Jump to content

Константинополь

Координаты : 41 ° 00'45 "N 28 ° 58'48" E  /  41,01250 ° N 28,98000 ° E  / 41,01250; 28,98000

Константинополь
Константинополь   ( древнегреческий )
Константинополь   ( лат .)
Константинополь   ( Османский турецкий язык )
Карта Константинополя византийского периода, соответствующая современным районам Фатих и Бейоглу в Стамбуле.
Карта византийского Стамбула.
Карта византийского Стамбула.
был основан на месте бывшей греческой колонии Византии Константинополь , которая сегодня известна в Турции как Стамбул .
Расположение Фатих и Бейоглу , Стамбул , Турция
Область Мраморноморский регион
Координаты 41 ° 00'45 "N 28 ° 58'48" E  /  41,01250 ° N 28,98000 ° E  / 41,01250; 28,98000
Тип Имперский город
Часть
Область 6 км 2 (2,3 квадратных мили), окруженных Константиновскими стенами14 км 2 (5,4 квадратных миль), окруженный стенами Феодосия
История
Строитель Константин Великий
Основан 11 мая 330
Периоды От поздней античности до позднего средневековья
Культуры
События Осада Константинополя , включая падение города ( 1204 и 1453 гг .)
Официальное название Исторические районы Стамбула
Тип Культурный
Критерии (i), (ii), (iii), (iv)
Назначен 1985 г. (9-я сессия )
Справочный номер. 356бис
Расширение 2017
Область 765,5 га
регион ЮНЕСКО Европа и Северная Америка
Хронология Константинополя
Столица Византийской империи 395–1204 гг. Н.э.; 1261–1453 гг. Н.э.

Константинополь [а] ( см. другие названия ) стал столицей Римской империи во время правления Константина Великого в 330 году. После распада Западной Римской империи в конце V века Константинополь оставался столицей Восточной Римской империи (также известной как Византийская империя ; 330–1204 и 1261–1453 гг.), Латинская империя (1204–1261 гг.) и Османская империя (1453–1922 гг.). После турецкой войны за независимость турецкая столица переехала в Анкару . Официально переименованный в Стамбул в 1930 году, город сегодня является крупнейшим городом в Европе , расположенным между Босфор проливом и расположенным как в Европе , так и в Азии , а также финансовым центром Турции .

В 324 году, после воссоединения Западной и Восточной Римских империй, древний город Византия был выбран новой столицей Римской империи, а император Константин Великий переименовал город в Нова Рома, или «Новый Рим». . 11 мая 330 года он был переименован в Константинополь и посвящен Константину. [6] Константинополь принято считать центром и «колыбелью православной христианской цивилизации ». [7] [8] С середины V до начала XIII века Константинополь был крупнейшим и богатейшим городом Европы. [9] Город прославился своими архитектурными шедеврами, такими как собор Святой Софии , собор Восточной Православной Церкви , служивший резиденцией Вселенского Патриархата ; священный Императорский дворец , где жили императоры; Ипподром ; Золотые ворота Сухопутных стен; и роскошные аристократические дворцы. был Константинопольский университет основан в V веке и содержал художественные и литературные сокровища до того, как был разграблен в 1204 и 1453 годах. [10] включая его обширную Императорскую библиотеку , которая содержала остатки Александрийской библиотеки и насчитывала 100 000 томов. [11] Город был домом Вселенского Патриарха Константинополя и хранителем самых святых реликвий христианского мира, таких как терновый венец и Истинный Крест .

Вид с воздуха на византийский Константинополь и Пропонтиду (Мраморное море)

Константинополь славился своими массивными и сложными укреплениями, входившими в число сложнейших оборонительных архитектур древности . Феодосийские стены состояли из двойной стены, лежащей примерно в 2 км (1,2 мили) к западу от первой стены, и рва с частоколом впереди. [12] Расположение Константинополя между Золотым Рогом и Мраморным морем уменьшало площадь суши, нуждавшуюся в оборонительных стенах. Город был построен намеренно, чтобы конкурировать с Римом , и утверждалось, что несколько возвышенностей в его стенах соответствовали «семи холмам» Рима. [13] Непробиваемая оборона окружала великолепные дворцы, купола и башни — результат процветания Константинополя как ворот между двумя континентами ( Европой и Азией ) и двумя морями (Средиземным и Черным). Несмотря на то, что Константинополь неоднократно осаждался различными армиями, оборона Константинополя оставалась непробиваемой в течение почти девятисот лет.

Однако в 1204 году армии Четвертого крестового похода захватили и опустошили город, и в течение нескольких десятилетий его жители жили под латинской оккупацией в сокращающемся и обезлюдевшем городе. В 1261 году византийский император Михаил VIII Палеолог освободил город, а после восстановления при династии Палеологов он частично восстановился. С приходом Османской империи в 1299 году Византийская империя начала терять территории, а город стал терять население. К началу 15 века Византийская империя сократилась до Константинополя и его окрестностей, а также Мореи в Греции, что сделало ее анклавом внутри Османской империи. Город был окончательно осажден и завоеван Империи Османской империей в 1453 году, оставаясь под ее контролем до начала 20 века, после чего он был переименован в Стамбул в рамках государства-преемника , Турции.

Имена [ править ]

Собор Святой Софии построен в 537 году нашей эры, во времена правления Юстиниана .

Перед Константинополем [ править ]

Согласно Плинию Старшему в его «Естественной истории» , первое известное название поселения на месте Константинополя было Лигос , [14] поселение, вероятно, фракийского происхождения, основанное между 13 и 11 веками до нашей эры. [15] Согласно мифу об основании города, это место было заброшено к тому времени, когда греческие поселенцы из города-государства Мегара основали Византию ( древнегреческий : Βυζάντιον , Byzántion ) примерно в 657 году до нашей эры. [16] напротив города Халкидона на азиатской стороне Босфора.

Происхождение названия Византия , более известного в более поздней латинской Византии , не совсем ясно, хотя некоторые предполагают, что оно имеет фракийское происхождение. [17] [18] В мифе об основании города говорится, что поселение было названо в честь лидера мегарских колонистов Визаса . Сами поздние византийцы Константинополя утверждали, что город был назван в честь двух человек, Визы и Анта, хотя, скорее всего, это была просто игра слова « Византия» . [19]

Город был ненадолго переименован в Августу Антонину в начале III века нашей эры императором Септимием Севером (193–211), который сравнял город с землей в 196 году за поддержку соперника в гражданской войне и восстановил его в честь своего сын Марка Аврелия Антонина (сменившего его на посту императора), широко известного как Каракалла . [19] [20] Название, похоже, было быстро забыто и заброшено, и город вернулся в состав Византии/Византии либо после убийства Каракаллы в 217 году, либо, самое позднее, после падения династии Северов в 235 году.

Имена Константинополя [ править ]

Колонна Константина , построенная Константином I в 330 году в ознаменование провозглашения Константинополя новой столицей Римской империи.

Византия получила название Константинополь ( греч . Κωνσταντινούπολις, латинизированное : Константинуполис; «город Константин») после его повторного основания при римском императоре Константине I , который перенес столицу Римской империи в Византию в 330 году и официально назначил свою новую столицу как Nova Roma ( Νέα Ῥώμη ) «Новый Рим». В это время город также называли «Вторым Римом», «Восточным Римом» и Roma Constantinopolitana ( на латыни «Константинополитанский Рим»). [18] Поскольку после падения Запада город стал единственной оставшейся столицей Римской империи, а его богатство, население и влияние росли, у города также появилось множество прозвищ.

Этот огромный краеугольный камень, найденный в Чемберлиташе, Фатих , возможно, принадлежал триумфальной арке на Форуме Константина, Константином I. построенной

Будучи крупнейшим и богатейшим городом Европы IV–XIII веков и центром культуры и образования Средиземноморского бассейна, Константинополь стал известен под такими престижными титулами, как Басилевса (Царица городов) и Мегаполис (Великий город) и В разговорной речи константинопольцы и провинциальные византийцы обычно называли его просто Полисом ( ἡ Πόλις ) «Городом». [21]

В языке других народов Константинополь упоминался столь же трепетно. Средневековые викинги, имевшие контакты с империей посредством своей экспансии в Восточную Европу ( варяги ), использовали древнескандинавское имя Миклагард (от mikill «большой» и garðr «город»), а позднее Миклагард и Миклагарт . [19] На арабском языке город иногда назывался Румийят аль-Кубра (Великий город римлян), а на персидском - Тахте-Рум (Трон римлян).

В восточных и южнославянских языках, в том числе в Киевской Руси , Константинополь назывался Царьградом ( Царьград ) или Кариградом , «Городом кесаря ​​(императора)», от славянских слов царь («Цезарь» или «Царь»). и град («город»). Вероятно, это была калька на греческую фразу, такую ​​как Βασιλέως Πόλις ( Василеос Полис ), «город императора [царя]».

По- персидски город также назывался Аситане (Порог Государства), а по- армянски Госдантнуболис (Город Константина). [22]

Современные названия города [ править ]

Обелиск Феодосия — древнеегипетский обелиск египетского царя Тутмоса III, восстановленный на Константинопольском ипподроме римским императором Феодосием I в IV веке нашей эры.

