Джошуа
Джошуа | |
---|---|
![]() Иисус Навин останавливает солнечную гонку ( ок. 1700 г. ), картина Карло Маратта. | |
Пророк, Праведник, Праотец | |
Рожденный | Гошен ( Нижний Египет ), Древний Египет |
Умер | Ханаан |
Почитается в | Иудаизм , Христианство , Ислам |
Главный храм |
|
Праздник |
|
Атрибуты | Часто изображается с Калебом , выносящим виноград из Ханаана. |
Судьи в еврейской Библии שופטיםСудьи |
---|
Курсивом выделены лица, явно не названные судьями. |
Книга Исхода |
Книга Иисуса Навина |
Книга судей |
Первая книга Царств |
Иисус Навин ( / ˈ dʒ ɒ ʃ u ə / ), также известный как Иеошуа ( ивр .: Йохошуа : Йохошуа , , букв. « Яхве есть спасение»), Иешуа Навин , [б] [2] [3] или Жозе , [4] работал помощником Моисея в книгах Исход и Числа , а позже сменил Моисея на посту лидера израильских племен в Книге Иисуса Навина еврейской Библии . [5] Его звали Осия ( Хошеа Hōšēaʿ , букв. 'Сохранять') [6] сын Навина , из колена Ефремова , но Моисей назвал его «Йеошуа» (в переводе с английского «Иисус Навин»), [7] имя, под которым он широко известен на английском языке. Согласно Библии, он родился в Египте до Исхода .
Еврейская Библия называет Иисуса Навина одним из двенадцати соглядатаев Израиля, посланных Моисеем для исследования земли Ханаанской . В Числах 13:1 и после смерти Моисея он возглавил израильские племена при завоевании Ханаана и выделил им земли. Согласно библейской хронологии , Иисус Навин жил некоторое время в бронзовом веке . Согласно Иисусу Навину 24:29, Иисус Навин умер в возрасте 110 лет.
Джошуа пользуется уважением среди мусульман , которые также считают его лидером верующих после смерти Моисея. В исламе также считается, что Юша бин Нун (Джошуа) был «помощником» Моисея, упомянутого в Коране, до того, как Моисей встретил Хидра . Джошуа играет важную роль в исламской литературе , о чем немаловажно рассказывается в хадисах . [8] [9]
Имя
Английское имя «Джошуа» является переводом еврейского слова «Йеошуа» и в основном интерпретируется как « Яхве есть спасение»; [10] [11] хотя другие также интерпретировали это как « Яхве господин». [12] Теофорное имя , по-видимому, образовано из комбинации Тетраграмматона с еврейским существительным יְשׁוּעָה ( современный: yəšūʿa , тиберийский: yăšūʿā ), что означает «спасение»; [13] [14] [15] [16] происходит от еврейского корня ישׁע ( y-š-ʿ ), что означает «спасать/помогать/доставлять». [17] [18] Другие теофорные имена, имеющие аналогичное значение, также можно найти в еврейской Библии , например, имя сына Давида אֱלִישׁוּעַ ( ʾĔlīšūaʿ ), чье имя означает «Мой Эль ( Бог ) – спасение». [19] [20]
« Иисус » — это английская производная от греческой транслитерации слова «Йеошуа» латынью. В Септуагинте все случаи слова «Иегошуа» переводятся как « Ἰησοῦς » (Iēsoūs), ближайшее греческое произношение императорского арамейского языка : יֵשׁוּעַ Yēšūaʿ . [21] [22] [23] [24] Таким образом, в современном греческом языке Иисус Навин называется «Иисус, сын Науэ» ( τοῦ Ναυή , toũ Nauḗ ), чтобы отличить его от Иисуса . Это также верно для некоторых славянских языков, следующих восточно-православной традиции (например, « Иисус Навин », Iisús Navín на болгарском, сербском и русском языках, но не на чешском).
Библейское повествование
Исход

Иисус Навин был важной фигурой в событиях Исхода. Моисей поручил ему выбрать и возглавить отряд ополченцев для их первой битвы после выхода из Египта против амаликитян в Рефидиме . [25] в котором они одержали победу.
Позже он сопровождал Моисея, когда тот поднялся на библейскую гору Синай, чтобы общаться с Богом. [26] визуализируйте Божий план относительно израильской скинии и получите Десять Заповедей . Иисус Навин был с Моисеем, когда тот спускался с горы, слышал празднование израильтян вокруг Золотого Тельца , [27] и разбил скрижали со словами заповедей. Точно так же в повествовании, в котором говорится о том, что Моисей мог говорить с Богом в своем шатре собрания вне стана, Иисус Навин рассматривается как хранитель шатра («скинии собрания»), когда Моисей вернулся в стан израильский. [28] Однако, когда Моисей вернулся на гору, чтобы воссоздать скрижали, на которых записаны Десять заповедей, Иисуса Навина не было, поскольку в библейском тексте говорится: «Никто не придет с тобой». [29]
Позже Иисус Навин был идентифицирован как один из двенадцати соглядатаев, посланных Моисеем для исследования и донесения о земле Ханаанской . [30] и только он и Халев дали обнадеживающее сообщение, наградой за которое будет то, что только эти двое из всего их поколения войдут в землю обетованную. [31]
Согласно Иисусу Навину 1:1, [32] Бог назначил Иисуса Навина преемником Моисея на посту лидера израильтян, а также дал ему благословение непобедимости при жизни. [33] [34] Первая часть книги Иисуса Навина охватывает период, когда он руководил завоеванием Ханаана .
