Цфат
Цфат (Цфат)
| |
---|---|
Цфат | |
Транскрипция(и) на иврите | |
• ИСО 259 | Не волнуйся |
• Translit. | Женатый |
• Также пишется | Цфат, Цфат, Цфат, Сфат, Цефат (официальный) |
Координаты: 32 ° 57'57 "N 35 ° 29'54" E / 32,96583 ° N 35,49833 ° E | |
Страна | Израиль |
Округ | Северный |
Подрайон | Цфат |
Основан | 1500 г. до н.э. [1] |
Правительство | |
• Мэр | Йоси Какон |
Высота | 850 м (2790 футов) |
Население (2024) [2] | |
• Общий | 42,117 |
Веб-сайт | http://www.zefat.muni.il |
Цфат (также известный как Цфат ; иврит : צְפַת , Ṣəfaṯ ; арабский : صفد , Ṣafad ) [3] [4] город в Северном округе Израиля — . Цфат, расположенный на высоте до 937 м (3074 фута), является самым высокогорным городом в Галилее и Израиле. [5]
Цфат отождествляли с Сефом (Σέπφ), укрепленным городом в Верхней Галилее, упомянутым в трудах римско-еврейского историка Иосифа Флавия . Иерусалимский Талмуд упоминает Цфат как одно из пяти возвышенных мест, где зажигались костры, чтобы объявить о Новолунии и праздниках в период Второго Храма . Цфат приобрел известность на местном уровне при крестоносцах , которые построили здесь большую крепость в 1168 году. Она была завоевана Саладином 20 лет спустя и разрушена его внучатым племянником аль-Муаззамом Исой в 1219 году. После возвращения к крестоносцам по договору в 1240 году. была возведена более крупная крепость, которая была расширена и усилена в 1268 году мамлюкским султаном Бейбарсом , который превратил Цфат в крупный город и столицу новой провинции, охватывающей Галилею. После столетия общего упадка стабильность, принесенная османским завоеванием в 1517 году, положила начало почти столетию роста и процветания Цфата, в течение которого еврейские иммигранты со всей Европы превратили город в центр производство шерсти и текстиля и мистическое движение Каббала . Он стал известен как один из четырех священных городов иудаизма. Будучи столицей Сафад-Санджака , он был главным населенным центром Галилеи с крупными мусульманскими и еврейскими общинами. Кроме того, во время удачного правления Фахр ад-Дина II в начале 17 века город пришел в общий упадок и к середине 18 века его затмил Акра . Его еврейские жители подверглись набегам друзов и местных мусульман в 1830-х годах, и многие погибли в результате землетрясения в том же десятилетии – благодаря филантропии Моисея Монтефиоре его еврейские синагоги и дома были восстановлены.
К концу XIX века население Цфата достигло 24 000 человек; это был смешанный город , разделенный примерно поровну между евреями и мусульманами, с небольшой христианской общиной. Его мусульманские купцы играли ключевую роль в качестве посредников в торговле зерном между местными фермерами и торговцами Акры, в то время как османы продвигали город как центр суннитской юриспруденции . Положение Цфата значительно улучшилось в конце 19 века: был создан муниципальный совет и ряд банков, хотя юрисдикция города ограничивалась Верхней Галилеей. К 1922 году население Цфата сократилось примерно до 8700 человек, из которых примерно 60% мусульмане, 33% евреи, а остальные христиане. На фоне растущей этнической напряженности по всей Подмандатной Палестине евреи Цфата подверглись нападению во время арабского восстания в 1929 году . К 1948 году население города выросло до 13 700 человек, преимущественно арабов, хотя в Плане раздела ООН 1947 года было предложено включить город в состав еврейского государства . Во время войны 1948 года арабские группировки атаковали и осадили еврейский квартал, который продержался до тех пор, пока еврейские военизированные формирования не захватили город после тяжелых боев, что побудило британские войска отступить. [6] Большая часть преимущественно палестинско-арабского населения города бежала или была изгнана в результате нападений еврейских сил и резни в Эйн-аз-Зейтуне , и им не разрешили вернуться после войны, так что сегодня в городе проживают почти исключительно евреи. население. [6] [7] В том же году город стал частью недавно созданного государства Израиль.
В Цфате проживает большая община харедим , и он остается центром еврейских религиозных исследований. Сегодня в Цфате находится больница Зив, а также Академический колледж Цфат . Цфат является важным объектом израильского искусства, здесь находится Квартал художников . Несколько выдающихся художественных движений сыграли свою роль в городе, в первую очередь Парижская школа . [8] Однако квартал художников пришел в упадок со времени своего золотого века во второй половине 20 века. [9] [10] Из-за своей большой высоты в городе теплое лето и холодная, часто снежная зима. [11] Мягкий климат и живописные виды сделали Цфат популярным курортом, который часто посещают израильтяне и иностранные гости. [12] В 2022 году его население составляло 38 029 человек. [2]
Библейская ссылка [ править ]
Легенда гласит, что Цфат был основан сыном Ноя после Великого потопа . [11] Согласно Книге Судей ( Судьи 1:17 ), территория, где находится Цфат, была отведена колену Неффалима . [13]
Было высказано предположение, что утверждение Иисуса о том, что «город, стоящий на холме, не может быть укрыт», [14] обратился в Цфат. [15]
История [ править ]
Античность [ править ]
Цфат отождествляли с Сефом, укрепленным городом в Верхней Галилее, упомянутым в трудах римско-еврейского историка Иосифа Флавия . [16] Цфат упоминается в Иерусалимском Талмуде как одно из пяти возвышенных мест, где зажигались костры, чтобы объявить о Новолунии и праздниках в период Второго Храма . [17]
Эпоха крестоносцев [ править ]
Pre-Crusader village and tower[edit]
There is scarce information about Safed before the Crusader conquest.[18][19] A document from the Cairo Geniza, composed in 1034, mentions a transaction made in Tiberias in 1023 by a certain Jew, Musa ben Hiba ben Salmun with the nisba (Arabic descriptive suffix) "al-Safati" (of Safed),[18] indicating the presence of a Jewish community living alongside Muslims in Safed in the 11th century.[20] According to the Muslim historian Ibn Shaddad (d. 1285), at the beginning of the 12th century, a "flourishing village" beneath a tower called Burj Yatim had existed at the site of Safed on the eve of the Crusaders' capture of the area in 1101–1102 and that "nothing" about the village was mentioned in "the early Islamic history books".[21] Although Ibn Shaddad mistakenly attributes the tower's construction to the Knights Templar, the modern historian Ronnie Ellenblum asserts that the tower was likely built during the early Muslim period (mid-7th–11th centuries).[21]
First Crusader period[edit]
The Frankish chronicler William of Tyre noted the presence of a burgus (tower) in Safed, which he called "Castrum Saphet" or "Sephet", in 1157.[22] Safed was the seat of a castellany (area governed by a castle) by at least 1165, when its castellan (appointed castle governor) was Fulk, constable of Tiberias.[23] The castle of Safed was purchased from Fulk by King Amalric of Jerusalem in 1168.[22] He subsequently reinforced the castle and transferred it to the Templars in the same year.[22] Theoderich the Monk, describing his visit to the area in 1172, noted that the expanded fortification of the castle of Safed was meant to check the raids of the Turks (the Turkic Zengid dynasty ruled the area east of the Kingdom).[24] Testifying to the considerable expansion of the castle, the chronicler Jacques de Vitry (d. 1240) wrote that it was practically built anew.[25] The remains of Fulk's castle can now be found under the citadel excavations, on a hill above the old city.[26]
In the estimation of modern historian Havré Barbé, the castellany of Safed comprised approximately 376 square kilometers (145 sq mi).[20] According to Barbé, its western boundary straddled the domains of Acre, including the fief of St. George de la Beyne, which included Sajur and Beit Jann, and the fief of Geoffrey le Tor, which included Akbara and Hurfeish, and in the southwest ran north of Maghar and Sallama.[27] Its northern boundary was marked by the Nahal Dishon (Wadi al-Hindaj) stream,[28] its southern boundary was likely formed near Wadi al-Amud, separating it from the fief of Tiberias,[29] while its eastern limits were the marshes of the Hula Valley and upper Jordan Valley.[30] There were several Jewish communities in the castellany of Safed, as testified in the accounts of Jewish pilgrims and chroniclers between 1120 and 1293.[31] Benjamin of Tudela, who visited the town in 1170, does not record any Jews living in Safed proper.[32]
Ayyubid interregnum[edit]
Safed was captured by the Ayyubids led by Sultan Saladin in 1188 after a month-long siege, following the Battle of Hattin in 1187.[33] Saladin ultimately allowed its residents to relocate to Tyre.[33] He granted Safed and Tiberias as an iqta (akin to a fief) to Sa'd al-Din Mas'ud ibn Mubarak (d. 1211), the son of his niece, after which it was bequeathed to Sa'd al-Din's son Ahmad.[34] Samuel ben Samson, who visited the town in 1210, mentions the existence of a Jewish community of at least fifty there.[35] He also noted that two Muslims guarded and maintained the cave tomb of a rabbi, Hanina ben Horqano, in Safed.[36] The iqta of Safed was taken from the family of Sa'd al-Din by the Ayyubid emir of Damascus, al-Mu'azzam Isa, in 1217.[37] Two years later, during the Crusader siege of Damietta, al-Mu'azzam Isa had the Safed castle demolished to prevent its capture and reuse by potential future Crusaders.[37]