Современное турецкое название города Стамбул происходит от греческой фразы eistin Polin ( εἰς τὴν πόλιν ), что означает «(в) в городе». [19] [23] Это название использовалось в разговорной речи на турецком языке наряду с Константинийе , более формальной адаптацией первоначального Константинополя , в период османского владычества, в то время как в западных языках в основном продолжали называть город Константинополем до начала 20 века. В 1928 году турецкий алфавит был заменен с арабского алфавита на латиницу. После этого, в рамках движения тюркификации , Турция начала призывать другие страны использовать турецкие названия для турецких городов вместо других транслитераций латинского алфавита, которые использовались во времена Османской империи, и город стал известен как Стамбул и его вариации. на большинстве языков мира. [24] [25] [26] [27]

Название Константинополь до сих пор используется членами Восточной Православной Церкви в титуле одного из их самых важных лидеров, православного патриарха, базирующегося в городе, которого называют «Его Божественным Всесвятейшим Архиепископом Константинопольским Нового Рима и Вселенского Патриарх". В современной Греции город до сих пор называют Константинополис(ы) ( Κωνσταντινούπολις/Κωνσταντινούπολη ) или просто «Город» ( Η Πόλη ).

История [ править ]

Четыре бронзовых коня, которые раньше находились на константинопольском ипподроме , сегодня находятся в Венеции.

Основание Византии [ править ]

Константинополь был основан римским императором Константином I (272–337) в 324 году. [6] на месте уже существовавшего города Византия , который был заселен в первые дни греческой колониальной экспансии , примерно в 657 году до нашей эры, колонистами города-государства Мегары . Это первое крупное поселение, которое возникло на месте более позднего Константинополя, но первым известным поселением был Лигос , упомянутый в «Естественной истории» Плиния. [28] Помимо этого, об этом первоначальном поселении мало что известно. Согласно мифу об основании города, это место было заброшено к тому времени, когда греческие поселенцы из города-государства Мегара основали Византию ( Βυζάντιον ) примерно в 657 году до нашей эры. [20] напротив города Халкидона на азиатской стороне Босфора.

Исихий Милетский писал, что некоторые «утверждают, что люди из Мегары, ведущие свое происхождение от Нисоса, приплыли в это место под предводительством своего вождя Визы, и выдумывают басню о том, что его имя было связано с городом». В некоторых версиях основополагающего мифа говорится, что Визас был сыном местной нимфы , в то время как другие говорят, что он был зачат одной из дочерей Зевса и Посейдона . Исихий также приводит альтернативные версии легенды об основании города, которую он приписывал старым поэтам и писателям: [29]

Говорят, что первые аргивяне, получив это пророчество от Пифии,
Блаженны жители сего святого города,
узкая полоска фракийского побережья в устье Понта,
где два щенка пьют серое море,
где рыба и олень пасутся на одном пастбище,
поставили свои жилища в том месте, где реки Кидарос и Барбис имеют свои устья, одна течет с севера, другая с запада и сливается с морем у алтаря нимфы, называемой Семестр».

Город сохранял независимость как город-государство до тех пор, пока он не был присоединен Дарием I в 512 г. до н. э. к Персидской империи , который считал это место оптимальным местом для строительства понтонного моста, пересекающего Европу, поскольку Византия располагалась в самом узком месте Персидской империи. Пролив Босфор. Персидское правление продлилось до 478 г. до н. э., когда в рамках контратаки греков против Второго персидского вторжения в Грецию греческая армия во главе со спартанским генералом Павсанием захватила город, который оставался независимым, но подчиненным городом под властью афинян, а затем и под властью Афин. Спартанцы после 411 г. до н.э. [30] Дальновидный договор с зарождающейся властью Рима в ок. 150 г. до н. э. , который предусматривал дань в обмен на независимый статус, позволил ему войти в римское правление невредимым. [31] Этот договор ретроспективно принесет дивиденды, поскольку Византия сохранит этот независимый статус и процветает в условиях мира и стабильности в Pax Romana в течение почти трех столетий до конца 2-го века нашей эры. [32]

Церковь Паммакаристос , также известная как Церковь Богородицы Паммакаристос (греч. Θεοτόκος ἡ Παμμακάριστος, «Всеблагословенная Богородица»), является одной из самых известных греческих православных византийских церквей в Стамбуле .

Византия никогда не была крупным влиятельным городом-государством, таким как Афины , Коринф или Спарта , но город наслаждался относительным миром и устойчивым ростом как процветающий торговый город, чему способствовало его замечательное положение. Это место располагалось по обе стороны сухопутного пути из Европы в Азию и морского пути из Черного моря в Средиземное и имело в Золотом Роге прекрасную и просторную гавань. Уже тогда, в греческие и раннеримские времена, Византия славилась своим стратегическим географическим положением, затруднявшим осада и захват, а также своим положением на перекрестке азиатско-европейского торгового пути по суше и как ворота между Средиземноморьем и Средиземноморьем. Черное море сделало это поселение слишком ценным, чтобы его можно было оставить, как позже понял император Септимий Север , когда сравнял город с землей за поддержку Песценния Нигера притязаний . [33] Этот шаг подвергся резкой критике со стороны современного консула и историка Кассия Диона, который сказал, что Северус разрушил «сильный римский форпост и базу для операций против варваров из Понта и Азии». [34] Позже, к концу своего правления, он восстановил Византию, в ходе которой она была ненадолго переименована в Августу Антонину , укрепив ее новой городской стеной, названной его именем, Северанской стеной.

Константинополя : Возрождение . 324–337

Простой крест: пример иконоборческого искусства в церкви Святой Ирины в Стамбуле
Император Константин I представляет на этой церковной мозаике изображение города Константинополя как дань восседающей на троне Марии и Младенца Христа. Собор Святой Софии , ок. 1000 .
Памятная древняя монета Константинополя
Еще одна монета, отчеканенная Константином I в 330–333 годах в ознаменование основания Константинополя, а также подтверждение Рима как традиционного центра Римской империи.
Монета, отчеканенная Константином I в память основания Константинополя.

У Константина были куда более красочные планы. Восстановив единство Империи и проводя крупные правительственные реформы, а также спонсируя консолидацию христианской церкви , он хорошо понимал, что Рим — неудовлетворительная столица. Рим находился слишком далеко от границ, а значит, и от армий и императорских дворов, и представлял собой нежелательную площадку для недовольных политиков. Тем не менее, он был столицей государства более тысячи лет, и казалось немыслимым предлагать перенести столицу в другое место. Тем не менее Константин определил Византию как подходящее место: место, где император мог сидеть, легко защищаемое, с легким доступом к границам Дуная и Евфрата , его двор снабжался богатыми садами и изысканными мастерскими Римской Азии, его двор снабжался богатыми садами и изысканными мастерскими Римской Азии, его сокровищницы, наполненные богатейшими провинциями Империи. [35]

Константинополь строился шесть лет и освятился 11 мая 330 года. [6] [36] Константин разделил разросшийся город, как и Рим, на 14 регионов и украсил его общественными сооружениями, достойными имперской метрополии. [37] Однако поначалу новый Рим Константина не обладал всеми достоинствами старого Рима. Он имел проконсула , а не городского префекта . У него не было преторов , трибунов и квесторов . Хотя у него были сенаторы, они носили титул clarus , а не clarissimus , как в Риме. Ему также не хватало других административных учреждений, регулирующих снабжение продовольствием, полицию, статуи, храмы, канализацию, акведуки или другие общественные работы. Новая программа строительства осуществлялась в большой спешке: колонны, мрамор, двери и плитка были оптом взяты из храмов империи и перевезены в новый город. Подобным же образом вскоре на его площадях и улицах можно было увидеть многие из величайших произведений греческого и римского искусства. Император стимулировал частное строительство, обещая домовладельцам дары земли из императорских поместий в Азиане и Понтике , а 18 мая 332 г. он объявил, что, как и в Риме, гражданам будет осуществляться бесплатная раздача еды. В то время эта сумма, как сообщается, составляла 80 000 пайков в день, которые распределялись из 117 пунктов раздачи по всему городу. [38]

Айя Ирина — греческая Восточная православная церковь, расположенная во внешнем дворе дворца Топкапы в Стамбуле. Это одна из немногих церквей Стамбула , не переоборудованная в мечеть.

Константин заложил новую площадь в центре старой Византии, назвав ее Августеум . Новое здание сената (или Курия) располагалось в базилике на восточной стороне. На южной стороне большой площади был возведен Большой Дворец Императора с внушительным входом « Халк » и его парадными помещениями, известными как Дворец Дафны . Рядом находился огромный ипподром для гонок на колесницах, вмещавший более 80 000 зрителей, и знаменитые термы Зевксиппа . У западного входа в Августеум находился Милион , сводчатый памятник, от которого измерялись расстояния по всей Восточной Римской империи.