Завоевание Ханаана

На реке Иордан воды расступились, как это произошло с Моисеем на Красном море . Первой битвой после переправы через Иордан была битва при Иерихоне . Иисус Навин возглавил разрушение Иерихона , затем двинулся к Гаю , небольшому соседнему городу на западе. Однако они потерпели поражение, погибло тридцать шесть израильтян. Поражение было приписано тому, что Ахан забрал «проклятую вещь» из Иерихона; за этим последовало побивание камнями Ахана, его семьи и животных, чтобы восстановить благосклонность Бога. Затем Джошуа отправился победить Гая.
Израильтяне столкнулись с союзом пяти аморейских царей из Иерусалима , Хеврона , Иармута , Лахиша и Еглона . В Гаваоне Иисус Навин попросил Господа остановить Солнце и Луну, чтобы он мог закончить битву при дневном свете. Согласно тексту, Солнце остановилось посередине неба и задержало заход примерно на целый день. Это событие наиболее примечательно тем, что «не было такого дня ни до, ни после того, как Господь внял голосу человека, ибо Господь сражался за Израиль». [35] Господь . также сражался за израильтян в этой битве, потому что он швырял с неба огромные градины, которые убили больше хананеев, чем те, которых убили израильтяне С этого момента Иисус Навин смог привести израильтян к нескольким победам, захватив большую часть земли Ханаанской. Он председательствовал на собраниях израильтян в Галгале и Силоме , которые выделили землю коленам Израиля (Иисус Навин 14: 1–5 и 18: 1–10), а израильтяне наградили его ефремлянским городом Тимнат-Херес или Тимнат-Сара. , где он поселился (Иисус Навин 19:50).
Согласно Талмуду , Иисус Навин в своей книге перечислил только приграничные города. [с]
Смерть


Когда он был «стар и преклонных лет», [36] Иисус Навин созвал старейшин и вождей израильтян и призвал их не общаться с коренным населением, потому что это может привести к их неверности Богу. [37] На общем собрании кланов в Сихеме он попрощался с людьми, увещев их быть верными своему Богу, который так сильно проявился среди них. В качестве свидетеля своего обещания служить Богу Иисус Навин установил большой камень под дубом возле святилища Божьего. Вскоре после этого он умер в возрасте 110 лет и был похоронен в Тимнат-Хересе , в горной стране Ефремовой, к северу от горы Гааш. [38]
Историчность
Текущее основное мнение
Преобладающая среди ученых точка зрения состоит в том, что Книга Иисуса Навина не является фактическим описанием исторических событий. [39] [40] Очевидным местом действия Иисуса Навина является 13 век до нашей эры. [41] это было время повсеместного разрушения городов, но, за некоторыми исключениями ( Асор , Лахис ), разрушенные города - это не те города, которые Библия связывает с Иисусом Навином, а те, которые она связывает с ним, практически не имеют признаков того, что они были оккупированы. в то время. [42] Учитывая отсутствие историчности, Кэролин Пресслер в своих комментариях к серии «Вестминстерский библейский компаньон» предлагает читателям «Иисуса Навина» отдавать приоритет богословскому посланию («чему отрывки говорят о Боге») и осознавать, что они значили бы для аудитории в седьмой и шестой века до нашей эры. [43] Ричард Нельсон объяснил, что потребности централизованной монархии предпочитали единую историю происхождения, сочетающую в себе старые традиции исхода из Египта , веру в национального бога как «божественного воина» и объяснения разрушенных городов, социального расслоения и этнических групп, а также современные племена. [44]
Утверждалось, что Книга Иисуса Навина не имеет особой исторической ценности. [45] Археологические данные показывают, что Иерихон и Гай не были заселены в ближневосточный период поздней бронзы . [46] хотя недавние раскопки в Иерихоне поставили это под сомнение. [47] История завоевания, возможно, представляет собой националистическую пропаганду царей восьмого века до нашей эры иудейских и их притязаний на территорию Израильского царства . [39] включен в раннюю форму Иисуса Навина, написанную в конце правления царя Иосии (годы правления 640–609 до н. Э.). Книга, вероятно, была переработана и завершена после падения Иерусалима Нововавилонской империи в 586 г. до н.э. и, возможно, после возвращения из вавилонского изгнания в 538 г. до н.э. [48]
М. Нот (1930-е)
В 1930-х годах Мартин Нот резко критиковал полезность Книги Иисуса Навина для истории. [49] Нот был учеником Альбрехта Альта , который подчеркивал критику формы и важность этиологии . [49] [50] Альт и Нот постулировали мирное перемещение израильтян в различные районы Ханаана, что противоречит библейскому описанию. [51]
У. Ф. Олбрайт (1930-е)
Уильям Фоксвелл Олбрайт поставил под сомнение «упорство» этиологий, которые были ключом к анализу Нотом кампаний Джошуа. Археологические данные 1930-х годов показали, что город Ай , ранняя цель завоевания в предполагаемом рассказе Иисуса Навина, существовал и был разрушен, но в 22 веке до нашей эры. [49] Были предложены некоторые альтернативные места для Ай, которые частично могли бы устранить несоответствие в датах, но эти места не получили широкого признания. [52]
К. Кеньон (1951)
