Мордор
Мордор | |
---|---|
Средиземья Локация | |
![]() | |
Первое появление | Властелин колец |
Информация во вселенной | |
Другое имя (а) | Земля Теней, Черная Земля, Безымянная Земля |
Тип | Царство и база действий Саурона |
Правитель | Саурон |
Локации | Барад-Дур (Темная Башня), Роковая Гора , Мораннон (Черные Врата) , Кирит Унгол, Горгорот, Удун |
География | Восток Гондора |
Продолжительность жизни | Вторая эпоха – Четвертая эпоха |
Капитал | Барад-Фар |
В Р. Толкина Дж вымышленном мире Средиземья . Мордор ( Р. произносится [ˈmɔrdɔr] ; от синдарина Black Land и квенья Land of Shadow ) — царство и база злого Саурона . Он лежал к востоку от Гондора и великой реки Андуин , а также к югу от Лихолесья . Роковая гора , вулкан в Мордоре, была целью Братства Кольца в стремлении уничтожить Единое Кольцо . Мордор был окружен тремя горными хребтами: на севере, западе и юге. Они оба защищали землю от вторжения и не давали жителям Мордора сбежать.
Комментаторы отметили, что на Мордор повлиял собственный опыт Толкина в промышленной Черной стране английского Мидлендса , а также его время, проведенное в окопах Западного фронта во время Первой мировой войны . Толкин был также знаком с рассказом о неземных пейзажах чудовища Гренделя в древнеанглийской поэме «Беовульф» . Другие заметили, что Толкин изображает Мордор как особенно злой и как образ промышленной деградации окружающей среды , контрастирующий либо с домашним Широм , либо с прекрасным эльфийским лесом Лотлориэна .
География
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]
Мордор имел примерно прямоугольную форму с более длинными сторонами на севере и юге. Три стороны были защищены горными хребтами: Эред Литуи («Пепельные горы») на севере и Эфель Дуат на западе и юге. Длина этих хребтов оценивается в 498, 283 и 501 милю (801, 455 и 806 километров) соответственно, что дает Мордору площадь примерно 140 000 квадратных миль (360 000 квадратных километров). [1]
На западе лежала узкая земля Итилиэн , провинция Гондора; [Т 2] на северо-западе — Мертвые болота и Дагорлад, Равнина битвы; на севере — Wilderland; на северо-востоке и востоке — Рун; на юго-востоке — Кханд; и на юге Харад . [Т 3] Недалеко от Мертвых топей находится еще одно мрачное болото, Ниндальф или Ветванг, рядом с холмами Эмин Муил . [2]
Черные ворота
[ редактировать ]На северо-западе перевал Кирит Горгор вел на закрытую равнину Удун. Саурон построил через перевал Чёрные Врата Мордора (Мораннон). Это добавилось к более ранним укреплениям, Башням Зубов – Кархост на востоке, Нархост на западе, сторожевым башням, которые были построены Гондором для наблюдения за этим входом. [Т 4] Проход через внутреннюю часть Удуна во внутренние районы Мордора охранялся другими воротами, Изенмутом. За пределами Мораннона лежали Дагорлад, или Боевая равнина, и Мертвые болота. [Т 3]
Горы тени
[ редактировать ]Эфель Дуат («Забор теней») защищал Мордор на западе и юге. Главный проход охранял Минас Моргул , город, построенный Гондором как Минас Итиль. [Т 5] Крепость Дуртанг находилась на севере Эфель-Дуата над Удуном. [Т 6] Более высокий и трудный перевал, Кирит Унгол, находился к северу от перевала Моргул. Его вершину охраняла башня, построенная Гондором. Маршрут проходил через Торех Унгол, логово гигантского паука Шелоб . [Т 7] [Т 8]
Внутри Эфель-Дуата пролегал нижний параллельный хребет Моргай, разделенный узкой долиной, «умирающей землей, еще не умершей» с «низкими кустарниковыми деревьями», «грубыми серыми кочками травы», «увядшими мхами», «великими извивающимися спутанные ежевики» и заросли шиповника с длинными колючими шипами. [Т 9]
Интерьер