От Августеума вела большая улица Мезе , окруженная колоннадами. Спустившись с Первого холма города и поднявшись на Второй холм, он миновал слева преторий или суд. Затем он прошел через овальный Форум Константина , где располагалось второе здание Сената и высокая колонна со статуей самого Константина в облике Гелиоса , увенчанной ореолом из семи лучей и обращенной к восходящему солнцу. Оттуда Мезе прошел через Форум Тавр , затем Форум Бовис и, наконец, вверх по Седьмому холму (или Ксеролофу) и до Золотых ворот в Константиновой стене . После постройки Феодосийских стен в начале V века она была продлена до новых Золотых ворот , достигнув общей длины в семь римских миль . [39] После строительства стен Феодосия Константинополь представлял собой территорию размером примерно с Старый Рим внутри стен Аврелиана, то есть около 1400 га. [40]

Запада падения . 337–529: Константинополь во время вторжений варваров и

Феодосий I был последним римским императором , правившим неделимой империей (фрагмент обелиска на константинопольском ипподроме ).

Значение Константинополя возрастало, но происходило постепенно. От смерти Константина в 337 году до воцарения Феодосия I императоры проживали только в 337–338, 347–351, 358–361, 368–369 годах. Его статус столицы был признан назначением первого известного городского префекта города Хонората, который занимал этот пост с 11 декабря 359 по 361 год. Городские префекты имели одновременную юрисдикцию над тремя провинциями каждая в соседних епархиях Фракии (в которых располагался город), Понт и Азия сравнимы со 100-мильной чрезвычайной юрисдикцией префекта Рима. Император Валент , ненавидевший город и проведший там всего один год, тем не менее построил дворец Хебдомона на берегу Пропонтиды недалеко от Золотых ворот , вероятно, для использования при смотре войск. Все императоры, вплоть до Зенона и Василиска, были коронованы и прославлены в Гебдомоне. Феодосий I основал церковь Иоанна Предтечи для хранения черепа святого (сегодня хранящегося в Дворец Топкапы ), поставил себе памятный столб на Форуме Тельца, а разрушенный храм Афродиты превратил в каретный сарай преторианского префекта ; Аркадий построил новый форум, названный в его честь, на Месе, недалеко от стен Константина.

После потрясения битвы при Адрианополе в 378 году, когда император Валент во главе римской армии был уничтожен вестготами за несколько дней пути, город приступил к обороне, и в 413–414 годах Феодосий II построил высотой 18 метров (60 футов) укрепления с тройными стенами , которые нельзя было пробивать до прибытия пороха. Феодосий также основал университет недалеко от Форума Тавр 27 февраля 425 года.

Улдин , принц гуннов , появился на Дунае примерно в это время и двинулся во Фракию, но его покинули многие из его последователей, которые присоединились к римлянам в оттеснении своего короля к северу от реки. После этого для защиты города были построены новые стены и улучшился флот на Дунае.

Мозаики Большого Константинопольского дворца сейчас находятся в Музее мозаики Большого дворца в Стамбуле.

После того как варвары захватили Западную Римскую империю, Константинополь стал бесспорной столицей Римской империи. Императоры больше не скитались между различными придворными столицами и дворцами. Они остались в своем дворце в Великом городе и послали генералов командовать своими армиями. Богатства восточного Средиземноморья и Западной Азии хлынули в Константинополь.

: Константинополь в эпоху Юстиниана . 527–565

Карта Константинополя (1422 г.) флорентийского картографа Кристофоро Буондельмонти. [41] Это старейшая сохранившаяся карта города и единственная, созданная до турецкого завоевания города в 1453 году.
Нынешняя Святая София была построена по заказу императора Юстиниана I после того, как предыдущая была разрушена во время беспорядков в Нике в 532 году. Она была преобразована в мечеть в 1453 году, когда возникла Османская империя, и с 1935 по 2020 год служила музеем.

Император Юстиниан I (527–565) был известен своими военными успехами, правовыми реформами и общественной деятельностью. Именно из Константинополя его экспедиция по завоеванию бывшей Африканской епархии отплыла примерно 21 июня 533 года. Перед их отъездом корабль полководца Велисария встал на якорь перед императорским дворцом, и Патриарх вознес молитвы за успех предприятия. После победы в 534 году сокровища Иерусалимского храма , разграбленные римлянами в 70 году нашей эры и перевезенные вандалами в после Карфаген . разграбления Рима в 455 году, были перевезены в Константинополь и на какое-то время помещены на хранение, возможно, в церковь Святого Иоанна Крестителя Святой Полиевкт перед возвращением в Иерусалим либо в Храм Воскресения , либо в Новую Церковь. [42]

Гонки на колесницах играли важную роль в Риме на протяжении веков. В Константинополе ипподром со временем стал приобретать все большее политическое значение. Именно там (как тень всенародных выборов в старом Риме) народ путем одобрения демонстрировал свое одобрение новому императору, а также открыто критиковал правительство или требовал смещения непопулярных министров. Он играл решающую роль во время беспорядков и во времена политических волнений. Ипподром предоставил толпе место, где можно было отреагировать положительно или где крики толпы были подорваны, что привело к беспорядкам, которые последуют в ближайшие годы. [43] Во времена Юстиниана общественный порядок в Константинополе стал важнейшим политическим вопросом.

Акведук Валента , построенный римским императором Валентом в конце 4 века нашей эры.

На протяжении позднеримского и раннего византийского периодов христианство решало фундаментальные вопросы идентичности, а спор между ортодоксами и монофизитами стал причиной серьезных беспорядков, выражавшихся в преданности партиям синих и зеленых, участвовавшим в гонках на колесницах. Говорили, что сторонники «синих» и «зеленых» [44] затрагивать неподстриженные волосы на лице, волосы на голове, выбритые спереди и длинные сзади, и туники с широкими рукавами, плотно прилегающие к запястьям; и создавать банды для совершения ночных грабежей и уличного насилия. В конце концов эти беспорядки приняли форму крупного восстания 532 человек, известного как бунты «Ника» (от боевого клича «Победи!» участников). [45] Беспорядки Ника начались на Ипподроме и закончились там нападением более 30 000 человек, по словам Прокопия, представителей синей и зеленой фракций, невиновных и виновных. Это завершило круг отношений внутри Ипподрома между властью и народом во времена Юстиниана. [43]

Пожары, устроенные бунтовщиками Ники, уничтожили Феодосийскую базилику Святой Софии (Святой Мудрости), городской собор, который находился к северу от Августея и заменил Константиновскую базилику, основанную Констанцием II на месте первого византийского собора Святой Ирины. (Святой мир). Юстиниан поручил Анфимию Траллесскому и Исидору Милетскому заменить его новой и несравненной Святой Софией . Это был великий собор города, купол которого, как говорили, был поднят вверх только Богом и который был напрямую связан с дворцом, так что императорская семья могла присутствовать на службах, не проходя по улицам. «Архитектурная форма здания должна была отразить программную гармонию Юстиниана: круглый купол (символ светской власти в классической римской архитектуре) гармонично сочетался бы с прямоугольной формой (характерной для христианских и дохристианских храмов)». [46] Посвящение состоялось 26 декабря 537 года в присутствии императора, который, как позже сообщалось, воскликнул: «О Соломон , я превзошёл тебя!» [47] Собор Святой Софии обслуживали 600 человек, включая 80 священников, а его строительство обошлось в 20 000 фунтов золота. [48]

Юстиниан также приказал Анфимию и Исидору снести и заменить первоначальную церковь Святых Апостолов и Святой Ирины, построенную Константином, новыми церквями того же посвящения. Юстиниановская церковь Святых Апостолов была спроектирована в виде равноплечего креста с пятью куполами и украшена прекрасной мозаикой. Эта церковь должна была оставаться местом захоронения императоров от самого Константина до 11 века. Когда город пал под властью турок в 1453 году, церковь снесли, чтобы освободить место для могилы Мехмета II Завоевателя. Юстиниан также был обеспокоен другими аспектами застроенной среды города, приняв законы против злоупотреблений законами, запрещающими строительство в пределах 100 футов (30 м) от моря, чтобы защитить вид. [49]

Во время правления Юстиниана I население города достигало около 500 000 человек. [50] Однако социальная структура Константинополя также была повреждена началом Юстиниановой чумы между 541 и 542 годами нашей эры. В результате погибло около 40% жителей города. [51]

Восстановленная часть укреплений ( Феодосиевы стены ), защищавших Константинополь в средневековый период.

: Константинополь во время византийских темных веков , 565–717 Выживание

В начале VII века авары , а затем и булгары захватили большую часть Балкан , угрожая Константинополю нападением с запада. Одновременно персидские Сасаниды разгромили префектуру Востока и проникли в глубь Анатолии . Ираклий , сын экзарха Африки , отплыл в город и занял трон. Он нашел военную ситуацию настолько ужасной, что, как говорят, он подумывал о переносе столицы империи в Карфаген, но уступил после того, как жители Константинополя умоляли его остаться. Граждане потеряли право на бесплатное зерно в 618 году, когда Ираклий понял, что город больше не может снабжаться из Египта из-за персидских войн: в результате население существенно сократилось. [52]

Церковь Хора Средневековая византийская греческая православная церковь, сохранившаяся как музей Хора в районе Эдирнекапы в Стамбуле.

