Деус из машины
Deus ex machina ( / ˌ d eɪ ə s ɛ k s ˈ m æ k ɪ n ə , ˈ m ɑː k -/ DAY -es ex- MA(H)K -in-ə , [1] Латинский: [ˈdɛ.ʊs ɛks ˈmaːkʰɪnaː] ; множественное число: dei ex machina ; английское «бог из автомата») [2] [3] — это сюжетный ход , при котором кажущаяся неразрешимой проблема в истории внезапно или резко разрешается в результате неожиданного и маловероятного события. [4] [5] Его функция обычно состоит в том, чтобы разрешить неразрешимую сюжетную ситуацию, удивить публику, довести историю до счастливого конца или действовать как комедийный прием. [6]
Происхождение выражения [ править ]
Deus ex machina — латинская калька от греческого « бог apò mēkanês theós (apò mēkanês theós) — из машины». [7] Этот термин возник из традиций древнегреческого театра, где актеров, игравших богов, выводили на сцену с помощью машины. Машина могла быть либо краном ( механиком ), используемым для спуска актеров сверху, либо подъемником, который поднимал их через люк. Эсхил выдвинул эту идею, и она часто использовалась для разрешения конфликта и завершения драмы. Устройство ассоциируется в основном с греческой трагедией, хотя появлялось и в комедиях. [8]
Древние примеры [ править ]
Эсхил использовал это устройство в своей «Евмениде», оно стало признанной сценической машиной но с Еврипидом . Более половины дошедших до нас трагедий Еврипида используют в своем разрешении deus ex machina , и некоторые критики утверждают, что его изобрел Еврипид, а не Эсхил. [9] Часто цитируемый пример — « Медея » Еврипида , в которой deus ex machina — это колесница, запряженная драконом, посланная богом Солнца Гелиосом , которая использовалась для перевозки его внучки Медеи от ее мужа Ясона в безопасные Афины. В «Алкестиде» героиня соглашается отдать свою жизнь, чтобы сохранить жизнь своего мужа Адмета. В конце появляется Геракл и забирает Алкестиду у Смерти, возвращая ее к жизни и Адмету.
Аристофана Пьеса « Фесмофориазусы » пародирует частое использование Еврипидом крана, сделав самого Еврипида персонажем пьесы и выведя его на сцену с помощью механического устройства .
Устройство вызвало немедленный эмоциональный отклик у греческой аудитории. У них возникало чувство изумления и изумления при появлении богов, что часто усиливало моральный эффект драмы. [10]
Современные театральные примеры [ править ]

Шекспир использует это устройство в «Как вам это понравится» , «Перикл», «Принц Тирский» и «Цимбелин» . [11] Джон Гей использует его в «Опере нищего» , где персонаж прерывает действие и переписывает финал как отсрочку от повешения для МакХита. В политически неспокойные 17-18 века deus ex machina иногда использовался, чтобы сделать спорный тезис более приемлемым для властей того времени. Например, в финальной сцене мольеровского « Тартюфа » героев спасает от страшной участи агент сострадательного, всевидящего короля Людовика XIV — того самого короля, который держал в своих руках карьеру и средства к существованию Мольера. [12]
Устройство построения [ править ]
Аристотель (в «Поэтике» 15 1454b1) был первым, кто использовал греческий термин, эквивалентный латинской фразе deus ex machina, для описания техники как средства разрешения сюжета трагедий. [8] Один человек считает, что это нежелательно в письменной форме и часто подразумевает отсутствие творческого подхода со стороны автора. Причины этого в том, что это наносит ущерб внутренней логике истории и часто настолько маловероятно, что бросает вызов читателю, не верящему ему . [13]
Примеры [ править ]
- Сценаристы «Мстители: Финал» они загнали себя в угол Кристофер Маркус и Стивен Макфили признали, что сюжетный ход путешествия во времени в фильме 2019 года стал результатом того, что в предыдущем фильме . [14] Кроме того, внезапное прибытие Капитана Марвел в кульминационный момент фильма подверглось критике как граничащее с deus ex machina, потому что «ее позднее прибытие в финальную битву ... кажется результатом слишком сильных ее способностей». [15]
- Великие орлы из Дж. Р. Р. Толкина, » « Властелина колец выносящие Фродо и Сэмуайза из Мордора, подверглись критике как deus ex machina . [16] [17]
- Повелитель мух : Проходящий мимо офицер ВМФ спасает застрявших детей. Уильям Голдинг назвал это «уловкой»; другие критики рассматривают это как deus ex machina . Внезапный финал передает ужасную судьбу, которая постигла бы детей, если бы в этот момент не прибыл офицер. [18]
- Оливер Твист : Чарльз Диккенс использовал это устройство, когда Роуз Мэйли оказалась давно потерянной сестрой Агнес и, следовательно, тетей Оливера; она выходит замуж за своего давнего возлюбленного Гарри, позволяя Оливеру счастливо жить со своим спасителем мистером Браунлоу. [19]