В 1951 году Кэтлин Кеньон показала, что город IV в Телль-эс-Султане (Иерихон) был разрушен в конце среднего бронзового века (около 2100–1550 гг. До н.э.), а не во время позднего бронзового века (около 1550–1200 гг. до н.э.). Кеньон утверждал, что ранняя израильская кампания не может быть подтверждена исторически, а скорее объяснена этиологией местоположения и представлением израильского поселения. [53] [54]
Дж. Э. Райт (1955)
В 1955 году Дж. Эрнест Райт обсудил корреляцию археологических данных с ранними израильскими кампаниями, которые он разделил на три этапа согласно Книге Иисуса Навина. Он указал на два набора археологических находок, которые «по-видимому, предполагают, что библейское описание в целом верно относительно природы конца тринадцатого и двенадцатого-одиннадцатого веков в стране» (т.е. «периода огромного насилия»). [55] Он придает особое значение недавним раскопкам в Хацоре, проведенным Игаэлем Ядином . [55]
Религиозные взгляды

В иудаизме
В раввинской литературе


В раввинской литературе Иисус Навин считается верным, смиренным, достойным и мудрым человеком. К нему прилагаются библейские стихи, иллюстрирующие эти качества и награду за них. «Кто надеется на своего господина, тот будет удостоен чести» [56] интерпретируется как ссылка на Иисуса Навина, [57] как и первая часть того же стиха: «Кто хранит смоковницу, тот вкусит плоды ее». [58] Что «честь поддержит смиренных духом» [59] подтверждается победой Иисуса Навина над Амаликом . [60] Преемником Моисея были назначены не сыновья Моисея , как ожидал сам Моисей, а Иисус Навин. [61] Моисею было показано, как Иисус Навин упрекал Гофониила . [62]
«Бог говорил с Моисеем лицом к лицу, как кто-то говорил со своим другом. Затем он возвращался в стан. Но его слуга, Иисус Навин, молодой человек, не выходил из шатра. Иисус Навин никогда не выходил из палатка». [28] Разве Иисус Навин не вышел из палатки, чтобы поесть, поспать или позаботиться о своих нуждах? Эта похвала показывает, что Иисус Навин полностью верил в Моисея, цадика . Тот, кто имеет эту веру, осознает цадика во всем, что он делает; он остается неизменно с цадиком, что бы он ни делал. [63]
Согласно раввинской традиции , Иисус Навин, разделяя Землю Ханаанскую между двенадцатью коленами Израиля, посадил морской кальмар ( иврит : חצוב ), чтобы обозначить границы и границы племенных владений. [с]
Более того, Иисус Навин, разделив землю Ханаанскую между коленами Израиля, заставил колени согласиться на десять условий, наиболее важными из которых являются общее использование лесов в качестве пастбищ для скота и общее право на рыбную ловлю в море. из Тверии . [64] Природные источники должны были использоваться для питья и стирки всеми племенами, однако первоочередное право принадлежало тому племени, которому принадлежал водоток. [65] Крольчатка колючая ( Sarcopoterium spinosum ) и верблюжья колючка ( Alhagi maurorum ) могли свободно собираться в качестве дров любым членом любого племени на любой племенной территории.
В молитве
Согласно еврейской религиозной традиции, совершив алию , переправившись через реку Иордан и войдя в Землю Израиля , Иисус Навин составил молитву «Алейну», благодарящую Бога. Эта идея впервые была высказана в Коль Бо конца 14 века. [66] Некоторые средневековые комментаторы заметили, что более короткое имя Иисуса Навина, Осия, появляется в первых нескольких стихах Алейну в обратном акростихе: ע – עלינו, ש – שלא שם, ו – ואנחנו כורעים, ה – הוא אלוק ינו. В «Тешувот ха-Геоним», ответе Геонов , обсуждается, что Иисус Навин составил «Алейну», потому что, хотя израильтяне совершили алию в Землю Обетованную , они были окружены другими народами, и он хотел, чтобы евреи провели четкое различие между собой, которые знали и принимали суверенитет Бога и тех народов мира, которые этого не сделали. [67] В современную эпоху религиозные евреи по-прежнему молятся Алейну, вдохновленному алией, три раза в день, в том числе по праздникам . Молитва Алейну начинается:
Наш долг - восхвалять Владыку всего, превозносить Творца Вселенной, который не сделал нас подобными народам мира и не поставил нас в подобие семьям земным, который не запланировал нашу судьбу быть как у них, и наша участь не такая, как у всего их множества. [68]
В христианстве
Большинство современных Библий переводят Послание к Евреям 4:8–10, чтобы определить Иисуса как лучшего Иисуса Навина, поскольку Иисус Навин привел Израиль в остальную часть Ханаана , но Иисус ведет народ Божий в «покой Божий». Среди ранних отцов церкви Иисус Навин считается прообразом Иисуса Христа. [69]
История Иисуса Навина и ханаанских царей также упоминается во 2 Мекабиане , книге, считающейся канонической в эфиопской православной церкви Тевахедо . [70]
В исламе
Юша | |
---|---|
Джошуа Джошуа | |
Предшественник | Измерять |
Преемник | Хидр |
Коранические ссылки
Джошуа ( араб . يُوشَعُ بْنُ نُونٍ , Юша ибн Нун [juːʃaʕ ибн нун] ) не упоминается по имени в Коране , но его имя появляется в другой исламской литературе . В кораническом повествовании о завоевании Ханаана упоминаются Иисус Навин и Калеб. , но не названы, как два богобоязненных мужа, которым Бог «даровал Свою благодать». [71]
Они сказали: «Моисей, на этой земле ужасный народ. Мы не пойдем туда, пока они не уйдут. Если они уйдут, тогда мы войдем». Однако двое мужчин, которых Бог благословил среди боявшихся, сказали: «Входите к ним через ворота, и когда вы войдете, вы победите их. Если вы истинно верующие, доверьтесь Богу.
