Аль-Заядина
Аль-Заядина (единственное число: Зайдани или Зидани , также называемый Бану Зайдан ) — арабский клан, базирующийся в Галилее . Они были наиболее известны после одного из их шейхов (вождей) Захира аль-Умара , который посредством своих налоговых ферм , экономических монополий, народной поддержки и военной силы управлял полуавтономным шейхом в северной Палестине и прилегающих регионах в 18 веке. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]По словам историка Ахмада Хасана Джуды, происхождение заядин неясно, но они определенно принадлежали к арабским племенам. клана заявляют о своем происхождении от Зайда, сына Хасана ибн Али и внука Али , четвертого халифа ислама Члены . Однако историки Михаил Саббах и Иса аль-Малуф утверждают, что предком клана был скорее человек по имени Зайдан, отсюда и их имя «[Бану] Зайдан» (множественное число: «Заядина»). Некоторые историки полагают, что этот клан был родом из Хиджаза (западная Аравия ) и что они мигрировали в Левант во время . завоевания региона Саладином в конце 12 века [ 1 ]
В ранний османский период (1517–1917) члены Заядина жили в окрестностях Мааррат ан-Нумана , города на главной дороге между Дамаском и Алеппо . По словам Саббаха, это был полукочевой и относительно небольшой клан, насчитывавший примерно пятьдесят человек, и поэтому находился под защитой более крупного племени Бану Асад. [ 1 ] Однако Джуда отмечает, что в то время в Леванте не было никаких упоминаний о племени Бану Асад. Саббаг утверждает, что со своей базы возле Мааррат ан-Нумана Заядина установила прибыльные отношения с торговцами из Алеппо и Дамаска, а шейх клана стал достаточно богатым, чтобы стать мишенью их защитников Бану Асад. Заядины подверглись нападению последних и двинулись на юг, в конечном итоге обосновавшись в Тверии в восточной Галилее . [ 2 ]
Они были мусульманами-суннитами [ 3 ] и племенно связан с фракцией Кайс, противостоящей Яману .
Основание в Галилее
[ редактировать ]Личность шейха Зайдани, поселившего семью в Тверии в 17 веке, окончательно не известна. В ряде источников он упоминается как «Абу Зайдан». [ 4 ] Первым членом династии, засвидетельствованным в исторических записях, был шейх Умар аз-Зайдани . Его отцом был шейх Салих. [ 4 ] который, как известно, заработал хорошую репутацию и занимал руководящую роль в подрайоне Шагур в центральной Галилее. Отец Умара или другие предки, вероятно, сдавали в субаренду в Ливане из династии илтизам (налоговые фермы с ограниченным сроком действия) в этом районе у эмиров друзов Ма'н , которые часто владели илтизамом Цфата Горном . [ 5 ] Заядина, очевидно, закрепилась в долине Шагур , вырвав контроль над ней у друзовского шейха близлежащей Салламы . [ 2 ] Заядина разграбили Салламу где-то между 1688 и 1692 годами. [ 3 ] Девять других друзских деревень в том же районе также были разрушены, в том числе Каммане и Даллата . [ 6 ]
Примерно в 1698 году Умар был фактически назначен сборщиком налогов Цфата муката ( налогового округа) Баширом Шихабом , потомком народа Ма'нов по материнской линии, который унаследовал власть друзов в Горном Ливане и илтизам , или налоговая ферма с ограниченным сроком действия , Цфата губернатором Сидона . К 1703 году Умар стал достаточно могущественным, чтобы французский вице-консул Сидона считал его «верховным шейхом Галилеи», в то время как его братья Али и Хамза были мультазимами в западной Нижней Галилее и окрестностях Назарета соответственно, около на этот раз. [ 7 ] [ а ]
Умар умер в 1706 году, и на посту главы семьи его сменил старший сын Саад . [ 9 ] Заядина были свергнуты со своего илтизама губернатором Сидона в следующем году, после смерти Башира, но были восстановлены преемником Башира, Хайдаром Шихабом , когда он победил своих соперников-друзов Башира за контроль над бывшим илитизамом в 1711 году. [ 8 ] Около 1707 года заядины были вынуждены покинуть территорию Тверии и были приглашены поселиться в другом месте Галилеи племенем Бану Сакр , которое контролировало регион к западу от Тверии. Саад решил жить в Аррабат-эль-Баттуфе . [ 2 ]
Господство Галилеи
