Jump to content

Люди

«Собирание манны», Джеймс Тиссо

Манна ( иврит : מָן , латинизированное : man , греческий : μάννα ; арабский : اَلْمَنُّ ; иногда или архаично пишется мана ), согласно Библии и Корану , является съедобным веществом, которое Бог предоставил израильтянам во время их путешествий по пустыне во время 40-летний период после Исхода и до завоевания Ханаана .

Описание

[ редактировать ]

В еврейской Библии

[ редактировать ]

В еврейской Библии манна описывается дважды: один раз в Исходе 16:1–36 с полным повествованием о ней и еще раз в Числах 11:1–9 как часть отдельного повествования. В описании в Книге Исход манна описывается как «тонкая чешуйчатая вещь», подобная инеем на земле. [1] В Книге Чисел он описан как пришедший вместе с росой ночью. [2] Исход добавляет, что его нужно было собрать до того, как он расплавится под воздействием солнечного тепла. [3] и что оно было размером с семя кориандра , но белого цвета. [4]

Числа описывают его как имеющий вид бдоллия . [5] добавив, что израильтяне измельчали ​​его и растирали в лепешки, которые затем испекли, в результате чего получилось нечто, напоминающее по вкусу лепешки, испеченные с маслом. [6] В Исходе говорится, что сырая манна по вкусу напоминала облатки, приготовленные с медом. [4] Израильтянам было приказано есть только ту манну, которую они собирали каждый день. Хранившаяся манна «плодила червями и воняла», [7] за исключением того, что хранилось накануне субботы ( дня приготовления), когда было собрано вдвое больше манны. Эта манна не испортилась за одну ночь. В Исходе 16:23–24 говорится:

Вот что повелел Господь: «Завтра будет день отдыха, святая суббота Господня. Итак, пеките, что хотите испечь, и варите, что хотите. Сохраните то, что осталось, и сохраните до утра». И сохранили его до утра, как повелел Моисей, и он не вонял и не заводился в нем червями. [8]

В Коране

[ редактировать ]

Слово мана трижды встречается в Коране : 2:57, 7:160 и 20:80. [9] передано В «Сахих Муслима» , что Мухаммад сказал: « Трюфели — это часть манны, которую Бог послал народу Израиля через Моисея , а его сок — лекарство для глаз». [10]

Идентификация

[ редактировать ]
Сосновая ветка с Marchalina hellenica медвяной росой
Тамарикс галлика

В библейском повествовании говорится, что имя манна происходит от «вопроса» ман ху , что, по-видимому, означает «Что это?», [11] которое, возможно, происходит от арамейского , а не ивритского языка . [12] Человек , возможно, родственен арабскому термину man , означающему тлю , и man hu, что означает «это тля». [12] что соответствует широко распространённому современному определению манны — кристаллизованной медвяной росы некоторых щитовок . [12] В условиях пустыни такая медвяная роса быстро высыхает за счет испарения содержащейся в ней воды, превращаясь в липкое твердое вещество, а затем беловатое, желтоватое или коричневатое. [12]

В частности, существует щитовка, питающаяся тамариском , тамарисковая манная чешуя ( Trabutina mannipara ), выделения которой часто считаются главным кандидатом на библейскую манну. [13] На рубеже двадцатого века арабы Синайского полуострова продавали это вещество под названием man es-simma , что примерно означает «небесная манна». [14] Деревья тамариска (особенно Tamarix Gallica ) когда-то были сравнительно обширны по всему южному Синаю, а падевая роса, производимая манной чешуей тамариска, похожа на воск, тает на солнце, сладка и ароматна (как мед) и имеет грязно-желтый цвет. цвет, в некоторой степени соответствующий библейскому описанию манны. [15] [16] [12] Однако, поскольку он состоит в основном из сахара , он вряд ли сможет обеспечить достаточное питание для населения, чтобы выжить в течение длительных периодов времени. [16] и было бы очень трудно спрессовать его в лепешки. [17]

Другой вид медвяной росы — манна индюшачьего дуба , называемая также персидской гезенгеви -гезо, мен , турецкой Кудрет хелваси , ман-эс-симма , также Диарбекирская манна, или курдская манна. Он образуется тлей и выглядит белым. Это было распространено в западном Иране, северном Ираке и восточной Турции. При высыхании он образует кристаллические комки, твердые и похожие на камень. Их растирают перед включением в хлеб. [18]