В то время как город выдержал осаду Сасанидов и аваров в 626 году, Ираклий провел кампанию вглубь персидской территории и ненадолго восстановил статус-кво в 628 году, когда персы сдали все свои завоевания. Однако за арабскими завоеваниями последовали дальнейшие осады , сначала с 674 по 678 год , а затем с 717 по 718 год . Стены Феодосия сделали город непроницаемым с суши, а недавно обнаруженное зажигательное вещество, известное как греческий огонь, позволило византийскому флоту уничтожить арабский флот и обеспечить снабжение города. Во второй осаде решающую помощь оказал второй правитель хан Болгарии Тервел . Его называли Спасителем Европы . [53]

: Константинополь во время македонского Возрождения . 717–1025

Император Лев VI (886–912) поклоняется Иисусу Христу . Мозаика над Императорскими воротами собора Святой Софии .

В 730-х годах Лев III провел капитальный ремонт стен Феодосия, поврежденных частыми и жестокими нападениями; эта работа финансировалась за счет специального налога со всех подданных Империи. [54]

Феодора, вдова императора Феофила (умерла в 842 г.), исполняла обязанности регента во время несовершеннолетия своего сына Михаила III , которого, как говорят, к распутным привычкам приобщил ее брат Варда. Когда Михаил пришел к власти в 856 году, он прославился чрезмерным пьянством, появлялся на ипподроме в качестве возничего и устраивал пародии на религиозные процессии духовенства. Он перевел Феодору из Большого дворца в Карийский дворец, а затем в монастырь Гастрии , но, после смерти Варды, она была отпущена жить во дворец святого Мамана; у нее также была сельская резиденция в Антемианском дворце, где Михаил был убит в 867 году. [55]

В 860 году на город было совершено нападение нового княжества, основанного несколькими годами ранее в Киеве Аскольдом и Диром , двумя варяжскими вождями: Двести небольших судов прошли через Боспор и разграбили монастыри и другие владения пригородных князей. 'Острова . Орифас , адмирал византийского флота, предупредил императора Михаила, который тут же обратил захватчиков в бегство; но внезапность и жестокость нападения произвели на горожан глубокое впечатление. [56]

В 980 году император Василий II получил необычный подарок от князя Владимира киевского : 6000 воинов -варягов , из которых Василий сформировал новую телохранительницу, известную как Варяжская гвардия . Они были известны своей свирепостью, честью и преданностью. Говорят, что в 1038 году они были рассеяны по зимним квартирам во фракийской феме , когда один из них попытался осквернить крестьянку, но в борьбе она схватила его меч и убила его; однако вместо того, чтобы отомстить, его товарищи аплодировали ее поведению, выплатили ей компенсацию всем своим имуществом и выставили его тело без погребения, как если бы он покончил жизнь самоубийством. [57] Однако после смерти императора они стали известны и грабежами императорских дворцов. [58] Позже, в 11 веке, в варяжской гвардии стали доминировать англосаксы , которые предпочли такой образ жизни подчинению новым норманнским королям Англии . [59]

Одна из самых известных из сохранившихся византийских мозаик собора Святой Софии в Константинополе – изображение Христа Пантократора на стенах верхней южной галереи, Христа в окружении Девы Марии и Иоанна Крестителя; около 1261 г. [60]

Книга Епарха , датируемая X веком, дает подробное представление о торговой жизни города и ее организации того времени. Корпорации, в которых были организованы Константинопольские торговцы, контролировались епархом, который регулировал такие вопросы, как производство, цены, импорт и экспорт. У каждой гильдии была своя монополия, и торговцы не могли принадлежать более чем к одной. Впечатляющим свидетельством силы традиции является то, насколько мало изменились эти механизмы с тех пор, как офис, известный тогда под латинским вариантом своего названия, был основан в 330 году по образцу городской префектуры Рима. [61]

В IX и X веках население Константинополя составляло от 500 000 до 800 000 человек. [62]

Мозаика Иисуса в церкви Паммакаристос , Стамбул

в Иконоборческий спор Константинополе

В VIII и IX веках иконоборческое движение вызвало серьезные политические волнения по всей Империи. В 726 году император Лев III издал указ против изображений и приказал разрушить статую Христа над одной из дверей Халки, что вызвало яростное сопротивление горожан. [63] Константин V созвал в 754 году церковный собор , осудивший поклонение изображениям, после чего многие сокровища были разбиты, сожжены или закрашены изображениями деревьев, птиц или животных: В одном источнике церковь Святой Богородицы во Влахернах упоминается как был преобразован в «фруктовый магазин и вольер». [64] После смерти своего мужа Льва IV в 780 году императрица Ирина восстановила почитание изображений через Второго Никейского собора в 787 году.

Споры с иконоборцами вернулись в начале 9 века, но снова разрешились в 843 году во время регентства императрицы Феодоры , которая восстановила иконы. Эти разногласия способствовали ухудшению отношений между Западной и Восточной церквями.

: Константинополь после Василия 1025–1081 . II

Фрагмент Милиона ( греч. Μιλ(λ)ιον), памятника-отметки мили.

В конце XI века произошла катастрофа, связанная с неожиданным и катастрофическим поражением имперских армий в битве при Манцикерте в Армении в 1071 году. Император Роман Диоген был взят в плен. Условия мира, которых потребовал Алп Арслан , султан турок-сельджуков, не были чрезмерными, и Роман их принял. Однако, освободившись, Роман обнаружил, что в его отсутствие враги посадили на трон своего собственного кандидата; он сдался им и умер от пыток, а новый правитель Михаил VII Дука отказался соблюдать договор. В ответ турки начали продвигаться в Анатолию в 1073 году. Крах старой оборонительной системы означал, что они не встретили сопротивления, а ресурсы империи были отвлечены и растрачены в результате серии гражданских войн. Тысячи туркменских соплеменников пересекли неохраняемую границу и двинулись в Анатолию. К 1080 году огромная территория была отдана Империи, а турки находились в пределах досягаемости от Константинополя.

Комнинов : Константинополь под властью . 1081–1185

Византийская империя при Мануиле I , ок. 1180
XII века Мозаика из верхней галереи собора Святой Софии в Константинополе. Император Иоанн II (1118–1143) изображен слева, с Девой Марией и младенцем Иисусом в центре и супругой Иоанна императрицей Ириной справа. [65]

При династии Комнинов (1081–1185) Византия пережила замечательное восстановление. В 1090–91 кочевники- печенеги дошли до стен Константинополя, где император Алексий I с помощью кипчаков уничтожил их армию. [66] В ответ на призыв о помощи Алексия Первый крестовый поход собрался в Константинополе в 1096 году, но отказался подчиниться византийскому командованию и отправился в Иерусалим . самостоятельно [67] Иоанн II построил монастырь Пантократора (Вседержителя) с больницей для бедных на 50 коек. [68]

С восстановлением твердого центрального правительства империя стала сказочно богатой. Население росло (оценки Константинополя в XII веке варьировались от 100 000 до 500 000), а города и поселки по всему королевству процветали. Между тем объем денег в обращении резко увеличился. В Константинополе это отразилось в строительстве Влахернского дворца, создании новых блестящих произведений искусства и общем процветании того времени: рост торговли, ставший возможным благодаря росту итальянских городов-государств, возможно, помог рост экономики. Несомненно, венецианцы и другие люди были активными торговцами в Константинополе, зарабатывая на жизнь доставкой товаров между королевствами крестоносцев Утремер и Западом, а также активно торговали с Византией и Египтом . У венецианцев были фабрики на северной стороне Золотого Рога, и на протяжении всего XII века в городе проживало большое количество жителей Запада. К концу Во время правления Мануила I Комнина число иностранцев в городе достигало около 60 000–80 000 человек при общей численности населения около 400 000 человек. [69] В 1171 году в Константинополе также проживала небольшая община из 2500 евреев. [70] большинство латинских (западноевропейских) жителей Константинополя В 1182 году было убито . [71]

В художественном отношении XII век был очень продуктивным периодом. Например, произошло возрождение мозаичного искусства: мозаика стала более реалистичной и яркой, с повышенным упором на изображение трехмерных форм. Спрос на искусство возрос: все больше людей получили доступ к средствам, необходимым для заказа и оплаты таких работ.

: Константинополь во время имперского изгнания . 1185–1261

Мозаика церкви Паммакаристос Святого Антония, Отца пустыни.
Вступление крестоносцев в Константинополь , Эжен Делакруа , 1840 год.
Латинская империя , Никейская империя , Трапезундская империя и Эпирский деспотат . Границы очень неопределенны.

25 июля 1197 года Константинополь пострадал от сильного пожара , который сжег Латинский квартал и территорию вокруг ворот Друнгариоса ( турецкий : Одун Капысы ) на Золотом Роге. [72] [73] Тем не менее разрушения, нанесенные пожаром 1197 года, бледнели по сравнению с разрушениями, нанесенными крестоносцами. В ходе заговора между Филиппом Швабским , Бонифацием Монферратским и венецианским дожем , Четвертый крестовый поход , несмотря на папское отлучение, был направлен в 1203 году против Константинополя, якобы продвигая притязания Алексея IV Ангела , зятя Филиппа. , сын свергнутого императора Исаака II Ангела . Правящий император Алексиос III Ангел не предпринял никаких приготовлений. Крестоносцы заняли Галату , прорвали оборонительную цепь, защищавшую Золотой Рог , и вошли в гавань, где 27 июля прорвали морские дамбы: Алексиос III бежал. Но новый Алексиос IV Ангелос счел казначейство недостаточным и не смог вернуть обещанные им западным союзникам награды. Напряжение между гражданами и латинскими солдатами возросло. В январе 1204 года протовестиарий Алексиос Мурзуфлос спровоцировал бунт, предположительно, чтобы запугать Алексиоса IV, но единственным результатом которого было разрушение великой статуи Афина Промахос , работа Фидия , стоявшая на главном форуме, обращенном на запад.