Иисус Навин также упоминается в путешествии Мусы (Моисея), которое он совершил, чтобы найти Хидра .
И помните, когда Моисей сказал своему молодому помощнику: «Я никогда не сдамся, пока не доберусь до места слияния двух морей, даже если буду путешествовать целую вечность». Но когда они наконец достигли места встречи морей, они забыли свою соленую рыбу, и она направилась в море, чудесным образом ускользая. Он ответил: «Помнишь, как мы отдыхали у скалы? Тогда я забыл о рыбе. Никто не заставил меня забыть об этом, кроме сатаны. И рыба чудесным образом ушла в море». Моисей ответил: «Это именно то, что мы искали». Итак, они вернулись, повторяя свои следы. Там они нашли Нашего раба, которому Мы даровали от Нас милость и просветили знанием Нашим.
В повествовании, собранном Бухари, сообщается, что к Моисею после того, как он произнес речь, подошел человек и спросил его: «Кто самый знающий человек на земле?» Моисей ответил: «Это был бы я!» Итак, Аллах открыл Моисею, что ему не следовало говорить этого, и на самом деле был кто-то, кто был более знающим, чем он. Моисею было приказано отправиться на встречу с этим человеком по имени Аль-Хадир на стыке двух морей. Исламские ученые утверждают, что это может быть северная часть Синайского полуострова между Красным и Средиземным морями , южная часть Синая, где Реское море разделяется на Суэцкий залив и залив Акаба , или Босфор в Стамбуле, который — пролив между Черным и Мраморным морями .
Хадисы, толкования, традиции
Некоторые ученые-классики считали Иисуса Навина пророческим преемником Моисея ( موسى ). [д] Ат-Табари рассказывает в своей «Истории пророков и царей» , что Иисус Навин был одним из двенадцати шпионов, а мусульманские ученые полагают, что двумя верующими шпионами, упомянутыми в Коране, являются Иисус Навин и Калеб. Иисус Навин был исключительным среди израильтян , поскольку был одним из немногих верных последователей Аллаха.
Важные события из мусульманских повествований Джошуа включают переправу через реку Иордан и завоевание Байт-аль-Макдиса . [74]
Традиционный мусульманский комментарий аль-Джалалайн говорит: « Ахмад [б. Ханбал] сообщил в своем «Муснаде» [следующий] хадис: «Солнце никогда не задерживалось ни для одного человека, кроме Иисуса Навина, в те дни, когда он шел к Священному Святому Дом [Иерусалимский]». [75]
Мусульманская литература включает традиции Иисуса Навина, которых нет в еврейской Библии . Считается, что Иисус Навин присутствовал при смерти Моисея, и в литературе записано, что одежда Моисея была с Иисусом Навином во время его ухода. [76] В «Сахих Бухари» и «Сахих Муслим» Джошуа упоминается как Юша бин Нун и является помощником Моисея во время его встречи с Хидром . [77] [78] [79]
В искусстве и литературе

В литературной традиции средневековой Европы Джошуа известен как один из Девяти Достойных . В «Божественной комедии» дух Джошуа является Данте на небесах Марса, где он группируется с другими «воинами веры». [80]
эпохи барокко Композитор Георг Фридрих Гендель сочинил ораторию «Иошуа» в 1747 году. Композитор Франц Ваксман сочинил ораторию «Иошуа» в 1959 году. Марк-Антуан Шарпантье сочинил «Жозе» (H.404 и H.404 a), ораторию для солистов, двойного хора, двойного оркестра и континуо, в 1680 г. [ нужна ссылка ]
Номенклатура в биологии
Согласно легенде, мормонские пионеры в Соединенных Штатах впервые назвали агаву коротколистная юкка деревом Джошуа, потому что ее ветви напомнили им о Джошуа, протягивающем руки вверх в мольбе, ведущем путешественников на запад. [81]
Имя Джошуа увековечено научным названием вида змей, слепой змеи Джошуа ( Trilepida joshuai ), голотип которого был собран в Херико, Антиокия , Колумбия . [82]
Еврейские праздники

Религиозный праздник
Иисуса Ежегодное празднование йорцайта Навина (годовщины его смерти) отмечается 26 нисана по еврейскому календарю . тысячи людей совершили паломничество к могиле Иисуса Навина в Кифл-Харисе недалеко от Наблуса на Западном Берегу Накануне вечером .