[ редактировать ]Внутренняя часть Мордора состояла из трех больших регионов. Ядро царства Саурона находилось на северо-западе: засушливое плато Горгорот с действующим вулканом Роковая гора, расположенным посередине. [Т 10] Главная крепость Саурона Барад-Дур находилась на северной стороне Горгорота, в конце отрога Пепельных гор. Горгорот был вулканическим и негостеприимным для жизни местом, но здесь располагались шахты, кузницы и гарнизоны Мордора. [Т 6] [Т 4] Нурн, южная часть Мордора, была менее засушливой и более плодородной; Рабы Саурона обрабатывали этот регион, чтобы поддержать его армию. [Т 11] и ручьи питали соленое море Нурнен. К востоку от Горгорота лежала сухая равнина Литлада. [Т 4]
Гора Рока
[ редактировать ]
Гора Рока, Ородруин или Амон Амарт («Гора Судьбы») — это нечто большее, чем обычный вулкан; он реагирует на команды Саурона и его присутствие, впадая в спячку, когда он находится вдали от Мордора, и снова становясь активным, когда он возвращается. Это место, где было выковано Единое Кольцо , и его магматическое сердце — единственное место, где оно может быть уничтожено. [Т 12] Когда Саурон терпит поражение в конце Третьей Эпохи с разрушением Единого Кольца, вулкан сильно извергается. [Т 10]
Толкин заявил в своем « Путеводителе по именам во «Властелине колец », предназначенном для помощи переводчикам, что фраза «Трещина судьбы» происходит от Уильяма Шекспира пьесы «Макбет » , акт 4, сцена 1. Толкин писал, что эта фраза означает «объявление о Последнем Дне» раскатом грома или «звук последней трубы [et]» (он цитирует использование слова «треск» для обозначения звука трубы в «Сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» в строках 116). и 1166) на Страшном суде , как описано в Книге Откровения . Далее он заявляет, что «Doom» первоначально означало «суд», и по своему звучанию и использованию в слове «судный день» несет в себе «чувства смерти, окончательности и судьбы». [Т 13] Другой возможный источник названия, упомянутый Толкином и обсуждавшийся толкиновским ученым Джаредом Лобделлом , — это пара рассказов о сверхъестественных событиях английского писателя Алджернона Блэквуда «Ивы» и «Гламур снега». [4] Согласно журналу для фанатов «Niekas» , Толкин «более или менее нашел Мордор» во время круиза по Средиземному морю в сентябре 1966 года. [3] Проплывая ночью мимо вулкана Стромболи , Толкин сказал, что «никогда не видел ничего, что было бы так похоже на [Роковую гору]». [3]
Международный астрономический союз называет все горы на Титане спутнике Сатурна в честь гор из произведений Толкина. [5] В 2012 году Титанианскую гору назвали « Роковой Монс » в честь горы Дум. [6] Шведская мелодик-дэт-метал группа Amon Amarth , чьи тексты посвящены в первую очередь культуре викингов и скандинавской мифологии. [7] и североамериканская дум-метал группа Orodruin названа в честь горы. [8]

В Питера Джексона экранизации «Властелин колец » Роковая гора была представлена двумя действующими вулканами Новой Зеландии : горой Нгаурухо и горой Руапеху , расположенными в национальном парке Тонгариро . На общих планах гора представляет собой либо большую модель, либо эффект компьютерной графики , либо их комбинацию. Постановщикам не разрешили снимать вершину Нгаурухо, потому что маори считают ее священной, но некоторые сцены на склонах Роковой горы были сняты на склонах Руапеху. [9]
В сериале « Властелин колец: Кольца власти» Роковая гора подвергается фреатомагматическому извержению во Второй Эпохе . Это произошло, когда орки открыли шлюз , выпустив воду в горячую магму глубоко под землей. Вода, как объяснил геолог, затем превратится в пар, что приведет к взрыву. [10]
Барад-Фар
[ редактировать ]Имя Барад-дур на синдаринском языке происходит от барад «башня» и дур «темный». его называли Лугбурз На Черном Наречии Мордора , от lug «башня» и búrz «темный». [11] Чёрная Речь (созданная Сауроном ) была одним из языков, используемых в Барад-Дуре. Солдаты там использовали уродливую форму языка. [Т 14] Во «Властелине колец » «Барад-Дур», «Лугбурз» и «Темная Башня» иногда используются как метонимы Саурона. [Т 15]
