Jump to content

Деус из машины

Deus ex machina в « Медее » Еврипида , исполненной в 2009 году в Сиракузах, Италия; бог солнца посылает золотую колесницу спасти Медею.

Deus ex machina ( / ˌ d ə s ɛ k s ˈ m æ k ɪ n ə , ˈ m ɑː k -/ DAY -es ex- MA(H)K -in-ə , [1] Латинский: [ˈdɛ.ʊs ɛks ˈmaːkʰɪnaː] ; множественное число: dei ex machina ; английское «бог из автомата») [2] [3] — это сюжетный ход , при котором кажущаяся неразрешимой проблема в истории внезапно или резко разрешается в результате неожиданного и маловероятного события. [4] [5] Его функция обычно состоит в том, чтобы разрешить неразрешимую сюжетную ситуацию, удивить публику, довести историю до счастливого конца или действовать как комедийный прием. [6]

Происхождение выражения [ править ]

Deus ex machina — латинская калька от греческого « бог apò mēkanês theós (apò mēkanês theós) — из машины». [7] Этот термин возник из традиций древнегреческого театра, где актеров, игравших богов, выводили на сцену с помощью машины. Машина могла быть либо краном ( механиком ), используемым для спуска актеров сверху, либо подъемником, который поднимал их через люк. Эсхил выдвинул эту идею, и она часто использовалась для разрешения конфликта и завершения драмы. Устройство ассоциируется в основном с греческой трагедией, хотя появлялось и в комедиях. [8]

Древние примеры [ править ]

Эсхил использовал это устройство в своей «Евмениде», оно стало признанной сценической машиной но с Еврипидом . Более половины дошедших до нас трагедий Еврипида используют в своем разрешении deus ex machina , и некоторые критики утверждают, что его изобрел Еврипид, а не Эсхил. [9] Часто цитируемый пример — « Медея » Еврипида , в которой deus ex machina — это колесница, запряженная драконом, посланная богом Солнца Гелиосом , которая использовалась для перевозки его внучки Медеи от ее мужа Ясона в безопасные Афины. В «Алкестиде» героиня соглашается отдать свою жизнь, чтобы сохранить жизнь своего мужа Адмета. В конце появляется Геракл и забирает Алкестиду у Смерти, возвращая ее к жизни и Адмету.

Аристофана Пьеса « Фесмофориазусы » пародирует частое использование Еврипидом крана, сделав самого Еврипида персонажем пьесы и выведя его на сцену с помощью механического устройства .

Устройство вызвало немедленный эмоциональный отклик у греческой аудитории. У них возникало чувство изумления и изумления при появлении богов, что часто усиливало моральный эффект драмы. [10]

Современные театральные примеры [ править ]

Персонажи возносятся на небеса, чтобы стать богами в конце пьесы 1650 года «Андромеда» .

Шекспир использует это устройство в «Как вам это понравится» , «Перикл», «Принц Тирский» и «Цимбелин» . [11] Джон Гей использует его в «Опере нищего» , где персонаж прерывает действие и переписывает финал как отсрочку от повешения для МакХита. В политически неспокойные 17-18 века deus ex machina иногда использовался, чтобы сделать спорный тезис более приемлемым для властей того времени. Например, в финальной сцене мольеровского « Тартюфа » героев спасает от страшной участи агент сострадательного, всевидящего короля Людовика XIV — того самого короля, который держал в своих руках карьеру и средства к существованию Мольера. [12]

Устройство построения [ править ]

Аристотель (в «Поэтике» 15 1454b1) был первым, кто использовал греческий термин, эквивалентный латинской фразе deus ex machina, для описания техники как средства разрешения сюжета трагедий. [8] Один человек считает, что это нежелательно в письменной форме и часто подразумевает отсутствие творческого подхода со стороны автора. Причины этого в том, что это наносит ущерб внутренней логике истории и часто настолько маловероятно, что бросает вызов читателю, не верящему ему . [13]

Примеры [ править ]

В медицине [ править ]

В медицине эта фраза часто используется для обозначения якобы «магических средств», которые вряд ли сработают на практике. Например, во время вспышки COVID-19 в 2020 году , когда была предложена двойная трансплантация легких для неизлечимых пациентов с COVID-19, ее сразу же осудили как deus ex machina. [21] В 2006 году, когда электронный мониторинг сердца плода рекламировался как профилактическая мера от церебрального паралича , Медицинский журнал Новой Англии осудил его как deus ex machina . [22]

Критика [ править ]

Устройство deus ex machina часто критикуют как нехудожественное, слишком удобное и чрезмерно упрощенное. Однако сторонники устройства говорят, что оно открывает идейные и художественные возможности. [23] [24]

Древняя критика [ править ]

Антифан был одним из первых критиков устройства. Он считал, что использование deus ex machina было признаком того, что драматург не смог должным образом справиться со сложностями своего сюжета. [25]

когда они не знают, что сказать

и полностью отказался от игры

как палец они поднимают машину

и зрители довольны.