Израильский сионистский праздник
Йом ха-Алия ( алии День ; иврит : יום העלייה ) — израильский национальный праздник, отмечаемый ежегодно десятого числа еврейского месяца нисана , согласно вступительному пункту Закона Йом ха-Алия, как сионистский праздник «еврейской иммиграции на Землю ». Израиля как основы существования Государства Израиль », и, во-вторых, «чтобы отметить дату входа в Землю Израиля», то есть в память о том, как Иисус Навин повел израильтян через реку Иордан в Землю Израиля, неся при этом Ковчег Завета .
Могила Иисуса Навина
Самаритянские и еврейские традиции
Согласно самаритянскому преданию, отмеченному в 1877 году, гробницы Иисуса Навина и Калева находились в Кифл-Харисе. [83]
Согласно Иисусу Навину 24:30 , могила Иисуса Навина находится в Тимнат-Хересе , и еврейская традиция также помещает могилы отца Иисуса Навина, Нуна, и его товарища Калева отождествляют на этом месте, которое ортодоксальные евреи с Кифл Харисом. Тысячи людей совершают паломничество к могилам в ежегодное празднование смерти Иисуса Навина , 26 нисана по еврейскому календарю. [84] [ нужны разъяснения ]
Похоже, что старые еврейские традиции когда-то связывали Мерон в Верхней Галилее с местом захоронения Иисуса Навина. [85]
Исламские сайты

Некоторые мусульмане полагают, что Джошуа похоронен на холме Джошуа в районе Бейкоз в Стамбуле . [86] Альтернативные традиционные места для его могилы расположены в Израиле (шиитский храм в Ан-Наби Юша ), Иордании (Ан-Наби Юша бин Нун, суннитский храм недалеко от города Аль-Сальт). [87] [88] ), Иран (Историческое кладбище Тахт э Фулад в Исфахане [89] ) и Ирак (святыня Наби Юша в Багдаде [87] ). Местная традиция, объединяющая три версии трех разных Юшей, включая библейского Иисуса Навина, помещает гробницу в пещеру в горах Триполи с видом на прибрежный город Эль-Минье недалеко от Триполи, Ливан . [90] [91]
См. также
Ссылки
Пояснительные примечания
- ^ (На греческом языке) «Святой Иисус Праведный» . Мегас Синаксаристис .
- ^ Имперский арамейский : יֵשׁוּעַ Yēšuaʿ ; Сирийский : ������������������������������������������bar Nōn ; Греческий : Ἰησοῦς , арабский : يُشَعُ ٱبْنُ نُانٍ YشAʿ ибн Нун ; Латынь : Джошуа
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вавилонский Талмуд , Баба Батра 56а; Бейца 25б, св חצובא מקטע רגליהון דרשיעי . Цитата: «Морской кальмар ( Urginea maritima ) ампутирует ногу нечестивцу». Талмудический экзегет Раши объяснил , что это означает растение, корни которого проникают глубоко и уходят глубоко, совсем не распространяясь в стороны, и они сажают оно между границами полей, которыми Иисус Навин [прежде] разделил страну по назначенным границам для Израиля». «Ампутирует ногу нечестивому» (имеется в виду) в Судный День , в том смысле, что они (нечестивцы) крадут, жаждут и присваивают обратно собственность [других], не извлекая из этого урока» ( КОНЕЦ ЦИТАТЫ) См. Хай Гаон (1921), «Комментарий Хай Гаона к Седер Тахарот», в Эпштейне, Дж. Н. (ред.), Геонический комментарий к Седер Тахарот - приписывается раввину Хай Гаону (на иврите), том. 1, Берлин: Ицковский, стр. 13–14, OCLC 13977130 , sv. Явлит в Мишне Кейлим 3:6.
- ↑ Джошуа упоминается как пророк в Ибн Касира . » «Истории пророков
Цитаты
- ^ «Праведный Иисус Навин, сын Нави (Нави)» . Ока . Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 года . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Хан, Джеффри (2020). Тиверийская традиция произношения библейского иврита, Том 1 . Открытое книжное издательство. ISBN 978-1783746767 .
- ^ «Еврейская симфония Стронга — 3091. Иегошуа» . Библейский хаб .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Жозуэ (Джошуа)» . www.newadvent.org . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Куган 2009 , стр. 166–167.
- ^ «Спряжение להושיא» . Пилим .
- ^ Библейские числа 13:16.
- ^ «Джами ат-Тирмизи 3149 – Главы по Тафсиру – Книга толкования Корана со слов Посланника Аллаха, да благословит его Бог и дарует ему мир – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммада ( да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ «Сахих Муслим 2380а – Книга добродетелей – Книга добродетелей – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ Гезениус 1906 , с. 221, 446.
- ^ «Библейский словарь Фоссе» . Изучите Свет. Архивировано из оригинала 16 марта 2012 года . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Аяли-Даршан 2018 .
- ^ «Еврейская симфония Стронга — 3444. иешуа» . Библейский хаб .
- ^ «Изклонение יְשׁוּעָה» . Пилим .