В феврале 1204 года народ снова восстал: Алексиос IV был заключен в тюрьму и казнен, а Мурзуфлос принял пурпур как Алексиос V Дукас . Он предпринял некоторые попытки восстановить стены и организовать население, но возможности ввести войска из провинции не было, а гвардия была деморализована революцией. Атака крестоносцев 6 апреля не удалась, но вторая атака со стороны Золотого Рога 12 апреля увенчалась успехом, и захватчики хлынули внутрь. Алексиос V бежал. Сенат собрался в соборе Святой Софии и предложил корону Теодору Ласкарису , который женился на представительнице династии Ангелов , но было уже слишком поздно. Он вышел с Патриархом к Золотому версту перед Большим дворцом и обратился к Варяжской гвардии . Затем они вдвоем сбежали со многими представителями знати и отправились в Азию. На следующий день дож и ведущие франки были помещены в Большой дворец, и город был отдан на грабеж на три дня.

Сэр Стивен Рансимен , историк крестовых походов, писал, что разграбление Константинополя «не имеет аналогов в истории».

На протяжении девяти столетий [...] великий город был столицей христианской цивилизации. Он был наполнен произведениями искусства, сохранившимися со времен Древней Греции, и шедеврами ее изысканных мастеров. Венецианцы [...] захватили сокровища и увезли их, чтобы украсить [...] свой город. Но французы и фламандцы были полны жажды разрушения. Они воющей толпой носились по улицам и домам, хватая все, что блестит, и уничтожая все, что не могли унести, останавливаясь только для того, чтобы убить, или изнасиловать, или взломать винные погреба [...]. Не остались в стороне ни монастыри, ни церкви, ни библиотеки. В самой Святой Софии можно было увидеть пьяных солдат, срывающих шелковые драпировки и разрывающих на куски огромный серебряный иконостас , а священные книги и иконы топтали ногами. Пока они весело пили из алтарных сосудов, на патриаршем троне села проститутка и начала петь непристойную французскую песенку. Монахини подвергались насилию в своих монастырях. Дворцы и лачуги были захвачены и разрушены. Раненые женщины и дети умирали на улицах. В течение трех дней продолжались ужасные сцены [...], пока огромный и красивый город не превратился в руины. [...] Когда [...] порядок был восстановлен, [...] граждан подвергали пыткам, чтобы заставить их раскрыть имущество, которое они умудрились спрятать. [74]

Следующие полвека Константинополь был резиденцией Латинской империи . При правителях Латинской империи город пришел в упадок как по численности населения, так и по состоянию зданий. Алиса-Мэри Талбот приводит примерную численность населения Константинополя в 400 000 жителей; после разрушений, нанесенных городу крестоносцами, около трети остались без крова, а многочисленные придворные, знать и высшее духовенство последовали за различными выдающимися личностями в изгнание. «В результате Константинополь серьезно обезлюдел», — заключает Талбот. [75]

Купол церкви Христа , Стамбул

Латиняне захватили по меньшей мере 20 церквей и 13 монастырей, в первую очередь собор Святой Софии, который стал собором Латинского Патриарха Константинополя. Именно к ним Э. Х. Свифт приписал строительство ряда контрфорсов для укрепления стен церкви, которые на протяжении веков были ослаблены землетрясениями. [76] Однако этот акт обслуживания является исключением: по большей части латинских оккупантов было слишком мало, чтобы поддерживать все здания, как светские, так и священные, и многие из них стали объектами вандализма или демонтажа. Бронзу и свинец снимали с крыш заброшенных зданий, переплавляли и продавали, чтобы предоставить деньги хронически недостаточно финансируемой Империи на защиту и поддержку двора; Дено Иоанн Геанокоплос пишет, что «вполне возможно, что здесь предлагается разделение: латинские миряне грабили светские здания, духовенство, церкви». [77] Здания были не единственной целью чиновников, стремившихся собрать средства для обедневшей Латинской империи: монументальные скульптуры, украшавшие Ипподром и форумы города, были снесены и переплавлены для чеканки монет. «Среди уничтоженных шедевров, — пишет Тальбот, — были фигура Геракла, приписываемая скульптору четвертого века до нашей эры Лисиппу , и монументальные фигуры Геры, Париса и Елены». [78]

Сообщается, что никейский император Иоанн III Ватац спас несколько церквей от сноса из-за ценных строительных материалов; послав латинянам деньги «на откуп» ( exonesamenos ), он предотвратил разрушение нескольких церквей. [79] По словам Талбота, в их число входили церкви Влахерн, Руфиниане и Святого Михаила в Анаплое. Он также выделил средства на восстановление церкви Святых Апостолов , серьезно пострадавшей в результате землетрясения. [78]

Последняя осада Константинополя , современная французская миниатюра XV века.

Византийская знать рассеялась, многие отправились в Никею , где Теодор Ласкарис учредил императорский двор, или в Эпир , где то же самое сделал Теодор Ангел; другие бежали в Трапезунд , где один из Комнинов уже при поддержке Грузии основал независимую резиденцию империи. [80] Никея и Эпир боролись за императорский титул и пытались вернуть Константинополь. В 1261 году Константинополь был захвачен у его последнего латинского правителя, Болдуина II , силами никейского императора Михаила VIII Палеолога под командованием Цезаря Алексиоса Стратегопулоса .

Константинополя 1261–1453: Эра Палеологов и падение .

Мехмед Завоеватель въезжает в Константинополь, картина Фаусто Зонаро .

Хотя Константинополь был отвоеван Михаилом VIII Палеологом , Империя потеряла многие из своих ключевых экономических ресурсов и боролась за выживание. на Главной императорской резиденцией стал Влахернский дворец северо-западе города, а старый Большой дворец на берегу Босфора пришёл в упадок. Когда Михаил VIII захватил город, его население составляло 35 000 человек, но к концу своего правления ему удалось увеличить население примерно до 70 000 человек. [81] Император добился этого, призвав бывших жителей, бежавших из города, когда его захватили крестоносцы, и переселив греков с недавно отвоеванного Пелопоннеса в столицу. [82] К военным поражениям, гражданским войнам, землетрясениям и стихийным бедствиям присоединилась Черная смерть , которая в 1347 году распространилась на Константинополь, обострила в людях ощущение того, что они обречены Богом. [83] [84]

Кастильский путешественник и писатель Руй Гонсалес де Клавихо, увидевший Константинополь в 1403 году, писал, что территория внутри городских стен включала небольшие кварталы, разделенные садами и полями. Повсюду можно было увидеть руины дворцов и церквей. Акведуки и наиболее густонаселенные кварталы располагались вдоль побережья Мраморного моря и Золотого Рога. Только прибрежные районы, особенно коммерческие районы, выходящие на Золотой Рог, имели высокую плотность населения. Хотя генуэзская колония в Галате была небольшой, она была переполнена и имела великолепные особняки. [85]

К маю 1453 года в городе уже не было сокровищ Аладдина, о которых с тоской мечтали османские войска, глядя на стены. Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский с 1454 по 1464 год, говорил, что столица Империи, которая когда-то была «городом мудрости», стала «городом руин». [86]

Когда турки-османы захватили город (1453 г.), в нем проживало около 50 000 человек. [87] Тедальди из Флоренции оценил численность населения в 30 000–36 000 человек, а в «Хронике Висентина» итальянец Андрей ди Арнальдо оценил ее в 50 000 человек. Эпидемия чумы 1435 года, должно быть, привела к сокращению населения. [85]

Сокращение населения также оказало огромное влияние на обороноспособность Константинополя. В конце марта 1453 года император Константин XI приказал провести перепись округов, чтобы записать, сколько трудоспособных мужчин было в городе и какое оружие имел каждый для защиты. Георгий Сфранцес, верный канцлер последнего императора, записал, что «несмотря на огромные размеры нашего города, наших защитников было 4773 грека, а также всего 200 иностранцев». Кроме того, были добровольцы извне, «генуэзцы, венецианцы и те, кто тайно прибыл из Галаты, чтобы помочь обороне», которых насчитывалось «почти три тысячи», что в общей сложности составляло около 8000 человек для защиты стены по периметру. двенадцати миль. [88]

Константинополь был завоеван Османской империей 29 мая 1453 года. [89] Мехмед II намеревался завершить миссию своего отца и завоевать Константинополь для османов. В 1452 году он заключил мирные договоры с Венгрией и Венецией. Он также начал строительство Богазкесена (позже названного Румелихисары), крепости в самом узком месте пролива Босфор, чтобы ограничить проход между Черным и Средиземным морями. Затем Мехмед поручил венгерскому оружейнику Урбану вооружить Румелихисари и построить пушку, достаточно мощную, чтобы разрушить стены Константинополя. К марту 1453 года пушка Урбана была перевезена из османской столицы Эдирне на окраину Константинополя. В апреле, быстро захватив византийские прибрежные поселения вдоль Черного и Мраморного морей, османские войска в Румелии и Анатолии собрались у византийской столицы. Их флот двинулся из Галлиполи в близлежащий Диплокиион, а сам султан отправился навстречу своей армии. [90] Османами командовал 21-летний османский султан Мехмед II. Завоевание Константинополя последовало за семинедельной осадой, начавшейся 6 апреля 1453 года. Империя пала 29 мая 1453 года.