Second Crusader period[edit]
As an outcome of the treaty negotiations between the Crusader leader Theobald I of Navarre and the Ayyubid emir of Damascus, al-Salih Isma'il, in 1240 Safed once again passed to Crusader control.[37] Afterward, the Templars were tasked with rebuilding the town's fortress, with efforts spearheaded by Benoît d'Alignan, Bishop of Marseille.[37] The rebuilding is recorded in a short treatise, De constructione castri Saphet, from the early 1260s.[38] The reconstruction was completed at the considerable expense of 40,000 bezants in 1243.[37][39] The new fortress was larger than the original, with a capacity for 2,200 soldiers in time of war, and with a resident force of 1,700 in peacetime.[39][40] The garrison's goods and services were provided by the town or large village growing rapidly beneath the fortress, which, according to Benoit's account, contained a market, "numerous inhabitants" and was protected by the fortress.[41] The settlement also benefited from trade with travelers on the route between Acre and the Jordan Valley, which passed through Safed.[37]
Mamluk period[edit]
The Ayyubids of Egypt had been supplanted by the Mamluks in 1250 and the Mamluk sultan Baybars entered Syria with his army in 1261. Thereafter, he led a series of campaigns over several years against Crusader strongholds across the Syrian coastal mountains.[42] Safed, with its position overlooking the Jordan River and allowing the Crusaders early warnings of Muslim troop movements in the area, had been a consistent aggravation for the Muslim regional powers.[43] After a six-week siege,[41] Baybars captured Safed in July 1266,[18] after which he had nearly the entire garrison killed.[44] The siege occurred during a Mamluk military campaign to subdue Crusader strongholds in Palestine and followed a failed attempt to capture the Crusaders' coastal stronghold of Acre.[18] Unlike the Crusader fortresses along the coastline, which were demolished upon their capture by the Mamluks, Baybars spared the fortress of Safed.[45] He likely preserved it because of the strategic value stemming from its location on a high mountain and its isolation from other Crusader fortresses.[45] Moreover, Baybars determined that in the event of a renewed Crusader invasion of the coastal region, a strongly fortified Safed could serve as an ideal headquarters to confront the Crusader threat.[46] In 1268, he had the fortress repaired, expanded and strengthened.[45] He commissioned numerous building works in the town of Safed, including caravanserais, markets and baths, and converted the town's church into a mosque.[47] The mosque, called Jami al-Ahmar (the Red Mosque), was completed in 1275.[48] By the end of Baybars's reign, Safed had developed into a prosperous town and fortress.[47]
Baybars assigned fifty-four mamluks, at the head of whom was Emir Ala al-Din Kandaghani, to oversee the management of Safed and its dependencies.[49] From the time of its capture, the city was made the administrative center of Mamlakat Safad,[50] one of seven mamlakas (provinces), whose governors were typically appointed from Cairo, which made up Mamluk Syria.[51] Initially, its jurisdiction corresponded roughly with the Crusader castellany.[49] After the fall of the Montfort Castle to the Mamluks in 1271, the castle and its dependency, the Shaghur district, were incorporated into Mamlakat Safad.[52] The territorial jurisdiction of the mamlaka eventually spanned the entire Galilee and the lands further south down to Jenin.[50]
The geographer al-Dimashqi, who died in Safed in 1327, wrote around 1300 that Baybars built a "round tower and called it Kullah ..." after leveling the old fortress. The tower was built in three stories, and provided with provisions, halls, and magazines. Under the structure, a cistern collected enough rainwater to regularly supply the garrison.[53] The governor of Safed, Emir Baktamur al-Jukandar (the Polomaster; r. 1309–1311), built a mosque later called after him in the northeastern section of the city.[54] The geographer Abu'l Fida (1273–1331), the ruler of Hama, described Safed as follows:
[Safed] was a town of medium size. It has a very strongly built castle, which dominates the Lake of Tabariyyah [Sea of Galilee]. There are underground watercourses, which bring drinking-water up to the castle-gate...Its suburbs cover three hills... Since the place was conquered by Al Malik Adh Dhahir [Baybars] from the Franks [Crusaders], it has been made the central station for the troops who guard all the coast-towns of that district."[55]
The native qadi (Islamic head judge) of Safed, Shams al-Din al-Uthmani, composed a text about Safed called Ta'rikh Safad (the History of Safed) during the rule of its governor Emir Alamdar (r. 1372–1376).[56] The extant parts of the work consisted of ten folios largely devoted to Safed's distinguishing qualities, its dependent villages, agriculture, trade and geography, with no information about its history.[57] His account reveals the city's dominant features were its citadel, the Red Mosque and its towering position over the surrounding landscape.[58] He noted Safed lacked "regular urban planning", madrasas (schools of Islamic law), ribats (hostels for military volunteers) and defensive walls, and that its houses were clustered in disarray and its streets were not distinguishable from its squares.[59] He attributed the city's shortcomings to the dearth of generous patrons.[60] A device for transporting buckets of water called the satura existed in the city mainly to supply the soldiers of the citadel; surplus water was distributed to the city's residents.[61] Al-Uthmani praised the natural beauty of Safed, its therapeutic air, and noted that its residents took strolls in the surrounding gorges and ravines.[60]
The Black Death brought about a decline in the population in Safed from 1348 onward.[44] There is little available information about the city and its dependencies during the last century of Mamluk rule (c. 1418 – c. 1516), though travelers' accounts describe a general decline precipitated by famine, plagues, natural disasters and political instability.[62]
Ottoman era[edit]
Sixteenth-century prosperity[edit]
The Ottomans conquered Mamluk Syria following their victory at the Battle of Marj Dabiq in northern Syria in 1516.[63] Safed's inhabitants sent the keys of the town citadel to Sultan Selim I after he captured Damascus.[64] No fighting was recorded around Safed, which was bypassed by Selim's army on the way to Mamluk Egypt.[63] The sultan had placed the district of Safed under the jurisdiction of the Mamluk governor of Damascus, Janbirdi al-Ghazali, who defected to the Ottomans.[64] Rumors in 1517 that Selim was slain by the Mamluks precipitated a revolt against the newly appointed Ottoman governor by the townspeople of Safed, which resulted in wide-scale killings, many of which targeted the city's Jews, who were viewed as sympathizers of the Ottomans.[65] Safed became the capital of the Safed Sanjak, roughly corresponding with Mamlakat Safad but excluding most of the Jezreel Valley and the area of Atlit,[66] part of the larger province of Damascus Eyalet.[67]
In 1525/26, the population of Safed consisted of 633 Muslim families, 40 Muslim bachelors, 26 Muslim religious persons, nine Muslim disabled, 232 Jewish families, and 60 military families.[68] In 1549, under Sultan Suleiman the Magnificent, a wall was constructed and troops were garrisoned to protect the city.[69] In 1553/54, the population consisted of 1,121 Muslim households, 222 Muslim bachelors, 54 Muslim religious leaders, 716 Jewish households, 56 Jewish bachelors, and 9 disabled persons.[70] At least in the 16th century, Safed was the only kasaba (city) in the sanjak and in 1555 was divided into nineteen mahallas (quarters), seven Muslim and twelve Jewish.[71] The total population of Safed rose from 926 households in 1525–26 to 1,931 households in 1567–1568.[72] Among these, the Jewish population rose from a mere 233 households in 1525 to 945 households in 1567–1568.[72] The Muslim quarters were Sawawin, located west of the fortress; Khandaq (the moat); Ghazzawiyah, which had likely been settled by Gazans; Jami' al-Ahmar (the Red Mosque), located south of the fortress and named for the local mosque; al-Akrad,[73] which dated to the Middle Ages and continued to exist through the 19th century,[74] and whose inhabitants were mostly Kurds; al-Wata (the lower), the southernmost quarter of Safed and situated below the city; and al-Suq, named after the market or mosque located within the quarter.[73] The Jewish quarters were all situated west of the fortress. Each quarter was named for the place of origin of its inhabitants: Purtuqal (Portugal), Qurtubah (Cordoba), Qastiliyah (Castille), Musta'rib (Jews of local, Arabic-speaking origin), Magharibah (northwestern Africa), Araghun ma' Qatalan (Aragon and Catalonia), Majar (Hungary), Puliah (Apulia), Qalabriyah (Calabria), Sibiliyah (Seville), Taliyan (Italian) and Alaman (German).[73]
