Хосиос Лукас
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Муниципалитет Дистомо-Арахова-Антикира , Беотия , Центральная Греция , Греция |
Часть | Монастыри Дафни , Хосиос Лукас и Неа Мони Хиосские. |
Критерии | Культурные: (i)(iv) |
Ссылка | 537-001 |
Надпись | 1990 г. (14-я сессия ) |
Область | 1,43 га (3,5 акра) |
Буферная зона | 5 443,31 га (13 450,7 акра) |
Координаты | 38 ° 23'43,3 "N 22 ° 44'48,6" E / 38,395361 ° N 22,746833 ° E |
Хосиос Лукас ( греч . Ὅσιος Λουκᾶς ) — исторический обнесенный стеной монастырь , расположенный недалеко от города Дистомо в Беотии , Греция . Основанный в середине X века, монастырь является одним из важнейших памятников средневизантийской архитектуры и искусства и с 1990 года внесен в список ЮНЕСКО объектов всемирного наследия наряду с монастырями Неа Мони и Дафнион . [1]
История
[ редактировать ]Монастырь Осиос Лукас расположен в живописном месте на склоне горы Геликон . Он был основан в начале X века нашей эры отшельником , преподобным ( греч. Хосиос ) Лукой Стейрисом (греч. Лукас ), мощи которого хранятся в монастыре по сей день. Святой Лука (не путать с евангелистом, автором Евангелия от Святого Луки ) был отшельником, умершим 7 февраля 953 года. Он известен тем, что предсказал завоевание Крита императором Романом. Неясно, имел ли он в виду Романа I , тогдашнего императора. Однако остров был фактически отвоеван Никифором Фокой при Романе II . Считается, что именно во время правления последнего (959-963) была построена монастырская церковь Богородицы ( Панагии ) .
Главной святыней монастыря является гробница святителя Луки, первоначально находившаяся в склепе, но позже помещенная на стыке двух церквей. Монастырь получил свое богатство (включая средства, необходимые для строительства) от того факта, что, как говорят, мощи святого Луки источали мирон , своего рода ароматное масло, которое творило чудеса исцеления. Паломникам, надеющимся на чудесную помощь, предлагалось спать рядом с гробницей, чтобы исцелиться посредством инкубации . вокруг На мозаиках гробницы изображен не только сам святитель Лука, но и игумен Филофей, предлагающий святому подобие вновь построенной церкви.
Святитель Николай Странник , местный пастух, некоторое время во второй половине одиннадцатого века жил в монастыре, пока не был изгнан за ненормальное поведение. [2] При Латинской империи в 1206 году легат Бенедикт Порту передал Осиоса Лукаса в каноны Гроба Господня . [3]
Архитектура
[ редактировать ]Церковь
[ редактировать ]Хосиос Лукас, старейшая в комплексе, является единственной церковью, которая, как известно, была построена в десятом веке на своем месте в материковой Греции. [4] Это централизованное здание в форме параллелограмма является старейшим примером крест-квадратного типа в стране; его план во многом повторяет план монастыря Липс в Константинополе . Стены выполнены из opus mixtum (частично кирпичные, частично каменные, частично мраморные) и украшены любопытными псевдокуфическими узорами.
Осиос Лукас примыкает к более крупной соборной церкви, или Католикону , предположительно датируемой 1011-1012 годами. Католикон — самая ранняя из сохранившихся куполообразных восьмиугольных церквей с восемью опорами, расположенными по периметру наоса ( нефа ) . Полусферический купол (без барабана) опирается на четыре косы , образующие переход от восьмиугольного основания под куполом к квадрату, ограниченному стенами внизу. [5] Главный куб церкви со всех четырех сторон окружен галереями и часовнями.
Украшение
[ редактировать ]Осиос Лукас — крупнейший из трёх монастырей, сохранившихся со средневизантийского периода в Греции. Он отличается от Дафниона и Неа Мони тем, что посвящен одному военному святому . Пророчество святого Луки о завоевании Крита запечатлено изображением Иисуса Навина на внешней стене церкви Панагия: Иисус Навин считался образцом «воина веры», чья помощь была особенно эффективной в войнах, вевшихся против арабов. . Католикон содержит наиболее хорошо сохранившийся комплекс мозаик периода македонского Возрождения . Однако комплекс не завершен: оригинальное изображение Христа Вседержителя внутри купола отсутствует, как и фигуры архангелов, обычно размещаемые между верхними окнами.