Число людей, захваченных османами после падения города, составило около 33 000 человек. Небольшое количество людей, оставшихся в городе, свидетельствует о том, что жителей там не могло быть много. Основной заботой Мехмеда II в первые годы его правления было строительство и заселение города. Однако, поскольку его приглашение приняло недостаточное количество мусульман, возникла необходимость заселения 30 заброшенных кварталов жителями ранее завоеванных территорий. [85]

: Османское и республиканское 1453–1930 Константиние .

Галатская башня , башня в романском стиле, была построена как Christea Turris (Башня Христа) в 1348 году во время расширения генуэзской колонии в Константинополе.

Православный город Константинополь теперь находился под контролем Османской империи. По традиции, принятой в этом регионе, у османских солдат было три дня, чтобы разграбить город. Когда Мехмед II на второй день въехал в Константинополь через ворота Харисиуса (сегодня известные как Эдирнекапы или Адрианопольские ворота), говорят, что первым делом он поехал на лошади до собора Святой Софии , который был не в хорошем состоянии, хотя и был избегали грабежа по строгим приказам. Недовольный грабежами, Мехмед II приказал положить им конец, поскольку это будет столица его империи. Затем он приказал имаму встретиться с ним в соборе Святой Софии, чтобы прочитать азан , превратив православный собор в мусульманскую мечеть . [91] [92] укрепление исламского правления в Константинополе. [93]

Основная забота Мехмеда в отношении Константинополя была связана с укреплением контроля над городом и восстановлением его обороны. После того, как 45 000 пленников были изгнаны из города, сразу после завоевания начались строительные работы, которые включали ремонт стен, строительство цитадели и строительство нового дворца. [94] Мехмед издал приказ по всей своей империи, согласно которому мусульмане, христиане и евреи должны переселить город, при этом христиане и евреи должны платить джизью , а мусульмане - закят; он потребовал, чтобы к сентябрю пять тысяч дворов были переведены в Константинополь. [94] Со всей Исламской империи в город ссылали военнопленных и депортированных людей: этих людей по-турецки называли «Сургюн» ( греч . σουργούνιδες ). [95] Два столетия спустя османский путешественник Эвлия Челеби представил список групп, приехавших в город, с указанием их происхождения. Даже сегодня многие кварталы Стамбула , такие как Аксарай , Чаршамба , носят названия мест происхождения своих жителей. [95] Однако многие люди снова бежали из города, и произошло несколько вспышек чумы, так что в 1459 году Мехмед позволил депортированным грекам вернуться в город. [95]

Культура [ править ]

Орел и Змея , мозаичный пол VI века Константинополь, Большой императорский дворец
Константинопольская яблочная айва

Константинополь был крупнейшим и богатейшим городским центром в восточной части Средиземного моря во времена поздней Восточной Римской империи, главным образом из-за своего стратегического положения, контролирующего торговые пути между Эгейским и Черным морями. Он оставался столицей восточной грекоязычной империи на протяжении более тысячи лет и в некотором смысле является центром производства византийского искусства . На пике своего развития, примерно соответствующем средневековью, это был один из самых богатых и крупнейших городов Европы. Он оказал мощное культурное влияние и доминировал в большей части экономической жизни Средиземноморья. Особенно поражали приезжих и купцов красивые монастыри и церкви города, в частности Собор Святой Софии , или Церковь Святой Мудрости. По словам русского путешественника XIV века Стефана Новгородского : «Что касается Святой Софии, то человеческий разум не может ни рассказать, ни описать ее».

Это было особенно важно для сохранения в его библиотеках рукописей греческих и латинских авторов на протяжении всего периода, когда нестабильность и беспорядки привели к их массовому уничтожению в Западной Европе и Северной Африке: после падения города тысячи из них были привезены беженцами в Италию, и сыграл ключевую роль в стимулировании Возрождения и перехода к современному миру. Совокупное влияние города на запад за многие столетия его существования неисчислимо. С точки зрения технологий, искусства и культуры, а также размеров Константинополь не имел аналогов в Европе на протяжении тысячи лет. В Константинополе говорили на многих языках. В китайском географическом трактате XVI века прямо отмечено, что в городе жили переводчики, что указывает на то, что он был многоязычным, мультикультурным и космополитичным. [96]

Цистерна Базилика была построена в VI веке. Это самая большая цистерна, найденная в Стамбуле.

Женщины в литературе [ править ]

Константинополь был домом для первого известного западноармянского журнала , издаваемого и редактируемого женщиной (Элпис Кесарацян). Поступив в обращение в 1862 году, «Кит'арр , или Гитара» , печатался всего семь месяцев. Писателей-женщин, открыто выражавших свои желания, считали нескромными, но ситуация постепенно изменилась, поскольку журналы стали публиковать больше «женских разделов». В 1880-х годах Маттеос Мамурян пригласил Српуи Дуссапа написать эссе для «Аревелян Мамал» . Согласно автобиографии Заруи Галемкеян, ей сказали написать о месте женщины в семье и доме после того, как она опубликовала два тома стихов в 1890-х годах. К 1900 году несколько армянских журналов начали включать работы женщин-сотрудниц, в том числе базирующейся в Константинополе « Цагик» . [97]

Рынки [ править ]

Еще до основания Константинополя рынки Византии упоминались сначала Ксенофонтом , а затем Феопомпом , который писал, что византийцы «проводили время на рынке и в гавани». Во Юстиниана времена улица Мезе , пересекавшая город с востока на запад, была ежедневным рынком. Прокопий утверждал, что «более 500 проституток» вели дела на рыночной улице. Ибн Батутта , посетивший город в 1325 году, писал о базарах «Астанбул», на которых «большинство ремесленников и продавцов составляют женщины». [98]

Архитектура и чеканка монет [ править ]

Колонны собора Святой Софии , ныне мечети.

Византийская империя использовала римские и греческие архитектурные модели и стили для создания своего собственного уникального типа архитектуры. Влияние византийской архитектуры и искусства можно увидеть в копиях, снятых с нее по всей Европе. Конкретные примеры включают базилику Святого Марка в Венеции, [99] базилики Равенны и многие церкви по всему славянскому Востоку. Кроме того, единственная в Европе до итальянского флорина 13-го века Империя продолжала чеканить надежные золотые монеты, а солид Диоклетиана , стал безантом ценившимся на протяжении всего Средневековья. Его городские стены во многом копировались (например, см. Замок Кернарфон ), а его городская инфраструктура, кроме того, была чудом на протяжении всего Средневековья, сохраняя искусство, мастерство и технический опыт Римской империи. В период Османской империи использовались исламская архитектура и символика. Большие бани были построены в византийских центрах, таких как Константинополь и Антиохия . [100]

Религия [ править ]

Основание Константина придало престиж Константинопольскому епископу, который в конечном итоге стал известен как Вселенский Патриарх , и сделало его главным центром христианства наряду с Римом. Это способствовало культурным и теологическим различиям между восточным и западным христианством, что в конечном итоге привело к Великому расколу , который отделил западный католицизм от восточного православия с 1054 года. Константинополь также имеет большое религиозное значение для ислама , поскольку завоевание Константинополя является одним из признаков конца времен в исламе .

Образование [ править ]

В древнем Константинополе было много учреждений, таких как Императорский Константинопольский университет , иногда известный как Университет Дворцового зала Магнауры ( греч . Πανδιδακτήριον τῆς Μαγναύρας ), восточно-римское учебное заведение, которое могло проследить свое корпоративное происхождение до 425 года нашей эры, когда император Феодосий II основал Пандидактерий ( средневековый греческий : Πανδιδακτήριον ). [101]

СМИ [ править ]

Фильм [ править ]

Первым фильмом, показанным в Константинополе (и в Османской империи ), был «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота » братьев Люмьер в 1896 году.

Первым фильмом, снятым в Константинополе (и Османской империи), был « Разрушение русского памятника в Сан-Стефано » Фуата Узкыная в 1914 году.