Во Второй Эпохе Саурон снова начал действовать и выбрал Мордор в качестве оплота, в котором можно было построить свою крепость. [12] Оно было усилено силой Единого Кольца, которое недавно было выковано; его фундамент будет существовать до тех пор, пока существует Кольцо. Гэндальф описал Кольцо как «...основание Барад-Дура...». [Т 16] Темная Башня описывается как сделанная из железа, черная, с зубцами и воротами. [Т 17] Однако на картине Толкина стены в основном состоят из серого камня и кирпича, а зубцы, ворота и башни не видны. [Т 18]
В «Двух башнях» Барад-Дур описывается как «...эта огромная крепость, арсенал, тюрьма, печь великой силы...» [Т 19] Далее в том же абзаце говорится, что Темная Башня обладала «неизмеримой силой». Крепость была построена со множеством башен и была скрыта вокруг нее облаками: «...возвышающаяся черная, чернее и темнее, чем огромные тени, среди которых она стояла, жестокие вершины и железная корона самой высокой башни Барад-Дура». [Т 20] Строение не было ясно видно, потому что Саурон создавал вокруг себя тени, выползающие из башни. [Т 20] В Амон видении Фродо на Хене он воспринимал огромную башню как «...стену за стеной, зубчатую стену за зубчатой, черную, неизмеримо сильную, железную гору, стальные врата, адамантовую башню... Барад-Дур, Крепость Саурона». [Т 17] На вершине башни находился смотровой пост «Окно глаза». Это окно было видно с Роковой горы , где Фродо и Сэм увидели ужасный взгляд Ока Саурона. [Т 20] Западные ворота Барад-Дура описываются как «огромные», а западный мост — как «огромный железный мост». [Т 20]
В «Возвращении короля » Сэм Гэмджи стал свидетелем разрушения Барад-Дура: «...башни и зубчатые стены, высокие, как холмы, основанные на могучем горном троне над безмерными ямами; огромные дворы и темницы, безглазые тюрьмы, отвесные, как скалы. и зияющие врата из стали и несокрушимых..." [Т 20]
Барад-Дур, вместе с Единым Кольцом, Мордором и самим Сауроном, были уничтожены 25 марта, в традиционную англосаксонскую дату распятия ; Поиски по уничтожению Единого Кольца начались в Ривенделле 25 декабря, в день Рождества . [13]
Первый возраст
[ редактировать ]В «Атласе Средиземья» картограф Карен Винн Фонстад предположила, что земли Мордора, Кханда и Руна лежали на месте внутреннего моря Хелкар , и что моря Руна и моря Нурнена были его остатками. Это было основано на карте мира Первой эпохи , нарисованной Толкином в Амбарканте , где Внутреннее море Хелкар занимало большую территорию Средиземья между Эред Луином и Орокарни , а его западный конец находился недалеко от истока Великого залива. (позже Уста Андуина). [14] [а]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Саурон поселился в Мордоре во Эпохе Средиземья Второй , и он оставался средоточием его злых замыслов. Он построил свою великую крепость Барад-Дур, Темную Башню, недалеко от вулкана Роковая гора ( Ородруин ), и стал известен как Темный Лорд Мордора. Саурон помог эльфам в создании Колец Власти в Эрегионе в Эриадоре и тайно выковал Единое Кольцо в Ородруине. Затем он приступил к завоеванию Средиземья, начав нападение на эльфов Эрегиона, но был отбит людьми Нуменора . [Т 22]
Более тысячи лет спустя нуменорцы под командованием Ар-Фарасона отплыли в Средиземье, чтобы бросить вызов притязаниям Саурона на звание «Короля людей». Саурон позволил им схватить себя и вернуть в Нуменор, где он разрушил его . Он сразу же вернулся в Мордор как дух и возобновил свое правление. [Т 23]
Последний союз и Третья эпоха
[ редактировать ]Правление Саурона снова было прервано, когда его попытки свергнуть выживших людей Нуменора и эльфов потерпели неудачу. Армия Последнего Союза Эльфов и Людей двинулась на Мордор; в великой битве на Дагорладе («Равнине битвы») силы Саурона были уничтожены, а Чёрные Врата взяты штурмом. Затем Барад-Дур был осажден; через семь лет Саурон вырвался и потерпел поражение на склонах Ородруина. Саурон бежал в Рун, а Барад-Дур был сровнен с землей. Гондор построил крепости у входов в Мордор, чтобы предотвратить его возвращение, поддерживая «Бдительный мир» более тысячи лет. [Т 22]