- ^ «Словарь Кляйна, יְשׁוּעָה» . Сефария .
- ^ «Ястроу, Иешуа» . Сефария .
- ^ "Еврейская симфония Стронга - 3467. яша" . Библейский хаб .
- ^ «Словарь Кляйна, ישׁע» . Сефария .
- ^ «Еврейская симфония Стронга — 474. Элишуа» . Библейский хаб .
- ^ "Еврейская симфония Стронга - 410. êlî" . Библейский хаб .
- ↑ Библия Неемия 8:17.
- ↑ Числа 13:16 LXX. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine , и Моисей по имени Осия, сын Науэ Иисус. ,
- ^ «Захария» , онлайн-греческая ВЗ (Септуагинта/LXX) Библия в формате UTF8 , база данных Библии, 3:1–10, заархивировано из оригинала 23 июля 2011 г. , получено 8 января 2018 г.
- ^ «Еврейская симфония Стронга — 3442. Иешуа» . Библейский хаб .
- ^ Библейский Исход 17: 8–16.
- ^ Исход 24:13
- ^ Библейский Исход 32:17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исход 33:11
- ^ Исход 34:3
- ^ Библейские числа 13: 16–17.
- ^ Библейские числа 14: 22–24.
- ^ Библия Иисуса Навина 1: 1–9.
- ^ Библия Иисуса Навина 1:5
- ^ Голдингей, 2023 , стр. 67–68.
- ^ Библия Иисуса Навина 10:14.
- ^ Библия Иисуса Навина 23: 1–2.
- ^ Библия Иисуса Навина 23: 7–8 , 23: 12–13.
- ^ Библия Иисуса Навина 24: 29–30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кут 2000 , с. 275.
- ^ МакКонвилл и Уильямс 2010 , с. 4.
- ^ МакКонвилл и Уильямс 2010 .
- ^ Миллер и Хейс 1986 , стр. 71–72.
- ^ Пресслер 2002 , стр. 5–6.
- ^ Нельсон 1997 , с. 5.
- ^ Киллебрю 2005 , с. 152: «Почти все без исключения ученые согласны с тем, что рассказ Иисуса Навина не имеет особой исторической ценности по сравнению с ранним Израилем и, скорее всего, отражает гораздо более поздние исторические времена. 15 "
- ^ Бартлетт 2006 , с. 63.
- ^ Нигро 2020 , стр. 202–204.
- ^ Рейд 2003 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Олбрайт, 1939 , стр. 11–23.
- ^ Ноорт 1998 , стр. 127–144.
- ^ Рендсбург 1992 , стр. 510–527.
- ^ Хокинс 2013 , с. 109.
- ^ Кеньон 1967 , стр. 268–275.
- ^ Кеньон 2013 , стр. 101–138.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райт 1955 , стр. 106–108.
- ^ Притчи 27:18.
- ^ Числа Раба 12
- ^ Ялкут Шимони , Иисус Навин 2; Числа Раба 12:21
- ^ Притчи 29:23
- ^ Числа Раба 13
- ^ Числа Раба 12
- ^ Ялкут Шимони , Числа 776
- ^ Nachman of Breslov , Likutey Halakhot VII
- ^ Вавилонский Талмуд ( Бава Камма 80б-81а).
- ^ Маймонид , Мишне Тора (Hil. Nizkei Mammon 5:3); Ача из Шабхи , Шейлтот , П. Рае 147; Иерусалимский Талмуд , Баба Батра 5:1. Даже если бы источник природного источника брал свое начало на отдаленной племенной территории и протекал по территории другого племени, люди, живущие на территории, по которой в настоящее время протекает вода, имеют первоочередное право на воду.
- ^ «Шиур №18: Алейну | ВБМ харецион» . Архивировано из оригинала 23 января 2021 г. Проверено 30 января 2021 г.
- ^ «Происхождение Алейну – Анше Шолом» . Архивировано из оригинала 16 июля 2021 г. Проверено 30 января 2021 г.
- ^ «Онлайн-Сидур с комментариями» . Архивировано из оригинала 03 марта 2021 г. Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Николс 2007 , с. 195.
- ^ «Тора Иешуа: Книга Мекабьяна I-III» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 г. Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ Абдулла Юсуф Али , Священный Коран: текст, перевод и комментарии , Примечание. 726, стих 23: «Среди тех, кто вернулся после разведки земли, были два человека, имевшие веру и мужество. Это были Иисус Навин и Халев. Иисус Навин впоследствии сменил Моисея в руководстве через 40 лет. Эти два человека просили о немедленном въезде через надлежащие Врата, которые, как я понимаю, означают «после принятия всех необходимых мер предосторожности и проведения всех необходимых приготовлений». Ср. 2:189 и н. 203. Но, конечно, они сказали, что для победы они должны положиться на Аллаха».
- ^ MAS Абдель Халим, переводчик (2005). Коран . Издательство Оксфордского университета. п. 70.
- ^ «Сура Аль-Кахф – 60» . Коран.com . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Табари , История пророков и королей , Том. Я: 414–429, 498–499, 503–516.