Некоторые ученые предполагают, что манна родственна египетскому термину «менну» , который обозначал вещество, фигурировавшее в подношениях. [19]

Другие исследователи полагали, что манна — это форма лишайника — колонии, напоминающей растение, которая часто имеет низкую массу на единицу объемной плотности и большую «площадь паруса». В частности, Lecanora esculenta постулируется . Известные естественные падения различных лишайников с воздуха описаны в источниках, отличных от библейских. «В некоторых частях Азии Lecanora esculenta покрывает почву до такой степени, что, по словам Паррота, образует грядки толщиной от 15 до 20 сантиметров». [20] [21]

В 1921 году американский консул в Иерусалиме сообщил американскому правительству, что он определил манну как «форму росы», которая «затвердевает и принимает форму зерна», когда падает на листья дубов. [22]

Различия

[ редактировать ]
Иней на лужайке. Манна описывается как белая, по цвету напоминающая иней.

Некоторые формальные критики утверждают, что противоречивые описания манны взяты из разных преданий: описание в «Числах» взято из яхвистской традиции, а описание в «Исходе» — из более поздней жреческой традиции . [12] [23] [24] В Вавилонском Талмуде утверждается, что различия в описании объяснялись тем, что вкус менялся в зависимости от того, кто его ел: для маленьких детей он был похож на мед , на хлеб для молодежи и на масло для пожилых людей. [25] Точно так же классическая раввинская литература исправляет вопрос о том, появилась ли манна до росы или после нее, утверждая, что манна была зажата между двумя слоями росы, один из которых падал до манны, а другой после. [14] [23]

Источник

[ редактировать ]

Манна небесная , согласно еврейской Библии. [26] и Иисусу в Новом Завете , [27] но различные определения манны натуралистичны. В Мишне манна рассматривается как естественная, но уникальная субстанция, «созданная в сумерках шестого дня Творения ». [28] и его чистота до прибытия обеспечивается за счет подметания земли северным ветром и последующими дождями. [29] Согласно классической раввинской литературе , манна перемалывалась на небесной мельнице для праведников, но некоторая часть ее отдавалась нечестивцам и оставлялась им для перемалывания. [14]

Использование и функции

[ редактировать ]
Согласно книге Исход, манна по размеру похожа на семя кориандра, но имеет белый цвет (в древних комментариях это объясняется сравнением с круглой формой семени кориандра). [30]

В некоторых отрывках Библии подразумевается, что до тех пор, пока они не достигли Ханаана , израильтяне ели только манну во время своего пребывания в пустыне. [31] несмотря на наличие молока и мяса от скота, с которым они путешествовали, а также ссылки на запасы муки высшего сорта , масла и мяса в некоторых частях повествования о путешествии. [14]

Будучи естественным пищевым продуктом, манна будет производить отходы ; но в классической раввинской литературе считалось, что манна как сверхъестественное вещество не производит отходов, что приводит к дефекации среди израильтян до тех пор, пока несколько десятилетий спустя манна не перестала падать. [32] Современная медицинская наука предполагает, что отсутствие дефекации в течение такого длительного периода времени может вызвать серьезные проблемы с кишечником, особенно когда позже снова начнут употреблять другую пищу. Классические раввинские писатели говорят, что израильтяне жаловались на отсутствие дефекации и были обеспокоены потенциальными проблемами с кишечником. [32]

Многие христианские вегетарианцы говорят, что Бог изначально намеревался, чтобы человек не ел мясо, потому что растения не могут двигаться, и их убийство не было бы греховным : в поддержку этой теории используется манна, немясное вещество. [33] Далее, когда люди жаловались и желали перепелов , Бог дал им их, но они, видимо, все равно жаловались, и некоторые жадно собирали перепелов. «Еще мясо было у них между зубами, еще не успело его прожевать, как возгорелся гнев Господень на народ». [34]

Еда была не единственным применением манны; один классический раввинский источник утверждает, что ароматный запах манны использовался в еврейских духах. [14]

«Собирание манны» , ок. 1460–1470 гг .