In the 15th and 16th centuries there were a number of well-known Sufi (Muslim mysticism) followers of Ibn Arabi living in Safed.[75] The Sufi sage Ahmad al-Asadi (1537–1601) established a zawiya (Sufi lodge) called Sadr Mosque in the city.[76] Safed became a center of Kabbalah (Jewish mysticism) during the 16th century.[77]
After the expulsion of the Jews from Spain in 1492, many prominent rabbis found their way to Safed, among them the Kabbalists Isaac Luria and Moshe Kordovero; Joseph Caro, the author of the Shulchan Aruch[78] and Shlomo Halevi Alkabetz, composer of the Sabbath hymn "Lecha Dodi". The influx of Sephardi Jews—reaching its peak under the rule of Sultans Suleiman the Magnificent and Selim II—made Safed a global center for Jewish learning and a regional center for trade throughout the 15th and 16th centuries.[77][79] Sephardi Jews and other Jewish immigrants by then outnumbered the indigenous (Musta'rib) Jews in the city.[44] During this period, the Jews developed the textile industry in Safed, transforming the town into an important and lucrative centre for wool production and textile manufacturing.[80] There were more than 7,000 Jews in Safed in 1576 when Murad III issued an edict for the forced deportation of 1,000 wealthy Jewish families to Cyprus to boost the island's economy. There is no evidence that the edict, or a second one issued the following year for the removal of 500 families, was enforced.[81] A Hebrew printing press, the first in Western Asia, was established in Safed in 1577 by Eliezer Ashkenazi and his son, Isaac of Prague.[17][82] In 1584, there were 32 synagogues registered in the town.[83]
Political decline, attacks and natural disasters[edit]
By the early part of the 17th century, Safed was a small town.[44] In 1602 the paramount chief of the Druze in Mount Lebanon, Fakhr al-Din of the Ma'n dynasty, was appointed the sanjak-bey (district governor) of Safed, in addition to his governorship of neighboring Sidon-Beirut Sanjak to the north. In the preceding years, the Safed Sanjak had entered a state of ruin and desolation, and was often the scene of conflict between the local Druze and Shia Muslim peasants and the Ottoman authorities. By 1605 Fakhr al-Din had established peace and security in the sanjak, with highway brigandage and Bedouin raids having ceased under his watch. Trade and agriculture consequently thrived and the population prospered.[85] He formed close relations with the city's Sunni Muslim ulema (religious scholars), particularly the mufti Ahmad al-Khalidi of the Hanafi fiqh (school of jurisprudence), who became his practical court historian.[86] Fakhr al-Din was driven into European exile by the Ottomans in 1613, but his son Ali became governor in 1615.[87] Fakhr al-Din returned to his domains in 1618 and five years later regained the governorship of Safed, which the Ma'ns had lost, after his victory against the governor of Damascus at the Battle of Anjar.[88] In c. 1625, the orientalist Quaresmius spoke of Safed being inhabited "chiefly by Hebrews, who had their synagogues and schools, and for whose sustenance contributions were made by the Jews in other parts of the world."[89] According to the historian Louis Finkelstein, the Jewish community of Safed was plundered by the Druze under Mulhim ibn Yunus, nephew of Fakhr al-Din.[90] Five years later, Fakhr al-Din was routed by the Ottoman governor of Damascus, Mulhim abandoned Safed, and its Jewish residents returned.[90][dubious – discuss]
The Druze again attacked the Jews of Safed in 1656.[90] During the power struggle between Fakhr al-Din's heirs (1658–1667), each faction attacked Safed.[90] In 1660, in the turmoil following the death of Mulhim, the Druze destroyed Safed with only a few of the former Jewish residents returning to the city by 1662.[91][92] Safed Sanjak and the neighboring Sidon-Beirut Sanjak to the north were administratively separated from Damascus in 1660 to form the Sidon Eyalet, of which Safed was briefly the capital.[93] The province was created by the imperial government to check the power of the Druze of Mount Lebanon, as well as the Shia of Jabal Amil.[93]
As nearby Tiberias remained desolate for several decades, Safed gained the key position among Galilean Jewish communities. In 1665, the Sabbatai Sevi movement is said to have arrived in the town.[citation needed] In the 1670s, the account of the Turkish traveler Evliya Çelebi recorded that Safed contained three caravanserais, several mosques, seven Sufi lodges and six public bathhouses.[44] The Red Mosque was restored by Safed's governor Salih Bey in 1671/72, at which point it measured about 120 by 80 feet (37 m × 24 m), had all masonry interior, a cistern to collect rain water in the winter for drinking and a tall minaret over its southern entrance; the minaret had been destroyed before the end of the 17th century.[94]
The Tiberias-based sheikh Zahir al-Umar of the local Arab Zaydan clan, whose father Umar al-Zaydani had been the governor and tax farmer of Safed in 1702–1706, wrested control of Safed and its tax farm from its native strongman, Muhammad Naf'i, through military pressure and diplomacy by 1740.[95] The Naf'i, Shahin, and Murad families continued to farm the taxes of Safed and its countryside into the 1760s as Zahir's subordinates.[96] By the 1760s, Zahir entrusted Safed to his son Ali, who made the town his headquarters.[97] After Zahir was killed by Ottoman imperial forces, the governor of Sidon, Jazzar Pasha, moved to oust Zahir's sons from their Galilee strongholds. Ali made a final, unsuccessful stand against Jazzar Pasha from Safed, which was afterward captured and garrisoned by the governor.[98] The concomitant rise of Acre, established by Zahir as his capital in 1750 and which served as the capital of the Sidon Eyalet under Jazzar Pasha (1775–1804) and his successors, Sulayman Pasha al-Adil (1805–1819) and Abdullah Pasha (1820–1831), contributed to the political decline of Safed. It became a subdistrict center with limited local influence, belonging to the Acre Sanjak .[67]
Underdevelopment and a series of natural disasters further contributed to Safed's decline during the 17th–mid-19th centuries.[67] An outbreak of plague decimated the population in 1742 and the Near East earthquakes of 1759 left the city in ruins, killing 200 residents.[99] An influx of Russian Jews in 1776 and 1781, and of Lithuanian Jews of the Perushim movement in 1809 and 1810, reinvigorated the Jewish community.[100] In 1812, another plague killed 80% of the Jewish population.[101] Following Abdullah Pasha of Acre's ordered killing of his Jewish vizier Haim Farhi, who served the same post under Jazzar and Sulayman, the governor imprisoned the Jewish residents of Safed on 12 August 1820, accusing them of tax evasion under the concealment of Farhi; they were released upon paying a ransom.[101][102] The war between Abdullah Pasha and the influential Farhi brothers in Constantinople and Damascus in 1822–1823 prompted Jewish flight from the Galilee in general, though by 1824 Jewish immigrants were steadily moving to the city.[103]
The Egyptian forces of Muhammad Ali wrested control of the Levant from the Ottomans in 1831 and in the same year many Jews who had fled the Galilee, including Safed, under Abdullah Pasha returned as a result of Muhammad Ali's liberal policies toward Jews.[104] Safed was raided by Druze in 1833 at the approach of Ibrahim Pasha, the Egyptian governor of the Levant.[101] In the following year, the Muslim notables of the city, led by Salih al-Tarshihi, opposed to the Egyptian policy of conscription, joined the peasants' revolt in Palestine.[105] During the revolt, rebels plundered the city for over thirty days.[106] Emir Bashir Shihab II of Mount Lebanon and his Druze fighters entered its environs in support of the Egyptians and compelled Safed's leaders to surrender.[105] The Galilee earthquake of 1837 killed about half of Safed's 4,000-strong Jewish community,[107] destroyed all fourteen of its synagogues and prompted the flight of 600 Perushim for Jerusalem;[108] the surviving Sephardic and Hasidic Jews mostly remained.[109] Among the 2,158 residents of Safed who had died, 1,507 were Ottoman subjects, the rest foreign citizens.[110] The Jewish community, whose quarter was situated on the hillside, had been particularly hard hit,[107] the southern, Muslim section of the town experiencing considerably less damage.[110] The following year, in 1838, Druze rebels and local Muslims raided Safed for three days.