Есть сведения, что монастырь славился во всей Византии своим щедрым убранством, щедро нанесенным на все поверхности. Помимо облицовки, резьбы, золотой и серебряной посуды, фресок и мозаик (особенно впечатляющих на изогнутых поверхностях), в интерьере был представлен богатый ассортимент икон , паникадилов , шелковых занавесей и алтарных пелен . Лишь часть этих предметов все еще находится на месте , в первую очередь цветная мраморная облицовка и оконные решетки. Несмотря на потери, Кафоликон «дает наилучшее, доступное сегодня представление о характере церковного интерьера в первые века после окончания иконоборчества ». [6]
Погребальный склеп
[ редактировать ]Под огромным куполом Католикона находится погребальный склеп , куда можно попасть только по лестнице с южной стороны.
В склепе есть три отдельные зоны: вход; основное внутреннее пространство, включающее девять пролетов с крестовым сводом и святилище со сводчатым пролетом и апсидой ; и три сводчатых прохода, ранее называвшиеся костяными сводами. [7]
склепа Фрески до недавнего времени были покрыты сотнями лет пыли и скрыты, но в 1960-х годах Греческая археологическая служба провела очистку склепа, которая показала их удивительно хорошо сохранившееся состояние, за исключением апсиды , которая потеряла большую часть своей штукатурки, обнажив из кирпича и камня, а также входной свод и паховые своды, незначительно пострадавшие от просачивания воды и незначительного вандализма, в основном на нижних люнетах возле входа. [7]
Крипта содержит фрески на входе и своде, восемь люнетов вокруг стен с изображениями Христовых Страстей и Воскресения , сорок медальонных портретов апостолов , мучеников и святых мужей, игуменов , в том числе Филофея , а также многочисленные надписи. К. Л. Коннор утверждает, что у него есть «наиболее полная программа настенных росписей, сохранившихся со средневизантийского периода ». [8]
Считается, что большая часть, если не все, склепа фрески были написаны после 1048 года нашей эры и смерти Теодора Леобаха, богатой правительственной элиты, которая, как полагают, была одним из выдающихся покровителей и который позже стал аббатом Осиоса Лукаса. [9]
склепа В святилище есть вероятно ниша-протез, алтарь и преграда алтаря, которые указывают на то, что Евхаристия, , совершалась здесь как часть служб погребения и поминовения почитаемых религиозных деятелей или как часть церемоний, связанных с целительный культ святого Луки . [7]
Когда Осиоса Лукаса часто посещали паломники или члены Святого Луки исцеления культа , посетители спали не только в Католиконе , но и в самом склепе , где хранилась гробница вместе с двумя другими, предположительно настоятелями . [8] Считалось, что святой Лука был чудесным целителем, левитатором при жизни , чудесным кормильцем и пророчицей; после его смерти все чудеса , связанные с ним, были связаны с целительной силой его могилы. Коннор говорит, что отчеты в «Житии святого Луки», написанном анонимным монахом , указывают на то, что «целебные вещества», связанные с гробницей, включают, помимо прочего, воздействие «масла из лампы над гробницей, влаги, источаемой из гробницы». и сны, возникающие во время сна возле могилы в ходе практики, называемой инкубацией ». [7] Гробницу часто посещали до и после завершения строительства комплекса, но после завершения она стала центром чудотворного культа Святого Луки . Есть сведения, что некоторые желавшие чудес или в соседних помещениях на срок до шести дней оставались возле гробницы .
Галерея
[ редактировать ]- Интерьерная мозаика с шествием ангелов.
- Фреска интерьера с изображением мучеников.
- Вид на купол
- По часовой стрелке:
Святой Иоанн, Архангел Гавриил, Дева Мария, Архангел Михаил.