В Исходе говорится, что каждый один омер манны в день (около 3,64 литра). член семьи собирал [35] и может означать, что это произошло независимо от того, сколько усилий было приложено для его сбора. [36] В мидраше, приписываемом раввину Танхуме, отмечается, что, хотя некоторые были достаточно прилежны, чтобы пойти в поля собирать манну, другие просто лениво ложились и ловили ее протянутыми руками. [37] Талмуд утверждает, что этот фактор использовался для разрешения споров о собственности на рабов, поскольку количество омеров манны, которое могло собрать каждое домашнее хозяйство, указывало бы, сколько людей законно являлось частью домашнего хозяйства. [38] Омеры манны для украденных рабов могли собирать только законные владельцы, и поэтому законные владельцы имели бы запасные омеры манны. [38]

Согласно Талмуду, манну находили возле домов тех, кто твердо верил в Бога , и вдали от домов тех, кто сомневался; [38] действительно, один классический мидраш говорит, что манна была нематериальной для язычников, поскольку она неизбежно ускользала из их рук. [39] Мидраш Танхума утверждает, что манна плавилась, образовывала жидкие потоки, пилась животными, придавала вкус их плоти и, таким образом, косвенно съедалась язычниками, и это был единственный способ, которым язычники могли попробовать манну. [40]

Несмотря на эти намеки на неравномерное распределение, классическая раввинская литература высказывает мнение, что манна выпадала в очень больших количествах каждый день. Считается, что манна была уложена слоями на площади в 2000 локтей и высотой от 50 до 60 локтей, чего было достаточно, чтобы прокормить израильтян в течение 2000 лет. [14] и его можно было увидеть из дворцов каждого короля на Востоке и Западе. [41]

«Сбор манны», обрезанный кадр из « Часослова Екатерины Клевской» . Рукопись MS M. 917-945 ff 137v, Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, около 1440 г.

Согласно Исходу, Шаббат (суббота) был восстановлен в первую неделю появления манны. [42] В нем говорится, что в шестое утро недели манны было в два раза больше, чем обычно, а в седьмой день ее вообще не было; [43] хотя манна обычно гнила и кишала личинками за одну ночь, [7] то, что было собрано в шестой день, оставалось свежим до второй ночи. [44] Моисей заявил, что двойная порция подготовительного дня должна быть употреблена в субботу; [42] и что Бог велел ему, чтобы никто не покидал своего места в субботу, [45] чтобы люди могли во время него отдохнуть. [46]

Критики формы считают, что эта часть повествования о манне составлена ​​из яхвистской и священнической традиций, причем яхвистская традиция делает упор на отдых во время Шаббата, в то время как священническая традиция просто утверждает, что Шаббат существует, подразумевая, что значение «Шаббат» уже было известно. . [12] [23] Эти критики рассматривают эту часть повествования о манне как этиологическую историю о сверхъестественном, призванную объяснить происхождение соблюдения Шаббата, которое на самом деле, вероятно, было доМозаиным . [12]

Продолжительность поставки

[ редактировать ]

В Исходе говорится, что израильтяне потребляли манну в течение 40 лет, начиная с пятнадцатого дня второго месяца ( 15 ияра ). [47] но затем оно перестало проявляться, как только они достигли заселенной земли и границ Ханаана (населенного хананеями ) . [48] Критики формы объясняют это изменение мнением, что каждое выражение прекращения манны происходит из разных преданий; «оседлая земля» отнесена к жреческой традиции, [23] и «границы Ханаана» в яхвистской традиции или в гипотетической более поздней редакции , чтобы синхронизировать это сообщение с книгой Иисуса Навина , [23] в котором говорится, что манна перестала появляться на следующий день после ежегодного праздника Пасхи ( 14 нисана ), когда израильтяне достигли Галгала . [49] Продолжительность периода с 15 ияра по 14 нисана, если понимать буквально, составляет сорок лет минус один месяц.

