Источники и параллели Исхода
Исход – миф израильтян . основополагающий [1] [а] Ученые пришли к единому мнению, что Исход, описанный в Торе , не является историческим, хотя за библейским повествованием может стоять историческое ядро. [2] [3]
Современные археологи полагают, что израильтяне были коренными жителями Ханаана и никогда не были в Древнем Египте , и если есть какое-либо историческое основание для Исхода, оно может относиться только к небольшой части населения израильтян в целом. [4] Тем не менее, также часто утверждается, что какое-то историческое событие могло вдохновить эти традиции, даже если Моисей и повествование об Исходе принадлежат коллективной культурной памяти, а не истории. [5] По словам Авраама Фауста , «большинство ученых согласны с тем, что повествование имеет историческую основу и что некоторые горные поселенцы так или иначе пришли из Египта». [6]
Египтолог Ян Ассманн предполагает, что повествование об Исходе сочетает в себе, среди прочего, изгнание гиксосов , религиозную революцию Эхнатона , опыт хабиру ( банд антисоциальных элементов, встречавшихся по всему древнему Ближнему Востоку ) и крупномасштабные миграции в народов моря «связную историю, вымышленную по составу, но историческую по некоторым компонентам». [7]
Исторический консенсус
[ редактировать ]Современные учёные сходятся во мнении, что Тора не даёт точного описания происхождения израильтян . [8] Нет никаких указаний на то, что израильтяне когда-либо жили в Древнем Египте , а на Синайском полуострове почти не было никаких признаков какой-либо оккупации на протяжении всего 2-го тысячелетия до нашей эры (даже Кадес-Варни , где, как говорят, израильтяне провели 38 лет, до этого был необитаем). до начала XII века до нашей эры). [9] В отличие от отсутствия доказательств египетского плена и странствий по пустыне, существует множество признаков эволюции Израиля в Ханаане от коренных ханаанских корней. [10] В то время как некоторые ученые продолжают обсуждать историчность или, по крайней мере, правдоподобность истории исхода, большинство археологов отказались от нее, по выражению археолога Уильяма Девера , как «бесплодного поиска». [11] [12]
Библейское повествование содержит некоторые детали, подлинно египетские, но такие детали скудны, и история часто не отражает Египет позднего бронзового века или даже Египет вообще (маловероятно, например, что мать поместила бы младенца в камышах Нила, где ему будут угрожать крокодилы). [13] Те элементы повествования, которые можно отнести ко 2-му тысячелетию, могут в равной степени принадлежать к 1-му, что согласуется с тем, что писатель 1-го тысячелетия до нашей эры пытался изложить древнюю историю в Египте. [14]
Столетние исследования археологов и египтологов не нашли никаких доказательств, которые могли бы быть напрямую связаны с пленением во время Исхода, побегом и путешествием по пустыне. [15] Археологи в целом согласны с тем, что израильтяне имели ханаанское происхождение: [16] Культура самых ранних израильских поселений — ханаанская, их культовые объекты — это объекты ханаанского бога Эла , остатки керамики относятся к ханаанской традиции, а используемый алфавит — ранний ханаанский. [17] Хотя некоторые недавние ученые доказывают влияние Египта на раннюю израильскую культуру, [18] Почти единственным признаком, отличающим «израильские» деревни от ханаанских стоянок, является отсутствие свиных костей, хотя является ли даже это этническим признаком или связано с другими факторами, остается предметом споров. [17]
Согласно Исходу 12:37–38, израильтяне насчитывали «около шестисот тысяч пеших мужчин, не считая женщин и детей», плюс Эрев Рав («смешанное множество») и их скот. Числа 1:46 дают более точную цифру — 603 550 мужчин в возрасте от 20 лет и старше. Трудно совместить представление о 600 тысячах израильских воинов с информацией о том, что израильтяне боялись филистимлян и египтян . [19] Эти 600 000 человек, плюс жены, дети, старики и «смешанное множество» неизраильтян, составили бы от 2 до 2,5 миллионов человек. [20] Идя по десять человек в ряд и без учета скота, они образовали бы колонну длиной 240 км (144 мили). [21] В традиционное время этого предполагаемого события население Египта оценивается в пределах от 3 до 4,5 миллионов человек. [20] Не было обнаружено никаких доказательств того, что Египет когда-либо переживал демографическую и экономическую катастрофу, которую могла бы представлять собой такая потеря населения. [22] и что Синайская пустыня когда-либо принимала (или могла принять) эти миллионы людей и их стада. [23] Некоторые рационализируют цифры, выражая их в меньших цифрах, например, читая на иврите «600 семей», а не 600 000 мужчин, но все такие решения имеют свой собственный набор проблем. [24]