(мозаика нартекса) - Сент-Джон
- Святой Марк
- Святой Михаил
- Святой Павел
- Захария
- Вид на нижнюю церковь (крипту)
- По часовой стрелке:
Св. Варфоломей, Св. Иоанн Богослов, Св. Петр, Св. Павел (фреска склепа) - Прикосновение Фомы/Антипасха
(фреска склепа) - Святой Андрей
- Святой Лука
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Монастыри Дафни, Хосиос Лукас и Неа Мони Хиосские» . Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ Слотьес, Даниэль; Верховен, Мариетта (25 марта 2019 г.). Византия в диалоге со средиземноморской историей и наследием . Брилл. стр. 124–126. ISBN 9789004393585 . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Ван Трихт, Филип (2011). Латинское обновление Византии: Константинопольская империя (1204–1228) . Брилл. п. 450.
- ^ Розмари Моррис. Монахи и миряне в Византии, 843-1118 гг . Издательство Кембриджского университета , 1995. ISBN 0-521-31950-1 . Страница 27.
- ^ Линда Сафран. Рай на Земле: Искусство и церковь в Византии . ISBN 0-271-01670-1 . Страница 127.
- ^ «История архитектуры» Банистера Флетчера (под редакцией Дэна Крукшенка). Архитектурная пресса, 1996. ISBN 0-7506-2267-9 . Страница 310.
- ^ Jump up to: а б с д Коннор, CL (1991). Искусство и чудеса в средневековой Византии: склеп Хосиос Лукас и его фрески . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 3–9, 93–97.
- ^ Jump up to: а б Коннор, CL «Хосиос Лукас» . Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 2 марта 2016 г.
- ^ Ойкономидес, Николас (1 января 1992 г.). «Первый век монастыря Осиос Лукас». Документы Думбартон-Окса . 46 : 245–255. дои : 10.2307/1291657 . JSTOR 1291657 .
- ^ Файл: Хосиос Лукас (нартекс) — Восточная стена справа (Морение ада) 01 (октябрь 2014 г.), автор shakko.jpg
Источники
[ редактировать ]- Эфталия Рентеци, Il Monastero di Hosios Lukas in Phocide , в Ирмосе, н. 1, 2004, Апостольское служение, стр. 227–382, ISSN 1109-9135 ( ссылка ).
- Эфталия Рентеци, Элементы классического стиля в мозаичном убранстве монастыря Осиос Лукас в Фокисе, Греция, в ANISTORITON: История искусства, Том 9, июнь 2005 г., Раздел O052 ( Интернет-ссылка ).
- Эфталия Рентеци, Мозаики монастыря Осиоса Лукаса в Фочисе и базилики Святого Марка: стилистические отношения , в Art - Document, n. 16, 2002, с. 66–71, ИССНТ ИТ 1121-0524.
- Демус, Отто, Византийские мозаичные украшения: аспекты монументального искусства в Византии , Бостон, Массачусетс: Бостонский книжный и художественный магазин, 1955.
- Оустерхаут, Роберт, «Церкви и монастыри» в Оксфордском справочнике по византийским исследованиям под редакцией Робина Кормака, Элизабет Джеффрис и Джона Халдона. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2008.
- Кормак, Робин, «Настенные росписи и мозаика», в Оксфордском справочнике по византийским исследованиям под редакцией Робина Кормака, Элизабет Джеффрис и Джона Халдона. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2008.
- Ойкономидес, Николай. «Первый век монастыря Осиос Лукас», в Dumbarton Oaks Papers , vol. 46 (1992).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный веб-сайт монастыря Осиос Лукас (на греческом языке)
- Хосиос Лукас
- Фотографии мозаики
- Панорамы Хосиоса Лукаса в высоком разрешении 360° | Художественный Атлас
- Христианские монастыри, основанные в X веке.
- Здания православной церкви XI века
- Византийские церковные постройки в Центральной Греции
- Монастыри в Центральной Греции
- Здания восточно-православной церкви
- Объекты всемирного наследия в Греции
- Здания и сооружения в Беотии
- Туристические достопримечательности Центральной Греции
- Македонская архитектура эпохи Возрождения
- Церкви XI века в Греции
- Византийские монастыри Греции
- Церковные здания с куполами
- Заведения XI века в Византийской империи