Среди классических раввинских писателей также существуют разногласия относительно того, когда прекратилось поступление манны, особенно относительно того, оставалась ли она после смерти Моисея еще 40 дней, 70 дней или 14 лет; [14] действительно, по мнению Иисуса Навина бен Леви , манна перестала появляться в тот момент, когда умер Моисей. [14]

Несмотря на окончательное прекращение поставок манны, в Исходе утверждается, что небольшое ее количество сохранилось в горшке или кувшине размером с омер, который хранился лицом к Свидетельству (возможно, рядом с Ковчегом Завета ); [50] это указывает на то, что Бог поручил это Моисею, который поручил это Аарону . [51] В Послании к Евреям говорится, что горшок хранился внутри Ковчега. [52] Классические раввинские источники полагают, что горшок был сделан из золота ; одни говорят, что оно существовало только для поколения, следующего за Моисеем, а другие — что оно сохранилось по крайней мере до времен Иеремии . [14] Однако в Первой книге Царств говорится, что его не было раньше, чем Иеремия, во время правления Соломона в десятом веке до нашей эры. [53] Критики формы приписывают упоминание горшка жреческой традиции, делая вывод, что горшок существовал в начале шестого века до нашей эры. [23]

Более поздние культурные ссылки

[ редактировать ]

В более широком смысле слово «манна» использовалось для обозначения любого божественного или духовного питания.

В базилике Сан-Никола в Бари, Италия , ежегодно проводится церемония сбора прозрачной жидкости из гробницы Святого Николая; [54] Легенда гласит, что приятный аромат этой жидкости защищает от зла, и ее продают паломникам как «Манна Святого Николая». [55] Жидкость постепенно просачивается из гробницы, но неясно, происходит ли она из тела внутри гробницы или из самого мрамора; Поскольку город Бари является гаванью, а гробница находится ниже уровня моря , существует несколько естественных объяснений появления манной жидкости, включая перенос морской воды в гробницу посредством капиллярного действия . [56]

В 17 веке женщина продавала под видом косметического средства прозрачный безвкусный продукт «Манна Святого Николая Барийского». После гибели около 600 мужчин итальянские власти обнаружили, что предполагаемое косметическое средство представляло собой препарат мышьяка , которым пользовались их жены. [57]

Роберт Нозик ссылается на «манну небесную» в мысленном эксперименте о справедливости распределения . [58]

В современном ботаническом контексте манна часто используется для обозначения выделений различных растений, особенно некоторых кустарников и деревьев, и, в частности, сахаров, полученных путем выпаривания сока манной золы , извлекаемой путем небольших надрезов коры. [59] Зола манна, произрастающая в Южной Европе и Юго-Западной Азии , дает сине-зеленый сок, который имеет лечебную ценность как легкое слабительное средство . [60] успокаивающее и слабое отхаркивающее средство . [57]

Названия сахарной маннозы и ее гидрогенизированного спирта сахарного маннита произошли от манны. [61]

Манна в медицине

[ редактировать ]
Сад здоровья, Майнц, 1491 г. Гравюра на дереве с изображением манны.
Жан-Пьер Уэль 1782. Сбор манны в Китае.

Греческие и латинские врачи и энциклопедисты I в. н. э. ( Диоскурид и Плиний ) считали манну крохами ладана , упавшими с Boswellia Sacra . [62] [63]

Начиная с Авиценны , врачи арабского и латинского средневековья считали, что манна — это роса ( ros ), падающая на камни и деревья, и что она сладка, как мед. Считалось, что эта манна включает в себя природу всего, на что она падала. Его достоинства заключались в том, что он смягчал живот, устранял острую лихорадку и был полезен для грудной клетки и легких, а также для холерических и горячих натур .

Упоминания арабского средневековья о манне

[ редактировать ]

Упоминания латинского средневековья о манне

[ редактировать ]

В 1586 году немецкий врач Иоахим Камерариус Младший написал в своем сборнике трав, что манна, используемая для очищения от соков, собиралась в Вельшланде из видов Fraxinus . [73] В той же статье он показал гравюру Fraxinus excelsior . Гравюра Fraxinus ornus была опубликована ранее в 1554 и 1562 годах Пьетро Андреа Маттиоли . [74] [75]

До конца XIX века манна привозилась в Северную Европу из Калабрии (manna calabrina) и из Сицилии . Его собирали в виде секрета видов Fraxinus , главным образом Fraxinus ornus и Fraxinus excelsior . Следуя правилам юморизма , врачи Северной Европы прописывали эту манну как легкое слабительное .