Детали указывают на дату составления повествования в первом тысячелетии: Эцион-Гебер (одна из станций Исхода например, ) относится к периоду между 8 и 6 веками до нашей эры с возможным периодом оккупации в 12 веке. век до нашей эры, [25] и те топонимы на маршруте Исхода, которые были идентифицированы - Гошен , Пифом , Сокхоф , Рамсес и Кадеш-Варни - как существующие во 2-м тысячелетии до нашей эры, также могут быть отнесены к 1-му тысячелетию до нашей эры. [26] Точно так же страх фараона , что израильтяне могут объединиться с иностранными захватчиками, кажется маловероятным в контексте конца 2-го тысячелетия, когда Ханаан был частью египетской империи и у Египта не было врагов на этом направлении, но имеет смысл в 1-м тысячелетии. контексте тысячелетия, когда Египет был значительно слабее и столкнулся с вторжением сначала со стороны Империи Ахеменидов , а затем со стороны Империи Селевкидов . [27] Упоминание дромадера в Исходе 9:3 также предполагает более позднюю дату: считается, что широкое приручение верблюда как стадного животного произошло не ранее конца 2-го тысячелетия, после того как израильтяне уже появились в Ханаане. [28] и они не получили широкого распространения в Египте до ок. 200–100 гг. до н.э. [29]
Хронология повествования об Исходе символична: например, его кульминация, возведение Скинии как жилища Яхве среди Его народа, происходит в 2666 году Anno Mundi (Год Мира, то есть через 2666 лет после того, как Бог создал мира), и две трети пути через четырехтысячелетнюю эпоху, кульминацией которой стало повторное освящение Второго Храма в 164 г. до н.э. [30] [31] В результате попытки датировать это событие конкретным веком известной истории оказались безрезультатными. [32] В 3 Царств 6:1 говорится, что это произошло за 480 лет до строительства Храма Соломона , подразумевая Исход примерно ок. 1450 г. до н.э., но это число скорее риторическое, чем историческое, и представляет собой символические двенадцать поколений по сорок лет каждое. [33] [34] В любом случае Ханаан в то время был частью Египетской империи , так что израильтяне фактически бежали из Египта в Египет. [35] и в его городах нет слоев разрушений, соответствующих рассказу Книги Иисуса Навина об оккупации этой земли ( Иерихон был «маленьким и бедным, почти незначительным и неукрепленным (и) [т] здесь также не было никаких признаков разрушения (Финкельштейн и Зильберман, 2002). [36] Уильям Ф. Олбрайт , ведущий библейский археолог середины 20 века, предложил дату примерно 1250–1200 гг. до н.э., но его так называемые «израильские» маркеры ( четырехкомнатные дома , кувшины с воротниками и т. д.) продолжение ханаанской культуры. [37] Отсутствие доказательств привело ученых к выводу, что история Исхода не представляет собой конкретный исторический момент. [38]
В Торе перечислены места, где отдыхали израильтяне. Некоторые из названий в начале маршрута, в том числе Раамсес , Пифом и Суккот , достаточно хорошо идентифицируются с археологическими памятниками на восточной окраине дельты Нила . [26] как и Кадес-Варни, где израильтяне проводят 38 лет после возвращения из Ханаана; кроме этого, очень мало что известно. Пересечение Красного моря по-разному размещалось в Пелусическом рукаве Нила , в любом месте вдоль сети Горьких озер и более мелких каналов, которые образовывали барьер на пути бегства на восток, в Суэцкий залив (юго-юго-восток от Соккота) и Залив Акаба (к югу от Эцион-Гебера) или даже лагуна на побережье Средиземного моря . Библейская гора Синай в христианской традиции отождествляется с Джебель-Мусой на юге Синайского полуострова, но эта ассоциация датируется только III веком нашей эры. [39] хотя возможное подтверждение топонима «Синай» на юге Синайского полуострова было обнаружено в маршруте египетского чиновника 11-й династии . [40]
Изгнание гиксосов
[ редактировать ]