[ редактировать ]Заядина расширила свой илтизам и территорию на большую часть Галилеи в 1730-х годах, а младший брат Саада, Захир аль-Умар , стал выдающимся вождем семьи. Он захватил город Тверию, получил его илтизам и укрепил его как свою штаб-квартиру, начиная примерно с 1730 года. Саад перенес родовую резиденцию из Аррабы в близлежащий Дейр-Ханна , который он значительно укрепил. Их двоюродный брат Мухаммед, сын их дяди Али, продолжал доминировать в районе Шефа-Амр из штаб-квартиры своего отца в Дамуне . К 1740 году Захир и его семья получили илтизам или иным образом установили свой контроль в Цфате и его окрестностях, Назарете , крепости Джиддин и прибрежной равнине Акры, а также деревнях-крепостях Биина в Шагуре. [ 10 ] Дейр-эль-Касси и Сухмата . [ 11 ]
Заядина под командованием Захира и Саада выдержала осаду своих штаб-квартир в Тверии и Дейр-Ханне в 1742 и 1743 годах со стороны губернатора Дамаска Сулеймана-паши аль-Азма , имевшего поддержку имперского правительства в Константинополе . Провал осады и последующая долгосрочная разрядка, достигнутая с преемником Сулеймана-паши, Асад-пашой аль-Азмом, позволили Захиру сосредоточиться на захвате стратегической портовой деревни Акко . Он оккупировал его в 1744 году, а к 1746 году получил илтизам . При этом он приказал арестовать и казнить своего двоюродного брата Мухаммеда Дамунского, чтобы устранить его как претендента на влияние в Акре. [ 12 ]
Внутрисемейный конфликт
[ редактировать ]
Имея штаб-квартиру в Акре с 1750 года, Захир разместил своих сыновей в стратегических крепостях по всей Галилее, чтобы защитить там свои интересы, а именно, контролируя подчиненных деревенских вождей и защищая свои владения от набегов бедуинов. Хотя передача этих команд своим сыновьям должна была гарантировать ему контроль над регионом, сыновья в конечном итоге боролись против Захира и друг с другом за власть и влияние. Этот процесс усилился в 1760-х годах, когда сыновья стремились укрепить свои позиции в ожидании смерти стареющего отца. [ 13 ] У сыновей Захира были разные матери, и в этих спорах они часто опирались на своих родственников по материнской линии. [ 14 ] Захира трое старших сыновей, Салиби , Усман и Али, считали себя будущими преемниками своего отца. [ 14 ] и последние два, в частности, были основными движущими силами восстаний за усиление контроля над территорией. [ 15 ]
Еще в 1753 году Усман восстал и основал базу в Дженине , оплоте соперника Заядина, Джараров . Оттуда он вел интриги против Захира, который схватил его и сослал в Египет на неясный срок. [ 15 ] В 1761 году Захир обнаружил заговор Саада, до сих пор его главного советника и ключевой фигуры в его успехах, с целью свергнуть и заменить его при поддержке Усмана. Захир убедил Усмана убить Саада в обмен на контроль над Шефа-Амром. Усман убил Саада, но мольбы жителей Шефа-Амра заставили Захира отказаться от назначения. [ 16 ] При поддержке своих сводных братьев Ахмада и Саад ад-Дина, которые также были возмущены отказом Захира уступить им больше территории, Усман осадил Шефа-Амр в 1765 году. По указанию Захира местные жители успешно защитили город. Затем три брата обратились к старшему и самому преданному сыну Захира, Салиби, который руководил Тверией после неудачной осады Сулейман-паши, с просьбой вмешаться от их имени, но Салиби не смог убедить Захира пойти на уступки. [ 17 ]
Затем четыре брата попытались возобновить свой союз с Сакром, которого Захир с тех пор был разгромлен на равнине Мардж ибн Амер в 1762 году. Их усилия потерпели неудачу, когда Захир подкупил племя, чтобы оно отказало ему в поддержке. Впоследствии он заключил Усмана в тюрьму в Хайфе на шесть месяцев, а затем сослал его в деревню недалеко от Цфата. [ 17 ] В мае 1766 года Усман возобновил восстание против Захира при поддержке друзовских кланов Галилеи, но эта коалиция потерпела поражение от Захира. [ 18 ] Посредничество Исмаила Шихаба из Хасбайи завершилось мирным саммитом недалеко от Тира , на котором Захир и Усман примирились. В результате Усману был предоставлен контроль над Назаретом. [ 19 ]