- Антифан

Еще одно критическое упоминание об этом устройстве можно найти в « диалоге Платона Кратил» , 425d, хотя оно сделано в контексте аргумента, не связанного с драмой.

Аристотель раскритиковал этот прием в своей «Поэтике» , где утверждал, что разрешение сюжета должно возникать внутренне, вытекая из предыдущего действия пьесы: [26]

И в характерах, так же, как и в построении событий, [поэт] всегда должен искать то, что либо необходимо, либо вероятно, так что либо необходимо, либо вероятно, что человек такого-то рода скажет или делать вещи того же рода, и либо необходимо, либо вероятно, что этот [инцидент] произойдет после того. Очевидно, что и решения сюжетов должны происходить в результате самого сюжета, а не из замысла, как в « Медее» и в месте о плавании домой в « Илиаде» . Приспособление должно быть использовано для дел, находящихся вне драмы: либо предыдущих событий, которые находятся за пределами человеческого знания, либо более поздних событий, которые необходимо предсказать или объявить. Ибо мы допускаем, что боги могут видеть все. В происшествиях не должно быть ничего невероятного; в противном случае оно должно быть вне трагедии, как, например, у Софокла в « Эдипе » .

Поэтика , (1454a33–1454b9)

Аристотель, однако, хвалил Еврипида за то, что он обычно заканчивал свои пьесы неудачей, что он считал правильным в трагедии, и в некоторой степени оправдывал вмешательство божества, предположив, что «удивление» следует искать в трагической драме: [27]

Иррациональность следует относить к тому, что говорят люди: это одно из решений, а иногда и то, что оно не иррационально, поскольку вполне вероятно, что произойдут невероятные вещи.

О таком приеме упоминал Гораций в своей книге «Ars Poetica» (строки 191–2), где он учит поэтов, что им никогда не следует прибегать к «богу из машины» для решения своих заговоров, «если только не возникнет трудность, достойная разгадки бога». случиться» [ nec deus intersit, nisi dignus uindice nodus inciderit; nec Quarta Loqui Persona Laboret ]. [28]

Современная критика [ править ]

Вслед за Аристотелем критики эпохи Возрождения продолжали рассматривать deus ex machina как неумелый сюжетный ход, хотя драматурги эпохи Возрождения продолжали использовать его.

К концу XIX века Фридрих Ницше раскритиковал Еврипида за то, что он превратил трагедию в оптимистический жанр с помощью этого устройства, и очень скептически относился к «греческой жизнерадостности», вызывая в пьесах то, что он считал «блаженным наслаждением жизнью». [29] Deus ex machina, как его видел Ницше, был симптомом сократовской культуры, которая ценила знание выше дионисической музыки и в конечном итоге стала причиной смерти трагедии: [30]

Но ярче всего новый недионисический дух проявляется в финалах новых драм. В конце старых трагедий было чувство метафизического примирения, без которого невозможно представить наше наслаждение трагедией; возможно, примирительные тона другого мира наиболее чисто звучат в «Эдипе в Колоне» . Теперь, когда трагедия утратила гений музыки, трагедия в самом строгом смысле этого слова умерла: ибо где теперь можно было найти это метафизическое утешение? Поэтому искали земное разрешение трагического диссонанса; герой, достойно истерзанный судьбой, снискал заслуженную награду в виде величественного брака и знаков божественной чести. Герой стал гладиатором и получил свободу после того, как с него удовлетворительно содрали кожу и получили шрамы. Метафизическое утешение было вытеснено deus ex machina .

Фридрих Ницше

Ницше утверждал, что deus ex machina создает ложное чувство утешения, которое не следует искать в явлениях. [31] Его клевета на сюжетный ход преобладала среди критиков.