Гиксосы чье были семитским народом, прибытие и уход из Древнего Египта иногда рассматривалось как нечто в целом параллельное библейскому рассказу о пребывании израильтян в Египте. [41] Ханаанское население впервые появилось в Египте в конце 12-й династии ок. 1800 г. до н.э., и либо примерно в это же время, либо ок. 1720 г. до н.э. основал независимое королевство в восточной части дельты Нила . Примерно в 1650 году до нашей эры это царство перешло к правителям, известным как гиксосы, которые сформировали 15-ю династию египетских фараонов. [42] [43]
Утверждалось, что новые революционные методы ведения войны обеспечили гиксосам их господство в их притоке в новые торговые центры , создаваемые в дельте Египта и в Фивах для поддержки торговли на Красном море . [44] [45] Однако в последние годы получила поддержку идея простой миграции гиксосов, практически без войны. [46] [47]
В любом случае, 16-я и 17-я династия продолжали править в Верхнем Египте (южный Египет) в сосуществовании с царями гиксосов, возможно, в качестве их вассалов. В конце концов, Секененре Тао , Камос и Яхмос I развязали войну против гиксосов и изгнали Хамуди , их последнего царя, из Египта ок. 1550 г. до н.э. [42]
Сага о гиксосах была записана египетским историком Манефоном (3 век до н.э.), главным жрецом храма Ра в Гелиополе , и сохранена в трех цитатах еврейским историком 1 века нашей эры Титом Флавием Иосифом . [48] Манефона В «Истории Египта» , пересказанной Иосифом Флавием, Манефон описывает гиксосов, их скромное происхождение в Азии, их вторжение и господство над Египтом, их окончательное изгнание и их последующее изгнание в Иудею , а также основание ими города Иерусалима и его храма. . Манефон определил гиксосов как «царей-пастухов» или «пленных пастухов», которые вторглись в Египет, разрушили его города и храмы и начали войну с египетским народом, чтобы «постепенно уничтожить его до самых корней». После войны с египтянами был заключен договор, согласно которому пастухи-гиксосы должны были покинуть Египет. [49]
Иосиф Флавий сказал, что рассказ Манефона о гиксосах является надежным египетским рассказом об исходе израильтян и что гиксосы были «нашим народом». [50] [51] [52] Дональд Редфорд сказал, что повествование об Исходе — это ханаанская память о происхождении гиксосов и оккупации Египта. [41] Ян Ассманн сказал, что библейское повествование больше похоже на контристорию: «Оно превращает царей в рабов; изгнание — в запрет на эмиграцию; схождение с египетского престола к незначительности — в восхождение от угнетения к свободе в качестве избранного Богом народа». [53]
В настоящее время ученые пришли к единому мнению, что если израильтяне действительно вышли из Египта, то это должно было произойти где-то в 13 веке, поскольку до этого времени нет археологических свидетельств какой-либо отличительной израильской материальной культуры. [54] Тем не менее, многие недавние ученые утверждали, что повествование об Исходе могло возникнуть на основе коллективных воспоминаний об изгнании гиксосов из Египта и, возможно, было развито, чтобы поощрить сопротивление господству Египта в Иудее в 7 веке. [55] [56] [57]
Минойское извержение
[ редактировать ]В своей книге «Разделение моря: как вулканы, землетрясения и чума сформировали историю Исхода » геолог Барбара Дж. Сивертсен исследует связи между библейским повествованием об Исходе, изгнанием гиксосов и минойским (Тера) извержением вулкана ок. 1600 г. до н.э. [58] Апокалиптические ливни, опустошившие большую часть Египта и описанные на стеле Бури Яхмоса I , фараона изгнания гиксосов, объясняются кратковременными климатическими изменениями, вызванными извержением Терана. [59] [60] [61] Хотя утверждалось, что ущерб, приписываемый этому шторму, мог быть вызван землетрясением, последовавшим за извержением Теры, также предполагалось, что он был причинен во время войны с гиксосами, а упоминание о шторме - это просто метафора хаоса. на котором фараон пытался навести порядок. [62] Такие документы, как Хатшепсут » «Спеос Артемидос , изображают бури, но они явно фигуральны, а не буквальны. Исследования показывают, что стела Спеос Артемидос является отсылкой к ее преодолению сил хаоса и тьмы. [62]
Эхнатон и конец периода Амарны
[ редактировать ]Эхнатон , также известный как Аменхотеп IV, был древнеегипетским фараоном ( 18-й династии правил около 1353-1336 гг. до н.э.). Этот фараон руководил радикальными изменениями в египетских религиозных обрядах. Он установил форму солнечного монотеизма или монолатрии, основанную на культе Атона , и распустил жречество всех других богов. Его новая столица, Ахетатон или «Горизонт Атона», была построена на месте, известном сегодня как Амарна . [63] [64] Город строился наспех, в основном из сырцового кирпича. После смерти Эхнатона оно было заброшено. Храмы, святыни и королевские статуи были снесены позже, во время правления Хоремхеба. [65]