Tanzimat reforms and revival[edit]
Ottoman rule was restored across the Levant in 1840. The Empire-wide Tanzimat reforms, which were first adopted in the 1840s, brought about a steady rise in Safed's population and economy.[67] In 1849 Safed had a total estimated population of 5,000, of whom 2,940-3,440 were Muslims, 1,500-2,000 were Jews and 60 were Christians.[111] The population was estimated at 7,000 in 1850–1855, of whom 2,500-3,000 were Jews.[111] The Jewish population increased in the last half of the 19th century by immigration from Persia, Morocco, and Algeria.[101] Moses Montefiore (d. 1885) visited Safed seven times and financed much of the rebuilding of Safed's synagogues and Jewish houses.[101]
In 1864 the Sidon Eyalet was absorbed into the new province of Syria Vilayet. In the new province, Safed remained part of the Acre Sanjak and served as the center of a kaza (third-level subdivision), whose jurisdiction covered the villages around the city and the subdistrict of Mount Meron (Jabal Jarmaq).[67] In the Ottoman survey of Syria in 1871, Safed had 1,395 Muslim households, 1,197 Jewish households and three Christian households.[111] The survey recorded a relatively high number of businesses in the city, namely 227 shops, fifteen mills, fourteen bakeries and four olive oil factories, an indicator of Safed's long-established role as an economic hub for the people of the Upper Galilee, the Hula Valley, the Golan Heights and parts of modern-day South Lebanon.[112] Through the late 19th century, Safed's merchants served as middlemen in the Galilee grain trade, selling the wheat, pulses and fruit grown by the peasants of the Galilee to the traders of Acre, who in turn exported at least part of the merchandise to Europe.[112] Safed also maintained extensive trade with the port of Tyre.[112] The bulk of trade in Safed, which was traditionally dominated by the city's Jews, largely passed to its Muslim merchants during the late 19th century, particularly trade with the local villagers; Muslim traders offered higher credit to the peasants and were able to obtain government assistance for debt repayments.[112] The wealth of Safed's Muslims increased and a number of the city's leading Muslim families made an opportunity from the Ottoman Land Code of 1858 to purchase extensive tracts around Safed.[113] The major Muslim landowning clans were the Soubeh, Murad and Qaddura.[114] The latter owned about 50,000 dunams toward the end of the century, including eight villages around Safed.[115]
In 1878 the municipal council of Safed was established.[116] In 1888 the Acre Sanjak, including the Safed Kaza, became part of the new province of Beirut Vilayet, an administrative state of affairs which persisted until the Empire's fall in 1918.[117] The centralization and stability brought by the imperial reforms solidified the political status and practical influence of Safed in the Upper Galilee.[116] The Ottomans developed Safed into a center for Sunni Islam to counterbalance the influence of non-Muslim communities in its environs and the Shia Muslims of Jabal Amil.[118] Along with the three major landowning families, the Muslim ulema (religious scholarly) families of Nahawi, Qadi, Mufti and Naqib comprised the urban elite (a'yan) of the city.[113] The Sunni courts of Safed arbitrated over cases in Akbara, Ein al-Zeitun and as far away as Mejdel Islim.[74] According to the late 19th-century account of British missionary E. W. G. Masterman, the Muslim families of Safed included Kurds, Damascenes, Algerians, Bedouin from the Jordan Valley, and people from the villages around Safed.[119][118] Many Damascenes had been settled in the city by Baybars when he conquered Safed in 1266.[118] Until the late 19th century the Muslims of Safed maintained strong social and cultural connections with Damascus.[118] The government settled Algerian and Circassian exiles in the countryside of Safed in the 1860s and 1878, respectively, possibly in an effort to strengthen the Muslim character of the area.[118] At least two Muslim families in the city itself, Arabi and Delasi, were of Algerian origin, though they accounted for a small proportion of the city's overall Muslim population.[118] Masterman noted that the Muslims of Safed were conservative, "active and hardy", who "dress[ed] well and move[d] about more than the people from the region of southern Palestine".[120] They lived mainly in three quarters of the city: al-Akrad, whose residents were mostly laborers, Sawawin, home to the Muslim a'yan households and the city's Catholic community, and al-Wata, whose inhabitants were largely shopkeepers and minor traders.[118][121] The entire Jewish population lived in the Gharbieh (western) quarter.[121]
В 1879 году население Цфата достигло более 15 000 человек, 8 000 из которых были мусульманами и 7 000 евреями. [118] A population list from about 1887 showed that Safad had 24,615 inhabitants; 2,650 Jewish households, 2,129 Muslim households and 144 Roman Catholic households.[121] Арабские семьи в Цфате, чей социальный статус повысился в результате реформ Танзимата, включали Асади , чье присутствие в Цфате датируется 16 веком, Хадж Саид, Хиджази, Бишт, Хадид, Хури, христианскую семью, чей прародитель переехал в Цфат. город на горе Ливан во время гражданской войны 1860 года и Саббах, давняя христианская семья в городе, связанная с финансовым советником Захира аль-Умара Ибрагимом аль-Саббахом; [113] [122] [123] многие члены этих семей стали чиновниками государственной службы, местной администрации или бизнесменами. [113] Когда в 1897 году османы открыли в городе филиал Сельскохозяйственного банка, все члены его правления были местными арабами, наиболее влиятельными из которых были Хусейн Абд ар-Рахим Эффенди, Хадж Ахмад аль-Асади, Асад Хури и Абд аль-Латиф аль-Хадж Саид. Последние двое также стали членами правления отделения Торгово-сельскохозяйственной палаты, открытого в Цфате в 1900 году. [124] В последнее десятилетие XIX века в Цфате было 2000 домов, четыре мечети, три церкви, две общественные бани, один караван-сарай, два общественных сабиля , девятнадцать мельниц, семь прессов для оливкового масла, десять пекарен, пятнадцать кофеен, сорок пять киосков и три магазина. [125]
Палестина Подмандатная
Цфат был центром округа Сафад . Согласно переписи населения, проведенной в 1922 году властями британского мандата , население Цфата составляло 8761 человек, в том числе 5431 мусульманин, 2986 евреев, 343 христианина и другие. [126] Цфат оставался городом со смешанным населением Во время британского мандата в Палестине , а этническая напряженность между евреями и арабами возросла в 1920-е годы. Во время палестинских беспорядков 1929 года Цфат и Хеврон стали основными точками столкновения. В резне в Цфате 20 еврейских жителей были убиты местными арабами. [127] Цфат был включен в часть Палестины, рекомендованную для включения в предлагаемое еврейское государство в соответствии с Планом раздела Палестины Организации Объединенных Наций . [128]
К 1948 году в городе проживало около 12 000 арабов и около 1700 евреев, в основном религиозных и пожилых людей. [11] 5 января 1948 года арабы напали на еврейский квартал. [129] В феврале 1948 года, во время гражданской войны , арабы-мусульмане напали на еврейский автобус, пытавшийся добраться до Цфата, и еврейский квартал города оказался под осадой мусульман. Присутствовавшие британские войска не вмешались. По словам Мартина Гилберта , запасы продовольствия иссякли. «Даже воды и муки катастрофически не хватало. Каждый день арабские нападавшие приближались к сердцу еврейского квартала, систематически взрывая еврейские дома, наступая на центральную часть». [130]
16 апреля, в тот же день, когда британские войска эвакуировали Цфат, 200 местных арабских ополченцев при поддержке более чем 200 солдат Арабской освободительной армии попытались захватить еврейский квартал города. Они были отброшены еврейским гарнизоном, состоявшим примерно из 200 бойцов Хаганы , мужчин и женщин, усиленных взводом Пальмаха . [131]
Наземная атака Пальмаха на арабскую часть Цфата произошла 6 мая в рамках операции «Йифтах» . Первой фазой плана Пальмаха по захвату Цфата было обеспечение коридора через горы путем захвата арабской деревни Бирия . [132] Арабская армия освобождения разместила артиллерийские орудия на холме, прилегающем к еврейскому кварталу, и начала обстрел. [133] Третий батальон Пальмаха не смог взять главную цель, «цитадель», но «напугал» арабское население в достаточной степени, чтобы спровоцировать дальнейшее бегство, а также срочные призывы к помощи извне и попытку добиться перемирия. [134]
Генеральный секретарь Лиги арабских государств Абдель Рахман Хасан Аззам заявил, что целью «Плана Далет» было изгнание жителей арабских деревень вдоль сирийской и ливанской границ, особенно мест на дорогах, по которым арабские регулярные войска могли проникнуть в страну. Он отметил, что особая опасность находится в Акре и Цфате. [135] Однако призывы о помощи были проигнорированы, и британцы, которым осталось менее недели до окончания британского мандата в Палестине, также не вмешались во вторую и последнюю атаку Хаганы, которая началась вечером 9 мая. минометным обстрелом ключевых объектов в Цфате. После обстрела пехота Пальмаха в ожесточенных боях взяла цитадель, Бейт-Шалву и полицейский форт, три доминирующих здания Цфата. В течение 10 мая минометы «Хаганы» продолжали обстреливать арабские кварталы, вызывая пожары в обозначенном районе и на складах топлива, которые взорвались. «Пальма «намеренно оставила открытыми пути выхода для населения, чтобы «облегчить» их исход...» [136] По словам Гилберта, «арабы Цфата начали уходить, в том числе командующий арабскими войсками Адиб Шишакли (впоследствии премьер-министр Сирии). Когда полицейский форт на горе Ханаан был изолирован, его защитники отступили без боя. Падение Цфата был ударом по моральному духу арабов во всем регионе... Поскольку вторжение в Палестину регулярных арабских армий считалось неизбежным - как только британцы наконец ушли через одиннадцать или двенадцать дней - многие арабы чувствовали, что их уход требует осторожности до тех пор, пока Евреи потерпели поражение и смогли вернуться в свои дома. [132] По мнению Аббаси, исход арабов из Цфата имел три этапа. [6] Первое произошло из-за ухода британцев, усугубленного провалом атаки на еврейский квартал и разногласиями между иорданским и сирийским командованием. [6] Второе произошло из-за падения соседнего Эйн-эз-Зейтуна и резни , устроенной там еврейскими силами. [6] Третий произошел из-за преднамеренного создания паники еврейскими силами. [6]
Около 12 000 арабов, по некоторым оценкам, достигающее 15 000, бежали из Цфата и стали «тяжелым бременем для арабских военных действий». [137] Среди них была семья президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса . [138] [а] К 11 мая 1948 года город находился под полным контролем еврейских военизированных формирований. [11]
В начале июня еврейские высокопоставленные лица из Цфата отправились в Тель-Авив, чтобы попросить правительство заблокировать возвращение арабов в город, угрожая покинуть его, если последним будет разрешено вернуться. Они рассудили, что, поскольку большая часть имущества арабов была за это время конфискована или украдена, еврейская община не сможет выдержать давление требований репатриантов о реституции. [140]
- Сафад 1937 г.