Газета [ править ]

В прошлом болгарскими газетами позднего османского периода были «Македония» , «Напредук» и «Право» . [102]

Между 1908 (после младотурецкой революции ) и 1914 (начало Первой мировой войны ) « Курдистана Газета » издавалась в Константинополе Микдадом Мидхад Бедир Ханом , до этого она издавалась в изгнании в Каире , Египет . [103]

Международный статус [ править ]

Монументальный центр Константинополя

Город служил защитой восточных провинций старой Римской империи от вторжений варваров в V веке. Стены высотой 18 метров, построенные Феодосием II, были, по сути, неприступны для варваров, пришедших с юга от реки Дунай , которые нашли более легкие цели на западе, а не в более богатых провинциях на востоке Азии. С V века город также защищала Анастасиева стена — 60-километровая цепь стен, пересекающая Фракийский полуостров . Многие ученые [ ВОЗ? ] утверждают, что эти сложные укрепления позволили востоку развиваться относительно беспрепятственно, в то время как Древний Рим и запад рухнули. [104]

Слава Константинополя была такова, что он был описан даже в современной китайской истории , Старой и Новой книге Тан , в которой упоминались его массивные стены и ворота, а также предполагаемая клепсидра, на которой установлена ​​золотая статуя человека. [105] [106] [107] город был осажден В китайских историях даже рассказывается, как в VII веке Муавией I и как он взимал дань в рамках мирного урегулирования. [106] [108]

См. также [ править ]

Люди из Константинополя [ править ]

Светские здания и памятники [ править ]

Церкви, монастыри и мечети [ править ]

Разное [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ / ˌ k ɒ n s t æ n t ɪ ˈ n p əl / KON -stan-tin- OH -pəl ; [5] Греческий : Константинуполис , транслит.   Константинополь , Средневековое греческое произношение: [konstandiˈnupolis] ; Латинское : Константинополис , произносится [kõːstantiːˈnöpolɪs] ; Османский турецкий язык : قسطنطينيه , латинизированный : Остантини .

Ссылки [ править ]