Ссылки 17 и 18 веков о манне.

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Исход 16:14
  2. ^ Числа 11:9 .
  3. ^ Исход 16:21
  4. ^ Jump up to: а б Исход 16:31
  5. Числа 11:7 Однако комментаторы, такие как Джон Гилл, предпочитают интерпретировать еврейское слово бделоах , обычно переводимое как «бделлиум», как ссылку на белый драгоценный камень ( Джон Гилл, Комментарий к Числам 11:7 ).
  6. ^ Числа 11:8 .
  7. ^ Jump up to: а б Исход 16:20
  8. ^ Библия, новая международная версия.
  9. ^ Риппин, Эндрю (24 апреля 2017 г.). Уайли Блэквелл, компаньон по Корану . Джон Уайли и сыновья. п. 308. ИСБН  978-1-118-96480-4 . Проверено 6 апреля 2017 г.
  10. ^ Хадис: https://sunnah.com/mishkat:4569.
  11. ^ Исход 16:15
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Блэк, М.; Роули, Х.Х., ред. (1962). Комментарий Пика к Библии . Т. Нельсон. стр. 224–225.
  13. ^ «Тамариск манная чешуя – насекомое» . Британская энциклопедия .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Селигсон, М. (1906). «Манна» . Еврейская энциклопедия.com.
  15. ^ Лефрак, Микаэла (7 августа 2018 г.). «Является ли эта библейская еда очередным увлечением гурманов? Этот шеф-повар так думает» . Вашингтон Пост . Проверено 8 августа 2018 г.
  16. ^ Jump up to: а б Чейн, ТК; Блэк, Дж. С., ред. (1902). «Манна» . Библейская энциклопедия . Том. 3. Макмиллан и компания. стр. 2929–2930.
  17. ^ Блэк и Роули 1962 , с. 259.
  18. ^ «Шербет и специи: полная история турецких сладостей и десертов», Мэри Исин, ​​издатель IB Tauris, ISBN   9781848858985 .
  19. ^ Георг Эберс, Durch Gosen zum Sinai , стр. 226, Поль Пьере, Иероглифический словарь , с. 212.
  20. ^ «Небесный хлеб Диярбакыра – практические исследования по лишайнику» . www.anbg.gov.au.
  21. ^ «Мановые лишайники – практические примеры лишайников» . www.anbg.gov.au.
  22. ^ «Рассказы о современной манне» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Том. ЛХХ, нет. 23, 070. 24 марта 1921. с. 4. Архивировано (PDF) из оригинала 20 ноября 2021 г. Проверено 24 марта 2021 г.
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж Хирш, Э.Г.; Джейкоб, Б.; Водитель, эсер (1906). «Исход, Книга» . Еврейская энциклопедия.com.
  24. ^ Хирш, Э.Г.; Селигсон, М.; Бартон, Джорджия (1906). «Числа, Книга» . Еврейская энциклопедия.com.
  25. ^ Йома 75б.
  26. ^ Псалом 78:24–25 , 105:40 .
  27. ^ Иоанна 6:31 .
  28. ^ Пиркей Авот 5:9.
  29. ^ Мехилта, Бешала , Ваясса , с. 3.
  30. Раши о Исходе 16:31.
  31. ^ Числа 21:5 .
  32. ^ Jump up to: а б Сифре (о числах), стр. 87–89.
  33. ^ Кунихан, Кэрол; Эстерик, Пенни Ван (1997). Еда и культура: читатель . Психология Пресс. ISBN  978-0-415-91710-0 .
  34. ^ Числа 11:4–11:35 .
  35. ^ Исход 16:16
  36. ^ Исход 16:17–18 .
  37. ^ Танхума, Бешала 22.
  38. ^ Jump up to: а б с День 75а.
  39. ^ Мидраш Абкир (об Исходе), с. 258.
  40. ^ Мидраш Танхума.
  41. ^ Сухой 76а.
  42. ^ Jump up to: а б Исход 16:23
  43. ^ Исход 16:5 , 16:22 , 16:26–27 .
  44. ^ Исход 16:24
  45. ^ Исход 16:27–29 .
  46. ^ Исход 16:30
  47. ^ Исход 16:1–4 .
  48. ^ Исход 16:35
  49. ^ Иисус Навин 5: 10–12 .
  50. ^ Исход 16:34
  51. ^ Исход 16:32–33 .
  52. ^ Евреям 9:4 .
  53. ^ 3 Царств 8:9 .
  54. ^ «Преданность и использование манны» . Центр Святого Николая . Проверено 29 октября 2023 г.