- Война миров : Марсиане в романе Герберта Уэллса уничтожили все на своем пути и, по-видимому, одержали победу над человечеством, но внезапно их убили бактерии. [20]
В медицине [ править ]
В медицине эта фраза часто используется для обозначения якобы «магических средств», которые вряд ли сработают на практике. Например, во время вспышки COVID-19 в 2020 году , когда была предложена двойная трансплантация легких для неизлечимых пациентов с COVID-19, ее сразу же осудили как deus ex machina. [21] В 2006 году, когда электронный мониторинг сердца плода рекламировался как профилактическая мера от церебрального паралича , Медицинский журнал Новой Англии осудил его как deus ex machina . [22]
Критика [ править ]
Устройство deus ex machina часто критикуют как нехудожественное, слишком удобное и чрезмерно упрощенное. Однако сторонники устройства говорят, что оно открывает идейные и художественные возможности. [23] [24]
Древняя критика [ править ]
Антифан был одним из первых критиков устройства. Он считал, что использование deus ex machina было признаком того, что драматург не смог должным образом справиться со сложностями своего сюжета. [25]
когда они не знают, что сказать
и полностью отказался от игры
как палец они поднимают машину
и зрители довольны.
- Антифан
Еще одно критическое упоминание об этом устройстве можно найти в « диалоге Платона Кратил» , 425d, хотя оно сделано в контексте аргумента, не связанного с драмой.
Аристотель раскритиковал этот прием в своей «Поэтике» , где утверждал, что разрешение сюжета должно возникать внутренне, вытекая из предыдущего действия пьесы: [26]
И в характерах, так же, как и в построении событий, [поэт] всегда должен искать то, что либо необходимо, либо вероятно, так что либо необходимо, либо вероятно, что человек такого-то рода скажет или делать вещи того же рода, и либо необходимо, либо вероятно, что этот [инцидент] произойдет после того. Очевидно, что и решения сюжетов должны происходить в результате самого сюжета, а не из замысла, как в « Медее» и в месте о плавании домой в « Илиаде» . Приспособление должно быть использовано для дел, находящихся вне драмы: либо предыдущих событий, которые находятся за пределами человеческого знания, либо более поздних событий, которые необходимо предсказать или объявить. Ибо мы допускаем, что боги могут видеть все. В происшествиях не должно быть ничего невероятного; в противном случае оно должно быть вне трагедии, как, например, у Софокла в « Эдипе » .
— Поэтика , (1454a33–1454b9)
Аристотель, однако, хвалил Еврипида за то, что он обычно заканчивал свои пьесы неудачей, что он считал правильным в трагедии, и в некоторой степени оправдывал вмешательство божества, предположив, что «удивление» следует искать в трагической драме: [27]
Иррациональность следует относить к тому, что говорят люди: это одно из решений, а иногда и то, что оно не иррационально, поскольку вполне вероятно, что произойдут невероятные вещи.
О таком приеме упоминал Гораций в своей книге «Ars Poetica» (строки 191–2), где он учит поэтов, что им никогда не следует прибегать к «богу из машины» для решения своих заговоров, «если только не возникнет трудность, достойная разгадки бога». случиться» [ nec deus intersit, nisi dignus uindice nodus inciderit; nec Quarta Loqui Persona Laboret ]. [28]
Современная критика [ править ]
Вслед за Аристотелем критики эпохи Возрождения продолжали рассматривать deus ex machina как неумелый сюжетный ход, хотя драматурги эпохи Возрождения продолжали использовать его.
К концу XIX века Фридрих Ницше раскритиковал Еврипида за то, что он превратил трагедию в оптимистический жанр с помощью этого устройства, и очень скептически относился к «греческой жизнерадостности», вызывая в пьесах то, что он считал «блаженным наслаждением жизнью». [29] Deus ex machina, как его видел Ницше, был симптомом сократовской культуры, которая ценила знание выше дионисической музыки и в конечном итоге стала причиной смерти трагедии: [30]
Но ярче всего новый недионисический дух проявляется в финалах новых драм. В конце старых трагедий было чувство метафизического примирения, без которого невозможно представить наше наслаждение трагедией; возможно, примирительные тона другого мира наиболее чисто звучат в «Эдипе в Колоне» . Теперь, когда трагедия утратила гений музыки, трагедия в самом строгом смысле этого слова умерла: ибо где теперь можно было найти это метафизическое утешение? Поэтому искали земное разрешение трагического диссонанса; герой, достойно истерзанный судьбой, снискал заслуженную награду в виде величественного брака и знаков божественной чести. Герой стал гладиатором и получил свободу после того, как с него удовлетворительно содрали кожу и получили шрамы. Метафизическое утешение было вытеснено deus ex machina .