Великая чума в Гондоре привела к тому, что укрепления, охранявшие Мордор, были заброшены, и Мордор снова наполнился злыми созданиями. Призраки Кольца воспользовались упадком Гондора, чтобы вернуться в Мордор, завоевали Минас Итиль и захватили крепости. Во время Бильбо Бэггинса квеста в «Хоббите » Саурон вернулся в Мордор из Дол Гулдура , симулируя поражение, но готовясь к войне. [Т 22]
Война Кольца
[ редактировать ]
Совет Элронда решил отправить Кольцо на Роковую Гору, чтобы уничтожить его и силу Саурона. Его принесли в Мордор два хоббита , Фродо Бэггинс и Сэм Гэмджи ; [Т 22] они подошли через Мертвые топи и вошли через перевал Кирит Унгол. В Войне Кольца Саурон попытался штурмовать Минас Тирит , столицу Гондора, но потерпел поражение от Гондора и Рохана в битве на Пеленнорских полях . Победители отправили армию к Черным Вратам, чтобы отвлечь Саурона от Кольца. В ответ он освободил Мордор от его армий и отправил их к Черным Вратам. В результате равнина Горгорота осталась почти безлюдной, и Фродо и Сэм смогли пройти через нее к Роковой горе. Во время битвы при Моранноне Единое Кольцо было уничтожено на Роковой горе вместе с силой Саурона, Барад-дуром, и моральным духом его армий. [Т 22] [Т 10] Это окончательное поражение Саурона положило конец Третьей Эпохе. Горгорот опустел, поскольку его орки бежали или были убиты. Земля Нурн была отдана освобожденным рабам Саурона. [Т 11] [15]
Языки и народы
[ редактировать ]Во время Войны Кольца Саурон собрал огромные армии, чтобы служить ему. В их число входили истерлинги и харадримы , говорившие на разных языках, а также орки и тролли , которые обычно говорили на ухудшенной форме общей речи . В Барад-дуре и среди капитанов Мордора (Призраков Кольца и других высокопоставленных слуг, таких как Уста Саурона ), все еще использовалась Черная Речь , язык, изобретенный Сауроном в Темные годы Второй Эпохи. Помимо обычных орков и троллей, Саурон вывел более мощную породу орков — урук-хаев, а также сильную и ловкую породу троллей — олог-хай, способную выдержать солнце. Олог-хай знали только Чёрную Наречие. [Т 24]
Мы
[ редактировать ]В произведениях Толкина «Мордор» имел два значения: «Черная земля» на синдарине и «Земля теней» на квенья . Корень мор («темный», «черный») также появился в Мории , что означало «Черная Яма», и Морготе , первом Темном Лорде. [Т 25]
Популярные источники предполагают или прямо заявляют, что «Мордор» произошел от древнеанглийского morðor , «смертный грех» или «убийство». [16] Напротив, филолог Хельге Фаускангер отмечает, что Толкин десятилетиями использовал оба элемента имени, «мор» и «дор» (как в Гондоре, Эриадор), прежде чем объединить их в «Мордор». [16]
Фаускангер пишет, что, однако, есть несколько слов, которые звучат как «мор» и имеют оттенок тьмы. Итальянское моро (ср. лат. maurus , черный, и маури , североафриканское племя) означает мавр , а прилагательное означает «черный»; Толкин сказал, что ему нравится итальянский язык. [16] Греческое Μαυρός ( mauros ) означает «темный, тусклый». [16] Он также отмечает возможную связь в сознании Толкина с Мирквудом , темным северным лесом, от норвежского myrk «темный», родственного английскому «темный». [16] Он добавляет, что такие слова, как «латинское mors «смерть» или древнеанглийское morðor «убийство» — еще больше затемнили звучание этого слога». [16] Наконец, Фаускангер упоминает такие имена Артура , как Моргана, Моргауза и Мордред; Мор-элемент здесь не означает «темный», возможно, он связан с валлийским mawr «большой», но Толкин мог уловить ассоциацию со злом Артура. [16]
Происхождение
[ редактировать ]Пустыня Гренделя в «Беовульфе»
[ редактировать ]