  55. ^ Кэрролл, Рори. «Яблоки раздора | The Guardian | Guardian.co.uk» . www.theguardian.com . Проверено 29 октября 2023 г.
  56. ^ Гирлинг, Ричард (12 декабря 2004 г.). «Таймс» и «Санди Таймс» . www.thetimes.co.uk . Проверено 29 октября 2023 г.
  57. ^ Jump up to: а б «Манна» . Время. 2 июня 2008 г. [29 августа 1927 г.]. Архивировано из оригинала 2 июня 2008 года . Проверено 14 января 2024 г.
  58. ^ Фезер, Эдвард. «Роберт Нозик (1938–2002)» . Интернет-энциклопедия философии .
  59. ^ Рашфорт, К., 1999, Деревья Британии и Европы , Коллинз, ISBN   0-00-220013-9 .
  60. ^ Грив, миссис М. «Современные травы | Ясень, манна» . www.botanical.com . Проверено 29 октября 2023 г.
  61. ^ Циклопедия практических приемов Кули, 6-е изд. (1880).
  62. ^ Диоскорид Педаний из Аназарбоса (1902 г.). Педаниос Диоскорид из Аназарбоса: Медицина в пяти книгах . неизвестная библиотека. Штутгарт: Ф. Энке.
  63. ^ Плиний Старший . I века Naturalis historia . Переведено и объяснено Филиппом Х. Кюльбом. Мецлер, Штутгарт, 1840–1864 гг. Книга XII, глава 32 ( Цифровая ссылка ).
  64. ^ Авиценна . 10–11 век. Канон дер Медизин . Книга II. Просто. Перевод и комментарии Жерара Кремонского и Арнальдуса де Виллановы . Редакция Андреа Альпаго (1450–1521). Венедиг 1555, С. 272: Манна (Дигиталисат) .
  65. ^ Константин Африканский 11 век. Книга простых шагов = перевод Книги простых шагов Ибн аль-Джаззара. 10 век, Друк. Работает Базель 1536, стр. 347: Цифровая связь Манна .
  66. ^ Примерно мгновения. 12 век. Давление. Венеция 1497 г., лист 202р: Манна (цифровая копия) .
  67. ^ Псевдо-Серапион. 13 век. Давление. Венеция 1497 г., лист 106р: Манна (цифровая копия) .
  68. ^ Ибн аль-Байтар . 13 век. Китаб аль-джами ли-муфрадат аль-адвия ва аль-агдхия. Перевод. Йозефа Зонтхаймера под названием « Большой сборник о пользе известных простых лекарств и продуктов питания». Халлбергер, Том II, Штутгарт, 1842 г., стр. 533 Манна (цифровая копия) .
  69. ^ Конрад Мегенбергский . 14 век. Основные источники: Томас Кантимпре , Liber de natura rerum. версия. Франц Пфайффер . Конрад фон Мегенберг. Книга Природы. Ауэ, Штутгарт, 1861 г., стр. 90–91: Химельпрот (цифровая копия) .
  70. ^ Herbarius moguntinus . Петер Шёффер , Майнц, 1484 г., пат II, глава 7 Манна (цифровая копия) .
  71. ^ Сад здоровья. Петер Шёффер , Майнц, 1485 г., глава 267: Manna hymmeldauwe (цифровая копия) .
  72. ^ Сад здоровья. Якоб Мейденбах, Майнц, 1491 г., глава 275: Манна (Digitalisat) .
  73. ^ Иоахим Камерариус Младший. Комментарий в: Kreutterbuch высокоученого и известного г-на Д.П. Андреа Маттиоли ... Франкфурт 1586, лист 37r (цифровая копия) : В Вельхландте манна /, которая так распространена, используется для очищения от желчи и водянистой влаги без каких-либо дискомфорт / обычно от Фраксино и его страха, найденного и собранного...
  74. ^ Комментарии Петри Андреа Маттиоли Медичи Сиены в шести книгах Педация Диоскорида Аназарбея по медицинским вопросам. С добавлением множества изображений растений и животных того же автора. Винцентий Вальгризи, Венеция 1554 г., с. 87 ( Цифровая связь ).
  75. ^ Перевод комментария Георга Хандша к Маттиолиану Диоскориду (1529–1578), Прага 1563, лист. 39р-40р ( Цифровая связь ).
