Jump to content

Легенда

На этой картине года «Леди Годива 1891 Жюля Жозефа Лефевра » подлинная историческая личность полностью погружена в легенду, представленную в анахроничной обстановке высокого средневековья .

Легенда о человеческих действиях, которые — это жанр фольклора , который состоит из повествования , как полагают или воспринимаются, имели место в истории человечества. Повествования этого жанра могут демонстрировать человеческие ценности и обладать определенными качествами, которые придают сказке правдоподобие . Легенда для ее активных и пассивных участников может включать в себя чудеса . Легенды могут со временем трансформироваться, чтобы они оставались свежими и жизненными.

Многие легенды действуют в сфере неопределенности, в них никогда полностью не верят участники, но и они никогда не подвергаются решительному сомнению. [1] Легенды иногда отличаются от мифов тем, что они касаются людей как главных героев и не обязательно имеют сверхъестественное происхождение, а иногда и тем, что они имеют какую-то историческую основу, тогда как мифы обычно ее не имеют. [2] [3] Братья Гримм определили легенду как « исторически обоснованную сказку ». [4] Побочным продуктом «заботы о людях» является длинный список легендарных существ , не оставляющий «решительных сомнений» в том, что легенды «исторически обоснованы».

современным фольклористом Профессиональное определение легенды было предложено Тимоти Р. Тангерлини в 1990 году: [5]

Легенда, как правило, представляет собой короткий (моно-) эпизодический, традиционный, высоко экотипизированный рассказ. [6] историзированное повествование, выполненное в разговорной форме, отражающее на психологическом уровне символическое представление народных верований и коллективного опыта и служащее подтверждением общепринятых ценностей группы, к традиции которой оно принадлежит.

Этимология и происхождение

[ редактировать ]
Хольгер Данске , легендарный персонаж

Легенда - это заимствованное слово из старофранцузского языка , вошедшее в употребление в английском языке c. 1340 . Старофранцузское существительное Legende происходит от средневековой латинской легенды . [7] В раннем английском языке это слово обозначало повествование о событии. Слово «легендарный» изначально было существительным (введенным в 1510-х годах), означающим собрание или свод легенд. [8] [9] Это слово изменилось на легендарство , а легендарный стал формой прилагательного. [8]

К 1613 году англоязычные протестанты начали использовать это слово, когда хотели подразумевать, что событие (особенно история любого святого, не признанного в » Джона Фокса ) «Деяниях и памятниках было вымышленным. Таким образом, легенда приобрела современные значения «недокументированного» и « ложного », которые отличают ее от значения летописи . [10]

В 1866 году Якоб Гримм описал сказку как «поэтическую, историческую легенду». [11] Ранние ученые, такие как Карл Верхан [ de ] [12] Фридрих Ранке [13] и Уилл Эрих Пойкерт [14] последовал примеру Гримма, сосредоточив внимание исключительно на литературном повествовании, подход, который особенно обогатился после 1960-х годов. [15] обращаясь к вопросам производительности, а также к антропологическим и психологическим знаниям, полученным при рассмотрении социального контекста легенд. Вопросы категоризации легенд в надежде составить содержательную серию категорий на основе сказочного указателя Аарне-Томпсона спровоцировали поиск нового более широкого синтеза. сделал первую попытку определить некоторые основные вопросы, имеющие отношение к изучению народных сказок. Фридрих Ранке [ де ] в 1925 году [16] охарактеризовал народную легенду как «популярное повествование с объективно ложным воображаемым содержанием» - пренебрежительная позиция, от которой впоследствии практически отказались. [17]

По сравнению с высокоструктурированной сказкой, легенда сравнительно аморфна, Хельмут де Бур в 1928 году. отмечал [18] Повествовательное содержание легенды носит реалистический характер, а не иронию народной сказки; [19] Вильгельм Хейске [20] отметил сходство мотивов легенды и сказки и пришел к выводу, что, несмотря на свой реалистический характер , легенда не более исторична, чем сказка.

Во «Введении в историю» (1928) Эрнст Бернгейм утверждал, что легенда — это просто давний слух . [21] Гордон Олпорт приписывал живучесть некоторых слухов устойчивому культурному состоянию ума, которое они воплощают и капсулируют; [22] таким образом, « Городские легенды » являются частью слухов. [23] Когда Виллиан Хью Янсен предположил, что легенды, которые быстро исчезают, являются «краткосрочными легендами», а устойчивые легенды следует называть «долгосрочными», различие между легендой и слухами было фактически стерто, заключил Тангерлини. [24]

Христианская легенда

[ редактировать ]

В узкохристианском смысле легенда («вещи, которые нужно читать [в определенный день, в церкви]») представляла собой агиографические отчеты, часто собранные в легендарки. Поскольку жизни святых часто включаются во многие истории о чудесах, легенда в более широком смысле стала относиться к любой истории, действие которой происходит в историческом контексте, но содержит сверхъестественные , божественные или фантастические элементы. [25]

Устная традиция

[ редактировать ]

История, сохраняемая в устной форме на протяжении многих поколений, со временем часто принимает более повествовательную или мифологическую форму. [26] примером могут служить устные традиции Великих африканских озер .