Толкин, знаток древнеанглийского языка , был экспертом по «Беовульфу» , называя его одним из «самых ценных источников» по Средиземью. [Т 26] Медиевисты Стюарт Д. Ли и Элизабет Солопова сравнивают рассказ Толкина о Мордоре и соседних ландшафтах с дикой природой монстра Гренделя в «Беовульфе» . [17] В частности, они сравнивают переход Фродо и Сэма через Мертвые болота и то, что Голлум называл «хитрыми огнями», с Беовульфа « огнем на воде» ; и их путешествие по выжженному Моргаю, полному камней и злобных шипов, по опасным болотам Гренделя. [17] Ли и Солопова пишут, что описание «Беовульфа» подчеркивает грядущий ужас, «играя на идеях запустения, зимних пейзажей и сверхъестественного». [17] и, как Толкин, дающий реалистичные описания природы. В то же время, пишут они, и поэт «Беовульф» , и Толкин включают в себя «элемент фэнтези»: болота Гренделя одновременно полны воды и «скалистый мыс… населен сверхъестественным злом». [17] в то время как Толкин наполняет пейзажи Мордора и его окрестностей «подобной двусмысленностью и чувством беспокойства». [17]
Гренделя Пустыня в Беовульфе II.1345-1382 гг . | Перевод | Пейзажи вокруг Мордора |
---|---|---|
... ... ... ... Привет, дыгел лонд варигед, вульфлеоу, вендиге нэссас, Фречне Фенгелад | ... ... ... ... Они тайная земля смотреть, кишащие волками склоны / ветреные мысы опасная болотистая тропа | Моргай: камни, шипы, «безтравный, голый, зазубренный… бесплодный», «разрушительный и мертвый» |
достигается вуду виртум / вода в шлеме. они мне ночь gehwæm / niðwundor seon, Фир на флоде ... Nis tæt heoru stow! | Деревья с хорошо укоренившимися корнями / затмевают воду Там каждую ночь можно увидеть ужасное чудо: огонь на воде... Это небезопасное место. | «широкие топи и болота... Туманы клубились и дымились из темных и шумных омутов». «Свечи для трупов» (огни в Мертвых болотах) |
«Черная страна» Уэст-Мидлендса
[ редактировать ]
Художественная выставка под названием «Создание Мордора» в Художественной галерее Вулверхэмптона (2014 г.) утверждает, что сталелитейные заводы и доменные печи Уэст-Мидлендса недалеко от дома, где прошло детство Толкина, вдохновили его видение Мордора и его имя . Этот промышленно развитый район издавна называли « Черной страной ». [18] Филип Вомак, пишущий в The Independent , сравнивает переезд Толкина из сельского Уорикшира в городской Бирмингем как «изгнание из сельской идиллии в мордорские кузницы и костры». [19] Критик Крис Баратта отмечает контраст между ухоженным зеленым Широм , домом хоббитов, и « промышленными пустошами Изенгарда . и Мордора» [20] Баратта отмечает, что Толкин явно хотел, чтобы читатель «осознал некоторые проблемы разрушения окружающей среды, безудержного промышленного вторжения, а также развращающего и разрушительного воздействия, которое они оказывают на человечество». [20]
Западный фронт Первой мировой войны
[ редактировать ]
Газета New York Times связала мрачную землю Мордора с личным опытом Толкина в окопах Западного фронта во время Первой мировой войны . [22] Джейн Чиабаттари, пишущая на веб-сайте культуры BBC , называет борьбу хоббитов за то, чтобы доставить кольцо в Мордор, «треснутым зеркальным отражением молодых солдат, оказавшихся в выжженной местности и в резне окопной войны на Западном фронте». [21] В одном из своих писем в 1960 году сам Толкин писал, что «Мёртвые болота [к северу от Мордора] и подходы к Мораннону [вход в Мордор] чем-то обязаны северной Франции после битвы на Сомме ». [21]
Зло
[ редактировать ]Критик Ликке Гуанио-Улуру рассматривает Мордор как особое зло, отмеченное Сауроном: землю, которая «умирает, борется за жизнь, хотя еще не мертва». [23] зло способно изуродовать жизнь, но не уничтожить ее полностью. Оно контрастирует, пишет Гуанио-Улуру, с красотой Лотлориэна и отмечено такими отрицательными прилагательными, как «жесткий, искривленный, горький, борющийся, низкий, грубый, иссохший, запутанный, колющий, угрюмый, сморщенный, раздражающий, дребезжащий, грустный». . [23]
Наследие
[ редактировать ]В кино
[ редактировать ]