  76. ^ Пьер Помет . Общая история лекарств, связанных с растениями, животными и минералами; работа, обогащенная более чем четырьмястами глубокими рисунками, взятыми из натуры; с речью, которая объясняет их разные имена, страны, из которых они происходят, способ отличить истинные от фальсифицированных и их свойства, где мы обнаруживаем заблуждение древних и современников... г-н Пьер Помет.... Жан-Батист Лойсон и Огюстен Пиллон Париж 1694, Бух 7: Десны, Глава 2: Манна (S. 236–239) (Digitalisat) .
  77. ^ Николас Лемери . Универсальный словарь простых лекарств, содержащий их названия, происхождение, выбор, принципы, достоинства, этимологию и особенности животных, растений и минералов , Лоран д'Ури, Париж, 1699, S. 470–471: Манна (Digitalisat) .
  78. ^ Джозеф Питтон де Турнефор . Трактат по Materia medica, или истории и использованию лекарств и их химическому анализу, с названиями растений на латыни и французском языке, их достоинствами, дозами и составами, в которых они используются. Под редакцией М. Бенье, Л. д'Ури, Париж, 1717 г., том I, с. 28–37 (Цифровизация) .
  79. ^ Полная история наркотиков, написанная на французском языке месье Пометом… К которой добавлено то, что можно далее наблюдать по той же теме из Mess. Лемери и Турнефор… Переведено на английский язык с оригинала . Третье издание, Лондон, 1737 г., с. 173 и далее. (Диджитализат) .
  80. ^ Доменико Сестини. Письма аббата Доменико Сестини . Флоренц 1780, Band 2, S. 176–192 (Digitalisat) .
  81. ^ Жан-Пьер Уэль . Живописное путешествие на острова Сицилия, Мальта и Липари: где мы обсуждаем найденные там древности; об основных явлениях, которые предлагает там природа; костюмов жителей и некоторых применений . Париж 1782 г., Группа I, Капитель 6, С. 52–53 (оцифровано) ; Абб. № 32: (Оцифрованный)
  82. ^ Иоганн Андреас Мюррей Аппарат для приготовления лекарств, как простых, так и готовых, и составных, рассматриваемых как практическая помощь . Дитерих, Геттинген 1784, Группа III, S. 535–541 Ясень ( Цифровая ссылка ), S. 542–561: Ясень ornus - Манна или Манна калабрина ( Цифровая ссылка ).
  83. ^ Уильям Каллен . Трактат о Материи медике. 2 Банде. Чарльз Эллиот, Эдинбург, 1789 г., Группа II, S. 508–510: Манна ( цифровая ссылка ).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Артур, Джеймс (2000). Грибы и человечество: влияние грибов на человеческое сознание и религию . Эскондидо, Калифорния: Книжное дерево. ISBN  1-58509-151-0 .
  • Генрих, Кларк (2002). Волшебные грибы в религии и алхимии . Рочестер, Вермонт: Park Street Press. ISBN  0-89281-997-9 .
  • Меркур, Дэн (2000). Тайна манны: психоделическое таинство Библии . Рочестер, Вермонт: Park Street Press. ISBN  0-89281-772-0 .
  • Маккенна, Теренс (1993). Пища богов: поиск первоначального древа познания, радикальная история растений, лекарств и эволюции человека . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Bantam Books . ISBN  0-553-37130-4 .
  • Уильям Р. Корлисс. Торнадо, темные дни, аномальные осадки и связанные с ними погодные явления (Проект справочника материалов, 1983), страницы 52–54, GWF5: Падение Манны .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Манной, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f87c7c4c05339265bed57421a6f8dff__1721854980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/ff/3f87c7c4c05339265bed57421a6f8dff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)