- Мандатный полицейский участок на горе Ханаан, над Цфатом (1948 г.)
- Цфат (1948)
- Цитадель Цфата (1948)
- Муниципальный полицейский участок Сафада после боя (1948 г.)
- Дом Басселя, Сафад, 11 апреля 1948 года: бригады Йифтах. штаб
- Вид на Цфат с горы Ханаан (1948 г.)
- Здание мандатной администрации на восточной окраине Цфата (1948 г.)
- Бригада Йифтах с пулеметами Гочкиса , базируется в Бассель-Хаусе, 1948 год.
- Парад друзов в Цфате после победы в Пальмахе в 1948 году.
Государство Израиль [ править ]
В 1974 году 25 израильских евреев (в основном школьников) из Цфата были убиты в резне в Маалоте . В течение 1990-х и начала 2000-х годов город принял тысячи русских еврейских иммигрантов и эфиопских иммигрантов из Бета-Израиля . [141] В июле 2006 года ракеты «Катюша» , выпущенные «Хезболлой» из Южного Ливана, поразили Цфат, в результате чего один человек погиб, а другие получили ранения. Многие жители покинули город на время конфликта. [142] 22 июля в результате ракетного обстрела пострадали четыре человека.
Город сохранил свой уникальный статус центра еврейских исследований, включающего в себя множество объектов. [141] В 2010 году восемнадцать старших раввинов во главе с главным раввином Цфата Шмуэлем Элияху издали указ, призывающий жителей города не сдавать в аренду и не продавать недвижимость арабам, предупреждая о «арабском захвате власти»; Арабы составляют незначительную часть населения, и в целом было воспринято, что это заявление адресовано 1300 арабским студентам, обучающимся в академическом колледже Цфат . [143] [144] [145]
Демография [ править ]
В 2008 году население Цфата составляло 32 000 человек. [146] По данным CBS за 2001 год, этнический состав города на 99,2% составлял евреи и неарабы, без значительного арабского населения. 43,2% жителей были в возрасте 19 лет и младше, 13,5% - в возрасте от 20 до 29 лет, 17,1% - в возрасте от 30 до 44 лет, 12,5% - в возрасте от 45 до 59 лет, 3,1% - в возрасте от 60 до 64 лет и 10,5% - в возрасте 65 лет и старше. .
В городе проживает относительно большая община евреев-харедим . [143] Деревня Акбара на юго-западной окраине города, в которой проживало около 500 арабских мусульман, большинство из которых принадлежали к одному клану Халихал, находится под муниципальной юрисдикцией Цфата. [147]
Мэры [ править ]
- 1948–1955 — Моше Педезур
- 1955–1965 — Авраам Хакоэн
- 1965–1967 - Море Мейбер
- 1967–1971 - Yakov Hopert
- 1971–1973 - Эли Кадош
- 1973–1983 - Аарон-Рафаэль Намиас
- 1983–1993 - Зеев Перл
- 1993–1998 - Моше Хания.
- 1998–2001 - Йосеф Оз
- 2001–2003 - Одед Хамейри
- 2003–2008 - Ишай Маймон
- 2008–2018 – Илан Шохат.
- 2018–2024 - Сюки Оана
- 2024-настоящее время - Йоси Какон
Сейсмология [ править ]
Город расположен над трансформой Мертвого моря и является одним из городов Израиля, наиболее подверженных риску землетрясений (наряду с Тверией, Бейт-Шеаном , Кирьят-Шмоной и Эйлатом ). [148]
География [ править ]
Цфат находится в 40 километрах (25 миль) к востоку от Акры и в 20 километрах (12 миль) к северу от Тверии. [39]
Климат [ править ]
Климат в Цфате средиземноморский ( классификация климата Кеппена : Csa ) с жарким, сухим летом и прохладной, дождливой, а иногда и снежной зимой. В городе выпадает 682 мм (27 дюймов) осадков в год. Лето бездождливое и жаркое, со средней высокой температурой 31 ° C (88 ° F) и средней низкой температурой 20 ° C (68 ° F). Зимы прохладные и влажные, иногда выпадают осадки в виде снега. Зимой средняя высокая температура составляет 10 ° C (50 ° F), а средняя низкая температура - 5 ° C (41 ° F).
Климатические данные для Цфата (Хар Кенаан) (2004–2022 гг., крайности с 1939 г. по настоящее время) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 21.7 (71.1) | 26.7 (80.1) | 30.9 (87.6) | 34.5 (94.1) | 38.1 (100.6) | 40.0 (104.0) | 39.0 (102.2) | 42.0 (107.6) | 40.6 (105.1) | 36.0 (96.8) | 30.1 (86.2) | 24.4 (75.9) | 42.0 (107.6) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 10.3 (50.5) | 12.2 (54.0) | 15.6 (60.1) | 20.5 (68.9) | 25.3 (77.5) | 28.6 (83.5) | 30.6 (87.1) | 30.4 (86.7) | 28.5 (83.3) | 24.8 (76.6) | 18.1 (64.6) | 12.6 (54.7) | 21.4 (70.5) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 7.6 (45.7) | 9.1 (48.4) | 11.7 (53.1) | 15.9 (60.6) | 20.1 (68.2) | 23.1 (73.6) | 25.2 (77.4) | 25.2 (77.4) | 23.4 (74.1) | 20.4 (68.7) | 14.8 (58.6) | 10.0 (50.0) | 17.2 (63.0) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 5.0 (41.0) | 6.0 (42.8) | 7.9 (46.2) | 11.3 (52.3) | 14.9 (58.8) | 17.6 (63.7) | 19.9 (67.8) | 20.0 (68.0) | 18.4 (65.1) | 15.9 (60.6) | 11.4 (52.5) | 7.3 (45.1) | 13.0 (55.3) |
Рекордно низкий °C (°F) | −6.4 (20.5) | −9.0 (15.8) | −3.4 (25.9) | 0.2 (32.4) | 5.7 (42.3) | 8.7 (47.7) | 12.2 (54.0) | 13.0 (55.4) | 10.7 (51.3) | 5.9 (42.6) | −1.7 (28.9) | −3.2 (26.2) | −9.0 (15.8) |
Среднее количество осадков, мм (дюймы) | 182.1 (7.17) | 122.9 (4.84) | 61.4 (2.42) | 34.8 (1.37) | 12.3 (0.48) | 0.1 (0.00) | 0.0 (0.0) | 0.8 (0.03) | 3.3 (0.13) | 21.3 (0.84) | 72.3 (2.85) | 143.4 (5.65) | 654.7 (25.78) |
Среднее количество дождливых дней (≥ 0,1 мм) | 14.3 | 11.3 | 9.7 | 5.0 | 2.9 | 0.2 | 0.0 | 0.1 | 1.1 | 4.3 | 7.8 | 11.3 | 67.9 |
Источник: Метеорологическая служба Израиля. [149] [150] |
Образование [ править ]
По данным CBS, в городе 25 школ и 6292 ученика. Есть 18 начальных школ с контингентом учащихся 3965 человек и 11 средних школ с контингентом учащихся 2327 человек. В 2001 году 40,8% 12-классников Цфата имели право на получение аттестата зрелости ( багрут ). Академический колледж Цфат , первоначально являвшийся продолжением Университета Бар-Илан , получил независимую аккредитацию от Совета высшего образования Израиля в 2007 году. [151] В 2011–2012 учебном году колледж начал программу, разработанную специально для харедимского иудаизма . [152] Он был создан для того, чтобы позволить женщинам-харедим, живущим в Верхней Галилее, получить высшее образование, сохраняя при этом строгую религиозную практику. [152] Программа достигает этой цели посредством отдельных занятий для студентов мужского и женского пола. [152] Занятия также проводятся в определенные часы, чтобы дать женщинам возможность реализовать другие аспекты своей религиозности. [152]
В октябре 2011 года в Цфате открылась пятая медицинская школа Израиля, расположенная в отреставрированном историческом здании в центре города, которое когда-то было филиалом больницы «Хадасса» . [153]
Медицинский факультет Азриэли открылся в 2011 году как продолжение Университета Бар-Илан, созданного для подготовки врачей в регионе Верхней Галилеи. [154] Школы проводят клинические занятия в шести больницах региона:
- Медицинский центр Баруха Падеха
- Медицинский центр Зив
- Больница Западной Галилеи
- Больница EMMS Назарет
- Больница Святого Семейства
- Центр психического здоровья Мазра [154]
Программа «Ливнот У'Лехибанот» в Цфате обеспечивает открытую, внеконфессиональную атмосферу для молодых евреев, сочетающую волонтёрство, пешие походы и обучение с изучением еврейского наследия. [155]
Шарей Бина — это программа для женщин, которые только что закончили среднюю школу и хотят учиться в семинарии в Цфате в течение одного года. Она обучает молодых женщин, желающих испытать еврейскую духовность в мистическом городе Цфат. [156] изучение шехины и других каббалистических ритуалов. По сравнению с другими семинариями, Шарей Бина включает в обучение [157]
8 марта 2021 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что Израиль откроет свой 10-й университет в Цфате после растущей потребности в университете в северном округе Израиля . существовали Планы по созданию университета в Галилее с 2005 года, но никакого прогресса не было достигнуто до 2015 года, когда Нетаньяху пообещал начать работу над проектом во время конференции в Галилее. [158]
Культура [ править ]
Колония художников [ править ]
В 1950-х и 1960-х годах Цфат был известен как художественная столица Израиля. Колония художников, основанная в старом арабском квартале, была центром творчества, привлекавшим художников со всей страны, среди них Ицхак Френкель , Йосл Бергнер , Моше Кастель , Менахем Шеми, Шимшон Хольцман и Ролли Шаффер .