В сентябре 1767 года разразился конфликт между Захиром и его сыном Али, штаб-квартира которого находилась в Цфате, из-за отказа первого уступить контроль над стратегическими деревнями-крепостями Дейр-Ханна и Дейр-эль-Касси. До спора Али был верен Захиру и доказал свою эффективность, помогая ему подавлять инакомыслие среди других своих сыновей и в битвах с внешними врагами. Позже в том же месяце силы Захира двинулись на Цфат, вынуждая Али сдаться. Захир простил его и уступил Дейр аль-Касси. [ 20 ] Внутрисемейный конфликт возобновился несколько недель спустя, когда Али и его брат Саид выступили против Захира и Усмана. Ибрагим Саббах, финансовый советник Захира, выступил посредником в соглашении, в соответствии с которым Саиду был предоставлен контроль над деревнями Туран и Хиттин . [ 21 ]
Али отказался вести переговоры, продолжая добиваться контроля над Дейр-Ханной, в чем ему отказал Захир. Али заручился поддержкой Салиби, и они оба победили своего отца, который с тех пор демобилизовал свои войска и полагался на местных добровольцев из Акры. Захир повторно мобилизовал своих магрибских наемников в Акре и победил Али, который впоследствии в октябре бежал из Дейр-Ханы. Из сочувствия детям Али, оставшимся в крепостном селе, он помиловал его при условии, что он заплатит 12 500 пиастров и 25 арабских лошадей . за крепость [ 22 ] К декабрю 1767 года внутрисемейные споры Захира утихли. [ 23 ]
Восстания сыновей Захира почти всегда поддерживал губернатор Дамаска Усман-паша, который стремился поддержать внутренние разногласия, чтобы ослабить Захира. [ 24 ] Последний по крайней мере один раз в 1765 году подавал жалобы имперскому правительству на поддержку Усман-пашой своих мятежных сыновей. [ 25 ] Захир получил поддержку губернатора Сидона Мухаммад-паши аль-Азма , противника Усмана-паши, который стремился восстановить власть азмов в Дамаске. Хотя поддержка Сидона не имела практической военной ценности, поддержка номинального начальника Захира обеспечила ему официальную легитимность на фоне восстаний его семьи. [ 26 ]
Потомки
[ редактировать ]В Хайфе в XIX и начале XX веков семья аль-Башира аль-Зайдани, потомки Заядины, пользовалась влиянием среди улемов Хайфы (класс мусульманских ученых) и ее шариатского суда (исламского права). [ 27 ] Положение Баширов среди религиозных учреждений Хайфы сократилось к 1880-м годам, и к тому времени они потеряли большую часть своей собственности. [ 28 ]
Многие потомки Заядина в современном Израиле используют фамилию «аз-Завахира». [ 29 ] или «Дхавари» [ 30 ] в честь Захира (чье имя в просторечии транслитерируется как «Дахер»). В основном они проживают в галилейских населенных пунктах Назарет , Биина, Кафр-Манда и, до ее обезлюдения во время арабо-израильской войны 1948 года , в деревне Дамун . [ 31 ]
Член Заядина Юсеф Аббас поселился в Аммане в Трансиордании в конце 17 века. Примерно три десятилетия спустя его семья мигрировала в Ирбид и с тех пор называлась «ат-Тал» («Холм»). Семью назвали аль-Тал, потому что в Аммане они жили недалеко от городской цитадели, построенной на холме или тале . Четверо сыновей Юсефа, Хусейн, Хасан, Абд ар-Рахман и Абд ар-Рахим, а также их современные потомки продолжают использовать фамилию аль-Таль, иногда с «Юсефом» в качестве предшественника. [ 32 ] Члены семьи аль-Тал из Ирбида занимали различные государственные должности в Османской империи в 19 и начале 20 веков. [ 33 ] Семья участвовала в создании Трансиорданского эмирата , британского протектората под номинальным правлением эмира Абдаллы , и играла важную роль в его правительстве. Среди выдающихся членов семьи - генерал Иорданского арабского легиона , Абдулла аль-Тал премьер-министр Иордании Васфи аль-Таль и его отец, поэт Мустафа Вахби Таль . [ 34 ]
Американский Беверли-Хиллз застройщик палестинского происхождения из Мохамед Хадид , отец моделей Джиджи , Беллы и Анвара , утверждает, что он происходит от Захира аль-Умара по материнской линии. [ 35 ] [ 36 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно отчетам французского консульства, Али был самым важным местным вождем в Нижней Галилее, контролируя основные производящие хлопок деревни Шефа-Амр , Тамра и Ибиллин в 1704 году, в то время как Хамза зарегистрирован как обладатель значительного влияния. в окрестностях Назарета в 1708 году. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джуда, 1987, с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Джуда, 1987, с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Фирро, 1992, с. 45
- ^ Перейти обратно: а б Джуда 1987 , с. 16.