  1. ^ Крок, Брайан (2001). Граф Марцеллин и его хроники , с. 103. Университетское издательство, Оксфорд. ISBN   0198150016 .
  2. ^ Мюллер-Винер (1977), с. 86.
  3. ^ «Хроники Джона Малаласа», Bk 18.86 Перевод Э. Джеффриса, М. Джеффриса и Р. Скотта. Австралийская ассоциация византийских исследований, 1986, том 4.
  4. ^ "Хроника Феофона Исповедника: Византийская и Ближневосточная история 284-813 гг. н.э." . Переведено с комментариями Сирила Манго и Роджера Скотта. AM 6030, стр. 316, с примечанием: Следует принять точную дату Феофана.
  5. ^ Роуч, Питер (2011). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-15253-2 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Манго, Кирилл (1991). «Константинополь». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 508–512. ISBN  0-19-504652-8 .
  7. ^ Парри, Кен (2009). Христианство: Религии мира . Издательство информационной базы. п. 139. ИСБН  9781438106397 .
  8. ^ Парри, Кен (2010). Блэквеллский компаньон восточного христианства . Джон Уайли и сыновья. п. 368. ИСБН  9781444333619 .
  9. ^ Паундс, Норман Джон Гревилл. Историческая география Европы, 1500–1840 гг. , с. 124. Архив КУБКА, 1979. ISBN   0-521-22379-2 .
  10. ^ Джанин (1964), пассим
  11. ^ «Сохранение интеллектуального наследия – Предисловие • CLIR» . КЛИР . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 9 июня 2021 г.
  12. ^ Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 89 .
  13. Джон Юлиус Норвич пишет: «Чтобы идентифицировать их всех, требуется гораздо больше доверчивости и воображения, чем требуется для их римских аналогов». Византия: Ранние века (1989), Guildhall Publishing, стр. 76н
  14. Плиний Старший , книга IV, глава XI. Архивировано 1 января 2017 г. в Wayback Machine . Цитата: «Покинув Дарданеллы, мы приходим к Касфенскому заливу... и мысу Золотого Рога, на котором находится город Византия, свободное государство, ранее называвшееся Лигос; это в 711 милях от Дураццо. .."
  15. ^ Вайле, С. (1908). «Константинополь» . Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Архивировано из оригинала 22 июля 2010 года . Проверено 12 сентября 2007 г.
  16. ^ Комната, Адриан (2006). Топонимы мира: происхождение и значение названий 6600 стран, городов, территорий, природных объектов и исторических мест (2-е изд.). Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. п. 177. ИСБН  978-0-7864-2248-7 .
  17. ^ Джанин, Раймонд (1964). Византийский Константинополь . Париж: Французский институт византийских исследований. п. 10ф.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Георгакас, Деметриус Иоанн (1947). «Имена Константинополя». Труды и труды Американской филологической ассоциации (Издательство Университета Джона Хопкинса) 78 : 347–67. дои : 10.2307/283503 . JSTOR   283503 .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Харрис, Джонатан (2009). Константинополь: столица Византии . Академик Блумсбери. ISBN  978-082-643-086-1 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Недждет Сакаоглу (1993/94a): «Имена Стамбула»]. В: «Стамбульская энциклопедия от прошлого к настоящему», под ред. Министерство культуры Турции, Стамбул.
  21. ^ Харрис, 2007, с. 5
  22. ^ Эверетт-Хит, Джон (24 октября 2019 г.). Краткий Оксфордский словарь географических названий мира . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780191882913.001.0001 . ISBN  978-0-19-188291-3 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
  23. ^ Харпер, Дуглас. «Стамбул» . Интернет-словарь этимологии .
  24. ^ Стэнфорд и Эзель Шоу (1977): История Османской империи и современной Турции. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Том II, с. 386; Робинсон (1965), Первая Турецкая Республика, с. 298
  25. ^ Том Берхэм, Словарь дезинформации , Баллантайн, 1977.
  26. ^ Комната, Адриан, (1993), Название места меняется в 1900–1991 годах , Метучен, Нью-Джерси, и Лондон: The Scarecrow Press, Inc., ISBN   0-8108-2600-3, стр. 46, 86.
  27. Британника, Стамбул. Архивировано 18 декабря 2007 г. в Wayback Machine .
  28. ^ Плиний, IV, xi
  29. ^ Патрия Константинопольская
  30. ^ Фукидид, I, 94.
  31. ^ Харрис, 2007, стр. 24–25.
  32. ^ Харрис, 2007, с. 45
  33. ^ Харрис, 2007, стр. 44–45.
  34. ^ Кассий Дион, ix, стр. 195
  35. ^ Уоссон, Д.Л. (9 апреля 2013 г.). «Константинополь» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года.
  36. ^ На памятных монетах, выпущенных в 330-х годах, город уже упоминается как Константинополис (см., например, Майкл Грант, Кульминация Рима (Лондон, 1968), стр. 133) или «Город Константина». Согласно Reallexikon für Antike und Christentum , vol. 164 (Штутгарт 2005), столбец 442, нет никаких свидетельств традиции, согласно которой Константин официально называл город «Новым Римом» ( Nova Roma ). Вполне возможно, что император назвал город «Вторым Римом» ( Δευτέρα Ῥώμη , Deutera Rhōmē ) официальным указом, как сообщает церковный историк V века Сократ Константинопольский : См. Имена Константинополя .
  37. ^ Описание можно найти в Notitia urbis Constantinopolitanae .
  38. ^ Сократ II.13, цитируется Дж. Б. Бери, История Поздней Римской Империи, стр. 74.
  39. ^ Дж. Б. Бери, История Поздней Римской империи, с. 75. и далее .
  40. ^ Богданович 2016 , стр. 100.
  41. ^ Книга островов архипелага , Национальная библиотека Франции , Париж.
  42. ^ Маргарет Баркер, Литературное приложение Times, 4 мая 2007 г., стр. 26.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грейтрекс, Джеффри. «Бунт Ники: переоценка». Журнал эллинистических исследований, том. 117, 1997, стр. 60–86. JSTOR, https://doi.org/10.2307/632550 . По состоянию на 9 ноября 2023 г.
  44. ^ Прокопия Тайная история : см. П. Невилл-Юр, Юстиниан и его эпоха, 1951.
  45. ^ Джеймс Граут: «Бунт Ники» , часть Романовой энциклопедии.
  46. ^ Калиан, Флорин Джордж (25 марта 2021 г.). «Мнение | Собор Святой Софии и неоосманизм Турции» . Армянский еженедельник . Проверено 7 января 2024 г.
  47. ^ Источник для цитаты: Scriptores originum Constantinopolitanarum , ed T Preger I 105 (см. А. А. Васильев , История Византийской империи , 1952, т. I, стр. 188).
  48. ^ Мэдден, Томас Ф. (2004). Крестовые походы: Иллюстрированная история . Издательство Мичиганского университета. п. 114. ИСБН  9780472114634 .
  49. ^ Юстиниан, Романы 63 и 165.
  50. Раннее средневековье и византийская цивилизация: от Константина до крестовых походов. Архивировано 26 августа 2015 года в Wayback Machine , Кеннет В. Харл.
  51. Прошлые пандемии, опустошившие Европу. Архивировано 7 октября 2017 г. в Wayback Machine , BBC News , 7 ноября 2005 г.
  52. ^ Возможно, от крупнейшего города в мире с населением 500 000 жителей до всего 40 000–70 000: Наследие Рима , Крис Уикхэм, Penguin Books Ltd. 2009, ISBN   978-0-670-02098-0 (стр. 260)
  53. ^ «Экспозиция, посвященная хану Тервелу» . Программата . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 28 августа 2014 г.
  54. ^ Васильев 1952, с. 251.
  55. ^ Джордж Финли, История Византийской империи, Дент, Лондон, 1906, стр. 156–161.
  56. ^ Финли, 1906, стр. 174–175.
  57. ^ Финли, 1906, с. 379.
  58. ^ Эноксен, Ларс Магнар. (1998). Руны: история, значение, толкование . Исторические СМИ, Фалунь. ISBN   91-88930-32-7 с. 135.
  59. ^ Дж. М. Хасси, Византийский мир, Хатчинсон, Лондон, 1967, с. 92.
  60. ^ Фриман, Эван (2021). «Деисусная мозаика собора Святой Софии». Smarthistory Путеводитель по византийскому искусству .
  61. Vasiliev 1952, pp. 343-344.
  62. ^ Шелковый путь Сиэтл - Константинополь. Архивировано 17 сентября 2006 г. в Wayback Machine , Дэниел К. Во.
  63. Офицер, получивший задание, был убит толпой, и в конце концов изображение было скорее удалено, чем уничтожено: Ирен снова удалить должна была восстановить его, а Лео V : Finlay 1906, p. 111.
  64. ^ Васильев 1952, с. 261.
  65. ^ Фриман, Эван (2021). «Средневизантийская мозаика в соборе Святой Софии». Smarthistory Путеводитель по византийскому искусству .
  66. ^ «Печенеги» . Архивировано из оригинала 29 августа 2005 года . Проверено 27 октября 2009 г. , Стивен Лоу и Дмитрий В. Рябой.
  67. Есть источник этих событий: писательница и историк Анна Комнина в ее труде «Алексиада» .
  68. ^ Васильев 1952, с. 472.
  69. ^ Дж. Филлипс, Четвертый крестовый поход и разграбление Константинополя , 144.
  70. ^ Дж. Филлипс, Четвертый крестовый поход и разграбление Константинополя , 155.
  71. ^ Кембриджская иллюстрированная история средневековья: 950–1250 гг . Издательство Кембриджского университета. 1986. С. 506–508 . ISBN  978-0-521-26645-1 . Проверено 19 февраля 2016 г.
  72. ^ Стилбес, Константин; Йоханнес М. Дитхарт; Вольфрам Хёранднер (2005). Поэмы Константина Стилба . Вальтер де Грютер. стр. 16, строка 184. ISBN.  978-3-598-71235-7 .
  73. ^ Дитхарт и Хёранднер (2005). п. 24, строка 387
  74. ^ Стивен Рансиман, История крестовых походов , Кембридж, 1966 [1954], том 3, стр. 123.
  75. ^ Талбот, «Восстановление Константинополя при Михаиле VIII». Архивировано 27 ноября 2020 г. в Wayback Machine , Dumbarton Oaks Papers , 47 (1993), стр. 246
  76. ^ Талбот, «Восстановление Константинополя», с. 247
  77. ^ Геанакоплос, Император Михаил Палеолог и Запад (издательство Гарвардского университета, 1959), стр. 124 н. 26
  78. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Талбот, «Восстановление Константинополя», с. 248
  79. ^ Геанакоплос, Император Михаил , с. 124
  80. ^ Хасси 1967, с. 70.
  81. ^ Т. Мэдден, Крестовые походы: Иллюстрированная история , 113.
  82. ^ Норвич, Джон Джулиус (1996). Византия: упадок и падение . Книги о пингвинах. п. 217. ИСБН  9780140114492 .
  83. ^ Циамис1, Костас; Пулаку-Ребелаку, Эффи; Цакрис, Афанасий; Петриду, Элени. «Эпидемические волны Черной смерти в Византийской империи (1347–1453 гг. Н.э.)» (PDF) . Le Infezioni в Медицине (3): 193–201. Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2020 г. Проверено 18 октября 2020 г. {{cite journal}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  84. ^ «Чёрная смерть» . Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 3 ноября 2008 г. , Канал 4 – История.
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «История Стамбула» . istanbultarihi.ist . Проверено 28 ноября 2023 г.
  86. ^ Кроули, Роджер (18 апреля 2013 г.). Константинополь (Главное изд.). Фабер и Фабер. стр. 187–203. ISBN  978-0-571-29820-4 . Проверено 29 ноября 2023 г.
  87. ^ Николь, Дэвид (2005). Константинополь 1453 год: конец Византии . Прегер. п. 32. ISBN  9780275988562 .
  88. ^ Кроули, Роджер (18 апреля 2013 г.). Константинополь (Главное изд.). Фабер и Фабер. стр. 95–110. ISBN  978-0-571-29820-4 . Проверено 29 ноября 2023 г.
  89. ^ «Падение Константинополя | Факты, краткое изложение и значение» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 15 октября 2018 г.
  90. ^ «Британская энциклопедия | Британника» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 9 сентября 2018 года . Проверено 4 апреля 2023 г.
  91. ^ Мансель, Филип. Константинополь: город желаний мира . Путешествие по истории пингвинов, ISBN   0-14-026246-6 . п. 1.
  92. ^ Льюис, Бернард. Стамбул и цивилизация Османской империи. 1, Университет Оклахомы Пресс, 1963. с. 6
  93. ^ Калиан, Флорин Джордж (25 марта 2021 г.). «Собор Святой Софии и неоосманизм Турции» . Армянский еженедельник . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года.
  94. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Инальчик, Халил. «Политика Мехмеда II в отношении греческого населения Стамбула и византийских построек города». Документы Думбартон-Оукса 23, (1969): 229–249. п. 236
  95. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 28
  96. ^ Чен, Юань Джулиан (11 октября 2021 г.). «Между исламской и китайской универсальными империями: Османская империя, династия Мин и глобальная эпоха исследований» . Журнал ранней современной истории . 25 (5): 422–456. дои : 10.1163/15700658-bja10030 . ISSN   1385-3783 . S2CID   244587800 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2022 года . Проверено 28 марта 2022 г.
  97. ^ Роу, Виктория (2003). История армянской женской письменности, 1880–1922 гг . Cambridge Scholars Press. ISBN  978-1-904303-23-7 . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
  98. ^ Долби, Эндрю. Вкусы Византии: кухня легендарной империи . ИБ Таурис. стр. 61–63.
  99. ^ «Базилика Сан-Марко | собор, Венеция, Италия» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 февраля 2021 года . Проверено 15 октября 2018 г.
  100. ^ Каждан, Александр , изд. (1991), Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-504652-6
  101. ^ «Формирование эллинского христианского сознания» Деметриоса Константелоса , ISBN   0-89241-588-6 : «Пятый век стал определенным поворотным моментом в византийском высшем образовании. Феодосий ΙΙ основал в 425 году крупный университет с 31 кафедрой права, философии, медицины, арифметики, геометрии, астрономии, музыки, риторики. и другим предметам было отведено пятнадцать кафедр латыни и 16 кафедр греческого языка. Университет был реорганизован Михаилом III (842–867) и процветал до четырнадцатого века».
  102. ^ Штраус, Иоганн. «Двадцать лет в столице Османской империи: мемуары доктора Христо Танева Стамбольского из Казанлика (1843–1932) с османской точки зрения». В: Херцог, Кристоф и Ричард Виттманны (редакторы). Стамбул – Кушта – Константинополь: рассказы об идентичности османской столицы, 1830–1930 гг . Рутледж , 10 октября 2018 г. ISBN   1351805223 , 9781351805223. с. 267.
  103. ^ Никитин, Василий Петрович (1956). Курды: социологическое и историческое исследование (на французском языке). Париж: Печать. национальный. п. 194.
  104. ^ «Константинополь» . Варварство и цивилизация . Архивировано из оригинала 5 мая 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  105. ^ Болл (2016), стр. 152–153; см. также сноску № 114.
  106. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хирт (2000) [1885], Справочник по истории Восточной Азии . Архивировано 9 октября 2016 г. в Wayback Machine . Проверено 24 сентября 2016 г.
  107. ^ Юл (1915), 46–48; см. также сноску № 1 на с. 49.
  108. ^ Юл (1915), 46–49; см. сноску № 1 на с. византийского дипломата 49 для обсуждения отправленного в Дамаск , имя которого упоминается в китайских источниках.
  109. ^ См . Исламскую ритуальную проповедь (хутбас) на спорной арене: шииты и сунниты, фатимиды и Аббасиды. Архивировано 1 июля 2015 г. в Wayback Machine Пола Э. Уокера. Чикагский университет. Ануарио де Estuddios Medievales (2012)
  110. ^ «Большая онлайн-энциклопедия Стамбула» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2015 года.
  111. ^ Боррут, Антуан (2011). Между памятью и властью: Сирийское пространство при последних Омейядах и первых Аббасидах (на французском языке). Светить. п. 235. ИСБН  9789004185616 . Архивировано из оригинала 9 января 2022 года . Проверено 9 ноября 2020 г.
  112. ^ Джеффрис, Элизабет; Хаарер, Фиона К., ред. (2006). Материалы 21-го Международного конгресса византийских исследований: Лондон, 21–26 августа 2006 г., Том 1 . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 36. ISBN  9780754657408 . Архивировано из оригинала 9 января 2022 года . Проверено 9 ноября 2020 г.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 012b08cc550552a4106cf5bd079d17b9__1718431140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/b9/012b08cc550552a4106cf5bd079d17b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constantinople - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)