Идея Эхнатона как пионера монотеистической религии, которая позже стала иудаизмом, рассматривалась различными учеными. [66] [67] Одним из первых об этом упомянул Зигмунд Фрейд , основатель психоанализа , в своей книге «Моисей и монотеизм» . [66] Основываясь на убеждении, что история Исхода носит исторический характер, Фрейд утверждал, что Моисей был священником-атенистом, вынужденным покинуть Египет вместе со своими последователями после смерти Эхнатона. Фрейд утверждал, что Эхнатон стремился продвигать монотеизм, чего смог достичь библейский Моисей. [66]
В 1973 году Уильям Ф. Олбрайт отметил, что Моисей и многие члены его семьи носили египетские имена, и заявил, что нет веских оснований отрицать, что Моисей находился под влиянием монотеизма Эхнатона. [68] Однако Дональд Редфорд заявил, что существует мало доказательств того, что Эхнатон был прародителем библейского монотеизма. Напротив, он утверждал, что религия еврейской Библии получила свое отдельное развитие, начавшееся 500 лет спустя. [69]
Период Рамессида
[ редактировать ]Большинство ученых, которые признают, что произошел своего рода исход, датируют это событие тринадцатым веком до нашей эры, во времена Рамсеса II , или двенадцатым веком до нашей эры, во времена Рамсеса III . [6]
Одним из текстов этого периода, который был связан с повествованием об Исходе, является Папирус Лейден 348, в котором упоминаются строительные работы в Пи-Рамсесе (библейском Рамзесе ). В одном разделе этого папируса содержится приказ «Выдать зерно воинам и апиру, которые черпают камень для великого пилона [...] Рамсеса». [70] Многие учёные предполагают лингвистическую связь между терминами «Апиру» (или Хабиру) и «Евреи» , поэтому этот текст может служить возможной (хотя и неопределённой) ссылкой на некоторых протоизраильтян, выполнявших строительные работы в Пи-Рамсесе в этот период. [71]
Еще одним возможным свидетельством присутствия протоизраильтян в Египте этого периода являются два четырехкомнатных дома, обнаруженные в Мединет-Хабу . Ученые Манфред Биетак и Гэри Рендсбург отметили, что дом с четырьмя комнатами обычно считается отличительным этническим маркером израильтян, предполагая, что поселенцы в этих домах могли быть родственниками израильтян. [72]
Биетак и Рендсбург также утверждали, что другой возможной параллелью повествованию об Исходе может быть папирус Анастаси V. Этот папирус, датируемый периодом правления Сети II , содержит отчет пограничного чиновника, в котором говорится о рабах, бегущих из Египта через города Соккот. и Мигдол (два места, упомянутые в библейском повествовании). [73] Битетак и Рендсбург считают, что эта параллель «наводит на мысль, что израильтяне использовали маршрут, по которому часто ходили беглые рабы, что-то похожее на «подземную железную дорогу» американской истории». [74]
Библеист Грэм И. Дэвис отмечает, что несколько литературных текстов из Древнего Египта документируют присутствие народа апиру, работавшего на строительных проектах во время 19-й династии Египта , что предполагает возможную связь с рассказом о рабстве израильтян египтянам. [75] Сионий Зевит утверждает, что библейское описание рабства израильтян соответствует тому, что известно о рабстве в Древнем Египте . [76]
Другой ученый, который относит Исход к этому периоду, — Ричард Эллиот Фридман . Он утверждает, что Племя Левия было единственным, кто бежал из Египта во время Исхода, во время правления фараона Рамсеса II или его сына, фараона Мернептаха, приведшего Яхве в Ханаан, который позже слился с ханаанским богом Элом . Фридман не уверен, откуда левиты получили Яхве, хотя он предполагает, что либо от божества Шасу Яхве, либо, возможно, из Мадиана . Он утверждает, что это был решающий шаг для монотеизма. Фридман также утверждает, что у большинства левитов в этой истории, таких как Моисей , Аарон и Финеес, есть имена, которые, возможно, произошли из Египта. Он также утверждает, что « Песнь моря» (Исход 15:1–15:18) и «Песнь Деворы» (Судьи 5:2–5:31) являются двумя древнейшими произведениями в Библии. В «Песне моря» не упоминается количество людей, вышедших из Египта, а упоминается народ, возглавляемый Яхве. Он также отмечает, что в «Песне Деворы» левиты не упоминаются как одно из колен Израиля, возможно, потому, что они все еще находились в Египте. Наконец, Фридман указывает на сходство между Скиния и боевой шатер Рамсеса II. [77] [ нужна страница ]