В честь открытия Художественного музея Глитценштейна в 1953 году художник Мане Кац подарил городу восемь своих картин. Сегодня в этом районе расположено большое количество галерей и мастерских, которыми управляют отдельные художники и продавцы произведений искусства. В исторических домах крупных израильских художников работает несколько музеев и галерей, таких как музей Френкеля Френеля и галерея Бейт-Кастель (в Моше Кастеля ). бывшем доме [159] [160] [161]
Музыка [ править ]
В 1960-е годы в Цфате располагались лучшие ночные клубы страны, где проходили дебютные выступления Наоми Шемер , Арис Сан и других певиц. [162] Настоящее время, Цфат называют клезмерской столицей мира, где ежегодно проводится клезмерский фестиваль, на который съезжаются лучшие музыканты со всего мира. [163] [164] действует школа мировой музыки, особенно восточной музыки под названием «Макамат» В квартале художников Цфата . [165]
Музеи [ править ]
- Музей Бейт-Хамейри документирует еврейскую общину Цфата за последние 200 лет.
- В Музее искусства печати представлен первый печатный станок на иврите.
Исторические места [ править ]
- Цитадель Хилл
Цитадель-Хилл, на иврите Ха-Мецуда, возвышается к востоку от Старого города и названа в честь огромного замка крестоносцев, а затем мамлюков, построенного здесь в XII и XIII веках и продолжавшего использоваться до тех пор, пока не была полностью разрушена землетрясением 1837 года. Его руины видны до сих пор. На западном склоне под руинами стоит бывший британский полицейский участок, все еще испещренный пулевыми отверстиями, оставшимися во время войны 1948 года.
- Старый еврейский квартал
До 1948 года большая часть еврейского населения Цфата проживала в северной части старого города. В настоящее время здесь расположены 32 синагоги, его также называют синагогальным кварталом, и он включает в себя синагоги, названные в честь выдающихся раввинов города: Абухава , Альшейха , Каро , а также две синагоги, названные в честь раввина Исаака Лурии : одна ашкеназская , другая сефардская.
- Здания мамлюкского периода
Дальше на юг находятся два монументальных здания мамлюкского периода:
- Красная мечеть при хане (1276 г.)
- Мавзолей мамлюков, ныне используемый масонами . Мавзолей был построен для мамлюкского наиба (губернатора) Цфата Музаффара ад-Дина Мусы ибн Хаджа ар-Руктая Мусы Музаффара ад-Дина ибн Руктая аль-Хаджа, который умер в 762 г. хиджры/1360–1361 гг. н. э.). [166] [167]
К юго-востоку от Квартала художников находится Сарая , укрепленная резиденция губернатора, построенная Захиром аль-Умаром (1689/90–1775).
В отчете об «уничтожении нееврейских исторических мест в Цфате» упоминаются мавзолей, древняя могила и древняя мечеть, превращенная в клуб. [168]
Известные люди [ править ]
Города-побратимы — города-побратимы [ править ]
Цфат является побратимом :
- Эржебетварош , Будапешт , Венгрия
- Гуарда , Португалия [169]
- Лилль , Франция [170]
- Никополь , Болгария [171]
- Округ Палм-Бич , Флорида , США
- Толедо , Кастилия-Ла-Манча , Испания
Галерея [ править ]
- Памятник израильским солдатам, сражавшимся в арабо-израильской войне 1948 года.
- Цфат в 2009 году
- Вид на Цфат
- Вид на Цфат
- Дома в Цфате
- Дверной проем в Бейт Кастель , Цфат галерее
См. также [ править ]
- Список башен с часами - в Цфате есть собственная османская башня с часами Сарайи (дома правительства), открытая в 1900 году.
Примечания [ править ]
- ^ Цитируется слова Аббаса: «Люди были мотивированы бежать... Они боялись возмездия со стороны сионистских террористических организаций, особенно со стороны Цфата. Те из нас, кто жил в Цфате, особенно боялись, что евреи питают старые желания отомстить за то, что произошло во время 1929 года. восстание.... Они поняли, что баланс сил меняется, и поэтому весь город был оставлен по этой причине – спасение наших жизней и нашего имущества». [138] В 2012 году Аббас заявил: «Я уже однажды был в Цфате. Я хочу увидеть Цфат. Это мое право видеть его, но не жить там». [139]
Ссылки [ править ]
- ^ Эрхард Горис (1996). Святая Земля . Арт-путеводитель (на немецком языке). Кельн: ДюМон. п. 267. ИСБН 3-7701-3860-0 .
Египетский фараон Тутмос III (1490-1436) также упомянул сок, который, возможно, был идентичен Цфату, в своем списке завоеванных городов Ханаана. (Египетский фараон Тутмос III (1490-1436) упомянул Сафт в своем списке городов, завоеванных в Ханаане , который может быть идентичен Цфату.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Региональная статистика» . Центральное статистическое бюро Израиля . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ «Цфат | История, местоположение и факты | Британика» . www.britanica.com . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ «Подробный путеводитель по мистическому городу Цфат (или Цфат)» . Тайм-аут Израиль . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ «Цфат» . Статья о еврейской виртуальной библиотеке . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Аббаси (2004), стр. 40–42.
- ^ Моррис (2004) 221–226.
- ^ Музей Гехта (2013). После Парижской школы (на английском и иврите). Израиль. ISBN 9789655350272 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Квартал художников Цфата» . www.safed.co.il . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ «Парижская школа и квартал художников Цфата» . Музей Гехта . 24 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вильней, Зев (1972). «Цефат». Путеводитель по Израилю . Иерусалим , Палестина: ХаМакор Пресс. стр. 522–532.
- ^ «Planetware Цфат Туризм» . Planetware.com. Архивировано из оригинала 12 августа 2011 г. Проверено 7 января 2012 г.
- ^ «Журнал Хадасса» . Хадасса.орг. Архивировано из оригинала 4 августа 2012 г. Проверено 6 мая 2009 г.
- ^ Мэтью 5:14
- ^ Комментарий Элликотта для современных читателей и Комментарий Мейера NT к Матфея 5, оба по состоянию на 9 декабря 2016 г.
- ↑ География Израиля: Цфат , по состоянию на 9 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Цфат». Энциклопедия иудаики . Том. 14. Иерусалим , Израиль: Кетер. 1972. с. 626.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дрори 2004, с. 163.
- ^ Луз 2014, с. 33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барбе 2016, с. 63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элленблюм 2007, с. 179, примечание 15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Элленблюм 2007, с. 179, примечание 16.
- ^ Барбе 2016, с. 58.
- ^ Элленблюм 2007, с. 179.
- ^ Элленблюм 2007, с. 180
- ^ Ховард М. Сачар, Прощай, Испания: вспоминают мир сефардов, Random House, 2013, стр. 190.
- ^ Барбе 2016, стр. 56, 59.
- ^ Барбе 2016, с. 56.
- ^ Барбе 2016, с. 59.
- ^ Барбе 2016, с. 57.
- ^ Барбе 2016, стр. 63, 59.
- ^ Сачар 1994, с. 120.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарон 2007, с. 152
- ^ Дрори 2004, с. 164.
- ^ Шехтер, Соломон. Исследования по иудаизму: вторая серия (Классика иудаизма 3) , с. 206. ООО «Горгиас Пресс», 2003. ISBN 1-59333-039-1
- ^ Барбе 2016, с. 68.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Луз 2014, с. 34.
- ^ Прингл 1985, с. 139.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Амитай-Прейсс 1995, с. 757.
- ^ Луз 2014, стр. 34–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Луз 2014, с. 35.
- ^ Холт 1995, с. 11.
- ^ Амитай-Прейсс 1995, стр. 757–758.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Амитай-Прейсс 1995, с. 758.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дрори 2004, с. 165.
- ^ Дрори 2004, стр. 166–167.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дрори 2004, с. 166.
- ^ Петерсен, с. 73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барбе 2016, стр. 71–72.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарон, 1997, с. xii
- ^ Род 1979, стр. 16–17.
- ^ Барбе 2016, стр. 72.