Мордор присутствует во всех трех фильмах Питера Джексона « Властелин колец» трилогии . В первом фильме Шон Бин , играющий Боромира , воина из Гондора, заявляет Совету Элронда , что «в Мордор нельзя просто войти». [25] Во втором цифровой Голлум Энди Серкиса ведет Фродо и Сэма к Черным Вратам. [26] В финальном фильме Фродо и Сэм пробираются через разрушенную вулканическую равнину Горгорот к Роковой горе. [24] одетые как орки, под красным сиянием вулкана и бдительным оком Саурона из преувеличенно готического Барад-Дура, [27] в то время как Армия Запада собирается для финальной битвы перед Черными Вратами и становится свидетелем катастрофического разрушения всего, что построил Саурон, когда Кольцо разрушено. [24]
Для кинотрилогии Джексона Ричард Тейлор и его команда дизайнеров построили миниатюру (« большую атюру ») Барад-Дура высотой 18 футов (5 м). [28] В фильме Джексона «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) Барад-Дур хорошо виден из Черных ворот Мордора, чего нет в книге. Джексон изобразил Барад-Дур, как и другие вражеские крепости Изенгард, Минас Моргул и Черные Врата, в «преувеличенной готической манере» с черным металлическим внешним видом. [29] Во «Властелине колец » Глаз находился в «Окне Глаза» на самой верхней башне, тогда как в кинотрилогии Джексона Глаз появлялся между двумя роговидными шпилями, которые изгибались вверх от вершины башни.
По мнению Вомака, биографический фильм «Толкин» 2019 года явно связывает Мордор с окопной войной: «всадники становятся кровавыми рыцарями; клубы дыма клубятся и принимают форму темных королей». [19]
В других СМИ
[ редактировать ]В третьем куплете группы Led Zeppelin « Ramble On » песни Джимми Пейджа 1969 года рассказывается о «причудливом» Средиземье, включая Мордор, где можно встретить красивых женщин: «Это было в самых темных глубинах Мордора / Я встретил такую прекрасную девушку. / Но Горлум и злой подкрались / И ускользнули вместе с ней». [30] [31]
2014 года Middle-earth: Shadow of Mordor — это от третьего лица с открытым миром приключенческий боевик , действие которого происходит в Средиземье. [32]
Локации
[ редактировать ]В городе Варшава , Польша , область в юго-западном районе Мокотув , в окрестностях Служевца и Ксаверова , широко известна как Мордор . Здесь расположены две небольшие улицы, названные в честь произведений Толкина: улица Дж. Р. Р. Толкиена и улица Гэндальфа. [33]
В 2015 году НАСА опубликовало фотографии, сделанные во время прохождения космического зонда «Новые горизонты» на расстоянии 7 000 миль (11 000 км) от Плутона . Фотография крупнейшего спутника Плутона, Харона , показывает большую темную область возле его северного полюса. Темную область неофициально назвали Мордорской Макулой . [34]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Атлас был опубликован до выхода книги «Народы Средиземья» (1996), в которой море Рун существует уже в Первую эпоху. [Т 21]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин 1955 , гл. 10, «Черные врата открываются»: «Единственное знамя, черное, но с красным сглазом».
- ^ Толкин 1954 , книга 4, гл. 7 «Путешествие на перекрёсток»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1955 , Карта Рохана, Гондора и Мордора
- ^ Перейти обратно: а б с Толкин 1954 , книга 4, гл. 3 «Черные врата закрыты»
- ^ Толкин 1954 , книга 4, гл. 8 «Лестница Кирит Унгола»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1955 , книга 6, гл. 2 «Земля теней»
- ^ Толкин 1954 , книга 4, гл. 9 «Логово Шелоб»
- ↑ Толкин 1955 , книга 6, гл. 1 «Башня Кирит Унгол»
- ↑ Толкин 1955 , книга 6, гл. 2 «Земля теней»
- ^ Перейти обратно: а б с Толкин 1955 , книга 6, гл. 4 «Поле Кормаллена»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1955 , книга 6, гл. 5 «Наместник и король»
- ^ Толкин 1954a , Книга 1, гл. 2 « Тень прошлого »
- ^ Толкин, JRR (1975). «Справочник по именам во «Властелине колец», «Первенце» » . В Лобделле, Джаред (ред.). Толкиен Компас . Открытый суд . п. 162. ИСБН 978-0875483030 .