Египетские и эллинистические параллели
[ редактировать ]Несколько древних небиблейских источников, кажется, соответствуют библейскому повествованию об Исходе или событиям, которые произошли в конце восемнадцатой династии, когда новая религия Эхнатона была осуждена и его столица Амарна была заброшена. Эти сказки часто сочетают в себе элементы изгнания гиксосов. [78] Например, Гекатей Абдерский (ок. 320 г. до н.э.) рассказывает, как египтяне обвинили в чуме иностранцев и изгнали их из страны, после чего Моисей, их лидер, отвез их в Ханаан. [79] Существует более дюжины версий этой истории, все они содержат больше подробностей, большинство из них глубоко антиеврейские. [79] Манефон рассказывает, как 80 000 прокаженных и других «нечистых людей» во главе со священником по имени Осарсеф объединяют свои силы с бывшими гиксосами, ныне живущими в Иерусалиме, чтобы захватить Египет. Они сеют хаос, пока в конце концов фараон и его сын не преследуют их до границ Сирии, где Осарсеф дает прокаженным свод законов и меняет свое имя на Моисей, хотя отождествление Осарсефа с Моисеем во втором повествовании может быть более поздним. добавление. [80] [81] Иосиф Флавий категорически не согласился с утверждением, что израильтяне были связаны с рассказом Манефона об Осарсефе и прокаженных. [82] Истории, рассказанные Гекатеем и Манефоном, по-видимому, каким-то образом связаны с историей Исхода, хотя невозможно сказать, являются ли они обе свидетелями исторических событий, или Манефон является полемическим ответом на историю Исхода, или история Исхода. ответ на египетские истории. [83]
Были предложены три интерпретации истории Манефона об Осарсефе и прокаженных: первая - как воспоминание о периоде Амарны ; второй, как память о гиксосах; и третий, как антиеврейская пропаганда. Каждое объяснение имеет доказательства, подтверждающие его: имя фараона Аменофиса и религиозный характер конфликта соответствуют реформе египетской религии Амарны; имя Аварис и, возможно, имя Осарсеф соответствуют периоду гиксосов; и общий сюжет представляет собой очевидную инверсию еврейской истории об Исходе, выставляющую евреев в плохом свете. Однако ни одна теория не может объяснить все элементы. Предложение египтолога Яна Ассмана [84] предполагает, что эта история не имеет единого происхождения, а скорее объединяет многочисленные исторические события, особенно периоды Амарны и гиксосов, в народную память. [85]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Спаркс 2010 , с. 73.
- ↑ Фауст 2015 , стр. 476: «Хотя среди ученых существует консенсус в том, что Исход произошел не так, как описано в Библии, на удивление большинство ученых согласны с тем, что повествование имеет историческую основу и что некоторые из горных поселенцев пришел, так или иначе, из Египта..».
- ^ Хоффмайер 2014 , с. 47.
- ^ Коллинз 2004 , с. 182.
- ^ Мейерс 2005 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Фауст 2015 , с. 476.
- ^ Ассманн 2014 , с. 26.
- ^ Дэвис 2015 , с. 51.
- ^ Финкельштейн 2015 , с. 41.
- ^ Бармаш 2015 , с. 4.
- ^ Мур и Келле 2011 , с. 89.
- ^ Девер 2001 , с. 99.
- ^ Бармаш 2015 , с. 2.
- ^ Мур и Келле 2011 , стр. 88–91.
- ^ Мейерс 2005 , с. 5.
- ^ Шоу 2002 , с. 313.
- ^ Jump up to: а б Киллебрю 2005 , с. 176.
- ^ Берк 2022 , с. 537.
- ^ Миллер 2009 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б Редфорд 1992 , с. 408.
- ^ Клайн 2007 , с. 74.
- ^ Хоффмайер 2005 , с. 153.
- ^ Девер 2003 , с. 19.
- ^ Гризанти 2011 , стр. 240–246.
- ^ Финкельштейн 2015 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Ван Сетерс 1997a , стр. 255 и далее.
- ^ Соггин 1998 , стр. 128–29.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2002 , с. 334.
- ^ Фэй 2013 , с. 3.
- ^ Хейс и Миллер 1986 , с. 59.
- ^ Дэвис 1998 , с. 180.
- ^ Киллебрю 2005 , с. 151.
- ^ Мур и Келле 2011 , с. 81.
- ^ Томпсон 1999 , стр. 74.
- ^ Бармаш 2015 , с. 16, сн. 10.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2002 , стр. 77–79, 82.
- ^ Killebrew 2005 , стр. 175–77.
- ^ Киллебрю 2005 , с. 152.
- ^ Хоффмайер 2005 , стр. 140 и далее.