— Фридрих Ницше
Ницше утверждал, что deus ex machina создает ложное чувство утешения, которое не следует искать в явлениях. [31] Его клевета на сюжетный ход преобладала среди критиков.
В Артура Вулгара Верралла публикации «Еврипид Рационалист» (1895) он исследовал и записал другие реакции конца XIX века на это устройство. Он записал, что в некоторых критических отзывах на этот термин он назывался «бурлеск», «театральный переворот» и «катастрофа». Верралл отмечает, что критики пренебрежительно относятся к авторам, использующим этот прием в своих произведениях. Он приходит к выводу, что критики считают, что deus ex machina является свидетельством попытки автора испортить все свое произведение и помешать кому-либо придать его произведению какое-либо значение. [25]
Однако другие ученые рассмотрели использование Еврипидом deus ex machina и описали его использование как неотъемлемую часть сюжета, созданного для определенной цели. Часто пьесы Еврипида начинались с богов, поэтому утверждается, что для богов было бы естественно закончить действие. Конфликт в пьесах Еврипида был вызван вмешательством богов, поэтому как для драматурга, так и для публики того времени имело смысл, что боги разрешат все конфликты, которые они начали. [32] Половина из восемнадцати дошедших до нас пьес Еврипида заканчивается использованием deus ex machina , поэтому это был не просто способ избавить драматурга от смущения запутанного финала сюжета. Этот прием позволил ему добиться естественного и более достойного драматического и трагического финала. [33]
Другие сторонники этого устройства считают, что оно может стать эффектным агентом подрывной деятельности. Его можно использовать, чтобы подорвать общие условности и бросить вызов культурным представлениям и привилегированной роли трагедии как литературной/театральной модели. [24]
Некоторые ревизионистские критики 20-го века предполагают, что deus ex machina нельзя рассматривать в таких упрощенных терминах, и утверждают, что это устройство позволяет смертным «исследовать» свои отношения с божественным. [34] Раш Рем, в частности, приводит примеры греческой трагедии, в которой deus ex machina усложняет жизнь и отношения персонажей, противостоящих божеству, и одновременно доносит драму до аудитории. [34] Иногда маловероятность сюжетного устройства deus ex machina используется намеренно. Например, комический эффект создается в сцене из «Жизни Брайана» Монти Пайтона, когда Брайана, жившего в Иудее во времена Христа , спасает от высокого падения пролетающий мимо инопланетный космический корабль . [35]
Примечания [ править ]
- ^ Словарь случайного дома
- ^ Бексон, Карл Э.; Ганц, Артур Ф. (1961). Путеводитель по литературным терминам: словарь . Полуденная пресса.
- ^ «Deus Ex Machina — Примеры и определения» . Литературные устройства . 03.11.2013 . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Бог из машины» . Мерриам-Вебстер . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Деус из машины» . Британская энциклопедия . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Бог из машины – театральные литературные приемы – Оксфордские учебные курсы» . oxfordstudycourses.com . 14 сентября 2015 года . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Одно из самых ранних употреблений этой фразы находится во фрагменте 227 Менандра : ἀπὸ μηχανῆϛ θεὸς ἐπεφάνηϛ «В своем прозрении вы настоящий бог из машины», как цитируется в «Женщине, одержимой божественностью », как переведено у Менандра: Основные фрагменты (1921) Фрэнсиса Гринлифа Аллинсона .
- ^ Перейти обратно: а б Чондрос, Томас Г.; Милидонис, Кипр; Вицилайос, Джордж; Вайцис, Джон (сентябрь 2013 г.). « Реконструкция «Deus-Ex-Machina» в афинском театре Диониса». Теория механизма и машин . 67 : 172–191. doi : 10.1016/j.mechmachtheory.2013.04.010 .
- ^ Рем (1992, 72) и Уолтон (1984, 51).
- ^ Каннингем, Морис П. (июль 1954 г.). «Медея ΑΠΟ ΜΗΧΑΝΗΣ». Классическая филология . 49 (3): 151–160. дои : 10.1086/363788 . JSTOR 265931 . S2CID 163893448 .
- ^ Рем (1992, 70).
- ^ «Тартюф: Путеводитель по романам». Архивировано 21 января 2012 г. в Wayback Machine . 2003. Проверено 2 ноября 2011 г.
- ^ Доктор Л. Кип Уиллер. «Литературные термины и определения: Д» . Проверено 26 июля 2008 г.