- ^ «QuranX.com: Самая полная коллекция Корана, хадисов и тафсиров!» . quranx.com . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 г. Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ Энциклопедия ислама , Том. XI, стр. 351, Юша ибн Нун [Иешуа, сын Нуна]
- ^ Бухари, Книга 6, Том 60, Хадисы 249, 250, 251: Пророческий комментарий к Корану (тафсир Пророка (мир ему и благословение Аллаха))
- ^ Бухари, Книга 1, Том 3, Хадис 124: Знание.
- ^ Муслим, Книга 30, Хадис 5864: Книга, относящаяся к превосходным качествам Святого Пророка (мир им) и его сподвижников (Китаб аль-Фадаил)
- ^ Саймонс 2018 , стр. 371–380.
- ^ «Джошуа Трис» . nps.gov . Служба национальных парков . Архивировано из оригинала 25 февраля 2015 г. Проверено 27 мая 2013 г.
- ^ Беоленс, Уоткинс и Грейсон, 2011 , с. 136.
- ^ Кондер и Китченер, 1882, с. 218 - 219
- ^ «Евреям запрещено посещать могилу библейского Иисуса Навина» .
- ^ Бергер, Ури; Глик, Александр; Шемер, Мааян (2019). «Мерон, комплекс раввина Шимона Бар Йохая: Заключительный отчет» . Хадашот Археологийот . 131 . Проверено 17 апреля 2024 г. - через онлайн-издание, опубликовано 06.02.2019. Цитируя Райнера, Эльханана (2012). «Иисус Навин — Симеон Бар Йохай, Асор — Мерон: к типологии истории основания Галилеи (еще одна глава в религиозном мире галилейских евреев)». Тарбиз 80(2):1 стр. 79–218 (иврит).
- ^ «СТАМБУЛ, раскинувшийся на два континента» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 года . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мазар Хазрат Юша бин Полдень, на веб-сайте Высшего исламского совета Канады [1]. Архивировано 5 мая 2017 г. в Wayback Machine.
- ↑ Могила Пророка Юши (фото гробницы; исламский взгляд на Пророка Юшу/Джошуа) [2] Архивировано 26 сентября 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ «Похороненные пророки в Иране – Араш Нурагаи» . nooraghayee.com . Архивировано из оригинала 29 марта 2015 г. Проверено 15 января 2020 г.
- ^ Храм Пророка Юши/Джошуа (мир ему и благословение Аллаха). Архивировано 20 июля 2019 г. в Wayback Machine , Священные места в Ливане - Святые места в Ливане.
- ^ Мечеть Эль-Наби Юша и Макам. Архивировано 20 июля 2019 г. в Wayback Machine , на DestinationLebanon.gov.lb, Министерство туризма Ливана.
Общие и цитируемые источники
- Олбрайт, ВФ (1939). «Израильтянское завоевание Ханаана в свете археологии». Бюллетень американских школ восточных исследований . 74 (74): 11–23. дои : 10.2307/3218878 . JSTOR 3218878 . S2CID 163336577 .
- Аяли-Даршан, Нога (2018). «Элементы ש(ו)ע/שבע/תע в библейских именах собственных: переоценка» . Журнал северо-западных семитских языков . 44 (1). Стелленбошский университет . hdl : 10520/EJC-ff5bd8a45 .
- Озу, Жорж (1964), Дар завоевания: изучение книги Джошуа , Знание Библии (на французском языке), Édition de l'Orante
- Бартлетт, Джон Р. (2006). «3: Археология» . В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-925425-5 .
- Бартон, Джон; Маддиман, Джон, ред. (2001), Оксфордский библейский комментарий , Oxford University Press, ISBN 9780198755005 , заархивировано из оригинала 16 июля 2020 г. , получено 1 мая 2017 г.
- Бартон, Джон (2004), Библейский мир , том. 2, Тейлор и Фрэнсис, ISBN 9780415350914 , заархивировано из оригинала 02 мая 2017 г. , получено 1 мая 2017 г.
- Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). Словарь эпонимов рептилий . Джу Пресс. ISBN 978-1-4214-0135-5 . Архивировано из оригинала 14 мая 2021 г. Проверено 14 мая 2021 г.
- Бреттлер, Марк Цви, Как читать Библию. Архивировано 1 мая 2017 г. в Wayback Machine (Еврейское издательское общество, 2005 г.).
- Брайт, Джон (2000). История Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22068-6 . Архивировано из оригинала 02.11.2020 . Проверено 4 октября 2020 г.
- Куган, Майкл Д. (редактор), Оксфордская история библейского мира, заархивированная 15 ноября 2020 г. в Wayback Machine (Oxford University Press, 1998).
- Куган, Майкл Д. (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Оксфорд: Университетское издательство.
- Кут, Роберт Б. (31 декабря 2000 г.). «Завоевание: Библейское повествование» . У Дэвида Ноэля Фридмана; Аллен С. Майерс (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Крич, Джером Ф.Д. (2003). Джошуа . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-23738-7 . Архивировано из оригинала 07 мая 2021 г. Проверено 12 мая 2021 г.
- Дэй, Иоанн, Яхве, боги и богини Ханаана. Архивировано 16 июля 2021 г. в Wayback Machine (Sheffield Academic Press, 2002).