- ^ Купер, Жюльен (февраль 2023 г.). «Самые ранние упоминания о топониме Синай: Путешествие Хети» . Древний Ближний Восток сегодня . 11 (2).
- ^ Jump up to: а б Редфорд 1992 , с. 412.
- ^ Jump up to: а б Рихольт и Бюлов-Якобсен, 1997 .
- ^ Ллойд 1993 , с. 76.
- ^ Винлок 1947 .
- ^ Брестед 2003 , с. 216.
- ^ Бут 2005 , с. 10.
- ^ Каллендер 2003 , с. 157.
- ^ Джозефус 2006 , с. 1:14, 1:16, 1:26..
- ^ Джозефус 2006 , с. 1:14-15.
- ^ Droge 1996 , pp. 121–22.
- ^ Джозефус 2006 , с. 1:26.
- ^ Хенгстенберг 1843 , с. 254.
- ^ Ассманн 2009b , с. 59.
- ^ Герати 2015 , с. 58.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2002 , с. 68-69.
- ^ Мейерс 2005 , с. 8-10.
- ^ Фауст 2015 , с. 477.
- ^ Сивертсен 2009 .
- ^ Фостер, Ритнер и Фостер 1996 .
- ^ Дэвис 1990 .
- ^ Годикке 1995 .
- ^ Jump up to: а б Винер и Аллен 1998 .
- ^ Дэвид 1998 , стр. 124–126.
- ^ Монтсеррат 2002 , с. 36.
- ^ Стивенс 2015 .
- ^ Jump up to: а б с Фрейд 1939 .
- ^ Монтсеррат 2002 .
- ^ Олбрайт 1973 .
- ^ Редфорд 1996 .
- ^ Биетак и Рендсбург, 2021 , с. 29
- ^ Биетак и Рендсбург, 2021 , с. 30
- ^ Биетак и Рендсбург, 2021 , с. 30–32.
- ^ Биетак и Рендсбург, 2021 , с. 38–39.
- ^ Биетак и Рендсбург, 2021 , с. 39
- ^ Дэвис 2020 , с. 152.
- ^ Зевит 2021 , с. 406.
- ^ Фридман 2017 .
- ^ Ассманн 2009 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Ассманн 2009 , с. 34.
- ^ Droge 1996 , pp. 134–35.
- ^ Фельдман 1998 , с. 342.
- ^ Ассманн 2009 , стр. 30–31.
- ^ Гмиркин 2006 , с. 170.
- ^ Ассманн 2009 .
- ^ Ассманн 2003 , с. 227.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Название «исход» происходит от греческого ἔξοδος exodos , «выход». О «мифе» см. Sparks, 2010, с. 73: «Мифы об уставе (т.е. об основании) рассказывают историю происхождения общества и, тем самым, обеспечивают идеологическую основу для культуры и ее институтов». [1]
Ссылки
[ редактировать ]- Олбрайт, Уильям Ф. (1973). «От патриархов Моисею II. Моисей из Египта». Библейский археолог . 36 (2): 48–76. дои : 10.2307/3211050 . JSTOR 3211050 . S2CID 135099403 .
- Ассманн, Ян (2014). От Эхнатона до Моисея: Древний Египет и религиозные изменения . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-977-416-631-0 .
- Ассманн, Ян (2003). Разум Египта: история и значение во времена фараонов . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674012110 .
- Ассманн, Ян (2009). Моисей Египтянин: Память о Египте в западном монотеизме . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674020306 .
- Ассманн, Ян (2009b). Цена монотеизма . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-7286-0 .
- Бармаш, Памела (2015). «Из тумана истории: восхваление Исхода в Библии» . В Бармаше, Памела; Нельсон, В. Дэвид (ред.). Исход в еврейском опыте: отголоски и отражения . Лексингтонские книги. стр. 1–22. ISBN 9781498502931 .
- Биетак, Манфред; Рендсбург, Гэри (2021). «Египет и Исход» . В Шанксе, Гершель; Меррилл, Джон (ред.). Древний Израиль: от Авраама до разрушения Храма римлянами . Общество библейской археологии. стр. 17–58. ISBN 978-1-880317-27-3 .
- Бут, Шарлотта (2005). Период гиксосов в Египте . Ширская египтология. ISBN 978-0-7478-0638-7 .
- Берк, Аарон А. (2022). «Новое царство Египта и ранний Израиль: запутанные идентичности» . В Кеймере, Кайл Х.; Пирс, Джордж А. (ред.). Древний израильский мир . Тейлор и Фрэнсис. стр. 537–548. ISBN 9781000773248 .