- ^ Аль-Димашки, с. 210, цитируется в Le Strange, p. 524
- ^ Петерсен, стр. 260–261.
- ^ Абуль Фида, с. 243, цитируется в Le Strange, p. 525
- ^ Луз 2014, стр. 178–180.
- ^ Луз 2014, с. 178.
- ^ Луз 2014, стр. 178–179.
- ^ Луз 2014, стр. 179–180.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Луз 2014, с. 180.
- ^ Луз 2014, с. 179.
- ^ Род 1979, с. 17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Род 1979, с. 18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лайиш 1987, с. 67.
- ^ Род 1979, стр. 18–19.
- ^ Род 1979, стр. 16–17, 25–26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Аббаси 2003, с. 50.
- ^ Бернард Льюис (1954). «Исследования в Османских архивах – I». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 16 (3): 469–501. дои : 10.1017/s0041977x00086808 . S2CID 162304704 .
- ^ Авраам Дэвид, 2010. стр. 95–96
- ^ Бернард Льюис (1954). «Исследования в османских архивах - I». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 16 (3): 469–501. дои : 10.1017/S0041977X00086808 . S2CID 162304704 .
- ^ Род 1979, с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Petersen (2001), Gazetteer 6, s,v. Ṣafad
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Род 1979, стр. 34–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбид и Янг, 1976, с. 7.
- ^ Лайиш 1987, с. 70.
- ^ Лайиш 1987, с. 71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Цфат» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 25 октября 2008 г.
- ^ У Джесефа Каро было искреннее желание создать новое раввинское учреждение с Галахиком - Семихой , фактически после испанской диаспоры «фигура Рава » на самом деле никем не была представлена; Джозеф Каро пишет, что это было невозможно , потому что группа « высокомерных людей» совершила небольшое вторжение в [его] центр.
- ^ Кенесет Исраэль бе-Эрец-Исраэль. Хаад ха-леуми (1947). Исторический меморандум Генеральный совет еврейской общины Палестины. п. 56.
- ^ Род 1979, с. 20.
- ^ Авраам Дэвид (1988). «Демографические изменения в еврейской общине Цфата XVI века» . В Роберте Дане (ред.). Запад и Восток: дань памяти Александру Шейберу . Архив Брилла. стр. 86–87. ISBN 9789630540247 .
- ^ «Османцы и Сефевиды 17 века» . Мичиганский государственный университет . Архивировано из оригинала 17 августа 2000 г. Проверено 25 октября 2008 г.
- ^ Авраам Дэвид; Дена Ордан (2010). Прийти на землю: иммиграция и расселение в Эрец-Исраэль XVI века . Издательство Университета Алабамы. п. 117. ИСБН 978-0-8173-5643-9 . Проверено 24 октября 2011 г.
- ^ Дэйв Винтер (1999). Справочник Израиля: с территориями Палестинской автономии . Справочники по следам. п. 714. ИСБН 978-1-900949-48-4 .
Первоначально Сарая была построена как караван-сарай в период Османской империи, хотя позже она использовалась как турками, так и британцами в качестве административного здания.
- ^ Абу-Хусейн 1985, стр. 83–84.
- ^ Абу-Хусейн 1993, стр. 5–7.
- ^ Абу-Хусейн 1985, с. 99.
- ^ Абу-Хусейн 1985, с. 121.
- ^ Эдвард Робинсон (1841 г.). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Крокер и Брюстер. п. 333 . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Финкельштейн 1960, с. 63.
- ^ Джоэл Раппель. История Эрец-Исраэль от предыстории до 1882 г. (1980), Том 2, стр.531. «В 1662 году Саббатай Севи прибыл в Иерусалим. Это было время, когда еврейские поселения Галилеи были разрушены друзами: Тверия была совершенно опустошена, и лишь немногие из бывших жителей Цфата вернулись...»
- ^ Барнаи, Джейкоб. Евреи в Палестине в восемнадцатом веке: под патронажем Стамбульского комитета официальных лиц Палестины (University of Alabama Press, 1992). ISBN 978-0-8173-0572-7 ; п. 14
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтаси 1988, с. 66.
- ^ Петерсен 2001, с. 261.
- ^ Джуда 1987, с. 24.
- ^ Коэн 1973, с. 83.
- ^ Коэн 1973, стр. 84–85.
- ^ Коэн 1973, стр. 93–95.
- ^ Саар Х. Когда Израиль дрожит: бывшие землетрясения. Юнет онлайн. 11.05.2012. (на иврите)
- ^ Моргенштерн 2006, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Франко 1916, с. 633.
- ^ Моргенштерн 2006, с. 72.
- ^ Моргенштерн 2006, с. 60.
- ^ Моргенштерн 2006, с. 61.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сафи, Халед М. (2008), «Территориальное сознание во время палестинского восстания 1834 года» , Роджер Хикок (редактор), « О временах и пространствах в Палестине: потоки и сопротивления идентичности» , Бейрут: Presses de l'Ifpo, ISBN 9782351592656
- ^ Сикер 1999, с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дорогой 1992, с. 256 .
- ^ Томас А. Идинопулос (1998). Испытанные чудесами: история Палестины от Бонапарта и Мухаммеда Али до Бен-Гуриона и муфтия . Иван Р. Ди. п. 63. ИСБН 978-1-56663-189-1 .
- ^ Либер 1992, стр. 256–257.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Амбрасейс, Нью-Йорк (25 ноября 1997 г.). «Землетрясение 1 января 1837 года в Южном Ливане и Северном Израиле». Анналы геофизики . 40 (4). дои : 10.4401/ag-3887 . hdl : 2122/1595 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аббаси 2003, с. 52.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Аббаси 2003, с. 54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Аббаси 2003, с. 56.
- ^ Аббаси 2003, с. 55.
- ^ Абу Манна, Вейсманн и Закс 2005, с. 178 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аббаси 2003, с. 51.
- ^ Аббаси 2003, стр. 50–51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Аббаси 2003, с. 53.
- ^ Мастерман, EWG (01 октября 1914 г.). «Цфат» . Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 46 (4): 169–179. дои : 10.1179/peq.1914.46.4.169 . ISSN 0031-0328 .
- ^ Аббаси 2003, стр. 53–54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шумахер, 1888, с. 188
- ^ Лаиш 1987, стр. 68, 71.
- ^ Диб 1996, с. 1.
- ^ Аббаси 2003, стр. 55–56.
- ^ Петерсен 2001, с. 259.
- ^ Бэррон, 1923, с. 6
- ^ «Арабское нападение на Цфат», The Times , суббота, 31 августа 1929 г.; п. 10; Выпуск 45296; холодный.
- ^ Резолюция Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г.: Проверено 3 марта 2014 г. Архивировано 24 мая 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Мартин (2005). Рутледж Атлас арабо-израильского конфликта. Рутледж. ISBN 0-415-35901-5 .
- ^ Мартин Гилберт Исраэль, История William Morrow & Co, Нью-Йорк, 1998 г. ISBN 0-688-12362-7 стр. 174
- ^ Бенни Моррис, 1948, Первая арабо-израильская война , 2008 Издательство Йельского университета, стр. 157
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилберт, 1998, с. 177
- ^ «1948 год» . Издательство Йельского университета. 28 апреля 2008 г. - через Интернет-архив.
- ^ Моррис, 2004, с. 223
- ^ Бродмид в ХК, 5 мая 1948 г., SAMECA CP III\5\102. Цитируется по Моррису, 2004, с. 223
- ^ Моррис 2004, стр. 224, цитирует неназванный источник из Книги Пальмы II.
- ^ Моррис, 2004, стр. 224, цитирует Игаля Аллона из Книги Пальмы II.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сара Хониг (17 июля 2009 г.). «Другой путь: самоизоляция из-за вины» . «Джерузалем Пост» .
- ^ Гарриет Шервуд в Иерусалиме (4 ноября 2012 г.). «Махмуд Аббас возмущает палестинских беженцев, отказываясь от своего права на возвращение | Мировые новости» . Хранитель . Лондон . Проверено 12 марта 2013 г.
- ↑ Бенни Моррис , «Было ли израильское грабежи в 1948 году частью более широкой политики изгнания арабов?», « Гаарец», 3 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Цфат» . Safed.co.il . Проверено 12 мая 2012 г.
- ^ Майр, Грег (15 июля 2006 г.). «Еще двое израильтян погибли, когда ракетный дождь из Ливана отбросил тысячи людей на юг» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шервуд, Харриет (7 декабря 2010 г.). «Десятки израильских раввинов откликнулись на призыв запретить продажу собственности арабам» . Хранитель . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ Ашкенази, Эли (28 апреля 2011 г.). «Раввин Цфат хвастается, что антиарабский указ сработал» . Гаарец . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ Кук, Джонатан (8 ноября 2010 г.). «Цфат — «самый расистский город» Израиля» . Национальный . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ «Таблица 3 – Население населенных пунктов с численностью свыше 1000 жителей и другое сельское население» (PDF) . Центральное статистическое бюро Израиля . 30 июня 2008 г. Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Хасин, Таль (4 августа 2020 г.). «Новая расистская реальность для арабов Цфата» . Гаарец . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ Эксперты предупреждают: сильное землетрясение может поразить Израиль в любое время Рэйчел Авраам, штатный автор United With Israel Дата: 22 октября 2013 г.
