Критерий множественной аттестации
Критерий множественной аттестации , также называемый критерием независимой аттестации или методом поперечного сечения , [1] — это инструмент, используемый учеными-библеистами, чтобы помочь определить, происходят ли определенные действия или высказывания Иисуса в Новом Завете от Исторического Иисуса . Проще говоря, чем больше независимых свидетелей сообщат о событии или высказывании, тем лучше. Этот критерий был впервые разработан Ф. К. Беркиттом в 1906 г. [2] в конце первого поиска исторического Иисуса . [3]
Описание
[ редактировать ]
Евангелия не всегда независимы друг от друга. Например, Матфей и Лука, вероятно, зависят от Марка. [5] Критерий множественного подтверждения фокусируется на высказываниях или деяниях Иисуса, которые засвидетельствованы более чем в одном независимом литературном источнике, таком как Марк , Павел , Q , M , L , Иоанн , Иосиф Флавий или Фома . [4] [6] : 15 [7] Сила этого критерия увеличивается, если данный мотив или тема также встречается в различных литературных формах, таких как притчи, спорные истории, истории о чудесах, пророчества и/или афоризмы. [6] : 15
Потенциально надежные источники, которые ученые считают независимыми друг от друга для целей этого критерия, включают: [4] [8] [9] : 9:12
- Павла Семь бесспорных посланий
- источник вопроса
- Евангелие от Марка
- Источник М (особая матфеевская традиция)
- Источник L (особая луканская традиция)
- Евангелие от Иоанна
- Иосиф Флавий
- (Коптское) Евангелие от Фомы [4] (оспаривается некоторыми [8] : 175 )
- Евангелие от Петра (возможно; [4] его независимость от канонических Евангелий обсуждается. [9] : 25:01 )
- Тацит [9] : 25:01
Примеры его использования
[ редактировать ]
Например, « Царства Божьего » мотив появляется у Марка, Q, особой традиции Матфея, особой традиции Луки и Иоанна, с отголосками у Павла, несмотря на то, что «Царство Божье» не является предпочтительным способом выражения Павла. " [8] : 175 Он также встречается во многих литературных жанрах. [8] : 175
Слова , приписываемые Иисусу о хлебе и вине во время Тайной вечери (находятся в Марка 14 :22–25 и 1 Коринфянам 11 :23–26 (Павел), сравнимы с Иоанном 6:51–58) и его запрет на развод ( найденные в Марка 10 :11–12, Луки 16:18 (приписывается Q) и 1 Коринфянам 7 :10–11 (Павлу)) являются примерами высказываний, которые многократно подтверждены. [8] : 175 [10] : 183 Однако Молитва Господня , хотя и встречается как у Матфея, так и у Луки, очевидно, происходит от их общего источника Q и, следовательно, не может соответствовать критерию. [9] : 22:33
Возможно, наиболее широко независимо засвидетельствованным событием является распятие Иисуса во время правления Понтия Пилата (и императорства Тиберия ), а именно Павлом (единственным, не упоминающим Пилата), все четыре канонических Евангелия, Евангелие от Петра (его обсуждается независимость от канонических Евангелий), Иосиф Флавий и даже Тацит . [9] : 25:01 Еще одним примером события, которое засвидетельствовано многократно, является встреча Иисуса с Иоанном Крестителем (у Марка, К. и Иоанна). [4] [11] [10] Однако Иоанн не упоминает явно крещение Иисуса (просто то, что Креститель сказал, что он «был свидетелем того, как дух сошел на [Иисуса] как голубь», Иоанна 1:32), которое засвидетельствовано у Марка, хотя Тайссен (2002) утверждал, что Евангелие от евреев 2 действительно подтвердило крещение. [10] : 239–240 Эпизод Иисуса и богатого юноши встречается во всех трех синоптических Евангелиях, но, очевидно, зависит от Марка и не упоминается вне синоптики, а потому не соответствует критерию. [9] : 21:12
Ограничения
[ редактировать ]Этот критерий нельзя использовать для источников, которые не являются независимыми. [4] Например, высказывание, встречающееся во всех трех синоптических Евангелиях, может относиться только к одному источнику. Согласно гипотезе двух источников , как авторы Евангелия от Матфея , так и Евангелия от Луки использовали в своих произведениях Евангелие от Марка; следовательно, материал тройной традиции представляет собой только один источник, Марка. [5] Та же проблема существует и в рамках гипотезы четырех источников , если только не будет продемонстрировано, что Q подтверждает ту же традицию независимо от Марка. [4] ( Гипотеза Августина утверждает, что Марк и Лука использовали Матфея, поэтому материал тройной традиции снова возник бы в одном источнике). Еще одним ограничением является то, что некоторые высказывания или поступки, приписываемые Иисусу, могли возникнуть в первых христианских общинах достаточно рано, чтобы быть засвидетельствованными рядом независимых источников, и, таким образом, не представлять исторического Иисуса . [4] Наконец, есть некоторые высказывания или деяния Иисуса, которые появляются только в одной форме или источнике, которые ученые до сих пор считают исторически вероятными. [4]
Множественная аттестация обладает определенной объективностью. Учитывая независимость источников, удовлетворение критерия затрудняет утверждение, что это было изобретение ранних христиан. [2] Множественная аттестация не всегда является необходимым условием историчности и недостаточной для определения точности самой по себе. [4] Какой бы полезной она ни была, обычно это один из ряда критериев, разработанных учеными для оценки того, может ли традиция быть исторической; Широко признанные критерии были выделены Стэнли Э. Портером как несходство , связность , множественная аттестация, наименьшая самобытность и арамейское лингвистическое происхождение . [12] Портер предлагает три новых критерия в поисках слов исторического Иисуса (Porter 2000), которые еще не нашли широкого признания: критерий греческого языка, греческого текстуального разнообразия и «особенностей дискурса», отличающихся от обычного текста. стиль. Что касается критерия множественных аттестаций, Портер подчеркивает, что множественные аттестации выявляют общие мотивы, а не абсолютные формулировки, и говорят только о независимости документов, а не об их надежности. [13]
См. также
[ редактировать ]- Критерий контекстуальной достоверности
- Критерий несходства
- Критерий смущения
- Независимые источники
- Иосиф Флавий об Иисусе
- Мутаватир , аналогичная концепция в исламе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Портер 2004 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Портер 2004 , с. 83.
- ^ Портер 2004 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Барт Д. Эрман, Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия , Оксфорд, 1999. стр. 90–91.
- ^ Jump up to: а б «Гипотеза двух источников» . https://hypotyposeis.org . Архивировано из оригинала 19 ноября 2004 г. Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Джон П. Мейер, Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса, Том IV: Закон и любовь , Издательство Йельского университета, 2009.
- ^ Кэтрин М. Мерфи, Исторический Иисус для чайников , паб For Dummies, 2007. стр. 14, 61-77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джон П. Мейер, Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса , Doubleday, 1991. т. 1, стр. 174–175, 317.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Барт Д. Эрман (2000). «9: Исторические критерии – возвращение к Иисусу» . Исторический Иисус . Великие курсы . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Герд Тайссен и Дагмар Винтер. В поисках правдоподобного Иисуса: вопрос критериев , Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2002.
- ^ Портер 2004 , с. 111.
- ^ Портер 2004 , с. 100–120.
- ^ Портер (2000), с. 86.
Литература
[ редактировать ]- Портер, Стэнли Э. (2004). Критерии достоверности исторических исследований Иисуса . Нью-Йорк: T&T Clark International. ISBN 978-0-56704-360-3 .