнивают этот день с нажатием кнопки сброса на машине, долгожданной молитвой за вином или виноградным соком со стороны мужчин и зажжением свечей со стороны женщин. призывает к еврейской субботе в пятницу на закате.
- ^ «Страсбург, Роберт» . Милкенский архив еврейской музыки . Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ «Милкенский архив еврейской музыки – Люди – Сэмюэл Адлер» . Проверено 2 августа 2015 г.
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим 261.
- ^ Поскольку именно этот прием пищи меняет два других приема пищи с двухразового приема на два из трех приемов пищи.
- ^ Эйн Яаков: Этические и вдохновляющие учения Талмуда . 1999. ISBN 1461628245 .
- ^ Получено из Исайи 58:13–14 .
- ^ Мишна Трактат Шаббат 7:2
- ^ Агига 1:8.
- ^ Кляйн, Мириам (27 апреля 2011 г.). «Суббота предлагает спокойствие в быстро меняющемся мире» . Триблокал. Чикаго Трибьюн. Архивировано из оригинала 8 июля 2015 года . Проверено 7 июля 2015 г.
- ↑ См Йосефа Дова Соловейчика . комментарий «Бейс ха-Леви» к параше Ки Тисса для получения дополнительной информации о юридических последствиях.
- ^ Любрич, Баттегай, Наоми, Каспар (2018). Еврейская Швейцария: 50 предметов рассказывают свою историю . Базель: Кристоф Мериан. стр. 202–205. ISBN 978-3856168476 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Нойландер, Артур (1950). «Использование электричества в субботу». Труды раввинского собрания . 14 : 165–171.
- ^ Адлер, Моррис; Агус, Джейкоб; Фридман, Теодор (1950). «Ответ в субботу». Труды раввинского собрания . 14 : 112–137.
- ^ Кляйн, Исаак. Руководство по еврейской религиозной практике. Еврейская теологическая семинария Америки: Нью-Йорк, 1979.
- ^ Ханна Дрейфус (2 октября 2014 г.). «Новое приложение Shabbos вызвало бурю негодования в православных кругах» . Еврейская неделя . Архивировано из оригинала 7 октября 2014 года . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ Дэвид Шама (2 октября 2014 г.). «Приложение позволяет еврейским детям отправлять текстовые сообщения в субботу – и оставаться в курсе; «Приложение Шаббат» вызывает споры в еврейской общине – и монументальное онлайн-обсуждение еврейского закона» . Таймс Израиля . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ Дэниел Корен (2 октября 2014 г.). «Наконец-то, теперь вы можете отправлять сообщения по субботам благодаря новому приложению Shabbos » . Шалом Жизнь . Архивировано из оригинала 7 октября 2014 года . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ «Изменит ли приложение Shabbos еврейскую жизнь, вызовет гнев раввинов или и то, и другое?» . Новости еврейского бизнеса. 2 октября 2014 г. Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ 8 сохранено во время «Шаббат из ада». Архивировано 19 января 2010 г. в Wayback Machine (17 января 2010 г.) в Израиле. Служба новостей инноваций 21c Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Спасательная миссия ЗАКА на Гаити «гордо оскверняет Шаббат» Религиозная спасательная команда проводит субботнюю молитву с членами международных миссий в Порт-о-Пренсе. Проверено 22 января 2010 г.
- ^ Леви, Амит (17 января 2010 г.). «Миссия ЗАКА на Гаити «гордо оскверняет Шаббат» » . Инетньюс . Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ Фейгин, Дэниел П. (4 сентября 2003 г.). «Социальная культура.Еврейские группы новостей: часто задаваемые вопросы и ответы» . Юснет . п. 18.4.7. Архивировано из оригинала 22 февраля 2006 г. Проверено 27 марта 2009 г.
- ^ «Движение воскресенья-суббота в американском реформистском иудаизме: стратегия или эволюция» (PDF) . AmericanJewishArchives.org . Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ Бирнбаум, Филип (1975). «Суббота». Книга еврейских концепций . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Еврейская издательская компания. стр. 579–581. ISBN 088482876X .
- ^ «Иудаизм – Суббота» . Британская энциклопедия . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Шулхан Арух, Орах Хаим 280:1
- ^ «Соблюдение Шабаша» . Институт самаритянских исследований AB при поддержке Министерства культуры Израиля . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ «Вымирание: последний представитель самаритянского племени – полный документальный фильм» . Маленькая студия Dot . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Семидневная неделя .
- ^ «Последовательные даты субботних лунных месяцев» . 4 февраля 2015 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
священные субботы седьмого дня навсегда привязаны к отсчету от одного новолуния до следующего, в результате чего они последовательно приходятся на 8-ю, 15-ю, 22-ю и 29-ю даты лунного календаря.
- ^ Кейзер, Джон Д. «Библейское доказательство лунной субботы» (PDF) .
- ^ Чиприани, Рошан (1 октября 2015 г.). Лунная суббота: семьдесят две лунные субботы: соблюдение субботы по фазам Луны . Скоттс-Вэлли, Калифорния: Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1517080372 . [ ненадежный источник? ]
- ^ «Тефилла – Нет Мекадеш Исраэль в субботу» . Ми Ёдея . Проверено 22 июня 2022 г.