В Артура Вулгара Верралла публикации «Еврипид Рационалист» (1895) он исследовал и записал другие реакции конца XIX века на это устройство. Он записал, что в некоторых критических отзывах на этот термин он назывался «бурлеск», «театральный переворот» и «катастрофа». Верралл отмечает, что критики пренебрежительно относятся к авторам, использующим этот прием в своих произведениях. Он приходит к выводу, что критики считают, что deus ex machina является свидетельством попытки автора испортить все свое произведение и помешать кому-либо придать его произведению какое-либо значение. [25]

Однако другие ученые рассмотрели использование Еврипидом deus ex machina и описали его использование как неотъемлемую часть сюжета, созданного для определенной цели. Часто пьесы Еврипида начинались с богов, поэтому утверждается, что для богов было бы естественно закончить действие. Конфликт в пьесах Еврипида был вызван вмешательством богов, поэтому как для драматурга, так и для публики того времени имело смысл, что боги разрешат все конфликты, которые они начали. [32] Половина из восемнадцати дошедших до нас пьес Еврипида заканчивается использованием deus ex machina , поэтому это был не просто способ избавить драматурга от смущения запутанного финала сюжета. Этот прием позволил ему добиться естественного и более достойного драматического и трагического финала. [33]

Другие сторонники этого устройства считают, что оно может стать эффектным агентом подрывной деятельности. Его можно использовать, чтобы подорвать общие условности и бросить вызов культурным представлениям и привилегированной роли трагедии как литературной/театральной модели. [24]

Некоторые ревизионистские критики 20-го века предполагают, что deus ex machina нельзя рассматривать в таких упрощенных терминах, и утверждают, что это устройство позволяет смертным «исследовать» свои отношения с божественным. [34] Раш Рем, в частности, приводит примеры греческой трагедии, в которой deus ex machina усложняет жизнь и отношения персонажей, противостоящих божеству, и одновременно доносит драму до аудитории. [34] Иногда маловероятность сюжетного устройства deus ex machina используется намеренно. Например, комический эффект создается в сцене из «Жизни Брайана» Монти Пайтона, когда Брайана, жившего в Иудее во времена Христа , спасает от высокого падения пролетающий мимо инопланетный космический корабль . [35]

Примечания [ править ]