[ редактировать ]
Гиганты Мата и Грифоне, празднуемые на улицах Мессины , Италия, во вторую неделю августа, согласно легенде, являются основателями сицилийского города.
Средневековая легенда о Женевьеве Брабантской связывала ее с Тревесом .

Ипполит Деле отличал легенду от мифа : « Легенда , с другой стороны, по необходимости имеет некоторую историческую или топографическую связь. Она относит воображаемые события к какому-то реальному персонажу или локализует романтические истории в каком-то определенном месте». [27]

С того момента, как легенда пересказывается как вымысел, ее подлинные легендарные качества начинают тускнеть и отступать: в «Легенде о Сонной Лощине » Вашингтон Ирвинг превратил местную легенду долины реки Гудзон в литературный анекдот с «готическим» подтекстом , который на самом деле имел тенденцию к умалить его характер как подлинной легенды. [28]

Рассказы, выходящие за рамки « реализма », называются « баснями ». Например, говорящего животного формула Эзопа определяет его краткие рассказы как басни, а не легенды. Притча о блудном сыне была бы легендой, если бы ее рассказали так, будто она действительно произошла с конкретным сыном исторического отца. Если бы там был осел , давший мудрый совет Блудному сыну, это была бы сказка. [ нужна ссылка ]

Легенда может передаваться устно, от человека к человеку или, в первоначальном смысле, посредством письменного текста. «Золотая легенда» Якоба де Ворагина представляет жизнеописаний собой серию или поучительных биографических рассказов , привязанных к литургическому календарю Римско -католической церкви . Они представлены как жития святых, но обилие чудесных событий и, прежде всего, их некритичный контекст являются характерными чертами агиографии . « Легенда» была призвана вдохновить на импровизированные проповеди и проповеди, подходящие святым того времени. [29]

Городская легенда

[ редактировать ]
История о Белой Леди, которая часто посещает кладбище Юнион, является вариантом легенды об исчезающем автостопщике .
Бахай-на-Пула на Филиппинах Считается, что населена привидениями всех тех, кто был убит и изнасилован японской армией на этой территории во время Второй мировой войны .

Городские легенды — это современный жанр фольклора, уходящий корнями в местную массовую культуру и обычно состоящий из вымышленных историй, которые часто представляются как правдивые, с жуткими или юмористическими элементами. Эти легенды можно использовать в развлекательных целях, а также для полусерьёзных объяснений, казалось бы, загадочных событий, таких как исчезновения и странные предметы.