- Брестед, Джеймс Х. (2003) [1909]. История Египта от древнейших времен до персидского завоевания . Кессинджер. ISBN 978-0-7661-7720-8 .
- Каллендер, Гэ (2003). «Ренессанс Поднебесной» . В Яне Шоу (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280458-7 .
- Клайн, Эрик Х. (2007). Из Эдема в изгнание . Национальное географическое общество . ISBN 9781426200847 .
- Коллинз, Джон Дж. (2004). «Израиль» . В Джонстоне, Сара Айлс (ред.). Религии Древнего мира: Путеводитель . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01517-3 .
- Дэвид, Розали (1998). Руководство к жизни в Древнем Египте . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195132151 . Проверено 18 сентября 2017 г.
- Дэвис, Филип Р. (1998). Книжники и школы: Канонизация Еврейских Писаний . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664227289 .
- Дэвис, Филип Р. (2015). В поисках «древнего Израиля»: исследование библейского происхождения . Издательство Блумсбери. ISBN 9780567662996 .
- Дэвис, Грэм И. (2020). Исход 1–18: Критический и экзегетический комментарий: Том 1: Главы 1–10 . Международный критический комментарий. Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-68869-9 .
- Дэвис, EN (1990). «Буря в Египте во время правления Яхмоса» . Тера и Эгейский мир III . Фонд Тера. Архивировано из оригинала 14 марта 2007 года . Проверено 10 марта 2007 г.
- Девер, Уильям (2001). Что знали авторы Библии и когда они это узнали? . Эрдманс. ISBN 9780802821263 .
- Девер, Уильям (2003). Кем были первые израильтяне и откуда они пришли? . Эрдманс. ISBN 9780802844163 .
- Дроге, Артур Дж. (1996). «Иосиф между греками и варварами» . В Фельдмане, Л.Х.; Левисон, младший (ред.). Контра Апион Иосифа Флавия . Брилл. ISBN 978-9004103252 .
- Фауст, Авраам (2015). «Появление Израиля железного века: о происхождении и привычках» . У Томаса Э. Леви; Томас Шнайдер; Уильям Х.К. Пропп (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. ISBN 978-3-319-04768-3 .
- Фэй, Бернард (2013). «Классификация, история и распространение верблюда». В Кадиме Исам Т.; Махгуб, Осман; Фэй, Бернард (ред.). Верблюжье мясо и мясные продукты . КАБИ. ISBN 9781780641010 .
- Фельдман, Луи Х. (1998). Толкование Библии Иосифом Флавием . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520208537 .
- Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2002). Раскопанная Библия . Свободная пресса. ISBN 978-0684869124 .
- Финкельштейн, Израиль (2015). «Повествование о дикой местности, маршруты и эволюция традиции исхода» . В Леви, Томас Э.; Шнайдер, Томас; Пропп, Уильям Х.К. (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. стр. 39–54. ISBN 978-3-319-04768-3 .
- Фостер, КП; Ритнер, РК; Фостер, БР (1996). «Тексты, штормы и извержение Теры». Журнал ближневосточных исследований . 55 (1): 1–14. дои : 10.1086/373781 . S2CID 162024484 .
- Фрейд, Зигмунд (1939). Моисей и монотеизм .
- Фридман, Ричард Эллиотт (2017). Исход: как это произошло и почему это важно . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-256526-6 .
- Герати, Лоуренс Т. (2015). «Даты и теории Исхода» . У Томаса Э. Леви; Томас Шнайдер; Уильям Х.К. Пропп (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. ISBN 978-3-319-04768-3 .
- Гмиркин, Рассел Э. (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход: эллинистические истории и дата Пятикнижия . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN 9780567025920 .
- Гедике, Ганс (1995). «Глава 3». Исследования о Камосе и Яхмосе . Балтимор: Книжная компания Дэвида Брауна. ISBN 978-0-9613805-8-8 .
- Гризанти, Майкл А. (2011). «Книга чисел» . В Меррилле, Юджин Х.; Рукер, Марк; Гризанти, Майкл А. (ред.). Мир и Слово . Издательство B&H. ISBN 9781433673740 .
- Хейс, Джон Харалсон; Миллер, Джеймс Максвелл (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664212629 .
- Хенгстенберг, Эрнест В. (1843). Египет и книги Моисея: или Книги Моисея, иллюстрированные памятниками Египта: с приложением . Аллен, Моррилл и Уордвелл. ISBN 978-1-330-05724-7 .
- Хоффмайер, Джеймс К. (2005). Древний Израиль на Синае . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195155464 .