- ↑ Даже «Мстители»: авторы эндшпиля признают, что путешествия во времени — это нелепость
- ↑ Как «Мстители: Финал» так неправильно поняли капитана Марвела?
- ^ «10 лучших моментов Deus Ex Machina» . Архивировано из оригинала 2 мая 2020 г.
- ^ Ванинская, Анна (26 декабря 2019 г.). Фантазии времени и смерти: Дансени, Эддисон, Толкин . Спрингер. ISBN 9781137518385 .
- ^ Фридман, Лоуренс С. (2008). «Горе, горе, горе: Повелитель мух » . В Блуме, Гарольд (ред.). «Повелитель мух» Уильяма Голдинга . Издательство информационной базы. стр. 67–68. ISBN 9780791098264 .
- ^ Абрамс, М.Х., изд. (1993). Словарь литературных терминов . Харкорт Брейс и компания, США. стр. 44–45.
- ^ Вестфаль, Гэри, изд. (2005). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса, том 1 . Издательская группа Гринвуд. п. 195 . ISBN 0313329516 .
- ^ Вадовски Б.Дж., Бачетта М., Кон З.Н. (декабрь 2020 г.). «Остерегайтесь Deus Ex Machina Covid-19» . Энн Торак Сург . 110 (6): 1787–1788. doi : 10.1016/j.athoracsur.2020.08.001 . ПМЦ 7455797 . ПМИД 32871108 .
- ^ Грин М.Ф. (ноябрь 2006 г.). «Акушеры все еще ждут бога из машины». N Engl J Med . 355 (21): 2247–2248. дои : 10.1056/NEJMe068176 . ПМИД 17124023 .
- ^ Ваатманн, Вейко (01 июля 2022 г.). «В защиту deus ex machina» . Журнал сценарного мастерства . 13 (2): 155–167. дои : 10.1386/josc_00091_1 . S2CID 252424778 .
- ^ Перейти обратно: а б Бретон, Роб (лето 2005 г.). «Призраки в машине: заговор в чартистской и рабочей фантастике». Викторианские исследования . 47 (4): 557–575. дои : 10.1353/vic.2006.0003 .
- ^ Перейти обратно: а б Хэндли, Мириам (январь 1999 г.). «Ответ Шоу на deus ex machina: от квинтэссенции ибсенизма до дома разбитых сердец » . Театр: древний и современный, январская конференция 1999 г. ISBN 9780749285777 .
- ^ Янко (1987, 20)
- ^ Поэтика 11.5, Пингвин (1996, 45).
- ^ «Ars Poetica Горация» . Фонд поэзии . 21 сентября 2017 г.
- ^ Ницше (2003, 85).
- ^ Ницше (2003, 84–86).
- ^ Ницше (2003, 80).
- ^ Абель, Д. Герберт (декабрь 1954 г.). «Deus ex Machina Еврипида: ошибка или совершенство». Классический журнал . 50 (3): 127–130.
- ^ Фликинджер, Рой Кастон (1926). Греческий театр и его драма . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Рем (1992, 71).
- ^ Джеймс Берардинелли, Джеймс. «Обзор: Жизнь Брайана» . Обзоры фильмов. 2003 г.
Ссылки [ править ]
- Бушнелл, Ребекка изд. 2005. Товарищ трагедии . Молден, Массачусетс и Оксфорд: Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-0735-9 .
- Хит, Малькольм, пер. 1996. Поэтика. По Аристотелю . Пингвин: Лондон. ISBN 978-0-14-044636-4 .
- Янко, Ричард, пер. 1987. Поэтика с Tractatus Coislinianus, Реконструкция поэтики II и фрагментами книги «О поэтах». По Аристотелю . Кембридж: Хакетт. ISBN 0-87220-033-7 .
- Мастронард, Дональд, 1990. Актеры на высоте: скинская крыша, журавль и боги в аттической драме . Классическая античность, том 9, октябрь 1990 г., стр. 247–294. Калифорнийский университет.
- Рем, Раш, 1992. Греческий трагический театр . Рутледж, Лондон. ISBN 0-415-04831-1 .
- Таннер, Майкл изд. 2003. Рождение трагедии . Ницше , Фридрих . Пингвин: Лондон. ISBN 978-0-14-043339-5 .
- Таплин, Оливер, 1978. Греческая трагедия в действии . Метуэн, Лондон. ISBN 0-416-71700-4 .
- Уолтон, Дж. Майкл, пер. 2000. Еврипид: Медея . Метуэн, Лондон. ISBN 0-413-75280-1 .
Внешние ссылки [ править ]
Словарное определение deus ex machina в Викисловаре
- Новая международная энциклопедия . 1905. .