- ^ Толкин 1955 , Приложение F.
- ^ Толкин 1955 , Индекс: III «Люди, места и вещи»
- ^ Толкин 1955 , «Последние дебаты»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954а , Книга 2, гл. 10 «Разрыв товарищества»
- ↑ Толкин 1979 , фото 30: Ородруин и Барад-Дур
- ^ Толкин 1954 , «Дорога в Изенгард»
- ^ Перейти обратно: а б с д и Толкин, 1955 , «Роковая гора».
- ^ Толкин 1996 , с. 373, примечание 13
- ^ Перейти обратно: а б с д и Толкин, 1977 , «О кольцах власти и третьей эпохе».
- ^ Толкин 1977 , Акаллабет
- ^ Толкин 1955 , Приложение F, «Языки и народы третьего века»
- ↑ Carpenter 2023 , № 297, г-ну Рангу, черновик, август 1967 г.
- ↑ Carpenter 2023 , № 25 в редакцию The Observer , подпись «Привычка», опубликовано 16 января 1938 г.
вторичный
[ редактировать ]- ^ Фонстад, Карен Винн (1992). Атлас Средиземья . ХарперКоллинз. Приложение стр. 191. ИСБН 978-0-261-10277-4 .
- ^ Ветванг — место в Йоркшире ; его имя означает «мокрое поле», что также означает имя Ниндальф на эльфийском языке Синдарин . Уэйн Дж. Хаммонд и Кристина Скалл (редакторы), «Властелин колец: спутник читателя» , с. 779
- ^ Перейти обратно: а б с Плотц, Дик (1968). «Множество встреч с Толкином: отредактированная стенограмма выступлений на заседании TSA в декабре 1966 года» . Никас (19): 40 . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Нельсон, Дейл (2004). «Возможные отголоски Блэквуда и Дансени в фэнтези Толкина» . Толкиенские исследования . 1 : 177–181. дои : 10.1353/tks.2004.0013 .
- ^ Международный астрономический союз. «Категории для наименования объектов на планетах и спутниках» . Справочник планетарной номенклатуры . По состоянию на 14 ноября 2012 г.
- ^ Международный астрономический союз. «Дум Монс» . Справочник планетарной номенклатуры . По состоянию на 14 ноября 2012 г.
- ^ «Амон Амарт» . Дискогс . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Ородруин» . Металлический архив . Проверено 17 ноября 2020 г. .
- ^ Сибли, Брайан . Создание кинотрилогии «Властелин колец» , Хоутон Миффлин (2002).
- ^ Хибберд, Джеймс (29 сентября 2022 г.). « Шоураннеры «Кольца власти» — и геолог — объясняют этот сюрприз на горе Рок» . Голливудский репортер . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Аллан, Дж. (1978). «Чёрная речь» . В Аллане, Дж. (ред.). Введение в эльфийский язык (переиздано в 2002 г.). Гелиос: Книги о голове Брана. п. 167 . ISBN 0905220102 .
- ^ Фостер, Роберт (1978). Путеводитель по Средиземью . Нью-Йорк: Баллантайн . п. 21. ISBN 978-0345275479 .
- ^ Шиппи 2005 , с. 227
- ^ Фонстад, Карен Винн (1991). Атлас Средиземья (переработанная ред.). Хоутон Миффлин . п. 16 . ISBN 0-395-53516-6 .
- ^ МакНелис 2006 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фаускангер, Хельге К. (2013). Стенстрем, Андерс Б. (ред.). Arda Philology 4: Материалы четвертой международной конференции по изобретенным Дж. Р. Р. Толкином языкам, Оментиэльва Кантеа, Валенсия, 11–14 августа 2011 г. Арда. стр. 124–126. ISBN 978-91-973500-4-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ли, Стюарт Д .; Солопова, Елизавета (2005). Ключи Средиземья: открытие средневековой литературы через художественную литературу Дж. Р. Р. Толкина . Пэлгрейв . стр. 238–243 . ISBN 978-1403946713 .