- Хоффмайер, Джеймс К. (2014). «Исход и пустынные рассказы» . В Арнольде, Билл Т.; Хесс, Ричард С. (ред.). История древнего Израиля: введение в проблемы и источники . Бейкер Академик. стр. 46–90. ISBN 978-1-4412-4634-9 .
- Иосиф Флавий (2006). Против Апиона Прочтите HowYouWant.com. ISBN 978-1-4250-0063-9 .
- Киллебрю, Энн Э. (2005). Библейские народы и этническая принадлежность . Общество библейской литературы. ISBN 9781589830974 .
- Ллойд, AB (1993). Геродот, Книга II: Комментарий, 99-182 т. 3 . Брилл. ISBN 978-90-04-07737-9 . Проверено 23 декабря 2011 г.
- Мейерс, Кэрол (2005). Исход . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521002912 .
- Монтсеррат, Доминик (26 декабря 2002 г.). Эхнатон: история, фэнтези и Древний Египет . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-30186-2 .
- Миллер, Уильям Т. (2009). Книга Исход: вопрос за вопросом . Паулист Пресс. ISBN 9780809146123 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля . Эрдманс. ISBN 9780802862600 .
- Редфорд, Дональд Б. (1992). Египет, Ханаан и Израиль в древние времена . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-03606-9 .
- Редфорд, Дональд (1996). Аспекты монотеизма: насколько Бог един: симпозиум в Смитсоновском институте, 19 октября 1996 г. Общество библейской археологии. ISBN 978-1-880317-19-8 .
- Рихольт, КСБ; Бюлов-Якобсен, Адам (1997). Политическая ситуация в Египте во второй промежуточный период, 1800-1550 гг . до н.э. Музей Тускуланум Пресс. ISBN 978-87-7289-421-8 .
- Шоу, Ян (2002). «Израиль, израильтяне» . В Шоу, Ян; Джеймсон, Роберт (ред.). Словарь археологии . Уайли Блэквелл. ISBN 9780631235835 .
- Сивертсен, Барбара Дж. (2009). Разделение моря: как вулканы, землетрясения и эпидемии повлияли на историю Исхода . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13770-4 .
- Соггин, Джон (1998). Введение в историю Израиля и Иуды (тр. 1999) . СКМ Пресс. ISBN 9780334027881 .
- Спаркс, Кентон Л. (2010). «Жанровая критика» . В Доузмане, Томас Б. (ред.). Методы исхода . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139487382 .
- Стивенс, Анна (2015). «Археология Амарны» . Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199935413.013.31 . ISBN 978-0-19-993541-3 . Проверено 17 сентября 2017 г.
- Томпсон, Томас Л. (1999). Мифическое прошлое: библейская археология и миф об Израиле . Основные книги. п. 73 . ISBN 978-0465010523 .
- Ван Сетерс, Джон (1997a). «География Исхода». В Зильбермане, Нил Эш (ред.). Земля, которую я тебе покажу . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9781850756507 .
- Винер, Миннесота; Аллен, JP (1998). «Отдельные жизни: Стела Яхмоса и извержение Терана». Журнал ближневосточных исследований . 57 : 1–28. дои : 10.1086/468596 . S2CID 162153296 .
- Уинлок, Герберт (1947). Взлет и падение Среднего царства в Фивах . Макмиллан. ISBN 978-1135544355 .
- Зевит, Зиони (2021). «Исход 1, аккадское пилку и израильский барщинный труд» . В «Машинисте», Питер; Харрис, Роберт А.; Берман, Джошуа А.; Самет, Нили; Аяли-Даршан, Нога (ред.). Ве-Эд Яале (Быт. 2:6), Том 1: Очерки библейских и древних исследований Ближнего Востока, представленные Эдварду Л. Гринштейну . СБЛ Пресс. стр. 393–412. ISBN 978-0-88414-484-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фейнман, Питер (2021). Исход: египетская история . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78925-475-4 .
- Хоффмайер, Джеймс К. (2016). «Религиозное влияние Египта на древних евреев» . В Хоффмайере, Джеймс К.; Миллард, Алан Р.; Рендсбург, Гэри А. (ред.). «Разве я не вывел Израиль из Египта?»: Библейские, археологические и египтологические взгляды на повествования об исходе . Пенн Стейт Пресс. стр. 3–36. ISBN 978-1-57506-430-7 .
- Редмаунт, Кэрол А. (2001). «Горькая жизнь» . В Майкле Дэвиде, Кугане (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195139372 .
- Ван Сетерс, Джон (1997b). В поисках истории: историография в древнем мире и истоки библейской истории . Айзенбрауны. ISBN 9781575060132 .