- ^ «Климатический атлас» . Метеорологическая служба Израиля . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Метеорологическая база данных» . Метеорологическая служба Израиля . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Академический колледж Цафет» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Омер-Ман, Майкл (9 декабря 2011 г.). «Колледж Цфата открывает прием для женщин-харедим» . «Джерузалем Пост» . ПроКвест 913691816 .
- ^ «В Цфате откроется новая медицинская школа» . Haaretz.com . 30 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "О." О компании | Медицинский факультет Азриэли | Университет Бар-Илан. По состоянию на 2 декабря 2018 г. http://medicine.biu.ac.il/en/node/3.
- ^ «Израильские программы - Кахал - Центр вдохновения». Ливнот У'Лехибанот. 19 ноября 1970 г. По состоянию на 2 декабря 2018 г. https://www.livnot.org/
- ^ "Цфат ДОМ". Раввин Кордоверо. По состоянию на 2 декабря 2018 г. https://www.safed.co.il/open-learning-environment-for-women.html.
- ^ Ротенберг, Дженни (апрель 2005 г.). «Призраки, художники и каббалисты: борьба за душу Цфата». Момент . п. 42. ПроКвест 228062899 .
- ^ «Израиль создаст свой 10-й университет в Цфате» . айнетьюс . 09.03.2021 . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Картины | Галерея Моше Кастеля | Израиль» . Мошекастельгалерея . Архивировано из оригинала 12 августа 2019 г. Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ «МУЗЕЙ ФРЕНЕЛЯ ФРЕНЕЛЯ» . www.frenkel-frenel.org . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Новости туризма Израиля, В центре внимания - Духовное путешествие по Цфату, дата доступа: 24.01.2018.
- ^ Ашкенази, Эли. «Инсайдерская работа?» . Гаарец . Проверено 25 октября 2008 г.
- ^ «Клезмерский фестиваль 2019 в Цфате» .
- ^ Дэвис, Барри (10 августа 2009 г.). «Музыку можно вынести из местечка» . Fr.jpost.com . Проверено 7 января 2012 г.
- ^ «Школа восточной музыки Макамат – WOMEX» . www.womex.com . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Томас Филипп; Ульрих Хаарманн, ред. (1998). Мамлюки в египетской политике и обществе . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521591157 . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ «Веб-сайт Управления развития Галилеи» . Архивировано из оригинала 25 января 2018 г. Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Нееврейские сокровища Цфата сталкиваются с неуважением и вандализмом - Гаарец
- ^ «Городские и городские побратимы» . Национальная ассоциация португальских муниципалитетов. Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ "La ville de Lille "met en veille" son jumelage avec Safed en Israel" . leparisien.fr . 31 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ [1] Архивировано 18 октября 2015 г. на Wayback Machine.
Библиография [ править ]
- Аббаси, Мустафа (февраль 2003 г.). «Арабская община Сафада 1840–1918: критический период» (PDF) . Иерусалим Ежеквартальный . 17 : 49–58.
- Аббаси, Мустафа (февраль 2004 г.). «Битва за Сафад в войне 1948 года: пересмотренное исследование» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 36 : 21–47.
- Абу Манна, Бутрус; Вейсманн, Ицхак; Закс, Фрума, ред. (2005). Османская реформа и мусульманское возрождение . ИБ Таурис. ISBN 1-85043-757-2 .
- Амитай-Прейсс, Р. (1995). «Шафад» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 757–759. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Барбе, Эрве (2016). «Замок Цфат и его территория: франкское поселение и колонизация восточной Верхней Галилеи в период крестоносцев». В Синибальди, Микаэла; Льюис, Кевин Дж.; Балаж, майор; Томпсон, Дженнифер А. (ред.). Пейзажи крестоносцев в средневековом Леванте: археология и история Латинского Востока . Кардифф: Издательство Уэльского университета. стр. 55–80. ISBN 978-1-78316-924-5 .
- Бэррон, Дж. Б., изд. (1923). Палестина: Отчет и общие итоги переписи 1922 года . Правительство Палестины.
- Коэн, Амнон (1973). Палестина в XVIII веке: модели государственного управления и управления . Иерусалим: Магнес Пресс. ISBN 978-0-19-647903-3 .
- Диб, Мэри-Джейн (1996). «Биографическая заметка». В Дибе, Мэри-Джейн; Кинг, Мэри Э. (ред.). Хасиб Саббах: от палестинского беженца до гражданина мира . Лэнхэм, Мэриленд и Лондон: Институт Ближнего Востока и университетское издательство Америки. ISBN 0-916808-43-2 .
- Дрори, Джозеф (2004). «Основание новой мамлаки» . Зимой, Майкл; Леванони, Амалия (ред.). Мамлюки в египетской и сирийской политике и обществе . Брилл. ISBN 9789004132863 .
- Эбид, РЮ; Янг, MJL (1975). Некоторые арабские юридические документы османского периода: из коллекции рукописей Лидса, Университет Лидса, факультет семитских исследований . Архив Брилла. ISBN 90-04-04401-9 .
- Элленблюм, Р. (2007). Замки крестоносцев и современная история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139462556 .
- Франко, М. (1916). «Цфат». Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Том. 10. Нью-Йорк и Лондон: Компания Фанк и Вагналлс. стр. 633–636.
- Правительство Палестины, Департамент статистики (1945 г.). Статистика деревни, апрель 1945 года .
- Хадави, С. (1970). Деревенская статистика 1945 года: Классификация собственности на землю и территории в Палестине . Исследовательский центр Организации освобождения Палестины.
- Холт, премьер-министр (1995). Ранняя мамлюкская дипломатия, 1260–1290: Договоры Бейбарса и Калавуна с христианскими правителями . Лейден и Нью-Йорк: Брилл. ISBN 90-04-10246-9 .
- Лаиш, Аарон (1987). « Вакфы» и суфийские монастыри в колонизационной политике Османской империи: «вакуф» султана Селима I 1516 года в пользу Дайра аль-Асада». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 50 (1): 61–89. дои : 10.1017/S0041977X00053192 . JSTOR 616894 . S2CID 161757141 .
- Ле Стрэндж, Г. (1890). Палестина под властью мусульман: описание Сирии и Святой Земли с 650 по 1500 год нашей эры . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Либер, Шерман (1992). Мистики и миссионеры: евреи в Палестине, 1799–1840 гг . Университет Юты Пресс. п. [ https://archive.org/details/mysticsmissionar0000lieb/ . ISBN 978-0-87480-391-4 .
- Луз, Нимрод (2014). Город мамлюков на Ближнем Востоке: история, культура и городской ландшафт . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-04884-3 .
- Миллс, Э., изд. (1932). Перепись Палестины 1931 года. Население деревень, городов и административных районов . Иерусалим: Правительство Палестины.
- Моргенштерн, Арье (2006). Ускорение искупления: мессианство и переселение Земли Израиля . Перевод Джоэла А. Линсайдера. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530578-4 .
- Моррис, Б. (2004). Возобновление возникновения проблемы палестинских беженцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-00967-7 .
- Петерсен, Эндрю (2001). Справочник зданий в мусульманской Палестине, Часть 1 . Лондон: Совет британских исследований в Леванте. ISBN 978-0-19-727011-0 .
- Прингл, Д. (1985). «Обзорная статья: Реконструкция замка Сафад». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 117 (2): 139–149. дои : 10.1179/peq.1985.117.2.139 .
- Род, Х. (1979). Управление и население Санджака Сафада в шестнадцатом веке (доктор философии). Колумбийский университет.
- Салиби, К. (1988). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07196-4 .
- Шумахер, Г. (1888). «Список населения Ливы Акки» . Ежеквартальный отчет — Фонд исследования Палестины . 20 : 169–191.
- Шэрон, М. (1997). Корпус арабских надписей Палестины, А. Том. 1. Брилл. ISBN 90-04-10833-5 .
- Шэрон, М. (2007). Корпус арабских надписей Палестины будет добавлен . Брилл. ISBN 978-90-04-15780-4 .
- Сикер, Мартин (1999). Изменение формы Палестины: от Мухаммеда Али до британского мандата, 1831-1922 гг . Вестпорт и Лондон: Прегер. ISBN 0-275-96639-9 .
Внешние ссылки [ править ]
- Веб-сайт городского совета. Архивировано 2 августа 2021 г. на Wayback Machine.
- zefat.net (на иврите)
- Туристический информационный центр
- Руководство сообщества Нефеш Б' Нефеш по Цфату
- Обзор Западной Палестины, карта 4: IAA , Wikimedia commons ; Цфат на PEF карте
- Цфат
- Священные города
- Города в Северном округе (Израиль)
- места еврейского паломничества
- Замки крестоносцев
- Замки и укрепления Иерусалимского королевства
- Замки и укрепления тамплиеров
- Замки Израиля
- Древние еврейские поселения Галилеи
- Османские башни с часами
- Башни с часами в Израиле
- Священные города иудаизма