- ^ Джуда 1987 , с. 17.
- ^ Фирро, 1992, с. 46
- ^ Коэн 1973 , стр. 8–9.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 1973 , с. 9.
- ^ Филипп 2001 , с. 31.
- ^ Филипп 2001 , стр. 32–34.
- ^ Иуда 2013 , с. 20.
- ^ Филипп 2001 , стр. 34–36.
- ^ Коэн 1973 , стр. 84–85.
- ^ Перейти обратно: а б Иуда 2013 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 1973 , стр. 85–86.
- ^ Иуда 2013 , стр. 54–55.
- ^ Перейти обратно: а б Иуда 2013 , с. 55.
- ^ Иуда 2013 , с. 56.
- ^ Иуда 2013 , стр. 56–57.
- ^ Иуда 2013 , с. 57.
- ^ Иуда 2013 , стр. 57–58.
- ^ Иуда 2013 , стр. 58–59.
- ^ Иуда 2013 , с. 60.
- ^ Коэн 1973 , с. 86.
- ^ Коэн 1973 , с. 44.
- ^ Иуда 2013 , с. 58.
- ^ Агмон, 2006, с. 67
- ^ Панзак, 1995, стр. 549-550.
- ^ Джуда, 1987, с. 118 .
- ^ Сроуджи, 2003, стр. 187.
- ^ Джуда, 1987, с. 121.
- ^ Ицхак, 2012, с. 21.
- ^ Ицхак, 2012, с. 22.
- ^ Ицхак, 2012, стр. 22-23.
- ^ Талли, Шон; Бланк, Дж. Б. (31 июля 1989 г.). «Большие финансисты Палестины» . Удача . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ «Девелопер сюрреалистической недвижимости Radar People» . АНЖ – Анджело . Современная роскошь. Август 2010 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2016 г. Проверено 17 июня 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Агмон, Ирис (1996). Семья и суд: правовая культура и современность в позднеосманской Палестине . Издательство Сиракузского университета. ISBN 9780815630623 .
- Коэн, Амнон (1973). Палестина в XVIII веке: модели государственного управления и управления . Иерусалим: Магнес Пресс. ISBN 978-0-19-647903-3 .
- Фирро, Кайс (1992). История друзов . Том. 1. БРИЛЛ. ISBN 9004094377 .
- Джуда, Ахмад Хасан (1987). Восстание в Палестине в восемнадцатом веке: эпоха шейха Захира аль-Умара . Кингстон Пресс. ISBN 9780940670112 .
- Джуда, Ахмад Хасан (2013). Восстание в Палестине в восемнадцатом веке: эпоха шейха Захира аль-Умара (второе изд.). Горгиас Пресс. ISBN 978-1-4632-0002-2 .
- Орсер, Чарльз Э. (1996). Образы недавнего прошлого: Чтения по исторической археологии . Роуман Альтамира. ISBN 9780761991427 .
- Филипп, Томас (2001). Акко: взлет и падение палестинского города, 1730-1831 гг . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231506038 .
- Сроуджи, Элиас С. (2003). Цикламены из Галилеи: Воспоминания врача из Назарета . iUniverse, Inc. ISBN 9780595303045 .
- Ицхак, Ронен (2012). Абдулла Аль-Талл, офицер Арабского легиона: арабский национализм и оппозиция хашимитскому режиму . Книги Аполлона. ISBN 9781845194086 .