- ^ Перейти обратно: а б Джеффрис, Стюарт (19 сентября 2014 г.). «Мордор, — писал он: как Черная страна вдохновила Толкина на создание бесплодных земель» . Хранитель . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вомак, Филип (4 мая 2019 г.). «Почему работа Толкина настолько успешна и почему в новом фильме не упоминается его христианство?» . Независимый . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Баратта, Крис (15 ноября 2011 г.). Энвайронментализм в области научной фантастики и фэнтези . Издательство Кембриджских ученых . стр. 31–45. ISBN 978-1-4438-3542-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Чиабаттари, Джейн (20 ноября 2014 г.). «Хоббиты и хиппи: Толкин и контркультура» . Би-би-си . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Локонте, Джозеф (30 июня 2016 г.). «Как Дж. Р. Р. Толкин нашел Мордор на Западном фронте» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гуанио-Улуру, Ликке (2015). Этика и форма в фэнтезийной литературе: Толкин, Роулинг и Мейер . Спрингер . стр. 51–52. ISBN 978-1-137-46969-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рисден, Эл. (2011). «Сопротивление Толкина линейности» . В Богстаде Дженис М.; Кавени, Филип Э. (ред.). Изображение Толкина . МакФарланд. п. 71. ИСБН 978-0-7864-8473-7 .
- ^ Уорнер, Сэм (1 июня 2020 г.). « Режиссер «Властелина колец» рассказал, что Шон Бин читал на камеру культовую речь Мордора» . НМЕ . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Фильмы Властелин колец: Две крепости» . Журнал Нью-Йорк . Февраль 2012 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Вудворд, Стивен; Курелис, Костис (2006). «Городская легенда: архитектура во «Властелине колец ». В Матийсе, Эрнест; Померанс, Мюррей (ред.). От хоббитов до Голливуда: Очерки «Властелина колец» Питера Джексона . Родопи . п. 203. ИСБН 978-9-04201-682-8 .
- ^ Матийс, Эрнест; Померанс, Мюррей (2006). От хоббитов до Голливуда: очерки о «Властелине колец» Питера Джексона . Том. 3. Амстердам: Родопи. п. 208. ИСБН 978-9042020627 .
- ^ Вудворд, Стивен; Курелис, Костис (2006). «Городская легенда: архитектура во «Властелине колец ». В Матийсе, Эрнест; Померанс, Мюррей (ред.). От хоббитов до Голливуда: Очерки «Властелина колец» Питера Джексона . Родопи . п. 203. ИСБН 978-9-04201-682-8 .
- ^ Мейер, Стивен С.; Юри, Кирстен (2020). Оксфордский справочник по музыке и медиевализму . Издательство Оксфордского университета. п. 732. ИСБН 978-0-19-065844-1 .
- ^ Грин, Энди (13 декабря 2012 г.). «Прогулка: рокеры, которые любят «Властелина колец» | Взгляд назад на Средиземье в рок-н-ролле, от Led Zeppelin до Rush и не только» . Роллинг Стоун . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Планте, Крис (1 октября 2014 г.). « 'Тени Мордора' морально отталкивающи, и я не могу перестать играть в нее» . Грань . Архивировано из оригинала 8 августа 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Мартина Конечек (8 января 2023 г.). «В Варшаве были созданы улицы Толкина и Гэндальфа. Автор «Властелина колец» и герой его романа стали покровителями улиц в Мордоре» . warszawa.naszemiasto.pl (на польском языке).
- ^ Талберт, Триша (1 октября 2015 г.). «Большая луна Плутона Харон раскрывает красочную и жестокую историю» . НАСА . Проверено 19 августа 2020 г.
Цветовая палитра Харона не так разнообразна, как у Плутона; Наиболее поразительным является красноватый северный (верхний) полярный регион, неофициально названный Мордорской Макулой.
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- МакНелис, Джеймс (2006). «Мордор». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . п. 434. ИСБН 0-415-96942-5 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0261102750 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1996). Кристофер Толкин (ред.). Народы Средиземья . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-82760-4 .
- Толкин, JRR (1979). Кристофер Толкин (ред.). Картины Дж. Р. Р. Толкина . Лондон: Аллен и Анвин . ISBN 978-0-0474-1003-1 .