  1. ^ Словарь случайного дома
  2. ^ Бексон, Карл Э.; Ганц, Артур Ф. (1961). Путеводитель по литературным терминам: словарь . Полуденная пресса.
  3. ^ «Deus Ex Machina — Примеры и определения» . Литературные устройства . 03.11.2013 . Проверено 23 апреля 2021 г.
  4. ^ «Бог из машины» . Мерриам-Вебстер . Проверено 23 апреля 2018 г.
  5. ^ «Деус из машины» . Британская энциклопедия . Проверено 23 апреля 2018 г.
  6. ^ «Бог из машины – театральные литературные приемы – Оксфордские учебные курсы» . oxfordstudycourses.com . 14 сентября 2015 года . Проверено 23 апреля 2021 г.
  7. ^ Одно из самых ранних употреблений этой фразы находится во фрагменте 227 Менандра : ἀπὸ μηχανῆϛ θεὸς ἐπεφάνηϛ «В своем прозрении вы настоящий бог из машины», как цитируется в «Женщине, одержимой божественностью », как переведено у Менандра: Основные фрагменты (1921) Фрэнсиса Гринлифа Аллинсона .
  8. ^ Перейти обратно: а б Чондрос, Томас Г.; Милидонис, Кипр; Вицилайос, Джордж; Вайцис, Джон (сентябрь 2013 г.). « Реконструкция «Deus-Ex-Machina» в афинском театре Диониса». Теория механизма и машин . 67 : 172–191. doi : 10.1016/j.mechmachtheory.2013.04.010 .
  9. ^ Рем (1992, 72) и Уолтон (1984, 51).
  10. ^ Каннингем, Морис П. (июль 1954 г.). «Медея ΑΠΟ ΜΗΧΑΝΗΣ». Классическая филология . 49 (3): 151–160. дои : 10.1086/363788 . JSTOR   265931 . S2CID   163893448 .
  11. ^ Рем (1992, 70).
  12. ^ «Тартюф: Путеводитель по романам». Архивировано 21 января 2012 г. в Wayback Machine . 2003. Проверено 2 ноября 2011 г.
  13. ^ Доктор Л. Кип Уиллер. «Литературные термины и определения: Д» . Проверено 26 июля 2008 г.
  14. Даже «Мстители»: авторы эндшпиля признают, что путешествия во времени — это нелепость
  15. Как «Мстители: Финал» так неправильно поняли капитана Марвела?
  16. ^ «10 лучших моментов Deus Ex Machina» . Архивировано из оригинала 2 мая 2020 г.
  17. ^ Ванинская, Анна (26 декабря 2019 г.). Фантазии времени и смерти: Дансени, Эддисон, Толкин . Спрингер. ISBN  9781137518385 .
  18. ^ Фридман, Лоуренс С. (2008). «Горе, горе, горе: Повелитель мух » . В Блуме, Гарольд (ред.). «Повелитель мух» Уильяма Голдинга . Издательство информационной базы. стр. 67–68. ISBN  9780791098264 .
  19. ^ Абрамс, М.Х., изд. (1993). Словарь литературных терминов . Харкорт Брейс и компания, США. стр. 44–45.
  20. ^ Вестфаль, Гэри, изд. (2005). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса, том 1 . Издательская группа Гринвуд. п. 195 . ISBN  0313329516 .
  21. ^ Вадовски Б.Дж., Бачетта М., Кон З.Н. (декабрь 2020 г.). «Остерегайтесь Deus Ex Machina Covid-19» . Энн Торак Сург . 110 (6): 1787–1788. doi : 10.1016/j.athoracsur.2020.08.001 . ПМЦ   7455797 . ПМИД   32871108 .
  22. ^ Грин М.Ф. (ноябрь 2006 г.). «Акушеры все еще ждут бога из машины». N Engl J Med . 355 (21): 2247–2248. дои : 10.1056/NEJMe068176 . ПМИД   17124023 .
  23. ^ Ваатманн, Вейко (01 июля 2022 г.). «В защиту deus ex machina» . Журнал сценарного мастерства . 13 (2): 155–167. дои : 10.1386/josc_00091_1 . S2CID   252424778 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Бретон, Роб (лето 2005 г.). «Призраки в машине: заговор в чартистской и рабочей фантастике». Викторианские исследования . 47 (4): 557–575. дои : 10.1353/vic.2006.0003 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Хэндли, Мириам (январь 1999 г.). «Ответ Шоу на deus ex machina: от квинтэссенции ибсенизма до дома разбитых сердец » . Театр: древний и современный, январская конференция 1999 г. ISBN  9780749285777 .
  26. ^ Янко (1987, 20)
  27. ^ Поэтика 11.5, Пингвин (1996, 45).
  28. ^ «Ars Poetica Горация» . Фонд поэзии . 21 сентября 2017 г.
  29. ^ Ницше (2003, 85).
  30. ^ Ницше (2003, 84–86).
  31. ^ Ницше (2003, 80).
  32. ^ Абель, Д. Герберт (декабрь 1954 г.). «Deus ex Machina Еврипида: ошибка или совершенство». Классический журнал . 50 (3): 127–130.
  33. ^ Фликинджер, Рой Кастон (1926). Греческий театр и его драма . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
  34. ^ Перейти обратно: а б Рем (1992, 71).
  35. ^ Джеймс Берардинелли, Джеймс. «Обзор: Жизнь Брайана» . Обзоры фильмов. 2003 г.

Ссылки [ править ]

  • Бушнелл, Ребекка изд. 2005. Товарищ трагедии . Молден, Массачусетс и Оксфорд: Blackwell Publishing. ISBN   1-4051-0735-9 .
  • Хит, Малькольм, пер. 1996. Поэтика. По Аристотелю . Пингвин: Лондон. ISBN   978-0-14-044636-4 .
  • Янко, Ричард, пер. 1987. Поэтика с Tractatus Coislinianus, Реконструкция поэтики II и фрагментами книги «О поэтах». По Аристотелю . Кембридж: Хакетт. ISBN   0-87220-033-7 .
  • Мастронард, Дональд, 1990. Актеры на высоте: скинская крыша, журавль и боги в аттической драме . Классическая античность, том 9, октябрь 1990 г., стр. 247–294. Калифорнийский университет.
  • Рем, Раш, 1992. Греческий трагический театр . Рутледж, Лондон. ISBN   0-415-04831-1 .
  • Таннер, Майкл изд. 2003. Рождение трагедии . Ницше , Фридрих . Пингвин: Лондон. ISBN   978-0-14-043339-5 .
  • Таплин, Оливер, 1978. Греческая трагедия в действии . Метуэн, Лондон. ISBN   0-416-71700-4 .
  • Уолтон, Дж. Майкл, пер. 2000. Еврипид: Медея . Метуэн, Лондон. ISBN   0-413-75280-1 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7299f7efecdb9013e23f55dfab9b3500__1715001060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/00/7299f7efecdb9013e23f55dfab9b3500.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Deus ex machina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)