Термин «городская легенда», обычно используемый фольклористами, появился в печати по крайней мере с 1968 года. [30] Ян Гарольд Брунванд , профессор английского языка в Университете Юты , представил этот термин широкой публике в серии популярных книг, опубликованных, начиная с 1981 года. Брунванд использовал свой сборник легенд « Исчезающий автостопщик: американские городские легенды и их значения» (1981). ), чтобы отметить два момента: во-первых, легенды и фольклор не встречаются исключительно в так называемых примитивных или традиционных обществах, и, во-вторых, что, изучая такие сказки, можно многое узнать о городской и современной культуре.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Жорж, Робер; Оуэнс, Майкл (1995). Фольклористика . Соединенные Штаты Америки: Издательство Университета Индианы. п. 7. ISBN  0-253-32934-5 .
  2. ^ Болдик, Крис (2015). Легенда . Издательство Оксфордского университета – Оксфордский справочник в Интернете. ISBN  978-0-19-871544-3 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 г. Проверено 24 апреля 2021 г. История или группа историй, передаваемых через народную устную традицию, обычно состоящая из преувеличенного или ненадежного рассказа о каком-либо реальном или возможно историческом человеке - часто святом, монархе или популярном герое. Легенды иногда отличаются от мифов тем, что они касаются людей, а не богов, а иногда и тем, что они имеют какую-то историческую основу, тогда как мифы ее не имеют; но эти различия трудно поддерживать последовательно. Первоначально этот термин применялся к рассказам о жизни святых.
  3. ^ Баском, Уильям Рассел (1965). Формы фольклора: прозаические повествования . Калифорнийский университет. С. 4–5, 9. Мифы часто связаны с богословием и ритуалом. Их главные герои обычно не люди, но часто обладают человеческими качествами; это животные, божества или культурные герои, действия которых происходят в более раннем мире, когда земля отличалась от той, какая она есть сегодня, или в другом мире, таком как небо или подземный мир... Легенды чаще носят светский характер, чем священны, и их главные герои — люди. Они рассказывают о переселениях, войнах и победах, деяниях прошлых героев, вождей и королей, а также преемственности правящих династий.
  4. ^ Норберт Крапф, «Под саженцем вишни: легенды из Франконии» (Нью-Йорк: издательство Fordham University Press), 1988, посвящает свой первый раздел отличию жанра легенды от других форм повествования, таких как сказка ; он «повторяет определение легенды, данное братьями Гримм, как сказку, исторически обоснованную», согласно обзору Ганса Зебальда в журнале German Studies Review 13.2 (май 1990 г.), стр. 312.
  5. ^ Тангерлини, «Это произошло не слишком далеко отсюда...»: обзор теории и характеристик легенд» Western Folklore 49.4 (октябрь 1990: 371–390), стр. 385.
  6. ^ То есть конкретно расположенные в месте и времени.
  7. ^ Оксфордский словарь английского языка , sv «легенда»
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харпер, Дуглас. «легендарный» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 10 июня 2013 г.
  9. ^ «легенда» . Словарь Merriam-Webster.com .
  10. ^ Патрик Коллинсон. Элизабетанцы , «Правда и легенда: правдивость Книги мучеников Джона Фокса» 2003:151–77, уравновешивают подлинные записи и риторическое представление « Деяний и памятников» Фокса , которые сами по себе являются мощной силой протестантского легендотворчества. Шерри Л. Римс, «Золотая легенда: пересмотр ее парадоксальной истории », 1985, исследует «вердикт эпохи Возрождения» в отношении «Легенды» и ее более широкое влияние на скептические подходы к католической агиографии в целом.
  11. ^ Сказка более поэтична, легенда - более исторична , цитируется в начале обзора Тангерлини по изучению легенд (Tangherlini 1990:371).
  12. ^ Веран Мудрец (Лейпциг) 1908.
  13. ^ Ранке, «Основные вопросы исследования народных легенд», в Леандере Петцольдте (ред.), Сравнительное исследование легенд 1971: 1–20, отмечено Тангерлини 1990.
  14. ^ Пойкерт, Саген (Мюнхен: Э. Шмидт) 1965.
  15. Частично это было стимулировано, как предполагает Тангерлини, конгрессом Международного общества исследований фольклора в 1962 году.
  16. ^ Ранке, «Основные вопросы исследования народных легенд», Нижненемецкий журнал фольклора 3 (1925, переиздано в 1969 г.)
  17. ^ Чарльз Л. Пердью-младший, рецензия на эссе Линды Дег и Эндрю Васзони «Трещина в красном кубке, или правда и современная легенда» в книге Ричарда М. Дорсона, изд. Фольклор в современном мире (Гаага: Мутон 1978) в Журнале американского фольклора 93 № 369 (июль – сентябрь 1980: 367) отметил определение Ранке, раскритикованное в эссе, как «мертвый вопрос». Более недавнее исследование баланса между устным исполнением и буквальной правдой в легендах составило главу Джиллиан Беннетт «Легенда: исполнение и правда» в книге Джиллиан Беннетт и Пол Смит, ред. Современная легенда (Гирлянда) 1996: 17–40.
  18. ^ де Бур, «Исследование сказок», Журнал немецких исследований 42 1928: 563–81.
  19. ^ Лутц Рерих , Сказки и реальность: фольклорное исследование (Висбаден: Steiner Verlag) 1956: 9–26.
  20. ^ Хейске, «Сказка более поэтична, легенда более исторична: попытка критики», Уроки немецкого языка 14 1962: 69–75.
  21. ^ Бернхайм, Введение в исторические исследования (Берлин: де Грюйтер) 1928.
  22. ^ Олпорт, Психология слухов (Нью-Йорк: Холт, Райнхарт) 1947:164.
  23. ^ Бенгт аф Клинтберг , «Folksägner i dag» Fataburen 1976:269–96.
  24. ^ Уильям Хью Янсен, «Легенда: устная традиция в современном опыте», Folklore Today, Festschrift for Richard M. Dorson (Bloomington: Indiana University Press) 1972: 265–72, отмечено в Tangherlini 1990: 375.
  25. Литературные или светские легенды. Архивировано 11 июня 2010 г. в Wayback Machine . Католическая энциклопедия.
  26. ^ Вансина, Ян (1985). Устная традиция как история . Университет Висконсина Пресс. ISBN  978-0-299-10213-5 .
  27. ^ Ипполит Делеэ, Легенды о святых: Введение в агиографию (1907). Архивировано 10 января 2010 г. в Wayback Machine , Глава I: Предварительные определения.
  28. ^ Британская энциклопедия (2006). «Басня». Британская краткая энциклопедия . Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия. п. 652. ИСБН  9781593392932 .
  29. ^ Тимоти Р. Тангерлини, «Это произошло не слишком далеко отсюда...»: обзор теории и характеристик легенд» Western Folklore 49.4 (октябрь 1990: 371–390). Сокращенный обзор с обширной библиографией.
  30. ^ Оксфордский словарь английского языка, 2-е изд. 1989, статья о «городской легенде», цитирующая Р. М. Дорсона в Т. П. Гроб, Наши живые традиции , xiv. 166 (1968). См. также Уильям Б. Эдгертон, Призрак в поисках помощи умирающему , Журнал Института фольклора, Vol. 5, № 1. С. 31, 38, 41 (1968).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19eb58f72f83c842439caf2b2a372671__1721750460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/71/19eb58f72f83c842439caf2b2a372671.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Legend - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)