- де Пюри, Альберт; Ремер, Томас; Жан-Даниэль, Макки (2000), Израиль строит свою историю: девтерономистская историография в недавних исследованиях , Sheffield Academic Press, ISBN 9781841270999 , заархивировано из оригинала 16 июля 2021 г. , получено 1 мая 2017 г.
- Девер, Уильям, Что знали авторы Библии и когда они это узнали? Архивировано 18 января 2021 г. в Wayback Machine (Eerdmans, 2001).
- Девер, Уильям, Кем были первые израильтяне и откуда они пришли? Архивировано 21 апреля 2020 г. в Wayback Machine (Eerdmans, 2003, 2006).
- Дуглас, Джеймс Диксон; Брюс, Фредерик Файви (1982). "Джошуа". Новый библейский словарь . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8423-4667-2 .
- Финкельштейн, Израиль; Мазар, Амихай; Шмидт, Брайан Б., В поисках исторического Израиля. Архивировано 3 июня 2016 г. в Wayback Machine (Общество библейской литературы, 2007).
- Гезениус, Вильгельм (1906). Фрэнсис Браун (ред.). Еврейский и английский словарь Ветхого Завета с приложением, содержащим библейский арамейский язык . Перевод Эдварда Робинсона. Хоутон Миффлин.
- Грэм, член парламента, и Маккензи, Стивен Л., Еврейская Библия сегодня: введение в критические проблемы. Архивировано 3 июля 2019 г. в Wayback Machine (Westminster John Knox Press, 1998).
- Голдингей, Джон (2023). Джошуа . Комментарий Бейкера к Ветхому Завету: Исторические книги. Книги Бейкера. ISBN 978-1-4934-4005-4 .
- Хокинс, Ральф (2013). Как Израиль стал народом . Абингдон. ISBN 978-1-4267-5487-6 . Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 г. Проверено 12 мая 2021 г.
- Кеньон, Кэтлин М. (1967). «Иерихон». Археология . 20 (4): 268–275. JSTOR 41667764 .
- Кеньон, Кэтлин М. (2013) [1951]. «Некоторые заметки по истории Иерихона во втором тысячелетии до нашей эры». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 83 (2): 101–38. дои : 10.1179/peq.1951.83.2.101 .
- Киллебрю, Энн Э. (2005), Библейские народы и этническая принадлежность: археологическое исследование египтян, хананеев и раннего Израиля , Общество библейской литературы, ISBN 9781589830974 , заархивировано из оригинала 26 июля 2020 г. , получено 1 мая 2017 г.
- МакКонвилл, Гордон; Уильямс, Стивен (2010). Джошуа . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2702-9 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2021 г. Проверено 12 мая 2021 г.
- МакНатт, Паула (1999). Реконструкция общества Древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22265-9 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 г. Проверено 4 октября 2020 г.
- Миллер, Джеймс Максвелл; Хейс, Джон Харалсон (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 0-664-21262-Х . Архивировано из оригинала 21 апреля 2020 г. Проверено 4 октября 2020 г.
- Миллер, Роберт Д. (2005). Вожди горских кланов: история Израиля в XII и XI веках до нашей эры . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0988-9 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2020 г. Проверено 4 октября 2020 г.
- Нельсон, Ричард Д. (1997). Джошуа . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22666-4 . Архивировано из оригинала 07 мая 2021 г. Проверено 12 мая 2021 г.
- Николс, Эйдан (2007). Прекрасный, как Иерусалим: Исполнение Ветхого Завета во Христе и Церкви . Игнатиус Пресс . ISBN 9781586171681 . Архивировано из оригинала 07 января 2019 г. Проверено 1 мая 2017 г.
- Нигро, Лоренцо (2020). «Итало-палестинская экспедиция в Телль-эс-Султан, Древний Иерихон (1997–2015)» . В «Спаркс» Рэйчел Т.; Финлейсон, Билл; Наемные работники, Барт; SJ, Йозеф Марио Бриффа (ред.). Раскапывание Иерихона: прошлое, настоящее и будущее . издательства Archaeopress Publishing Ltd. ISBN 978-1789693522 .
- Ноорт, Эд. (1998). «4QJOSHª и история традиции в Книге Иисуса Навина». Журнал северо-западных семитских языков . 24 (2): 127–144.
- Пресслер, Кэролайн (2002). Джошуа, Судьи и Руфь . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25526-8 . Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 г. Проверено 12 мая 2021 г.
- Рендсбург, Гэри А. (1992). «Дата Исхода и завоевания/поселения: аргументы в пользу 1100-х годов». Ветус Заветум . 42 (4): 510–27. дои : 10.2307/1518961 . JSTOR 1518961 .
- Саймонс, Дороти Листер (8 января 2018 г.). «Отдельные человеческие драматические персонажи «Божественной комедии» ». Современная филология . 16 (7): 371–380. дои : 10.1086/387205 . JSTOR 432744 . S2CID 162391725 .
- Райт, Г. Эрнест (1955). «Археологические новости и взгляды: Асор и завоевание Ханаана». Библейский археолог . 18 (4): 106–8. дои : 10.2307/3209136 . JSTOR 3209136 . S2CID 165857556 .
- Младший, К. Лоусон (2003). «Джошуа» . У Джеймса Д.Г. Данна; Джон Уильям Роджерсон (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм Б. Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
Внешние ссылки

